Негосударственное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа «Индра»
Кировского района г. Екатеринбурга Утверждаю:
Директор школы
Агеева Н.Н.______________
Приказ №56
«28» августа 2013 г.
Решение Педагогического совета
Протокол
№1 от 28.08.2013
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по детской риторике
Класс: 2
Составил: Резник Е.И. 1кк Екатеринбург, 2013 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по детской риторике для 2 класса создана в соответствии с Федеральным Базисным учебным планом для достижения требований ФГОС НОО, на основе Программы «Риторика» для начальной школы (1-4) - авт. Т.А. Ладыженская, Н.В. Л - НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
В основе формирования рабочей программы «Риторика» для 2 класса, использована следующая нормативно-правовая и конструктивная база:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Приказ Министерства образования Российской федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009г. № 373
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009г.
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 3 марта 2011 г.
Авторская программа Ладыженской Н.В.. «Риторика», утвержденная МО РФ в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Учебный план НОУ СОШ «Индра» на 2013-2014 г.
Требования Примерной Основной Образовательной Программы НОУ СОШ «Индра».
Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. В соответствии с этой целью ставятся задачи:
- формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
- воспитывать любовь к своему городу, к своей Родине.
- развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира В соответствии с требованиями ФГОС НОО планируется получить следующие результаты изучения предмета «Риторика» во 2 классе.
Личностными результатами изучения курса риторики во 2-м классе является формирование следующих умений:
– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
– оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
– анализировать тактичность речевого поведения в семье;
– объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих учебных действий:
– формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
– пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
– отличать подробный пересказ от краткого;
– знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
– пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
– пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
– реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
– делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
– определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
– планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
– осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
– уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
– оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;
– определять тему, основную мысль несложного текста;
– определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
– подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
– анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
– разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
– сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
– давать оценку невежливому речевому поведению. Для достижения планируемых результатов I Определены ценностные ориентиры содержания образования:
Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и присвоение младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений. II В учебном плане 2 класса отведено 34 часа (1 час в неделю) для реализации следующего содержания курса.
В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о
– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о
– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
ОБЩЕНИЕ. Чему учит риторика. Что такое успешное общение.
Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).
Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).
Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.
Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.
Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.
Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).
Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.
Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.
Типы текстов.
Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.
Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.
Невыдуманный рассказ (о себе).
Вторичные тексты.
Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.
Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.
Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.
Тематическое планирование
№
| Тема
| Количество часов
| 1
| ОБЩЕНИЕ
| 17
| 1.а
| ПОВТОРЕНИЕ
| 1
| 1.б
| ЧЕМУ УЧИТ РИТОРИКА
| 3
| 1.в
| КАК МЫ ГОВОРИМ
| 4
| 1.г
| УЧУСЬ СЛУШАТЬ
| 5
| 1.д
| ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА
| 2
| 1.е
| УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ
| 2
| 2
| ТЕКСТ
| 17
| 2.а
| ТЕМА И ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ
| 3
| 2.б
| ПЕРЕСКАЗ
| 3
| 2.в
| ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ
| 2
| 2.г
| ТИПЫ ТЕКСТОВ
| 1
| 2.д
| РАССУЖДЕНИЕ
| 3
| 2.е
| ОПИСАНИЕ
| 2
| 2.ж
| НЕВЫДУМАННЫЙ РАССКАЗ
| 2
| 2.з
| ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ
| 1
| Всего 34 часа. III Разработана система контроля образовательных результатов Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля: Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах:
-публичные выступления ребёнка;
-участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах;
-иллюстрирование, выразительное чтение;
-творческие работы.
-решение риторических задач;
-знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя во внеурочное время).
Комплексная работа по итогам обучения.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в журнале учителя в рамках накопительной системы, в портфолио учащихся.
Контроль УУД
Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностическую комплексную работу «Мои достижения. 2 класс», позволяющую выявить, насколько успешно идёт развитие каждого ребёнка. Данная диагностика разработана для учащихся 2-х классов, включает в себя итоговые проверочные работы, каждая представлена в четырёх вариантах.
Работа носит интегрированный характер: она даёт возможность проверить все три группы результатов (предметные, метапредметные и личностные). Работа строится на основе чтения текста, что позволяет проверить также сформированность коммуникативных УУД. IV Используется Технология оценивания образовательных достижений ОС «Школа России» (стандартный уровень).
Цель – развитие контрольно-оценочной самостоятельности, мотивация ученика на успех, избавление его от страха перед школьным контролем и тем самым создание комфортной здоровьесберегающей обстановки.
Оценивается любое действие ученика, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи по использованию знаний.
Учитель и ученик определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка).
Оценка определяется по шкале 3 уровней:
- «необходимый» - решение типовой задачи, где требуется применить полученные ранее знания, соответствующие государственному стандарту («хорошо» или «удовлетворительно»);
- «программный»- решение нестандартной задачи, где требуется применить новые, только что полученные знания, либо старые знания в нестандатртной ситуации; это уровень функционально грамотной личности («отлично»);
- «высокий, максимальный» - уровень сверхзадачи по неизученному материалу, когда потребовалось применение самостоятельно добытых или самостоятельно усвоенных знаний. V Учтены индивидуальные и возрастные особенности учащихся 2 класса. Учитывая перечисленные выше особенности контингента учащихся, разный уровень овладения ими программой предыдущих этапов курса «Окружающий мир» и условия обучения (малую наполняемость класса), целесообразно:
- использовать как основные групповую, индивидуальную и индивидуализированную формы организации учебной деятельности на уроке;
- использовать словесные (для аудиалов), демонстрационные (для визуалов) и практические (для кинестетиков) источники знаний и методы работы;
- использовать как репродуктивные , так и продуктивные методы работы с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося.
Кроме того, все учащиеся участвуют во внеурочной работе по предмету: школьном интеллектуальном марафоне, работе над классным краеведческим проектом, в подготовке учебных проектов, рефератов. Для учащихся, осваивающих предмет на программном и высоком уровнях, разработана программа подготовки к олимпиадам и предоставляется возможность участия в районных и городских интеллектуальных конкурсах.
VI Рабочая программа обеспечена
учебно- методическим комплектом:
Ладыженская, Т.А. Детская риторика. В рассказах и рисунках: учебник для 2 класса (в 2х частях)/ Т.А. Ладыженская. - Москва: Баласс, 2013.
Ладыженская, Т.А. Уроки риторики в школе: методические рекомендации для учителя. 2 класс/ Т.А. Ладыженская [и др]; под ред. Т.А. Ладыженской - Москва: Баласс, 2010.
2.техническими средствами обучения:
-мультимедийный компьютер, |