Пояснительная записка
Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа:
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов, для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ комитета образования «Об утверждении регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Еврейской автономной области» от 27.05.2013 г. № 254;
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования»;
Примерными программами основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (письмо департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный № 199;
Инструктивно-методическое письмо о преподавании предмета ОблИПКПР в 2013/2014 учебном году;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г № 1067 Зарегистрирован в Минюсте РФ 30 января 2013 г. Регистрационный № 26755;
Приказ ОУ «Об утверждении учебного плана на 2013/2014учебный год» от 05 июня 2013 г. № 136.
Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И.Сонина. Биология. 5-11 классы/ сост. И.Б. Морзунова.- М.: Дрофа, 2011. Цель и задачи курса:
Формирование умений проводить наблюдения, ставить учебные опыты, сравнивать, классифицировать, биологические объекты, выполнять практические работы. Основные задачи курса:
формирование у учащихся познавательного интереса к изучению предметов естественного цикла:
формирование основополагающих понятий и опорных знаний, необходимых при изучении самостоятельных курсов: биологии, географии, химии, физики:
создание у учащихся представления о целостной естественнонаучной картине мира.
Рабочая программа составлена на основании:
- Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И.Сонина. Биология. 5-11 классы/ сост. И.Б. Морзунова.- М.: Дрофа, 2011. Место курса в Учебном плане
Программа «Биология. 6 - 11 класс. - М.: Дрофа, 2006» в 6 классе рассчитана на 35 часов, 1 час – региональный компонент «Биологическое краеведение» и 1 час предусмотрен Учебным планом МКОУ СОШ с. Биджан, поэтому во все разделы добавлены часы.
В рабочую программу внесены следующие изменения
№ п/п
| Раздел
| Тема
| Добавлено
| 1
| Строение и свойства живых организмов
| Основные свойства живых организмов
| 3
| Химический состав клеток
| 2
| Строение растительной и животной клеток
| 2
| Деление клетки
| 2
| Ткани растений и животных
| 2
| Органы и системы органов
| 7
| Растения и животные как целостные организмы
| 1
| Обобщение темы «Строение и свойства живых организмов»
| 1
| 2
| Жизнедеятельность организмов
| Питание и пищеварение
| 4
| Дыхание
| 1
| Передвижение веществ в организме
| 2
| Выделение
| 2
| Опора и движение
| 2
| Регуляция процессов жизнедеятельности
| 2
| Размножение
| 1
| Рост и развитие
| 3
| Обобщение темы «Жизнедеятельность организмов»
| 1
| 3
| Организм и среда
| Организм и среда
| 1
| Природные сообщества
| 1
| Обобщение темы «Организм и среда»
| 1
|
Содержание основного минимума знаний, умений и навыков:
Обучающиеся должны знать:
признаки биологических объектов: живых организмов: генов и хромосом: клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий: популяций: экосистем и агроэкосистем; биосферы: растений, животных и грибов своего региона:
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии., питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения:
Обучающиеся должны уметь:
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика: родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп): роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности: взаимосвязи организмов и окружающей среды: биологического разнообразия в сохранении биосферы: необходимость зашиты окружающей среды: родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе: взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственною здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека: роль гормонов и витаминов в организме.
изучать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов: наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе: рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты:
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов. животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные:
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания. типы взаимодействия разных видов в экосистеме:
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения:
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов. риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков па живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп: в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов: к различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий):
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными. бактериями, грибами и вирусами: травматизма, стрессов. ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания): нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний:
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных: при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде:
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними:
проведения наблюдений за состоянием собственного организма
Основные формы: индивидуальные, групповые, практические, тесты, контрольные
работы, экскурсия. Программа рассчитана на 68 часов, в том числе:
-на контрольные работы- 3 часа
-на лабораторные работы- 21час
- экскурсия - 2 часа
- практическая работа - 1 час Учебный план
№ п/п
| Наименование разделов и тем
| Всего часов
| В том числе
| лабораторно-практические работы
| контрольные работы
| экскурсии
| 1.
| Строение и свойства живых организмов
| 25
| 10 лабораторных работ, 1 практическая работа
| контрольная работа
|
| 2.
| Жизнедеятельность организма
| 37
| 11 лабораторных работ.
| 1 контрольная работа
|
| 3.
| Организм и среда
| 6
|
| итоговая конт. работа
| 2 экскурсии
| 4
| Итого
| 68 часов
| 23
| 3
| 2
|
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
РАЗДЕЛ 1
Строение и свойства живых организмов (25 часов)
Тема 1.1. Основные свойства живых организмов (2 часа)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Тема 1.2. Химический состав клеток (3 часа)
Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
■ Лабораторная работа
Определение состава семян пшеницы.
Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток(2 часа)
Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы.
Вирусы — неклеточная форта жизни. Различия в строении растительной и животной клеток.
■ Лабораторная работа
Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах) *.
Тема 1.4. Деление клетки (2 часа)
Деление клетки — основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое значение.
■ Демонстрация микропрепаратов митоза, хромосомного набора человека, животных и растений.
Тема 1.5. Ткани растений и животных (2 часа)
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
■ Лабораторные и практические работы Ткани растительных организмов*. Ткани животных организмов*.
Тема 1.6. Органы и системы органов (11 часов)
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня.
Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Листовые и цветочные почки.
Стебель как осевой орган побега. Передвижение Побега. Передвижение веществ по стеблю.
Лист. Строение и функции. Простые и сложные (Листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия.
Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян. Типы семян. Строение семян однодольного и двудольного растений.
Системы органов. Основные системы органов Животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.
■ Лабораторные и практические работы Изучение органов цветкового растения. Распознавание органов у животных.
Тема 1.7. Растения и животные как целостные организмы (2 часа)
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.
Тема 1.8. Обобщение темы «Строение и свойства живых организмов»(1 час)
|