Пояснительная записка Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа





Скачать 428.5 Kb.
НазваниеПояснительная записка Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа
страница1/3
Дата публикации06.10.2014
Размер428.5 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Право > Пояснительная записка
  1   2   3
Пояснительная записка
Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа:

Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов, для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

Приказ комитета образования «Об утверждении регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Еврейской автономной области» от 27.05.2013 г. № 254;

Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования»;

Примерными программами основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (письмо департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный № 199;

Инструктивно-методическое письмо о преподавании предмета ОблИПКПР в 2013/2014 учебном году;

Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г № 1067 Зарегистрирован в Минюсте РФ 30 января 2013 г. Регистрационный № 26755;

Приказ ОУ «Об утверждении учебного плана на 2013/2014учебный год» от 05 июня 2013 г. № 136.

Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И.Сонина. Биология. 5-11 классы/ сост. И.Б. Морзунова.- М.: Дрофа, 2011.
Цель и задачи курса:

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.

• освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
Рабочая программа составлена на основании:

- Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И.Сонина. Биология. 5-11 классы/ сост. И.Б. Морзунова.- М.: Дрофа, 2011.
Место курса в Учебном плане

На изучение биологии в 9 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю)
Основные формы: индивидуальные, групповые, практические, тесты, контрольные работы, экскурсия.
В результате изучения предмета учащиеся 9 класса должны:

Знать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и

организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и

агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

Уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;

  • взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в

сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с

млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и

окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей

среды;

  • причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных

заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты,

описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и

животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на

готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых-объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий):

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Основные формы: индивидуальные, групповые, практические, тесты, контрольные работы
Учебный план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

лабораторно-практические работы

контрольные работы


экскурсии

1.

Введение

1










2.

Эволюция живого мира на Земле

22

2 лабораторные работы

контрольная работа




3.

Структурная организация живых организмов

11

1 лабораторные

работы


контрольная

работа




4.

Размножение и индивидуальное развитие организмов

6




контрольная работа




5.

Наследственность и изменчивость организмов

21

2 лабораторные работы

контрольная работа




6.

Основы экологии

7

1лабораторная работы, 1практическая работа







Итого

68

7

4






СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(68 часов, 2 часа в неделю)

Введение (/ час)

Место курса «Общая биология» в системе естест­веннонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозави­симости всех частей биосферы Земли.
РАЗДЕЛ 1

Эволюция живого мира на Земле (21 час)

Тема 1.1.

Многообразие живого мира.

Основные свойства живых организмов (2 часа)

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических систе­мах. Самовоспроизведение; наследственность и из­менчивость как основа существования живой ма­терии. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воз­действия. Ритмичность процессов жизнедеятельнос­ти; биологические ритмы и их значение. Дискрет­ность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.

Царства живой природы; краткая характеристи­ка естественной системы классификации живых ор­ганизмов. Видовое разнообразие.

■ Демонстрация схем структуры царств живой природы.

Тема 1.2.

Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа)

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой приро­ды. Работы К. Линнея по систематике рас­тений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка1.

■ Демонстрация биографий ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и де­ятельность Ж. Б. Ламарка.

Тема 1.3.

Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (5 часов)

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспеди­ционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая ин­дивидуальная изменчивость и избыточная числен­ность потомства. Борьба за существование и естест­венный отбор.

■ Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Марш­рут и конкретные находки Ч. Дарвина во время пу­тешествия на корабле «Бигль».

Тема 1.4.

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (2 часа)

Приспособительные особенности строения, окра­ски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

Тема 1.5. Микроэволюция (2 часа)

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генети­ческие характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и ско­рость видообразования; географическое и экологи­ческое видообразование.

■ Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.

■ Лабораторные и практические работы

Изучение приспособленности организмов к среде обитания*.

Изучение изменчивости, критериев вида, резуль­татов искусственного отбора на сортах культурных растений*.

Тема 1.6.

Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (3 часа)

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс *(А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволю­ции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.

Результаты эволюции: многообразие видов, орга­ническая целесообразность, постепенное усложне­ние организации.

■ Демонстрация примеров гомологичных и анало­гичных органов, их строения и происхождения в он­тогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характери­зующих представителей животных и растений, вне­сенных в Красную книгу и находящихся под охра­ной государства.

Тема 1.7.

Возникновение жизни на Земле (2 часа)

Органический мир как результат эволюции. Воз­никновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.

Филогенетические связи в живой природе; есте­ственная классификация живых организмов.

■ Демонстрация схем возникновения одноклеточ­ных эукариот, многоклеточных организмов, разви­тия царств растений и животных.

Тема 1.8.

Развитие жизни на Земле (3 часа)

Развитие жизни на Земле в архейскую и протеро­зойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появ­ление всех современных типов беспозвоночных жи­вотных. Первые хордовые. Развитие водных расте­ний.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папо­ротники, семенные папоротники, голосеменные рас­тения. Возникновение позвоночных: рыбы, земно­водные, пресмыкающиеся.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайно­зойскую эры. Появление и распространение покры­тосеменных растений. Возникновение птиц и млеко­питающих. Появление и развитие приматов.

Происхождение человека. Место человека в жи­вой природе. Систематическое положение вида Ho­mo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к раз­личным систематическим группам царства живот­ных. Стадии эволюции человека: древнейший чело­век, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; челове­ческие расы; расообразование; единство происхож­дения рас. Антинаучная сущность расизма.

■ Демонстрация репродукций картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаме­нел остей, отпечатков растений в древних породах. Модели скелетов человека и позвоночных жи­вотных.

■ Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объ­екты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира. Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как резуль­тат борьбы за существование в конкретных услови­ях среды обитания. «Волны жизни». Макроэволюция. Биологический прогресс и био­логический регресс. Пути достижения биологиче­ского прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, об­щая дегенерация.

Теория академика А. И. Опарина о происхожде­нии жизни на Земле. Развитие животных и растений в различные пе­риоды существования Земли. Постепенное усложне­ние организации и приспособление к условиям сре­ды живых организмов в процессе эволюции. Проис­хождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в че­ловека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма.

■ Умения. Объяснять с материалистических пози­ций процесс возникновения жизни на Земле как ес­тественное событие в цепи эволюционных преобра­зований материи в целом. Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе процессы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза как результат эволюции живой материи. Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих эта­пы развития жизни на Земле, становления челове­ка. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма.

■ Межпредметные связи. Неорганическая химия. Кислород, водород, углерод, азот, сера, фосфор и другие элементы периодической системы Д. И. Менделеева, их основные свойства.

Органическая химия. Основные груп­пы органических соединений. Физика. Ионизирую­щее излучение; понятие о дозе излучения и биологи­ческой защите. Астрономия. Организация планет­ных систем. Солнечная система; ее структура. Место планеты Земля в Солнечной системе.

Ис т о р'и я. Культура Западной Европы конца XV — первой половины XVII в. Культура первого периода новой истории. Великие географические от­крытия.

Экономическая география зарубеж­ных стран. Население мира. География населения мира.

Физическая география. История кон­тинентов.

РАЗДЕ'Л 2

Структурная организация живых организмов (10 часов)

Тема 2.1.

Химическая организация клетки (2 часа)

Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, мик­роэлементы; их вклад в образование неорганиче­ских и органических молекул живого вещества.

Неорганические молекулы живого вещества: во­да; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение про­цессов жизнедеятельности и поддержание гомеоста­за. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.

Органические молекулы. Биологические полиме­ры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологи­ческая роль. Жиры — основной структурный ком­понент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поко­ления в поколение. Передача наследственной инфор­мации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспорт­ные, рибосомальные РНК.

■ Демонстрация объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями ис­кусственных полимеров (поливинилхлорид).

Тема 2.2.

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке(3 часа)

Обмен веществ и превращение энергии в клет­ке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеваре­ние и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.

Тема 2.3.

Строение и функции клеток (5 часов)

Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; орга­низация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структу­ра и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структу­ры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.

Деление клеток. Клетки в многоклеточном орга­низме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразова­ния хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологиче­ских условиях).

Клеточная теория строения организмов.

■Демонстрация. Принципиальные схемы устрой­ства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Мик­ропрепараты клеток растений, животных и одно­клеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схе­ме. Материалы, рассказывающие о биографиях уче­ных, внесших вклад в развитие клеточной теории.

■ Лабораторная работа

Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах*.

■ Основные понятия. Органические и неорганиче­ские вещества, образующие структурные компонен­ты клеток. Прокариоты: бактерии и синезеленые во­доросли (цианобактерии). Эукариотическая клетка, многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности раститель­ной и животной клеток. Ядро и цитоплазма — глав­ные составные части клетки. Органоиды цитоплаз­мы. Включения. Хромосомы. Кариотип. Митотиче­ский цикл; митоз. Биологический смысл митоза. Положения клеточной теории строения организмов.

■ Умения. Объяснять рисунки и схемы, представ­ленные в учебнике. Самостоятельно составлять схе­мы процессов, протекающих в клетке, и «привязы­вать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Рабо­тать с микроскопом и изготовлять простейшие пре­параты для микроскопического исследования.

■ Межпредметные связи. Неорганическая химия. Химические связи. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции. Органическая химия. Принципы орга­низации органических соединений. Углеводы, жи­ры, белки, нуклеиновые кислоты. Физика. Свойства жидкостей, тепловые явле­ния. Законы термодинамики.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа iconПояснительная записка Перечень нормативных правовых документов, на...
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09. 03. 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана...
Пояснительная записка Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа iconПояснительная записка Перечень нормативных правовых документов, на...
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09. 03. 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана...
Пояснительная записка Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа iconПояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основании...
Приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального...
Пояснительная записка Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная рабочая программа разработана на основании: нормативных правовых документов
Пояснительная записка Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа iconПояснительная записка рабочая программа по географии 6 9 классов...
Рабочая программа по географии 6 – 9 классов разработана на основе следующих нормативно-правовых документов
Пояснительная записка Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа iconПояснительная записка рабочая программа по изо 5 9 класс разработана...
Рабочая программа по изо 5 – 9 класс разработана на основе следующих нормативно-правовых документов
Пояснительная записка Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа iconПояснительная записка. Статус документа
Рабочая программа литературе 6 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Пояснительная записка Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа iconРабочая программа по географии разработана на основании следующих...
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского...
Пояснительная записка Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа iconПояснительная записка рабочая программа по химии в 10 классе составлена...
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно – правовых документов
Пояснительная записка Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа iconПояснительная записка Литература 8 класс Данная рабочая программа...
Федерального компонента государственного стандарта (Сборник нормативных документов для общеобразовательных учреждений рф, реализующих...
Пояснительная записка Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа iconПояснительная записка изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Пояснительная записка Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа iconПояснительная записка Перечень нормативных документов, используемых...
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273-фз
Пояснительная записка Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа iconРуководство по электросветотехническому обеспечению полетов в гражданской...
Перечень нормативных документов на основании которых разработаны экзаменационные билеты с альтернативными ответами для проверки знаний...
Пояснительная записка Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа iconПояснительная записка Статус документа Настоящая рабочая программа...
Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного)...
Пояснительная записка Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа iconПояснительная записка. Содержание рабочей программы. Тематический план
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Пояснительная записка Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа iconПояснительная записка. Содержание рабочей программы. Тематический план
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск