Пояснительная записка Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа





Скачать 317.34 Kb.
НазваниеПояснительная записка Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа
страница1/3
Дата публикации21.09.2014
Размер317.34 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Право > Пояснительная записка
  1   2   3
Пояснительная записка

Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа:

Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов, для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

Приказ комитета образования «Об утверждении регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Еврейской автономной области» от 27.05.2013 г. № 254;

Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования»;

Примерными программами основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (письмо департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный № 199;

Инструктивно-методическое письмо о преподавании предмета ОблИПКПР в 2013/2014 учебном году;

Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г № 1067 Зарегистрирован в Минюсте РФ 30 января 2013 г. Регистрационный № 26755;

Приказ ОУ «Об утверждении учебного плана на 2013/2014учебный год» от 05 июня 2013 г. № 136.

Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И.Сонина. Биология. 5-11 классы/ сост. И.Б. Морзунова.- М.: Дрофа, 2011.

Цель и задачи курса

• освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема): истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

• овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о "живых объектах;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

• воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Рабочая программа составлена на основании:

- Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И.Сонина. Биология. 5-11 классы/ сост. И.Б. Морзунова.- М.: Дрофа, 2011.
Место курса в Учебном плане

На изучение биологии в 10 классе отводится 68 часов (2 часа в неделюОсновные формы: индивидуальные, групповые, практические, тесты, контрольные работы.
Основные формы: индивидуальные, групповые, практические, тесты, контрольные работы, экскурсия.
Содержание основного минимума знаний, умений и навыков:

Обучающиеся должны знать

» основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности,

образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов: отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;


Тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

лабораторно-практические работы

контрольные работы

экскурсии

1

Вид

35

2 лаб.работы

3 конт. работы




2

Экосистема

25




1 конт. работа




3

Заключение

8













Итого

68 часов

2

4





Содержание курса

68 часов

РАЗДЕЛ 4 Вид (35 часов)

Тема 4.1.

История эволюционных идей (4 часа)

История эволюционных идей. Развитие биоло­гии в додарвиновский период. Значение работ К. Линнея, учения Ж. Б. Ламарка, теории Ж. Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании совре­менной естественнонаучной картины мира.

■ Демонстрация. Карта-схема маршрута путешест­вия Ч. Дарвина. Гербарные материалы, коллекции, фотографии и другие материалы, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сор­тов культурных растений и пород домашних живот­ных.

■ Основные понятия. Эволюция. Креационизм, трансформизм, эволюционизм. Групповая и инди­видуальная изменчивость. Искусственный отбор. Борьба за существование. Естественный отбор.

Тема 4.2.

Современное эволюционное учение (16 часов)

Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. Синтетиче­ская теория эволюции. Движущие силы эволю­ции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на гено­фонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к усло­виям обитания как результат действия естественно­го отбора. Видообразование как результат эволю­ции. Способы и пути видообразования.

Сохранение многообразия видов как основа ус­тойчивого развития биосферы. Главные направле­ния эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вы­мирания видов.

Доказательства эволюции органического мира.

и Демонстрация. Схема, иллюстрирующая крите­рии вида. Таблицы и схемы: «Движущие силы эво­люции», «Образование новых видов», «Сходство начальных стадий эмбрионального развития позвоноч­ных». Гербарии, коллекции и другие наглядные материалы, демонстрирующие приспособленность организмов к среде обитания и результаты видооб­разования. Таблицы, муляжи и другие наглядные материалы, демонстрирующие гомологичные и ана­логичные органы, их строение и происхождение в онтогенезе; рудименты и атавизмы.

■ Лабораторные и практические работы Описание особей вида по морфологическому

критерию.

Выявление изменчивости у особей одного вида.

Выявление приспособлений организмов к среде обитания*.

■ Экскурсия

Многообразие видов (окрестности школы).

■ Основные понятия. Вид, популяция; их крите­рии. Генофонд. Движущие силы эволюции: мутаци­онный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Движущий и стабилизирую­щий отбор. "Способы и пути видообразования.

Тема 4.3.

Происхождение жизни на Земле (7 часа)

Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера. Гипотезы о проис­хождении жизни.

Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина—Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

■ Демонстрация. Схемы: «Возникновение одно­клеточных эукариотических организмов», «Эволю­ция растительного мира», «Эволюция животного мира». Репродукции картин, изображающих флору

Экскурсии проводятся по усмотрению преподавателя при наличии свободного времени. и фауну различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки организмов в древних породах.

■ Лабораторные и практические работы

Анализ и оценка различных гипотез происхожде­ния жизни.

■ Экскурсия

История развития жизни на Земле (краеведче­ский музей).

■ Основные понятия. Теория Опарина—Холдейна. Химическая эволюция. Биологическая эволюция. Постепенное усложнение организации и приспособ­ления к условиям внешней среды организмов в про­цессе эволюции.

Тема 4.4.

Происхождение человека (8 часа)

Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира (класс Млекопи­тающие, отряд Приматы, род Люди). Эволюция человека, основные этапы. Расы человека. Проис­хождение человеческих рас. Видовое единство человечества.

■ Демонстрация. Схема «Основные этапы эволю­ции человека». Таблицы, изображающие скелеты человека и позвоночных животных.

■ Лабораторные и практические работы Выявление признаков сходства зародышей чело­века и других млекопитающих как доказательство их родства.

Анализ и оценка различных гипотез происхожде­ния человека.

■ Экскурсия

Происхождение и эволюция человека (историче­ский или краеведческий музей).

■ Основные понятия. Происхождение человека. Основные этапы эволюции. Движущие силы антро­погенеза. Человеческие расы, их единство.

РАЗДЕЛ 5 Экосистемы (25 часов)

Тема 5.1.

Экологические факторы (3 часа)

Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические, био­тические, антропогенные), их значение в жизни ор­ганизмов. Закономерности влияния экологиче­ских факторов на организмы. Взаимоотноше­ния между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

■ Демонстрация. Наглядные материалы, демонст­рирующие влияние экологических факторов на жи­вые организмы. Примеры симбиоза в природе.

■ Основные понятия. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотиче­ские и антропогенные факторы. Паразитизм, хищ­ничество, конкуренция, симбиоз. Экологическая ниша.

Тема 5.2.

Структура экосистем (12 часа)

Видовая и пространственная структура экосис­тем. Пищевые связи, круговорот веществ и превра­щения энергии в экосистемах. Причины устойчи­вости и смены экосистем. Влияние человека на эко­системы. Искусственные сообщества — агроценозы.

■ Демонстрация. Схема «Пространственная струк­тура экосистемы (ярусность растительного сообще­ства)». Схемы и таблицы, демонстрирующие пище­вые цепи и сети; экологические пирамиды; кругово­рот веществ и энергии в экосистеме.

■ Лабораторные и практические работы Составление схем передачи вещества и энергии

(цепей питания) в экосистеме*. Выявление антропогенных изменений в экосисте­мах своей местности.

Сравнительная характеристика природных эко­систем и агроэкосистем своей местности.

Исследование изменений в экосистемах на биоло­гических моделях (аквариум).

Решение экологических задач.

■ Экскурсия

Естественные (лес, поле и др.) и искусственные (парк, сад, сквер школы, ферма и др.) экосистемы.

■ Основные понятия. Экосистема, биогеоценоз, био­ценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, реду­центы. Пищевые цепи и сети.

Тема 5.3.

Биосфера — глобальная экосистема (2 часа)

Биосфера — глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Био­масса Земли. Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода).

■ Демонстрация. Таблицы и схемы: «Структура биосферы», «Круговорот воды в биосфере», «Круго­ворот углерода в биосфере». Наглядный материал, отражающий видовое разнообразие живых организ­мов биосферы.

■ Основные понятия. Биосфера. Живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное ве­щество. Биомасса Земли.

Тема 5.4.

Биосфера и человек (8 часов)

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятель­ности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и ра­циональное использование природных ресурсов.

■ Демонстрация. Таблицы, иллюстрирующие гло­бальные экологические проблемы и последствия де­ятельности человека в окружающей среде. Карты национальных парков, заповедников и заказников России.

■ Лабораторные и практические работы

Анализ и оценка последствий собственной де­ятельности в окружающей среде.

Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения.

■ Основные понятия. Глобальные экологические проблемы. Охрана природы. Рациональное природо­пользование. Национальные парки, заповедники, заказники. Красная книга.

Заключение

Повторение 7 часов

Итоговый урок 1 час

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа iconПояснительная записка Перечень нормативных правовых документов, на...
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09. 03. 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана...
Пояснительная записка Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа iconПояснительная записка Перечень нормативных правовых документов, на...
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09. 03. 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана...
Пояснительная записка Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа iconПояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основании...
Приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального...
Пояснительная записка Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная рабочая программа разработана на основании: нормативных правовых документов
Пояснительная записка Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа iconПояснительная записка рабочая программа по географии 6 9 классов...
Рабочая программа по географии 6 – 9 классов разработана на основе следующих нормативно-правовых документов
Пояснительная записка Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа iconПояснительная записка рабочая программа по изо 5 9 класс разработана...
Рабочая программа по изо 5 – 9 класс разработана на основе следующих нормативно-правовых документов
Пояснительная записка Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа iconПояснительная записка. Статус документа
Рабочая программа литературе 6 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Пояснительная записка Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа iconРабочая программа по географии разработана на основании следующих...
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского...
Пояснительная записка Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа iconПояснительная записка рабочая программа по химии в 10 классе составлена...
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно – правовых документов
Пояснительная записка Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа iconПояснительная записка Литература 8 класс Данная рабочая программа...
Федерального компонента государственного стандарта (Сборник нормативных документов для общеобразовательных учреждений рф, реализующих...
Пояснительная записка Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа iconПояснительная записка изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Пояснительная записка Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа iconПояснительная записка Перечень нормативных документов, используемых...
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273-фз
Пояснительная записка Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа iconРуководство по электросветотехническому обеспечению полетов в гражданской...
Перечень нормативных документов на основании которых разработаны экзаменационные билеты с альтернативными ответами для проверки знаний...
Пояснительная записка Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа iconПояснительная записка Статус документа Настоящая рабочая программа...
Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного)...
Пояснительная записка Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа iconПояснительная записка. Содержание рабочей программы. Тематический план
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Пояснительная записка Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа iconПояснительная записка. Содержание рабочей программы. Тематический план
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск