Скачать 210.4 Kb.
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Уральский государственный педагогический университет»Институт фундаментального социально-гуманитарного образования Кафедра социологии РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо дисциплине «Социология лидерства» для специальности «050403.65 – Культурология по циклу ГСЭ.В.2 – общегуманитарные и социально-экономические дисциплины, дисциплины и курсы по выбору Очная форма обученияКурс – 4 Семестр – 7 Объём в часах всего – 111 в т.ч.: лекции – 30 практические занятия – 24 самостоятельная работа – 57 Зачет – 7 семестр Екатеринбург 2012Рабочая учебная программа по дисциплине «Социология лидерства» ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». Екатеринбург, 2012. 14 с. Составитель: Бердюгина О.Г.., к.философ.н., доцент каф.социологии Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры социологии УрГПУ Протокол от 30.08.2012 г. № 1 Зав. кафедрой ___________ Л.Я. Рубина Директор ИФСГО __________ Л.Я. Рубина 1. Пояснительная записка Общественное лидерство присуще самой природе человека и является древнейшей формой организации жизни людей, действенным средством решения насущных вопросов. Лидерство как социальное явление вездесуще, вечно, универсально и неизбежно. Там, где встречаются хотя бы два человека, возникает проблема доминирования одного над другим, или проблема лидерства. Можно сказать, что явление это общеисторическое. В обществе существует объективная потребность в лидерстве, и она не может не реализовываться. Лидерство – один из механизмов объединения групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняет роль лидера, т.е. организует, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает действия лидера. Роль лидеров особенно велика в переломные периоды развития, когда нужно быстро принимать решения, уметь правильно понять конкретные задачи. При этом бытует мнение, что «сильный лидер» может решить все проблемы. Основная задача лидера - вызывать активность, устранять пассивность, вовлекать всех членов группы в управление ею. Роль должностей, таких как менеджер, руководитель, учитель, социальный работник, социальный педагога и т.д. как бы «заставляет» человека стать лидером. То есть лидерство становится одной из составляющих профессиональной деятельности современного человека. Только проблема в том, что должность не делает из человека автоматически лидера. Высшее образование вряд ли можно считать главным достижением молодого специалиста в начале деловой карьеры. Оно является лишь предпосылкой дальнейших успехов, которые возможны только при реализации личного потенциала специалиста любой квалификации. Такой потенциал включает в себя, наряду со знаниями, особые черты поведения, предприимчивость, а также умение создавать сплоченную команду. Это умение отличает профессионального лидера. Напряженная деятельность представителей творческих профессий ( а именно к ним относятся учителя, менеджеры, социальные педагоги), неопределенность собственного жизненного пути требуют как высокой степени личной самостоятельности, так и навыков групповой работы. Подобные требования концентрируются в различных концепциях лидерства. Они формируют знания, опыт и технику работы с информацией и людьми. Знакомство с теорией лидерства позволит более рационально использовать собственные силы и возможности той среды, которая диктует определенные правила деятельности. Курс «Социология лидерства» является курсом по выбору студента. Цель курса: углубленное знакомство с современными теориями, правилами, опытом и практикой лидерства. Задачи курса:
Реализация поставленных цели и задач предполагает посещение лекций и практических занятий, а также самостоятельную работу студентов в выполнении индивидуальных практических заданий. В качестве контроля за текущей успеваемостью предусматривается проведение контрольных работ, тестирование. Формой итоговой отчетности по спецкурсу является зачет. Спецкурс предназначен для студентов дневного и заочного отделения педагогического университета. 2. Учебно-тематическое планирование2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения
3. Содержание дисциплиныТема 1. Лидерство как социальное явлениеПонятия «лидер», «лидерство». Объект социологического исследования проблемы лидерства. Предмет исследования: отношение к статусу лидера, самооценка, самовосприятие человека в роли лидера (понимание роли, установка на лидерство, наличие и степень развитости лидерских качеств). Отличительные признаки, характеристики и основные функции лидера. Разведение понятий «лидерство» и «руководство». Особенность социологического подхода к исследованию лидерства. Особенности изучения лиде6рства в отечественной и западной социологии. Тема 2. История формирования и развития лидерской проблематики «Героическая традиция» интерпретации истории как первая попытка теоретического осмысления лидерства. Эволюция лидерской проблематики в Средние века, эпоху Возрождения, Новое время. Теоретические предпосылки современных концепций лидерства. Идеи Ф.Ницше о природе, роли, типах лидерства. Концепция подражания Г.Тарда. Г.Лебон, Н.К.Михайловский о доминировании толпы над лидером в «век масс». Взгляды З.Фрейда по проблеме лидерства. Тема 3. Традиционные теории лидерства Теория «черт лидера» как первая целостная концепция по проблеме лидерства. Лидер как носитель определенных биопсихических качеств. Рост популярности и числа эмпирических исследований лидерских качеств. Проблемы и внутренние противоречия теории «черт лидера». Ситуационная теория. Критика «теории черт» и определение лидерства как функции ситуации. Определение ситуации, выделение ее основных элементов. Возрастание роли типа «человек-функция» в современном лидерстве. Содержательная близость ситуационной теории и теории «черт лидера». Ограниченность, односторонность ситуационной теории. Теория определяющей роли последователей. Характеристика отношений «лидер – последователи». Определение сущности лидерства как социального процесса. Доминирование последователей над своими лидерами в современном обществе. Лидер как инструмент группы. Характер влияния ведомых на лидера. Социологические исследования по поиску «черт последователей». Реляционная теория и «синтетический» подход. Критика предшествовавших теорий лидерства. Реляционная теория как попытка объединения, синтеза существовавших подходов с целью преодоления их ограниченности, односторонности. Анализ взаимодействия внутренних и внешних, индивидуальных и ситуационных факторов. Комплексный подход и системный анализ в исследовании лидерства. Тема 4. Типологии лидерства Типологии лидерства в исследованиях западных социологов. Классическая типология основных исторических типов лидерства М.Вебера. Образная типология лидеров американского исследователя Дженнингса. Классификация лидеров Сидни Хука. Харизматическое лидерство. Определение понятия, условия признания лидера харизматиком. Отличия этого типа лидерства от других. Эволюция харизматического лидерства. Процесс «рутинизации» харизматического лидерства. Типологии лидерства отечественных исследователей. Три основания типологии Б.Д.Парыгина. Попытка Г.К. Ашина создать исчерпывающую типологию лидерства. «Лидерство в организации» и «Лидер глазами группы» как широко используемые классификации в теории и практике. Тема 5. Групповое лидерство Понятие группового лидерства. Синергетический эффект как основа группового лидерства. Зависимость состояния группы от лидерства в ней. Характеристика рабочих групп. Групповое лидерство на основе консенсуса. Групповое лидерство на основе внутренней интеграции. Групповое лидерство на основе организационной культуры. Тема 6. Стили лидерства Понятие стиля лидерства. Классификация стилей. Авторитарный стиль лидерства. Демократический стиль. Попустительский или либеральный стиль. Зависимость стиля лидерства от ситуации. Алгоритм выбора стиля. Формирование стиля лидерства. Анализ и оценка эффективности стилей. Тема 7. Политическое лидерство Понятие, природа, сущность политического лидерства. Школы изучения политического лидерства. Факторы, определяющие характер политического лидерства. Типологии политических лидеров. Политическое лидерство в условиях различных политических систем. Индивидуальное и коллективное политическое лидерство. Уникальность индивидуального политического лидерства. Личность политического лидера. Представление лидера о самом себе. Имидж политического лидера. Коллективное или групповое лидерство. Истоки и сущность группового политического лидерства. Понятие политической элиты. Типология политических элит. Современные тенденции в развитии политического лидерства. Тема 8. Лидерство в образовании Два подхода к пониманию лидерства в образовании. Новое понимание лидера в образовании как профессионального лидерства. Характеристика такого типа лидера: личностные и социальные качества, условия, способствующие развитию лидерских способностей. Роль лидера образования в образовательной реформе. Подготовка лидеров в образовании: основные цели такой подготовки, программа развития лидерства, возможности влияния программы обучения лидерству на развитие образовательного учреждения. Схема программы обучения лидерству. Диагностика лидерских качеств. Тема 9. Женское лидерство Феномен женского лидерства: теоретические подходы и эмпирические закономерности. Мужское и женское лидерство: предрассудки, стереотипы и реальные закономерности. Западная и отечественная традиции понимания роли женщин в лидерстве. Женщины – великие социальные реформаторы. Женское лидерство в управлении, бизнесе, политике, браке. Современные тенденции в развитии женского лидерства. Женщины – лидеры (социологические портреты наиболее известных и успешных женщин – лидеров). Тема 10. Практика лидерства Знакомство с опытом успешных лидеров прошлого и настоящего. Практика американского лидерства. Особенности японского лидерства. Британская лидерская традиция. Методы изучения лидерства. Диагностика лидерства в малой группе. Формы и методы оценки лидеров. Методы изучения стилей лидерства. Характеристика методов исследования личностных качеств лидера. Обучение способам эффективного лидерского поведения. Развитие лидерских качеств и способностей. Обучение приемам делового общения лидера. Знакомство с методами эффективного решения проблем. Обучение приемам командообразования. Программа самостоятельного развития лидерства. 4. Самостоятельная работа и организация контрольно-оценочнойдеятельности4.1. Вопросы для контроля и самоконтроля1. Чем объясняется рост исследовательского интереса в нашей стране к лидерской проблематике? 2. Назовите основные характеристики лидера. 3. Перечислите основные функции лидера. 4. В чем состоит специфика социологического подхода к изучению лидерства? 5. Определите понятия «лидерство» и «руководство». 6. Что есть общего и в чем различия между лидером и руководителем? 7. Как соотносятся между собой власть, влияние и лидерство? 8. В чем состоит суть «героической традиции» интерпретации истории? 9. Как представляли «идеального» правителя Конфуций и Платон? 10.В чем состоит вклад Н.Макиавелли в развитие лидерской проблематики? 11.Как Гегель толковал роль выдающихся личностей в истории? 12.Какие идеи Ф.Ницше оказали заметное влияние на формирование современной теории лидерства? 13.Сформулируйте концепцию подражания Г. Тарда. 14. Что писал Г. Лебон о взаимодействии лидера и масс? 15. Изложите взгляды Н.К.Михайловского о «героях и толпе». 16.Какие идеи высказывал З.Фрейд по проблеме лидерства? 17.Назовите основные подходы к изучению проблемы лидерства. 18.Как толкуется природа лидерства в рамках «теории черт» лидера? 19.Выделите сильные и слабые стороны «теории черт» лидера. 20.Как понимается сущность лидерства в рамках ситуационного подхода? 21.Какие основные элементы ситуации выделял Гибб? 22.Как объясняли «тайну лидера» сторонники определяющей роли последователей? 23.Что представляет собою «синтетический подход» к изучению феномена лидерства? 24.Как называется и почему теория лидерства, которая была разработана на основе «синтетического подхода»? 25.На каком основании построил свою классификацию М.Вебер и какие типы лидерства он выделял? 26.Сколько и какие типы лидеров выделил в своей классификации Дженнингс? 27.Назовите основание типологии и типы, выделенные в классификации Сидни Хука. 28.Что собою представляет классификация Б.Д.Парыгина? 29.Чем интересна классификация лидерства Г.К.Ашина? 30.Кто из социологов первым обратился к научному исследованию харизматического лидерства? 31.Каковы отличительные черты харизматического лидерства? 32.Что такое стиль лидерства? 33.Назовите и охарактеризуйте суть основных стилей лидерства. 34.От каких факторов зависит эффективность лидерского стиля? 35.Каковы основные характеристики группы? Проведите их анализ на примере вашей студенческой группы. 36.Какие социальные роли выполняются членами группы? 37.В чем преимущества консенсуса в качестве основы группового лидерства? 38.Какова роль организационной культуры в обеспечении группового лидерства? 39.Чем отличается групповое лидерство от группового мышления? 40.Каковы преимущества группового лидерства? Что мешает их реализации на практике? 41.Дайте определение политического лидерства. 42.Выделите объективную и субъективную стороны политического лидерства. 43.Объясните высказывание: «политическое лидерство – это особый род власти». 44.Отличается ли роль лидера в современном политическом развитии нашего общества от роли в советскую эпоху? 45.Кто, на ваш взгляд, является харизматическим лидером среди современных российских политиков? 46.Объясните почему до недавнего времени лидерство почти во всех областях человеческой деятельности было для женщин недостижимым? 47.Существуют ли чисто женские лидерские качества? 48.Что можно сказать относительно перспектив женского лидерства в современном мире? 49.Какие предрассудки до сих пор мешают женщинам активнее пробовать себя в роли лидера за пределами семейно-бытовой сферы? 4.2. Темы докладов и рефератов1. Обзор современных теорий лидерства. 2. Стиль лидерства. 3. Формирование лидерского стиля. 4. Эффективность лидерского стиля. 5. Факторы успешного лидерства. 6. Модель атрибутивного лидерства. 7. Модель харизматического лидерства. 8. Модель преобразующего лидерства. 9. Лидерство и власть. 10.Особенности политического лидерства. 11.Лидерство как управленческая деятельность. 12.Лидерские способности, качества, навыки. 13.Лидерство и поведенческие барьеры. 14.Лидерство как процесс взаимодействия и общения. 15.Убеждающее воздействие лидера. 16.Плата за лидерство: тревоги и стрессы. 17.Лидерство в бизнесе. 18.Женщины – лидеры. 19.Лидерство в образовании. 20.Лидерство в спорте. 21.Лидерство в малых социальных группах. 22.Лидерство в браке. 23.Лидерство и педагогическое мастерство. 24.Организационное лидерство. 25.Лидерство в электоральной ситуации. 26.Лидер и его команда. 27.Лидерство в работе тренера. 28.Лидерство в условиях различных культур. 29.Менеджер как лидер. 30.Политический лидер в условиях кризиса. 31.Политическое лидерство: функции и ресурсы. 32.Формирование имиджа политического лидера. 33.Имидж политика через призму СМИ. 34.Лидерство в ситуации политического конфликта. 35.Руководство и лидерство. 36.Тенденции развития лидерства в России. 37.Особенности политического лидерства в России. 38.Лидер и толпа. 39.Г.Лебон и Г.Тард о взаимодействии лидера и массы. 40.М.Вебер о харизматическом лидерстве. 5. Требования к уровню освоения содержания дисциплиныСтудент, изучивший дисциплину «Социология лидерства», должен знать: - основные современные теории лидерства; - механизм, место, роль, значение лидерства в современном обществе; - о разнообразии проявления и функционирования лидерства в мире; - о качествах, навыках, требованиях, предъявляемых обществом, последователями к лидеру. Студент, изучивший дисциплину «Социология лидерства», должен уметь: - оперировать основными положениями современной теории лидерства; - выделять, анализировать и оценивать основные факторы, влияющие на выполнение лидерской роли; - дать анализ деятельности конкретного лидера любого масштаба; - диагностировать свой лидерский потенциал; - использовать различные методы, технологии для формирования, развития у себя необходимых лидерских качеств, моделей поведения. 6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплиныРекомендуемая литератураОсновная
Дополнительная
Материально-техническое и дидактическоеобеспечение дисциплины- словари по социологии, политологии, психологии, менеджменту; - методические рекомендации для студентов дневного и заочного отделений по выполнению практических заданий в курсе дисциплины; - тесты по проверке знаний теоретического материала дисциплины. Сведения об авторе программыБердюгина Ольга Георгиевна кандидат философских наук доцент кафедры социологии УрГПУ рабочий телефон: 336 – 14 – 61 РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо дисциплине «Социология лидерства» по направлению «050403.65 – Культурология» по циклу ГСЭ.В.02 – Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом Подписано в печать Формат 60х84/16 Бумага для множительных аппаратов. Усл. печ. л._____ Уч.-изд. л._____ Тираж________экз. Заказ __________ Уральский государственный педагогический университет 620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26. |
Рабочая учебная программа по дисциплине «Концепции современного естествознания»... ЕН. Ф. 2 – общие математические и естественнонаучные дисциплины, федеральный компонент | Рабочая учебная программа по дисциплине «Основы медицинских знаний... Составитель: Шардина Любовь Андреевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и валеологии Ургпу | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине: философия для специальности «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа по дисциплине гсэ. В. 1/Гсэ. В. 1/Гсэ. Ф. 4 Культурология ... | ||
Рабочая программа по дисциплине гсэ. В. 3/Фтд. 2/Фтд. 1/Гсэ. В. 3/Гсэ. В. 2 Социология «Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов» (ЭП, эпз) | По дисциплине «Культурология» для направления подготовки 050400 Социально-экономическое... Концепции и общеобразовательной программы «Начальная школа 21 века». Автор программы С. В. Иванов. – М.: Вентана –Граф, 2009. Русский... | ||
Учебно-методический комплекс по специальности и направлению подготовки: 030501. 65 «Юриспруденция» гсэ. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины гсэ. В. 05. Дисциплины и курсы по выбору студента, установленные... | Рабочая учебная программа дисциплины по дисциплине: Правовое обеспечение... Рабочая учебная программа составлена на основании гос впо специальности «Социально-культурный сервис и туризм» рег. №293 св/сп от... | ||
Общегуманитарные и социально-экономические дисциплины Панов М. В. А все-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии. М., Просвещение,1964 | Рабочая программа дисциплины «Социология политического лидерства» Курс «Социология политического лидерства» также должен способствовать подготовке образованных, творческих и критически мыслящих специалистов,... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «маркетинг» по направлению... Составитель: Толстых Анатолий Александрович, к и н., доцент кафедры менеджмента и социально-экономических дисциплин | Рабочая учебная программа по дисциплине «л итературная критика эпохи... Рабочая учебная программа по дисциплине «Литературная критика эпохи классического реализма» | ||
Учебно-методический комплекс по специальностям: 030501. 65 «Юриспруденция» «Юриспруденция» (гсэ. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Федеральный компонент гсэ. Ф. 04.) | Рабочая программа по дисциплине «История древнего мира» по направлению... Утверждена отделом документационно-содержательного обеспечения учебного процесса Ургпу | ||
По дисциплине «Этика и эстетика» по направлению «050400. 62 – Социально-экономическое... Корникова Е. Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистической античной эпохи. Учебн пос. М., 1998 | Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... |