Скачать 84.63 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15 городского округа Тольятти Урок по русскому языку «Правописание –Н- и –НН- в словах различных частей речи» Подготовила и провела: Зылева Т.В., учитель русского языка и литературы, в 10 «А» классе. г.о. Тольятти – 2013 Цели урока:
- систематизировать объемный теоретический материал по данной теме; - закрепить навык правописания одной и двух букв Н в словах различных частей речи; - обучаться умению составлять опорные схемы, умению воспроизводить учебный материал с их помощью;
- развитие навыков самообучения и самоконтроля, развитие логического мышления, умения систематизировать полученные знания, развитие умения применять теоретические знания на практике; - закреплять навык работы с тестовыми заданиями в формате ЕГЭ.
- воспитывать внимание к слову, ответственность. Оборудование: компьютерная презентация, сопровождающая урок, тесты для каждого ученика в форме ЕГЭ, оценочный лист для каждого учащегося, заполняемый им в течение урока. Тип урока: обобщение знаний и закрепление орфографического навыка. Технологии: интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей обучения.Формы работы: коллективная, парная, индивидуальнаяДата проведения: 30.10.2013г. План урока:
Подготовительная работа:
Ход урока
- У каждого ученика на парте есть листы с тестовыми заданиями в форме ЕГЭ, которые вам необходимо будет решить в конце урока. Посмотрите эти задания и определите, какое орфографическое правило вам необходимо знать, чтобы выполнить тестовые задания. - Итак, сформулируйте тему нашего урока. («Правописание –Н- и –НН- в словах различных частей речи») - Как вы думаете, каковы цели нашего урока: что мы должны знать в конце урока, уметь? (знать условия выбора одной и двух букв Н, уметь правильно определять эти условия и грамотно писать слова с этой орфограммой) - Поскольку теоретический материал объемный, он изучался нами в 6 – 7 классах, для систематизации его мы составим опорные схемы (их мы с вами уже составляли на предыдущих уроках). Для этого дома вы отобрали материал о правописании –Н- и –НН- в словах. В течение урока мы также будем выполнять тренировочные задания на отработку этого правила, завершится эта работа самостоятельной работой. Все задания вы буде выполнять на оценочных листах. Работать на уроке над теоретическим материалом мы будем в группах, практическую часть урока выполняем индивидуально. 3. Изучение нового материала (составление опорных схем-конспектов, выполнение тренировочных заданий)
- От чего зависит написание одной и двух букв Н в словах? (от того, к какой части речи относится слово) – по мере ответов учащихся на вопросы открываются слайды – опорные схемы, которые учащиеся записывают в свою теоретическую тетрадь. - Вы уже догадались, почему разделены на 4 группы. Задание каждой группе: в течение 5 используя справочники, учебники и другие материалы, которые вы принесли, на ватмане составить опорную схему, отражающую правописание Н и НН в той или иной части речи. Затем 1 представитель вашей группы представляет ее учащимся других групп для записи в теоретических тетрадях. 1 группа – Н и НН в именах прилагательных, 2 группа – Н и НН в наречиях, 3 группа – Н и НН в причастиях, 4 группа – Н и НН в существительных.
Ватман крепится к доске, 1 ученик комментирует схему. Учитель демонстрирует слайды презентации, вносит дополнения в ответ учащихся. В это время все остальные ученики записывают опорные схемы в тетрадь. После представления работы каждой группой ученики выполняют тренировочные упражнения, записывая ответы в оценочный лист и сверяя их с «ключом», демонстрируемом на слайде. 1 группа Слайд № 2 Тренировочное задание (слайд 3) 1. Отметьте случаи написания НН в прилагательных: 1) безветре..ый день 2) бульо..ый кубик 3) воро..ой конь 4) глиня..ый горшок 5) грачи..ое гнездо 6) овчи..ый полушубок 7) масле..ый блин 8) карти..ая галерея 9) юноши мужестве..ы 10) стари..ое одеяние «Ключ» к заданию № 1 (слайд 4): 1, 2, 6, 8, 9, 10 2 группа Слайд № 5 Тренировочное задание (слайд 6): 2. Отметьте случаи написания Н: 1) в золе пече..ый картофель, 2) некраше…ый пол 3) экскурсия организова..а, 4) неслыха…ая наглость 5) выточе..ый кинжал, 6) жаре..ая рыба, 7) растеря…ый человек, 8) смышлё…ый малыш, 9) девочка обиже..а 10) газирова..ая вода «Ключ» к заданию № 2 (слайд 7): 2, 3, 6, 8, 9. 3 группа Слайд № 8 Тренировочное задание (слайд 9): 3. Н или НН? Выпишите слово с пропущенной орфограммой, объясните ее, составив словообразовательную пару. 1) Арестант недоуме..о поглядел на прокуратора. 2) Он говорил быстро и пута..о. 3) Я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела как будто бы болезне..о. 4) На улице было ветре..о. 5) Профессор отвечал растеря..о. «Ключ» к заданию № 3 (слайд 10):: 1. Недоуменно ← недоуменный 2. Путано ← путаный 3. Болезненно ← болезненный 4. Ветрено ← ветреный 5. Растерянно ← растерянный 4 группа Слайд № 11 Тренировочное задание (слайд 12): 4. Отметьте номера существительных, в которых пишется Н:
«Ключ» к заданию № 4 (слайд 13): 1, 2, 5, 7, 10 4. Обобщение и закрепление изученного. Выполнение тестовой работы. Самопроверка. - Что необходимо сделать, чтобы правильно написать в слове Н или НН? (определить часть речи, выяснив от какого слова образовалось данное) - Пользуясь опорными схемами, определите написание следующих слов (учащиеся вставляют Н или НН, еще раз вслух проговаривая алгоритм определения количества букв Н в слове): Слайд № 14 общественность взволнова..а сообщением, требования необоснова..ы серебря..ое озеро груже..ая кирпичом баржа изжаре..ое мясо гриве..ик - выполните обобщающую тестовую работу в форме ЕГЭ (слайд № 15) 1. В каком слове пишется НН А) плете..ое кресло, Б) ржа..ая мука, В) спица слома..а, Г) погаше..ый свет. 2. В каком слове пишется Н? А) отчая..ый храбрец, Б) небеле..ый потолок, В) засея..ое поле, Г) даль тума..а. 3. На месте каких цифр пишется НН В конце XIX века Александром Паншиным были сконструирова(1)ы невида(2)ые удлине(3)ые коньки, которые и позволили ему победить фи(4)ского и норвежского скороходов? А) 1, 2 Б) 2, В) 2, 3, Г) 3, 4 «Ключ» к тесту (слайд № 16): 1. Г 2. Б 3. В 5. Итоги урока. - Подсчитайте количество правильных ответов за все выполненные в течение урока работы. Выставите себе оценку. Шкала оценивания (слайд № 17): 23 - 24 балла – «5», 18 - 22 балла – «4», 13 - 15 баллов – «3», - оцените свою работу в группе по составлению опорных схем по пятибалльной шкале. Назовите те случаи правописания Н и НН, которые вызывают у вас затруднения, т.е. сформулируйте для себя орфографические задачи, над решением которой вам надо поработать. Отметьте эти случаи в своих опорных схемах. Сдайте оценочные листы по их результатам вы получите отметки за урок. 6. Домашнее задание: выучите опорные схемы; используя записи, выполните упражнение 195, графически обоснуйте выбор написания Н и НН в словах. Приложение Оценочный лист по теме «Правописание Н и НН в словах разных частей речи» Ф.И. ученика ____________________________________________________ Группа ____
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Место урока в системе изучение частей речи. Открытие грамматических признаков и их особенностей (постоянный и переменный характер).... | Конспект открытого урока по русскому языку на тему: «Правописание не с именами прилагательными» ... | ||
Урок по русскому языку 3-ий класс «Школа России» на тему «Определение... Тема: «Определение главных членов предложения и частей речи, которыми они выражены» | План-конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Правописание... Научить грамотно решать орфографические задачи, связанные с употреблением о-ё после шипящих в словах разных частей речи | ||
Урок русского языка в 3 классе по теме «Род имен существительных» Развивать умения распознавания частей речи в тексте; умения видеть орфограммы в словах и уметь доказывать правильность их написания... | Урок русского языка в 5 классе по теме : «Правописание гласных в... Урок русского языка по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» входит в программу... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: повторить правописание с не различных частей речи; показать синтаксическую и интонационную необходимость выделения деепричастных... | Урок по русскому языку в 3-а классе по теме: «Правописание слов с непроизносимой согласной» Закрепить понятие, почему некоторые согласные называют непроизносимыми, какие согласные бывают непроизносимыми, как проверить их... | ||
Урок: Правописание не с деепричастиями Цор «Орфография: правописание не с разными частями речи», упражнение №3 из 50 (03. сml) | Урок по русскому языку в 3 классе (от 27. 04. 2012.) Тема: «Правописание... Цель: закрепить умения склонять имена существительные 2 склонения, определять склонение и падеж имен существительных, повторить правописание... | ||
Урок русского языка во 2 классе. Тема: Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу чк-чн,нч-щн Цель урока: Выработка практических навыков написания орфограмм, развитие интереса к русскому языку | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ивановской области «Об утверждении рбуп специальных коррекционных учреждений I-VIII видов Ивановской области» составлена программы... | ||
Урок по русскому языку тема: «части речи» Цели: Ознакомление с признаками, на основе которых слова объединяются в части речи | Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку в 8 классе Часть 1 На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей | ||
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... Вступительное испытание по русскому языку в ргау-мсха имени К. А. Тимирязева и его филиале проводится в форме тестирования | Урок-путешествие по русскому языку по теме: «Закрепление знаний об ударении.» Повторять полученные знания об ударении; упражняться в определении слогов ударных и безударных, в постановке ударения в словах |