Классный час на тему: "Разрешение конфликтов без насилия"





Скачать 124.73 Kb.
НазваниеКлассный час на тему: "Разрешение конфликтов без насилия"
Дата публикации10.08.2014
Размер124.73 Kb.
ТипКлассный час
100-bal.ru > Право > Классный час
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №4»

Классный час на тему:

"Разрешение конфликтов без насилия"


Составила: Малышкина Н.В.

классный руководитель 8А класса

Саранск 2013

Цель:

  • Учить школьников контролировать свое состояние при гневе, раздражительности и агрессивном поведении, ознакомить со способами разрешения конфликтов без насилия.

  • Учить адекватному поведению при решении конфликтов.

  • Воспитывать самоконтроль, развивать умение предвидеть последствия своих действий.

  • Оборудование: На экране тема занятия, фотографии, рабочие листы для каждого учащегося.

Литература: О. В. Летнева. Правовое воспитание школьников (5-9 классы), издательство «Учитель», 2005

Ход занятия

  1. Организационный момент. Сообщение темы занятия.

Учитель. Сейчас я прочитаю вам небольшой рассказ, а вы подумайте, как можно его закончить. Рома и Петя учились в 9 классе средней школы. Дружили давно, с начальной школы, много времени проводили вместе. Любимым занятием детей была игра в футбол на большой школьной перемене. Уже несколько раз к их игре пытался присоединиться новичок в классе - Антон. Ребята недолюбливали его за грубость, недоброжелательность, за то, что часто сквернословил. Антон был настойчив в своем желании поиграть, что Рома, в конце концов, пригласил его. С самого начала игры Антон стал вести себя вызывающе, неожиданно выхватил мяч у Пети, толкнул его. Петя рассердился, закричал на Антона, но тут прозвенел звонок на следующий урок, и ребята поспешили в школу. Антон продолжал приставать к Пете даже во время урока, предлагал после урока «поговорить». Петя старался не обращать на Антона внимания, так как драться не хотел. «Что трусишь? - усмехался Антон.- Ну что ж, не хочешь иметь дело со мной, будешь иметь с моими друзьями. Пусть только уроки закончатся».

После окончания уроков Рома и Петя заметили, что Антон с друзьями ждут Петю у входа в школу. Рома видел, что Петя беспокоится. В этот момент мальчики услышали сигнал автомобиля. Это отец Ромы приехал за ними. Когда мальчики садились в автомобиль, они услышали, как Антон им крикнул: «Струсили! Ладно, увидимся завтра». На следующий день Петя и Рома встретились в раздевалки школы. Петя оглянулся, чтобы убедиться, что за ним никто не наблюдает, открыл свой портфель и вытащил пистолет. Рома оторопел и спросил: «Зачем тебе это? » «Да вот, у отца взял, - ответил Петя.- Попугаю Антона и его друзей. Может, они оставят нас в покое». Прозвенел звонок на первый урок. Петя обратился с просьбой к Роме. «Положи этот пистолет к себе в портфель и сохрани его там для меня, потому, что я боюсь, что мой отец перероет все мои вещи». «Я не могу,- ответил Рома.- Что, если меня поймают?». «Пожалуйста», -попросил Петя. «Хорошо,- ответил Рома - Но только до перерыва на большую перемену». Рита, с которой Рома дружил, обратила внимание, что он был очень расстроен, когда вошел в класс. «Что-нибудь случилось?» - вежливо спросила она. «Я не могу сказать тебе, занимайся своим делом», - резко ответил Рома. В тревоге Рома просидел первый урок, ему казалось, что все знают о пистолете у него в портфеле.

Как можно закончить рассказ?

Возможные варианты ответов учащихся:

  • Рома отдал пистолет Пете и сказал, чтобы он вернул его отцу.

  • Приехал отец Пети в школу и забрал пистолет, а дома наказал его за это.

  • После урока Антон с друзьями опять стал требовать от Пети и Ромы выйти и поговорить. И тогда мог бы кто-нибудь пострадать. Отца Ромы могли бы привлечь к уголовной ответственности за ненадлежащее хранение оружия.

Учитель. Как вы думаете, зачем Петя принес оружие в школу, хотя знал, что это запрещено?

Дети. Хотел испугать Антона, чтобы он отстал от него.

Учитель. Почему Антон хотел подраться с Петей?

Ученики. Он хотел показать, что ничуть не хуже Пети. Ему было обидно, что все его игнорируют.

Учитель. Между Петей и Антоном возник конфликт?

Тема нашего сегодняшнего занятия «Разрешение конфликтов без насилия».

II.Основная часть.

2.1. Беседа.

Учитель. Объясните, что значит «конфликт»?

Дети. Конфликт-это ситуация, в которой двое или несколько человек не хотят уступать друг другу и не могут найти общего решения.

Учитель. Конфликт-это столкновение мнений, интересов, выборов, которые могли возникнуть между людьми или группами людей.

Учитель высвечивает на экране определение понятия конфликта.

Учитель. Какие чувства мы испытываем, когда сталкиваемся с конфликтами?

Учащиеся. Раздражение, гнев, обиду, угнетенное состояние, страх, злость.

Учитель. В своей жизни вы, наверное, сталкивались с конфликтами, конфликтными ситуациями. Опишите их, и что вы при этом чувствовали.

Дети приводят примеры из своей жизни.

Учитель. Судя по вашим ответам, вы испытывали отрицательные эмоции, в основном гнев, раздражение, обиду. А можно ли было избежать конфликта? Каким образом?

Учащийся. Наверное, можно. Надо было поговорить с этим человеком, либо уйти, а через некоторое время, когда успокоюсь, подойду к нему и спокойно поговорю, возможно, был прав он, а не я.

Учитель. Иными словами, надо было не злиться и кричать (а то и кидаться и драться), а сохранять спокойствие. Что это значит?

Учащиеся. Внимательно выслушать другого человека, не кричать, говорить спокойно, не повышая голоса, не оскорблять собеседника, возможно, в чем-то уступить ему.

Учитель высвечивает на экране:

Сохранять спокойствие означает:

Относится к другим с уважением, выслушать точку зрения другого человека до конца.

Контролировать себя! Не позволять гневу или страху насилия победить вас.

Говорить тихо, не оскорблять.

Дать другому человеку шанс отступить.

Сдерживать себя, например лучше уйти, извинившись при этом.

Идти на компромисс ( уступить в чем-то).

По возможности использовать юмор.

2.2. Самостоятельная работа учащихся.

Учитель. А сейчас вам предстоит заполнить рабочие листы.

Что вас может рассердить, разозлить?

ДОМА:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В ШКОЛЕ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учитель. Вам нужно написать, что вас может рассердить, разозлить дома, в школе.

Дети работают самостоятельно.

Учитель. Теперь проверим, что же у вас получилось. Начнем с того, что вас может разозлить дома. Первым свою ситуацию читает Вова.

Учащийся. Когда брат слушает музыку громко.

Учитель. Как ты поступаешь в данной ситуации?

Учащийся. Прошу его, чтобы убрал громкость. Если он этого не делает, начинаю кричать на него.

Учитель. Как можно поступить Вове в данной ситуации?

Ученики. Объяснить брату, что он мешает учить уроки или смотреть телевизор. Можно предложить ему слушать музыку в наушника, тогда не нужно сокращать громкость и мешать окружающим он уже не будет.

Учитель. Кого еще что раздражает?

Учащийся. Когда мама и сестра смотрят по телевизору бразильские и мексиканские сериалы. Я не могу их даже слышать.

Учитель. Как можно поступить в этой ситуации, чтобы не ссориться и не конфликтовать с мамой и сестрой?

Учащийся. Раз они смотрят эти сериалы, значит, они им нравятся. Очевидно, что они не бросят их смотреть только потому, что это кого-то раздражает. Лучше во время сериала уходить из дома погулять во дворе, прогуляться с собакой, навестить друга.

Далее аналогично рассматриваются все ситуации.

Учитель. Как видите, любой конфликт можно разрешить мирно, не прибегая к оскорблениям и насилию. Но, если все-таки самому не получается разрешить возникшую конфликтную ситуацию, к кому можно обратиться за помощью?

Учащиеся. К родителям, учителям, друзьям, братьям или сестрам.

Учитель. Самое главное, не делать того и не говорить тех слов, о которых потом пожалеешь. Нужно научиться контролировать себя. Что это значит?

Учащиеся. Научиться управлять своими эмоциями, не говорить сгоряча обидных слов.

Учитель. Какие способы успокоения используете вы, когда чувствуете, что назревает конфликт?

Ученики. Убеждаю себя, что конфликт ни к чему хорошему не приведет.

Учитель. Попробуем сформулировать правила «Контролируй себя». Во-первых, нужно сосчитать до десяти и обратно, дышать глубоко. Продолжите.

Учащиеся. Поговорить о проблеме с друзьями или близкими, послушать музыку, погулять в парке, выгулять собаку.

На экране высветить правила «Контролируй себя»:

  • Сосчитать до 10 и обратно.

  • Дышать глубоко.

  • Обговорить проблему с друзьями, родителями.

  • Послушать любимую музыку.

  • Заняться спортом.

  • Заняться любимым делом, хобби.

  • Почитать книгу.

  • Погулять с собакой.

Учитель. Ребята, давайте разберемся, уйти от конфликта, то есть ничего не говоря, оставить человека, с которым вы разошлись во мнениях - это хорошее решение проблемы? Поясните.

Учащиеся. Да, потому, что оба человека рассержены и раздражены. Они могут наговорить друг другу много неприятных слов и потом вообще не общаться, стать врагами.

Учитель. Действительно, это поможет избежать ссоры, а может быть и насилия, драки в данный момент, но проблема останется. Гнев и обида могут усилиться, и проблема всплывает наружу. Как же быть?

Учащиеся. Нужно либо сразу обоих успокоить, сосчитать до 10 и поговорить, не повышая друг на друга голоса. Если в данной ситуации этого сделать не удается, лучше разойтись и через некоторое время, когда страсти улягутся, поговорить в спокойной обстановке.

Учитель. Вы правы. Согласитесь, иногда бывает так, поначалу кажется, что собеседник не прав, что твое мнение правильное, а его нет, но через некоторое время начинаешь понимать, и убеждаешься в том, что все же был прав соперник. У вас были такие случаи?

Учащиеся. Да./Нет.

Учитель. Опишите, когда такое было, и как вы поступили в этой ситуации.

Ученик. Мы с соседом по парте решали задачу. У нас получились разные ответы. Я был уверен, что мой правильный, а сосед ошибся, поэтому стал доказывать свою правоту. Мы чуть не поссорились. Я жутко разозлился назвал его «тупицей» и «двоечником». Он тоже обозвал меня еще обиднее. Затем заново проверили свои решения, и я нашел у себя ошибку. Мне было стыдно за свои слова перед одноклассником. Я извинился, но он обиделся и долго не разговаривал со мной.

Учитель. Очень хороший пример. Вынес ли ты урок из этой ситуации? Какой?

Учащийся. Нельзя нападать на человека, тем более оскорблять его, не убедившись в том, прав именно ты, а не он.

Учитель. Гораздо проще наговорить неприятных слов, обидеть человека, чем потом извиниться перед ним. Он может и простит вас, но все равно изменить к вам свое отношение, может быть даже обида останется где-то в глубине души на долгие годы. Рассмотрим еще один пример.

Аня собиралась вечером на дискотеку. Мама заметив, что она одевает золотую цепочку и серьги, предложила ей оставить их дома, так как ходить ночью в дорогих украшениях опасно. Аня напомнила маме о том, что это подарок бабушки ей на день рождения, и что имеет право одевать их, когда захочет. Мама настаивала на своем: «Ты никуда не пойдешь в них. У тебя их отнимут. Ты не сможешь за себя постоять…». Аня, вспылив, накричала на маму, сказала, что уже взрослая и знает, что делать. С этими словами выбежала из дома, хлопнув дверью. Мама очень расстроилась, до полуночи ждала, когда вернется дочь. Около часа ночи раздался телефонный звонок. Женский голос сообщил, что Анна С.. находится в приемном покое травматологического отделения с сотрясением мозга. Примчавшись туда, мать узнала от Ани, что на нее напали грабители, отобрали сумочку, серьги, цепочку. Она упала и ударилась головой о какой-то камень. Как вы можете прокомментировать данную ситуацию?

Учащиеся. Ане нужно было послушать маму. В итоге ведь получилось, что мама была права.

Учитель. Были ли у вас подобные ситуации, когда родители предупреждали о чем-то, вы их не слушали, ругались с ними, а, в конце концов, они были правы, а не вы?

Учащийся. Да были и очень часто. Например, мама говорила мне, провожая в школу, чтобы я взяла с собой зонт. А я его не брал, говорил, что дождя не будет, зачем таскать с собой зонт, ругался, портил настроение маме, а потом приходил из школы весь промокший.

Учитель. Какие чувства вы испытывали при этом?

Учащиеся. Понимали, что мама была права, стыд за свое поведение и слова, которые говорили ей, желание больше никогда так не поступать.

Учитель. Как вы думаете, почему родители обычно бывают правы?

Учащиеся. Они знают многое лучше нас.

Учитель. У взрослых людей, в том числе и ваших родителей, больше жизненного опыта. Они уже возможно были в подобных ситуациях и могут предвидеть наперед, что может произойти в том или ином случае. Подростки часто конфликтуют с родителями из- за того, что им кажется, что родители решают все за них, относятся к ним, как к детям, а они уже давно взрослые. На самом деле это не так. Родители желают добра своим детям. Они беспокоятся, чтобы с детьми ничего не случилось, стараются предотвратить негативные явления. Примером тому служит предупреждение мамы о том, что ночью ходить в дорогих золотых украшениях небезопасно. Также легко можно испортить отношения и со старшими братьями и сестрами, которые хотят вас о чем-то предупредить. Задумайтесь, часто ли в вашей жизни возникают конфликтные ситуации. Удается ли вам их решать спокойно, не прибегая к насилию, без ссор?

Учащиеся. Да./Нет.

Учитель. Что поможет вам сохранить хладнокровие, успокоиться, избежать агрессивной манеры поведения в конфликте?

Учащийся. Я понимаю, что свои эмоции надо контролировать, что криком и насилием убедить собеседника в своей правоте вряд ли удастся, что я буду глупо, может даже смешно, выглядеть со стороны, что взрослые люди так не поступают.

Учитель. Выбранный способ поведения вы считаете единственно верным? Почему?

Учащиеся. Думаю, я поступаю правильно. Оскорблениями и насилием ничего не добьешься, человек просто обидится и разозлится, и в ответ тоже наговорит много неприятных слов, а то и вообще бросится драться.

Учитель. Рассмотрим еще одну конфликтную ситуацию и попробуем найти из нее выход.

Диме, ученику 11 класса, очень нравится девятиклассница Света. Он решил рассказать об этом своему другу Жене. Также он попросил его дать ему совет по поводу того, как с ней подружиться и признаться в том, что она ему нравится. Женя сказал, что не знает, как поступить в этой ситуации. Тогда Дима решил прийти на дискотеку, пригласить Свету на танец и потом обо всем рассказать ей. Весь вечер он продумывал дома, как он пригласит ее, что будет говорить, как Света может отреагировать на это. Наконец пришло время идти на дискотеку. Дима очень волновался, когда зашел в танцевальный зал. Играла медленная музыка, и Дима стал искать глазами Свету. Вдруг он увидел, что со Светой танцует Женя. Дима подумал: «Как он мог так поступить со мной? А ведь я его считал своим лучшим другом!». Дима подбежал к Жене и стал кричать на него, схватив за воротник рубашки. Женя оттолкнул его от себя. Дима упал на пол. Он был настолько рассержен и зол на своего друга, что поднявшись, не помня себя от гнева, стал бить Женю кулаками по всем частям тела. Ребят разняли сотрудники милиции и доставили в органы внутренних дел.

Какие чувства испытывал Дима по отношению к Жене, когда увидел его танцующим с девушкой, которая ему нравилась?

Ученики. Обиду, унижение, боль, гнев, ярость, злость.

Учитель. Как выдумаете, почему Женя поступил так, ведь они с Димой друзья?

Ученики. Возможно, Женя не понял, о ком говорил Дима, когда просил у него совета. Либо Женя не смог признаться Диме в том, что Света ему тоже нравится. Если бы он сказал ему об этом сразу, то, возможно, ничего подобного бы и не случилось.

Учитель. Как теперь будет относиться Света к Диме?

Учащиеся. По всей возможности, Свете было неловко присутствовать во время публичного выяснения отношений ме5жду Димой и Женей. Вряд ли она бы стала после этого общаться с Димой. Он показал себя не с лучшей стороны.

Учитель. Многие конфликты возникают на «пустом месте», то есть человек, не разобравшись в ситуации, устраивает скандал, а в итоге получается, что он ошибался, и все было не так на самом деле. Зачинщик конфликта чувствует себя неловко перед окружающими людьми, понимает, что попал впросак и огорчается еще больше.

2.3. Ролевая игра

Учитель. С группой ребят из класса мы подготовили небольшую сценку. Я буду автором, а ребята - актерами.

Автор. Несколько ребят из 9 класса решили отметить окончание учебного года и собрались на квартире у Стаса.

Стас. Приходите вечером ко мне. Посидим, послушаем музыку.

Автор. Ребята согласились и вечером пришли по указанному адресу. Стас встретил их и провел в комнату. Его родителей дома не было, поэтому квартира была полностью в их распоряжении.

Стас. Я подготовился к вашему приходу. Ведь окончание учебного года не должно пройти не отмеченным.

Автор. И Стас поставил на стол бутылку водки.

Сергей. Это уж точно! Такое надо как следует отметить!

Аня. А здесь курить можно?

Алена. Я спиртное пить не буду.

Саша. Я тоже не буду, как я потом домой пойду?

Миша. Все будут и вы будете!

Стас. А зачем вы тогда вообще пришли?

Автор. Одноклассницы поддержали Стаса и Мишу колкими выражениями в адрес Алены и Саши.

Оля. Ах, да! Вы же отличники! Как можно пить эту гадость?!

Аня. Вы же ничего, кроме кваса не пьете, а то мама с папой заругают!

Стас. Так, все! Хватит выдумывать! Давайте свои рюмки!

Саша. Я уже сказал, что не буду!

Алена. Мне тоже не наливайте.

Миша. Или вы будете как все, или выметайтесь отсюда!

Автор. Алена и Саша встали из-за стола и ушли.

Учитель. Спасибо ребята. Займите свои места. Правильно ли поступили Лена и Саша?

Дети. Правильно. Ребята все равно весь вечер портили бы им настроение, подшучивали. Если бы они остались, возможно, их бы все-таки уговорили выпить, а если и не уговорили, то конфликт мог перерасти в ссору, и не исключено и сцену насилия.

Учитель. Как можно было избежать подобной ситуации?

Учащиеся. Договорится заранее о том, для чего вообще собираться у Стаса в квартире, будет спиртное или нет.

  1. Итог занятия.

Учитель. Что же такое конфликт?

Учащиеся. Конфликт-это столкновение интересов, мнений, которые возникают между людьми или группой людей.

Учитель. Что значит сохранять спокойствие в конфликтной ситуации?

Учащиеся. Относиться к другим с уважением, выслушать точку зрения другого человека до конца, не позволять гневу выплеснуть наружу, говорить спокойно, не повышая голоса, дать другому человеку высказаться, идти на компромисс, по возможности использовать юмор.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Классный час на тему: \"Разрешение конфликтов без насилия\" iconКлассный час Классный час Классный час Классный час 12-15 Кружок «Наглядная геометрия»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3г. Ершова Саратовской области»
Классный час на тему: \"Разрешение конфликтов без насилия\" iconКлассный час на тему: "Хорошие и вредные привычки"
Сегодня наш классный час я хочу начать словами из стихотворения В. В. Маяковского
Классный час на тему: \"Разрешение конфликтов без насилия\" iconКлассный час на тему: "Хорошие и вредные привычки"
Сегодня наш классный час я хочу начать словами из стихотворения В. В. Маяковского
Классный час на тему: \"Разрешение конфликтов без насилия\" iconКлассный час на тему: «личная безопасность. Как избежать насилия» для 8-11 классов
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501. 65 Юриспруденция и предназначен...
Классный час на тему: \"Разрешение конфликтов без насилия\" iconАнкета «Интернет без насилия»
В рамках социального проекта «Интернет без насилия» всем родителям предлагается ответить на представленные ниже вопросы: отвечайте...
Классный час на тему: \"Разрешение конфликтов без насилия\" iconКлассный час «Олимпийский урок» Цель: воспитывать уважительное отношение...
Классный час начался с прочтения высказывания «прородителя» Олимпийских игр Пьера де Кубертена
Классный час на тему: \"Разрешение конфликтов без насилия\" iconКлассный час в 5 классе на тему «День народного единства: история праздника»
Классный час в 5 классе на тему «День народного единства: история праздника» (с использованием мультимедийной презентации)
Классный час на тему: \"Разрешение конфликтов без насилия\" iconКлассный час на тему «друзья мои, прекрасен наш союз»
Подобрать пословицы, песни, видеосюжеты, литературные произведения на тему: «Дружба»
Классный час на тему: \"Разрешение конфликтов без насилия\" iconКлассный час на тему: Классный Голубевва Н. В. 2010г. Цели
Цели: Познакомить с историей развития аптекарского искусства, с «лекарствами с грядки»; повторить правила пользования лекарственными...
Классный час на тему: \"Разрешение конфликтов без насилия\" iconТема: «Человек без друзей, что сокол без крыльев»
Классный час начинается с фрагмента «Песенки друзей». Группа детей играет во дворе в разные игры, постепенно к ним присоединяются...
Классный час на тему: \"Разрешение конфликтов без насилия\" iconТема: «Конструктивное разрешение конфликтов»
Цели: обучающая: актуализировать знания о психологии конфликта и способах его разрешения
Классный час на тему: \"Разрешение конфликтов без насилия\" iconКлассный час «Юморина» Кл
И сегодняшний классный час я постаралась подготовить так, чтобы к его концу в классе не осталось ни одного хмурого лица. Надеюсь,...
Классный час на тему: \"Разрешение конфликтов без насилия\" iconКак жить в мире с родителями?
Предлагаемый классный час посвящен обсуждению причин и спосо­бов выхода из семейных конфликтов. В сценарии используются такие воспитательные...
Классный час на тему: \"Разрешение конфликтов без насилия\" iconРазрешение межгрупповых конфликтов
Рассмотрение всех тем осуществляется с позиций антропоцентрической лингвистики, проблематика которой воплощается в двух подходах
Классный час на тему: \"Разрешение конфликтов без насилия\" iconКлассный час «Автомобиль. Дорога. Пешеход» Подготовила классный руководитель...
Всем кажется, что свои улицы они и так отлично знают, но только на минутку представьте себе, что вы не пешеходы, а водители, и тогда...
Классный час на тему: \"Разрешение конфликтов без насилия\" iconКлассный час на тему «Мир профессий»
Учащиеся получили опережающее здание: найти материал о современных специальностях


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск