Министерство образование Московской области
ГБОУ СПО МО «Орехово-Зуевский государственный профессионально-педагогический колледж»
Автор разработки:
Хидирова Наталья Тихоновна
Преподаватель специальных дисциплин
ГБОУ СПО МО ОЗГППК Тема занятия «Трудовой договор»
Методическая разработка занятия
по дисциплине «Право»
Орехово – Зуево
2012г
Методическая разработка занятия теоретического обучения «Право».
Разработала: Хидирова Н.Т. – преподаватель специальных дисциплин ГБОУ СПО МО ОЗГППК
Методическая разработка занятия «Право» по теме: «Трудовой договор»
составлена в рамках проведения открытого занятия на уровне образовательного учреждения в рамках обеспечения эффективной диссеминации опыта педагогов в ГБОУ СПО МО ОЗГППК. Методическая разработка занятия составлена в рамках требований Федерального государственного стандарта к качеству подготовки специалистов в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Методическая разработка урока право составлена с учетом современных образовательных технологий применяемых на данном уроке: технология проблемного обучения, технология дифференцированного подхода, практико-ориентированная технология. Применение современных образовательных технологий на занятиях «Право» позволяют обучающимся получить знания, необходимые для качественного усвоения «Право» и смежных общеобразовательных дисциплин.
Рассмотрено и одобрено предметной комиссией общеобразовательных дисциплин ГБОУ СПО МО «Орехово – Зуевского государственного профессионально – педагогического колледжа»
Рассмотрено на Методическом совете ГБОУ СПО МО «Орехово – Зуевского государственного профессионально – педагогического колледжа», рекомендовано к применению в колледже и распространению по региональной сети начального и среднего профессионального образования.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЗАНЯТИИ
Дисциплина: Право
Дата: 22.04.2012г
Группа: ГС-13
Специальность: 101101 «Гостиничный сервис»
Преподаватель: Наталья Тихоновна Хидирова
Тема занятия: «Трудовой договор» Цели занятия:
Образовательная: Сформировать понятие о трудовом договоре, систематизировать фактические знания о коллективном договоре.
Развивающая: Развивать у обучающихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы; развивать логическое мышление, речь, словарный запас, умение отстаивать свою точку зрения.
Воспитательная: Воспитывать интерес к дисциплине, требовательность к себе, настойчивость, артистические качеств, воспитывать чувства патриотизма в отношении к работам русских юристов ( К.П. Победоносцев, Б.Н. Чичерин, Н.М. Коркунов, В.Д. Спасович, Ф.Н. Плевако, А.И. Урусов) Тип занятия: Урок формирования новых знаний
Вид занятия: Комбинированный.
Методы обучения: Словестные, наглядные, практические, наглядные.
Форма обучения: Групповая Раздаточный материал: Опорный конспект для обучающихся
Ожидаемые результаты:
правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);
характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения трудового договора;
поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).
ХОД ЗАНЯТИЯ:
С применением мультимедиа презентации.
№ п/п
| Функции занятия
| Деятельность преподавателя
| Деятельность обучающихся
| 2.1
| Организационный момент
| Сообщение цели и темы занятия
| Слушают, осмысливают
| 2.2
| Актуализация знаний обучающихся
| Фронтальная работа с группой – теоретический опрос пройденных тем Коллективный договор,
Трудовые отношения и Трудовая функция, т.к. темы имеют непосредственное отношение к теме сегодняшней.
| Устные ответы обучающихся, дополнения к ответам
| 2.3
| Изучение нового материала
| Объяснение преподавателя
1.Трудовой договор.
| Слушают, принимают участие в беседе, заполняют опорный конспект.
Дополнение объяснения преподавателя
| Обобщение по заданиям опорного конспекта
| Формулируют определения.
|
| Работа производится по карточкам. В которых указаны задачи с ситуациями. Разобрать ситуации и решить задачи.
| Устные ответы обучающихся, дополнения вопросы.
Работа с карточками
| Просмотр мультимедийной презентации. Преподаватель комментирует основное содержание темы.
| Задача учащихся по ходу презентации ответить на вопросы, указанные на доске.
Слушают, принимают участие в беседе.
|
| Обобщение по заданиям опорного конспекта
| Выполняют задания, приведенные в опорном конспекте
| 2.4
| Закрепление изученного материала
| Контроль усвоения знаний. Фронтальная беседа. Тесты.
Мотивация. Как вы думаете, какой документ составляется при устройстве на работу между работником и работодателем?
Что содержится в трудовом договоре?
Составление трудового договора.
| Устные ответы обучающихся, дополнения вопросы. Составляют трудовой договор.
| 2.5
| Подведение итогов занятия
| Объяснение преподавателя.
| Слушают. Отвечают на вопросы.
|
ХОД УРОКА
1. Повторение
-Понятие и значение коллективного договора?
-Структура коллективного договора?
-Действие коллективного договора?
-Понятие, содержание и субъекты трудового отношения?
-Отличие трудового отношения от других отношений, возникающих при использовании труда?
-Общая характеристика отношений по трудоустройству?
-Отношения по организации труда и управление трудом?
-Что такое «трудовая функция»?
ОТВЕТЫ
1.Трудовой кодекс РФ рассматривает коллективный договор как правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателями в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ). В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями. В коллективный договор включаются нормативные положения, если в законах и иных нормативных актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре (ст. 41 ТК РФ). В целом ряде случаев коллективный договор необходим для нормативного обоснования действий руководителя организации (например, по оплате труда персонала).
Коллективный договор - это соглашение, которое устанавливает дополнительные гарантии для работников и ответные обязательства с их стороны по отношению к администрации. Такой договор призван повышать правовые и социальные гарантии для персонала по сравнению с теми, что установлены трудовым законодательством.
2. Под содержанием коллективного договора понимаются согласованные сторонами условия (положения), призванные регулировать трудовые, социально – экономические и профессиональные отношения на данном предприятии. Структурно указанные условия (положения) можно разделить на 3 вида: нормативные, обязательственные и информационные. Нормативные условия (положения) коллективного договора – локальные нормы права, установленные сторонами в пределах их компетенции, которые распространяются на работников данного предприятия либо его производственной единицы. По целевой направленности нормативные положения призваны решать три группы правовых вопросов: а) когда законодательство прямо предусмотрело колдоговорной порядок их разрешения; б) когда существует явный пробел в законодательстве, но их разрешение колдоговорным путем не противоречит общим принципам права и законодательства; в) когда общие положения законодательства уточняются (конкретизируются) применительно к особенностям данного предприятия (структурного подразделения) Нормы, содержащиеся в коллективных договорах, - это нормы – соглашения. В них проявляется взаимная воля сторон договора и воля государства (законодателя), предоставившего сторонам права по локальному правотворчеству.Обязательственные условия коллективного договора представляют собой конкретные обязательства сторон с указанием сроков их выполнения и субъектов-исполнителей, ответственных за их выполнение. Эти условия действуют до их выполнения и выполнением погашаются.
3-4.Общие правила действия коллективного договора определяются Рекомендацией МОТ N 91, которая устанавливает, что: 1) всякий коллективный договор должен связывать подписавшие его стороны, а также лиц, от имени которых он заключен (работодатели и трудящиеся, связанные коллективным договором, не должны включать в трудовые договоры условия, противоречащие положениям коллективного договора); 2) положения трудовых договоров, противоречащие коллективному договору, должны считаться недействительными и заменяться автоматически соответствующими положениями коллективного договора; 3) положения трудовых договоров, которые более благоприятны для трудящихся, чем положения коллективного договора, не должны считаться противоречащими коллективному договору.
7-8.Законодатель определил понятие трудовой функции следующим образом: это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации (первый вариант) или конкретный вид поручаемой работнику работы (второй вариант) (ч. 1 ст. 57 ТК РФ). Устанавливая трудовую функцию будущего сотрудника по первому варианту, в трудовом договоре вы можете писать, допустим, так: «Работнику поручается выполнение работы в должности ведущего инженера (младшего юрисконсульта, слесаря первого разряда и т. п.)», во втором случае запись будет выглядеть следующим образом: «Работнику поручается выполнение электротехнических (слесарных, строительных, монтажных) работ». Очень часто многие из вас задают нам вопрос, нужно ли указывать должность в соответствии с ЕТКС? Внося данные о трудовой функции в трудовой договор, следует помнить следующее. Если предстоящая работа сотрудника связана с предоставлением каких-либо льгот или компенсаций (либо каких-то ограничений), то наименование должности, по которой он принимается (или профессии, специальности), должно соответствовать наименованию, указанному в квалификационных справочниках. Пример Менеджер по персоналу издательского холдинга «А...» при оформлении на работу Игоря Ч. в трудовом договоре сотрудника сделала следующую запись: «Принят на должность дизайнера-верстальщика». Несмотря на то, что такой должности в ЕКТС нет, в данном случае это не имеет значения. Ведь работа по дизайну и верстке печатной продукции не связана с предоставлением каких-либо льгот или установлением каких-либо ограничений. 2. Содержание презентации “Трудовой договор”
Слайд 1 (Приложение 3). Трудовой договор - это соглашение между работником и работодателем, которые берут на себя взаимные обязательства.
Слайд 2.Виды трудового договора:
Бессрочный - заключенный на неопределённый срок.
Срочный - заключенный на срок не более пяти лет.
Слайд 3. Содержание трудового договора - составляют условия, определяющие объем прав и обязанностей работника и работодателя, предусмотренных законодательством
Слайд 4 .Закон делит условия на две группы:
Существенные (обязательные).
Иные (дополнительные).
Слайд 5. Существенные (обязательные) условия трудового договора:
место работы;
дата начала работы;
трудовая функция;
режим труда и отдыха;
условия оплаты труда;
социальное страхование.
Слайд 6.Иные (дополнительные) условия трудового договора:
условие об испытании;
о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной);
об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счет работодателя и т.д.
Слайд 7.Трудовой договор необходимо подписывать на каждой странице! При этом необходимо поставить не только подпись, но и дату!
Слайд 8. Документы необходимые для заключения трудового договора:
паспорт;
трудовую книжку;
страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
документы воинского учета;
документ об образовании...
Слайд 9.Основания прекращения трудового договора:
Соглашение сторон.
Истечение срока трудового договора.
Расторжение трудового договора по инициативе работника.
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя.
Обстоятельства, не зависящие от воли сторон и др.
После просмотра презентации учащиеся представляют заполненные таблицы, выбрав представителя из группы. Затем заполненные ими таблицы сравниваются с “оригиналом” презентации и размещаются на доске или стенде. Остальные в это время дописывают недостающую часть материала. ТРУДОВОЙ ДОГОВОР
Трудовой договор -______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Основные виды Трудового договора Что необходимо включить в Трудовой договор?
|