«Безударная гласная в слове – проблема каждого урока»





Название«Безударная гласная в слове – проблема каждого урока»
Дата публикации16.09.2014
Размер57.2 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок


« Безударная  гласная в слове – проблема каждого урока»

учитель начальных классов

Ордина Н.В.

ГБОУ школа 337

Г.Санкт-петербург                                                               
          Формирование всесторонне развитой личности – ориентир в работе школы. Перед нами, учителями, стоит задача – искать новые способы интенсификации обучения и повышения его качества. Только в этом случае  возможно реализовать те глубокие идеи, которые заложены в Основных направлениях школьной реформы. Интенсификации обучения можно достичь в том случае, если будет увеличено число учебно-познавательных действий и операций, умело использована каждая минута урока как учителем, так и учащимися, если учебный материал урока дойдет до сознания каждого ученика.  Большое значение имеет выбор приемов при подготовке к уроку. Мой  многолетний опыт работы учителя , результаты контрольных работ нашей и других школ позволили сделать вывод, что обучение правописанию безударных гласных представляет определенные трудности для детей.

      В обучении правописанию безударных гласных в корне слов начальная школа достигла значительных успехов. Вместе с тем в работе младших школьников встречаются ошибки, вызванные либо неумением учащихся найти объект правила (ученик не может определить место орфограммы в слове), либо неумением пользоваться правилом (ученик не может подобрать  однокоренные слова вследствие малого запаса слов, не может изменить слово так, чтобы безударная гласная стояла под ударением; подбирает в качестве проверки не однокоренные слова, а слова, близкие по звучанию: например, слизал сметану – слез; посидел на скамейке – сед).

    Обучение правописанию безударных гласных  в словах будет успешным в том случае, если каждый учитель четко определит для себя теоретические основы данной темы.

     В основе правила правописания безударной гласной в корне слов, как и многих других орфографических правил, лежит фонематический принцип русской орфографии, в соответствии с которым одна и та же буква обозначает фонему в сильной и слабой позиции. Опираясь на данный принцип, учителю важно показать, что при написании нельзя доверять произношению. Следовательно, надо учить детей определять в какой морфеме содержится сомнительный звук, развивать у них умение находить проверочные слова. Это первое знакомство с правилом правописания безударных гласных и происходит в период обучения грамоте.  На этой ступени ученики впервые встречаются с такими понятиями, как «звук» и «буква»,  «обозначение звука буквой»,  

Поэтому, я знакомлю детей с транскрипцией. Дети должны видеть и осознать, где именно «опасное место», где расхождение. Например: карова, каза,сталы. Далее, задаемся вопросом. Почему же расхождение? Здесь, мы начинаем знакомиться с ударением. Это первое знакомство с правилом правописания безударных гласных и происходит в период обучения грамоте.  На этой ступени ученики впервые встречаются с такими понятиями, как «звук» и «буква»,  «обозначение звука буквой»,  «ударение», «ударный и безударный звуки», «деление слова на слоги», «ударный и безударный слоги». Идем по следующему алгоритму:

1. Учимся ставить правильно ударение в словах – это долгота звука (па-а-арта или парта-а-а, до-о-оска или доска-а-а) – дети произносят и начинают осознавать, что буква под ударением слышится четко.

2. Знакомство с транскрипцией и определение «опасного места»

3.Записываю только согласные буквы6 к……з……. произносим с долготой гласных звуков и ставим ударение

4. закрываю ударный гласный и произносим оставшиеся звуки и выбираем гласную букву уже по смыслу (каз – коз).

Если у детей возникают сложности, добавляем вспомогалочку из словосочетания: Я вижу много………( коз).

Учитывая возраст детей и их естественное стремление к игровой деятельности, знакомство с правилом и работу над ним можно проводить с помощью дидактических игр, которые служат переходом к изучению правила.  

                 

Пример.  Игра «Догадайся сам».

  Цель:  тренировка в слогоделении, в ударении.

  Наглядный материал: картинки с изображением птиц.

                 В верхней части доски с одной стороны помещен один кружок, с другой – два. Показываю картинки птиц, дети должны произнести названия птиц, разделить слова на слоги, определить ударный слог, определить, в какую часть доски поместить.

              Подобным образом можно собирать овощи, грибы в разные корзины и т.д.

              На уроках отрабатываются умения, направленные на тренировку в постановке ударения, на определение ударных и безударных гласных, формировать  умение изменять слово (на основе соотношения «один – много»). Использую устные упражнения, упражнения на списывание, упражнения творческого характера.  (см .приложение)

             Во втором – четвертом классах  правило правописания безударных гласных в корне слов изучается на морфологическом уровне. Такой переход становится возможным в связи с изучением состава слова.  К уже приобретенным умениям добавляются следующие: умение находить корень слова;  умения подбирать проверочные слова путем подбора однокоренных слов;  умение выбирать среди проверочных слова с ударной гласной в корне. В соответствии со структурой правила изменяется и система упражнений  (см.  приложение).

             Работа над правилом правописания безударных гласных  не должна быть ограничена только им. Полностью сформировать навык по данной теме можно лишь в том случае, если рассматривать данное правило в системе.

                                       Приложение

                   Карточка № 1.

  1. Спишите слова, обозначьте ударение:

Ребята, девочка, мальчики. Работа

  1. Спишите предложения, поставьте ударение над выделенными словами. Чем они различаются?

Мальчик вышел из  леса.   Красивые у нас  леса.

       

Карточка № 2.

  1.   Выпишите слова, в которых три слога:

Пила, топор, молоток, шило, отвертка, гвоздь, рубанок.

  1.   Составьте словосочетания с данными словами. Поставьте ударение.

Яркие                                        цвет

Солнечное                               краски

Желтый                                     небо

       

Карточка № 3

  1.  Спишите слова, рядом напишите проверочные, обозначьте орфограмму:

  ш.ги - …,     л.са - …,  м.ря - …,  гр.бы - … ,   ст.лбы - … .

      2.  Спишите предложения, вставьте пропущенные гласные, в скобках          напишите проверочные слова:

      На тр.ве еще бл.стит р.са. На дв.ре г.рой, а в избе в.дой.  На  дв.ре тр.ва, на тр.ве др.ва.

                 Карточка № 4

  1.  Выпишите однокоренные слова, выделите корень, поставьте ударение,  обозначьте значком часть слова, где находится орфограмма:

             В нашем лесу живет лесник. Он знает все лесные тропинки.  Наш лесничий в школе создал лесничество.  Теперь и мы будем охранять наш лесистый край.

         

Карточка № 5

  1.  Измените словосочетания по образцу, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните проверочное слово:

М.ховая шапка      -            шапка из меха

Зв.риный след       -                     …..

Д.ревянная палка   -                 …..

Гр.бной суп             -                   …..

   

Карточка №6

  1.  Выпишите из текста слова с безударной гласной, подберите проверочные слова, обозначьте орфограмму:

    Город на холмах. На одном из них стоит широкая стена – зубчатая, с башнями.   Больше двух километров надо прошагать,  чтобы обойти ее кругом.  Здесь в давние времена зародился город.

             

                   


Список литературы.

1 . Аномович Е.А. Русский язык в начальных классах. – М., 1989.

2. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. – М., 1993.

3. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1983.

4. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. – М., 1983.

5. Панов Б.Г. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1990.

6 .Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. -
М., 1992..

7 . Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. – М., 1975.

8. Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием. – М., 1985.

9. Яковлева В.И. Слово о словарном слове. – М., 1989.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Безударная гласная в слове – проблема каждого урока» iconБезударная гласная в корне слова
Возьмите ручку и поставьте на полях рядом с записью числа ту оценку, которую вы хотели бы получить за сегодняшнюю классную работу....
«Безударная гласная в слове – проблема каждого урока» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: аудиозапись музыки туша, плакат в виде верхней части первой страницы прописи, круг с лучами, на конце каждого – гласная...
«Безударная гласная в слове – проблема каждого урока» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Угадай слово», картинки со звуком (з), буквы демонстрационные и раздаточные, игрушка Зайка, Коза, по 3 вагончика на каждого с картинками...
«Безударная гласная в слове – проблема каждого урока» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Проблема урока, его содержание, построение, организация и методика работы на уроке – не случайно волнуют учителей. Интерес к нему...
«Безударная гласная в слове – проблема каждого урока» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: Звук [ы], гласная буква ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе
«Безударная гласная в слове – проблема каждого урока» iconУрок русского языка по теме «Наречие»
Дайте характеристику звуку, который обозначен буквой «н» в слове «неваляшка»; в слове «Настя»
«Безударная гласная в слове – проблема каждого урока» iconЛитература. Народная судьба в поэтическом слове тематическое планирование
Поэты о сохранении памяти в слове. Отражение исторической жизни народа в памятниках фольклора и литературы. И. А. Бунин «Слово»....
«Безударная гласная в слове – проблема каждого урока» icon¬ (Первая буква имени гласная → Четвертая буква имени согласная)?...
А представляет собой двоичную запись числа 226, столбец значений аргумента в – числа 154, столбец значений аргумента с – числа 75....
«Безударная гласная в слове – проблема каждого урока» iconРеферат по курсу «Введение в теорию массовых информационных процессов»...
В этой работе мы познакомимся с учением великого русского мыслителя П. А. Флоренского (1881-1937) о слове
«Безударная гласная в слове – проблема каждого урока» iconКонспект урока по русскому языку по теме: «Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч»
...
«Безударная гласная в слове – проблема каждого урока» iconПлан-конспект урока литературы по теме: «Проблема национального характера...
План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М
«Безударная гласная в слове – проблема каждого урока» iconУрока сроки изучения Содержание материала (тема урока)
«Слово о полку Игореве» величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове…»
«Безударная гласная в слове – проблема каждого урока» iconУрок 28 Тема урока: Семья
Актуальность темы урока Семья для каждого человека нужна. И для каждого ребёнка важно, чтобы у него были мама и папа. Чтобы в семье...
«Безударная гласная в слове – проблема каждого урока» iconКультурное развитие человека как проблема Проблема культурного развития человека в философии
Тип урока: Совершенствование знаний по теме «Снятие измерений, анализ измерений»
«Безударная гласная в слове – проблема каждого урока» iconТесты для каждого ученика, карточки для работы, карточки-символы...
Тема урока русского языка «Глагол как часть речи». Тип урока – открытие новых знаний
«Безударная гласная в слове – проблема каждого урока» iconУрока: Наблюдение над ролью приставки в слове
Контроль за правильной посадкой при письме, за положением тетради по чистописанию


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск