Методические рекомендации по противодействию экстремистским проявлениям, по организации и проведению мероприятий, направленных на противодействие экстремизму в молодежной среде





Скачать 242.39 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по противодействию экстремистским проявлениям, по организации и проведению мероприятий, направленных на противодействие экстремизму в молодежной среде
Дата публикации16.09.2014
Размер242.39 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Право > Методические рекомендации




Приложение

к письму Департамента общего образования Томской области

от 08.04.2013 г. № 1039/01-08
Методические рекомендации

по противодействию экстремистским проявлениям, по организации и проведению мероприятий, направленных на противодействие

экстремизму в молодежной среде

Экстремизм является одним из опасных уголовных правонарушений, которые совершаются в современном российском обществе, при этом особую тревогу вызывают масштабы проникновения экстремисткой идеологии в молодежную среду. В силу возрастных психологических особенностей, а именно – юношеского максимализма, еще не сформировавшейся системы ценностей, эгоизма и агрессивности молодежная среда является благодатной почвой для распространения экстремизма. Кроме того, у многих несовершеннолетних с раннего подросткового возраста отмечаются нарушения в структуре их потребностей и интересов. Подросток стремится заполнить вакуум, образовавшийся в позитивной системе общения. Он ищет и находит другую микросреду (таких же, как и сам, подростков), где, наконец, обретает статус и признание, возможность удовлетворить жизненно необходимую потребность в общении.

Как правило, объектом правоприменительной деятельности молодые люди становятся лишь после совершения преступлений, относимых к категории тяжких и особо тяжких (убийство, причинение тяжкого вреда здоровью и т.д.).

В качестве примера можно привести молодежную группировку скинхедской направленности, сформировавшейся осенью 2009 года. Объединяющим фактором выступили общие интересы, на тот момент совершенно некриминального характера. Подростки в возрасте от 15 до 17 лет были знакомы друг с другом по месту жительства, часть из них обучалась в одной школе. Четверо членов группы ранее уже имели криминальный опыт и привлекались к уголовной ответственности, трое – на учетах в органах внутренних дел не состояли, правонарушений не совершали, проживали в полных и материально обеспеченных семьях. Установлено, что в семьях участников группировки установки ненависти к представителям других национальностей не культивировались.

Идеологию неонацизма в группу привнес лидер – такой же подросток, информационными источниками в этой сфере выступили в основном Интернет - ресурсы. От момента ознакомления с идеологией неонацизма до ее воплощения в конкретные криминальные проявления прошло не более полугода.

В январе 2010 года, предварительно договорившись совершить нападение на лиц неславянской внешности, подростки отправились на «охоту». Дойдя до обувной мастерской, где по их сведениям работали таджики, они палками и ногами сломали киоск, в котором находился запершийся изнутри работник. Затем подростки напали на проходившего по улице гражданина Узбекистана, которому нанесли множественные телесные повреждения тяжкого характера. Один из участников несколько раз выстрелил из пневматического пистолета в потерявшего сознание мужчину. Позже подростками был избит еще один гражданин – таджик по национальности. Следующим преступлением членов группы стало убийство, совершенное в марте того же года. Двое ее членов встретили этнического казаха - молодого мужчину, страдающего психическим расстройством и, заведя его на территорию гаражей, убили. Описание повреждений на теле потерпевшего составило два листа, преступление квалифицировано следствием как убийство, совершенное с особой жестокостью по мотивам национальной ненависти.

В ноябре 2011 года Томским областным судом вынесен обвинительный приговор участникам данной группировки. Подсудимые признаны виновными в совершении убийства, причинения тяжкого вреда здоровью, хулиганству по мотивам национальной ненависти. Пятеро из них приговорены к срокам от 8 до 9,5 лет колонии общего режима и воспитательной колонии, двое осуждены на 3 и 4 года условно.

Именно поэтому главной задачей государственных органов, органов местного самоуправления, образовательных учреждений, органов внутренних дел является обеспечение профилактики экстремизма с целью исключения или минимизации возможности возникновения и развития экстремизма в молодёжной среде.

Основой профилактики экстремизма является поэтапное воспитание, призванное сформировать у молодежи четкие представления о патриотизме, нравственности, культурном и религиозном согласии, межэтнической толерантности.

При организации системной работы по профилактике молодежного экстремизма необходимо учитывать тот факт, что непосредственная, прямая профилактика не дает практически никакого эффекта. В основе организации системы профилактической работы должна лежать идея управляемой социализации, когда социально-психологические процессы, происходящие с подростком, профессионально сопровождаются соответствующими специалистами.

Наиболее восприимчивыми к экстремистской идеологии оказываются учащиеся школ с ещё не сформировавшейся и легко поддающейся влиянию психикой.

В данном случае сложно переоценить роль образовательных учреждений, так как для достижений положительных результатов профилактики необходима работа с ребенком в различные возрастные периоды. Кроме учебного плана в школе существует то, что социологи называют «скрытым» учебным планом для детей: правила школьной жизни, авторитет учителя, реакции учителя на поступки детей. Все это потом сохраняется и применяется в дальнейшей жизни ребенка.

В качестве основных задач профилактики экстремизма в общеобразовательных учреждениях выступают:

воспитание у учащихся установок признания, соблюдения и защиты прав

и свобод человека и гражданина, соблюдения законов;

формирование норм социального поведения, характерного для гражданского общества;

повышение роли семьи в формировании у детей норм толерантности и снижение социальной напряженности в обществе;

противодействие экстремизму через общественные организации, ученическое самоуправление;

внедрение в школьную среду практики норм толерантного поведения;

воспитание законопослушных граждан, уверенных в неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности;

отработка навыков безопасного поведения учащихся в момент угрозы террористического акта.

Работу общеобразовательных учреждений по профилактике экстремизма целесообразно проводить со следующей категорией лиц: учащиеся (общая воспитательная педагогическая работа, а также работа с детьми, относящимися к группе «риска»), педагогический состав (подготовка учителей к ведению профилактической работы), работа с родителями (информирование и консультирование по данной проблеме).

Основными направлениями профилактики экстремизма в образовательном учреждении являются:

организация обучения и повышения квалификации педагогических работников по вопросам профилактики правонарушений экстремистского характера, навыков воспитания толерантного сознания у обучающихся, формирования представлений о толерантной среде проживания и общения, идеологии и культуре толерантности в целом;

внедрение специальных курсов, а также элементов программ в общих курсах предметов, направленных на профилактику экстремизма и ксенофобии, укрепление установок толерантного сознания и поведения в среде учащихся;

координация взаимодействия с комиссией по делам несовершеннолетних, подразделениями по делам несовершеннолетних, городским судом, прокуратурой с целью привлечения к сотрудничеству в проведении родительских собраний, педагогических советов, классных часов в общеобразовательных учреждениях;

создание советов старшеклассников, общественных формирований правоохранительной направленности, волонтерских движений из числа учащихся, использование их потенциала в сфере профилактики экстремизма.

Цель гражданского воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, чувства патриотизма, гражданственности, терпимости к проявлению индивидуальности другими людьми, умения самостоятельно осуществлять выбор своей позиции, принимать решения и осознавать их последствия, осуществлять свои социальные роли.
Начальная школа

В начальной школе термин «экстремизм» не применяется. Учебными

предметами, содержание которых прямо или косвенно влияет на осмысление младшими школьниками различных социальных явлений, являются «Литературное чтение» и «Окружающий мир».

Основная задача педагогов – познакомить школьников с нравственно-эстетическими ценностями своего народа, способствовать формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим образцам, дать четкие представления о добре и зле, чести и бесчестии, справедливости и несправедливости.

Тем самым в сознание учащихся начальной школы закладываются компоненты антиэкстремистского сознания, которые впоследствии станут базой для рассмотрения сущности экстремизма и юридических аспектов ее проявления в основной школе.

Помимо информационно-просветительского блока особое внимание следует обращать на привлечение учащихся к поддержанию порядка в классе. Учащимся предлагается выполнять небольшие поручения, связанные с соблюдением порядка, наиболее простое из которых - дежурный, контролирующий соблюдение отдельных правил, подчинение которому будет показателем формирования уважительного отношения к хранителю правил. Кроме этого, в жизни класса должно быть как можно меньше ситуаций, когда делается исключение из правил. Особенно важно не нарушать правила для поощрения деятельности учащегося (к примеру, мы нарушим правила и закончим урок пораньше, потому, что вы себя хорошо вели). Учащиеся должны понимать, что учитель не сам придумывает и меняет правила жизни, а

выступает в качестве хранителя общих правил жизни, принятых в обществе.
Среднее звено

В 5–7 классах основная воспитательная работа с учащимися направлена на формирование культуры взаимодействия, непримиримости к нарушителям закона, общественной морали и нравственности, совместное создание и сохранение правил.

В практике работы с детьми этого возраста можно выделить ряд ситуаций, обусловливающих в будущем экстремистское поведение:

1. Родители заняты своими делами, мало общаются с детьми и, как правило, не имеют представления об интересах ребенка. Необходимо в регулярном общении с родителями акцентировать внимание на вероятных отрицательных последствиях такого положения дел.

2. Ребенок получает много негативной информации из СМИ и Интернета. Необходимо разъяснять детям возможности Интернета как источника получения дополнительной информации для подготовки к учебным занятиям и внеурочным мероприятиям, проводить беседы с родителями об ограничении просмотра телепередач и доступа к отдельным интернет - ресурсам, критерием отбора в данном случае должен выступать возраст детей.

3. Пример деятельности педагогов и родителей по принципу: «Если нельзя, но очень хочется, то можно». Когда учителя и родители, несмотря на существующие запреты, позволяют детям совершать запрещенные действия, то это приводит к формированию в сознании ребенка позиции, о том, что «все можно купить и все можно сделать, если договориться с кем надо».

4. Отношения между детьми в системе самоуправления, особенно когда перед ребенком оказывается выбор между дружбой и порядком. Вполне естественно, что дети многое разрешают своим друзьям в отличие от других. Зачастую, в рамках общественного сознания помощь другу, даже за счет нарушения закона, является нормой.

Наиболее продуктивными в этом возрасте являются различные формы совместной работы и коллективной творческой деятельности. Формирование способности уважения друг к другу, культуры договора и взаимопонимания послужит основой для профилактики экстремистских действий.

На данном этапе решается одна из основных задач образовательной системы – воспитание подрастающего поколения на общечеловеческих ценностях, опирающихся на национальное самосознание и мировую культуру. Формируется толерантное мировоззрение, веротерпимость и межнациональное согласие.

Формы работы здесь могут быть самыми разными: это и уроки-дискуссии, деловые и ролевые игры и практикумы, уроки-праздники, уроки виртуальной экскурсии по стране или эпохе и т.д. Возможно проведение КВН по материалам фольклора, просмотр и обсуждение видеофильмов о культуре различных народов; общешкольные творческие вечера, концерты с использованием фольклорных традиций, обрядов, празднований.

Старшие классы

В 8–9 классах возникает необходимость осознанного принятия учащимися правил решения жизненных проблем. Ведущей формой воспитательной работы может быть деловая игра, в ходе которой учащиеся самостоятельно решают поставленную задачу. Элементом социальной практики может стать организация ученического самоуправления в классе, увеличение числа поручений для учащихся класса с определенными властными полномочиями.

В работе с учащимися особое внимание следует обращать на осознанное принятие решения и его защиту в процессе выстраивания отношений с окружающими. Формирование положительного отношения к существующему порядку, осознание выгоды от соблюдения норм и правил позволят сформировать антиэкстремистское мировоззрение.

Особенностями воспитания при работе с учащимися данной возрастной категории является направленность на становление нравственной позиции и отрицание экстремистских действий.

Для учащихся 10–11 классов предлагается проведение социального практикума «Боремся с экстремизмом», в рамках которого анализируются типичные социальные ситуации экстремистского поведения.

Основной формой практикума может являться дискуссия, в ходе которой учащимся предлагается высказать свое мнение и представить свой способ решения ситуации. Самоопределение учащихся во время проведения таких занятий позволит зафиксировать степень их готовности к отказу от экстремистских действий.

Варианты проведения классных часов:

1. Классный час-убеждение. Строится как демонстрация правильного (не нарушающего нормы) поведения, формирование потребности соблюдать нормы и правила, изложение последствий нарушения закона. Ведущий выступает в роли человека, обеспечивающего соблюдение порядка. Проявление экстремизма рассматривается как действия, направленные на разрушение существующего порядка по причине недовольства этим порядком.

Примерная тематика классного часа: «Экстремистское поведение: возможные последствия», «Российское законодательство против экстремизма», «Быть законопослушным».

2. Классный час-увлечение. Основа - влияние на эмоции и чувства слушателей. Основной задачей такого выступления становится отторжение участников беседы от противоправного поведения, ориентация на другие жизненные ценности. Возможны различные варианты названия классного часа: внушение (внушаем отвращение к проявлениям экстремизма), призыв (призываем задуматься и изменить образ жизни), потрясение (показать всю неприглядность экстремизма, заставить слушателей испытать эмоциональное потрясение и сформировать негативное отношение к данному явлению). Оратор для достижения цели превращает свое выступление в маленький спектакль, который вероятно не заставит изменить жизненные взгляды, зато останется в памяти. Тема классного часа-увлечения задается ярким лозунгом–призывом.

Примерная тематика классного часа: «Экстремизм – порождение зла»,

«Экстремисты разрушают страну», «Путь к миру в обществе».

3. Классный час – информационное сообщение. Представляет собой изложение путей и способов решения проблемы экстремизма, может носить характер лекции. Проявление экстремизма рассматривается как определенная социальная проблема, связанная с наличием определенной группы людей, пытающихся использовать недовольство части граждан существующим положением дел в стране в своих личных целях. Цель мероприятия - формирование компетентности учащихся, информирование о конкретном способе решения проблемы и основных ее составляющих.

Примерная тематика классного часа: «Возможно ли преодолеть экстремизм?», «Способна ли борьба с экстремизмом изменить мир в лучшую сторону?», «Причины экстремизма и их преодоление».

4. Классный час – коррекция точки зрения. Представляет собой способ коррекции жизненных устремлений учащихся в процессе дискуссии. Каждый человек в силу своих индивидуально-личностных особенностей по-своему понимает экстремизм. Понять и повлиять на подобные взгляды проще всего в ходе индивидуальной беседы. В ходе массовой беседы на основе использования социологических данных ведущий анализирует наиболее распространенные точки зрения на проблему молодежного экстремизма. В ходе беседы рассматриваются возможные варианты поведения и их последствия. Воспитательная задача заключается в коррекции индивидуального миропонимания.

Примерная тематика классного часа: «Негативные последствия экстремизма», «Сказать экстремизму нет», «Экстремизм: иллюзии и реальность», «Мое отношение к противоправным деяниям».
Взаимодействие с органами внутренних дел

Работа по профилактике экстремизма должна проводиться в тесном сотрудничестве образовательных учреждений и органов внутренних дел, так как сотрудники полиции обладают правовыми и психологическими знаниями в деле профилактики проявлений экстремизма, а учителя – психолого-педагогическими основами организации деятельности по воспитанию подрастающего поколения.

Совместные мероприятия могут быть реализованы в следующих формах:

беседы и лекции, в том числе проводимые в рамках классных часов, родительских собраний и т.д., в ходе которых сотрудники полиции разъясняют социальную опасность экстремизма, уголовную и административную ответственность, наступающую за совершение правонарушений экстремистской направленности;

исследование контингента учащихся с целью определения морально-психологического климата и уровня этнической толерантности в коллективах, выявления членов неформальных молодежных объединений. Изучение результатов позволит сотрудникам органов внутренних дел и педагогам спланировать необходимые профилактические мероприятия;

выявление учащихся, входящих в неформальные молодежные объединения. Молодежные субкультуры могут рассматриваться как структуры, формирующие и реализующие экстремистскую активность. Именно поэтому необходимо принимать меры к снижению их деструктивного потенциала, в том числе вовлекать их участников в волонтерское движение, проведение мероприятий по пропаганде здорового образа жизни и профилактике асоциальных явлений с целью предотвращения их переориентации на противоправную деятельность;

выявление учащихся, входящих в группировки экстремистской направленности, установление причин и условий, способствующих этому, принятие мер к их устранению, организация индивидуальной воспитательной и профилактической работы с лицами данной категории в целях недопущения совершения преступных деяний;

оказание сотрудниками органов внутренних дел консультативной помощи педагогам по конкретным вопросам, отнесенным к сфере профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетних, в том числе противоправных деяний экстремистской направленности.

Только системная работа, проводимая во взаимодействии органов внутренних дел и образовательных учреждений, может дать положительные результаты в деле формирования толерантного поведения и профилактики молодежного экстремизма.

Данное пособие носит рекомендательный характер, так как во многих общеобразовательных учреждениях уже получен определенный опыт в решении задач профилактики молодежного экстремизма, имеются программные уроки, проекты воспитания и дополнительного образования по указанной тематике.

Учебные заведения выбирают наиболее приемлемые и эффективные для них формы профилактической работы с учащимися: классный час, лекция, беседа, семинар, конференция, тренинг, ролевая и деловая игра, круглый стол, дискуссия, конкурс творческих работ (конкурс рисунков, стенгазет, книжная выставка), показ видеоматериалов и т.д.

Вместе с тем, для педагогических коллективов общеобразовательных учреждений можно рекомендовать следующее:

при проведении классных мероприятий делать акцент на многонациональность нашего общества, толерантное отношение к культуре, вероисповеданию других народов;

проводить родительские собрания по вопросам профилактики экстремизма, ксенофобии, информационной безопасности;

уделять особое внимание подросткам, состоящим на учете внутри образовательных учреждений, а также в комиссиях и подразделениях по делам несовершеннолетних;

способствовать повышению занятости молодежи во внеурочное время, вовлекать максимальное количество учащихся в различные досуговые мероприятия, развивать созидательную активность подростков посредством учебных и внеурочных мероприятий.

Основные понятия

Экстремизм (от фр. extremisme, от лат. extremus — крайний) — приверженность крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике).

Экстремизм создает реальную угрозу безопасности человека, общества, государства не только своим непосредственным воздействием на конституционные основы межличностных отношений и основы конституционного строя страны, но и эскалацией социального напряжения, общественного резонанса, угрозой массовых волнений, а также, когда противоправные методы воздействия экстремизма на общественно-правовые институты влекут за собой радикальные меры государства по отношению к нему.

Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия.

В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О

противодействии экстремистской деятельности» «экстремистская деятельность (экстремизм) – это:

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;

пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

В качестве определяющего критерия выступает то, что экстремизм в своей основе имеет определенную идеологию. Признаки экстремизма содержат только такие идеологии, которые основаны на утверждении исключительности, превосходства либо неполноценности человека на почве социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, а также идеи политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Далее, считать те или иные действия экстремистскими позволяет совокупность следующих критериев:

действия связаны с неприятием существующего государственного или общественного порядка и осуществляются в незаконных формах. Экстремистскими будут те действия, которые связаны со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию. Экстремистская по содержанию деятельность всегда является преступной по форме и проявляется в форме совершаемых общественно опасных деяний, запрещенных Уголовным Кодексом Российской Федерации.

действия носят публичный характер, затрагивают общественно-значимые вопросы и адресованы широкому кругу лиц. Не могут содержать признаков экстремистской деятельности убеждения человека пока они являются частью его интеллектуальной жизни и не находят своё выражение в форме той или иной общественной активности: одного человека, групп и (или) организованных сообществ – в публичных выступлениях, публикациях в СМИ, агитации, пропаганде и т.д. Так, например, нацистская атрибутика или символика может на законных основаниях храниться в музеях. Однако, деятельность по пропаганде и публичному демонстрированию и такой символики будет содержать признаки экстремизма.

Необходимо отличать экстремизм от деятельности оппозиционных политических партий, представителей религий и конфессий, национальных и этнических сообществ как таковых. Их неэкстремистская деятельность осуществляется в любых предусмотренных и непредусмотренных законодательством формах. Формы экстремистской деятельности точно определены в законодательстве, их перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Экстремистская организация – это общественное или религиозное объединение, в отношении которого по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

Экстремистские материалы – это предназначенные для обнародования документы, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности, либо обосновывающие необходимость осуществления такой деятельности. Сюда можно отнести: труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное или расовое превосходство, либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Министерство Юстиции Российской Федерации составляет Федеральный список экстремистских материалов, в который включаются печатные издания, аудио, видео и иная продукция, содержание которой судом признано экстремистским. Материалы, включенные в федеральный список экстремистских материалов, не подлежат распространению на территории Российской Федерации.

Экстремистская мотивация – это мотивация, основанная на групповой солидарности, осознании себя членом привилегированной группы, имеющей право на подавление в различных формах «чужаков».

Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик и обусловленных этим, а также характером культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации социально-психологических свойств. Современные возрастные границы от 14 до 30 лет».

Профилактика экстремизмаэто система определенных мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, когда она еще не осуществляется.

Терроризм – это крайнее проявление экстремизма явление, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан, созданием обстановки страха, вынуждением органов власти к принятию тех или иных решений.

Национализм – это форма общественного единства, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности.

Расизм – это совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической не равноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества.

Фашизм - это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию, применение насилия и терроризма, установления культа вождя.

Толерантность - означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности (переводится как «терпимость»).

Добровольчество (волонтерство) – добровольный благотворительный труд людей на благо нуждающихся в помощи, сознательная деятельность по преобразованию социальной действительности при условии вовлечения граждан в эту деятельность на добровольной основе.

В целях профилактики экстремизма в молодёжной среде следует различать группировки экстремистской направленности от неформальных молодёжных объединений. В неформальных объединениях отсутствует четкое членство и их принято рассматривать, как формирования, объединяющие в себе молодёжь по признаку субкультуры. Экстремистские (радикальные) организации обычно декларируют, против чего они борются, и какие законные или незаконные методы они собираются использовать.

Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) – термин, обозначающий часть культуры общества, отличающейся своим поведением (положительным или отрицательным) от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами.

«Скинхеды» - (от англ. skinhead – «бритая голова»), молодежное движение, первоначально практически ничего общего с фашизмом, расизмом и антисемитизмом не имевшее. Скинхеды «первой волны» появились в 1968 году и были молодежной субкультурой рабочих районов Британии, которая возникла как молодежный протест против официальной буржуазной культуры.

Движение классических (традиционных) скинхедов пропагандирует аполитичность, его организации являются не расистскими и больше трансформируется в свою начальную стадию - в музыкальное неформальное движение со своей атрибутикой, культурой поведения и потребления, при этом остаются приверженцами определенных ценностей: ты должен быть патриотом своей страны; ты должен работать; ты должен учится; ты не можешь быть расистом. На его основе возникли движения – близнецы, использующие в себе элементы классической (традиционной) «скинхед-культуры», но ими не являющиеся.

В нашей стране скинхеды появились в 1991 году, в среде учащихся ПТУ и техникумов. В настоящее время в России понятие «скинхед» ассоциируется с неонацизмом и национализмом, в идеологии движения присутствует крайняя форма расизма, проявляющаяся в открытом выражении неприязни и ненависти по расово-национальному признаку, как путём лозунгов, призывов, надписей, рисунков, символики, так и путём прямых действий, стычек, столкновений, массовых драк, акций устрашения. Все действия направлены в отношении лиц неславянской внешности. Скинхеды по мере своих возможностей стараются не допускать общения с "нерусским" населением, при любом удобном случае проявлять по отношению к ним агрессию в виде оскорбления, издевательства, избиения, либо в виде повреждения имущества (поджоги, разбивание стекол, нанесение нацистской символики и лозунгов).

Внешность скинхедов частично повторяет внешний вид традиционных скинхедов с добавлением милитаристского стиля: бритая голова или очень короткая стрижка, высокие ботинки (Dr. Martens, Grinders, Steels, Camelot) с белыми шнурками, чаще всего чёрного цвета, светло-синие джинсы (Levi’s, Wrangler), белые футболки, чёрные или коричневые рубашки, поло и тенниски (Fred Perry, Ben Sherman), короткие, чёрные и тёмно-зелёные куртки на «молнии» без воротника - «бомберы», или с воротником - «штурманы», а также шотландские куртки Harrington или джинсовые куртки, военная униформа или её отдельные элементы. Может присутствовать нацистская символика, татуировки, нашивки, значки:

кельтский крест - равнолучевой крест с кругом, характерный символ

кельтского христианства, хотя имеет более древние языческие корни. В 80-х годах XX века кельтский крест стал символом White Power - движения белых расистов и НС-скинхедов;

одал (др.- герм. Oþila - «наследие», англо-сакс. Oeþel) - 24-я руна древнегерманского и 23-я руна англосаксонского рунического алфавитов. Руна Одал изображена на эмблеме 7-й добровольческой горной дивизии СС «Принц Ойген», 23-й добровольческой танково-гренадерской дивизии СС «Недерланд» и на флаге хорватских фольксдойче;

железный крест — прусская и немецкая военная награда. Учреждён Фридрихом Вильгельмом III 10 марта 1813 за боевые отличия в войне за освобождение Германии от Наполеона;

мёртвая голова - символ смерти и одновременно бесстрашия перед её лицом в виде черепа с костями (обычно белого или серебряного на чёрном фоне);

14/88: 14 слов «We must secure the existence of our people and a future for white children» («Мы должны защитить свой народ и будущее наших белых детей») и зашифрованное приветствие «Heil Hitler» («H» - восьмая буква латинского алфавита), автором лозунга является Дэвид Лэйн, американский приверженец идей белого национализма, написавший манифест по обеспечению установления, сохранения и защиты белого общества;

свастика; «Sieg Heil!», «Blood & Honor», «White Power».

В основном группировки «скинхедов» образуются по территориальному признаку (проживают в одном микрорайоне или обучаются в одном учебном заведении), из числа подростков, не занятых общественно-полезной деятельностью, располагающих большим количеством свободного времени, родители, которых, в виду постоянной занятости не имеют конструктивного общения с детьми. Как правило, это подростки из финансово обеспеченных и внешне благополучных семей.

В среде участников группировок националистической направленности в основном приветствуются здоровый образ жизни, занятия спортом, отказ от курения и спиртного, негативное отношение к наркотикам, что способно ввести в заблуждение педагогов, не обладающих информацией о той стороне жизни подростка, что остается за стенами учебного заведения. Зачастую по месту учебы такие лица характеризуются положительно.
Литература

1. Взаимодействие органов внутренних дел и образовательных учреждений по формированию толерантного поведения подростков и профилактике молодежного экстремизма в условиях динамично меняющейся социальной среды: Учебно-методическое пособие /Г.А. Груничева, Д.Ю. Кузнецов, В.В. Ломакин, С.С. Кругликов. Домодедово: РИО ВИПК МВД России, 2012.

2. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

3. Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде (разработаны Минспорттуризмом России совместно с МВД России и ФСБ России). Москва. 2011.

4. Предупреждение противоправной деятельности молодежных группировок экстремистской направленности: Учебное пособие /Е.В. Демидова. Казань: КЮИ МВД России, 2010.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по противодействию экстремистским проявлениям, по организации и проведению мероприятий, направленных на противодействие экстремизму в молодежной среде iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
План мероприятий, направленных на совершенствование работы по предупреждению межнациональных конфликтов, противодействию этнической...
Методические рекомендации по противодействию экстремистским проявлениям, по организации и проведению мероприятий, направленных на противодействие экстремизму в молодежной среде iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Об утверждении Комплекса мер, направленных на совершенствование работы по предупреждению межнациональных конфликтов, противодействию...
Методические рекомендации по противодействию экстремистским проявлениям, по организации и проведению мероприятий, направленных на противодействие экстремизму в молодежной среде iconЛитература 118-121
Методические рекомендации предназначены для организации работы общеобразовательных учреждений, направленных на профилактику экстремизма...
Методические рекомендации по противодействию экстремистским проявлениям, по организации и проведению мероприятий, направленных на противодействие экстремизму в молодежной среде iconМетодические рекомендации для органов местного самоуправления по...
На протяжении последних лет в Российской Федерации последовательно разрабатывается комплекс мер, направленных на противодействие...
Методические рекомендации по противодействию экстремистским проявлениям, по организации и проведению мероприятий, направленных на противодействие экстремизму в молодежной среде iconМетодические рекомендации по проведению мероприятий, направленных
Окружной социально – профилактической программы «Западный округ территория мира, здоровья, успеха!»
Методические рекомендации по противодействию экстремистским проявлениям, по организации и проведению мероприятий, направленных на противодействие экстремизму в молодежной среде iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий....
Азбука интересных дел методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий. 22
Методические рекомендации по противодействию экстремистским проявлениям, по организации и проведению мероприятий, направленных на противодействие экстремизму в молодежной среде iconМетодические рекомендации по организации и проведению II (зонального) и III
Методические рекомендации по организации и проведению 2 (зонального) этапа областного конкурса «Лидер в образовании Оренбуржья –...
Методические рекомендации по противодействию экстремистским проявлениям, по организации и проведению мероприятий, направленных на противодействие экстремизму в молодежной среде iconМетодические рекомендации по организации и проведению праздничных...
Президента РФ проводить соответствующие мероприятия, Совет муниципальных образований Республики Дагестан предлагает в практической...
Методические рекомендации по противодействию экстремистским проявлениям, по организации и проведению мероприятий, направленных на противодействие экстремизму в молодежной среде iconО мерах, реализуемых на территории города Москвы в сфере профилактики...
Предупредительная работа по противодействию экстремистским проявлениям и угрозам терроризма. В городе создана и действует комплексная...
Методические рекомендации по противодействию экстремистским проявлениям, по организации и проведению мероприятий, направленных на противодействие экстремизму в молодежной среде iconМетодические рекомендации для педагогов дополнительного образования...
Далекому мужеству верность храня…: Сборник для педагогов дополнительного образования по организации и проведению мероприятий, посвящённых...
Методические рекомендации по противодействию экстремистским проявлениям, по организации и проведению мероприятий, направленных на противодействие экстремизму в молодежной среде iconОтчет о реализации мероприятий, направленных на профилактику и противодействие...
Совершенствование организации деятельности органов местного самоуправления Чукотского муниципального района
Методические рекомендации по противодействию экстремистским проявлениям, по организации и проведению мероприятий, направленных на противодействие экстремизму в молодежной среде iconОтчет о проделанной работе по комплексу мероприятий противодействию...
Человек, чья фамилия подчеркнута, отвечает за полученное задание и координирует работу группы
Методические рекомендации по противодействию экстремистским проявлениям, по организации и проведению мероприятий, направленных на противодействие экстремизму в молодежной среде iconМетодические рекомендации по организации и проведению информационных часов Пойковский
Методические рекомендации по организации и проведению информационных часов / бунр «Межпоселенческая библиотека», Метод отд.; сост....
Методические рекомендации по противодействию экстремистским проявлениям, по организации и проведению мероприятий, направленных на противодействие экстремизму в молодежной среде iconМетодические рекомендации по написанию реферата для слушателей по...
Обсуждено и одобрено на заседании кафедры гуманитарных и социальных дисциплин Урюи мвд россии «10» января 2014 года, протокол №1
Методические рекомендации по противодействию экстремистским проявлениям, по организации и проведению мероприятий, направленных на противодействие экстремизму в молодежной среде iconМетодические рекомендации по организации и проведению мероприятий...
...
Методические рекомендации по противодействию экстремистским проявлениям, по организации и проведению мероприятий, направленных на противодействие экстремизму в молодежной среде iconМетодические рекомендации по организации и проведению мероприятий по раннему выявлению лиц
Роль и место мероприятий по раннему выявлению лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, в системе профилактической...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск