Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий по раннему выявлению лиц





НазваниеМетодические рекомендации по организации и проведению мероприятий по раннему выявлению лиц
страница1/5
Дата публикации12.08.2013
Размер0.59 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Информатика > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5


Подготовлено Департаментом здравоохранения

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

во исполнение постановления № 14 от 28.04.2012

комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Ханты-Мансийск 2012
Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Ханты-Мансийский клинический психоневрологический диспансер»
(исполнитель: врач психиатр-нарколог подросткового кабинета Ковалев К.А.)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ

МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАННЕМУ ВЫЯВЛЕНИЮ ЛИЦ,

ДОПУСКАЮЩИХ НЕМЕДИЦИНСКОЕ

ПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
ГЛАВА 1. РОЛЬ И МЕСТО МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАННЕМУ ВЫЯВЛЕНИЮ ЛИЦ, ДОПУСКАЮЩИХ НЕМЕДИЦИНСКОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Потребление психоактивных веществ (далее – ПАВ) – острейшая проблема в мире. Российское общество на стыке тысячелетий столкнулось с новой реальностью, когда опасные зависимости, захватывающие в первую очередь молодое население страны, стали стремительно прогрессировать, все больше перемещаясь из области медицины в область социальную (в широком смысле этого слова).

Действенным средством борьбы с распространением наркомании является профилактика, под этим термином большинством авторов понимается создание системы мер, обеспечивающих сохранение и улучшение физического и психического здоровья общества. Традиционно профилактическая работа делится на три больших составляющих: первичную, вторичную и третичную профилактику, отличающихся друг от друга степенью развития болезни, на которой осуществляется профилактическая работа.

Первичная профилактика – это превентивные меры воздействия на молодых людей, не затронутых зависимостями, с целью влияния на их поведение и взгляды, личностное и социальное развитие, предупреждение приобщения к употреблению ими психоактивных веществ. Вторичная профилактика связана с ранним обнаружением развивающихся зависимостей, с созданием комплекса медико-психологических и социально-педагогических мероприятий, обеспечивающих раннее вмешательство в течение болезни, при котором возможно полное выздоровление. Третичная профилактика уже направлена на людей давно и продолжительно болеющих различными видами наркомании, поэтому комплекс мер, реализуемых в их отношении, направлен на предотвращение срывов и рецидивов в течение ремиссии, на восстановление социального и личностного статусов больных.

Предлагаемая концепция организации профилактической работы рассматривает данную работу как целостную систему вывода молодых людей, попавших в трудную жизненную ситуацию в связи с употреблением наркотических средств, в ситуацию полного отказа от их употребления и включает в себя следующие подсистемы: ВЫЯВЛЕНИЕ – КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПОМОЩЬ – ЛЕЧЕНИЕ И РЕАБИЛИТАЦИЯ – ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ.

Основными этапами работы по раннему выявлению лиц, незаконно потребляющих наркотические средства, являются следующие:

- Информационно-разъяснительный. В рамках данного этапа организаторами проводится информационно-разъяснительная работа со всеми участниками процесса: детьми и молодежью, их родителями (законными представителями), сотрудниками образовательных учреждений, в которых обучаются тестируемые. Разъяснения даются через СМИ, на родительских и классных собраниях, через выпуск специальных бюллетеней и методических рекомендаций, а также с использованием буклетов, разработанных для родителей, учащихся.

- Подготовительно-обучающий. В рамках данного этапа проводится подготовка организаторов тестирования на зональных семинарах по следующим направлениям: медицинские работники, непосредственно проводящие исследование; организаторы тестирования в муниципальном образовании или отдельном образовательном учреждении; специалисты (заместители по воспитательной работе, классные руководители), занимающиеся мотивационной работой с родителями и учащимися. Каждый организатор получает практическое пособие по проведению тестирования, а также необходимую печатную продукцию для проведения мотивационной работы и непосредственно процедуры тестирования.

Другой немаловажной задачей подготовительного этапа является создание в учреждениях условий для проведения процедуры тестирования, проведение мотивационной работы и сбор согласий родителей и учащихся.

  • Исследовательско-профилактический. Основными мероприятиями данного этапа являются массовое тестирование молодых людей и включение вновь выявленных потребителей ПАВ в систему индивидуально-профилактической работы. В целях повышения эффективности проведения тестирования, предупреждения фальсификации его результатов, обследование проводится по графику, составленному и утвержденному совместно с департаментами образования и молодежной политики и здравоохранения. Информация о дате проведения тестирования является конфиденциальной, доводится до учащихся и их родителей за 1 день до проведения тестирования. К этому времени образовательные учреждения должны создать все необходимые для проведения тестирования условия, в том числе собрать согласия на прохождение тестирования.

Лица, получившие положительный результат, получают направление и проходят дополнительное обследование в наркологическом кабинете по месту жительства.

  • Отчетно-документальный. Целью данного этапа является сбор достоверной информации об итогах тестирования, а также о характере и эффективности проводимых профилактических мероприятий с вновь выявленными потребителями ПАВ.


ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННО – ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ

И МОТИВАЦИОННАЯ РАБОТА

Работу с мотивацией на участие в тестировании необходимо проводить в двух направлениях: работа с широкими слоями населения через средства массовой информации; работа с целевой аудиторией - индивидуальная и групповая работа с молодежью, их родителями (законными представителями) силами специалистов (психологов, педагогов, социальными работниками).
2.1. Особенности использования средств массовой информации в подготовке общественного мнения к принятию процедуры тестирования

Средства массовой информации (далее – СМИ) по силе своего влияния на состояние общества традиционно принято считать четвертой ветвью власти, а в период развития информационного общества они стали реальной духовной властью над умами и сознанием населения, что беззастенчиво используется современными рыночными технологами. В то же время эти возможности СМИ слабо используются в антинаркотической профилактической деятельности. Особенно слабым звеном в этой деятельности остаются родители, школа, учреждения профессионального образования.

Наркомания же, как масштабная социальная проблема, включающая в себя комплекс таких важных проблем, как медицинскую, правоохранительную, безопасности личности, социально-экономическую, имеет несколько важных направлений ее анализа и освещения. Как утверждают многочисленные исследования в области профилактики наркомании, роль СМИ особенно велика в первичной профилактике наркозависимости, поэтому активное использование СМИ в мероприятиях по раннему выявлению лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, является обязательным условием организации этой деятельности.

Неотъемлемый составной элемент профилактики – антинаркотическое движение, объединяющее все здоровые социальные силы общества, заинтересованные в упреждении и пресечении распространения наркомании, нейтрализации ее негативных последствий. Роль СМИ в развертывании этого движения трудно переоценить.

При подготовке материалов антинаркотического характера необходимо учитывать неотвратимый характер явления: каждый очередной прием наркотика закрепляет болезнь, подчиняя себе волю, эмоции, сознание, круг интересов и характер общения. Начинающий употреблять наркотические вещества опасен для окружающих тем, что на ранних стадиях развития болезни он не попадает в поле зрения медиков или правоохранительных органов. В этом – скрытность и коварство болезни. Необходимо об этом говорить при работе по формированию мотивации на участие в тестировании. Также необходимо подчеркивать, что сущностью наркомании является желание индивида вновь и вновь принимать наркотик. Но как раз такого понимания в СМИ нет. В сообщениях СМИ необходимо подчеркивать, что опасными для окружающих являются все те, кто расхваливает действие наркотиков, утверждает об их якобы полезности. Такие делятся на две группы: во-первых, это начинающие наркоманы, которые поначалу еще испытывают от наркотика только «кайф», но не могут правильно оценить происходящие в его душе сдвиги, а во-вторых, те, кто наживается на продаже наркотиков.

Сущность наркотической несвободы. В СМИ немало говорится о свободе, как основном праве человека. При этом в приложении к проблеме наркомании этот вопрос почему-то не поднимается, хотя наркомания – это самая глубинная и мрачная форма несвободы: наркоман зависим от наличия или отсутствия у него наркотика для очередной дозы, порабощен необходимостью регулярно его принимать, подчинен источнику наркотика. Готов на все ради наркотика, он тянется всеми остающимися силами души к тому, что быстро приближает его смерть.

Людям свойственно гордиться своими творческими способностями и своим могуществом, проявляющимся в их взаимоотношениях с окружающим миром. А чем может гордиться раб некоего порошка или жидкости в шприце?! Свобода – это возможность поступать в соответствии с результатами собственного выбора. Но избрав для себя путь наркомании, индивид утрачивает свободу выбора, и именно это следует акцентировать в сообщениях массовой информации, а для этого журналистам самим необходимо глубоко осознать всю степень этой несвободы. Следовательно, тот, кто предлагает подростку испробовать на себе действие какого-либо вещества, тем самым посягает на его свободу.

Излечима ли наркомания? В средствах массовой информации встречается два противоположных ответа на этот вопрос. Первый: «Наркомания неизлечима». Второй (рекламный): «Излечиваем наркоманию за 24 часа!». Какой из них ближе к истине? Оба далеки. Нельзя считать наркоманию абсолютно неизлечимым заболеванием, но и наивно надеяться, что ее можно излечить быстро и легко.

Использование средств медицины позволяет помочь тем индивидам, у которых есть установка на излечение, и главное, чтобы такая установка появилась: далее ее надо укреплять, но,

по крайней мере, есть нечто в психике, что может противостоять желанию вновь принимать наркотик.

Для индивидов, у которых нет установки на излечение, наркомания неизлечима. Но и при наличии такой установки индивиду следует постоянно быть бдительным, так как прежняя потребность, неожиданно пробудившись в той или иной форме, может застать его врасплох. Рецидиву наркомании способствуют любые конфликты и переживания, причем не только отрицательного характера: любое волнение для лечащегося становится опасным. Не угасшая полностью, несмотря на лечение, потребность в наркотическом эффекте может проявлять себя весьма коварно: например, в виде периодически возникающих мыслей о том, чтобы попробовать наркотик «всего еще только один раз» – чтобы «испытать свои силы», выяснить, действует ли он так же, как и раньше, или как-то по-другому. Но стоит это сделать, как прежняя страсть вспыхивает с неудержимой силой.

А что же «лечат за 24 часа» рекламодатели? Они пытаются вложить в головы возможных клиентов мысль (а журналисты за ними следуют) о том, что наркомания – это именно наркотическая «ломка», что она – главный симптом болезни. Здесь как раз и видно, что ориентация только на медицинские показатели наркомании недостаточно (см. выше): надо видеть психические нарушения, которые происходят задолго до первой «ломки» и остаются после ее снятия.

При всем том, что состояние наркотической «ломки» весьма мучительно, его действительно сравнительно легко устранить: в этом успехи медицины несомненны. Так что, если бы целью лечения наркомании было только устранение наркотической «ломки», вполне можно было бы утверждать, что «наркомания излечима», и довольно легко. Подлинная же трудность излечения от наркомании заключается в прочности психической зависимости от наркотика: силе и прочности желания пробовать его вновь и вновь, «хотя бы еще один раз». Но за этим «одним разом» неизбежно идет следующий, тоже «только один укол», и так далее – до бесконечности, если бы не гибель наркомана.

При подготовке материалов антинаркотического характера в средствах массовой информации не следует однозначно утверждать как о неизлечимости наркомании, так и о доступности такого излечения для каждого. Утверждения о неизлечимости наркомании могут негативно сказываться на психическом состоянии и волевых усилиях тех, кто настроился порвать с болезненной зависимостью, равно как и утверждение о полной доступности излечения и не должно настраивать на беспечный лад тех, кто еще только интересуется наркотиками, но не втянулся в систематическое их потребление.

Полезно напоминать, что за большие деньги можно устранить почти любую внешнюю угрозу, но ни за какие деньги невозможно устранить зло, которое засело в твоем собственном мозге, которое сидит внутри тебя, и которое можно преодолеть только упорной и многолетней работой над собой, строгим самоконтролем каждого своего поступка, оценки любых своих побуждений и желаний, и даже оттенков настроения. Ведь эти способности невозможно приобрести за деньги, и далеко не каждый наркоман способен ко всем этим усилиям. Не лучше ли воздерживаться от наркотиков, чтобы не расплачиваться потом за это всю свою жизнь? И не верить лживым голосам об «излечении наркомании за 24 часа» (а встречаются рекламные объявления даже о еще более быстром снятии «ломки»!). Ведь дело вовсе не в ней. Каждый из потребителей информации о наркомании, наркотиках и наркоманах должен своевременно узнавать из средств массовой информации о том, что медицина научилась снимать только наиболее болезненные симптомы наркомании, но помочь полностью избавиться от нее всего около 10% тех, кто решил порвать с наркотиками. И стоит лечение очень и очень дорого: более-менее эффективное – порядка десятков тысяч долларов. При подготовке материалов антинаркотического характера важно четко понимать, что такое наркотизм, как явление, связанное с потреблением любых веществ, изменяющих психическое состояние человека, и вызывающих зависимость. Потребление алкоголя, курение, потребление наркотиков и токсических веществ – это различные по тяжести и социальной опасности проявления наркотизма. С одними из них приходится бороться всеми силами общества, включая и правоохранительные органы (наркомания), с другими – методами антиалкогольного и антиникотинового воспитания.

Основными функциями СМИ, которые реализуются в антинаркотической профилактике, являются: информационно-познавательная, регулятивно-воспитательная, функция социального контроля. Основными механизмами воздействия СМИ на сознание читателей и зрителей являются заражение-внушение-подражание.

В плане содержания статей, направленных на формирование общественного мнения по вопросу профилактики наркомании, позитивного принятия процедуры тестирования как ее составной части, можно выделить следующие содержательные линии:

Всестороннее разъяснение опасности идеи легализации наркотиков. В этом контексте уместно указывать на имеющийся мировой опыт. Так неудачные эксперименты в Англии (1959-1964 г), Швеции (1965-1967 г), Голландии привели к тому, что потребление наркотиков после их введения в свободный оборот выросло в 4 раза. В то же время в противовес обличителям жесткой политики в борьбе с наркоманией следует приводить факты, свидетельствующие о том, что в таких странах, как Япония, Таиланд, Лаос, Камбоджи, где в 50-е годы предпринимались жесткие меры (уголовное преследование и даже смертная казнь), торговля наркотиками сократилась в 4 раза.

Отказ от рассмотрения наркомании, как только медицинской проблемы, как индивидуальной проблемы личности наркомана, человека больного и крайне трудноизлечимого. Известно, что начиная с 90-х годов прошлого века, проблема наркомании перешла в категорию масштабной социальной проблемы, в которой две составляющие: зарегистрированные больные, т.е. состоящие на учете в наркологических диспансерах, и реально потребляющие наркотики, в абсолютном большинстве не зарегистрированные официально, а поэтому не отражаемые статистикой. Согласно ее данным в России распространение наркомании, токсикомании, курения и алкоголизма среди подростков продолжает оставаться высоким. Общая численность больных наркоманией, по официальным данным, составляет 493,6 тыс. человек, из них 60% - подростки и молодежь до 24 лет. По данным независимых социологических исследований, реальная численность потребителей наркотиков в 8-10 раз превышает официальную численность. По данным общероссийского мониторинга, общая численность лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, составляет 5,99 млн. чел., из них 1,87 млн. человек – это подростки и молодежь в возрасте до 24 лет. Вот это и есть реальный масштаб наркомании.

Необходимость владения информацией о количестве «случайных потребителей наркотика», как показателе социальной базы возможного распространения наркомании в стране, должна рассматриваться в СМИ как фактор, мотивирующий общество положительно принять процедуру тестирования. «Случайный потребитель наркотика» - это человек, который хотя бы раз уже обращался к наркотикам, и нет никакой гарантии, что он не обратится к ним вновь. Этот социальный ресурс наркомании в стране сегодня, по оценкам независимых исследований, составляет примерно 4 - 4,5 млн. человек, что примерно соответствует количеству лиц, регулярно употребляющих наркотики. Процесс от первого потребления и «случайного потребителя наркотиков» до регулярного обращения к ним (собственно наркомана, наркозависимого) может быть разным по интенсивности и продолжительности, задача антинаркотической профилактики вклиниться в этот процесс и, по возможности предотвратить затягивания в «нарко-воронку» новых жертв. Проведение мероприятий по раннему выявлению лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, позволяет сделать это наиболее эффективно;

Ущемление прав личности как мощный контраргумент тестированию также часто становится предметом ожесточенных дискуссий. Очень часто противниками тестирования утверждается, что оно якобы ущемляет свободу личности в потреблении наркотиков и в распоряжении собственной судьбой. В ответ на такие заявления компетентный журналист покажет, что права на безопасность тысяч и миллионов не потребляющих наркотики граждан, их детей тоже нуждаются в защите. По нашему мнению, правовая позиция журналистов должна быть направлена на защиту прав подавляющего большинства граждан, не употребляющих наркотические вещества, и на безопасность их детей. Защита этих прав и есть основная цель процедуры тестирования.

Учет принципа когнитивности, играющего решающую роль в поведении, необходимо учитывать при подготовке антинаркотических материалов. Любое сообщение, в т.ч. и антинаркотическое, воспринимается аудиторией через ее прошлый опыт, эмоции, сознание. Если молодежь принимает либеральное сообщение журналиста о наркотике, как о «легком кайфе», то в сознании подростков прочно заляжет информация о том, что наркотик – «не страшно», что «если захочу, я брошу…», что «сейчас много клиник, меня вылечат…» и другие утопические представления от отсутствия информации и незнания. Информация об угрозе потребления наркотика, о действенности мер, направленных на раннее выявление их потребителей будет воздействовать должным образом в том случае, если вызовет у подростка, молодого человека, родителя психологический дискомфорт, неуверенность, насторожит и зародит опасения. Позиция журналиста должна побудить к поиску средств защиты от наркоагрессии, путей защиты своего ребенка от наркотика. И первым шагом на этом пути должно стать точное и достоверное знание родителя, а не является ли уже его ребенок «случайным потребителем наркотика». Что, как ни тестирование, поможет родителю в этом знании.
2.2. Особенности работы специалистов (психологов,

педагогов) с целевыми группами (подростками, родителями).

Работа с родителями является также одним из важнейших направлений мотивационной работы. Реагирование подростка на процедуру тестирования во многом может быть обусловлено отношением его родителей к данной процедуре. Несмотря на актуальность проблемы наркомании, многие родители до сих пор остаются некомпетентными как в вопросах наркозависимости, так и в вопросах профилактики. А ведь именно в этом сложном возрасте, когда еще не расставлены жизненные приоритеты и отчасти потеряны многие ориентиры, ребенок становится жертвой (именно жертвой!) наркоторговцев, которые навязывают ребенку «разбитную, независимую и «взрослую» философию жизни. Многие родители не хотят учитывать тот факт, что не всегда они знают, с кем общается их ребенок, и что его интересует. Одни думают, что их дети еще недостаточно взрослые, чтобы пробовать наркотики, другие уверены, что их детей эта проблема никогда не коснется. Проблема родителей в том, что они не владеют полной информацией о том, что происходит с их детьми в подростковом возрасте, как помочь ребенку выйти из этого возрастного кризиса с наименьшими потерями.

Поэтому работу с родителями мы рекомендуем начинать именно с изменения позиции «моя хата с краю». Для этого необходимо способствовать пониманию родителями, какой сложный период переживают их дети.

На всех родительских собраниях необходимо посвящать 15-20 минут занятиям, целью которых станет информирование родителей о том, что заботит их ребенка в этом возрасте, что переживает их ребенок, с какими проблемами сталкивается. Знания возрастных особенностей помогут родителям понять, что тестирование подростков - наиболее действенный способ раннего выявления ПАВ-зависимости у них на сегодняшний день. В рамках этих бесед желательно больше говорить о социальной и психологической зависимостях, так как рассказы о физической зависимости на этот момент для родителей, не имеющих опыта общения с зависимыми и созависимыми людьми, не значимы.

Также необходимо привлекать родителей к индивидуальным занятиям со специалистами, что позволит наиболее точно определить искаженные установки на проведение тестирования и провести своевременную проработку возникающих трудностей. Немаловажной составляющей информационно-разъяснительной работы с родителями являются лекции-диалоги, при чтении которых приветствуется обсуждение с родителями полученной информации в процессе чтения. А так же необходимо делать акцент на тех факторах, которые являются предпосылками для пробы наркотика или начала его употребления. Тренинговая работа является завершающим этапом в формировании положительной мотивации на прохождение детьми тестирования. Использование тренингов поможет отследить полученные результаты, а также создать единый позитивный настрой у родителей.

В период подготовки к тестированию необходимо провести специальное родительское собрание, которое должно состоять из 4 блоков (три первых блока - обязательны):

I блок. Информационно-просветительский. Представитель администрации образовательного учреждения в рамках этого блока информируют родителей об особенностях современных направлений профилактической работы, в том числе и мероприятиях по раннему выявлению лиц, допускающих немедицинское употребление наркотических веществ, а также о ситуации с распространением наркотиков и состоянии преступности несовершеннолетних в городе (районе)

II блок. Мотивационный. Психолог информирует родителей о высоком риске возникновения зависимости в подростковом возрасте, основных факторах риска и возможных изменениях в поведении ребенка в этой связи. Врач-нарколог информирует родителей об этапах формирования зависимости и последствиях наркомании, в первую очередь социальных.

III блок. Практический. Врач-нарколог демонстрирует практическое использование тест-системы и поясняет правила интерпретирования полученных результатов.

IV блок. Консультационный. Индивидуальное консультирование (психолог, врач-нарколог).

Обязательным результатом собрания должен стать сбор согласий родителей учащихся на проведение процедуры тестирования в течение учебного года.

Параллельно работе с родителями по мотивации участия в тестировании проводится работа с учащимися. Учитывая, что все дети находятся в образовательном учреждении и уже знакомы с большинством специалистов, мотивацию желательно формировать в группе. Лекции и беседы не являются эффективной формой профилактической деятельности в этом возрасте. Необходимо использовать диалоговые и групповые формы работы, а также нужно больше обращать внимание подростков на особенности их личности, через участие в различных диагностических исследованиях.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий по раннему выявлению лиц iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий....
Азбука интересных дел методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий. 22
Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий по раннему выявлению лиц iconМетодические рекомендации по организации и проведению II (зонального) и III
Методические рекомендации по организации и проведению 2 (зонального) этапа областного конкурса «Лидер в образовании Оренбуржья –...
Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий по раннему выявлению лиц iconМетодические рекомендации по организации и проведению праздничных...
Президента РФ проводить соответствующие мероприятия, Совет муниципальных образований Республики Дагестан предлагает в практической...
Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий по раннему выявлению лиц iconМетодические рекомендации для педагогов дополнительного образования...
Далекому мужеству верность храня…: Сборник для педагогов дополнительного образования по организации и проведению мероприятий, посвящённых...
Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий по раннему выявлению лиц iconМетодические рекомендации по организации и проведению информационных часов Пойковский
Методические рекомендации по организации и проведению информационных часов / бунр «Межпоселенческая библиотека», Метод отд.; сост....
Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий по раннему выявлению лиц iconМетодические рекомендации по организации и проведению мероприятий...
...
Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий по раннему выявлению лиц iconМетодические рекомендации по организации и проведению государственного...
Методические рекомендации предназначены для использования должностными лицами гпн при организации и проведении плановых и внеплановых...
Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий по раннему выявлению лиц iconМетодические документы, разработанные для обеспечения образовательного...
Методические рекомендации по планированию, организации и проведению практических занятий
Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий по раннему выявлению лиц iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению в образовательных...
Настоящие методические рекомендации включают в себя материалы, призванные помочь руководящим и педагогическим работникам при планировании,...
Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий по раннему выявлению лиц iconМетодические рекомендации по организации и проведению квалификационного...
Об утверждении методических рекомендаций по организации и проведению квалификационного экзамена муниципальных служащих в администрации...
Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий по раннему выявлению лиц iconМетодические рекомендации по проведению урока (классного часа), посвященного...
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области
Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий по раннему выявлению лиц iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины Методические...
Программа курса предназначена для студентов 3-го курса (5-й семестр) отделения логопедии
Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий по раннему выявлению лиц iconИнформационно-методический сборник
В данный сборник вошли сценарии, сценарные планы, методические рекомендации по организации и проведению дистанционных мероприятий,...
Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий по раннему выявлению лиц iconОсновное содержание работы
Азбука интересных дел методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий. 22
Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий по раннему выявлению лиц iconЗдравствуй, дорогой читатель!
Азбука интересных дел методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий. 22
Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий по раннему выявлению лиц iconМетодические рекомендации по проведению курса по выбору
В пособие даны методические рекомендации по организации занятий курса по выбору «Физика в сельском хозяйстве» для второго года обучения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск