Язык и человек





НазваниеЯзык и человек
страница1/28
Дата публикации20.09.2014
Размер2.71 Mb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
Урок 1.
ЯЗЫК И ЧЕЛОВЕК


Цель: сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения.

Ход урока

I. Беседа о языке как средстве человеческого общения.

– Приходят ли к вам мысли о том, что такое язык? Много раз наблюдая за людьми, вы отмечали: один человек говорит, другой – слушает и понимает его. Мы читаем книгу, газету, журнал и тоже понимаем написанное. С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим. Это может проходить устно и письменно. И это происходит благодаря языку.

Писатель Лев Успенский в своей книге «Слово о словах» пишет: «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли… не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом».

II. Работа над упражнениями 1, 2.

III. Работа над пословицами о языке, собранными В. В. Далем.

Задание. Пословицы запишите, поясните смысл, вспомните другие пословицы о языке.

1. Без языка и колокол нем.

2. Живое слово дороже мертвой буквы.

3. Хорошую речь хорошо и слушать.

4. В чужой беседе всяк ума купит.

5. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

6. На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся!

IV. Чтение и обсуждение высказываний о языке известных писателей.

Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков.

М. В. Ломоносов

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат.

А. П. Сумароков

Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, которые заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса.

Н. М. Карамзин

… Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем.

А. И. Герцен

Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий.

В. Г. Белинский

Перед вами громада – русский язык.

Н. В. Гоголь

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок, вместителен…

А. И. Куприн

V. Сообщение учителя.

язык изучает наука лингвистика (лингва – язык). В учебнике отражены разделы науки о языке, с которыми ребята познакомятся в процессе изучения.

Домашнее задание: упражнение 3.

Урок 2.
ОБЩЕНИЕ УСТНОЕ И ПИСЬМЕННОЕ


Цель: познакомить учащихся с понятием речь; показать значение речи как средства общения.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Беседа по теме урока.

– Что такое речь? В словаре можно найти ответ, что это «способность говорить, говорение».

Каждое слово в речи воспринимается как звук или совокупность звуков, однако не всегда это может называться словом. Например, слово стул состоит из четырех звуков: [с, т, у, л]. Каждый отдельно ничего не значит. Можно ли сочетание тусл считать словом? Почему?

(Чтобы сочетание звуков стало словом, необходимо звуки расположить в определенной последовательности, только при таком условии сочетания будут обладать смыслом, значением, т.е. при помощи звуков (на письме букв) выражать определенные понятия. Вот почему стул – слово, а тусл – бессмысленное сочетание звуков.)

По своей природе слово обладает внешней и внутренней сторонами. Внешняя – это его звуковой состав (на письме – буквенная, графическая), а внутренняя – его смысл, значение. Без внешней стороны слово не может быть услышано, увидено, а без внутренней – не может быть понято.

Есть другое определение слова: слово – это речь, язык.

Вот что сказал о речи Л. Н. Толстой: «Речь делает возможным для людей … знать все то, что узнавали опытом и размышлением предшествующие поколения и лучшие передовые люди современности».

III. Работа над отрывком из стихотворения Е. Тараховской «Где овечка без хвоста?».

У пастушка Вани пропала овечка без хвоста, и он пошел ее искать.

… Повстречалась с ним корова

У зеленого куста.

– Эй, буренушка, здорово!

Не видала ль ты, корова,

Где овечка без хвоста?

Но корове эти речи

Непонятны человечьи,

И она в ответ ему

Промычала кратко: «Му!»

Повстречался пес зубастый

Возле речки у моста.

– Эй, послушай, псина, здравствуй!

Не видал ли, пес зубастый,

Ты овечку без хвоста?

Но собаке эти речи

Непонятны человечьи.

Ничего не разобрав,

Пес пролаял громко: «Гав!»

Повстречался с ним козленок

У кленового куста.

– Эй, рогатый! Эй, миленок!

Не видал ли ты, козленок,

Где овечка без хвоста?

Но козлу такие речи

Непонятны человечьи.

Лист кленовый теребя,

Он проблеял нежно: «Бя!»

Повстречался конь ретивый,

Грива черная густа.

– Эй, послушай, черногривый!

Не видал ли, конь ретивый,

Ты овечку без хвоста?

Но коню такие речи

Непонятны человечьи.

И заржавши: «Ги! Ги! Ги!», –

Конь возьми да убеги.

Затем Ване повстречался кот усатый, за котом – попугай и, наконец, мальчик, который помог найти овечку.

Мы с тобой такие речи

Понимаем человечьи.

Я в ответ сказать могу:

«Вон овечка – на лугу!»

В о п р о с ы:

– Почему животные не смогли помочь Ване?

– Кто помог мальчику и почему?

– Что это за слова: му, гав, бя, ги – ги – ги?

– К какому же выводу вы пришли? (Речь (язык) служит для взаимопонимания людей, для передачи мыслей, чувств и т. д.)

– Что такое язык? (Язык – средство человеческого общения.)

IV. Работа над упражнениями 4, 5.

Домашнее задание: упражнение 6.

Урок 3.
ЯЗЫК И ЕГО ЕДИНИЦЫ


Цель: дать понятие о единицах языка.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

В о п р о с ы:

– Что является средством общения людей?

– Какими словами, близкими по значению, можно заменить слово язык? (Речь, слово.)

II. Беседа по вопросам.

1. Предложение – единица языка.

2. Слово – единица языка.

3. Звук – единица языка.

III. Диктант с заданием.

Пусть живет

Около санатория есть озеро. Из него вытекает ручей, который можно перейти двумя широкими шагами. На дне ручья лежала серая шина.

Однажды мы с Ваней решили эту шину достать. Вытащили ее на берег, перевернули. И вдруг оттуда выпал сом! Забился на траве, затрепыхался. Жалко нам стало бедного сома, и мы отпустили его в ручей. Рыба махнула хвостом и уплыла. Пусть живет.

Задание.

1. Назовите единицы языка. Подтвердите примерами из текста.

2. Можно ли отнести этот текст к рассказам о летних происшествиях?

Укажите: что понравилось, о чем бы вам хотелось узнать более подробно, какие предложения вы бы изменили, почему?

Домашнее задание: составить и записать рассказ (4–5 предложений) «Смешной случай летом».

Урок 4.
СТИЛИ РЕЧИ


Цель: формировать умение различать стили речи.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Словарно-орфографическая работа.

Грамотаgrammata – ‘чтение и письмо’ (греч.)



– В каком значении употреблено слово грамота?

Под его (Савельича) надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте (А. С. Пушкин).

После окончания школы сестре вручили похвальную грамоту. Я во всю жизнь мою никогда не писал рецензий, для меня это китайская грамота (А. П. Чехов).

Царский манифест… оказался филькиной грамотой (А. Степанов).

III. Сообщение учителя.

Стилистика – это раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности.

Стиль языка – это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение, официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность, науку; словесно-художественное творчество.

СТИЛИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Сферы общения

Стиль

общение людей в быту

Разговорный

общение граждан в учреждении

официально-деловой

агитационно-массовая деятельность (стиль газет, журналов, листовок и др.)

публицистический

научная деятельность (научные статьи, работы)

научный

словесно-художественное творчество (стиль художественной литературы)

художественный


Книжными стилями считаются: научный, официально-деловой, публицистический, художественный.

IV. Наблюдение (с. 9 учебника).

– О чем идет речь во всех текстах? Как говорится о ветре, одинаково или по-разному?

Учащиеся соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом (с. 9, упр. 13).

V. Сообщение учителя.

– В зависимости от того, с кем говоришь, с какой целью, в какой обстановке, определяется стиль речи говорящего.

VI. Распознавание стилей речи.

Учитель зачитывает тексты, ученики, называя признаки, определяют стиль.

Работа может быть проведена с использованием карточек.

1. Вышел я на поляну… и ахнул от удивления. На краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. Хотели его повалить, но гриб не сдавался! Вот здорово! Молодец, боровик! (Разговорный.)

2. Снегирь. Птица названа так потому, что прилетают к нам с севера вместе с первым снегом и заморозками. (Из словаря – научный.)

3. Возле речки, у обрыва,

Плачет ива, плачет ива.

Может, ей кого- то жалко?

Может, ей на солнце жарко?

Может, ветер шаловливый

За косичку дернул иву?

Может, ива хочет пить?

Может, нам пойти спросить? (Художественный.)

И. Токмакова «Ива»

Домашнее задание: упражнение 14.

Урок 1.
звуки и буквы. произношение и правописание


Цели: помочь учащимся осознать (напомнить), что звук и буква – понятия нетождественные, противопоставленные; дать представление о первичности звуков по отношению к буквам, о роли алфавита в обозначении звуков на письме (а не наоборот); учить правильно произносить названия букв, сопоставлять звуки и буквы, характеризовать звуки, соответствующие буквам, транскрибировать слова; обратить внимание учащихся на знаки фонетической транскрипции; добиться того, чтобы при фонетическом анализе слова учащиеся не смешивали звуки и буквы, правильно произносили названия букв; проверить знание наизусть алфавита.

Оборудование: опорные схемы и карты, карточки-информаторы, карточки-задания, словарь русского языка С. И. Ожегова.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель. Важный учебник на урок к нам пришел.

Здорово, что дорогу он в школу нашел!

Мы – россияне! Для нас нет главней

Речью своею овладеть поскорей!

Будем и дальше русский язык изучать,

Тайны нашего необыкновенного языка раскрывать.

Учебник бережно свой полистайте,

Что нового, интересного в нем, замечайте.

На странице 11 сделаем остановку давайте…

Тему урока нашего, пожалуйста, прочитайте.

II. Актуализация знаний.

– Что мы слышим вокруг? (Множество различных звуков.)

– Какие звуки нас окружают? (Шепот, скрип, шелест листвы, рокот моторов, стук колес, пение птиц, завывание ветра, треск льда, звон колоколов, журчание ручейка…)

– Послушайте, как об этом написал Константин Паустовский: «Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед».

– Как вы думаете, случайно ли мы заговорили о звуках? Нет ли здесь взаимосвязи с названием темы урока?

– Есть ли у вас предположения, чем нам предстоит заниматься на уроке?

– Какой смысл вложил в свое высказывание Н. В. Гоголь: «…необыкновенный урок наш есть еще тайна»?

– Вот так писатель продолжил свою мысль, послушайте: «В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких, он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно…»

– Вспомните, что уже известно о звуках и буквах из изученного материала начальной школы.

Вопросы и задания для беседы по актуализации знаний:

– Что такое алфавит?

– Кто готов правильно произнести названия всех букв алфавита наизусть прямо сейчас? Какие группы звуков вам известны? (Две группы – гласные и согласные.)

– Как называются звуки, при образовании которых воздушная струя проходит через рот без препятствий? (Гласные звуки.)

– Назовите гласные звуки речи.

– Какие звуки называются согласными? (Звуки, при образовании которых воздушная струя проходит через рот, преодолевая различные препятствия.)

– Прочитайте записанные на доске словосочетания:

Гласные звуки. Согласные звуки.

– Назовите в каждом слове этих словосочетаний все буквы, обозначающие гласные звуки.

– Теперь произнесите согласные звуки, обозначенные на письме буквами этих согласных звуков.

– Что заметили в обоих случаях? При произнесении каких звуков рот у вас открывался, а при каких закрывался?

– Вы знаете, как для удобства принято называть гласные и согласные звуки? (Ртораскрыватели. Ртосмыкатели.)

– Из чего состоят гласные звуки? (Из голоса, при их произношении не встречаем препятствий.)

– Какими бывают гласные? (Ударные и безударные.)

– Из чего состоят согласные звуки? (Из голоса и шума.)

– На какие группы делятся согласные? (На звонкие и глухие согласные звуки.)

– Чем они различаются? (При произношении звонких согласных участвует голос и шум, а при произношении глухих согласных – только шум.)

– Чем отличается произношение гласных звуков и согласных?

– Сегодня мы не только обобщим знания о гласных и согласных звуках, но и постараемся осмыслить наши представления о большой информативности согласных звуков в сравнении с гласными, уточнить, чем отличаются звуки и буквы.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Язык и человек iconКонспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные...
Всё это бессловесный язык природы. И только человек может осознать, назвать и выразить её состояние. Только человек наделен божественным...
Язык и человек iconРешили выучить татарский язык?
Решили выучить татарский язык? Безусловно, вы сделали правильный выбор, ведь татарский язык это второй по распространенности язык...
Язык и человек iconМетодические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают...
«человек – природа (Космос)», «человек – общество», «человек государство», «человек – человек». И очень важно подчеркнуть, что жизненное...
Язык и человек iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Язык и человек. Основные функции языка. Соотношение язык и речь, основные единицы языка
Язык и человек iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В I ступени-16 человек, во II ступени-17 человек, в III ступени- 14 человек. Итого по школе: 16 человек
Язык и человек iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Решили выучить татарский язык? Безусловно, вы сделали правильный выбор, ведь татарский язык это второй по распространенности язык...
Язык и человек iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Решили выучить татарский язык? Безусловно, вы сделали правильный выбор, ведь татарский язык это второй по распространенности язык...
Язык и человек iconРеферат подготовила: учащаяся 10 класса моу чапаевской
«кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело». (Иак. 3,2) Но язык- это и великая заповедь творчества:...
Язык и человек iconРеализация условий социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста
Всё это бессловесный язык природы. И только человек может осознать, назвать и выразить её состояние. Только человек наделен божественным...
Язык и человек iconОпытно-экспериментальная деятельность доу №14 по проблеме "Социально-эмоциональное...
Всё это бессловесный язык природы. И только человек может осознать, назвать и выразить её состояние. Только человек наделен божественным...
Язык и человек iconВоспитание толерантности
...
Язык и человек iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Анализ успеваемости за последние два года показал, что число учащихся с одной «тройкой» понизилось на 6 человек. В основном, предмет...
Язык и человек iconДуховно-нравственное воспитание учащихся на уроке английского языка
Н. Б. Мечковская. В. А. Сухомлинский писал: «Язык – духовное богатство народа», «Сколько я знаю языков, столько я человек». Язык...
Язык и человек iconТема урока Тип урока
...
Язык и человек iconПобедители и призеры
«Чувашский язык и литература», «Топонимика», «Человек в истории и культуре», «История моей семьи»
Язык и человек iconПрограмма «русский язык»
Интеграция с предметами: курс„Человек и мир,,,литературное чтение,музыка,изобразительное искусство


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск