Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроке английского языка





Скачать 67.18 Kb.
НазваниеДуховно-нравственное воспитание учащихся на уроке английского языка
Дата публикации10.08.2014
Размер67.18 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.

Демидова Любовь Владимировна

МСОШ № 2, учитель английского языка
«Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах,

тот больше отстает, чем успевает». Я.А. Коменский
Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Наступил новый этап социума, связанный с изменением ценностных ориентаций у подрастающего поколения. Мы перестали думать о духовном обогащении, стали игнорировать нравственную сущность поступков. Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план. Все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять. А ведь духовность, нравственность - базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении. Современное общество через концепцию духовно-нравственного воспитания личности и гражданина России и через образовательные стандарты второго поколения, ставит перед учителем определенную задачу - «воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России», где «современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Поэтому сегодня духовно-нравственное воспитание нуждается в теоретическом осмыслении его методологических основ, разработке целостного подхода к ним и является первостепенной задачей современной образовательной системы, представляя собой важный компонент социального заказа для образования. «Система образования, - подчеркивает Д.А.Медведев, - в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации». Совершенно очевидно, что для того, чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, современным школьникам необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веков. Отдельная личность и целый народ, вступая в общечеловеческое культурное пространство, должны владеть различными средствами межнационального общения. С этой точки зрения огромную роль играет знание, как минимум, одного иностранного языка. Если прибегнуть к опыту выдающихся мыслителей – педагогов, то все отдают первостепенное значение духовности через культуру своего и чужого языка. «Язык – это явление духовной культуры человечества, одна из форм общественного сознания» - выделила один из признаков языка Н. Б. Мечковская. В. А. Сухомлинский писал: «Язык – духовное богатство народа», «Сколько я знаю языков, столько я - человек». Язык – хранилище культуры этноса, в нем запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социокультурные, художественно-эстетические, воспитательные идеалы.

Процесс обучения современных школьников иностранным языкам содержит уникальный педагогический потенциал духовно-нравственного, идейно-политического, эстетического, трудового воспитания подрастающего поколения. Поэтому можно только положительно рассматривать воспитание духовности именно на уроках иностранного языка. Понимание духовных ценностей становится важным фактором развития общественного и национального самосознания. В ходе изучения иностранного языка затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. Именно на уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «иностранный язык», кроме области лингвистических и экстралингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации. Все чаще и чаще среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранного языка, особенно в среднем и старшем звене, звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности, современной семьи, благотворительности, материализма и национальной культуры. Коммуникативное обучение предполагает достаточно высокий уровень используемых задач. Оно развивает способности и воспитывает такие качества, как: трудолюбие, настойчивость, инициативность; развивает волю, мышление, внимательность, воображение, память.

Одним из многочисленных и разнообразных способов воспитания средствами иностранного языка является чтение общественно-политической, духовной и художественной литературы. Путь воспитания при чтении – это путь опосредованный: от текстов, от полученной информации к мыслям, к выработке взглядов, убеждений, формированию мировоззрения. Чтобы усвоенное и продуманное в ходе чтения стало действительным, нашло свое воплощение в повседневной жизни учащихся, полезно проведение участниками конференций и докладов, представление проектов и написание эссэ и сочинений. Учебно-методические комплексы В.П. Кузовлева и М.З. Биболетовой уделяют много внимания таким формам работы, и изучение каждой темы заканчивается выполнением творческих заданий, а именно разработкой творческих проектов в группах или индивидуально и написанием сочинений и эссэ. Важна на уроках иностранного языка работа в парах и групповая работа. В процессе парной и групповой работы воспитывается чувство ответственности за выполнение задания, учащиеся привыкают понимать друг друга и осуществлять контроль над товарищами, а это развивает внимание, способствует развитию чувства коллективизма. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения. Парная и групповая работа способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, ее людям, традициям. Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приемов работы. Причем, работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения какой-то проблемы, презентуется всему классу, и он выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор. Следующим эффективным приемом работы в упомянутом выше направлении является ролевая игра, которая также является формой коллективного взаимодействия. Однако, в данном случае каждый ученик уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение. В то же время в ролевой игре обычно предварительно оговаривается траектория поведения участника игры в определенной ситуации. Хотя, в некоторых случаях оговариваться может только результат взаимодействия, тогда как траектория поведения остается за выбором самого учащегося. И, конечно, не последнюю роль играют тематические уроки. Проектная методика обучения иностранному языку, которая лежит в основе обучения по УМК Кузовлева В. П. и Биболетовой М.З. дает большие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. Например, в УМК Кузовлева В.П. этому способствуют задания под рубриками «In your culture» («В твоей культуре») и «All about me» («Все обо мне»). А в УМК Биболетовой каждый подраздел основной темы заканчивается составлением творческого проекта или диспутом. В результате происходит своеобразный диалог культур устами школьников. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, ее людям, традициям. Для достижения этих целей на уроках иностранного языка я использую разнообразные формы и приемы учебной и внеклассной работы. Учащиеся участвуют в моделировании и решении проблемных ситуаций, викторинах, составлении кроссвордов, написании сообщений и докладов, экскурсиях по «Золотому Кольцу», работают с печатными материалами, проводят круглые столы. Работая по теме «Моя семья» учащиеся изучают родословную своей семьи, а затем предоставляют проекты генеалогических деревьев. Во время изучения тем по страноведению учащиеся знакомятся с биографиями выдающихся людей страны изучаемого языка и нашей Родины, с культурой и литературой этих стран, им предлагается пригласить иностранных гостей в Россию и организовать для них путешествие. Познавательным аспектом таких уроков является увеличение объема знаний об особенностях культуры родной страны, знакомство с достопримечательностями Москвы, родного края; воспитательный аспект – осознание понятия «Родина», «малая родина», более глубокое осознание своей культуры. При изучении тем «Проблемы образования», «Как стать успешным человеком?», «Легко ли быть молодым?», «Что популярно у молодого поколения?» и других имеет место культурологический аспект обучения, сравнение национальных культур и субкультур разных народов. Процесс восприятия иноязычной культуры идет через обогащение внутреннего опыта ребенка путем формирования у него познавательных и коммуникативных навыков. Средствами поликультурного восприятия школьников могут быть обучающие игры, занятия по страноведению. Это и общение со сверстниками из других стран, и переписка с носителями языка в режиме «on-line», и поездки за границу, которые я совершила с учащимися по Европе в 2007-2008 годах.

Таким образом, видно, что процесс воспитания - это не особый процесс, проходящий отдельно и независимо от процесса обучения. Воспитание, формирование личности обучаемого, его мировоззрения осуществляется непосредственно в процессе обучения.
Библиографический список.

  1. Журналы «Справочник классного руководителя» за 2011-2012 годы.

  2. Программа курса английского языка 2-9 классы. М.З.Биболетова, Н.Н.Трубанева, издательство «Титул» 2006 год, стр.5-7

  3. Кузовлев В.П. УМК по английскому языку. Москва «Просвещение» 2004, стр. 4-16

  4. Арапова Е.М. «Нравственное воспитание на уроках иностранного языка. Москва 2009.

  5. Пассов Е.И. Урок иностранного языка. Москва, Глосса-Пресс, 2010, стр. 6-40

  6. Примерные программы по учебным предметам. Иностранные языки, 5-9 классы, Москва «Просвещение» 2010.

  7. Пассов Е.И. Беседы об уроке иностранного языка «Просвещение» 1975, стр. 3-161

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроке английского языка iconРеферат Духовно-нравственное воспитание
Духовно – нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроке английского языка iconДуховно-нравственное воспитание в условиях сельской школы
Духовно-нравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой...
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроке английского языка iconДоклад «духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы...
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали...
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроке английского языка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель духовно- нравственное воспитание должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроке английского языка iconРеферат учителя гбоу сош №745 сергиенко наталии ивановны по теме:...
По теме: духовно-нравственное воспитание средствами декоративно-прикладного искусства
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроке английского языка iconДуховно- нравственное развитие обучающихся на уроках орксэ
Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования....
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроке английского языка iconДуховно нравственное воспитание младших школьников как ключевое требование...
...
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроке английского языка iconДуховно-нравственное воспитание
Мобу «Ичалковская сош», учитель русского языка и литературы Серегина Н. Н. 2014 год
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроке английского языка iconДуховно – нравственное воспитание учашихся на уроках русского языка и литературы
А образованию в реализации данного документа отводится ключевая роль в духовно- нравственной консолидации российского общества, в...
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроке английского языка iconКлассный час в 3 классе- «Защитники Отечества»
Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся на примере выдающихся русских полководцев
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроке английского языка icon«Куянковская общеобразовательная полная средняя школа» Параньгинского района Республики Марий Эл
Духовно-нравственное воспитание учащихся Муниципального образовательного учреждения
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроке английского языка iconДуховно-нравственное воспитание в народных школах Владимирской губернии в пореформенный период
В школах активно вводится в практику преподавание предмета «Основы православной культуры». Ежегодно проводятся разного уровня конкурсы,...
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроке английского языка iconАнализ воспитательного процесса мкоу дёбинская сош
Родине, гордости за свою страну имеет огромное значение для развития ребенка и является источником формирования лучших человеческих...
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроке английского языка iconБбк 91. 9: 74 д 85 Духовно-нравственное воспитание и образование. Орксэ
Описание интеллектуальной игры по физике для учащихся 7 класса «Напиток бодрости» (авторская разработка учителя)
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроке английского языка iconРусской Православной Церкви Администрация Томской области Духовно-нравственное...
Материалы 18-ых Духовно-исторических чтений в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроке английского языка iconДуховно-нравственное воспитание учащихся как основа реализации стандарта нового поколения
Пикин Геннадий Николаевич ассистент кафедры теоретических основ физической культуры 4


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск