Скачать 106.41 Kb.
|
Духовно-нравственное воспитание учащихся Муниципального образовательного учреждения «Куянковская общеобразовательная полная средняя школа» Параньгинского района Республики Марий Эл В последние годы среди молодежи процветает бескультурье, вандализм, сквернословие, цинизм, безволие, нарастает отчужденность между детьми и родителями, растет число сирот, уменьшается число здоровых детей, юношей. Среди подростков много негодных, не подготовленных физически к военной службе. По данным медицинского осмотра детей выяснили, что с каждым учебным годом уменьшается число здоровых детей, поступающих в школу.Не секрет, что в республике, да и в нашем районе с каждым годом растет число безнадзорных детей, число необучающихся и неработающих подростков, увеличивается доля несовершеннолетних правонарушителей младшего возраста, возрастает наркомания, алкоголизм. Нередко средства массовой информации, компьютерные игры навязывают культ насилия, преступность, проституцию и другие низменные чувства. Проанализировав статьи газет и криминальную хронику районной газеты, мы выяснили, что наша республика занимает 2-е место в Европе по количеству случаев суицида, среди преступников района растет число школьников. Учитывая все перечисленное, наша школа большое внимание уделяет духовно-нравственному воспитанию учащихся. Нужно отметить, что данная работа на сегодняшний день актуальна и своевременна. Вопрос духовно-нравственного воспитания школьников поднимался на республиканской научно-практической конференции 2002, 2003, 2004 годах, также был разработан проект концепции духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Республики Марий Эл в г. Йошкар-Ола 25 марта 2003г. Нельзя не отметить слова президента Путина В.В.: «Для гражданина России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и национальном суверенитете». Духовно-нравственное воспитание нацелено на формирование высоконравственного, крепкого духом, с любящим сердцем, доброго, честного, справедливого, ответственного, целеустремленного, любящего свою Родину человека. Духовность, нравственность, патриотизм нельзя воспитывать прямолинейными методами «в лоб», такие вещи воспитываются через творческие погружения в родную культуру, историю, язык – с обязательным сравнением национального достояния с «чужим». Поэтому духовно-нравственное воспитание в школе ведется с учетом специфики нашего региона. Духовно-нравственным воспитанием детей занимаемся с малых лет. В школе с этой целью используем разные формы работы: уроки культуры, уроки мужества, беседы, круглые столы на различные темы. На родительские собрания приглашаем медицинских работников, работников милиции. Так же проводим экологические субботники, праздник «Сомбеля», месячник патриотического воспитания, игра «Зарница», «Вахта памяти», участвуем в конкурсе вокалистов и танцевальных групп «Суюмбикэ», Ягымлы яз», «Калейдоскоп», «Рвезелык тукым», «Самырык тукым» и т.д. Большое значение имело и то, что на базе нашей школы прошел районный семинар учителей ИКН, на котором был проведен урок на тему «Коран – один из величайших исторических памятников человечества» и мероприятие «Восток – дело тонкое». Как известно, духовно и физически здоровые люди намного быстрее адаптируются в науке и в производстве, успешнее осваивают новые виды деятельности, лучше выполняют свою работу, поэтому значительное внимание уделяем антиалкогольному и антинаркотическому воспитанию. Для достижения успеха в вопросах профилактики потребления наркотических и других психоактивных веществ развиваем личностные качества и социальные навыки подростков, обучаем детей новым формам поведения. Ведем работу по формированию стрессоустойчивой личности, способной самостоятельно и ответственно строить свою жизнь. Все проводимые мероприятия направлены на формирование гармоничной личности, на осознание ценности здоровья. Творчество учащихся поэтическое, музыкальное, работа в художественных студиях, игра в школьном театре – все это быстрее и лучше вкладывает в детские души духовность и патриотизм. Драмкружок, вот уже действующий в школе давно (мы были удостоены звания «Образцовый детский драматический коллектив») подобно арттерапии способствует формированию определенных духовных качеств воспитуемого, раскрепощают, снимают многочисленные проблемы, связанные с адаптацией к школьным условиям, избавляют от некоторых психологических комплексов – застенчивости, неуверенности в себе, - повышают собственную самооценку, учат деловому общению, помогают испытать положительные эмоции и чувство удовлетворения. С 1990 года начальные классы занимаются по программе Б.М. Неменского «Уроки изобразительного искусства и художественный труд» два часа в неделю. Основным показателем эффективности методики является формирование познавательного интереса детей к искусству, творческой активности, бережного отношения к памятникам культуры, понимания роли искусства в жизни общества, то есть духовное развитие учащихся. В школе много внимания уделяем военно-патриотическому воспитанию детей, чувству уважения к памяти прошлого. Проводим месячник по патриотическому воспитанию (январь – февраль) и месячник «Вахта памяти» (апрель-май). Сюда входят экскурсии в музей, проведение литературно-музыкальных вечеров, организация встреч с участниками ВОВ, ветеранами – «афганцами», участниками боевых действий в Чечне, участниками восстановительных работ в Чернобыльской АЭС, переписка с солдатами и офицерами – бывшими учениками, читательские конференции по прочитанным книгам, организация выставки книг по различной тематике, туристические походы, военно-спортивные игры, внутришкольные соревнования по баскетболу, приз «Большой перемены», рыцарские турниры, конкурс «Солдатами не рождаются, солдатами становятся», выпуск мини-газет «Они защищают Родину», конкурсы сочинений и рисунков, встречи с защитниками Отечества. Важным звеном военно-патриотического воспитания учащихся стала начальная военная подготовка. В процессе освоения ее программы юноши и девушки готовятся стать защитниками Отечества. Не последнюю роль в патриотическом воспитании школьников играет детская организация школы имени Г.Курмаша. Учащиеся оказывают посильную помощь пожилым одиноким людям. В канун праздников Дня защитника Отечества и Победы члены детской организации поздравляют участников войны в Афганистане, в Чечне и ветеранов ВОВ. 9 мая вместе с участниками войн у обелиска проводим митинг Памяти павшим в годы ВОВ, возлагаем венки и цветы, учащиеся выступают с концертом перед ними. В течение года ухаживают за обелиском павшим воинам в годы Отечественной войны. Каждый год принимаем участие и занимаем призовые места в конкурсе патриотической песни. Успешно выступаем на районных слетах старшеклассников, на мероприятиях в рамках акции «Я – гражданин России». Большую роль в духовно-нравственном воспитании учащихся играет школьный краеведческий музей. Здесь можно проводить беседы на различные темы и найти ответы на интересующие вопросы. В школе ведется краеведческий кружок. Членами его проводится большая поисковая работа по различным направлениям. Каждый год участвуют на районной краеведческой конференции и занимают призовые места. Ведется работа по изучению жизни и деятельности Гайнана Курмаша. 15 февраля 2005 года останется светлым днем в истории Параньгинского района и нашей школы. В день рождения известного татарского писателя, антифашиста М.Джалиля в Куянковской средней школе состоялось торжественное открытие мемориальной доски нашему земляку, бывшему учителю школы, джалиловцу, бесстрашному человеку Гайнану Курмашу. Детей воспитываем на примере подвига героя. Проводим встречи с родственниками, однокурсниками по педучилищу, его учениками. Подготовили видеоматериал по воспоминаниям хорошо знавших его людей. Каждый год на базе нашей школы проводится районный конкурс чтецов «Курмашевские чтения». Приятно осознавать, что наша молодежь любит поэзию М. Джалиля, поэзию борьбы, мужества. 17 апреля 2005 года руководитель музея Вагизова Ф.Х. приняла участие на телерадиомарафоне по ТНВ в программе «Салют Победы». К 60-летию Великой Победы мы выпустили сборник «Пронести через века», обобщающий имеющийся в краеведческом музее материал о легендарном сыне татарского народа Гайнане Курмаше. На должном уровне поставлена работа кружков и спортивных секций. Кружки технического моделирования, юного художника, кройки и шитья, умелые руки, сольного пения, занятия в ансамбле песни и танца « Ак жилкэннэр» и кружок юного корреспондента содействуют укреплению психофизического здоровья. Всего в школе 27 кружков по предмету и по интересам и 6 спортивных секции. Учащиеся являются участниками и победителями многих конкурсов и фестивалей в районе и в республике. Члены спортивной секции по татаро-башкирской борьбе «Курэш» всегда радуют нас призовыми местами на районных, республиканских и межрегиональных соревнованиях. Определенная работа ведется библиотекой школы. Одно из направлений библиотеки - работа с краеведческой литературой. Имеется фонд по изучению истории России и Республики Марий Эл. Также одним из главных составляющих духовно-нравственного воспитания мы считаем отношение к природе. Традиционными в нашей школе стали разного рода экскурсии на природу: во время уроков, после уроков с творческими заданиями (после пишут сочинения), КТД «Каждый ученик - будущий турист». Ученики оказывают посильную помощь в благоустройстве Малой Родины. Каждый год создаем и реализуем социально-значимые проекты, проводим акции «Чистую воду - нашим родникам», «Зеленый мир», «Любимому озеру – чистые берега», и т.п. Т.к. школа национальная, в своей работе мы опираемся на национальные традиции и обычаи татарского народа, как фактору духовно-нравственного воспитания детей. Проводим фольклорные праздники, конкурс «Семейный архив», дети изучают родословную своей семьи. Летний детский оздоровительный лагерь при школе работает по программе «Национальное воспитание в ДОЛ». В традициях татарского народа - резкое осуждения пьянства, нетерпимое отношение к рекламам спиртных напитков. На территории школы мы ввели запрет на курение. По возможности, стараемся проводить мероприятия, в которых участвуют родители. В них происходит сплочение коллектива, рождается общий дух. В нашей школе уроки языка и литературы как родного так и русского – это уроки воспитания. Учителя большое внимание уделяют решению духовно- нравственных проблем, воспитанию таких общечеловеческих ценностей, как доброта, порядочность, отзывчивость, милосердие, мужество и т.п. Хочется отметить, что в последние годы вырос интерес детей к религии. Большинство учащихся нашей школы ходят на праздничные молитвы, занимаются в мэдрэсе при мечети. Но мы уверены, что тот арсенал знаний, который получают наши дети в мечетях, недостаточен. К тому же, там они, в основном, учатся читать молитвы. По просьбе родителей и учащихся в школе открыли кружок «Духовно-нравственное воспитание учащихся на основе традиционного ислама». Занятия ведут преподаватели, знающие возрастные и психологические особенности школьников, по мере возможности изучают арабский алфавит. В дальнейшем это будет большой помощью при поступлении на факультет переводчиков арабского языка Казанского государственного университета. Значимые мероприятия и результат работы в этом направлении:
Немаловажно отметить, что среди воспитанников детских колоний нет наших школьников, наши дети-сироты воспитываются не в детских домах и интернатах, а получают уход и воспитание в семьях своих родственников и близких. На сегодняшний день нет ни одного ученика, состоящего на районном учете в подразделении по делам несовершеннолетних. Динамика развития духовно-нравственного воспитания отражается в росте уровня воспитанности школьников: Духовно-нравственное воспитание детей в школе является важным звеном в формировании личности. Но ребенок много времени проводит вне школы. Человеческая природа такова, что подхватывает любую новизну, не задумываясь над тем, хорошо ли это или плохо. В настоящее время среди молодежи процветает «мода» на религиозность (неосознанно вступают в различные секты), дети хотят быстрее повзрослеть и, подражая взрослым, пробуют алкоголь, сигареты или наркотики. Эти пороки доходят и до глубинки. Одна из главных задач современной школы – уберечь детей от этой напасти. Духовно-нравственное воспитание процесс трудоемкий и продолжительный. В дальнейшем наша школа планирует усилить работу по возрождению славных традиций своей деревни, по воспитанию осознанного отношения к своему здоровью, научить жить в союзе с природой, быть толерантными. В связи с ухудшением демографической ситуации, увеличением числа неполных семей планируем уделять большое внимание воспитанию детей как будущих отцов и матерей. 21. 03. 07. Гайнанова Альфинур Фаязовна, зам. директора по ВР, Габдуллина Земфира Файазовна, педагог-организатор МОУ «Куянковская ОПСШ» Параньгинского района Республики Марий Эл |
План учебно воспитательной работы моу «Куянковская общеобразовательная... Муниципальное образовательное учреждение «Куянковская общеобразовательная полная средняя школа» расположена в деревне Куянково Параньгинского... | Министерство образования Республики Марий Эл моу «Азановская средняя... «Городищенская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» | ||
Республики Марий Эл научно-исследовательская работа Розманов Андрей Владимирович, ученик 10 класса, моу «Зеленогорская средняя (полная) общеобразовательная школа», ул. Кооперативная,... | Духовная связь блаженной Ксении Петербургской и Федора Санаксарского Муниципальное образовательное учреждение Средняя (полная) общеобразовательная школа №5 города Волжска Республики Марий Эл | ||
Городской конкурс творческих работ учащихся общеобразовательных школ... Муниципальное образовательное учреждение средняя (полная) общеобразовательная школа №10 г. Волжска Республики Марий Эл | Публичный отчет директора моу «Красноярская средняя общеобразовательная школа» Красноярская средняя общеобразовательная школа является муниципальным общеобразовательным учреждением Звениговского района Республики... | ||
Никифорова Людмила Геннадьевна (Еласовская средняя общеобразовательная... Никифорова Людмила Геннадьевна (Еласовская средняя общеобразовательная школа Горномарийского района республики Марий Эл) | План работы методического объединения учителей гуманитарного цикла... Утверждение аттестационного материала для итогового контроля в переводных классах | ||
Урок изучения нового материала Моу «Нежнурская средняя общеобразовательная школа» Килемарского района Республики Марий Эл | Реферат Тема: «Наглядность и её роль на уроках марийского языка» Моу «Красногорская средняя общеобразовательная школа №1» Звениговского района Республики Марий Эл | ||
Урок истории и культуры народов Республики Марий Эл по теме: «Национальный... Гоу республики Марий Эл «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мбоу «Марьинская средняя общеобразовательная школа» Юринского района Республики Марий Эл | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Моу «Виловатовская средняя общеобразовательная школа» Горномарийского района Республики Марий Эл | Публичный отчёт моу «Шалапская средняя (полная) общеобразовательная... Моу «Шалапская средняя (полная) общеобразовательная школа» Целинного района Алтайского края | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Сенькинская средняя общеобразовательная школа» Медведевского района Республики... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Килемарская средняя общеобразовательная школа», Килемарского муниципального... |