Скачать 43.76 Kb.
|
Открытый урок в 10 классе "Пути становления государственности в Московской Руси"Цели:
Задачи:
Оборудование.
Основные понятия единое государство, самодержавная власть, царь I. Вводная часть. XV век рассматривается многими историками как переход от средневековья к Новому времени. Это время падения Византии (1452 г.), время начала великих географических открытий, время открытий и изобретений, время образования централизованных государств в европейских странах, время, вошедшее в историю как Эпоха Возрождения. Особенностью централизации России являлась необходимость борьбы с внешней опасностью, необходимость борьбы с Золотой Ордой, а впоследствии с се остатками Крымским, Казанским, Сибирским, Астраханским ханствами. Образование централизованного государства в России шло по пути усиления власти монарха, на основе восточной деспотии, при господстве феодального способа производства. Завершение объединения русских земель приходится на период правления Ивана III и Василия III. II часть. В XIV – XV вв. – это период самоопределения Московского государства. Какие же пути становления государственности были приемлемы для нашей страны в этот период? Для их определения я прошу вас выполнить следующее задание: Задание 1. По предложенным символам власти определить возможные пути становления государственности в Московской Руси (слайд №1) 1. Шапка Мономаха, 2. вече, 3. скипетр. 4. “колокол”, 5. держава. Ответ. 1. Республика: 4. “колокол”, 2. вече. 2. Монархия: 1. Шапка Мономаха, 3. скипетр. 4. колокол, 5. держава. Исходя из этой работы с иллюстративным материалом, вы, возможно, угадаете тему урока? После предложенных вариантов учитель сообщает тему урока: Пути формирования государственности в Московской Руси (слайд 2) Работа с учебником §17, с.227 – 229 «Подчинение Новгорода» (слайд 3) Задание:
Показ на слайдах иллюстрации: Марфа Борецкая. Уничтожение новгородского веча; Вечевой колокол увозят из Новгорода (слайды 4,5) Включить запись Колокольного звона. Учитель: Традиционной, сложившейся еще в эпоху Киевской Руси, была феодальная республика. Вече решало все основные вопросы, подчас приглашая или прогоняя даже князей (Киев, Новгород, Псков). Почему же устанавливается монархическая форма правления? Учитель: в 1478 году, после победы над Новгородом, Иван III прекратил уплату дани Орде разорвав басму(или образ царя), изломал её, бросил на землю, растоптал ногами; велел умертвить послов, кроме одного, и сказал ему: «Спеши объявить царю виденное тобою; что сделалось с его басмою и послами, то будет и ним, если он не оставит меня в покое». (слайд 6) Этому решению способствовала и международная обстановка. После падения Константинополя Русь оставалась самым крупным православным государством в тогдашней Европе. Весь православный народ смотрел на Москву как на свою надёжную опору. К тому же овдовевший Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Зое Палеолог. Зоя перешла в православие и приняла имя Софьи. Расчёты римского престола на усиление влияния в русских землях не оправдались. Зато престиж московского великокняжеского двора благодаря этому браку вырос не только среди русских земель, но и в Европе. На Москву стали смотреть как на серьёзную силу в борьбе с османской опасностью. В этих условиях Иван III и разорвал отношения с Ордой. Орда решила примерно наказать Русь и вернуть её в подневольное ярмо. Хан Ахмат повёл на Русь стотысячное войско. 8 октября 1480 г. ордынцы предприняли попытки форсировать Угру и обрушиться на русский лагерь. Но повсюду получали отпор – с русского берега стреляли из пушек, пищалей, луков. Это было первое применение русскими огнестрельного оружия в полевых условиях. Ордынское войско понесло большие потери и отступило. В декабре хан Ахмат попытался начать переговоры с Иваном III о возвращении Руси к прежней зависимости. Но Иван III, не отказываясь от переговоров, тянул время, укреплял армию. И тут хан Ахмат не выдержал и дал приказ отступать. Так закончилось так называемое стояние на реке Угре. (слайд 8,7) Организация работы класс разбивается на три группы: 1 группа – выделить положительное влияние татро-монгольского ига; 2 группа – выделить отрицательное влияние татро-монгольского ига; 3 группа – историческое значение стояния на реке Угре. Учитель: После победа над Ордой, Новгородом и Тверью. Появилось крупное, единое, самостоятельное государство – Россия. Иван III именует себя государем всея Руси. Гербом нового государства стал заимствованный у Священной Римской империи двуглавый орёл. Герб символизировал, что Россия является евразийской державой. (слайд 9,10) Вывод: В ходе XIV – XV вв. наряду с внешними предпосылками (татро-монгольского ига) складываются и внутренние (формирование единоличной власти князя - самодержавия, существует единая религия, единое государство) Д/З: § 17, с. 225-233. Ружьё Ружьё, ручное огнестрельное гладкоствольное оружие. Появилось в 14—15 вв. и называлось аркебуза, кулеврина, пищаль. В 16 в. после изобретения фитильного замка появились более совершенные Р. — мушкеты, находившиеся на вооружении пехоты. С конца 17 в. в России и странах Западной Европы получили распространение гладкоствольные, заряжающиеся с дула кремнёвые ружья (см. Кремнёвое оружие). В 19 в. гладкоствольные ружья были вытеснены ружьями с винтовыми нарезами в канале ствола (см. Винтовка). Р. гладкоствольные сохранились только как ружья охотничьи. См. также Оружие. |
Доклад муниципального дошкольного образовательного учреждения детский... В период модернизации системы образования в России значительные изменения происходят и в области дошкольного образования. Какие кардинальные... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Выяснить, какие изменения произошли в управлении Афинами по сравнению с предыдущим периодом | ||
Эволюция торговой политики региональных объединений: опыт ес Охватывают конец ХХ – начало ХХI века, когда процессы формирования торговой политики на региональном уровне стали наиболее активными.... | Какие изменения в черной металлургии России имели самые большие последствия... Теоретическая и практическая составляющие подготавливают учащихся к изучению других предметов по направлению «коммуникология – наука... | ||
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения... Актуальность. За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их... | Что такое лирика как род литературы? В чем особенность лицейской лирики А. С. Пушкина? Какие темы преобладают в этот период? | ||
2012-2013 учебный год Введение Анализируй прошлое, руководи настоящим, предусматривай будущее Публичный доклад — это способ информирования общественности о том, что было сделано за прошедший период, какие цели достигнуты, какие... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... По результатам диспансеризации, произошли изменения по количеству детей в группах здоровья | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Какие же изменения происходят с уроком литературы в современной информационной образовательной среде? Отвечая на этот вопрос, мы... | Руководство Пользователя: Учитель Произошли изменения в описании класса: добавлены новые поля при создании класса (п. 3 Генерация паролей классным руководителем) | ||
Актуальность исследования. За последнее десятилетие в России произошли... Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры фхтзб, протокол №2 от 01. 10. 08 г | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Произошли изменения в описании класса: добавлены новые поля при создании класса (п. Реестр учебных классов) | ||
Электродвигатели: принципы их работы и повседневное применение Они строят из недорогих материалов действующую модель электродвигателя для использования в классе. Затем они выступают в роли "инженерной"... | Программа организации кадетского класса Составитель: Захарова Ирина Евгеньевна В последнее десятилетие в российском обществе произошли изменения, серьезно повлиявшие на социальную активность людей, требования... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Морфология». Этот раздел, как вы уже знаете, изучает части речи русского языка. Давайте вспомним, какие части речи существуют в... | Что за период новотельности и раздоя? В этот период необходимо провести эффективное лечение. Обильное кормление коров в новотельный период без учета состояния вымени и... |