Рабочая программа по изобразительному искусству-в 5 классе разработана на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования





Скачать 157.44 Kb.
НазваниеРабочая программа по изобразительному искусству-в 5 классе разработана на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования
Дата публикации12.10.2014
Размер157.44 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
МОСКОВСКИЙ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 953
«Утверждаю»

Директор

ГБОУ ЦО №953

__________Волощенко О.В.

«_30__»_____августа __2013г.

Календарно-тематический план

Учителя _Соколовой С.А._по курсу «Изобразительное искусство» – учебник Н.А.Горяева,О.В.Островская «ДПИ в жизни человека».

(М.: Просвещение) для 5 класса. Уроки проводятся 1 час в неделю, 35 часов в год.

Календарно – тематическое планирование составлено в соответствии с государственной (типовой) общеобразовательной программой. Планирование адаптировано и соответствует рамкам обязательного минимума и стандартам образования.

Принято на заседании

Методического совета ГБОУ ЦО №953

«_30_»___августа_____2013г.


Пояснительная записка

Статус документа

. Рабочая программа по изобразительному искусству-в 5 классе разработана на основе:

      • Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования;

      • Примерной программы для начального общего образования, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

      • авторской программы Б. М. Неменского, Н.А.Горяева,О.В.Островская

      • образовательной программы ГБОУ ЦО 953

      • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

      • Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации

      • Учебного плана ГБОУ ЦО 953 на 2013-2014 уч.год


Общая характеристика учебного предмета

Процесс приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учётом системно-деятельностного подхода, который предполагает учёт индивидуальных возрастных и психологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития.

Если художественно-творческая деятельность детей на уроках в начальной школе (первый этап художественного развития) протекает на эмоционально-чувственной основе, то начиная с V класса (новый этап художественного развития) она строится больше на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением в ней эмоционально-образного, творческого начала. Это обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками в творческой познавательной деятельности, т. е. в процессе выполнения как индивидуальных, так и коллективных практических творческих работ.

Программное содержание выстраивается вокруг трёх сфер художественной деятельности: изобразительной, конструктивной и декоративной, которые выступают в адаптированном к восприятию детей младшего школьного возраста виде как Изображение, Постройка и Украшение. Дети учатся видеть, различать в процессе восприятия совершенно разных произведений искусства работу Мастеров Изображения, Постройки и Украшения, элементы изобразительности, конструктивности и декоративности.

На первом этапе обучения — в начальной школе — декоративно-прикладное искусство выступает наравне с другими видами искусства как один из способов художественного освоения человеком мира. Дети встречаются с произведениями крестьянского искусства и народных художественных промыслов России, классического и современного декоративного искусства. Так, например, в процессе изучения темы «Изображение и фантазия» второклассники осваивают механизм создания фантастических образов на материале народного (крестьянского) прикладного искусства. Образы русалки-берегини, единорога, птицы Сирина, двуглавого коня и т. д. становятся яркими наглядными примерами проявления щедрой фантазии народных мастеров, дающей ключ к созданию собственных фантазий детей.

При изучении отдельных тем («Украшение и реальность», «Украшение и фантазия») в сознании детей устанавливаются прочные связи между образным строем произведений декоративно-прикладного искусства и богатейшим миром природы. Используя разнообразные материалы и техники, дети украшают декоративными элементами кокошники русских красавиц, шлемы и щиты богатырей, стремятся выразить через украшение характер человека; конструируют добрые и злые символы и украшают ими корабли и паруса; создают и украшают здания в соответствии с их назначением. Художественно-декоративная деятельность учащихся I—IV классов носит не репро-дуктивный, а творческий характер.

В III классе дети знакомятся с разнообразными произведениями декоративно-прикладного искусства, окружающими их в повседневной жизни, а также сами изображают, мастерят и украшают посуду, игрушки, платки, обои, кованые ограды, фонари, витрины, маски, театральные костюмы. Дети учатся создавать пластически выразительные формы, украшать их, ритмично выстраивая в единую композицию изобразительные элементы и цветовые пятна, осваивают разнообразные техники и материалы.

В IV классе, когда у детей формируются представления о многообразии художественного творчества разных народов, знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства происходит в контексте изучения разных художественных культур. Четвероклассники в процессе приобщения к искусству своего и других народов более детально знакомятся с конструкцией, декоративным убранством традиционного жилища (изба, юрта, чум), праздничного костюма царя, знатных бояр, простолюдинов. Античный костюм, краснофигурная и чернофигурная керамика, образцы средневекового литейного искусства, японские фонарики, кимоно — всё это становится объектом восприятия школьников.

Такое «растекание вширь» при изучении программного материала на первом этапе обучения позволяет сформировать широкий спектр представлений школьников о декоративно- прикладном искусстве как особой деятельности художника в союзе с Мастерами, обогатить их восприятие, расширить художественно-познавательный кругозор.

V класс — это новый шаг в изучении декоративно-прикладного искусства с позиций его жизненных функций и вытекающих отсюда особенностей его образного языка. Осваивается язык, образный строй произведений народного и профессионального (классического и современного) декоративно-прикладного искусства. Метод перспективы и ретроспективы, используемый на занятиях изобразительным искусством, позволяет забегать вперёд и неоднократно воз-вращаться к уже знакомым образам, мотивам, темам, произведениям, но уже на ином содержательном уровне. На каждой новой ступени познания учащимся предлагается новый взгляд на предмет восприятия, адекватный их возрастным особенностям. Проиллюстрируем эту мысль на конкретном примере.

Изучая, например, в III классе тему «Памятники архитектуры», дети рассматривают образ крестьянского дома как мудро сработанную конструкцию, как образ силы и мощи в едином ансамбле деревянных строений.

В IV классе дети более подробно знакомятся с деревянным миром русской деревни, с общей конструкцией крестьянского жилища, нарядным резным узорочьем в его наружном убранстве, делают первые попытки расшифровать смысл символических элементов в декоре избы. В практической деятельности закрепляются навыки восприятия (учащиеся украшают, например, узорчатыми деталями вырезанные из цветной бумаги силуэты изб, которые затем ритмически располагают на декоративном панно).

В V классе учащиеся снова встречаются с обликом крестьянского дома, но теперь он рассматривается как живая предметно-пространственная среда, организованная по законам природы, как мир, обжитый человеком, состоящий из рукотворных вещей. В образном строе трёхчастной структуры избы отражена вся Вселенная (картина мира представлена в единстве трёх сфер — небесной, земной и подземно-подводной). Дом — это микрокосм в макрокосме. Ребятам предстоит более подробно познакомиться с символическими образами в декоре избы, с их смысловым значением.

Таким образом, только на этом примере можно проследить поступательное движение: от целостного эмоционально-образного восприятия к углублённому познанию в единстве эмоционального и логического.

Год декоративно-прикладного искусства закономерно подготовлен всем предшествующим ходом обучения, а также особенностями раннего подросткового возраста. К этому времени у учащихся сформированы определённые компетенции, которые помогают в освоении языка и образного строя декоративно-прикладного искусства. Вместе с этим пятиклассникам свойственны начала аналитического мышления, новые, более широкие интересы (в том числе интерес к своему собственному «Я»), живая любознательность, потребность рассуждать, выходить на уровень обобщения, наблюдательность, активность, стремление к деятельности. Младший подростковый возраст ещё несет в себе следы детства, игры, однако в нём уже имеет место направленность на серьёзную, ответственную деятельность (у младшего подростка есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими). Это благоприятный возраст для приобщения детей к народному искусству, для формирования у них особого «родственного внимания» (М. М. Пришвин) к уникальным рукотворным памятникам народной культуры, созданным по высоким законам искусства.

Именно поэтому приобщение учащихся в деятельностной форме к мудрому народному прикладному искусству, воплотившему духовную энергию своих создателей-творцов, представляется чрезвычайно важным для воспитания чувства гордости за свою Родину, народ, уважения и интереса к культурному наследию других народов.

Воспитание гражданственности, патриотизма, чувства Родины на занятиях по декоративно-прикладному искусству обусловлено самой структурой освоения программного материала, который выстраивается в опоре на основной принцип программы — от родного порога в мир общечеловеческой культуры.

Основные содержательные линии

Содержание учебника направлено на формирование способности и готовности учащихся к реализации социальных проектов, к использованию приобретённых знаний и умений в повседневной жизни. В главу учебника «Ты сам мастер» включены задания, направленные на преображение и украшение школьной среды. Учащимся предоставлена возможность выбора декоративной работы в разном материале, выстраивания её в цепочке: целеполагание, планирование, контроль, оценка своей деятельности.

Декоративную работу в материале (батик, витраж, коллаж, керамические рельефы, поделки из мочала, шпагата и т. п.) целесообразно осуществлять в совместных формах деятельности: групповых и коллективных, направленных на развитие чувства композиции, чувства цвета, материала и его декоративно-пластических возможностей для создания выразительного образа.

Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроке, будет поддерживать интересы и потребности учащихся к художественному декоративному творчеству.

В совместной декоративной деятельности, которую можно назвать учебным творческим сотрудничеством детей и учителя, решаются задачи определения общей творческой цели, выбора наиболее эффективных способов решения творческих задач, распределения сил, ролей, формирования коммуникативных действий, обеспечивающих умение договариваться, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивные взаимодействия и сотрудничество со сверстниками и учителем, разрешать конфликты.

В процессе создания плоскостных и объёмных декоративных композиций в конкретном материале школьники учатся планировать и организовывать свою работу, работать, как настоящие художники, поэтапно — от разработки обобщённо-лаконичных композиционных эскизов до завершающего этапа, осознанно используя знание языка данного вида искусства.

Все четыре тематических блока (четыре четверти) в содержании учебного курса одинаково важны для знакомства учащихся с многообразным миром декоративно-прикладных искусств. Однако при этом следует отметить особую значимость первого и третьего блоков. Именно здесь закладываются основы понимания особенностей художественного языка декоративно-прикладного искусства, овладения принципами декоративного обобщения (преобразование индивидуальной конкретности реальных форм в символические знаки, уход от изображения к его обозначению), закономерностями построения традиционного народного орнамента, основами декоративного творчества и осознания самой сути существования данного искусства в человеческом обществе.

Учащимся, овладевшим основами декоративного творчества на материале народного, затем классического и современного декоративно-прикладного искусства, легче сделать следующий шаг в освоении специфики образного языка других видов пластических искусств. Совершенно очевидно, что от декоративности цвета (локальность, плоскостность цветового пятна) легче перейти к его живописности (игра тонов и оттенков; живой, свободный мазок как цветосмешение), от условного, обобщённого изображения-обозначения — к живописному изображению с присущей ему светотеневой моделировкой формы в пространстве.

Цели обучения

• формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России — создателя уникальных художественных творений, знание культуры своего народа, своих родных мест, бережное отношение к рукотворным памятникам старины, к поликультурному художественному наследию России, к художественным традициям;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к учению и познавательной деятельности, открытие личностно значимого смысла содержания обучения, в том числе художественно-практической деятельности, включенности в решение вариативных заданий, учитывающих интересы и возможности учащихся (выбор любимых мотивов и образов, а также художественных материалов, наиболее подходящих для решения творческих задач);

• формирование целостной художественной картины мира, целостного мировоззрения средствами декоративно-прикладного искусства через освоение произведений уникального народного прикладного искусства, современных художественных промыслов, классического и современного декоративно-прикладного искусства; осознание включенности произведений крестьянского искусства в высокий порядок мира Природы и Космоса, выраженный символической трёх частностью (небо, земля, недра) через восприятие рукотворных предметов крестьянского творчества в цепочке познания (Природа — Человек — Культура);

• формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его культуре; воспитание способности находить взаимопонимание в процессе обсуждения различных вопросов и проблем, связанных с декоративно-прикладным искусством;

• формирование коммуникативной компетентности в процессе художественно-познавательной и художественно-практик-ческой деятельности, умения применять в общении со сверстниками и взрослыми (на итоговых занятиях, в процессе организации выставок детских работ, в совместных проектах, на праздниках и т. д.) навыки сотрудничества, создавать атмосферу доброжелательно-делового продуктивного взаимодействия, преодолевая ситуации возможных напряжений и конфликтов;

• формирование эстетического сознания (эстетические потребности, художественный вкус, эстетические чувства, эстетический идеал) через освоение художественного наследия народов России и мира (декоративно-прикладное искусство Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII в. и т. д.).

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать

осознание древних корней, места и значения уникального народного (крестьянского) прикладного искусства в жизни отдельного человека и сообщества людей, территориально связанных между собой;

• знание и понимание специфики образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки);

• умение выявлять в произведениях крестьянского прикладного искусства тесную связь утилитарно-функционального и художественно-образного начал, конструктивного, декоративного и изобразительного элементов, формы и декора, использовать эти знания в практической деятельности;

• освоение в практических формах работы образного языка произведений крестьянского прикладного искусства, его специфики, а также приобретение опыта выполнения условного, лаконичного декоративно-обобщённого изображения в опоре на существующие народные традиции;

• приобретение опыта выполнения декоративной работы, творческих проектов, эскизов (деревянная утварь, надомная резьба, орнамент вышивки, украшение женского праздничного костюма и т. д.) на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках;

• приобретение опыта совместной поисковой деятельности, связанной с изучением древних корней и особенностей крестьянского прикладного искусства.

В течение I четверти учащиеся знакомятся с народным (крестьянским) искусством, закладывающим фундамент для осознания специфики декоративно-прикладного искусства, истоков его образного языка и содержания. В процессе знакомства с достаточно разнообразными предметами крестьянского быта пятиклассники должны осознать, почему у декоративно-прикладного искусства именно такой способ выражения (т. е. язык знака, символизирующего некую идею), совершенно непохожий на способы выражения в других видах искусства.

Отсюда форма изображения (обобщённо-лаконичная, условно выразительная, являющаяся элементом народного орнамента) и цвет (декоративно-плоскостное пятно) как символические знаки в языке народного искусства.

Приобщение учащихся к народному (крестьянскому) искусству желательно осуществлять в системе Природа — Человек—Искусство ), исходя из того, что народное искусство — это и сама природа, и историческая память народа, его отношение к миру. Такой подход даёт возможность рассматривать произведения крестьянского искусства с точки зрения отражения в них поэтических представлений человека о мире родной природы и большом мире Вселенной, сущностных сил мастера-земледельца, всей полноты его художественного дарования, а также во взаимосвязи с памятниками устно-поэтического, музыкального народного творчества.

Восприятие произведений крестьянского искусства в системе Природа — Человек — Культура помогает увидеть и понять общность и различие между аналогичными предметами искусства своего родного края и других регионов.

Исключительно важное значение для понимания учащимися содержательной глубины крестьянского прикладного искусства имеет раскрытие идеи целостности мира, выраженной через символическую трехчастность (космос — небо, земля, подземно-подводный мир). На уроках школьники осознают, что каждый художественно оформленный предмет включён в высокий порядок мира природы и космоса и тоже отмечен или трёхчастной структурой (костюм, изба, наличник окна-ока и т. п.), или символическими знаками трёх частности.

Педагог должен понимать, что крестьянское искусство не может быть глубоко прочувствовано, понято учащимися при формальном подходе к раскрытию его специфики, не учитывающем духовно-ценностное содержание, выраженное всем богатством строя вещи-образа.

Знакомство с памятниками крестьянского прикладного искусства происходит через рассматривание изображений резного декора деревенского дома, деревянной фигурной посуды, пряничных досок, прялок, вальков, рубелей, орнаментов народной вышивки, народного праздничного костюма, а также, конечно, подлинных вещей, позволяющих говорить о нерасторжимом единстве конструкции и декора, о богатстве художественных трактовок традиционных образов и мотивов, их «природности», изобразительной условности, символизации. Одновременно зрительный материал расширяет эрудицию учащихся.

В формировании познавательного интереса, эмоционально-ценностного отношения учащихся к крестьянскому искусству огромное значение имеет слово учителя. Оно становится не только носителем художественной информации, но, организованное по законам искусства, может быть столь же эффективным, что и зрительный образ. Более того, комплексное воздействие слова (образного, ёмкого, содержательного) и зрительного образа даст возможность раскрыть глубину и многоплановость произведений народного искусства, развивая от урока к уроку у учащихся потребность видеть высшее в повседневном и привычном, воспитывая чувство сопричастности к материально-духовному наследию наших предков.
Программное и учебно – методическое обеспечение ГОСа.



Учебная

дисцип-

лина



Класс

Программа,

кем рекомендованна


Кол-во часов в

Неделю / общее кол-во

Базовый

учебник

Методическое

обеспечение

Дидактическое

обеспечение

Искусство (ИЗО)


5

класс

Программа

авторов:

Б. М. Неменский, Н.А.Горяева,О.В.Островская

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.



1 час в

неделю

35 часов


Н.А.Горяева,О.В.Островская «ДПИ в жизни человека».


Свиридова О.В. «Изобразительное искусство 5 класс поурочные планы»

Альбом,

кисти, гуашь,

карандаши, мелки, пласти

лин, презентации уроков.




СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА


Древние корни народного искусства.



Связь времён в народном искусстве.



Декоративное искусство в современном мире.



Декор, человек, общество, время.



Итого

35ч



ДПИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. 5 класс- 35 часа
1.Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы 1 час.

2-3.Дом-космос. Единство конструкции и декора в народном жилище. 2 часа.

4-5.Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. 2 часа.

6-7.Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Прялка.2 часа.

8. Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн. 1 час..
9-12. Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Гжель. Жостово. Городец. 4 часа.

13-17. Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки. 5 часа.

18-19. Народная праздничная одежда. Эскиз русского народного костюма. 2 часа.
20.Изготовление куклы берегини в русском народном костюме. 1час.
21. Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма. 1 час.
22.Русский костюм и современная мода. 1 час.

23-24. Праздничные народные гулянья. Коллективная работа «Наш весёлый хоровод» .2 часа.
25. Народные промыслы родного края. Шенкурск. 1 час.
26-27. Красота земли родной (обобщающий урок – праздник). 2 часа.

28. Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху

Древнего Египта. 1 час.

29-30. Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции.

Греческая керамика. 2 часа.

31. Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества

Костюм эпохи Средневековья. 1 час.

32. О чём рассказывают гербы. 1 час.

33-34. что такое эмблемы, зачем они нужны людям. 2 часа.

35. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

(обобщённый урок-викторина). 1 час.

Итого: 35 часов.

Список литературы по реализации программы

I Для ученика:

Н.А.Горяева,О.В.Островская «ДПИ в жизни человека».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по изобразительному искусству-в 5 классе разработана на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования iconПояснительная записка по изобразительному искусству Класс: 4
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального общего...
Рабочая программа по изобразительному искусству-в 5 классе разработана на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования iconРабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного...
Рабочая программа по изобразительному искусству-в 5 классе разработана на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования iconРабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса разработана...
Примерной программы по изобразительному искусству, на основе учебной программы Изобразительное искусство. 5–9 классы (авторы В. С....
Рабочая программа по изобразительному искусству-в 5 классе разработана на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования iconРабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов разработана...
Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство»...
Рабочая программа по изобразительному искусству-в 5 классе разработана на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования iconРабочая программа по изобразительному искусству для 3-х классов учитель Суркова Вера Васильевна
Программа разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное...
Рабочая программа по изобразительному искусству-в 5 классе разработана на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования iconРабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Рабочая программа по изобразительному искусству-в 5 классе разработана на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования iconРабочая программа по изобразительному искусству в 5-7 классах мбоу «Ратчинская оош»
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-9 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного...
Рабочая программа по изобразительному искусству-в 5 классе разработана на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования iconПояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству...
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Рабочая программа по изобразительному искусству-в 5 классе разработана на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования iconРабочая программа По изобразительному искусству, 6 класс Варик Людмилы Сергеевны
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по искусству...
Рабочая программа по изобразительному искусству-в 5 классе разработана на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования iconРабочая программа по изобразительному искусству (ос «Школа 2100»)
Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего...
Рабочая программа по изобразительному искусству-в 5 классе разработана на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального общего...
Рабочая программа по изобразительному искусству-в 5 классе разработана на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального общего...
Рабочая программа по изобразительному искусству-в 5 классе разработана на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8-х классов составлена на основе Примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа по изобразительному искусству-в 5 классе разработана на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования iconПояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству...
Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по изобразительному искусству, утвержденного приказом...
Рабочая программа по изобразительному искусству-в 5 классе разработана на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования iconРабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана...
Примерной программы начального общего образования, авторской программы В. С. Кузин, «Изобразительное искусство», утвержденной мо...
Рабочая программа по изобразительному искусству-в 5 классе разработана на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования iconРабочая программа по изобразительному искусству для V- viii классов...
Рабочая программа по изобразительному искусству для V- viii классов оставлена на основе:- федерального компонента государственного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск