Рабочая программа учебной дисциплины «естествознание»





Скачать 394.37 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «естествознание»
страница1/3
Дата публикации15.10.2014
Размер394.37 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бузулукский гуманитарно–технологический институт

(филиал) федерального бюджетного государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»

Кафедра биологии






Утверждаю

Декан факультета заочного обучения


Дребнева И.М.
(подпись, расшифровка подписи)

“____”______________20.… г




рабочая программа

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»



Направление подготовки

050100.62 Педагогическое образование


(код и наименование направления подготовки)
Профиль подготовки

начальное образование

(наименование профиля подготовки)
Квалификация выпускника: бакалавр
Форма обучения: заочная

Бузулук 2011
Рецензент:

Кандидат биологических наук Коршикова Н.А.

Рабочая программа дисциплины «Естествознание» /сост. П.А.Кожакин – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2011. - 23с.

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины профессионального цикла студентам заочной формы сокращённого срока обучения бакалавриата 050100.62 Педагогическое образование в 1и 2 семестрах.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированных бакалавров 050100.62 Педагогическое образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009г. №788.

Составитель ___________________П.А.Кожакин

5.09.2011

© Кожакин П.А., 2011

© БГТИ (филиал) ОГУ,2011

Содержание


1

Цели и задачи освоения дисциплины…………………………………

4

2

Место дисциплины в структуре ООП ВПО………………………….

4

3

Требования к результатам освоения содержания дисциплины……

5

4

Содержание и структура дисциплины……………………………….

7

4.1

Содержание разделов дисциплины…………………………………..

7

4.2

Структура дисциплины……………………………………………….

8

4.3

Практические занятия…………….……………………………………

10

4.4

Самостоятельное изучение разделов дисциплины………………….

10

5

Образовательные технологии…………………………………………

11

5.1

Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях…………………………………………………...


11

6

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации…………………………………………….


12

6.1

Вопросы для контроля знаний по дисциплине «Естествознание»………………………………………………………


12

6.2

Тестовые задания для проведения промежуточного контроля знаний………………………………………………………..................


12

6.3

Вопросы к зачёту по дисциплине «Естествознание»……………….

14

6.4

Вопросы к экзамену по дисциплине «Естествознание»…………….

15

7

Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)………….

19

7.1

Основная литература…………………………………………………..

19

7.2

Дополнительная литература…………………………………………..

20

7.3

Периодические издания………………………………………………..

20

7.4

Интернет-ресурсы………………………………………………………

20

7.5

Методические указания к практическим занятиям (семинарам)……

20

7.6

Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий……………………………………….


21

8

Материально - техническое обеспечение дисциплины…………..

21




Лист согласования рабочей программы дисциплины………………

22




Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины………

23


1 Цели и задачи освоения дисциплины
Целью дисциплины является формирование профессиональной компетенции и творческого потенциала личности бакалавра педагогического образования в области естествознания.

Задачами курса являются:

  • вооружение студентов знаниями теоретических основ наук о неживой природе, растениях и животных;

  • создание у студентов установки на овладение глубокими и прочными теоретическими знаниями по естествознанию;

  • овладение основными естествоведческими методами изучения окружающей среды в области землеведения, ботаники, зоологии.

2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Естествознание» относится к профессиональному циклу и входит в состав вариативной части ООП Б.3.2.10.

Областями профессиональной деятельности бакалавров, на которые ориентирует дисциплина «Естествознание», являются образование, воспитание. Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности бакалавров:

– обучение;

– воспитание;

– развитие;

– просвещение;

Профильными для данной дисциплины являются педагогическая профессиональная деятельность бакалавров. Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности:

в области педагогической деятельности:

– изучение возможностей, потребностей, достижений учащихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;

– организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся, и отражающих специфику предметной области;

– организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;

– использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий;

– осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

Для освоения дисциплины «Естествознание» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения естествоведческих курсов на предыдущем уровне среднего образования.

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения технологии обучения естествознанию, прохождения полевой и педагогической практик.
3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):

а) общекультурных (ОК):

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

  • способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

  • взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

  • готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

  • способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

  • готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

б) общепрофессиональными (ОПК):

  • осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);

  • владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

  • способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

в) в области педагогической деятельности:

  • способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

  • способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

  • способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

  • готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

  • способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

  • готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно- воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:

  • основы естествознания, иметь определённый способ понимания, описания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса или проблемы;

  • концептуальные идеи, основные принципы, фундаментальные теории, гипотезы, законы и модели, составляющие современную естественнонаучную картину мира;

  • анатомо-физиологическую характеристику систематических групп растений и животных;

  • влияние экологических факторов на морфологические особенности растений и животных.



Уметь:

  • применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, критической оценки и использования естественнонаучной информации, содержащейся в СМИ, ресурсах Интернета и научно-популярной литературе;

  • работать с атласами, картами, глобусом и другими приборами, коллекциями минералов, горных пород.

  • отыскивать по указателю необходимые географические названия в картах, атласах.

  • - определять, делать морфологические описания, зарисовывать и коллекционировать растения и их части;

  • определять, делать морфологические описания, зарисовывать и коллекционировать животных


Владеть:

  • естествоведческим научным языком и терминологией;

  • основами современных методов физико-географических исследований

  • основами методик определения растений и животных по таксономическим признакам


Приобрести опыт деятельности:

  • исследовательской работы по методикам естественнонаучных исследований


4 Содержание и структура дисциплины (модуля)

4.1 Содержание разделов дисциплины


№ раздела

Наименование раздела (модуля)

Содержание раздела (модуля)

Форма текущего контроля

1

Естествознание как педагогическая наука

Функции науки, наука как отрасль культуры, способ познания мира, социальный институт. Естествознание – комплекс наук о природе. Структура современного естествознания. Исторические этапы познания природы. Методы естественнонаучных исследований. НТР и современное естествознание. Место науки среди дисциплин, её предмет, задачи.

Тестовый контроль

2

Естественные науки о неживой природе

Развитие и современные представления о космологии, астрофизике; науки о земле; квантовая механика и основные физические взаимодействия; современная химия и происхождение материи – синергетика; теория относительности и современные представления о пространстве и времени.

Тестовый контроль

3

Науки о живой природе

Происхождение и эволюция жизни; генетика и экология; учение о биосфере. Этология и социобиология. Антропология и этнология.

Нейрофизиология и изучение сознания. Кибернетика.

Тестовый контроль

4

Этика науки. Значение науки в современном обществе.

Наука как эволюционный процесс. Наука и ценности. Наука и этика. Проблема ответственности учёных; качества, необходимые учёному, значение личности в науке, мотивы занятия наукой.

коллоквиум


4.2 Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины для студентов полного и сокращённого сроков обучения составляет 8 зачетных единиц (288 часа).

Трудоёмкость дисциплины в 1 семестре составляет 4 зачётных единицы (144 часа)

Вид работы

Трудоёмкость, часов

1 сем

Всего

Общая трудоёмкость

144

144

Аудиторная работа

14

14

Перезачёт

72

72

Лекции (Л)

Практические занятия (ПЗ)

4

10

4

10

Самостоятельная работа

53,5

53,5

Реферат (Р)

-

-

Эссе

-

-

Контрольная работа

-

-

Самоподготовка

53,5

53,5

Самостоятельное изучение разделов

20

20

Подготовка к практическим занятиям

20

20

Повторение лекционного материала и материала учебников

13,5

13,5

Подготовка и сдача зачёта

4,5

4,5

Вид итогового контроля

зачёт

зачёт


Трудоёмкость дисциплины во 2 семестре составляет 4 зачётных единицы (144 часа)

Вид работы

Трудоёмкость, часов

1 сем

Всего

Общая трудоёмкость

144

144

Аудиторная работа

14

14

Перезачёт

-

-

Лекции (Л)

Практические занятия (ПЗ)

4

10

4

10

Самостоятельная работа

121

121

Реферат (Р)

-

-

Эссе

-

-

Контрольная работа

20

20

Самоподготовка

101

101

Самостоятельное изучение разделов

40

40

Подготовка к практическим занятиям

40

40

Повторение лекционного материала и материала учебников

21

21

Подготовка и сдача экзамену

9

9

Вид итогового контроля

экзамен

экзамен


Разделы дисциплины, изучаемые студентами полного и сокращённого срока обучения в 1 семестре

№ раздела

Наименование раздела

Количество часов

Всего

Аудиторная работа

Внеаудит. работа (СР)

Л

ПЗ

1

Естествознание как наука, её место среди дисциплин, предмет и задачи.

31

2

4

25

2

Современное состояние наук о неживой природе

36,5

2

6

28,5




Итого:

67,5

4

10

53,5


Разделы дисциплины, изучаемые студентами полного и сокращённого срока обучения во 2 семестре

№ раздела

Наименование раздела

Количество часов

Всего

Аудиторная работа

Внеаудит. работа (СР)

Л

ПЗ

3

Комплекс наук о живой природе. Становление и современное состояние.

33

2

4

27

3

Современное представление о развитии жизни на Земле.

29

-

2

27

3

Антропология и социобиология. Наука будущего – кибернетика.

29

-

2

27

4

Наука и ценности. Проблема ответственности учёных.

44

2

2

40




Итого:

67,5

4

10

121

4.3 Практические занятия

Практические занятия студентов полного и сокращённого сроков обучения в 1 семестре

№ занятия

№ раздела

Тема

Кол-во часов

1

1

Построение схем связи естествознания с другими науками естественного и гуманитарного цикла

2

2

2

Изучение вязкости жидкости.

2

3

2

Использование компьютерной техники в естественнонаучных исследованиях.


4

4

2

Расчёт калорийности и сбалансированности питания.

2

Итого:

10


Практические занятия студентов полного и сокращённого сроков обучения во 2 семестре

№ занятия

№ раздела

Тема

Кол-во часов

1

3

Влияние последних палеонтологических и генетических открытий на представление о развитии жизни на планете.

2

2

3

Анализ современных гипотез о происхождении и развитии Homo Sapiens – человека разумного


2

3

3

Исследование средних величин в антропологии

4

4

4

Современные научные открытия и этические нормы.

2

Итого:

10


4.4 Самостоятельное изучение разделов дисциплины



раздела

Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

Кол-во часов

1

Исторические этапы познания природы.

2

1

Методы естественнонаучных исследований.

2

2

Синергетика и происхождение материи. Материя и её свойства.

4

2

Модель атома. Опыты резерфорда.

2

2

Основные понятия ядерной физики.

4

2

Периодический закон Д.И.Менделеева: история открытия, значение для развития науки.

2

2

Принципы современной физики.

4

2

Законы термодинамики.

4

2

Планета Земля как объект изучения естествознания.

2

2

Квантовая механика и основные физические взаимодействия.

4

2

Достижения и перспективы развития современной химии.

4

2

Мегамир и его свойства: современные представления о вселенной, галактиках, звёздах и солнечной системе.

2

3

Учение о биосфере В.И.Вернадского.

2

3

Современные представления о происхождении и развитии жизни на земле.

2

3

Человек как предмет современного естествознания. Антропология и социобиология.

2

3

Экология – фундаментальная наука о взаимодействии живых существ с окружающим миром и между собой.

4

3

Развитие нейрофизиологии и изучение сознания человека.

4

3

Кибернетика – наука будущего.

2

4

Значение личности в науке.

2

4

Мотивы занятия наукой, качества необходимые учёному.

2

4

Этика науки. Наука и ценности.

2

4

Проблема ответственности учёных.

2

Итого:

60


5 Образовательные технологии

В процессе преподавания дисциплины используются следующие образовательные технологии: лекция, решение учебных задач, метод малых групп.

При организации самостоятельной работы используются следующие образовательные технологии: работа с книгой, поиск дополнительной информации, использование интернет-ресурсов.
5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях


№ раздела

Вид занятия (Л, ПР, С)

Используемые интерактивные образовательные технологии

Кол-во часов

2

ПР

Компьютерные презентации, работа с интерактивным диском «Открытая биология».

4

3

ПР

Учебная дискуссия: «Теории происхождения Homo Sapiens – человека разумного»

2

Итого:

6

6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды текущего контроля: устный, письменный, тестовый контроль знаний.

Итоговый формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине для студентов полного срока обучения является зачет. Он проводится по билетам, включающим два теоретических вопроса по разным разделам дисциплины.
6.1 Вопросы для контроля знаний по дисциплине «Естествознание»


  1. Что изучает естествознание? Какие этапы выделяют в развитии естествознания.

  2. В чём состояла революция в естествознании в конце 19 начала 20 веков?

  3. Какими особенностями характеризуется современная научно-техническая картина мира?

  4. Раскройте исторические этапы развития познания о природе.

  5. Каково место естествознания среди наук, её предмет и задачи.

  6. Структура современного естествознания.

  7. Современные теории происхождения планет и вселенной.

  8. Достижения современной химии.

  9. Происхождение и развитие жизни на Земле.

  10. Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.



6.2 Тестовые задания для проведения промежуточного контроля знаний


  1. Причины тесной связи современной науки и техники:

А) сообща оказывают влияние на мировоззрение человека;

Б) срослись в единую систему в результате изменения воздействия человека на природу;

В) вместе разрушают природную среду;

Г) произошло случайное соединение науки и техники.


  1. Совокупным объектом естествознания является:

А) Земля;

Б) Галактика;

В) природа;

Г) географическая оболочка Земли.


  1. Методом эмпирического уровня познания является:

А) аналогия;

Б) наблюдение;

В) моделирование;

Г) синтез.


  1. Как называется концепция происхождения живого из неживого.

А) абиогенез;

Б) филогенез;

В) онтогенез.


  1. Космология – это:

А) раздел астрономии;

Б) раздел космонавтики;

В) ненаучная форма познания Вселенной;

Г) второе название космогонии.


  1. Солнечная система в нашей галактике располагается:

А) в плоскости перпендикулярной галактической;

Б) у галактической плоскости;

В) на периферии Галактики.

Г) положение пока не выяснено.


  1. Малые планеты, входящие в Солнечную систему, называются:

А) метеоры;

Б) спутники;

В) астероиды;

Г) кометы.


  1. Ч.Дарвин дал научное объяснение эволюции живой природы в работе:

А) «Происхождение человека»;

Б) «Происхождение видов путём естественного отбора»;

В) «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»;

Г) «Выражение эмоций у человека и животных»,


  1. Термин «экология» ввёл учёный:

А) К.Линней;

Б) Ж.Б.Ламарк;

В) Г.Гаузе;

Г) Э.Геккель.


  1. Ноосфера – это:

А) часть биосферы;

Б) минеральная оболочка Земли;

В) сфера разума;

Г) сфера деятельности.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «естествознание» iconРабочая программа учебной дисциплины одп. 09 Естествознание разработана...
Одобрено Научно-методическим советом Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального фгу «фиро» Протокол...
Рабочая программа учебной дисциплины «естествознание» iconРабочая программа учебной дисциплины естествознание по профессии...
Государственное автономное образовательное учреждение мурманской области среднего профессионального образования «кандалакшский индустриальный...
Рабочая программа учебной дисциплины «естествознание» iconРабочая программа учебной дисциплины естествознание по специальности...
Государственное автономное образовательное учреждение мурманской области среднего профессионального образования «кандалакшский индустриальный...
Рабочая программа учебной дисциплины «естествознание» iconРабочая программа учебной дисциплины естествознание по специальности...
Государственное автономное образовательное учреждение мурманской области среднего профессионального образования «кандалакшский индустриальный...
Рабочая программа учебной дисциплины «естествознание» iconРабочая программа учебной дисциплины «Естествознание»
Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «естествознание» iconРабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального...
Одобренной фгу «Федеральный институт развития образования» 10. 04. 2008 г., утвержденной Департаментом государственной политики и...
Рабочая программа учебной дисциплины «естествознание» iconРабочая программа учебной дисциплины одб. 11 Естествознание по специальности...
...
Рабочая программа учебной дисциплины «естествознание» iconРабочая программа учебной дисциплины «Естествознание»
Организация-разработчик: факультет среднего профессионального образования (колледж) ноу впо «Московский университет им. С. Ю. Витте»...
Рабочая программа учебной дисциплины «естествознание» iconРабочая программа по предмету естествознание и окружающая среда
Рабочая программа по естествознанию для 10-11 классов составлена на основе примерной программы элективного курса «Естествознание...
Рабочая программа учебной дисциплины «естествознание» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Программа предназначена для студентов Тюмгу и разработана в соответствии с фгос, учебным планом института и с учетом компетентностного...
Рабочая программа учебной дисциплины «естествознание» iconРабочая программа По курсу «Введение в естественно- научные предметы....
Рабочая программа учебного курса, далее Программа, составлена на основе авторской программы «Введение в естественнонаучные предметы....
Рабочая программа учебной дисциплины «естествознание» iconРабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса
Рабочая программа учебной дисциплины «естествознание» iconРабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины «естествознание» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины «естествознание» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины «естествознание» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск