Рабочая программа По курсу «Введение в естественно- научные предметы. Естествознание» Уровень образования





НазваниеРабочая программа По курсу «Введение в естественно- научные предметы. Естествознание» Уровень образования
страница1/5
Дата публикации06.07.2015
Размер0.53 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Физика > Рабочая программа
  1   2   3   4   5

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Лицей №3 »



РАССМОТРЕНА

на заседании МО учителей математики, физики, информатики

Протокол от

«____»________20___г.

№ ___

СОГЛАСОВАНА

заместитель директора


_____Ровенских М.А.

«28»августа2014г.

РАССМОТРЕНА:

на заседании педагогического

совета школы

Протокол от

«28»августа 2014г.

№ 01


УТВЕРЖДЕНА

приказом директора МБОУ «Лицей №3»

Приказ от «30»августа 2014г.

№376




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По курсу «Введение в естественно- научные предметы. Естествознание»




Уровень образования - основное общее
Сроки реализации - 2 года
Класс(ы) 5-6 классы
Уровень обучения базовый
Составитель Клапчук Татьяна Степановна

учитель физики

высшая квалификационная категория


Старый Оскол

2014


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса , далее Программа, составлена на основе авторской программы «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. 5—6 классы» Авторы: А. Е. Гуревич, Д. А. Исаев, Л. С. Понтак.

Предлагаемая рабочая программа реализуется с использование следующего УМК:

1. Программа «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. 5—6 классы» Авторы: А. Е. Гуревич, Д. А. Исаев, Л. С. Понтак

2. Учебник «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание. 5—6 классы», авторы А. Е. Гуревич, Д. А. Исаев,Л. С. Понтак.

Программа составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Стандарте основного общего образования.



Изучение данного курса в основной школе направлено на достижение следующей цели:

—пропедевтика основ физики и химии.

Задачи курса:

—получение учащимися представлений о методах научного познания природы; формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лабораторного эксперимента (исследования);

—формирование у учащихся устойчивого интереса к предметам естественно -научного цикла (в частности, к физике и химии)
Количество часов.

Место учебного курса «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. 5—6 классы» в учебном плане МБОУ «Лицей №3» отражено в образовательной области «Естествознание».

Согласно учебному плану МБОУ «Лицей №3» Программа рассчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю, что соответствует авторскому планированию.

Из них:

контрольные работы – 2 часа (1+1)

мониторинговые контрольные работы – на 5 уроках (2+3), которые проводятся согласно Положения о мониторинге качества образования МБОУ «Лицей №3» ;

фронтальные лабораторные работы включены в уроки.             

 При организации учебного процесса и обучения обучающихся на уроках будут использованы следующие виды работ: работа в группах, работа в парах, индивидуальная и дифференцированная работа, составление таблиц, схем, подготовка сообщений, докладов, рефератов, сравнение, анализ, работа с различными источниками информации и следующая система уроков:

Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок – самостоятельная работа -  предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок – контрольная работа - урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.

Урок – лабораторная работа - проводится с целью комплексного применения знаний.

2. Общая характеристика учебного предмета

«Введение в естественно-научные предметы. Естествознание» — интегрированный курс для младших подростков, в содержании которого рассматриваются пути познания человеком природы. .Введение физики и химии на ранней стадии обучения в

5—6 классах требует изменения как формы изложения учебного материала, так и методики его преподавания. Поэтому особое внимание в программе уделено фронтальным экспериментальным заданиям. Предполагается, что важное место в процессе работы над курсом займут рисунки различных явлений, опытов и измерительных приборов. Большое количество качественных вопросов, использование игровых ситуаций в преподавании должно способствовать созданию интереса учащихся к предмету и стремлению к его пониманию.

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволяет решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие, понимание и запоминание знаний, создавать условия для высказывания подростком

суждений научного, нравственного, эстетического характера по поводу взаимодействия человека и природы; уделять внимание ситуациям, где учащийся должен различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природных системах и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической.

Подобное построение курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несет в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция курса заключается в формировании у младших подростков потребности познания окружающего мира и своих связей с ним: экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил. Основное содержание программы включает разделы: «Введение», в котором дается представление о том, что изучают физика и химия, «Тела и вещества», «Взаимодействие тел», «Физические и химические явления», «Человек и природа».

Из всего комплекса современных методов познания природы в курсе содержатся сведения о некоторых из них: наблюдениях, измерениях, экспериментах, моделировании
3. Описание места предмета в учебном плане

Курс рассчитан на 140 учебных часов, в том числе в 5, 6 классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В соответствии с учебным планом курсу «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание» предшествует курс «Окружающий мир», включающий некоторые знания из области физики, химии, астрономии. В свою очередь, содержание курса «Введение в естественно -научные предметы .Естествознание», являясь пропедевтическим, служит основой для последующего изучения курсов физики и химии в основной школе.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения курса

Личностными результатами изучения курса «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание» являются:

—развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

—формирование мотивации к изучению в дальнейшем физики и химии;

—воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;

—формирование личностного отношения друг к другу, к учителю.

Метапредметными результатами изучения курса являются:

—освоение приемов исследовательской деятельности (составление плана, использование приборов, формулировка выводов и т. п.);

—формирование приемов работы с информацией, представленной в различной форме (таблицы, графики, рисунки и т. д.), на различных носителях (книги, Интернет, CD, периодические издания и т. д.);

—развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации (ведение дискуссии, работа в группах, выступление с сообщениями и т. д.).

Предметными результатами изучения курса «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание» являются:

—освоение базовых естественно-научных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук;

—формирование элементарных исследовательских умений;

—применение полученных знаний и умений для решения практических задач.
5. Содержание учебного курса
5класс (70 ч, 2 ч в неделю)

Введение (6 ч)

Природа живая и неживая. Явления природы. Человек — часть природы. Влияние человека на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы.

Физика и химия — науки о природе. Что изучает физика. Тела и вещества. Что изучает химия. Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория.

Знакомство с простейшим физическим и химическим оборудованием: пробирка, колба, лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы, держатель для пробирок. Нагревательный прибор, особенности пламени. Правила нагревания вещества. Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования).

Лабораторные работы и опыты

Знакомство с лабораторным оборудованием.

Знакомство с измерительными приборами.

Определение размеров физического тела.

Измерения объема жидкости.

Измерение объема твердого тела.

Тела и вещества (23 ч)

Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах). Органические и неорганические вещества. Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества.

Масса тела. Массы различных тел в природе. Эталон массы. Весы. Температура. Термометры. Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах частиц вещества. Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. Взаимодействие частиц вещества и атомов. Пояснение строения и свойств твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения. Строение атома и иона.

Химические элементы (кислород, азот, водород, железо, алюминий, медь, фосфор, сера). Знаки химических элементов. Периодическая система Д. И. Менделеева.

Простые и сложные вещества (кислород, азот, вода, углекислый газ, поваренная соль). Кислород. Горение в кислороде. Фотосинтез. Водород. Воздух — смесь газов. Растворы и взвеси. Вода. Вода как растворитель. Очистка природной воды.

Плотность вещества.

Лабораторные работы и опыты

Сравнение характеристик тел.

Наблюдение различных состояний вещества.

Измерение массы тела на рычажных весах.

Измерение температуры воды и воздуха.

Наблюдение делимости вещества.

Наблюдение явления диффузии.

Наблюдение взаимодействия частиц различных веществ.

Наблюдение горения.

Обнаружение кислорода в составе воздуха.

Приготовление раствора с определенной массовой долей поваренной соли.

Разделение растворимых и нерастворимых веществ фильтрованием.

Измерение плотности вещества.

Взаимодействие тел (20 ч)

Изменение скорости и формы тел при их взаимодействии. Действие и противодействие.

Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Ньютон — единица измерения силы.

Инерция. Проявление инерции, примеры ее учета и применения. Масса как мера инертности.

Гравитационное взаимодействие. Гравитационное взаимодействие и Вселенная. Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы. Деформация. Различные виды деформации. Сила упругости, ее направление. Зависимость силы упругости от деформации. Сила трения. Зависимость силы трения от силы тяжести

и качества обработки поверхностей. Роль трения в природе и технике. Способы усиления и ослабления трения. Электрическое взаимодействие. Объяснение электрического взаимодействия на основе электронной теории. Электризация тел трением. Передача электрического заряда при соприкосновении. Взаимодействие одноименно и разноименно заряженных тел.

Магнитное взаимодействие. Постоянные магниты, их действие на железные тела. Полюса магнитов. Магнитные стрелки. Земля как магнит. Ориентирование по компасу. Применение постоянных магнитов. Давление тела на опору. Зависимость давления от площади опоры. Паскаль — единица измерения давления. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление на глубине жидкости. Сообщающиеся сосуды, их применение. Действие жидкостей на погруженное в них тело. Архимедова сила. Зависимость архимедовой силы от рода жидкости и от объема погруженной части тела. Условия плавания тел.

Лабораторные работы и опыты

Наблюдение возникновения силы упругости при деформации.

Наблюдение различных видов деформации.

Исследование зависимости силы упругости от деформации.

Измерение силы трения.

Наблюдение зависимости инертности от массы тела.

Изучение различных видов трения.

Наблюдение взаимодействия наэлектризованных тел.

Наблюдение магнитного взаимодействия.

Определение давления тела на опору.

Наблюдение зависимости давления жидкости от глубины погружения.

Наблюдение уровня жидкости в сообщающихся сосудах.

Измерение выталкивающей силы.

От чего зависит выталкивающая (архимедова) сила?

Выяснение условия плавания тел.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа По курсу «Введение в естественно- научные предметы. Естествознание» Уровень образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике «Введение в естественно научные предметы. Естествознание. 5—6 классы», авторы...
Рабочая программа По курсу «Введение в естественно- научные предметы. Естествознание» Уровень образования iconРабочая программа для основного общего образования Введение в естественно-научные предметы
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа По курсу «Введение в естественно- научные предметы. Естествознание» Уровень образования iconМетодические рекомендации по дисциплине «Естественно-научные основы сервиса»
Дисциплина «Естественно-научные основы сервиса» включается в Б3 Гуманитарный, социальный и естественно-научный цикл
Рабочая программа По курсу «Введение в естественно- научные предметы. Естествознание» Уровень образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Номинация: Урок (внеурочное учебное занятие) по предметной области «Естественно-научные предметы»
Рабочая программа По курсу «Введение в естественно- научные предметы. Естествознание» Уровень образования iconРабочая программа по физике на уровень среднего общего образования(профильный уровень)
Рабочая программа составлена для учащихся, избравших естественно-математический профиль обучения
Рабочая программа По курсу «Введение в естественно- научные предметы. Естествознание» Уровень образования iconУчебно-методическое пособие Глазов 2010 ббк63. 3(2)я73 о-82 Утверждено...
Утверждено на заседании кафедры «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» гиэи (филиала) гоу впо ижгту, протокол №1 от 19....
Рабочая программа По курсу «Введение в естественно- научные предметы. Естествознание» Уровень образования iconРабочая программа по курсу «История» (профильный уровень)
Рабочая программа по курсу «История» предназначена для профильных классов общеобразовательной школы. Составлена на основе федерального...
Рабочая программа По курсу «Введение в естественно- научные предметы. Естествознание» Уровень образования iconРабочая программа по предмету естествознание и окружающая среда
Рабочая программа по естествознанию для 10-11 классов составлена на основе примерной программы элективного курса «Естествознание...
Рабочая программа По курсу «Введение в естественно- научные предметы. Естествознание» Уровень образования iconРабочая программа учебной дисциплины естествознание по профессии...
Государственное автономное образовательное учреждение мурманской области среднего профессионального образования «кандалакшский индустриальный...
Рабочая программа По курсу «Введение в естественно- научные предметы. Естествознание» Уровень образования iconРабочая программа учебной дисциплины естествознание по специальности...
Государственное автономное образовательное учреждение мурманской области среднего профессионального образования «кандалакшский индустриальный...
Рабочая программа По курсу «Введение в естественно- научные предметы. Естествознание» Уровень образования iconРабочая программа учебной дисциплины естествознание по специальности...
Государственное автономное образовательное учреждение мурманской области среднего профессионального образования «кандалакшский индустриальный...
Рабочая программа По курсу «Введение в естественно- научные предметы. Естествознание» Уровень образования iconРабочая программа по курсу «История»
Рабочая программа по курсу «История» предназначена для профильных классов общеобразовательной школы. Составлена на основе федерального...
Рабочая программа По курсу «Введение в естественно- научные предметы. Естествознание» Уровень образования iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Программа предназначена для студентов Тюмгу и разработана в соответствии с фгос, учебным планом института и с учетом компетентностного...
Рабочая программа По курсу «Введение в естественно- научные предметы. Естествознание» Уровень образования iconРабочая программа по учебному курсу «Введение в школьную жизнь»
Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни М.: Московский центр качества образования, 2010. 120 с
Рабочая программа По курсу «Введение в естественно- научные предметы. Естествознание» Уровень образования iconЕстествознание — это система естественно-научных знаний, создаваемая естественными науками
По предмету исследования все науки делятся на естественные, гуманитарные и технические
Рабочая программа По курсу «Введение в естественно- научные предметы. Естествознание» Уровень образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Примерной программы среднего ( полного) общего образования по географии, базовый уровень. Программы «География мира»(X-XI кл.) (...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск