Рабочая программа по учебному курсу «Введение в школьную жизнь»





НазваниеРабочая программа по учебному курсу «Введение в школьную жизнь»
страница1/15
Дата публикации30.07.2014
Размер1.73 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
«Утверждаю»

«Рассмотрено» «Согласовано»

На заседании МО Заместитель директора по УВР Директор ГБОУСОШ №216

учителей начальной Рубцова С.В.__________ Коноплёв Ю.В.__________

школы

Протокол №6 от 30.05.2013г.

Председатель МО

Чадунели Н.А.____________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ

«Введение в школьную жизнь»

2013-2014 учебный год.

1 класс
(УМК «Школа России»)

Количество часов в год: 30 часов.

Учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Захарова Ольга Вячеславовна.


Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни - М.: Московский центр качества образования, 2010.-120 с.

Авторы:

Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова

15ВМ 978-5-9773-0058-2

© Московский центр качества образования, 2010 © Коллектив авторов, 2010
Зачем и как вводить ребенка в школьную жизнь

На перепутье между дошкольной и школьной жизнью

Вам известно состояние ожидания, когда кончается важная часть жизни, а впереди что-то очень значительное, притягательное, но пока еще неопределенное? На душе смутно, одолевают самые проти­воречивые чувства; печаль расставания, радостное нетерпение, опасе­ние чего-то неизвестного... Находишься в постоянном напряжении. Иной раз и не совладаешь с собой, сорвешься (и всегда на самом близ­ком человеке), а потом стыдишься себя, и от этого становится еще труднее. То перевозбуждение, то полная апатия, то хочется плакать, то не усидеть на месте, и все валится из рук. Вам знакомо подобное со­стояние? Тогда вы легче поймете ребенка в трудный период его жизни -в промежуток между дошкольным и школьным детством. Как и мы, взрослые, дети 6-7 лет реагируют на состояние неопределенности всем своим существом; у них нарушается биологическое и психологи­ческое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напря­женность. Потеря внутренней стабильности организма может сопрово­ждаться расстройствами сна и аппетита, неожиданными скачками тем­пературы, потерей веса. Могут появиться состояние тревоги, капризы, проявиться более ярко любые «шероховатости» характера; упрямство, несосредоточенность, замкнутость, демонстративность и т.п. Ребенку трудно. И взрослым тоже непросто с ребенком, находящимся в состоя­нии жизненного кризиса, на перепутье цепей, желаний, ожиданий.

Запись в школу, примерка формы, приобретение портфеля, пенала и прочих школьных аксессуаров придают некоторую определен­ность контурам школьного будущего и значительно успокаивают ду­шевную сумятицу ребенка: «У меня есть все, что нужно первокласснику. Я сам видел, как мама переписала список, вывешенный в школе. Вот только белую майку еще не купила». Для ребенка приход в школу — это своеобразное «оформление на должность» (по меткому выражению ТА. Нежновой). И должность эта весьма заманчива, но для большинст­ва детей выступает своей внешней стороной. «Настоящий школьник — это счастливый обладатель портфеля и старательный исполнитель Школьных Правил. Он слушает(ся) учителя, поднимает руку и получает отметки» — сыграть а такую игру жаждет практически любой будущий первоклассник.

Как вы полагаете, достаточно ли подготовлен обладатель по­добных представлений для успешного начала обучения? Нам кажется, что в таком слишком поверхностном детском представлении о школе таится серьезная опасность и для ребенка, и для его будущего учителя. Через несколько дней или пет ребенок сочтет себя обманутым, а учи-

теля — обманщиком, с которым надо было, оказывается, играть совсем в другие игры.

«Дочка, вставай, пора в школу», — будит мама свою беззубую первоклашку. «В школу?! Я там вчера уже была. Сегодня ты мне лучше почитаешь!» Часами сидеть за партой оказалось не так интересно, как ожидалось. А никакой новой «информации» не было, придется добы­вать ее самостоятельно. Так второго (!) сентября у ребенка на всю ос­тавшуюся школьную жизнь разошлись его реальные интересы и быстро приевшаяся игра в школьные атрибуты. Чаще это расхождение начи­нает сказываться к концу начального обучения. Будучи азартным «иг­руном», ревностным исполнителем Школьных Правил, такой ребенок сыграл роль «настоящего школьника» на славу, но сколько можно?! И из отличника он разом превращается в троечника, прогульщика и погру­жается в тусовки, джаз, компьютерные игры, во что-то новое, свое. Так одного за другим школа теряет своих пылких неофитов, рвавшихся в 6-7 лет стать «настоящими школьниками».

Не слишком ли это дорогая цена за то, что ребенок, находясь на распутье и остро нуждаясь в какой-то жизненной определенности, создал себе такой образ будущего школьника, какой сумел? Может быть, помочь будущему первокласснику: сделать образ настоящего школьника более содержательным, приближенным к тому, что его ре­ально ожидает? (Вы хмуритесь и думаете, что его ожидает такая мрач­ная реальность, что пусть еще потешится детскими самооболь­щениями. В таком случае давайте найдем или построим для ребенка другую школу, в которую вы введете его без угрызений совести )

Наш курс «Введение в школьную жизнь» создан для того, что­бы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством, помочь ребенку построить содержательный образ «настоя­щего школьника». Это своеобразная десятидневная инициация, посвя­щение в новый возраст, в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой. «Введение...» носит принципиально про­межуточный характер, соответствующий самоощущению ребенка, кото­рый уже не дошкольник, но еще и не школьник. По форме, по манере общения «Введение...» строится как обучение навыкам учебного со­трудничества. Но материал, с которым работают дети, чисто дошколь­ный: дидактические игры на конструирование, классификацию, сериа-цию, рассуждение, запоминание, внимание и т.п. Предлагая детям эти по сути развивающие задания, мы не стремимся научить их в совер­шенстве все выполнять, мы не учим конструировать, классифицировать и т.п. Усилия детей должны быть сосредоточены на освоении отноше­ний, на выработке умений договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоя­щие школьники».

В идеале хотелось бы, чтобы наш курс проводился весной, пе­ред самым выпуском детей из детского сада, но чтобы вел его учитель, который берет этих детей в свой первый класс. Такое соединение при-вычной дошкольной среды и школы, воплощенной в самом привлека­тельном лице — первого учителя, полностью соответствует замыслу курса, облегчающего ребенку переход от дошкольной жизни к школь­ной. Но мы понимаем, что идеал — это то, что редко встречается в ре­альности. И считаем совершенно допустимым, чтобы этот курс учитель проводил в сентябре, переведя своих новичков через школьный порог. Принципиально важно не то, где, когда и кто будет проводить этот курс, а кого взрослый выводит из дошкольной жизни и куда, в какую именно школьную жизнь он их ведет. Давайте вместе поразмышляем над этими вопросами. Пожалуйста, возьмите карандаш — поработаем вместе.

Кого мы вводим в школьную жизнь

Какими качествами должен обладать ребенок, чтобы успешно учиться в первом классе? Ниже приведен список качеств «идеального ученика», составленный на основе анализа разных педагогических си­стем, характеризующихся разными целями и идеалами. Каковы ваши представления об «эталонном школьнике»? Выберите или добавьте 2-3 качества, которые для вас особенно ценны в первоклассниках:

(1) Внимание, способность к длительному (15-20 минут!) со­средоточению.

(2) Хорошая память.

(3) Сообразительность.

(4) Любознательность.

(5) Развитое воображение.

(6) Начальные навыки чтения, письма, счета.

(7) Физическая ловкость, ручная умелость.

(8) Волевые качества (способность выполнять не только при­влекательную работу),

(9) Организованность, аккуратность.

(10) Дружелюбие, умение общаться с другими детьми и со взрослыми.

Другое:...........................................................................................

Мы тоже честно проделали эту работу и отметили следующее: «Любознательность» и «Дружелюбие» (Г.Ц.). «Доверчивость» и «От­крытость» (К.П.). А потом решительно зачеркнули свои ответы, поняв, что они характеризуют лишь нашу собственную пристрастность, пока­зывают, с какими именно детьми нам лично будет проще всего сразу установить добрые отношения. Значит ли это, что именно такие дети более других соответствуют идеалу ученика? Разумеется, нет, ибо их достоинства являются продолжением их недостатков: пюбознательный ребенок легко откликается на все новое, но очень не любит «по­вторение» и неизбежные типовые упражнения; дружелюбный ребенок особенно склонен к болтовне с соседями во время урока и т.п. Просто учителю, который отметил любознательность как важнейшее качество идеального ученика, легче переносить оборотную сторону этого за-

мечательного свойства, чем полное его отсутствие. Значит ли это, что идеала, эталона школьника вообще не существует? Тоже нет. Но ом очень разный для разных образовательных систем. Учитель класси­ческой гимназии подчеркнул бы в нашем списке волевые качества и организованность.

Поэтому мы вернулись к выделенным нами качествам и сфор­мулировали нашу позицию следующим образом: «Хочу, чтобы мои уче­ники были в первую очередь любознательными. Это значит, что я хочу ввести их в такую школу, которая не будет жалеть сил и времени на культивирование этого драгоценного качества».

Итак, предъявлять свои требования мы решили не к ребенку, а к школе, зная, что почти каждый ребенок, переступающий школьный 1орог, находится на пике доверчивости и открытости любому школь­ному содержанию, лишь бы оно пахло мелом и вызывало уважение у всех знакомых. Ребенок охотно последует за вами в какую угодно (за­метьте: угодно вам!) школьную жизнь. Поэтому так важно четко решить для себя следующий вопрос: какая школьная жизнь нужна нам и нашим ученикам?

Выбор пути: в какую школьную жизнь мы хотим ввести ребенка

По счастью, у нас, сегодняшних педагогов, появилась возмож­ность выбора. Пока эта возможность очень невелика, но она и не рас­ширится, если мы сами не выучимся очень трудному и рискованному делу свободного и предельно четкого выбора своих собственных путей. Мы предлагаем читателю один из многих возможных путей развития, воспитания и обучения детей 6-7 лет и сосредоточиваемся на первом шаге этого долгого пути: моменте перехода ребенка от дошкольной жизни к школьной. Авторы сделали этот выбор сознательно, постарав­шись по возможности освободиться от навязанных извне стереотипов, боязни инспекций и личной ответственности и исходя из собственного понимания подлинных ценностей, из своих профессиональных убеж­дений. При этом мы понимали, что выбор направления развития, ко­торый мы, взрослые, делаем за ребенка, — дело в высшей степени серьезное и небезопасное, ибо, выбрав одно направление, мы тем са­мым заведомо отказываемся от других; развивая одни стороны детской души, мы не стимулируем, а порой даже блокируем возможность раз­вития других (и для кого-то очень ценных!) душевных качеств. На­пример, культивируя в ребенке послушание, воспитатель «перекрывает каналы» творческой самореализации; поощряя самобытность, рискует ограничить возможности подражания — весьма надежного канала обу­чения и т.п.

Со всей серьезностью относясь к проблеме подобного выбора, мы считаем своим долгом предоставить вам, уважаемые читатели, воз-можность самостоятельно определить для себя и своих воспитанников главные цепи и ценности школьного образования. Если окажется, что вы хотите ввести ваших питомцев в ту же самую школьную жизнь, что и мы, то нам по пути. И мы будем рады поделиться с вами нашими педа­гогическими находками и нашими представлениями о том, как сделать переход ребенка от дошкольной жизни к школьной безопасным, полез­ным и приятным и для педагога, и для ребенка, и для его семьи. Итак, опять возьмите карандаш и в приведенном ниже списке основных це­лей начального образования отметьте 2-3 наиболее важные, с вашей точки зрения, И пожалуйста, помните, что среди возможных направле­ний развития, которые шкопа неминуемо навязывает ребенку, есть и взаимодополняющие, и взаимоисключающие. Выбирать трудно, но на­до: миф о «всестороннем, гармоничном развитии» создан теми людь­ми, которые не в состоянии сделать свой собственный выбор; поэтому они безответственно предлагают заниматься сразу всем понемножку и не преуспевают ни в чем, кроме произнесения громких лозунгов. Давай­те не будем уподобляться гоголевской невесте и к внешности одного избранника приставлять капитал другого!

«Я (вы, а не лектор в институте, автор учебника, директор...) считаю, что начальная школа должна в первую очередь:

(1) Сохранить (восстановить) душевное здоровье и эмоцио­нальное благополучие каждого ребенка.

(2) Обучить каждого ученика бегло читать, грамотно писать, хо­рошо считать.

(3)Дать ребенку максимально широкое образование, помочь сориентироваться в самых разных областях культуры и найти сферы своих собственных интересов.

(4) Научить ребенка учиться, самостоятельно добывать новые знания и умения.

(5) Развить интеллектуальные способности ребенка, его речь, мышление, память, внимание, воображение.

(6) Помочь ребенку предепьно полно реализовать свой твор­ческий потенциал, раскрыть свою индивидуальность.

(7) Воспитать в ребенке те человеческие качества и умения, ко­торые необходимы в обшении и совместных делах.

(8) Снабдить ребенка навыками, необходимыми в повседнев­ной жизни; вырастить его умельцем, способным браться за пюбое но­вое дело.

Другое:..,.,,,.....,,...,,.,...,,...,,.,,..,,,..,..,..,..,.,..,,.........,...................,.,.,»

В результате размышлений мы сделали выбор: душевное здо­ровье, навыки общения и сотрудничества, умение учиться. Основания для принятия решения были следующие,

1. Душевное здоровье и эмоциональное благополучие являют­ся необходимым условием успешности любой деятельности, в том чис­ле и обучения. Ребенок с эмоциональными пробпемами не способен ни усваивать знания, умения, навыки, ни полноценно творить, ни поп-

неценно общаться. В школе он обречен попасть в разряд «трудных» учеников - неуспевающих и (или) недисциплинированных.

2. Умение учиться входит в базисную человеческую способ­ность к самоизменению, саморазвитию. Человек, умеющий учиться, будет способен самостоятельно решить по крайней мере три задачи, которые ставит перед ним школа (пп. 2, 3, 6), тогда, когда это будет нужно ему лично. В младшем школьном возрасте, когда ребенок еще не способен сам выбрать направление своего развития, мы считаем себя обязанными, делая этот выбор на свой страх и риск, снабдить его наи­более общими способностями, которые в возрасте самоопределения откроют ему максимальные возможности. Умение учиться, доступное младшим школьникам, входит в число базисных способностей само­развития.

3. Формирование умения учиться и развитие интеллекта ребен­ка являются задачами взаимодополняющими; мы просто не сможем по­строить начальное образование, формирующее умение учиться и не развивающее мышление, память, речь и прочие интеллектуальные

функции.

4. Теперь нам остался последний и самый трудный выбор, что предпочесть — развитие творческих способностей ребенка или вос­питание навыков общения, сотрудничества? Очень хочется ответить, как Винни-Пух: «И то и другое (и можно без хлеба)». И мы будем очень стараться поспеть за этими двумя зайцами. Но все же что в первую очередь, от чего отказаться нельзя ни при каких обстоятельствах? При­перев себя к стенке, сознаемся: общение и сотрудничество гораздо теснее связаны с двумя уже выбранными приоритетными целями на­чального образования, чем развитие детского творчества (как бы мы его ни любили). Сфера общения — едва ли не главный источник эмо­ционального неблагополучия детей; поэтому, берясь решать задачу психического здоровья всерьез, а не на словах, мы не сможем обойтись без изрядного вложения времени и сил в организацию сферы общения. Не обучив общению и сотрудничеству, мы не научим детей учиться, ибо первая ступень этого умения предполагает способность компенсиро­вать собственную неумелость, некомпетентность вовсе не с помощью книг (это удел подростков), а с помощью других людей: учителя, роди­телей, одноклассников. Для ребенка 6-7 лет умение учиться — это прежде всего умение включаться и инициировать специфическое учеб­ное сотрудничество. Отличие учебного сотрудничества от других видов сотрудничества будет описано ниже, а сейчас подведем итог. Эмоцио­нальное благопопучие, умение учиться, навыки сотрудничества — вот наши приоритетные ценности, и мы ищем способ так ввести детей в школьную жизнь, базирующуюся на этих ценностях, чтобы они почувст­вовали себя готовыми к такой жизни. И мы будем рады найти в вас единомышленника.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по учебному курсу «Введение в школьную жизнь» iconПрограмма курса адаптационного периода «Введение в школьную жизнь»
Программа выстроена на основе курса «Введение в школьную жизнь» (авторы Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова), реализуется в начале сентября...
Рабочая программа по учебному курсу «Введение в школьную жизнь» iconПрограмма интегрированного курса адаптационного периода «Введение в школьную жизнь»
Программа выстроена на основе курса «Введение в школьную жизнь» (авторы Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова), реализуется в начале сентября...
Рабочая программа по учебному курсу «Введение в школьную жизнь» iconРабочая программа курса адаптационного периода «введение в школьную жизнь»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Рабочая программа по учебному курсу «Введение в школьную жизнь» iconПланируемый результат
Введение в школьную жизнь. Развитие линии оценки: противопоставление правильности и оригинальности
Рабочая программа по учебному курсу «Введение в школьную жизнь» iconКомпьютерное обеспечение
Введение в школьную жизнь. Волшебные буквы. Урок-путешествие. История возникновения письма
Рабочая программа по учебному курсу «Введение в школьную жизнь» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цукерман Г. А., Поливанова Н. К введение в школьную жизнь. – Томск: «пеленг», 1996
Рабочая программа по учебному курсу «Введение в школьную жизнь» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни М.: Московский центр качества образования, 2010. 120 с
Рабочая программа по учебному курсу «Введение в школьную жизнь» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ц852 Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. — 2-е изд., испр. — М.: Генезис, 2003. — 128 с. — (Психологическая...
Рабочая программа по учебному курсу «Введение в школьную жизнь» iconРабочая программа Кащенко Натальи Сергеевны I квалификационная категория...
Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Введение в общую биологию и экологию» (Каменский А. А. Биология. Введение в общую биологию...
Рабочая программа по учебному курсу «Введение в школьную жизнь» iconПояснительная записка рабочая программа по учебному курсу «Литература»
Рабочая программа по учебному курсу «Литература» для 5 класса составлена на основе авторской программы Г. С. Меркина для 5-11 клссов...
Рабочая программа по учебному курсу «Введение в школьную жизнь» iconРабочая программа по учебному курсу «Русский язык»
Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального...
Рабочая программа по учебному курсу «Введение в школьную жизнь» iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального...
«Введение в общую биологию» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой к учебнику А. А. Каменский, Е. А. Криксунов,...
Рабочая программа по учебному курсу «Введение в школьную жизнь» iconРабочая программа по учебному курсу «История России»
Рабочая программа по учебному курсу («История России» «Всеобщая история») 9 класс
Рабочая программа по учебному курсу «Введение в школьную жизнь» iconРабочая программа По курсу «Введение в естественно- научные предметы....
Рабочая программа учебного курса, далее Программа, составлена на основе авторской программы «Введение в естественнонаучные предметы....
Рабочая программа по учебному курсу «Введение в школьную жизнь» iconРабочая программа по учебному курсу «География. Природа России» 8 класс

Рабочая программа по учебному курсу «Введение в школьную жизнь» iconРабочая программа по учебному курсу биологии для 8 класса Составитель



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск