Рабочая программа для основного общего образования Введение в естественно-научные предметы





Скачать 325.77 Kb.
НазваниеРабочая программа для основного общего образования Введение в естественно-научные предметы
Дата публикации22.11.2017
Размер325.77 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
Рабочая программа для основного общего образования

Введение в естественно-научные предметы

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению 5 класс.
Программа создана под руководством В.В. Пасечника / автор составитель Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.-92с. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведению 2 часа в неделю.
Рабочая программа ориентирована на использование  учебника  В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа неживая и живая 5 класс», М.,»Дрофа» 2007г.
Курс природоведения в 5 классе продолжает курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе.

 Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.

Курс природоведения построен в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 № 1089) и примерными программами основного общего образования

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

1.освоение  знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи   мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;

2.овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

3.развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

4.воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.
    В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6-9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях. Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов,  углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.
    Изложенный в программе материал соответствует  трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению – «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» - и распределен по соответствующим темам.
    Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов и т.д.

В рамках преподавания курса природоведения эффективно использованы и освоены современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне). В соответствии с изменением  отдельных разделов  курса природоведения  необходимо уделить особое внимание новому разделу «Здоровье человека и безопасность жизни», не отраженному, или частично отраженному, в УМК:

Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и  живая. 5 класс (учебник). М.:Дрофа, 2002;

Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и  живая. 5 класс ( рабочая тетрадь).М.:Дрофа,2002;

Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и  живая. 5 класс, М.:Дрофа, 2002 (рабочая тетрадь для учителя);

Л.Д. Парфилова. «Тематическое и поурочное планирование по природоведению». К учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой « Природа. Неживая и живая. 5 класс», М.: изд-во «Экзамен», 2005.

Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды. Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.

Инновационные технологии при изучение природоведения:

  • Технологии перспективно-опережающего обучения (предоставление каждому ученику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины или результата).

  • Технологии исследовательского обучения (обучение учащихся основам исследовательской деятельности).

  • Технологии проблемного обучения (обучение способам решения проблем, создание условий для самостоятельного выбора разрешения проблемной ситуации, создание условий для самореализации).

  • Технологии проведения коллективных творческих дел (создание условий для самореализации учащихся в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе, формирование организационных способностей у учеников).

  • Информационные технологии (обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию).

  • Мультимедийные и интерактивные технологии. Уроки, благодаря ресурсам ИНТЕРНЕТ, комплексу мультимедийных возможностей компьютера и большому разнообразию образовательных CD-дисков, стали более интересными и увлекательными

В результате изучения природоведения ученик должен:
знать/понимать:

1.многообразии тел, веществ и явлений живой природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;cтроение  живой клетки (главные части);

2.царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

3.среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

4.природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры представителей);

5.изменения в природе, вызванные деятельностью человека ( на уровне представлений);

6.важнейшие экологические проблемы (перечислить и кратко характеризовать);

7.основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

уметь:

1.узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

2.приводить примеры физических  явлений, явлений превращения веществ, приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

3.указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;

4.находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

5.описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;

6.сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

7.описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

8.использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;

9.находить значение указанных терминов в справочной литературе;

10.кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;

11.использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);

12.пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

13.следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

14.использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

15.определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;

16.измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

17.определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных;

18.следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

19.составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

20.оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

Содержание программы учебного предмета Природоведение. Природа неживая и живая. 5класс.

Всего: 68 часов

Введение (1 часа)

Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу.

1. Вселенная (5 часов)

Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвез­дия. Полярная звезда и созвездия Большая и Ма­лая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение.

Солнце — раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение сол­нечной энергии для жизни на Земле.

Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Су­точное и годовое движение Земли. Луна — спутник Земли.

Солнечная система. Планеты, метеоры и мете­ориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса.

Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца.

Лабораторная работа №1 « Работа со звездной картой. Определение сторон горизонта и звездных созвездий», Лабораторная работа №2 « Определение на глобусе, карте полушарий экватора, полюсов, полушарий».

Практическая работа № 1«Ориентирование на местности с помощью компаса, по Солнцу и часам».

2. Строение и свойства вещества ( 11 часов)

Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообраз­ных тел.

Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия.

Вещества чистые и смеси, простые и сложные.

Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование че­ловеком физических и химических явлений при­роды в повседневной жизни.

Демонстрация опытов по электризации тел путем трения.

Лабораторная работа № 3 « Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел».

3. Воздух ( 8 часов)

Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха.

Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр.

Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе.

Погода. Типичные признаки погоды. Предсказа­ние погоды. Влияние погоды на организм челове­ка.

Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

Демонстрация модели флюгера (определение на­правления ветра с помощью модели флюгера).

Наблюдения систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здо­ровья при различных погодных условиях.

Практическая работа № 2 « Описание погоды за месяц»

4. Вода (6 часов)

Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании.

Вода — растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе.

Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.

5. Горные породы (4 часа)

Горные породы. Разнообразие горных пород. Об­ломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обло­мочных пород.

Полезные ископаемые. Рудные и нерудные по­лезные ископаемые. Металлы. Использование ме­таллов человеком, их экономия. Охрана недр.

Демонстрация коллекций горных пород и мине­ралов, полезных ископаемых.

Лабораторная работа №4 « Описание горных пород, определение их свойств».

Лабораторная работа №5 « Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами».

6. Почва (5 часов)

Почва, ее образование. Разнообразие почв. Струк­тура почвы.

Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.

Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения.

Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.

Демонстрация почв своей местности, почв с раз­ной структурой; опытов по определению свойств почвы.

7. Организмы (6 часов)

Организм. Свойства живых организмов (биоло­гические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспо­собленность растений и животных к жизни в раз­ных условиях среды обитания.

Экология — наука о взаимоотношении организ­мов с условиями среды обитания.

Клеточное строение организмов. Клетка. Зна­комство с увеличительными приборами.

Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы, Царства организмов. Причины сокращения организмов.

Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного матери­ала.

Наблюдения за растениями, животными, факто­рами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану.

Экскурсия в природу « Разнообразие организмов их относительная приспособленность к условиям среды».

8. Растения (7 часов)

Характерные признаки растений. Растения цвет­ковые и нецветковые. Цветковые растения, их ор­ганы. Дикорастущие и культурные растения.

Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни челове­ка. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги.

Культурные растения, условия их жизни. Мно­гообразие культурных растений: полевые, овощ­ные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека.

Демонстрация живых растений, гербарных об­разцов, таблиц.

Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы.

Лабораторная работа № 6» Распознавание органов цветковых растений».

Лабораторная работа № 7 « Определение названий растений Красной книги».

9. Грибы (2 часа)

Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.

Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядови­тые. Правила сбора грибов.

Демонстрация свежих, консервированных шля­почных грибов и их муляжей.

Лабораторная работа № 8 « Узнавание съедобных и ядовитых грибов».

10. Животные (4 часа)

Характерные признаки животных, сходство с рас­тениями и отличия от них. Животные дикие и до­машние.

Дикие животные и условия их жизни. Приспо­собленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания.

Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми жи­вотными. Животные Красной книги. Охрана Ди­ких животных.

Домашние животные, условия их жизни. Мно­гообразие домашних животных, уход за ними, со­здание благоприятных условий жизни.

Демонстрация живых животных, коллекций, чу­чел, муляжей, влажных препаратов животных.

Наблюдения за жизнью животных в водной, поч­венной, воздушно-наземной средах обитания.

Лабораторная работа № 9 « Узнавание животных своей местности».

11. Ваши любимые растения и животные (2 часа)

Растения и животные — ваши любимцы. Созда­ние благоприятных условий для жизни, уход за ними.

Демонстрация комнатных растений, домашних животных.

Наблюдения за развитием комнатных растений и жизнью животных в домашних условиях.

Практическая работа №3 « Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными»

12. Природа едина (3 часа)

Связи неживого и живого. Цепи питания. Пи­щевые сети.

Природа — наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.

Экскурсия «Результаты работы текущих вод и ветра»

13. Человек, его здоровье и безопасность жизни (3 часа)

Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.).

Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под гра­дом и др.).

Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.

Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной физической нагрузки.

Лабораторная работа № 10 « Овладение способами оказания первой помощи при ушибах, растяжении связок, кровотечениях»

Формы и средства контроля

Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос и небольшие текущие самостоятельные и тестовые работы в рамках каждой темы в виде фрагментов урока.

Рабочей программой предусматривается проведение 11 лабораторных работ и трех практических работ.

Критерии и нормы оценки ЗУН

Составляются применительно к различным формам контроля знаний (устный опрос, решение географических задач, практическая работа, тестирование, контрольная работа, творческая работа (реферат, сообщение, доклад, иллюстративно-наглядный материал изготовленный учащимися, проект и т.д.), зачет, экзамен).
Нормы оценки знаний и умений по географии

Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, учителю географии необходимо учитывать:

- правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической терминологии;

- самостоятельность ответа;

- логичность, доказательность в изложении материала;

- степень сформированности интеллектуальных, общеучебных и географических умений.
Примерные нормы оценок

«5» ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности

«4» ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении

основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя

«3» ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности;

затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает

ошибки в использовании карт при ответе

«2» ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий, неумение работать с картой
Примерные нормы оценок за умение работать с картой и другими источниками географических знаний

«5» правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы

«4» правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов

«3» правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов

«2» неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов
Примерные нормы оценок за выполнение практических работ по географии

«5» ответы по содержанию даны правильно, нет погрешностей в оформлении

«4» имеются погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию

«3» имеются погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении

«2» присутствуют серьезные ошибки по содержанию, отсутствуют навыки оформления

Учебно-методические средства

  1. Учебник: Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.М.Пакулова, Н.В.Иванова. – М.: Дрофа, 2007. – 222с.

2. Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.М.Пакуловой, Н.В.Ивановой «Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5класс»: пособие для учителя / В.М.Пакулова, Н.В.Иванова. – М.: Дрофа, 2007. – 111с.

3.Природа. Неживая и живая. 5класс: поурочное планирование к учебнику В.М.Пакуловой, Н.В.Ивановой / авт.-сост.Г.В.Чередникова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 123с.

Тематическое планирование по природоведению.

5 класс

68 часов.

Учебник Пакулова В. М., Иванова Н. В. «Природа. Неживая и живая. М., Дрофа



п/п



урока

Тема урока

Практика

Домашнее

задание

ИКТ

Контроль







Введение (1 часа)













1

1

Введение



















1. Вселенная (5 часов)













2

1

Звёзды на небе

Лабораторная работа « Работа со звездной картой. Определение сторон горизонта и звездных созвездий»,

§1







3

2

Земля – наш дом

Практическая работа «Ориентирование на местности с помощью компаса, по Солнцу и часам».

§2







4

3

Оболочки Земли




§3







5

4

Луна – естественный спутник Земли




§4







6

5

Солнце. Солнечная система




§5




Самостоятельная работа







2. Строение и свойство вещества (11 часов)













7

1

Тела и вещества




§6







8

2

Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов




§7

презентация




9

3

Вещества и смеси




§8







10

4

Молекулы. Атомы. Элементы




§9

презентация




11

5

Движение частиц вещества




§10







12

6

Взаимодействие частиц




§11




Самостоятельная работа

13

7

Разнообразие веществ




§12







14

8

Физические и химические явления




§13

презентация




15

9

Горение




§14







16

10

Окисление




§15







17

11

Строение и свойства вещества (обобщающий)










Контрольная работа







3. Воздух (8 часов)













18

1

Воздух – смесь различных газов




§16







19

2

Свойства воздуха




§17




Устный опрос

20

3

Вес воздуха и атмосферное явление




§18

презентация




21

4

Изменение давления воздуха с высотой




§19







22

5

Осадки и их виды.




Записи в тетради




Самостоятельная работа

23

6

Ветер. Работа ветра в природе.




Записи в тетради







24

7

Погода




§20

презентация




25

8

Значение воздуха в природе. Охрана воздуха




Записи в тетради




Контрольная работа







4. Вода (6 часа)













26

1

Три состояния воды




§21

презентация




27

2

Твёрдое и газообразное состояние воды




§21







28

3

Тепловое расширение воды




§22







29

4

Вода – растворитель. Работа воды в природе




§22







30

5

Значение воды в природе




§23







31

6

Использование воды человеком. Охрана воды.




§23




Самостоятельная работа







5. Горные породы (3 часа)













32

1

Внутреннее строение Земли. Горные породы




§24







33

2

Разрушение горных пород




§25







34

3

Полезные ископаемые. Металлы




§26




Самостоятельная работа







6. Почва (5часа)













35

1

Образование почвы и их разнообразие.




§27







36

2

Состав и свойства почвы. Почва – кладовая Земли




§28-§29

презентация




37

3

Влияние растений на почву




§30







38

4

Разрушение почв




§31







39

5

Обобщение




повторение




Самостоятельная работа







7. Организмы (6 часов)













40

1

Организм и его свойства




§32







41

2

Где живут организмы




§33-§34







42

3

Разнообразие организмов, их приспособленность к условиям среды




§35







43

4

Увеличительные приборы




Записи в тетради

презентация




44

5

Строение организмов




Записи в тетради

презентация




45

6

Организмы (обобщающий)










Проверочная работа







8. Растения (7 часов)













46

1

Признаки растения




§36







47

2

Разнообразие растительного мира




§37







48

3

Строение цветковых растений




§38







49

4

Места обитания дикорастущих растений. «Зелёная аптека»




§39







50

5

Красная книга растений




§40

презентация




51

6

Многообразие культурных растений




§41







52

7

Растения (обобщающий)










Проверочная работа







9. Грибы (3 часа)













53

1

Разнообразие грибов




§42







54

2

Шляпочные грибы




§43







55

3

Обобщение




повторение




Проверочная работа







10. Животные (4 часов)













56

1

Признаки животных




§44







57

2

Условия жизни и многообразие диких животных Значение диких животных и их охрана




§45







58

3

Домашние животные




§46

презентация




59

4

Животные (обобщающий)




§47




Проверочная работа







11. Ваши любимые растения и животные

(3 часа)













60

1

Растения в вашем доме




Записи в тетради







61

2

Животные в вашем доме




Записи в тетради

презентация




62

3

Ваш аквариум

Практическая работа «Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными»
















12. Природа едина (3 часа)













63

1

Связи живого и неживого




§48







64

2

Мы в ответе за природу




Записи с тетради







65

3

Повторение



















13. Человек, его здоровье и безопасность жизни

(3 часа)













66

1

Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье




Записи в тетради







67

2

Правила поведения человека в опасных природных ситуациях Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах

Лабораторная работа « Овладение способами оказания первой помощи при ушибах, растяжении связок, кровотечениях»










68

3

Заключительный урок













Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа для основного общего образования Введение в естественно-научные предметы iconРабочая программа По курсу «Введение в естественно- научные предметы....
Рабочая программа учебного курса, далее Программа, составлена на основе авторской программы «Введение в естественнонаучные предметы....
Рабочая программа для основного общего образования Введение в естественно-научные предметы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике «Введение в естественно научные предметы. Естествознание. 5—6 классы», авторы...
Рабочая программа для основного общего образования Введение в естественно-научные предметы iconМетодические рекомендации по дисциплине «Естественно-научные основы сервиса»
Дисциплина «Естественно-научные основы сервиса» включается в Б3 Гуманитарный, социальный и естественно-научный цикл
Рабочая программа для основного общего образования Введение в естественно-научные предметы iconРеферат по психолого-педагогической антрапологии тема: «Естественно-научные...
Программа вступительных испытаний для абитуриента Академии вэгу по предмету «Биология» составлена на основе федерального компонента...
Рабочая программа для основного общего образования Введение в естественно-научные предметы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Номинация: Урок (внеурочное учебное занятие) по предметной области «Естественно-научные предметы»
Рабочая программа для основного общего образования Введение в естественно-научные предметы iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального...
«Введение в общую биологию» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой к учебнику А. А. Каменский, Е. А. Криксунов,...
Рабочая программа для основного общего образования Введение в естественно-научные предметы iconРабочая программа по биологии для 9 класса составлена в полном соответствии...
Программы основного общего образования по биологии для 9-го класса «Введение в общую биологию» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина,...
Рабочая программа для основного общего образования Введение в естественно-научные предметы iconРабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе Федерального...
Умк по программе для основной общеобразовательной школы Т. С. Суховой, В. И. Строганова, рекомендованной мо РФ. Курс: Природа. Введение...
Рабочая программа для основного общего образования Введение в естественно-научные предметы iconРабочая программа по технологии 10 класс
Рабочая программа предназначена для 10 класса и составлена на основе примерной программы основного общего образования по направлению...
Рабочая программа для основного общего образования Введение в естественно-научные предметы iconРабочая программа по биологии для 8 класса основного общего образования
Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального...
Рабочая программа для основного общего образования Введение в естественно-научные предметы iconУчебно-методическое пособие Глазов 2010 ббк63. 3(2)я73 о-82 Утверждено...
Утверждено на заседании кафедры «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» гиэи (филиала) гоу впо ижгту, протокол №1 от 19....
Рабочая программа для основного общего образования Введение в естественно-научные предметы iconРабочая программа по геометрии составлена на основе федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего...
Рабочая программа для основного общего образования Введение в естественно-научные предметы iconРабочая программа составлена на основе Федерального Государственного...
В. В. Пасечника, В. В. Латющина, В. М пакуловой//Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э. Д. Днеnров, А. Г, Аркадьев. М::...
Рабочая программа для основного общего образования Введение в естественно-научные предметы iconРабочая программа составлена на основе примерной программы основного...
Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего...
Рабочая программа для основного общего образования Введение в естественно-научные предметы iconРабочая программа составлена на основе примерной программы основного...
Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего...
Рабочая программа для основного общего образования Введение в естественно-научные предметы iconРабочая программа составлена на основе примерной программы основного...
Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск