Скачать 325.77 Kb.
|
Рабочая программа для основного общего образования Введение в естественно-научные предметы Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению 5 класс. Программа создана под руководством В.В. Пасечника / автор составитель Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.-92с. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведению 2 часа в неделю. Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа неживая и живая 5 класс», М.,»Дрофа» 2007г. Курс природоведения в 5 классе продолжает курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю. Курс природоведения построен в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 № 1089) и примерными программами основного общего образования Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих целей: 1.освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека; 2.овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы; 3.развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач; 4.воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни; Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи. В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6-9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях. Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Изложенный в программе материал соответствует трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению – «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» - и распределен по соответствующим темам. Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов и т.д. В рамках преподавания курса природоведения эффективно использованы и освоены современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне). В соответствии с изменением отдельных разделов курса природоведения необходимо уделить особое внимание новому разделу «Здоровье человека и безопасность жизни», не отраженному, или частично отраженному, в УМК: Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс (учебник). М.:Дрофа, 2002; Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс ( рабочая тетрадь).М.:Дрофа,2002; Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс, М.:Дрофа, 2002 (рабочая тетрадь для учителя); Л.Д. Парфилова. «Тематическое и поурочное планирование по природоведению». К учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой « Природа. Неживая и живая. 5 класс», М.: изд-во «Экзамен», 2005. Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды. Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др. Инновационные технологии при изучение природоведения:
В результате изучения природоведения ученик должен: знать/понимать: 1.многообразии тел, веществ и явлений живой природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;cтроение живой клетки (главные части); 2.царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей); 3.среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать); 4.природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры представителей); 5.изменения в природе, вызванные деятельностью человека ( на уровне представлений); 6.важнейшие экологические проблемы (перечислить и кратко характеризовать); 7.основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения. уметь: 1.узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя; 2.приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека; 3.указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе; 4.находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты; 5.описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты; 6.сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам; 7.описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ; 8.использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи; 9.находить значение указанных терминов в справочной литературе; 10.кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль; 11.использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты); 12.пользоваться приборами для измерения изученных физических величин; 13.следовать правилам безопасности при проведении практических работ. 14.использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 15.определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков; 16.измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами; 17.определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; 18.следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде; 19.составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными; 20.оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах. Содержание программы учебного предмета Природоведение. Природа неживая и живая. 5класс. Всего: 68 часов Введение (1 часа) Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу. 1. Вселенная (5 часов) Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение. Солнце — раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле. Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна — спутник Земли. Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса. Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца. Лабораторная работа №1 « Работа со звездной картой. Определение сторон горизонта и звездных созвездий», Лабораторная работа №2 « Определение на глобусе, карте полушарий экватора, полюсов, полушарий». Практическая работа № 1«Ориентирование на местности с помощью компаса, по Солнцу и часам». 2. Строение и свойства вещества ( 11 часов) Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел. Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия. Вещества чистые и смеси, простые и сложные. Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни. Демонстрация опытов по электризации тел путем трения. Лабораторная работа № 3 « Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел». 3. Воздух ( 8 часов) Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр. Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе. Погода. Типичные признаки погоды. Предсказание погоды. Влияние погоды на организм человека. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха. Демонстрация модели флюгера (определение направления ветра с помощью модели флюгера). Наблюдения систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здоровья при различных погодных условиях. Практическая работа № 2 « Описание погоды за месяц» 4. Вода (6 часов) Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании. Вода — растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды. 5. Горные породы (4 часа) Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород. Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр. Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых. Лабораторная работа №4 « Описание горных пород, определение их свойств». Лабораторная работа №5 « Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами». 6. Почва (5 часов) Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы. Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость. Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения. Эрозия почв, ее виды. Охрана почв. Демонстрация почв своей местности, почв с разной структурой; опытов по определению свойств почвы. 7. Организмы (6 часов) Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Экология — наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания. Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами. Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы, Царства организмов. Причины сокращения организмов. Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала. Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану. Экскурсия в природу « Разнообразие организмов их относительная приспособленность к условиям среды». 8. Растения (7 часов) Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения. Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги. Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека. Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц. Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы. Лабораторная работа № 6» Распознавание органов цветковых растений». Лабораторная работа № 7 « Определение названий растений Красной книги». 9. Грибы (2 часа) Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе. Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей. Лабораторная работа № 8 « Узнавание съедобных и ядовитых грибов». 10. Животные (4 часа) Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние. Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания. Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана Диких животных. Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни. Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных. Наблюдения за жизнью животных в водной, почвенной, воздушно-наземной средах обитания. Лабораторная работа № 9 « Узнавание животных своей местности». 11. Ваши любимые растения и животные (2 часа) Растения и животные — ваши любимцы. Создание благоприятных условий для жизни, уход за ними. Демонстрация комнатных растений, домашних животных. Наблюдения за развитием комнатных растений и жизнью животных в домашних условиях. Практическая работа №3 « Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными» 12. Природа едина (3 часа) Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети. Природа — наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе. Экскурсия «Результаты работы текущих вод и ветра» 13. Человек, его здоровье и безопасность жизни (3 часа) Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.). Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и др.). Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной физической нагрузки. Лабораторная работа № 10 « Овладение способами оказания первой помощи при ушибах, растяжении связок, кровотечениях» Формы и средства контроля Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос и небольшие текущие самостоятельные и тестовые работы в рамках каждой темы в виде фрагментов урока. Рабочей программой предусматривается проведение 11 лабораторных работ и трех практических работ. Критерии и нормы оценки ЗУН Составляются применительно к различным формам контроля знаний (устный опрос, решение географических задач, практическая работа, тестирование, контрольная работа, творческая работа (реферат, сообщение, доклад, иллюстративно-наглядный материал изготовленный учащимися, проект и т.д.), зачет, экзамен). Нормы оценки знаний и умений по географии Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, учителю географии необходимо учитывать: - правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической терминологии; - самостоятельность ответа; - логичность, доказательность в изложении материала; - степень сформированности интеллектуальных, общеучебных и географических умений. Примерные нормы оценок «5» ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности «4» ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя «3» ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности; затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе «2» ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий, неумение работать с картой Примерные нормы оценок за умение работать с картой и другими источниками географических знаний «5» правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы «4» правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов «3» правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов «2» неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов Примерные нормы оценок за выполнение практических работ по географии «5» ответы по содержанию даны правильно, нет погрешностей в оформлении «4» имеются погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию «3» имеются погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении «2» присутствуют серьезные ошибки по содержанию, отсутствуют навыки оформления Учебно-методические средства
2. Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.М.Пакуловой, Н.В.Ивановой «Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5класс»: пособие для учителя / В.М.Пакулова, Н.В.Иванова. – М.: Дрофа, 2007. – 111с. 3.Природа. Неживая и живая. 5класс: поурочное планирование к учебнику В.М.Пакуловой, Н.В.Ивановой / авт.-сост.Г.В.Чередникова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 123с. Тематическое планирование по природоведению. 5 класс 68 часов. Учебник Пакулова В. М., Иванова Н. В. «Природа. Неживая и живая. М., Дрофа
|
Рабочая программа По курсу «Введение в естественно- научные предметы.... Рабочая программа учебного курса, далее Программа, составлена на основе авторской программы «Введение в естественнонаучные предметы.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике «Введение в естественно научные предметы. Естествознание. 5—6 классы», авторы... | ||
Методические рекомендации по дисциплине «Естественно-научные основы сервиса» Дисциплина «Естественно-научные основы сервиса» включается в Б3 Гуманитарный, социальный и естественно-научный цикл | Реферат по психолого-педагогической антрапологии тема: «Естественно-научные... Программа вступительных испытаний для абитуриента Академии вэгу по предмету «Биология» составлена на основе федерального компонента... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Номинация: Урок (внеурочное учебное занятие) по предметной области «Естественно-научные предметы» | Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального... «Введение в общую биологию» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой к учебнику А. А. Каменский, Е. А. Криксунов,... | ||
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена в полном соответствии... Программы основного общего образования по биологии для 9-го класса «Введение в общую биологию» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина,... | Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе Федерального... Умк по программе для основной общеобразовательной школы Т. С. Суховой, В. И. Строганова, рекомендованной мо РФ. Курс: Природа. Введение... | ||
Рабочая программа по технологии 10 класс Рабочая программа предназначена для 10 класса и составлена на основе примерной программы основного общего образования по направлению... | Рабочая программа по биологии для 8 класса основного общего образования Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального... | ||
Учебно-методическое пособие Глазов 2010 ббк63. 3(2)я73 о-82 Утверждено... Утверждено на заседании кафедры «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» гиэи (филиала) гоу впо ижгту, протокол №1 от 19.... | Рабочая программа по геометрии составлена на основе федерального... Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего... | ||
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного... В. В. Пасечника, В. В. Латющина, В. М пакуловой//Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э. Д. Днеnров, А. Г, Аркадьев. М::... | Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного... Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего... | ||
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного... Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего... | Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного... Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего... |