Реферат по психолого-педагогической антрапологии тема: «Естественно-научные взгляды на человека и его природу» Студент 4 курса, 42 группы специальность «Педагогика и психология»





Скачать 167.72 Kb.
НазваниеРеферат по психолого-педагогической антрапологии тема: «Естественно-научные взгляды на человека и его природу» Студент 4 курса, 42 группы специальность «Педагогика и психология»
Дата публикации25.06.2013
Размер167.72 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > История > Реферат


ПРИДНЕСТРОВСУКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ

ИМ. Т.Г.ШЕВЧЕНКО

ФАКУЛЬТЕТ «ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ»

Реферат

по психолого-педагогической антрапологии

тема: «Естественно-научные взгляды на человека и его природу»

Выполнил:

Студент 4 курса, 42 группы

специальность «Педагогика и психология»

Якубовский Руслан Григорьевич


Проверил:

Преподаватель кафедры

психологии

Ильевич Татьяна Петровна

Г. Тирасполь 2012г.

Человек как предмет естествознания

Концепции происхождения человека

Вопрос о собственном происхождении постоянно привлекал к себе внимание людей, поскольку для человека познание самого себя не менее важно, чем познание окружающего мира. Попытки понять и объяснить свое происхождение предпринимались философами, теологами, учеными — представителями естественных (антропология, биология, физиология), гуманитарных (история, психология, социология) и технических (кибернетика, бионика, генная инженерия) наук. В связи с этим существует довольно большое количество концепций, объясняющих природу и сущность человека. Большинство из них рассматривает человека как сложную целостную систему, объединяющую в себе биологические и социальные компоненты.

Центральное место в комплексе естественно-научных дисциплин, изучающих человека, занимает антропология — общее учение о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и вариациях физического' строения человека. Современная антропология рассматривает антропогенез — процесс происхождения человека — как продолжение биогенеза. Основными вопросами антропологии являются вопросы о месте и времени появления человека, основных этапах его эволюции, движущих силах и детерминирующих факторах развития, соотношении антропогенеза и социогенеза. По мере становления и развития антропологической науки на все эти вопросы пытались дать ответы пять основных концепций антропогенеза:

  1. Креационистская концепция — человек сотворен Богом или мировым разумом;

  2. Биологическая концепция — человек произошел от общих с обезьянами предков путем накопления биологических изменений;

  3. Трудовая концепция — в появлении человека решающую роль сыграл труд, превративший обезьяноподобных предков в людей;

  4. Мутационная концепция — приматы превратились в человека вследствие мутаций и иных аномалий в природе;

  5. Космическая концепция — человек как потомок или творение инопланетян, в силу каких-то причин попавших на Землю.


Креационистская концепция
Первоначальные представления о происхождении человека в результате сотворения Богом или Мировым Разумом нашли свое отражение в древних мифах. Позже появились различные версии религиозного характера. В зависимости от уровня развития религии можно выделить несколько вариантов ответов на этот вопрос.

Так, у бесписьменных народов, обычно обладающих развитыми тотемистическими мифами, рассказывается о том, как тотемный предок (им обычно является какое-то животное или реже — растение либо неодушевленный предмет) превратился в первого человека и дал начало их роду. Например, у австралийцев, считающих себя потомками ящерицы, говорится, как их тотемный предок пришел с севера и нашел там самозародившиеся беспомощные человеческие зародыши со склеенными пальцами и зубами, закрытыми ушами и глазами. Он каменным ножом отделил эти зародыши друг от друга, открыл им глаза и уши, научил добывать огонь, готовить пищу, дал им оружие, обряды и обычаи.

В языческих религиях, которые основаны на вере во множество богов, олицетворяющих силы природы, человек считается творением этих богов. Так, древние шумеры считали, что первые люди были созданы богами из глины, чтобы те служили им. Иногда люди могли быть прямыми потомками богов. Так, древние греки возводили родословную многих своих героев к олимпийским богам, чаще всего к Зевсу и низшим женским богосуществам (наядам, дриадам и т.д.).

В монотеистических религиях, таких, как христианство или ислам, существует лишь единый Бог, который считается творцом мира и человека.

Так, в Библии, священной книге христиан, рассказывается, что на шестой день творения Бог сотворил человека по своему образу и подобию, чтобы тот владел всей Землей. Он сделал Адама из праха земного и вдохнул в него дыхание жизни. Затем из ребра Адама он создал Еву.

Коран повествует о том, как Аллах создал человека из эссенции глины, превратил ее в каплю, создал из нее сгусток крови, затем кусок мяса и кости, после этого он облек кости мясом и вырастил человека в другом творении. Независимо от конкретной версии (христианство, иудаизм, ислам и др.) сущность религиозного ответа на вопрос о происхождении человека остается единой: человек есть творение Бога, а конкретные процессы, сопровождавшие и составляющие божественный акт творения, — тайна. Подобные утверждения могут являться лишь предметом веры, но не научного доказательства.

Аристотель говорил о целевых причинах, заложенных во все предметы и явления мира, в том числе и в живые организмы. Наличие таких изначально заложенных целей заставляет их развиваться и усложняться. В ходе этого процесса и появился человек.

Космическая концепция
На основе анализа исторических документов и изучения необычных природных объектов выдвигается тезис о возможном посещении Земли представителями внеземных цивилизаций (палеови-ит). Сторонники космической концепции исходят из того, что появление человека на Земле — результат вмешательства инопланетян. Это могло быть или осуществлением заранее намеченной цели — распространение разума на подходящих планетах, или результатом несчастного случая — аварии космического корабля инопланетян, заставившей их остаться на Земле, и их последующего одичания. Предполагается, что «космические пришельцы» способствовали созданию как мужской, так и женской особей и тем самым дали толчок становлению и развитию человечества.
Биологическая концепция
Предпосылки к формированию биологической концепции появились в эпоху Великих географических открытий, сделавших доступными для наблюдений и исследований практически весь мир. Начиная с XV в., европейцы узнали о существовании множества разных стран и народов, совсем не похожих на них, имевших совершенно другие традиции и обычаи. Многие из этих народов находились на уровне каменного века. Вначале господствовало убеждение, что народы отличаются по уровню своего развития, потому что такими их создал Бог.

Но с начала XIX в. в естествознание начинает проникать идея всеобщей связи и развития, которая в антропологии трансформировалась в представление о том, что народы могут находиться на разных ступенях общественного прогресса. Основная заслуга в этом принадлежит Э. Тайлору, который в середине XIX в. разработал основные положения классического эволюционизма — теории, утверждающей единство человеческого рода, развивающегося по единым законам.

Параллельно с этими исследованиями появились и первые научные представления о происхождении человека как закономерном результате эволюции животного мира Земли. Подтверждениями длительного эволюционного развития человека, свидетельством того, что он далеко не всегда был цивилизованным, стали находки каменных орудий труда, созданных первобытными людьми. Впервые эти идеи были высказаны К. Линнеем, который в своей «Системе природы» отнес человека к животному миру и отвел ему место рядом с человекообразными обезьянами. Во второй половине XVIII в. естествоиспытатели Ж. Бюффон и П. Кампер показали глубокое сходство в строении основных органов человека и животных, прежде всего высших обезьян, заложив таким образом основы научной приматологии.

В первой половине XIX в. ученые накопили материал, достаточный для разработки научной теории антропосоциогенеза. Среди сделанных открытий особое место занимают исследования французского археолога Буше де Перта, который собрал множество каменных орудий труда, принадлежавших первобытному человеку. Его открытия отодвинули время появления человека с библейских шести тысяч лет далеко в прошлое. Несмотря на развернутую консервативными кругами обструкцию этих открытий, в середине XIX в. они были признаны, а археологи стали использовать термины «палеолит» и «неолит».
Семиальная концепция антропогенеза.
Решающий, подлинно революционный шаг был сделан Ч. Дарвином, который в 1871 г. опубликовал свою книгу «Происхождение человека и половой отбор». В ней на громадном фактическом материале Дарвин обосновал два очень важных положения:

  • человек произошел от животных предков;

  • человек состоит в родстве с современными человекообразными обезьянами, которые вместе с человеком произошли от более древней исходной формы.

Так возникла симиальная (обезьянья) концепция антропогенеза, согласно которой человек и современные антропоиды произошли от общего предка, жившего в отдаленную геологическую эпоху и представлявшего собой ископаемое африканское обезьяноподобное существо. С этого момента место божественного творения в науке заняла эволюция живой природы, протекающая на основе наследственной изменчивости, естественного отбора и борьбы за существование.

Во второй половине XX в. с помощью биохимии, физиологии, иммунологии и генетики удалось получить и другие доказательства, подтверждающие родство человека с животным миром нашей планеты. Прямым доказательством родства человека и обезьян стали останки ископаемых существ — как общих предков человека и человекообразных обезьян, так и промежуточных форм между обезьяньим предком и современным человеком. Первые открытия такого рода произошли в 1924 г. в Южной Африке, а затем в 1959 г. — в Восточной Африке. Современные антропоиды, к которым относятся ныне существующие человекообразные обезьяны: шимпанзе, горилла, орангутанг и гиббон — представляют собой боковые ветви «родственников» человека, они тоже произошли от вымерших обезьян.

Согласно последним палеонтологическим данным процесс формирования современного человека начался, когда от примитивной группы древних насекомоядных млекопитающих около 35 млн. лет назад обособилась группа животных, давшая впоследствии начало приматам. От предков современных тупай отделилась ветвь, давшая предков современных человекообразных обезьян — парапитеков (небольших животных, ведших древесный образ жизни и питавшихся растениями и насекомыми). Их челюсти и зубы были подобны челюстям и зубам человекообразных обезьян.

В результате того, что 7—8 млн. лет назад климат в Южной Африке стал суше и холоднее, дриопитеки вынуждены были перейти к наземному образу жизни. В отличие от узконосых обезьян, передвигавшихся по земле на четырех конечностях, дриопитеки освоили прямохождение и дали начало австралопитекам (буквально «южным обезьянам», поскольку их останки найдены в Южной Африке).

Около 2 млн. лет назад среди австралопитеков появился зинджантроп — человек умелый, который обладал такими признаками, как прямохождение, заметная развитость кистей рук, а также умением применять и изготавливать каменные орудия труда. У людей этого вида объем мозга достигал 650 см3. Они применяли при добывании пищи грубо обработанные камни, сооружали простейшие жилища, но еще не умели пользоваться огнем.

Примерно 1,5 млн. лет назад на смену человеку умелому пришел человек прямоходящий (Homo erectus), который расселился довольно широко на планете. Местами его обитания стали Африка, Средиземноморье, Южная, Центральная и Юго-Восточная Азия. Масса мозга человека прямоходящего составляла примерно 750 г, что, по современным данным, является критерием отделения человекообразных обезьян от людей и появления зачатков речи.
Стадиальная концепция антропогенеза.
Дальнейшее развитие человека являло собой ряд последовательно сменявших друг друга типов, отличавшихся специфичными морфологическими чертами, уровнем материальной культуры, особенностями поведения, сознания, речи и т.д. Оно описывается стадиальной концепцией.

В разработку стадиальной концепции большой вклад внесли российские антропологи, выделившие четыре стадии антропогенеза:

1) австралопитеки — предшественники человека;

2)прогрессивные австралопитеки, архантропы, среди которых
были питекантропы, синантропы и т.д. — древнейшие люди;

  1. палеоантропы (неандертальцы) — древние люди;

  2. неоантропы (кроманьонцы) — ископаемые люди современного анатомического типа.

Считается, что древнейшие люди появились около 1 млн. лет назад. Их было несколько типов — питекантропы, синантропы, гей-дельбергский человек (названия даны по месту находок их останков). Они занимались охотой, использовали каменные ножи и жили в пещерах. Масса мозга древнейших людей составляла 800—1000 г, а рост — 170 см. Люди этого типа ходили прямо, не опираясь руками о землю. Вероятно, они умели искусственно получать огонь для приготовления пищи и обогрева.

В 1856 г. в долине реки Неандерталь (около современного Дюссельдорфа) были найдены останки людей, названных неандертальцами. Они обладали зачатками членораздельной речи, имели рост от 155 до 165 см и массу мозга до 1500 г. Неандертальцы изготовляли одежду из шкур животных, жили в пещерах или строили жилища. Около 40—50 тыс. лет назад от более развитых неандертальцев появился человек разумный, длительное время сосуществовавший с ними.
Трудовая концепция
Если симиальная концепция отвечает на вопрос о том, кто был предшественником человека, от кого он произошел, то на вопрос о причинах превращения обезьяноподобных предков в человека пытается дать трудовая концепция, суть которой изложена в работе Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». По словам Энгельса, труд создал человека.

Переломный момент в процессе перехода от обезьяны к человеку был связан с формированием условий, при которых человек мог начать трудиться, развивая при этом свои руки и мозг. Важнейшими шагами в ходе эволюции человека стали прямохождение, а также развитие руки и мозга.

Переход к прямохождению был обусловлен сменой древесного образа жизни на наземный в связи с наступлением ледникового периода.

Поскольку перемещение на двух конечностях сложнее, чем на четырех, и требует быстрого ориентирования, координации тела и работы конечностей, это, в свою очередь, повлекло изменение анатомического строения мозга. Средний объем мозга австралопитека составлял 552 см3, т.е. был таким же, как у современных человекообразных обезьян.

Прямохождение высвобождало передние конечности и создавало предпосылки для превращения их в руку — орган трудовой деятельности.
Мутационная концепция
Человек выделился из окружающего мира благодаря появлению способности к труду, к сознательной деятельности. Как считает современная наука, возникновение таких необычных способностей у предчеловека должно было опираться на какие-то биологические предпосылки, создавшие возможность качественного скачка. На этой основе возникли предположения о роли полезных мутаций в наследственном аппарате предчеловека, впоследствии закрепленных биологической и социальной эволюцией. Причины появления мутаций такого рода могли быть самыми разными. Рассмотрим наиболее вероятные из них.

Одной из возможных причин могло быть влияние ближнего космоса и солнечной активности. Воздействие ближнего космоса шло по двум направлениям: через изменение среды обитания древних обезьян, прежде всего, ландшафта и климата, и через трансформацию самой жизни, проявлявшуюся через мутации, естественный отбор и борьбу за существование. Влияние солнечной активности на земные процессы и явления было доказано российским ученым А.Л. Чижевским в 30-е гг. XX в. Современная наука согласна с ним в том, что периодические колебания магнитного поля Солнца влияют на нервную систему и сердечную деятельность и в прошлом могли привести к мутациям у древних обезьян. В качестве еще одной причины мутаций ученые называют периодическую смену магнитных полюсов Земли.
Сходство человека с животными
Подтверждением родства человека и животных являются следующие факты.

  1. Для человека и животных характерны одинаковые вещественный состав, строение и поведение. Человек состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и животные, многие структуры и функции нашего организма аналогичны структуре и функциям животных. Чем выше на эволюционной шкале стоит животное, тем больше его сходство с человеком. В последнее время наукой разработан метод определения эволюционного родства организмов путем сравнения их хромосом и белков. Белки синтезируются на основе наследственной информации, заключенной в генах. Родство между видами тем больше, чем больше сходство между белками. Сравнительный анализ показал, что белки человека и шимпанзе сходны на 99%.

  2. Человеческий зародыш проходит в своем развитии те же стадии, которые прошла эволюция живого, поэтому на разных стадиях эмбриогенеза у него появляются жабры, хвост и т.д. Это так называемый биогенетический закон.

  3. О родстве человека с животными свидетельствует также наличие у человека атавизмов и рудиментарных органов. Атавизмы появление у отдельных организмов данного вида признаков, которые существовали у отдаленных предков, но были утрачены в процессе эволюции. Атавистические признаки, встречающиеся иногда у человека (наружный хвост, обильный волосяной покров на лице, сильно развитые клыки и др.), свидетельствуют о том, что гены, ответственные за данный признак, в процессе эволюции сохраняются в генофонде.

4. Данные генетики также подтверждают преемственность между низкоорганизованными и высокоорганизованными формами жизни. Так, установлено, что в генотипе человека примерно 95% генов унаследовано от наших обезьяноподобных предков, 60—70% генов принадлежат примитивным насекомоядным млекопитающим, послужившим исходной группой для эволюции всех приматов. В генотипе человека также есть гены, унаследованные через длинный ряд промежуточных форм от рыбообразных предков, и т.п.

Таким образом, основные черты строения и эмбрионального развития человека четко определяют его как вид «человек разумный» в типе хордовых, подтипе позвоночных, классе млекопитающих, отряде приматов, подотряде человекообразных обезьян.
Фундаментальные отличия человека от животных
Отличия человека от животных также носят фундаментальный характер.

Способность к понятийному мышлению. В отличие от человека, даже высшие животные не обладают способностью к понятийному мышлению, т.е. к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей. Мышление животных, если о таковом вообще можно говорить, всегда конкретно, а мышление человека может быть абстрактным, отвлеченным, обобщающим, понятийным, логическим. Поэтому, хотя многие животные могут совершать очень сложные действия (например, пчелы строят соты, бобры — плотины и т.д.), в их основе лежат генетически заложенные программы поведения — инстинкты. И только человек вначале составляет план действий, а потом претворяет его в жизнь, так как никаких наследственных программ поведения он не имеет. Человек сознает, что он делает, и понимает мир.

Речь. Второе фундаментальное отличие человека от животных — речь. У животных может быть очень развитой система общения с помощью сигналов (например, дельфины общаются с помощью звуков и ультразвуков, муравьи — с помощью запахов). Тем не менее общение между ними идет на основе первой сигнальной системы — через запахи, касания, видимые позы, мимику, жесты, слышимые звуковые сигналы. Но только у человека есть то, что И.П. Павлов назвал второй сигнальной системой, — общение с помощью слов. Этим человеческое общество отличается от других общественных животных. Таким образом, слово становится видовым признаком человека.
Специфические особенности человека
Вместе с тем, человек имеет специфические, присущие только ему особенности строения организма. Часть из них связана с происхождением человека от приматов, но большинство специфических признаков появилось в связи с его трудовой деятельностью. Это прямохождение, мощно развитая мускулатура нижних конечностей, сводчатая стопа с сильно развитым первым пальцем, подвижная кисть руки, позвоночник с четырьмя изгибами, расположение таза под углом 60° к горизонтали, очень большой по массе и объему мозг, крупные размеры мозгового и малые размеры лицевого черепа, бинокулярное зрение, ограниченная плодовитость и др.
Сущность человека. Биологическое и социальное в человеке
Современное естествознание стремится обойти крайности «био-логизации» и «социологизации» в понимании природы человека. Тем не менее, в истории науки существуют крайние точки зрения по вопросу соотношения биологического и социального в человеке. Панбиологизм выводит все особенности человека из его биологической природы и настаивает на полной зависимости индивидуального развития человека от генетических факторов. Пансоциологизм, напротив, утверждает, что генетические задатки у всех людей одинаковы, а личность и характер человека формируются только под влиянием общества и являются результатом воспитания и образования.

В современной науке наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой генетически наследуются не способности человека, а только их задатки, развитие же способностей во многом зависит от условий жизни и общения. Понятно, что в этом случае особую роль приобретают первые годы жизни индивида, первоначальный этап социализации, который активизирует или, напротив, тормозит генетические механизмы. Данной точки зрения придерживается социобиология — научная дисциплина, изучающая генетические основы социального поведения животных и человека, их эволюцию под действием естественного отбора. Иными словами, социобиология представляет собой синтез популяционной генетики, этологии и экологии.
Этология о поведении человека
Интересные данные о поведении человека и естественных корнях его морали приводят этологи — ученые, изучающие поведение животных в природе. Основоположники этологии К. Лоренц, Н. Тинберген и К. фон Фриш задумались о том, рождается ли человек безморальным и усваивает нормы, необходимые для выживания в обществе, только в процессе воспитания, или же есть какие-то врожденные чувства и представления о хорошем и плохом поведении, лишь развиваемые в процессе воспитания. Для этого они попытались доказать, что зачатки морали и культуры присутствуют уже у животных.

Но проявление агрессии, как и других инстинктов, не всегда бывает полезным. Поэтому природа вводит большой набор специально созданных механизмов торможения, действующих в общении животных со своими сородичами. Таким образом, во время охоты агрессия заставляет хищника загонять и убивать свою добычу, но в боях самцов за самку или за лидерство превалируют механизмы торможения.

На основании своих исследований Лоренц сформулировал биологический вариант категорического императива И. Канта: «Поступай так, чтобы твое поведение как разумного существа соответствовало законам природы».

Если человек голоден, он будет заботиться о добывании хлеба насущного, а не о самореализации. Но если человек в реализации своих потребностей дошел до уровня самоактуализации, то у него высшие потребности начинают доминировать над низшими. Такой человек может ограничиться минимумом в плане удовлетворения физиологических потребностей, но будет настойчиво добиваться поставленных перед собой целей. На этом уровне люди понимают, что смысл человеческой жизни — в максимально полном развитии заложенных в них способностей, а это возможно только в творческой работе.

Литература для самостоятельного изучения

  1. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.

  2. Аллен Р.Д. Наука о жизни. М., 1981.

  3. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1982.

  4. Воронцов Н.Н. Теория эволюции: истоки, постулаты и проблемы. М., 1984.

  5. Грант В. Эволюция организмов. М., 1980.

  6. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология: общие закономерности. М., 1996.

  7. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993.

  8. Мещеряков Б., Мещерякова И. Введение в человекознание. М., 1994.

  9. Носевич В.Л. В поисках Адама и Евы // Наука и человечество. 95-97. М., 1997.

10. Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. М., 1989.

11. Татаринов Л.П. Палеонтология и эволюционное учение. М., 1985.

  1. Фоули Р. Еще один неповторимый вид. М., 1990.

  2. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. М., 1998.

.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по психолого-педагогической антрапологии тема: «Естественно-научные взгляды на человека и его природу» Студент 4 курса, 42 группы специальность «Педагогика и психология» iconРеферат по психологии личности на тему: «Джон Келли психология личности»...
...
Реферат по психолого-педагогической антрапологии тема: «Естественно-научные взгляды на человека и его природу» Студент 4 курса, 42 группы специальность «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс по социальной психологии специальность:...
В связи с этим основной целью курса является освещение психологических аспектов проблематики «Личность и общество», «Психология группы»,...
Реферат по психолого-педагогической антрапологии тема: «Естественно-научные взгляды на человека и его природу» Студент 4 курса, 42 группы специальность «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Методы арт-терапии» Специальность:...
«Методы арт-терапии» предполагает использование межпредметных связей с другими предметами. Изучение данного курса опирается на знания...
Реферат по психолого-педагогической антрапологии тема: «Естественно-научные взгляды на человека и его природу» Студент 4 курса, 42 группы специальность «Педагогика и психология» iconРеферат по почвоведению студент 1 курса 6 группы Васильев Павел Сергеевич...
Реферат по почвоведению студент 1 курса 6 группы Васильев Павел Сергеевич
Реферат по психолого-педагогической антрапологии тема: «Естественно-научные взгляды на человека и его природу» Студент 4 курса, 42 группы специальность «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 1, Дс. 1 Введение...
«050703. 00 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Реферат по психолого-педагогической антрапологии тема: «Естественно-научные взгляды на человека и его природу» Студент 4 курса, 42 группы специальность «Педагогика и психология» iconМетодические указания по курсу «Психология и педагогика» Тема 9: развитие и социализация
Методические указания предназначены для студентов всех факультетов при изучении курса «Психология и педагогика»
Реферат по психолого-педагогической антрапологии тема: «Естественно-научные взгляды на человека и его природу» Студент 4 курса, 42 группы специальность «Педагогика и психология» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Специальность: 030900. 00 – дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью – коррекционная педагогика и специальная...
Реферат по психолого-педагогической антрапологии тема: «Естественно-научные взгляды на человека и его природу» Студент 4 курса, 42 группы специальность «Педагогика и психология» iconРабочая программа дисциплины «Психология и педагогика»
Целью освоения дисциплины «Психология и педагогика» является формирование систематизированных научных знаний по психологии и педагогике,...
Реферат по психолого-педагогической антрапологии тема: «Естественно-научные взгляды на человека и его природу» Студент 4 курса, 42 группы специальность «Педагогика и психология» iconРабочая программа дисциплины «Психология и педагогика»
Целью освоения дисциплины «Психология и педагогика» является формирование систематизированных научных знаний по психологии и педагогике,...
Реферат по психолого-педагогической антрапологии тема: «Естественно-научные взгляды на человека и его природу» Студент 4 курса, 42 группы специальность «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс
Курс по выбору “Психология религии” предназначен для подготовки студентов факультета "Педагогика и психология", обучающихся по специальности...
Реферат по психолого-педагогической антрапологии тема: «Естественно-научные взгляды на человека и его природу» Студент 4 курса, 42 группы специальность «Педагогика и психология» iconКалендарный план по курсу «Филологическое обеспечение профессиональной...
Направление: 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль: Психология и социальная педагогика
Реферат по психолого-педагогической антрапологии тема: «Естественно-научные взгляды на человека и его природу» Студент 4 курса, 42 группы специальность «Педагогика и психология» iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 6 Теоретические...
Б 6 Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности: Психология развития
Реферат по психолого-педагогической антрапологии тема: «Естественно-научные взгляды на человека и его природу» Студент 4 курса, 42 группы специальность «Педагогика и психология» iconМетодические рекомендации по дисциплине «Естественно-научные основы сервиса»
Дисциплина «Естественно-научные основы сервиса» включается в Б3 Гуманитарный, социальный и естественно-научный цикл
Реферат по психолого-педагогической антрапологии тема: «Естественно-научные взгляды на человека и его природу» Студент 4 курса, 42 группы специальность «Педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Реферат по психолого-педагогической антрапологии тема: «Естественно-научные взгляды на человека и его природу» Студент 4 курса, 42 группы специальность «Педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению...
Б 5 Психология и педагогика развития детей: психология подросткового возраста
Реферат по психолого-педагогической антрапологии тема: «Естественно-научные взгляды на человека и его природу» Студент 4 курса, 42 группы специальность «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13, Дпп. Ф. 13, Дс....
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск