Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание»





Скачать 210.35 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «Естествознание»
Дата публикации21.11.2017
Размер210.35 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Майкопский государственный технологический университет»

Политехнический колледж
Утверждаю

Директор политехнического колледжа

____________________ Х.И. Борс

«___» __________________ 2013 г.

Рабочая программа учебной дисциплины

Естествознание

Майкоп, 2013

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе

Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования

080118 Страховое дело (по отраслям)

Организация - разработчик: политехнический колледж ФГБОУ ВПО «МГТУ»

Разработчик: Овсянникова М.А., преподаватель первой категории

Рекомендована предметной (цикловой) комиссией естественных дисциплин и БЖ

Председатель ПЦК ____________Костанова Ф.А.

№ _____ от ___ _______ 2013г.

Содержание



1. Паспорт рабочей программы………………………………………...

3

2. Структура и содержание учебной дисциплины……………………

5

3. Условия реализации программы учебной дисциплины…………

14

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины…...

16



1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Естествознание».


    1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» предназначена для изучения в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке специалистов среднего звена.

    1. Место учебной дисциплины

Учебная дисциплина «Естествознание» входит в цикл естественнонаучных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования.

    1. Цели и задачи учебной дисциплины

В результате изучения учебной дисциплины «Естествознание» обу­чающийся должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: естественно-научный метод познания, электромагнит­ное поле, электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной, боль­шой взрыв, Солнечная система, галактика, периодический закон, хими­ческая связь, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, организм, популяция, экосистема, биосфе­ра, энтропия, самоорганизация;

  • вклад великих ученых в формирование современной естественно­научной картины мира;

уметь

  • приводить примеры экспериментов или наблюдений, обосновы­вающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость теп­ловых процессов, разбегание галактик, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влия­ние деятельности человека на экосистемы;

  • объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;

  • выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выво­ды на основе экспериментальных данных, представленных в виде гра­фика, таблицы или диаграммы;

  • работать с естественно-научной информацией, содержащейся в со­общениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;

использовать приобретенные знания и умения в практической дея­тельности и повседневной жизни для:

  • оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радио­активных излучений;

  • энергосбережения;

  • безопасного использования материалов и химических веществ в быту;

  • профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;

  • осознанных личных действий по охране окружающей среды.




    1. Рабочая программа изучения учебной дисциплины «Естествознание» рассчитана на 176 часов максимальной учебной нагрузки, в том числе: 117 часов обязательной аудиторной учебной нагрузки, включающих в себя 30 часов практических занятий, 59 часов самостоятельной работы обучающихся.


2. Структура и содержание учебной дисциплины.
2.1 Структура учебной дисциплины

Вид учебной работы

Количество

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

176

Обязательная учебная нагрузка (всего)

117

в том числе

практические занятия

30

Самостоятельная работа обучающихся (всего)

59

в том числе

внеаудиторная самостоятельная работа

24

рефераты по заданной теме

17

Итоговая аттестация





2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Физика


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы, самостоятельная работа обучающегося

Объем часов

Уровень усвоения

Раздел 1 Механика




22




Тема 1.1.

Кинематика

Механическое движение, его относительность. Системы отсчета. Виды движения и его характеристики: скорость, путь, перемещение, ускорение.
Самостоятельное изучение: Движение по окружности с постоянной по величине скоростью. Нормативное и тангенциальное ускорение


2
2


1
2

Тема 1.2.

Динамика

Взаимодействие тел. Законы Ньютона. Силы природы: упругость, трение, тяжести, всемирного тяготения.
Лабораторная работа «Исследование зависимости силы трения от веса тела»
Самостоятельное изучение: Невесомость и перегрузки. Учет явлений в технике.


2

2

2


2

2

1

Тема 1.3.

Энергия, работа, мощность.

Виды механической энергии. Закон сохранения энергии. Работа, условия совершения. Механическая мощность.
Самостоятельная работа: Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение


2
2


2
1

Тема 1.4.

Колебания и волны

Механические колебания и их виды. Гармонические колебания и их характеристики. Механические волны. Длина, скорость, свойства волн.
Лабораторная работа: «Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити подвеса».
Самостоятельное изучение: Звуковые волны. Инфра и ультразвук, его примеры в природе. Использование ультразвука в технике и медицине.


4
2

2


2
2

1

Раздел 2

Тепловые явления





16




Тема 2.1.

Основы МКТ

Наблюдения и опыты, подтверждающие атомистическое учение. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Температура, как мера среднекинетичекой энергии молекул. Объяснение агрегатных состояний в фазовых переходах.

Лабораторная работа: «Определение относительной влажности воздуха».

Самостоятельное изучение: «Взаимные превращения агрегатных состояний и изменение энергии молекул



2
2
2



2
2
2

Тема 2.2.

Основы термодинамики.

Внутренняя энергия и способы ее изменения. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость тепловых процессов. Тепловые машины и их применение. Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин. Проблемы энергосбережения.

Самостоятельное изучение: Первый и второй законы термодинамики, решение проблем охраны окружающей среды от загрязнения.


6
4


2
1

Раздел 3. Электромагнитные явления.





22




Тема 3.1. Основы электродинамики.

Электрические заряды и их взаимодействие, электрическое поле. Электрический ток. Сила тока, напряжение, сопротивление, закон Ома для участка цепи.

Лабораторная работа: «Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на различных участках цепи».

Самостоятельное изучение: Тепловое действие электрического тока. Работа и мощность электрического тока. Закона Джоуля – Ленца.

2
2

2

2
2

1

Тема 3.2. Магнитное поле.

Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Электродвигатель.

Самостоятельное изучение: Магнитное поле Земли. Движение заряженной частицы в магнитном поле. Ускорители элементарных частиц.

2
2

2
1

Тема 3.3. Электромагнитные колебания и волны

Открытие электромагнитной индукции. Переменный ток. Индукционный генератор. Электромагнитная волна и ее свойства. Свет как электромагнитная волна. Свойства света.

Лабораторная работа: Наблюдение дисперсии и определение зависимости ширины спектра от величины преломляющего угла.

Лабораторная работа: Сравнение углов падения и отражения света.

Лабораторная работа: Наблюдение интерференции и дифракции света.

Самостоятельное изучение: Физические основы радиосвязи и телевидения.


4
2
2

2

2


2
2
2

2

1

Раздел 4.

Кватовая и атомная физика





12




Тема 4.1.

Квантовые свойства света.

Фотоэффект и корпускулярные свойства света. Гипотеза Планка и законы фотоэффекта. Использование фотоэлементов в технике.

Самостоятельное изучение. Работы по определению давления света. Использование Бредихиным явления для объяснения форм кометных хвостов.


4
2


2
1

Тема 4.2.

Строение атома

Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Строение атомного ядра. Радиоактивные излучения и их влияние на живые организмы. Энергия расщепления атомного ядра.

Самостоятельное изучение: ядерная энергия и экологические проблемы, связанные с ее использованием.


4
2


2
1


Химия


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы, самостоятельная работа обучающегося

Объем часов

Уровень усвоения

Раздел 4.

Вода, растворы




12




Тема 4.1.

Физические и химические

свойства воды

Вода вокруг нас. Физические и химические свойства воды.
Самостоятельная работа: Водные ресурсы Земли.

2
2

1
2

Тема 4.2.

Растворение веществ, растворы

Растворение твердых веществ и газов. Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава раствора. Качество воды. Загрязнители воды и способы очистки. Жесткая вода и ее умягчение. Опреснение воды.
Лабораторная работа № 1. «Анализ содержания примесей в воде. Устранение жесткости»

Самостоятельная работа: Поверхностное натяжение, смачивание.

4


2
2

1


2
2

Раздел 5.

Химические про-цессы в атмосфере




6




Тема 5.1.Химичес-

кий состав воздуха

Химический состав воздуха. Атмосфера и климат. Озоновые дыры. Загрязнение атмосферы и его источники.

Лабораторная работа № 2 «Определение химического состава атмосферы, измерение СО2.

2
2

1
2

Тема 5.2.

Кислоты и щелочи.

Кислоты и щелочи. Кислотные дожди. Показатель кислотности растворов РН.

2

1
















Раздел 6.

Химия и организм человека




18




Раздел 6.1

Органические и неорганические вещества организма

Химические элементы в организме человека. Органические и неорганические вещества. Основные жизненно необходимые соединения: белки, углеводы, жиры, витамины.

Самостоятельная работа: Классификация углеводов


4
2


1
2

Тема 6.2.

Строение и роль белков, углеводов

Строение белковых молекул. Углеводы – главный источник энергии организма

Самостоятельная работа: Аминокислоты: строение и свойства.

Самостоятельная работа: Структура белковых молекул.

2
2

2

1
2

2

Тема 6.3.

Строение и роль жиров

Строение и роль жиров в организме, холестерин.

Лабораторная работа № 3. «Анализ состава молока. Определение

содержания витамина С ».


2


2

Тема 6.4.

Минеральные вещества

Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки, сбалансированное питание.
Самостоятельная работа: Минеральные вещества в продуктах питания.

2

2

1

2


Биология



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы , самостоятельная работа обучающегося

Объем часов

Уровень усвоения

Раздел 7.

Наиболее общие представления о жизни





16




Тема 7.1.

Основные признаки живого

Понятие «жизни». Основные признаки живого: питание, дыхание, выделение, раздражимость, подвижность, размножение, рост, развитие. Понятие «организм». Разнообразие живых организмов Принципы их классификации.

2

1

Тема 7.2.

Клетка-единица жизнедеятельности организма

Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма.
Лабораторная работа № 1: «Рассматривание клеток и тканей в микроскоп»
Самостоятельная работа: Генетический материал клетки. Деление клеток.

2
2
4

1
2
2

Тема 7.3.

Обмен веществ и превращения энергии

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Молекула ДНК- носитель наследственной информации. Уровни организации живой природы.
Лабораторная работа № 2: «Растения и животные, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность»
Самостоятельная работа: Этапы и значение фотосинтеза.

2

2

2

2

2

2


Раздел 8.

Организм человека и основные прояв-ления его жизне-дятельности






28




Тема 8.1.

Ткани, органы, системы органов человека

Ткани, органы и системы органов человека. Питание. Значение питания для роста, развития, и жизнедеятельности организма. Пищеварение. Дыхание организмов как способ получения энергии.
Лабораторная работа №3: «Измерение жизненной емкости легких спирометром».
Лабораторная работа № 4: «Действие слюны на крахмал».
Самостоятельная работа: Предупреждение пищевых отравлений. Влияние алкоголя и никотина на организм.

4


2

2
2

1


2

2
2

Тема 8.2.Движение.

Компоненты опорно-двигательной системы

Движение. Кости, мышцы, сухожилия, компоненты опорно-двигательной системы. Мышечные движения и их регуляция.
Самостоятельная работа: Причина нарушения осанки и развития плоскостопия.

6

2

1

2

Тема 8.3.

Внутренняя среда организма

Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Основные функции крови. Кровеносная система. Иммунитет.
Лабораторная работа № 5: «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом».
Самостоятельная работа: Бактерии и вирусы – причина инфекционных заболеваний.

2

2

2

1

2

2




Тема 8.4.

Онтогенез.

Индивидуальное развитие организма – онтогенез. Половое созревание. Оплодотворение. Образование и развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

Самостоятельная работа: Влияние наркогенных веществ на развитие и здоровье человека.


2
2


1
2

Раздел 9.

Человек и окружающая среда.





7




Тема 9.1.

Экологические системы.

Понятие биогеоценоза, экосистемы и биосферы. Устойчивость экосистем. Воздействие экологических факторов на организм.

2

1

Тема 9.2.

Рациональное природопользование

Рациональное природопользование.
Самостоятельная работа: Антропогенное воздействие на окружающую среду

2
3

1
2

Итого: Максимальная учебная нагрузка

176




из них

Обязательная учебная нагрузка

117




в том числе

практические занятия

30




Самостоятельная работа обучающихся

59






Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством).

3. Условия реализации учебной дисциплины «Естествознание».
3.1 Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебных кабинетов.

Оборудование учебных кабинетов:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- комплект учебно-наглядных пособий;

- таблицы – схемы по основным разделам;

- демонстрационное и лабораторное оборудование;

- микроскопы учебные;

- микропрепараты для микроскопирования;
3.2 Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий.
Основные источники:
ЭБС «Znanium.com»

  1. Петелин, А.Л. Естествознание: учебник / А.Л. Петелин, Т.Н. Гаева, А.Л. Бреннер. - М.: Форум, 2010. - 256 с. Режим доступа: http//znanium.com/


4. Контроль и оценка результатов учебной дисциплины.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.


Результаты обучения

(освоение умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

  • иметь представления о естественно-научном методе познания, электромагнитном поле, электромагнитных волнах, квантах, эволюции Вселенной, Галактике;

  • знать строение и функционирование биологических объектов: клетки, организмов, популяций, сущность периодического закона, биологических процессов: размножение, оплодотворение, происхождение видов, круговорота веществ и превращения энергии в клетке, организмах, экосистемах;

  • знать химическую и биологическую символику и терминологию;

  • знать вклад выдающихся ученых в развитие естественных наук;

  • работать с естественно-научной информацией, содержащейся в СМИ, Интернет-ресурсах, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;

  • решать задачи;

  • объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, охраны окружающей среды;

  • выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графиков, таблиц, диаграмм.



Текущий контроль:

  • рейтинговая оценка знаний студентов по дисциплине (ежемесячно).


Промежуточный контроль:

  • рубежный тестовый контроль по темам разделов;

- реферативная работа студентов по предлагаемой тематике.



Тематика рефератов по естествознанию
1. Ультразвук и его использование в технике и медицине.

2. Закон всемирного тяготения. Невесомость.

3. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

4. Моделирование физических явлений и процессов.

5. Загрязнение атмосферы. Озоновые дыры.

6. Способы очистки воды. Опреснение воды.

7. Роль витаминов в жизни человека.

8. Пищевые добавки, их влияние на процессы пищеварения.

9. Водные ресурсы.

10. Влияние табака и алкоголя на организм человека.

11. Человеческие расы. Эволюция человека.

12. Неклеточные формы жизни – вирусы.

13. Влияние окружающей среды на развитие организмов.

14. Физиологическая адаптация.

15. Задачи бионики.

16. Взаимоотношения между организмами.

17. Растворы.

18. «Синтетическая» пища.

19. Вещества кристаллического строения.

20. Искусственные полимеры и синтетические волокна.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» iconРабочая программа учебной дисциплины одп. 09 Естествознание разработана...
Одобрено Научно-методическим советом Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального фгу «фиро» Протокол...
Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» iconРабочая программа учебной дисциплины естествознание по профессии...
Государственное автономное образовательное учреждение мурманской области среднего профессионального образования «кандалакшский индустриальный...
Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» iconРабочая программа учебной дисциплины естествознание по специальности...
Государственное автономное образовательное учреждение мурманской области среднего профессионального образования «кандалакшский индустриальный...
Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» iconРабочая программа учебной дисциплины естествознание по специальности...
Государственное автономное образовательное учреждение мурманской области среднего профессионального образования «кандалакшский индустриальный...
Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» iconРабочая программа учебной дисциплины «естествознание»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины профессионального цикла студентам заочной формы сокращённого срока обучения...
Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» iconРабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального...
Одобренной фгу «Федеральный институт развития образования» 10. 04. 2008 г., утвержденной Департаментом государственной политики и...
Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» iconРабочая программа учебной дисциплины одб. 11 Естествознание по специальности...
...
Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» iconРабочая программа учебной дисциплины «Естествознание»
Организация-разработчик: факультет среднего профессионального образования (колледж) ноу впо «Московский университет им. С. Ю. Витте»...
Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» iconРабочая программа по предмету естествознание и окружающая среда
Рабочая программа по естествознанию для 10-11 классов составлена на основе примерной программы элективного курса «Естествознание...
Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Программа предназначена для студентов Тюмгу и разработана в соответствии с фгос, учебным планом института и с учетом компетентностного...
Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» iconРабочая программа По курсу «Введение в естественно- научные предметы....
Рабочая программа учебного курса, далее Программа, составлена на основе авторской программы «Введение в естественнонаучные предметы....
Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» iconРабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса
Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» iconРабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск