Скачать 407.27 Kb.
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК) Программа кандидатского экзамена для аспирантов (соискателей) 37.06.01 Психологические науки 38.06.01 Экономика и управление 44.06.01 Образование и педагогические науки 45.06.01 Языкознание и литературоведение 46.06.01 Исторические науки и археология 49.06.01 Физическая культура и спорт 39.06.01 Социологические науки 06.06.01 Биологические науки 2014 Печатается по рекомендации отдела сертификации и методического сопровождения образовательного процесса СурГПУ Программа утверждена на заседании кафедры лингвистического образования и межкультурной коммуникации «16» апреля 2014 г., протокол № 13 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК): Программа кандидатского экзамена для аспирантов / Сост. С.С. Дрига – Сургут: РИО СурГПУ, 2014. Программа кандидатского экзамена по иностранному языку (английский язык) предназначена для аспирантов, сдающих кандидатский экзамен по всем направлениям подготовки. В настоящую программу включены требования к уровню подготовки аспирантов, описаны формы и процедуры экзамена по английскому языку, представлены содержание и структура экзаменационных билетов и критерии оценки. Программа кандидатского экзамена для аспирантов разработана на основе действующих федеральных государственных требований по образовательным программам послевузовского профессионального образования (аспирантура), примерных программ по общенаучным дисциплинам. © Сургутский государственный педагогический университет, 2014 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Общие положения Программа кандидатского экзамена для аспирантов по английскому языку и методические рекомендации составлены в соответствии со следующими документами федерального и вузовского уровня:
Цель и задачи кандидатского экзамена Цель: оценка уровня развития коммуникативной компетенции во всех видах иноязычной речевой коммуникации, позволяющей использовать иностранный язык как средство профессионального общения в научной сфере. Задачи:
Требования к уровню подготовки аспирантов Аспирант должен продемонстрировать в рамках кандидатского экзамена следующие уровни знаний, умений и навыков: знать:
уметь:
владеть:
Форма и процедура кандидатского экзамена Порядок подготовки и проведения кандидатского экзамена по иностранному языку (английский язык) определяется в соответствии с Положением об экзаменационных, аттестационных и апелляционных комиссиях, Инструкцией о порядке подготовки и проведения государственного экзамена. К кандидатскому экзамену допускаются лица, завершившие полный курс обучения по образовательной программе аспирантуры по всем научным специальностям. Кандидатский экзамен по иностранному языку (английский язык) проводится в два этапа: на первом этапе аспирант (соискатель) выполняет письменный перевод научного текста по специальности. Объем текста – 15 000 печатных знаков. Успешное выполнение письменного перевода является условием допуска ко второму этапу экзамена. Качество перевода оценивается по зачетной системе. Второй этап экзамена проводится устно и включает в себя практические задания. Содержание программы кандидатского экзамена по иностранному языку (английский язык) устанавливается на основе программы-минимум кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «Иностранный язык». Проведение кандидатского экзамена по образовательной программе аспирантуры научной специальности осуществляется в форме открытого заседания экзаменационной комиссии. Кандидатский экзамен проводится в устной форме. Аспиранты с ограниченными возможностями здоровья могут сдавать данный экзамен как в устной форме, так и в письменной форме. Кандидатский экзамен проводится в отдельной аудитории, количество аспирантов в одной аудитории не должно превышать при сдаче экзамена в устной форме 6 человек. Для подготовки к ответу аспиранту отводится не более 60 минут, а продолжительность ответа, как правило, не должна превышать 30 минут. Аспирант представляет план и основные тезисы ответа на предложенные комиссией вопросы на специальных листах, имеющих штамп. При ответе на вопросы экзаменационного билета члены комиссии могут задавать дополнительные вопросы аспиранту только в рамках содержания учебного материала билета. Во время заседания экзаменационной комиссии ведется протокол в соответствии с установленным образцом. На экзамене аспиранты могут пользоваться:
Решение экзаменационной комиссии принимается на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии. При равном числе голосов голос председателя является решающим. Результаты экзамена оформляются протоколом и объявляются всем аспирантам группы в тот же день после завершения сдачи кандидатского экзамена. Особенности проведения кандидатского экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья: допускается присутствие в аудитории ассистента, оказывающего аспирантам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором); аспирантам предоставляется в печатном виде инструкция о порядке проведения кандидатского экзамена; аспирантам с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи кандидатского экзамена пользоваться необходимыми им техническими средствами. Дополнительно при проведении кандидатского экзамена обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категории лиц с ограниченными возможностями здоровья: а) для слепых: задания для выполнения на кандидатском экзамене, а также инструкция о порядке проведения кандидатского экзамена оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля, или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, или зачитываются ассистентом; письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля, или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, или надиктовываются ассистенту; аспирантам для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых; б) для слабовидящих: обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс; аспирантам для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом (размер 16-20); в) для глухих и слабослышащих: обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости аспирантам предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования; г) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих все кандидатские экзамены по желанию аспирантов могут проводиться в письменной форме. Характеристика структуры экзаменационного билета В экзаменационный билет входят практические задания:
Форма проверки: передача извлеченной информации осуществляется на иностранном языке (гуманитарные специальности) или на языке обучения (естественнонаучные специальности). Представляется письменный перевод фрагмента.
Форма проверки – передача извлеченной информации на иностранном языке (для всех специальностей). 3. Беседа с экзаменаторами на английском языке по вопросам, связанным со специальностью и научной работой аспиранта (соискателя). Критерии оценивания экзаменационного ответа Каждое практическое задание экзаменационного билета оценивается по пятибалльной шкале. Экзаменационной комиссией выставляется общая оценка за экзамен. Таблица 1 Критерии оценки по первому вопросу экзаменационного билета
Таблица 2 Критерии оценки по второму вопросу экзаменационного билета
Таблица 3 Критерии оценки по третьему вопросу экзаменационного билета
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА На кандидатском экзамене аспирант (соискатель) должен продемонстрировать умение пользоваться иностранным (английским) языком как средством профессионального общения в научной сфере. Аспирант (соискатель) должен владеть орфографической, орфоэпической, лексической и грамматической нормами изучаемого языка и правильно использовать их во всех видах речевой коммуникации, в научной сфере в форме устного и письменного общения. Языковой материал. Виды речевых действий и приемы ведения общения. Передача фактуальной информации: средства оформления повествования, описания, рассуждения, уточнения, коррекции услышанного или прочитанного, определения темы сообщения, доклада и т.д. Передача эмоциональной оценки сообщения: средства выражения одобрения/неодобрения, удивления, восхищения, предпочтения и т.д. Передача интеллектуальных отношений: средства выражения согласия/несогласия, способности/неспособности сделать что-либо, выяснение возможности/невозможности сделать что-либо, уверенности/неуверенности говорящего в сообщаемых им фактах. Структурирование дискурса: оформление введения в тему, развитие темы, смена темы, подведение итогов сообщения, инициирование и завершение разговора, приветствие, выражение благодарности, разочарования и т.д.; владение основными формулами этикета при ведении диалога, научной дискуссии, при построении сообщения и т.д. Фонетика Интонационное оформление предложения: словесное, фразовое и логическое ударения, мелодия, паузация; фонологические противопоставления, релевантные для изучаемого языка: долгота/краткость, закрытость/открытость гласных звуков, звонкость/глухость конечных согласных и т.п. Лексика Аспирант (соискатель) должен знать употребительные фразеологические сочетания, часто встречающиеся в письменной речи изучаемого им подъязыка, а также слова, словосочетания и фразеологизмы, характерные для устной речи в ситуациях делового общения. Необходимо также знание сокращений и условных обозначений и умение правильно прочитать формулы и символы и т.п. Лексический запас аспиранта (соискателя) должен составлять не менее 5500 лексических единиц с учетом вузовского минимума и потенциального словаря, включая примерно 500 терминов профилирующей специальности. Грамматика Порядок слов простого предложения. Сложное предложение: сложносочиненное и сложноподчиненное предложения. Союзы. Употребление личных форм глаголов в активном залоге. Согласование времен. Пассивная форма глагола. Модальные глаголы. Условное наклонение. Сослагательное наклонение. Степени сравнения прилагательных и наречий. Местоимения. Виды речевой деятельности. Говорение. На кандидатском экзамене аспирант (соискатель) должен продемонстрировать владение подготовленной монологической речью, а также неподготовленной монологической и диалогической речью в ситуации официального общения в пределах программных требований. Оценивается содержательность, адекватная реализация коммуникативного намерения, логичность, связность, смысловая и структурная завершенность, нормативность высказывания. Аудирование. Аспирант (соискатель) должен уметь понимать на слух оригинальную монологическую и диалогическую речь по специальности, опираясь на изученный языковой материал, фоновые страноведческие и профессиональные знания, навыки языковой и контекстуальной догадки. Чтение. Аспирант (соискатель) должен продемонстрировать умение читать оригинальную литературу по специальности, опираясь на изученный языковой материал, фоновые страноведческие и профессиональные знания, навыки языковой и контекстуальной догадки. Оцениваются навыки изучающего, а также поискового и просмотрового чтения. В первом случае оценивается умение максимально точно и адекватно извлекать основную информацию, содержащуюся в тексте, проводить обобщение и анализ основных положений предъявленного научного текста для последующего перевода на язык обучения, а также составления резюме на иностранном языке. Письменный перевод научного текста по специальности оценивается с учетом общей адекватности перевода, то есть отсутствия смысловых искажений, соответствия норме и узусу языка перевода, включая употребление терминов. Резюме прочитанного текста оценивается с учетом объема и правильности извлеченной информации, адекватности реализации коммуникативного намерения, содержательности, логичности, смысловой и структурной завершенности, нормативности текста. При поисковом и просмотровом чтении оценивается умение в течение короткого времени определить круг рассматриваемых в тексте вопросов и выявить основные положения автора. Оценивается объем и правильность извлеченной информации. Письмо. Аспирант (соискатель) должен владеть умениями письма в пределах изученного языкового материала, в частности уметь составить план (конспект) прочитанного, изложить содержание прочитанного в форме резюме; написать сообщение или доклад по темам проводимого исследования. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ Примерные экзаменационные вопросы Read the text. Translate it. Find the answers to these questions in the text. Make a summary.
|
Программа кандидатского экзамена для аспирантов по французскому языку... Иностранный язык (французский язык): Программа кандидатского экзамена для аспирантов / Сост. Н. В. Гераскевич. – Сургут: рио сургпу,... | Программа кандидатского экзамена для аспирантов по немецкому языку... Иностранный язык (немецкий): Программа кандидатского экзамена для аспирантов: по всем направлениям подготовки / Сост. А. С. Салахова.... | ||
Пояснительная записка При преподавании учебного предмета «Информатика... Федеральный закон РФ “Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 | Методические указания для аспирантов и соискателей по подготовке... Методические указания предназначены для подготовки аспирантов и соискателей к сдаче кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине... | ||
Правила допуска аспирантов и соискателей к экзамену по иностранному... Е проведения кандидатского экзамена на кафедре и распространяются на всех аспирантов и соискателей, сдающих экзамены по иностранным... | Пояснительная записка Перечень нормативных документов, используемых... Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273-фз | ||
Пояснительная записка Перечень нормативных документов, используемых... Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273-фз | Методические рекомендации по разработке экзаменационных материалов... Данные методические рекомендации составлены с учетом особенностей организации и проведения государственной итоговой аттестации выпускников... | ||
Методические рекомендации по разработке экзаменационных материалов... Данные методические рекомендации составлены с учетом особенностей организации и проведения государственной итоговой аттестации выпускников... | Методические рекомендации для аспирантов (соискателей), сдающих кандидатский... Методические рекомендации для аспирантов (соискателей), сдающих кандидатский экзамен по английскому языку | ||
Общие положения Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-фз Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами | Пояснительная записка рабочая программа по литературе разработана... ... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по физической культуре разработана... Рабочая программа по физической культуре разработана для 1 класса в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно – методическими... | Информация по подготовке к сдаче экзамена кандидатского минимума... Курс иностранного языка в системе послевузовского образования (аспирантура, соискательство) является обязательным компонентом профессиональной... | ||
Методические рекомендации для аспирантов прием 2012 г. Москва 2012 Методические рекомендации для аспирантов. Прием 2012 г. / Российский государственный гуманитарный университет, Управление аспирантурой... | Методические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена по курсу Методические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки (философские науки)» –... |