Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080504 Государственное и муниципальное управление





НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов специальности 080504 Государственное и муниципальное управление
страница1/10
Дата публикации11.11.2014
Размер1.17 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Волгоградский филиал

Кафедра социологии управления

Составитель:

Н.В. Коваленко,

кандидат политических наук, доцент
ДЕМОГРАФИЯ
Учебно-методический комплекс

для студентов специальности 080504 Государственное и муниципальное управление»


Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры
Протокол № …… от «…..»………………201 г.





Подпись заведующего кафедрой
……………………………………...

Волгоград 2011

Содержание




Наименование раздела

стр

Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины




1.1.

Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по дисциплинам, включенным в государственный образовательный стандарт

3

1.2.

Цели и задачи учебной дисциплины

4

1.3.

Требования к уровню освоения дисциплины

4

1.4.

Тематический план учебной дисциплины

5

1.5.

Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины

6

Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов




2.1.

Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Пожелания к изучению отдельных тем курса

40

2.2.

Рекомендации по работе с литературой

41

2.3.

Рекомендации к семинарским занятиям

41

2.4.

Письменные работы в вузе: краткие методические указания

43

2.5.

Советы по подготовке к экзамену (зачету)

47

Раздел 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций

48

Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий) … …….…………………………………………………………………………… 53

46

Раздел 5. Методические указания для выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ

56

РАЗДЕЛ 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Требования образовательного стандарта

по учебной дисциплине «ДЕМОГРАФИЯ»
ОПД. Ф.О. 6 ДЕМОГРАФИЯ. Демография как отрасль знаний о населении; ее история и современное состояние; связь со статистикой, социологией, социальной политикой. Теоретические аспекты изучения народонаселения; методология исследования народонаселения; институты, центры, специалисты. Практические цели и задачи изучения народонаселения нашей страны; изучаемые показатели и тенденции. Текущий учет и переписи населения. Учет естественного и механического движения населения. Воспроизводство населения. Степень воздействия отдельных факторов на интенсивность рождаемости в России, в странах ближнего зарубежья и мира. Смертность, ее связь с условиями жизни. Естественный прирост (убыль), его контрасты в различных регионах страны и мира. Миграция населения. Миграционная политика в современной России, региональная специфика. Качество населения как важнейшая составляющая развития экономики и качества жизни. Экономические аспекты роста населения. Экономика и население. Урбанизация и особенности расселения в России. Региональные аспекты демографической политики в России, в развитых и развивающихся странах мира.
Структура аккредитационных педагогических измерительных материалов (дидактические единицы)


ДЕ

Наименование дидактической единицы ГОС

1.

Предмет, метод, задачи и основные категории демографии как науки

2.

Теоретические аспекты изучения народонаселения. Методология демографического анализа

Источники информации о демографической ситуации и демографических процессах в обществе.

Переписи и текущий учет естественного и миграционного движения населения.

3.

Социально-экономические проблемы воспроизводства народонаселения

4.

Семья – объект демографии

5.

Основные демографические процессы, их особенности и тенденции.

6.

Миграция и ее социально-демографические проблемы и последствия

7.

Урбанизация и особенности расселения населения

8.

Качественные параметры и экономические аспекты роста населения.

9.

Демографическая политика, ее региональные аспекты



1.2. Цели и задачи учебной дисциплины
Дисциплина «Демография» является обязательной составляющей федерального компонента блока ОПД государственного стандарта для специальности «Государственное и муниципальное управление». В соответствие с государственным стандартом она ориентирована на получение знаний и представлений студентов о важной роли народонаселения в социально-экономическом развитии России. В учебном курсе рассматриваются основы теории народонаселения, история формирования и развития демографии как самостоятельной общественной науки и ее связи с другими науками о населении и обществе, а также методы анализа естественного и миграционного движения населения во взаимосвязи с экономическим развитием региона и страны в целом. Эти знания являются составным элементом общей управленческой культуры будущих специалистов и будут необходимы им для дальнейшей работы по специальности в различных областях государственного управления

Основная цель курса «Демография» - дать студентам теоретические знания о народонаселении и закономерностях его воспроизводства, обучить их навыкам аналитической и практической деятельности в сфере управления демографическими процессами, разработки и реализации демографической политики.
Основными задачами учебного курса «Демография» являются:

- системно- историческое изучение особенностей формирования и воспроизводства народонаселения в контексте социально-экономического развития территории;

- ознакомление с основами демографической науки, ее предметом, понятийным аппаратом, основными задачами;

- освоение студентами современных методов прикладного демографического анализа при решении конкретных актуальных демографических и социально-экономических проблем.
В программе курса «Демография» подробно освещаются актуальные проблемы и особенности протекания основных демографических процессов, система показателей демографической статистики, основные источники информации о населении – переписи и текущий учет естественного движения населения. Большое внимание уделено взаимодействию социально-экономических и демографических процессов, социально-экономическому объяснению демографических тенденций, прогнозам населения в системе социально-демографического прогнозирования. Рассматриваются миграционные процессы, их влияние на демографическую ситуацию и рынок труда, последствия миграции для страны и регионов. Обосновывается роль демографического фактора в современном социальном и экономическом развитии (причины депопуляции, последствия старения населения, демографические факторы рынка труда, уровня жизни, социального обеспечения населения). В рамках курса анализируются основные международные и отечественные нормативно-правовые документы в сфере разработки и реализации демографической политики.
1.3 Требования к уровню освоения дисциплины.
Студент, успешно прошедший курс обучения должен знать:

  • Основные теоретические подходы к изучению народонаселения;

  • Исторические типы воспроизводства населения, особенности их формирования и смены, показатели режима воспроизводства:

  • Источники и методы получения демографической информации;

  • Методику расчетов и содержание основных показателей демографической статистики;

  • Характеристики, особенности и взаимосвязи основных демографических процессов;

  • Особенности, виды, степень влияния на демографическую ситуацию и последствия миграционных процессов;

- Роль и влияние урбанизации и расселения населения в России

- Демографические факторы рынка труда, бизнеса и маркетинга, уровня жизни, социального планирования на федеральном и региональном уровнях;

- Основные методы прогнозирования в демографии, роль и направления использования демографических прогнозов:

- Содержание, меры, механизмы реализации демографической политики

Студент, успешно прошедший курс обучения должен овладеть следующими практическими навыками:

 сбор и анализ статистической, социологической и демографической информации по проблемам народонаселения;

 расчет основных показателей демографической статистики

 анализ динамики численности населения и демографических структур

 анализ и описание режимов воспроизводства населения

 анализ и прогноз демографической ситуации в регионе

 разработка и оценка эффективности мер демографической политики с учетом региональной специфики;
Принадлежность дисциплины «Демография» к учебному циклу.
Как учебная дисциплина «Демография» имеет междисциплинарные связи и основывается на знаниях студентов по таким дисциплинам, как: социология, психология, социальная психология, общая и социальная статистика, социология управления. Содержание курса соответствует стандарту, порядок и последовательность изложения материала строятся с учетом рекомендаций кафедры народонаселения МГУ им.М.В.Ломоносова.

1.4 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ДЕМОГРАФИЯ»

на 2011– 2012 учебный год.

для студентов потока У-300



№ п/п

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ

Количество часов (в акад. часах)

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

Всего часов по теме

1.

Введение в демографию

4

2

4

10

2.

Методы демографического анализа

4

4

4

12

3.

Теоретические концепции демографического развития

4

2

8

14

4.

Семья – объект демографии

4

4

10

18

5.

Основные демографические процессы и их влияние на воспроизводство населения

4

4

12

20

6.

Миграция населения и ее социально-демографические проблемы

4

4

12

20

7.

Социально-демографические проблемы расселения населения и урбанизации

2

2

6

10

8.

Анализ взаимосвязей экономических и демографических процессов

4

6

12

22

9.

Демографическое прогнозирование и демографическая политика

4

4

8

16

10.

Региональные аспекты демографического развития (на примере Волгоградской области)

2

2

4

8




ИТОГО:

36

34

80

150



1.5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕМОГРАФИЯ»
Теоретический курс «Демография» представляет собой цикл проблемных лекций, в основу которых положены концепции различных зарубежных и отечественных ученых и специалистов по проблемам демографического развития, направленности и интенсивности демографических процессов, взаимосвязи и взаимовлиянию социально-экономических и демографических процессов, проблемам роста мирового населения, демографической ситуации и демографической политики в России, других странах и регионах мира..

Лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция является ведущей формой организации учебного процесса в вузе.

Лекция обеспечивает:

• творческое общение лектора с аудиторией, сотворчество, эмоциональное взаимодействие;

• лекция – это экономный способ получения базовых знаний;

• лекция активизирует мысленную деятельность, развивает активное внимание студентов.

Изучение теоретического материала лекций позволяет студентам овладеть систематическими знаниями по основным теоретическим и практическим проблемам демографического развития, методикой проведения демографического анализа и прогнозирования, а также приемами научно-исследовательской работы, необходимой для будущего специалиста в области управления.
ПРОГРАММА КУРСА
ЛЕКЦИИ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080504 Государственное и муниципальное управление iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080504 Государственное...
Учебно-методический комплекс «Организационное поведение» составлен в соответствии с требованиями Примерной программы по дисциплине...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080504 Государственное и муниципальное управление iconУчебно-методический комплекс для специальности 080504 − Государственное...
Общепрофессиональный курс «Информатизация муниципальных органов» предназначен для студентов четвертого курса дневной, вечерней и...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080504 Государственное и муниципальное управление iconГосударственное и муниципальное управление
В. В. Ивочкин. Законодательный процесс, законодательная техника: Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080504...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080504 Государственное и муниципальное управление iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 080504 Государственное...

Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080504 Государственное и муниципальное управление iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 080504 государственное...
Социальная политика государства: учебно-методический комплекс. Уфа: рио багсу, 2008. 103 с
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080504 Государственное и муниципальное управление iconПрограмма по дисциплине «Логика» для студентов специальности «Государственное...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» Тюменского государственного...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080504 Государственное и муниципальное управление iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080504 Государственное и муниципальное управление iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 080504 Государственное...
Рабочая программа учебной дисциплины Иностранный язык профессионального общения
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080504 Государственное и муниципальное управление iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 080504 Государственное...
Система национального счетоводства: учебно-методический комплекс / сост. Г. И. Япарова-Абдулхаликова. – Уфа: багсу, 2008. 72 с
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080504 Государственное и муниципальное управление iconУчебно-методический комплекс дисциплины управление общественными...
Специальность 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» Форма подготовки (очная/заочная)
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080504 Государственное и муниципальное управление iconИ. Н. Ильина управление крупнейшими городами учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс. Для студентов Института управления, обучающихся по специальности 08050465 «Государственное и муниципальное...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080504 Государственное и муниципальное управление iconПрограмма дисциплины «Государственное и муниципальное управление»
Учебно-методический комплекс «Организационное поведение» составлен в соответствии с требованиями Примерной программы по дисциплине...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080504 Государственное и муниципальное управление iconУчебно-методический комплекс по дисциплине экономика предприятия...
Гос впо по специальности 08050465 Государственное и муниципальное управление, утвержденными 17 марта 2000, №233 эк/сп
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080504 Государственное и муниципальное управление iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Рассмотрено на заседании кафедры менеджмента, маркетинга и логистики «05» 09. 2013 г., протокол №1
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080504 Государственное и муниципальное управление iconУчебно-методический комплекс дисциплины исследование систем управления...
Специальность 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» Форма подготовки (очная/заочная)
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080504 Государственное и муниципальное управление iconУчебно-методический комплекс дисциплины информационные технологии...
Специальность 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» Форма подготовки (очная/заочная)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск