Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная экология»





НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «Социальная экология»
страница1/3
Дата публикации16.11.2014
Размер0.49 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ






«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

д.м.н., профессор Н.В.Ярыгин

_____________________________

«_____» ______________ 2011 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ

Направление подготовки

040400.62 Социальная работа (бакалавр)
Профиль подготовки

медико-социальная работа с населением
Квалификация (степень) выпускника

бакалавр
Форма обучения

очная


Москва 2011 г.

Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная экология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки "Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года № 709 и в соответствии с рабочим учебным планом направления подготовки 040400.62, утвержденным ректором Московского государственного медико-стоматологического университета О.О.Янушевичем.
Составитель: И.Е.Лукьянова, профессор кафедры социальной медицины и социальной работы, доктор медицинских наук
Рецензенты: доцент кафедры социальной медицины и социальной работы МГМСУ к.с.н. Е.Н.Поддубная;

доцент кафедры психологии и социальной работы РГУТиС к.с.н. А.Ю.Фодоря.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры социальной медицины и социальной работы

« » ________ 2011 года Протокол № 1

Зав. кафедрой, член-корр. РАО, профессор ______________ А.В.Мартыненко

Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии по направлению подготовки «Социальная работа»

«____»_________________2011 года Протокол № ____

Председатель методической комиссии,

член-корр. РАО, профессор ___________________ А.В.Мартыненко
Рабочая программа одобрена на заседании Центрального методического совета МГМСУ

«____»_______________2011 года Протокол № ____

Председатель ЦМС, член-корр.

РАМН, профессор ____________________Э.В. Луцевич

1.Цель и задачи освоения дисциплины

Цель учебной дисциплины «Социальная экология» - сформировать представления о закономерностях экологического взаимодействия в системе «человек-общество-природа», генезисе человека как особого биосоциального существа и его роли в формировании ноосферы, изучить теоретико-методологические основы оптимизации управления природной и социальной средой обитания современного человека.

Задачи дисциплины:

- проследить процесс перехода от состояния естественной среды к искусственной среде в связи с развитием научно-технического прогресса;

- исследовать отношения между человеческими сообществами и окружающей средой их обитания;

- выявить влияние антропогенного фактора на состояние биосферы Земли;

- проанализировать взаимосвязь между уровнем загрязнения окружающей среды и здоровьем населения;

- изучить глобальные проблемы экологического кризиса и стратегии выхода из него;

- раскрыть социально-экономические и социально-политические аспекты экологии;

- проанализировать уровень развития экологического воспитания населения в России;

- показать экологическое движение по защите окружающей среды в России и других странах мира.
2.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)

Дисциплина «Социальная экология» является одной из базовых в цикле Б2 дисциплин бакалаврской программы «Социальная работа».

Предшествующие дисциплины из цикла Б1 ООП, составляющие теоретический и научно-методологический фундамент для изучения данной дисциплмны, это – «Социология», «Философия», «История», «Основы социального государства и гражданского общества». Ряд дисциплин базовой части профессионального цикла Б3 ООП («Теория социальной работы», «Технология социальной работы», «Социальная информатика», «Основы социальной медицины») логически, содержательно и методически связаны с дисциплиной «Социальная экология». В свою очередь социальная экология затрагивает ряд аспектов социальной работы, изучаемых дисциплинами вариативной части цикла Б3 ООП.
3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

ОК-1

к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе

ОК-3

осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

ОК-8


использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач

ОК-9


владеть основными методами медико-социальной помощи, защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий

ОК-15


готов к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам

ПК-4

способен к созданию социально и психологически благоприятной среды в социальных организациях и службах

ПК-5

способен целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи населения

ПК-9

готов соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности

ПК-12

быть способным определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач в процессе обеспечения социального благополучия

ПК-16

быть способным составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований

ПК-18

быть способным к участию в работе научных коллективов, проводящих исследования по различным направлениям обеспечения социального благополучия

ПК-21

способен учитывать в процессе осуществления организационно-управленческой деятельности особенности национально-культурного, половозрастного и социально-классового положения граждан, нуждающихся в помощи, обеспечении благополучия

ПК-23

готов к координации психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы различных организаций, учреждений и предприятий, а также деятельности различных специалистов в решении задач социальной защиты населения

ПК-26

способен к работе с персоналом предприятий в учреждениях социальной сферы, к планированию и координации деятельности по решению актуальных задач социальной работы, медико-социальной помощи

ПК-27

способен учитывать специфику национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных национальных, половозрастных и социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы

ПК-31

готов к разработке инновационных социальных проектов в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики, обеспечения социального благополучия, медико-социальной помощи

ПК-32

способен создавать социальные проекты для работы в трудных жизненных ситуациях, для обеспечения физического, психического и социального здоровья людей

ПК-35


В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:

ЗНАТЬ

- современные теоретико-методологические основы социальной экологии;

- особенности обеспечения экологической безопасности в современных условиях с применением социальных основ экономики и управления в современной организации;

- современные взгляды и подходы к решению проблем социальной экологии современного российского общества в условиях научно-технического прогресса;

- роль и значения государства, как основного субъекта решения проблем социальной экологии, с учетом проводимой им экономической политики;

- актуальные вопросы экологического обеспечения процесса жизнедеятельности личности, общества и государства;

- основные компоненты антропогенного влияния на экологию жизнедеятельности и решение социальных проблем российского общества;

- правила рационального поведения людей в чрезвычайных экологических ситуациях;

- особенности управления процессом обеспечения экологической безопасности в условиях реформирования российского общества

УМЕТЬ

- анализировать отношения между человеческими сообществами и окружающей средой их обитания

- пользоваться полученными знаниями при организации профессиональной и личной безопасности в сфере творческой профессиональной с возможным использованием справочной литературы.

ВЛАДЕТЬ

- навыками консультативной помощи в решении задач по охране природы и природопользованию,

- навыками самостоятельно выполнять действия в изученной последовательности, в том числе в новых условиях, на новом содержании с использованием методологии системно-деятельностного подхода.



4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов, 1 семестр учебного плана.

Количество часов по учебному плану

Всего 108 часов.

Аудиторные занятия - 68 ч., в том числе интерактивных занятий – 30 ч.

Самостоятельная работа – 40 ч.



п/п

Тема

Виды учебной работы,

трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

всего

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия




всего

Лекционные

Групповые (семинары, практич.)

Лабораторные

Контр. раб.

Реферат/ эссе

Курс. Раб./проект

Расчетно-графич.

зачет

экзамен

Контр.точки по мод.-рейтинг

1.1

Введение в предмет социальной экологии

6

2

4

2

2







+
















1.2

Развитие общей экологии и становление социальной экологии

6

2

4

2

2







+
















1.3

Основные категории социальной экологии

4

2




2




























1.4

Среда человека и ее элементы.

10

4

6

2

4




+

+
















2.1

Социально-экономические, культурные и религиозные причины экологического кризиса




2




2




























2.2

Концепция «пределов роста».




2







2







+
















2.3

Сценарии перехода к «устойчивому развитию»

6

2

4

2

2







+
















2.4

Экологическое развитие России




4




2

4




+

+
















3.1

Экологическое право

6

2

4

2

2







+
















3.2

Экологический контроль и мероприятия по охране окружающей среды. Экологическая экспертиза

6

2

4

2

2







+
















3.3

Экопатология. Экологическая токсикология и ее влияние на образ жизни и здоровье человека




2




2

4







+
















3.4

Современные экологические движения в России и мире.




2




2







+



















4.1

Социальная среда. Современное состояние социальной среды. Демэкология

6

2

4

2

2







+
















4.2

Проблема социопатий. Депривационные процессы в социальной среде

6

2

4

2

2







+
















4.3

Основные этапы становления и развития экологической культуры. Экологическая и глобальная этика.

6

2

4

2

2







+
















4.4

Экологическое воспитание.

6

2

4

2

2







+
















4.5

Социально-экологические аспекты социальной работы. Роль бакалавра социальной работы в решении социально-экологических проблем.




4




2

4




+

+
















Общая

трудоемкость




108

40

68

32

36



















+







3






































5. Содержание дисциплины



Наименование разделов, темы

Содержание темы

1

Экологическое знание: история и современность

1.1

Введение в предмет социальной экологии

Понятие социальная экология. Подходы к пониманию предмета социальной экологии. Методы и задачи социальной экологии. Представления человека о природе в древние времена и эпоху античности. Развитие экологических представлений в эпоху возрождения и эпоху «великих географических открытий». Прогресс в развитии экологических представлений в новое время. Предмет и задачи экологии. Структура и главные направления экологии. Значение экологии в связи с производственной и непроизводственной деятельностью человека.

1.2

Развитие общей экологии и становление социальной экологии

Экология как базовая дисциплина социальной экологии. Этапы развития социальной экологии. Междисциплинарность социальной экологии. Связь с другими науками. Возникновение социальной экологии как экологии города в 20-х годах ХХ века (Парк и Берджесс). Прогресс в развитии социальной экологии с 60-х годов ХХ века до настоящего времени. Роль отечественных ученых в развитии основных положений социальной экологии (И.М.Сеченов, В.И.Вернадский. Н.Н. Моисеев и др.)

1.3

Основные категории социальной экологии

Основные категории социальной экологии. Окружающая среда. Понятие и элементы окружающей человека среды. Человек. Общество. Природа. Социальная и природная среда обитания человека. Система «человек-общество-природа».

1.4

Среда человека и ее элементы.

Понятие среды и окружающей среды человека. Природная среда и социальная среда. Квазиприродная и техногенная среда (Интерпретации Д.Марковича, Н.Ф.Реймерса). Элементы окружающей среды. Средовые факторы и их воздействие на человека. Социально-экологическое взаимодействие. Уровень жизни общества – показатель соотношения между материальной и природной средой. Социально-бытовая среда и ее компоненты. Потребности человека в качественной окружающей среде. Влияние социально-бытовой среды на человека. Рекреационная среда и ее значение для человека. Трудовая среда и ее компоненты. Социально-экономическая и социально-психологическая составляющие трудовой среды. Потребности человека в качественной окружающей среде.

2.

Стратегии существования и развития цивилизации

2.1

Социально-экономические, культурные и религиозные причины экологического кризиса

Рост численности населения, «демографический взрыв». Ресурсный кризис: земельные ресурсы (почва, минеральные ресурсы), энергетические ресурсы. Возрастание агрессивности среды: загрязнение вод и атмосферного воздуха, рост патогенности микроорганизмов. Изменение генофонда: факторы мутагенеза, дрейф генов, естественный отбор. Причины глобального экологического кризиса.

2.2

Концепция «пределов роста».

Связь проблемы ограничения природных ресурсов с проблемой экономического роста. Критерии развития и принципы рыночной экономики. Концепция «золотого миллиарда». Теория «рога изобилия». Антропогенное влияние на природную среду.

2.3

Сценарии перехода к «устойчивому развитию»

Концепция «устойчивого развития». Сценарии перехода к «устойчивому развитию». Стратегические задачи, стоящие перед человечеством. Методы и уровни управления экологической безопасностью.

2.4

Экологическое развитие России

Причины неблагоприятной экологической ситуации в современной России. Глобальные, национальные, региональные и локальные угрозы экологической безопасности России. Концепция и этапы перехода РФ к устойчивому развитию. Национальная экологическая доктрина России.

3.

Современные эколого-социальные проблемы

3.1

Экологическое право.

Уровни экологического права. Конституция РФ об экологических правах граждан. Закон «Об охране окружающей природной среды» (1991г.) Закон «О безопасности» (1992г.). Экологические права граждан России. Региональное и местное законотворчество в области охраны окружающей среды. Органы управления и надзора по охране природы. Экологические преступления и экологическая ответственность.

3.2

Экологический контроль и мероприятия по охране окружающей среды. Экологическая экспертиза

Система экологического контроля в России. Государственный и общественный экологический контроль. Экологическая безопасность. Экологическая оценка производств и предприятий. Экологическая экспертиза. Общественная и государственная экологическая экспертиза. Экологическая паспортизация. Экологическое нормирование. Предельно допустимые выбросы и предельно допустимые концентрации вредных веществ.

3.3

Экопатология. Экологическая токсикология и ее влияние на образ жизни и здоровье человека

Понятие здоровья. Экопатология. Влияние природно-экологических факторов на здоровье человека. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека. Адаптации человека. Гигиена и здоровье человека. Экологические аспекты развития патологий у человека. Схема формирования экологозависимых заболеваний у человека. Экологическая токсикология.

3.4

Современные экологические движения в России и мире.

Общая характеристика экологического движения в России. Главные особенности возникновения экологических движений в России, их цели и задачи. Разнообразие форм экологических организаций. Дефицит конструктивности как недостаток российского экологического движения. Участие России в международном экологическом сотрудничестве. Укрепление экологического сотрудничества в условиях нарастания угрозы экологической катастрофы (1948 - 1968 гг.). Международное экологическое сотрудничество на современном этапе. Экологические политические организации.

4.

Социум и проблемы его экологизации

4.1

Социальная среда. Современное состояние социальной среды. Демэкология

Социальная среда становления и развития человека. Факторы социальной среды. Социальная среда и качество жизни. Параметры качества социальной среды. Социальная политика и социальная среда. Понятие информационной и идейно-нравственной среды обитания человека. Информационная безопасность человека и общества. Идейно-нравственные основы развития человека и общества. Развитие цивилизации и динамика народонаселения. Ресурсы биосферы и демографические проблемы. Демографический аспект глобального экологического кризиса цивилизации. Демографические аспекты экологии. Население России: условия и образ жизни. Социальная микросреда. Семья. Миграция населения. Урбанизация. Вынужденная миграция населения. Миграционная политика.

4.2

Проблема социопатий. Депривационные процессы в социальной среде

Социальная среда как фактор физического и социального здоровья человека. Социальное здоровье: понятие, факторы, пути сохранения и укрепления. Социальная болезнь: понятие, социальные и биологические факторы, пути преодоления. Образ жизни и здоровье. Депривационные процессы в социальной среде. Социальная депривация и социальная эксклюзия.

4.3

Основные этапы становления и развития экологической культуры. Экологическая и глобальная этика.

Нравственный аспект взаимоотношений человека, общества и природы. Природа как ценность. Основные теории экологической этики. Антропоцентризм, натуроцентризм, биоэтика, экологическая этика. А.Печчеи об управлении потребностями человека. Экологическая культура.

4.4

Экологическое воспитание.

Проблема ненасильственного взаимодействия человека, общества и природы в религиозных концепциях. Основные принципы глубинной экологии. Глубинная экология как основа экологического образования. Экологическая педагогика. Экологическое воспитание. Экологическая философия. Экологическое искусство.

4.5

Социально-экологические аспекты социальной работы. Роль бакалавра социальной работы в решении социально-экологических проблем.

Понятие социальной безопасности. Угрозы социальной безопасности. Основные аспекты и уровни социальной безопасности. Влияние депривационных процессов в социальной среде на социальную безопасность. Экологизация социальной среды как условие безопасности социума. Принципы оптимизации состояния социальной среды. Методы и механизмы экологизации социальной среды. Значение экологизации социальной среды для безопасности социума. Экологическая идеология. Экологическая политика.


6. Планы групповых занятий и образовательные технологии

Семинар

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная экология» iconРабочая программа Социальная экология Код дисциплины по учебному...
Обеспечиваемые компетенции. В результате обучения студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями
Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная экология» iconРабочая программа учебной дисциплины
Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная...
Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная экология» iconРабочая программа дисциплины социальная экология направление подготовки...
Особое значение в курсе социальной экологии имеет усвоение учащейся аудиторией экологического императива, подразумевающего глубокое...
Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная экология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная экология» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Социальная экология» разработана...
Социальная экология [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 36 с
Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная экология» iconРабочая программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека»
Рабочая программа учебной дисциплины гигиена и экология человека разработана на основе государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная экология» iconРабочая программа учебной дисциплины «Социальная экология»
Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года №709 и в соответствии с рабочим учебным планом направления...
Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная экология» iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Общая экология» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 "Экология и природопользование"...
Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная экология» iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология животных» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 (05. 03. 06) Экология...
Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная экология» iconСоциальная экология
Социальная экология : программа курса, планы практических занятий и методические рекомендации / сост. Т. Г. Горская; Восточная экономико-юридическая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная экология» iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины деловой иностранный язык Направление 040400. 68, Социальная работа Форма подготовки очная
Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная экология» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Санитарно-гигиеническое нормирование»
Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении курсов: «Прикладная экология», «Промышленная экология и...
Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная экология» iconРабочая программа дисциплины экология Факультативная дисциплина по...
Изучение курса позволит будущим специалистам оценивать свою профессиональную деятельность с экологических позиций
Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная экология» iconПрограмма учебной дисциплины «Экология»
Представляемая программа учебной дисциплины «Экология» в блоке естественнонаучных дисциплин федеральной компоненты составлен с учетом...
Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная экология» iconРабочая программа учебной дисциплины оп. 05 Гигиена и экология человека...
Рабочая программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека» разработана на основе Федерального государственного образовательного...
Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная экология» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Социальная культура Направление...
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованими федерального государственного образовательного стандарта высшего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск