МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕБЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ПРАВА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ
Кафедра философии и социологии права
УТВЕРЖДАЮ
_______________________
«______» ________________20__ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
«МЕДИАЦИЯ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ»
Направление подготовки
030900 – Юриспруденция Наименование магистерской программы
030921 – Теория и история государства и права, история правовых учений
Степень выпускника
МАГИСТР
Ижевск 2012
1. ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В рамках учебной дисциплины «Медиация в юридической практике» осуществляется подготовка студентов к таким видам профессиональной деятельности, как правотворческая; правоприменительная; правоохранительная, экспертно-консультационная, организационно-управленческая, научно-исследовательская и педагогическая.
Целью освоения учебной дисциплины «Медиация в юридической практике» является:
- формирование у студентов целостного представления об альтернативных способах разрешения правовых конфликтов;
- получение знаний, умений и навыков, которые послужат теоретической и практической базой для изучения, осмысления и применения правовых норм, регулирующих альтернативные способы разрешения споров;
- формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых и достаточных для осуществления правоприменительной и экспертно-консультационной деятельности в сфере альтернативного разрешения споров.
В ходе освоения дисциплины «Медиация в юридической практике» студент готовится к выполнению следующих профессиональных задач:
правотворческая деятельность: участие в подготовке нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере альтернативного разрешения правовых конфликтов;
правоприменительная деятельность: составление юридических документов,
используемых в сфере альтернативного разрешения споров, обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;
правоохранительная деятельность: обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства в отношениях в сфере альтернативного разрешения споров; охрана общественного порядка; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц в сфере альтернативного разрешения споров;
экспертно-консультационная деятельность: оказание юридической помощи, консультирование по правовым вопросам в сфере альтернативного разрешения споров; осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов в указанной сфере;
организационно-управленческая деятельность: осуществление организационно-управленческих функций в сфере альтернативного разрешения споров;
научно-исследовательская деятельность: проведение научных исследований по правовым проблемам в сфере альтернативного разрешения споров; участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;
педагогическая деятельность: преподавание юридических дисциплин, касающихся альтернативного разрешения споров; осуществление правового воспитания. 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП МАГИСТРАТУРЫ. Курс входит в Профессиональный цикл; вариативная часть.
ООП М1.Б.02 магистратуры
Курс адресован студентам 1 курса магистратуры направления 030921 – Теория и история государства и права, история правовых учений.
Изучению дисциплины предшествуют: «Теория государства и права», «Гражданское право», «Гражданский процесс», «Семейное право», «Трудовое право», «Земельное право», «Административное право», «Гражданское процессуальное право», «Арбитражный процесс».
Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы общекультурные компетенции ОК-1, ОК-5 и профессиональные компетенции ПК-8, ПК-13 на пороговом и повышенном уровне.
Успешное освоение дисциплины позволяет перейти к изучению последующих дисциплин магистерской подготовки в цикле профессиональном базовой и вариативной частей ООП. Данный курс служит основой для изучения профильной подготовки магистров, «Теория и история прав человека», «Проблемы законотворчества и юридическая техника», «Публичная служба: проблемы правового регулирования», «Сравнительного правоведения», «Учебной и производственной практик», «Научно-исследовательской работы магистранта».
Лекционный курс охватывает наиболее значимые общие вопросы медиации.
Изучение медиации продолжается в ходе самостоятельной работы студента и участия в семинарских занятиях.
В ходе изучения курса магистерской подготовки «Медиация в юридической практике» обучающийся должен выполнить контрольную работу, которая является неотъемлемым условием допуска к экзамену. 3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ
В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. После освоения дисциплины студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
ОК-1 осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания;
ОК-5 компетентным использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом.
После освоения курса студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
ПК-8 способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности;
ПК-13 способностью управлять самостоятельной работой обучающихся.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
понятие внесудебных способов разрешения правовых споров;
классификацию внесудебных способов разрешения правовых споров;
понятие, виды, модели медиации;
международно-правовое регулирование вопросов медиации и примирительных процедур;
правовое регулирование медиации за рубежом
правовое регулирование медиации в России;
общую характеристику частной модели медиации: субъекты, медиабельность правовых споров;
принципы медиации;
правовой статус медиатора;
инициирование медиации, подготовку к проведению медиации;
проведение процедуры медиации;
правовую природу медиативного соглашения;
особенности проведения процедуры медиации при разрешении спора в гражданском, арбитражном производстве, в третейском разбирательстве;
исполнение медиативного соглашения;
медиацию в судебной деятельности;
медиацию в нотариальной деятельности;
участие представителей в медиации;
саморегулируемые организации медиаторов.
Уметь:
самостоятельно искать и анализировать процессуально-правовую литературу,
материалы судебной практики, аналитические материалы по вопросам
медиации в юридической деятельности;
толковать нормы действующего законодательства, регулирующего вопросы медиации, используя положения правовой доктрины и судебную практику;
готовить проекты нормативных правовых актов, проекты обзоров, информационных писем и других аналитических материалов по вопросам практики медиации;
вырабатывать замечания и предложения относительно проектов нормативных правовых актов, проектов обзоров, информационных писем и других аналитических материалов по вопросам практики медиации;
анализировать и решать правовые вопросы, возникающие при коллизиях процессуально-правовых норм и норм, регламентирующих процедуру медиации;
анализировать и решать правовые вопросы, возникающие в ситуации пробела в процессуально-правовом регулировании;
анализировать и решать правовые вопросы, возникающие в ситуации наличия в праве судебного или частного усмотрения;
изготавливать соглашения, заключаемые при проведении процедуры медиации;
вести аргументированную устную и письменную полемику, дискуссию по вопросам медиации в юридической деятельности;
разрешать сложные вопросы профессиональной деятельности на основе норм профессиональной этики.
Владеть:
навыками анализа и обобщения материалов судебной практики, научно-практической литературы по вопросам арбитражного, гражданского процесса, исполнительного производства, внесудебных способов урегулирования правовых споров;
навыками составления документов, заключаемых при проведении процедуры медиации;
навыками разрешения сложных правовых конфликтов;
навыками правового воспитания и убеждения.
5. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. Из них 20 аудиторных часов: лекции – 4 часа, семинарские занятия – 14 часов, контроль самостоятельной работы студентов – 2 часа; самостоятельная работа студентов – 34 часа; экзамен – 18 часов. Программа дисциплины построена блочно-модульно. В курсе выделено 2 блока, 6 тем.
Блок 1. Сущность и правовое регулирование медиации как альтернативного способа урегулирования правовых споров.
Тема 1. Медиация в системе альтернативных способов урегулирования правовых споров.
Тема 2. Международно правовое регулирование медиации.
Тема 3. Правовое регулирование медиации в России.
Блок 2. Медиация организации и применение в юридической практике.
Тема 4. Профессиональные компетенции медиатора.
Тема 5. Организация медиации: стадии, принципы, проведения.
Тема 6. Особенности применения медиативных техник в юридической практике. Общая, трудоемкость 2 зачетные единицы, 72 часа. Форма обучения – очная. Количество семестров – 1.
№
п/п
| Разделы, темы дисциплины
| Неделя
семестра
| Виды учебной работы
(в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
| Формируемые
компетенции (код)
| Всего компетенций
| Л.
| Пр.
| СРС
| ОК
| ПК
|
| Семестр 1
| I
| Блок 1. Сущность и правовое регулирование медиации как альтернативного способа урегулирования правовых споров
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1..
| Тема 1. Медиация в системе альтернативных способов урегулирования правовых споров
|
| 2
| 2
| 4
| Лекция Семинар
Анализ законодательства
| ОК-1
ОК-5
| ПК-13
| 3
| 2.
| Тема 2. Международно- правовое регулирование медиации
|
|
| 2
| 6
| Семинар Анализ законодательства
Тестирование
| ОК-1
ОК-5
| ПК-13
| 3
| 3.
| Тема 3. Правовое регулирование медиации в России
|
|
| 2
| 6
| Семинар Анализ научной и учебной литературы Подготовка контрольной работы
| ОК-1
ОК-5
| ПК-8
ПК-13
| 4
| II
| Блок 2. Медиация организации и применение в юридической практике
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4.
| Тема 4. Профессиональные компетенции медиатора
|
|
| 2
| 6
| Семинар Подготовка контрольной работы Тестирование
| ОК-1
ОК-5
| ПК-8
ПК-13
| 4
| 5.
| Тема 5. Организация медиации: стадии, принципы, проведения
|
| 2
| 2
| 6
| Лекция
Семинар
Анализ законодательства
Тестирование
| ОК-1
ОК-5
| ПК-13
| 3
| 6.
| Тема 6. Особенности применения медиативных техник в юридической практике
|
|
| 4
| 6
| Семинар Анализ законодательства
Тестирование
Дискуссия
| ОК-1
ОК-5
| ПК-13
| 3
| 7
| Контроль самостоятельной работы студентов
|
|
| 2
|
| Дебаты
| ОК-1
ОК-5
| ПК-8
ПК-13
| 4
|
| Всего
|
| 4
| 16 (14+2)
| 34
|
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
5.1. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА Блок I. Сущность и правовое регулирование медиации как альтернативного способа урегулирования правовых споров
|