Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры международных отношений, протокол n 6 от «18»





Скачать 267.72 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры международных отношений, протокол n 6 от «18»
страница1/2
Дата публикации18.11.2014
Размер267.72 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
  1   2

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УМКД «Международная безопасность: актуальные проблемы и новые подходы»

Разработал:

Губин А.В..

Идентификационный номер: УМКД.19(75)-031900.68-М2.В.ДВ.5.2-2012

Контрольный экземпляр находится на кафедре международных отношений

Лист из





лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
школа региональных и международных исследований


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)

Международная безопасность: актуальные проблемы и новые подходы
031900.68 - Международные отношения
Форма подготовки – очная


Школа региональных и международных исследований

Кафедра международных отношений

курс 1 семестр 2

лекции 18 (час.)

практические занятия 18 час.

семинарские занятия ___час.

лабораторные работы __час.

консультации

всего часов аудиторной нагрузки 36 (час.)

самостоятельная работа 36 (час.)

реферативные работы

контрольные работы

зачет 2 семестр
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования N 225 oт 29.03.2010.

Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры международных отношений, протокол N 6 от « 18 » июня 2012 г.
Заведующая кафедрой Троякова Т.Г. 2012г.

Составитель (ли): Губин А.В.., к.пол.н.

АННОТАЦИЯ РПУД

Программа курса «Международная безопасность: актуальные проблемы и новые подходы» по направлению 030701.68 «Международные отношения» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта и учебными планами ШРМИ.

Курс относится к дисциплинам вариативной части профессионального (специального) цикла и изучается в 1 семестре в рамках программы магистратуры. Освоение данной дисциплины является компонентом второго этапа подготовки магистрантов по избранной ими научной специализации и непосредственно связано с выполнением ими научно-исследовательской работы. В результате освоения дисциплины магистрант должен полностью или частично приобрести следующие компетенции, предусмотренные ФГОС ВПО:

готовностью практически использовать знание правовых аспектов обеспечения работы международника в сфере деятельности государственных структур, бизнеса, третьего сектора (ПК-3);

владением политически корректной устной и письменной речью в рамках профессиональной тематики на русском и иностранных языках (ПК-15);

умением и навыками слежения за динамикой основных характеристик среды международной безопасности и понимание их влияния на национальную безопасность России (ПК-35);

ориентацией в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах, пониманием механизмов взаимовлияния планетарной среды, мировой экономики и мировой политики (ПК-37).

Цель курса: дать представление магистрантам об основных понятиях, категориях, теориях и концепциях в сфере национальной, региональной и глобальной безопасности.

Задачи курса:

1. Познакомить слушателей с ключевыми проблемами и тенденциями в контексте современного мира, показать особенности процесса контроля над вооружениями, влияния государственных и негосударственных акторов на ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Необходимо сформировать понимание основных региональных процессов в области безопасности, наиболее актуальных вызовов и угроз.

2. Значительная часть настоящего курса посвящена анализу соотношения национальной, региональной и международной безопасности. Особое внимание уделяется феномену военной безопасности, которая остаётся базовой ценностью любого государства. Между тем, даётся представление о комплексной природе безопасности на любом уровне, поскольку она непосредственно имеет отношение к экономическим, гуманитарным, экологическим и иным аспектам.

3. Пристальное внимание уделяется анализу конкретных практик безопасности, существовавших, в том числе, и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в разные исторические периоды. Для понимания современных процессов исследуются явления демократизации, слома суверенитета, кризиса традиционного международного права и классических межгосударственных институтов.

4. В курсе даётся характеристика Азиатско-Тихоокеанского региона с точки зрения фона безопасности, общих угроз, взаимозависимостей государств, их многосторонних усилий. Даётся понятие о природе и современном состоянии российско-японской территориальной, «тайваньской и «корейской» проблемах.

5. Широко раскрывается тематика «новых» угроз безопасности, характерных для современной, переходной системы международных отношений. Прежде всего, терроризма, распространения ОМУ и гонки вооружений, внутренних и локальных конфликтов, международного вооружённого вмешательства.

На лекциях планируется изучить европейский, американский и российский опыт национальной безопасности и налаживания сотрудничества с другими странами для совместного решения общих проблем.

Отдельно рассматривается влияние негосударственных участников международных отношений на глобальную и региональную безопасность, такие угрозы как трансграничные природные катастрофы, изменение климата, перенаселение, недостаток воды и продовольствия, организованная преступность, наркоторговля и другие.

Одной из важнейших составляющих курса является формирование у слушателей понятий о научной терминологии, связанной с теорией и практикой, представлений об источниках и историографии по данному предмету, методологии получения и обработки информации. Приобретенные знания могут быть использованы при написании письменных работ по тематике курса, дальнейших исследованиях, профессиональной деятельности.

После окончания курса подразумевается, что слушатели:

- Будут иметь широкие представления о современных мировых политических процессах и глобальных процессах;

- Приобретут навыки прикладного анализа для ориентации в международной среде;

- Используют опыт в осуществлении своей профессиональной деятельности в качестве государственных и муниципальных служащих, бизнесменов, исследователей, журналистов, сотрудников неправительственных учреждений;

- Будут готовы к компетентным действиям в рамках различных международных институтов.

В соответствии с требованиями ФГОС получение магистерского образования по направлению подготовки «Международные отношения» предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.


  1. СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса (18 ч.)


Раздел 1. Теория и практика безопасности, глобальные угрозы (12 часов)

Тема 1. Введение в проблематику безопасности (1 ч.)

Наиболее распространённые определения безопасности, различные уровни и виды безопасности, классификации, иерархия. Связь персонального, национального, регионального, международного и глобального уровней. Специфика военной безопасности. Война, как «неизбежное зло» и способ взаимодействия государств на мировой арене. Понятия вызова и угрозы – различные аспекты. Категория национальных интересов – структура, критерии, обоснование.

Тема 2. Основы безопасности (1 ч.)

Концепции политического реализма, государственно-центристский подход. Либерально-идеалистическая парадигма и максима международного сотрудничества. Образование систем коллективной, всеобщей и всеобъемлющей безопасности. Теории взаимозависимости и баланса угроз (в дополнение к балансу сил).

Тема 3. Новые концепции безопасности: изменения в международной среде (2 ч.)

Крушение биполярной системы мироустройства, кризис международных институтов и режимов. Изменение структуры угроз и вызовов в мировой политике. Волны демократизации. Концепции кооперативной безопасности («гроцианская» и «кантианская»). Вопросы человеческой, гуманитарной безопасности. Теория демократического мира. Текущий миропорядок: монополярность, альтернативная биполярность, аполярность. Азиатско-Тихоокеанская система международных отношений и региональной безопасности – формирование, основные этапы.

Тема 4. Терроризм как глобальная угроза (2 ч.)

Причины и цели террористов. Определения терроризма, принятые в США, ЕС, ООН. Локальные и международные террористические организации, интернационализация экстремизма. Терроризм как негосударственный актор системы международных отношений. Сетевые и сотовые формации современного терроризма, использование средств коммуникаций и новых технологий. ОМУ-терроризм. Инициативы по борьбе с терроризмом – национальные, региональные и глобальные, коалиционные стратегии. Проблемы терроризма в АТР.

Тема 5. Оружие массового уничтожения в контексте глобальной и региональной безопасности (2 ч.)

Ядерное оружие как политический инструмент. Принципы ядерного сдерживания и ядерного шантажа. Договор о нераспространении 1968 года, зоны, свободные от ядерного оружия. Нарушители и ренегаты режима нераспространения, кризис традиционной системы. Конвенция о запрещении химического оружия 1972 года. Биологическое оружие, Конвенция и биологическом и токсинном оружии. Средств доставки, режим контроля за ракетными технологиями, экспортный контроль. Новые инициативы по нераспространению – Шестисторонние переговоры, как региональный механизм.

Тема 6. Гонка вооружения на современном этапе мирового развития (1 ч.)

Контроль за стратегическими наступательными вооружениями, процесс взаимных сокращений и основные соглашения в этой сфере. Вопрос противоракетной обороны, как ключевая тема российско-американских переговоров. Проблемы военной активности и военного строительства в бассейне Тихого океана. Обычные вооружения, торговля оружием. Легкое и стрелковое оружие. Европейские модели контроля – Вассенаарские договоренности, Договор об обычных вооруженных силах в Европе.

Тема 7. Внутренние и локальные конфликты (2 ч.)

Увеличение числа конфликтов после Второй мировой войны, усиление конфликтного потенциала в АТР. Основные причины возникновения нестабильности, акторы конфликтов. Регулятивные механизмы, переговорные процессы. Проблемы миротворчества и построения мира.

Тема 8. Международное военное вмешательство, гуманитарные интервенции(1 ч.)

Устав ООН и санкционирование применения силы. Предотвращение агрессии - «Буря в Пустыне», 1991 года. Гуманитарная интервенция – «Решительная сила», 1999 год. Контр-террористическая операция, Афганистан, 2001. Свержение и замена режима – Ирак, Ливия. «Цветные и твиттеровские революции». Роль негосударственных акторов, новые техники инициирования гражданского неповиновения и оказания международного давления.
Раздел 2. Региональные практики безопасности (6 часов)

Тема 1. Евроатлантический опыт безопасности (1 ч.)

Концепции европоцентризма. Расширение НАТО, модель вовлечения. Участие ЕС в поддержании мира. Деятельность ОБСЕ. Новые аспекты европейской безопасности – проблемы миграции, этнических и конфессиональных противоречий.

Тема 2. Субрегиональные системы безопасности Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии (2 ч.)

Краткая характеристика регионов. Динамика формирования ключевых угроз. Российско-японский территориальный спор. Ядерный статус КНДР. «Тайваньская проблема». «Большой Китай» как региональный вызов. Проблема Южно-Китайского моря. Походы России и США к региональной безопасности, различные стратегии и способы диалога. Роль и место АСЕАН и её институтов (АРФ, АСЕАН+3). Куала-лумпурская декларация о зоне мира, 1971 г.

Тема 3. Российские подходы к региональной безопасности (1 ч.)

Национальное законодательство – Концепция и Стратегия национальной безопасности. Проблемы постконфликтного урегулирования на постсоветском пространстве – Договор коллективной безопасности. Основные вызовы на южной и западном направлениях, внутренние противоречия. Шанхайская организация сотрудничества, 2001 – стратегический дуумвират.

Тема 4. Американская модель региональной безопасности(1 ч.)

Национальное законодательство, стратегические воззрения. Общеамериканская и трансатлантическая безопасность. Система двусторонних связей в АТР. Построение системы национальной противоракетной обороны. Модельпередовоговоенногоприсутствияи «стратегическогозонтика».

Тема 5. Негосударственные измерения современной национальной, региональной и глобальной безопасности (1 ч.)

Неравномерное социально-экономическое развитие – конфликт по оси «Север-Юг». Миграционные процессы, перенаселение, нехватка воды и продовольствия. Экологические последствия промышленного развития, трансграничные природные и техногенные катастрофы. Организованная преступность, наркотрафик, работорговля.


  1. СТРУКТУРА И содержание практической части курса


Семинарские занятия(18 ч.)
Занятие 1. Феномен биполярности (2 ч.)

«Холодная война» и «биполярная система» - основополагающие характеристики. Конфликты разной степени интенсивности в регионе после Второй мировой войны (Корея, Вьетнам, Индонезия и т.д.). Движение неприсоединения. Советско-китайские противоречия. Статус кво и принцип мирного сосуществования в период биполярности.

Занятие 2. Современная региональная ситуация (2 ч.)

Характеристика Тихоокеанской Азии – принципы синергии или борьбы противоположностей. Основные структуры и институты в области безопасности в регионе – АСЕАН, АРФ, коалиции.

Занятие 3. Терроризм в АТР (2 ч.)

История явления в регионе – атаки и контратаки. Основные акторы, фундаментальные причины – политические, криминальные, религиозные, этнические и др. Приоритеты для государств АТР в борьбе с терроризмом. Возможные пути формирования внутренней и внешней политики государств.

Занятие 4. Военное измерение АТР (2 ч.)

Вопросы нераспространения ОМУ, потенциальные ядерные государства в АТР, региональная гонка вооружений и её влияние на стабильность. Региональные соглашения в сфере безопасности и обороны.

Занятие 5. Современное миротворчество (2 ч.)

Миротворческие операции, включая АТР (и те, где участвую региональные государства). Изменение роли ООН, региональные альтернативы универсальным схемам безопасности.

Занятие 6. Новые угрозы (2 ч.)

Международное вооруженное вмешательство как потенциальный сценарий разрешения конфликтов в АТР. Влияние на формирование государственных стратегий и линий поведения.

Занятие 7. Опыт разрешения конфликтов на Евразийском пространстве (конфликт на выбор, 2 ч.)

Требуется краткий обзор конфликта, его причин, основных действующих сторон, переговорного процесса, предложений по его разрешению и текущей ситуации. Рекомендуется аргументировать ответ ссылками на документы, высказывания непосредственных участников, проанализировать эффективность мер и возможные пути решения.

Занятие 8. Опыт разрешения конфликтов в АТР (конфликт на выбор, 2 ч.)

Требуется краткий обзор конфликта, его причин, основных действующих сторон, переговорного процесса, предложений по его разрешению и текущей ситуации. Рекомендуется аргументировать ответ ссылками на документы, высказывания непосредственных участников, проанализировать эффективность мер и возможные пути решения.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры международных отношений, протокол n 6 от «18» iconРабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры международных отношений, протокол n 6 от «18» iconРабочая программа учебной дисциплины Составитель И. А. Юмашева Оренбург...
Обсуждена на заседании кафедры «Теории управления и маркетинга» от 29 августа 2014 г., протокол №1
Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры международных отношений, протокол n 6 от «18» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Рассмотрено на заседании кафедры новой истории и международных отношений 16. 05. 2011, протокол №10. Соответствует требованиям к...
Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры международных отношений, протокол n 6 от «18» iconРабочая программа учебной дисциплины Составитель А. Г. Алятина Оренбург...
Обсуждена на заседании кафедры «Управления персоналом, туризма и сервиса» от г., протокол № …
Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры международных отношений, протокол n 6 от «18» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Политические институты, процессы и технологии» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры международных отношений...
Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры международных отношений, протокол n 6 от «18» iconРабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры международных отношений, протокол n 6 от «18» iconВысшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры «Аналитические информационные системы», протокол №3 от 15 марта...
Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры международных отношений, протокол n 6 от «18» iconРабочая программа учебной дисциплины «профессиональная этика»
Одобрено кафедрой международных отношений и иностранных языков (протокол №1 заседания кафедры от 25 августа 2014 г.)
Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры международных отношений, протокол n 6 от «18» iconРабочая программа учебной дисциплины «История»
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры сравнительных политических исследований «21» июня 2012 г., протокол №1
Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры международных отношений, протокол n 6 от «18» iconРабочая программа учебной дисциплины «Экономика»
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры сравнительных политических исследований «21» июня 2012 г., протокол №1
Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры международных отношений, протокол n 6 от «18» iconРабочая программа учебной дисциплины «Философия»
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры сравнительных политических исследований «21» июня 2012 г., протокол №1
Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры международных отношений, протокол n 6 от «18» iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры новой истории и международных отношений 21. 04. 2011, протокол №3
Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры международных отношений, протокол n 6 от «18» iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры новой истории и международных отношений 21. 04. 2011, протокол №3
Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры международных отношений, протокол n 6 от «18» iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры новой истории и международных отношений 21. 04. 2011, протокол №3
Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры международных отношений, протокол n 6 от «18» iconРабочая учебная программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры международных отношений, протокол n 6 от «18» iconРабочая программа учебной дисциплины
Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры Теории и практики управления Оренбургского филиала ранхигс «20» октября 2011...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск