Московский гуманитарно-экономический институт
Новороссийский филиал
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА»
по направлению подготовки
031900.62 Международные отношения квалификация (степень) «бакалавр»
Новороссийск - 2015
Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика». – Новороссийск: НФ МГЭИ, 2014.– 24 с. Одобрено кафедрой международных отношений и иностранных языков (протокол № 1 заседания кафедры от 25 августа 2014 г.).
Одобрено решением Совета филиала протокол № 7 от 11 июня 2014 г.
№ МФ. 14.060 Переутверждено на заседании кафедры МО и ИЯ НФ МГЭИ:
Протокол №____ от «____» ______________20___г.
Протокол №____ от «____» ______________20___г.
Протокол №____ от «____» ______________20___г.
Протокол №____ от «____» ______________20___г.
Протокол №____ от «____» ______________20___г.
© Московский гуманитарно-экономический институт Новороссийский филиал, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
| 4
| Структура и содержание дисциплины
| 7
| Объем дисциплины и виды учебной работы
| 7
| Тематический план
| 8
| Программа курса
| 9
| Планы проведения практических занятий
| 12
| Образовательные технологии
| 21
| Контроль знаний студентов. Оценочные средства
| 21
| Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
| 23
| Материально-техническое обеспечение дисциплины
| 24
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Место дисциплины в структуре ООП. Данная дисциплина относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу Б.1. Дисциплины по выбору. Изучается в 1 семестре.
Специальность «Международные отношения» призвана обеспечить подготовку специалистов и исследователей в области международных отношений, владеющих совокупностью знаний, умений и навыков по политической и экономической проблематики международных отношений и способных комплексно анализировать многообразные связи между различными участниками международных отношений, включая международные политические и экономические институты и организации.
Актуальность дисциплины заключается в необходимости насыщения государственных и негосударственных структур, занятых внешнеполитической и внешнеэкономической деятельностью, специалистами, знания и компетенции которых выходят за пределы узкоспециализированной подготовки (бакалавр в области международных отношений, экономист-международник).
В государственном и частном сектору экономики на сегодняшний момент востребованы работники, способные представлять интересы российского государства и компаний за рубежом или иностранного бизнеса в России, соответствующие высоким нормам этики и морали, предъявляемым к специалистам, осуществляющим взаимодействие между представителями различных культур и языковых общностей и представляющих российское общество, государство и бизнес на международной арене.
Цели освоения дисциплины. Цель освоения дисциплины «Профессиональная этика» - сформировать при подготовке кадров в области международных отношений, профессиональная деятельность которых направлена на изучение системы международных отношений, важнейших международных организаций и объединений, проблем и тенденций развития мировой политики, вопросов национальной безопасности и внешней политики России, других государств целостное представление о характере и механизме действия норм профессиональной этики, их единстве и взаимодействии с требованиями общественной морали.
Цель курса конкретизируется в основных задачах, последовательность решения которых определяет структуру учебного курса, формирует, как общее представление о роли морали в жизни человека и общества, так и нравственной ценности права, помогает студентам определить собственную осмысленную позицию относительно проблем, имеющих большую социальную значимость.
Основные задачи курса:
- овладение основными категориями и понятиями этики профессиональной деятельности бакалавра в области международных отношений;
- изучение особенностей внешней политики Российской Федерации, механизма ее формирования и реализации и ее связей с нормами общественной морали;
- изучение сфер возможной профессиональной деятельности? овладение спецификой работы в государственных и негосударственных структурах и этики делового общения.
Требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения курса студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Международные отношения», должны:
- иметь представление о специфике деятельности специалиста в области международных отношений в государственных и негосударственных структурах;
- знать содержание основных категорий курса, сущность и проблемы развития международных отношений и мировой политики, внешней политики и дипломатии Российской Федерации в современных условиях, а также этические особенности профессиональной деятельности бакалавра в области международных отношений;
- уметь пользоваться литературой, документами и другими материалами по специальности;
- иметь навыки исследовательской и практической работы, необходимые для работы в государственных и негосударственных структурах. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у студентов направления подготовки «Международные отношения» следующих компетенций:
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8);
знание и понимание гражданских основ будущей профессиональной деятельности (ОК-21);
умение на практике защитить свои законные права, в том числе права личности, при уважении к соответствующим правам других в многоэтничном и интернациональном окружении, умение использовать Гражданский кодекс РФ и другие правовые документы (ОК-24);
владение методами делового общения в интернациональной среде, способность использовать особенности местной деловой культуры зарубежных стран (ОК-27);
владение этикой межличностных отношений и эмоциональной саморегуляции (ОК-31);
знание основ дипломатического протокола и этикета и устойчивые навыки применять их на практике (ПДК - 17).
Изучение данной дисциплины предусмотрено ФГОС ВПО (2010).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа). Одна зачётная единица равна 36 часам. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
|
|
| 1
| 2
| Аудиторные занятия (всего), в том числе:
| 36
| 36
|
| Лекций (Л)
| 18
| 18
|
| Семинары (С), в т.ч. зачет
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 18
| 18
|
| Самостоятельная работа (всего), в том числе:
| 72
| 72
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
|
| Реферат
| -
| -
|
| Другие виды самостоятельной работы под руководством преподавателя
| 36
| 36
|
| Решение практических ситуаций
| 36
| 36
|
| Подготовка научных докладов и сообщений
| -
| -
|
| Вид промежуточной аттестации Зачет
| 2
| 2
|
| Общая трудоемкость, час Зачетные единицы
| 108
| 108
|
|
| 2
| 2
|
|
Тематический план
№
п/п
| Раздел
дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формируемые компетенции
| Лекции
| Семинар
| Лаб. практич
| Самост. работа
|
| 1
| Понятие, предмет, система и структура профессиональной этики
| 1
| 1-2
| 2
| 2
|
| 4
| ОК-8,21,24
| 2
| Международные отношения и мировая политика как сфера профессиональной деятельности и учебная дисциплина
| 1
| 3-4
| 2
| 2
|
| 4
| ОК-27,31
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
| Сферы деятельности специалиста в области международных отношений в государственных и негосударственных структурах
| 1
| 5-6
| 2
| 2
|
| 4
| ОК-8,31
| 4
| Источники и материалы изучения международных отношений и мировой политики, методика обращения с ними
| 1
| 7-8
| 2
| 2
|
| 4
| ОК-27,31
ПДК-17
| 5
| Коммуникация как основной механизм взаимодействия в профессиональной деятельности. Формы деловой коммуникации
| 1
| 9-10
| 2
|
| 2
| 4
| ОК-8
| 6
| Современный политический мир: этика делового общения и тенденции развития
| 1
| 11-12
| 2
| 2
|
| 4
| ОК-21,24
| 7
| Внешняя политика и дипломатия: этика поведения участников в процессе коммуникации
| 1
| 13-14
| 2
| 2
|
| 4
| ОК-27
| 8
| Теоретические проблемы анализа внешнеполитической деятельности
| 1
| 15-16
| 2
| 2
|
| 4
| ПДК-17
| 9
| Технические средства делового общения и Профессиональная этика
| 1
| 17-18
| 2
| 2
|
| 4
| ОК-8,24
| 10
| Деловой этикет и дипломатический протокол
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ИТОГО
|
|
| 18
| 16
| 2
| 36
| Зачет
|
ПРОГРАММА КУРСА
|