Скачать 0.64 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» Кафедра социальной педагогики и социальной работы ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Направление подготовки: Специальность: 040101.65 «Социальная работа» (специалитет) Красноярск 2013 УМКД составлен Кухар М. А., дополнен ст. преподавателем Хацкевич Т. А. Обсужден на заседании кафедры социальной педагогики и социальной работы «____» __________20____ Зав. кафедрой Д.п.н., профессор Т. В. Фуряева Одобрено научно-методическим советом факультета педагогики и психологии детства «___» ____________ 20___ г. Председатель НМСС О. В. Груздева Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Проблемы социальной работы с молодежью» с другими дисциплинами специальности 040101.65 «Социальная работа» на 2012/2013 учебный год
Зав. кафедрой Т. В. Фуряева Председатель НМСС О. В. Груздева «____»____________20____ г. Лист внесения изменений Дополнения и изменения в рабочей программе на 200__/_______учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: 1. 2. 3. Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры "___"_____ 200__г. Внесенные изменения утверждаю Заведующий кафедрой _________________________________ "_____"___________ 200__г. Лист внесения изменений Дополнения и изменения в рабочей программе на 200__/_______учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: 1. 2. 3. Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры "___"_____ 200__г. Внесенные изменения утверждаю Заведующий кафедрой _________________________________ "_____"___________ 200__г. Лист внесения изменений Дополнения и изменения в рабочей программе на 20__/_______учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: 1. 2. 3. Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры "___"_____ 200__г. Внесенные изменения утверждаю Заведующий кафедрой _________________________________ "_____"___________ 200__г. Лист внесения изменений Дополнения и изменения в рабочей программе на 20__/_______учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: 1. 2. 3. Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры "___"_____ 200__г. Внесенные изменения утверждаю Заведующий кафедрой _________________________________ "_____"___________ 200__г. Оглавление
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс (УМКД) дисциплины «Проблемы социальной работы с молодежью» для студентов очной и заочно-сокращенной форм обучения по специальности 040101.65 «Социальная работа» включает в себя следующие элементы:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ» ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА
ВВЕДЕНИЕ Рабочая модульная программа дисциплины «Проблемы социальной работы с молодежью» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 040101.65 «Социальная работа» и рабочей программой данной дисциплины. Выдержка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 040101.65 «Социальная работа». Содержание дисциплины «Проблемы социальной работы с молодежью» определяется следующими положениями: - молодежь как социально-демографическая группа; - особенности социализации молодежи; - государственная молодежная политика: проблемы реализации; - образование молодежи: проблемы и перспективы; - социальная поддержка молодой семьи; - потенциал молодежных объединений; - занятость молодежи; - система социальных служб для молодежи. Цель курса — дать целостное представление об организационно-правовых основах, структурах и формах государственной молодежной политики общих теоретических положениях и понятийном аппарате, специфических проблемах и конкретных методах социальной работы с молодежью. Задачи курса:
Место курса в системе освоения профессиональной образовательной программы. Учебная дисциплина «Проблемы социальной работы с молодежью» в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования занимает одно из ключевых мест в системе дисциплин профессиональной подготовки по направлению 040101.65 «Социальная работа». В соответствии с целями и задачами курса ее преподавание осуществляется на четвертом курсе вместе с изучением технологий социальной работыс целью формирования у студентов представлений о сущности и методологии социальной работы. В лекциях раскрываются основные вопросы теоретико-методологического содержания дисциплины, используются данные научных исследований и передовой опыт работы, даются указания на более детальное изучение курса. На семинарских занятиях вырабатываются навыки изучения и анализа рекомендованной литературы, особое внимание уделяется методам и технологиям работы с молодежью. Самостоятельная работа студентов заключается в изучении программного материала по учебникам, учебно-методическим пособиям и другой специальной литературе, выполнении заданий. Это позволяет студентам закрепить полученные знания, уяснить особенности их применения в деятельности специалиста по социальной работе. Требования к уровню освоения содержания курса. По окончанию изучения учебного курса студенты должны знать: - основные понятия, технологии, формы и методы, используемые в социальной работе с молодежью - историко-культурные и теоретико-методологические основы социальной деятельности - современные тенденции государственной молодежной политики - типология молодежных объединений уметь: - применять различные методы для проведения аналитической, прогнозно-экспертной, консультационной и мониторинговой работы; - диагностировать ситуацию или процесс; - строить и реализовывать проекты в области социальной работы с молодежью; - строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных социальных явлений, осуществлять их количественный и качественный анализ; - анализировать проблемные ситуации человека в социуме; - находить нестандартные решения типовых задач. Технология процесса обучения по дисциплине. На изучение дисциплины по очной форме отводится 108 часов: из них аудиторные – 44, самостоятельная работа – 64. Дисциплина читается в 8-ом семестре. На изучение дисциплины по заочно-сокращенной форме отводится 108 часов: из них аудиторные – 12, самостоятельная работа – 96. Организация учебного материала предполагает деление дисциплины на модульные единицы, построенные по принципу взаимодополнения. Текущий контроль проводится в устной форме в виде ответов на вопросы, сообщений, докладов на определенные темы; в письменной форме в виде контрольных работ, словарных тематических диктантов, сочинений и рефератов. Изучение дисциплины завершается зачетом. Содержание теоретического курса Базовый модуль I. Тема 1. Молодежь как социально-демографическая группа и ее основные характеристики. Предмет, цели и задачи курса «Проблемы социальной работы с молодежью». Науки, изучающие молодежь. Основные характеристики молодежи как социально-демографической группы, ее социально-психологические, демографические, этнографические и социокультурные особенности. Возрастные и социально-психологические аспекты юности. Понятие возрастной стратификации. Тема 2. Проблема субъектности молодежи и ее социализации. Молодежь как субъект и объект социальных отношений. Социальная структура общества. Молодой человек, семья, социальные группы. Социальное развитие молодежи. Проблемы социализации молодежи на современном этапе. Основные модели социализации молодежи. Основные положения теоретического осмысления молодежи. Теоретико-методологические основы социальной работы с молодежью. Ценностные ориентации молодежи. Молодежная субкультура: понятие, особенности, типы. Тема 3. Государственная молодежная политика в России. Правовое обеспечение государственной молодежной политики (ГМП) как комплексная проблема, связанная с особенностями правового статуса молодых граждан и их объединений. Особенности формирования молодежного законодательства в современной РФ. Законодательные акты в области ГМП и социальной защиты молодежи в субъектах РФ. Понятие цели, основных направлений государственной молодежной политики. Государственные структуры разного уровня, реализующие молодежную политику. Государственные органы по делам молодежи: структура и функции. Органы по делам молодежи в структуре законодательной власти. Принципы и направления ГМП. Нормативно-правовые акты в рамках государственной молодежной политики. Опыт и проблемы реализации молодежной политики на региональном и муниципальном уровнях. Тема 4. Основные направления деятельности и виды социальных служб для молодежи. Комплексный подход к решению социальных проблем молодежи в системе социальных служб для молодежи. Социальные службы для молодежи – направления, ведущие технологии работы. Учреждения по оказанию социальных услуг для молодежи – принципы и направления развития. Специализированные социальные службы, социальные комплексы, территориальные социальные центры. Экспериментальная деятельность, апробация и внедрение новых социальных технологий. Отработка оптимальных моделей социальных служб. Опорно-экспериментальные центры Государственного комитета Российской Федерации по молодежной политике. Территориальные социальные службы для молодежи. Примерное положение о территориальной социальной службе для молодежи. Юридический статус и полномочия, нормативная база, объекты и направления деятельности, источники финансирования, взаимодействие с государственными органами и учреждениями, общественными организациями. Опыт работы опытно-экспериментальных центров Государственного комитета РФ по молодежной политике. Перспективы развития системы социальных служб в регионах РФ. Тема 5. Молодежные и детские организации как субъекты социальной работы с молодежью. История становления молодежного движения в России и за рубежом. Возникновение первых союзов молодежи в России. Создание Российского Коммунистического союза молодежи – юношеской организации нового типа. Образование Коммунистического интернационала молодежи. Взаимодействие сил различной политической ориентации в международном молодежном движении. Всемирные фестивали молодежи и студентов. Современное молодежное и детское движение: состояние и перспективы Базовый модуль II. Тема 6. Молодежь на рынке труда. Общая характеристика рынка труда. Особенности и тенденции профессионального самоопределения молодежи. Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи. Проблема совмещения обучения и трудовой деятельности. Молодежное предпринимательство. Проблема молодежной безработицы. Пути оптимизации обеспечения трудовой занятости молодежи. Социальная поддержка безработной молодежи. |
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: Специальность... Направление подготовки: Специальность 040101. 65 «Социальная работа», квалификация специалист | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Направление подготовки: специалитет... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс дисциплины (курс по выбору) Направление... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины социальная экология Специальность... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины базы данных в социальной... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта 2-го поколения... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины семьеведение направление... | Учебно-методический комплекс дисциплины социология Специальность... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Концепции современного естествознания» Министерством образования Российской Федерации 10 марта 2000 г. Номер государственной регистрации 83 мжд/сп. Специальность 040101.... | Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных... Выпускная квалификационная работа — это итоговая исследовательская и, главное, самостоятельно выполненная работа студента дневной,... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины ... | Учебно-методический комплекс дисциплины компьютерный практикум Направление... Министерством образования Российской Федерации 10 марта 2000 г. Номер государственной регистрации 521100-doc 84 гум/бак. Направление... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы профориентологии для... Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В его основу положены требования к обязательному... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 1, Д. С. 4, Сд психология... Авторы-составители программы: Синкевич И. А., канд пед наук, доцент, Тузова О. Н., канд психол наук, старший преподаватель |