Скачать 382.33 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева Кафедра социальной педагогики и социальной работы опыт организационно-административной работы в системе социальных служб учреждений, организаций Учебно-методический комплекс дисциплины Направление подготовки: специалитет Специальность: 040101.65 «Социальная работа» Красноярск, 2013 Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Методика исследований в социальной работе» - курс по выбору состоит: 1. Пояснительной записке, которая ориентирует в составе и содержании УМКД «Методика исследований в социальной работе» 2. Общей программы дисциплины, включающей в себя: 2.1. содержание теоретического курса; 2.2. учебно-методическую карту дисциплины «Методика исследований в социальной работе» - курс по выбору; 2.3. карту самостоятельной работы студентов по дисциплине «Методика исследований в социальной работе» - курс по выбору; 2.4. протокол согласованной рабочей программы с другими дисциплинами специальности; 2.5. лист внесения изменений; 2.6. анализ результатов обучения и перечень корректирующих мероприятий по дисциплине «Методика исследований в социальной работе» - курс по выбору; 2.7. карта литературного обеспечения дисциплины «Методика исследований в социальной работе» - курс по выбору; 2.8. карта обеспеченности учебными материалами дисциплины «Методика исследований в социальной работе» - курс по выбору; 2.9. карта обеспеченности оборудованием дисциплины «Методика исследований в социальной работе» - курс по выбору; 2.10. технологическая карта дисциплины; 2.11. журнал рейтинга по дисциплине «Методика исследований в социальной работе» - курс по выбору . 3. Банка контрольных заданий и вопросов по дисциплине «Методика исследований в социальной работе» - который представлен тестами, педагогическими задачами. 4. Вопросы к зачету. 5. Тематики рефератов, которая отражает наиболее актуальные и значимые проблемы методика исследований в социальной работе и проверяет освоение вопросов, рекомендованных для самостоятельного изучения студентов. 6. Словарь терминов. 7. Приложения. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева Кафедра социальной педагогики и социальной работы ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИОННО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ, УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ Учебно-методический комплекс дисциплины Направление подготовки: специалитет Специальность: 040101.65 «Социальная работа» Красноярск 2013 Рабочая программа составлена к.п.н., доцентом кафедры социальной педагогики и социальной работы Бочаровой Ю.Ю Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры социальной педагогики и социальной работы "__" _____________200__ г. Заведующий кафедрой социальной педагогики и социальной работы проф. Фуряева Т. В. Одобрено учебно-методическим советом (методической комиссией) "____" ___________200__ г. Председатель комиссии_____________________ (ф.и.о., подпись) Введение Социальное здоровье является одним из пяти компонентов здоровья человека. В настоящее время, по данным Института социальных и экономических проблем Российской Академии наук, 50% жителей России находятся в состоянии социального неблагополучия, причем 20% из них имеют доходы ниже прожиточного минимума, а 10% составляют так называемое «социальное дно», т. е. отторгнутые обществом и вычеркнутые из жизни страны. По данным официальной статистики, в России на сегодняшний день проживает 37 млн. детей, ежегодно число их сокращается примерно на 700 тысяч. В Красноярском крае на 01. 01. 1998 год проживало 680 тысяч детей, за последние 10 лет число детей в крае снизилось на 23%, т. е. на 16 тыс. детей. Общая детская инвалидность в 2000 году, по данным краевого отдела статистики, составила 19,6%. В нашей стране детская смертность в 3 раза выше, чем в Западной Европе. Детей — инвалидов в России насчитывается 400 тысяч. За последние 20 лет в 10 раз возросло число умственно отсталых детей. Все чаще звучит новый термин - «дети — децелераты», т.е. дети у кого налицо выражена задержка в физическом и интеллектуальном развитии. Ежегодно увеличивается на 1,5-3,0% число децелератов, принимаемых в первый класс. Растет количество детей — беженцев в возрасте до 16 лет, на сегодня их насчитывается более 300 тысяч. Кроме того, растет число запущенных детей, с точки зрения педагогики. Это объясняется тем, что многие родители являются наркоманами и алкоголиками, которые не занимаются детьми. В России сейчас официально зарегистрировано более 2 млн алкоголиков, причем число таких больных ежегодно увеличивается на 30%. По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) считается, что если на каждого списочного жителя страны потребление спиртного достигается 8 литров в год, то такое государство достигает критической фазы в плане духовно — нравственного здоровья. В России этот показатель достиг к 2001 году — 14 литров в год. Поэтому становиться понятным, что дети таких родителей становятся брошенными и педагогически запущенными. Сравнивая послевоенные годы, 1945 г. в России насчитывалось 678 тысяч сирот, и годы времени перестройки 1998 год, когда было зарегистрировано 657 тысяч. Появился новый термин социальные сироты — сироты при живых родителях. Например, в Ростовской области в 1997 году работало 28 детских домов, на сегодняшний день — 46. В детских домах живет 2048 детей. Увеличиваются масштабы жестокости обращения родителей с детьми. 125 тысяч родителей в России состоит на учете категории «неблагополучные семьи», половина из них матери. Более 100 тысяч детей ежегодно отбирается у таких родителей, либо путем лишения родительских прав, либо через их ограничение. На 1 июня — День защиты детей 2002 года прошло сообщение центральному телевидению, что в России число беспризорных детей достигает 3 млн. Заметен рост преступности среди несовершеннолетних. В возрасте 12-14 лет курит каждый пятый подросток, в 15 лет каждый второй. Ежегодно в органы МВД доставляется свыше 1200 подростков состоянии токсического и наркотического возбуждения. Увеличивается контингент «круглых сирот» из-за преждевременной смерти родителей, чаще всего по «неестественным причинам». Число круглых сирот 5-6 лет назад составляло около 5% от общего контингента, то к 2000 году в некоторых регионах страны оно выросло до 25-30%. Непрерывно растет число недееспособных взрослых, в частности из-за психических заболеваний. Не сокращается контингент лиц, находящихся в местах лишения свободы. Россия заняла первое место в мире по инфицированности ВИЧ: на 1 января 2001 года таких лиц в стране было 70 тысяч. Из 144 млн. жителей России 36 миллионов составляют пенсионеры. Общество безнадежно стареет, сокращается процент лиц, занимающихся производственным трудом. Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время сложилось очень сложное положение социальных проблем, в котором, как пишут авторы, «запуталась» Россия. Поэтому понятно, что последние 10 лет в стране удалено достаточно большое внимание социальным проблемам, хотя следует отметить, что финансирование их происходит по остаточному принципу, как науки и образования в целом. Не может не радовать тот факт, что в последнее время создаются новые факультеты и отделения, кафедры и лаборатории. Основной задачей которых является подготовка кадров новой формации для работы в органах социальной защиты. Кроме того, возникло множество федеральных и муниципальных (территориальных) учреждений нового типа, занимающихся проблемами несовершеннолетних, престарелых, обездоленных и инвалидов. Россияне перестали стесняться слов «милосердие», «сочувствие», «помощь», «презрение», которых стыдились более семидесяти лет. Нет сомнения, что видны позитивные перемены в проблеме социальной работы, но пока нет четко сформировавшейся системы социальной защиты населения. Цель курса: сформировать систематизированные знания применительно к опыту организационно — административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций в современной России. Для реализации поставленной цели и успешного изучения состояния вопроса предстоит решить несколько учебных задач. Задачи курса:
Дополнения и изменения в рабочей программе на 2013/2014 учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения:
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры __________ 2013 г. Внесенные изменения утверждаю Заведующая кафедрой ___________2013 г СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА Раздел I. Нормативно-правовая база организационно-административной работы Тема 1. Теория организационно-административной работы Возникновение и развитие эмпирической теории организационно-административной работы (ОАР). Понятие "опыт ОАР" и его существенные признаки. Исторический и современный опыт. Отечественный и зарубежный опыт. Конкретный и обобщенный опыт. Эмпирическая теория первичного уровня – отдельного руководителя как организатора и администратора. Опыт личности, группы, коллектива социального учреждения. Метаэмпирическая теория. Опыт как эмпирический инструментарий. Разнообразный и однообразный опыт. Возможности использования опыта руководителей и специалистов, отошедших от активной организационно-административной работы. Тема 2. Правовая основа организационно-административной работы ОАР как вид трудовых отношений. Правовой статус социальных служб, учреждений и организаций. Руководитель как организатор и администратор. Их основные задачи и функции. Конкретные ситуации и их правовые характеристики. Правовые последствия решения конфликтных ситуаций в практике руководителей социальной сферы. Типичные и нетипичные практические ситуации, их анализ и возможные решения. Тема 3. Нормативный инструментарий организационно-административной работы Понятие "нормативный инструментарий ОАР". Система нормативных инструментов. Распорядок дня. Средства ориентации – словесные, нумерационные, пиктографические, комбинированные. Уставы, положения и должностные инструкции. Их структура и содержание. Режимы труда и отдыха. Система организационных норм – нормы времени, нормы обслуживания, нормы численности, нормы управляемости. Раздел II. Содержание и методики организационно-административной работы в системе социальных учреждений и организаций. Тема 4. Статическое и динамическое содержание организационно-административной работы. Процессы создания, становления и развития социальных учреждений, организаций. Особенности данных процессов на конкретных примерах. Методики создания социальных учреждений, организаций. Типичные "болезни роста". Практические методики развития социальных учреждений – инновационные, обучающего консультирования, внешнего и внутреннего консалтинга. Содержание конкретной методики. Опыт стратегии и тактики совершенствования деятельности социального учреждения. Тема 5. Технологическое содержание организационно-административной работы Понятие "технология ОАР". Методики анализа технологий ОАР. Подготовка организационно-административных документов (применительно к первичному уровню) – приказов и распоряжений. Обеспечение их "правовой чистоты". Государственные стандарты России на организационно-административную документацию. Разработка планов организационно-технических мероприятий. Технологии разработки комплексных планов в социальных учреждениях. Процесс реализации административных решений. Опыт использования систем контроля исполнения. Современные технологии подготовки и проведения совещаний, заседаний. Тема 6. Результирующее содержание организационно-административной работы Понятие "результативность ОАР". Виды результатов ОАР. Результаты работы социального учреждения в целом. Результаты работы подразделений. Модели высокорезультативного опыта ОАР в различных структурах – социальной защиты, образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органах. Методики оценки результативности ОАР. Основные факторы высокой и низкой результативности. Типичные причины низкой результативности ОАР. Раздел III. Опыт кадрового обеспечения организационно-административной деятельности в системе социальной работы Тема 7. Практика кадрового обеспечения организационно-административной работы Понятие "кадровое обеспечение". Разновидности кадрового обеспечения. Особенности практики "вчера специалист – сегодня руководитель". Набор со стороны. Конкурсная система – её внешние и внутренние механизмы. Практика формирования и использования кадрового резерва. Проблемы профессионализма кадров, выполняющих организационно-административную работу. Методы оценки уровня профессионализма. Анализ модели "руководитель, работавший в одной сфере, и перешедший в систему социальной работы". Тема 8. Повышение квалификации кадров, выполняющих организационно-административную работу Значение обновления, пополнения и совершенствования организационно-административной компетентности в современных условиях. Практические формы и методы повышения квалификации кадров, их назначение и характеристика. Возможности использования примеров из практического опыта в учебных целях. Технологии "перевода опыта" в учебный материал. Применение инновационно-деятельностных игр и тренингов. Метод конкретных ситуаций, их разновидности и особенности применения в учебном процессе. Тема 9. Деловой имидж кадров, выполняющих организационно-административную работу Понятие "деловой имидж". Слагаемые делового имиджа и его связь с уровнем профессионализма. Практические проблемы оценки и изменения делового имиджа. Типичные "организационно-административные болезни" руководителя – "увлечение командованием", "руководящее чванство", "организационная жадность". Мотивация изменения/улучшения делового имиджа. Практические программы развития (саморазвития) делового имиджа. Раздел IY. Информационно-практические основы изучения, распространения и внедрения опыта организационно-административной работы Тема 10. Практика изучения опыта организационно-административной работы Понятие "изучение опыта ОАР". Мотивация изучения практического опыта. Формы и методы получения информации об опыте ОАР. Выездные семинары. Проведение занятий "на базе" конкретного социального учреждения. Демонстрации конкретных технологий ОАР. Научно-практические конференции. "Путешествия" по адресам передового опыта. Специальные школы изучения передового опыта для руководителей и специалистов. Опыт функционирования таких школ в Окружном центре социального образования (г. Сургут). Тема 11. Практика распространения опыта организационно-административной работы Понятие "распространение ОАР". Мотивация распространения опыта. Специальные знания и умения в области распространения опыта. Ресурсные основы распространения опыта. Формы и методы распространения опыта. Издание и распространение специальной литературы о передовом опыте. Авторские права на передовой опыт. Имиджевая составляющая. Организационная готовность к ответным реакциям на передовой опыт. Тема 12. Практика внедрения (освоения) передового опыта организационно-административной работы Понятие "внедрение (освоение) передового опыта ОАР". Мотивация внедрения. Модификация опыта с учётом конкретных особенностей социального учреждения. Основные проблемы внедрения (освоения) опыта ОАР – целевое назначение, организационное и кадровое обеспечение, оценка эффективности. Возможности превращения чужого опыта в свой. Проблема организационно-административных изобретений и их официального признания в зарубежной и отечественной практике. ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ «Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений, организаций» (очная форма обучения)
ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ «Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений, организаций» (заочная форма обучения)
ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ «Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений, организаций» (заочно-сокращенная форма обучения)
3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:
|
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: Специальность... Направление подготовки: Специальность 040101. 65 «Социальная работа», квалификация специалист | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: Специальность:... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс дисциплины (курс по выбору) Направление... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины социальная экология Специальность... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины базы данных в социальной... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта 2-го поколения... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины семьеведение направление... | Учебно-методический комплекс дисциплины социология Специальность... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Концепции современного естествознания» Министерством образования Российской Федерации 10 марта 2000 г. Номер государственной регистрации 83 мжд/сп. Специальность 040101.... | Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных... Выпускная квалификационная работа — это итоговая исследовательская и, главное, самостоятельно выполненная работа студента дневной,... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины ... | Учебно-методический комплекс дисциплины компьютерный практикум Направление... Министерством образования Российской Федерации 10 марта 2000 г. Номер государственной регистрации 521100-doc 84 гум/бак. Направление... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы профориентологии для... Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В его основу положены требования к обязательному... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 1, Д. С. 4, Сд психология... Авторы-составители программы: Синкевич И. А., канд пед наук, доцент, Тузова О. Н., канд психол наук, старший преподаватель |