МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ) ШКОЛА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«Концепции современного естествознания»
040101.65 «Социальная работа» Специализация «Менеджмент в социальной работе»
Форма подготовки (очная/заочная) Школа гуманитарных наук
Кафедра социальных наук
Курс 2/2,3 семестр 3,4/3,5
Лекции 68/ 16 час
Практические занятия 17/ 8 час
Семинарские занятия не предусмотрено
Лабораторные работы – не предусмотрено
Всего часов аудиторной нагрузки 85/ 24 час
Самостоятельная работа 104/ 165 час
Реферативные работы – не предусмотрены
Контрольные работы не предусмотрены
Курсовая работа – не предусмотрена
Зачет 3 семестр
Экзамен 4/3,5 семестры Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта 2-го поколения высшего профессионального образования (утвержден Министерством образования Российской Федерации 10 марта 2000 г. Номер государственной регистрации 83 мжд/сп). Специальность 040101.65 «Социальная работа». Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры теоретической и экспериментальной физики «15» октября 2012г. Заведующий кафедрой _________________________ Белоконь В.И. «16» октября 2012_г. Составитель (ли): _____________________________________________ Шульга Д.В.
Содержание
1 Аннотация………………………………………………….……………….…...3
2 Рабочая программа учебной дисциплины…………………….………..….….4
3 Конспекты лекций ………………………………………………………..…...24
4 Материалы для организации самостоятельной работы студентов …..…..130
5 Контрольно-измерительные материалы…………………………………….137
6 Список литературы……………………………………………………...……154
7 Глоссарий……………………………………………………………………..157
8 Дополнительные материалы…………………………………………………168
Аннотация
Учебно-методический комплекс дисциплины «Концепции современного естествознания» представляет собой совокупность материалов для обеспечения изучения данной дисциплины в соответствии с требованиями, предусмотренными Государственными образовательными стандартами нехимических специальностей высшего профессионального образования.
Представленные разработки относятся как к аудиторным занятиям, так и к организации самостоятельной работы студентов (содержат методические указания по изучению дисциплины и для выполнения контрольных работ). По всем темам разработаны тестовые материалы для контроля уровня знаний по предмету.
Содержание дисциплины (лекционный курс) предлагается на основании авторского учебного пособия. Материалы УМКД предназначены для студентов специальности 040101.65 «Социальная работа».
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ) ШКОЛА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Концепции современного естествознания»
040101.65 «Социальная работа» Специализация «Менеджмент в социальной работе»
Форма подготовки (очная/заочная)
Школа гуманитарных наук
Кафедра социальных наук
Курс 2/2,3 семестр 3,4/3,5
Лекции 68/ 16 час
Практические занятия 17/ 8 час
Семинарские занятия не предусмотрено
Лабораторные работы – не предусмотрено
Всего часов аудиторной нагрузки 85/ 24 час
Самостоятельная работа 104/ 165 час
Реферативные работы – не предусмотрены
Контрольные работы не предусмотрены
Курсовая работа – не предусмотрена
Зачет 3 семестр
Экзамен 4/3,5 семестры Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта 2-го поколения высшего профессионального образования (утвержден Министерством образования Российской Федерации 10 марта 2000 г. Номер государственной регистрации 83 мжд/сп). Специальность 040101.65 «Социальная работа». Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры теоретической и экспериментальной физики «_15» октября 2012г. Заведующий кафедрой _________________________ Белоконь В.И. «16» октября 2012_г. Составитель (ли): _____________________________________________ Шульга Д.В.
Аннотация
Естествознание, являясь основой всякого знания, всегда оказывало на развитие гуманитарных наук значительное воздействие своими методами, методологическими и мировоззренческими установками и представлениями, образами и идеями. Особенно мощным является такое воздействие в настоящую эпоху.
Гуманизм и нравственность неотделимы от высокого профессионализма, цельного видения единства и взаимосвязи природы и общества, Человека и Космоса. Без знания современной науки, без освоения ее основных идей, языка и методов невозможно принятие ответственных решений, которые требуются для управляемого развития. Кроме того, знакомство с достижениями современного естествознания необходимо и для формирования разносторонне развитой личности, носителя современной культуры.
Исходя из требований современности, в свете кардинального пересмотра всей системы знаний о мире, человеке и обществе, повышается роль фундаментальной базы образования на основе органического единства его естественнонаучной и гуманитарной составляющих.
Знание концепций современного естествознания поможет будущим специалистам расширить кругозор, ознакомиться с конкретными естественнонаучными программами, от решения которых зависит уровень жизни каждого из нас. Многочисленные кризисы, как и экологический кризис, поставивший нашу планету на грань катастрофы, возникли не из-за развития науки и техники, а по причине недостаточного распространения знаний и культуры, безответственности решений некомпетентных руководителей, равнодушия и бесконтрольного развития человеческих потребностей. Поэтому люди, собирающиеся стать управленцами, экономистами и др. специалистами, должны понимать естественнонаучную сущность анализируемых объектов, проблем и современных технологий.
Данная дисциплина является компонентом естественнонаучного блока учебного плана специальности на основе Государственного образовательного стандарта второго поколения.
Цели и задачи дисциплины
Изучение дисциплины «Концепции современного естествознания» преследует следующие цели:
ознакомление студентов с естествознанием как важнейшей частью культуры, с его основополагающими принципами и концепциями;
формирование подлинно научного мировоззрения, целостного взгляда на Мир как единство человека, природы и общества.
Задачи:
освоение студентами главных концепций, понятий, определений и законов естествознания с позиции системного подхода;
ознакомление с конкретными естественнонаучными программами, тесно связанными с экономическими, социальными, техническими проблемами;
осознание студентами логики и взаимосвязи базовых учений естествознания и их значимости для научно-технического прогресса.
Изучая объективные закономерности развивающегося мира, следует помнить и учитывать незавершенность и открытость процесса решения проблем современного естествознания.
Начальные требования к освоению дисциплины
Для успешного освоения вузовского программного материала необходимо наличие базовых знаний из школьных курсов естественных наук – химии, физики, астрономии, биологии, истории (возникновение науки).
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Дидактические единицы в соответствии с ГОС:
«Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровья, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; пути к единой культуре». В результате изучения курса студент должен
знать
строение и свойства материи на различных уровнях ее организации – на микро-, макро- и мегауровне;
основные законы, управляющие процессами, происходящими в неживой и живой природе и во Вселенной в целом;
иметь представление
о современной естественнонаучной картине Мира;
о биологическом многообразии, о взаимодействии организма и среды, принципах охраны природы и рационального природопользования;
о сущности жизни и месте человека в эволюции Земли, о ноосфере и единой культуре.
уметь
учитывать естественнонаучную сущность анализируемых объектов, проблем и современных технологий.
Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы
| Всего часов
| Распределение
по курсам
| Общая трудоемкость дисциплины
| 189
| 2 (1,2 семестры)
| Лекции-практические занятия
| 85
| Самостоятельная работа
– в т. ч. контр. работа
– тест
| 104
| Вид итогового контроля
| зачет/экзамен
|
|
Содержание дисциплины (л-68 ч., пз-17 ч.)
Введение. Естествознание как комплекс наук об окружающем мире. Значение дисциплины для формирования естественнонаучного мышления и научно-технического прогресса. (2 часа)
|