Скачать 483.76 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт психологии и педагогикиКафедра общей и социальной педагогикиО.В. Морева СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯУчебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050100.68 «Педагогическое образование», профили подготовки: «Методология и методика социального воспитания», «Педагогика высшей школы», заочной формы обучения Степень – магистр. Нормативный срок обучения-2 года. Тюменский государственный университет О.В. Морева. Современные проблемы науки и образования. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для магистрантов направления 050100.68 «Педагогическое образование», профили подготовки: «Методология и методика социального воспитания», «Педагогика высшей школы», заочной формы обучения. Степень – магистр. Нормативный срок обучения-2 года. Тюмень, 2011. 38 с. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Современные проблемы науки и образования [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной педагогики. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: И.Н. Емельянова, д.п.н., профессор© Тюменский государственный университет, 2011. © О.В. Морева, 2011. Оглавление
1. Пояснительная записка 1.1. Цель дисциплины – формирование мировоззренческо-методологической общенаучной компетенции магистра в области образовательной деятельности в системе профессионального образования для решения образовательных и исследовательских задач, ориентированных на научно-исследовательскую и практическую деятельность в предметной области знаний. Основные задачи дисциплины: 1) раскрыть философские представления о развитии науки и научного познания, сущности человека и его развитии и показать влияние этих представлений на развитие современной педагогики как науки и практики образования; 2) выделить проблемы ценностей, нравственности, труда и собственности в гуманитарных науках и их трансформации в теории и практике образования; 3) упорядочить методологические основания и структуру организации инновационной деятельности в образовании; 4) овладеть методами получения современного научного знания; активизировать самостоятельную научно-исследовательскую деятельность.
Учебная программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование», профили подготовки: «Методология и методика социального воспитания», «Педагогика высшей школы», очной формы обучения, общенаучный цикл (М.1.), базовая часть. Изучение дисциплины базируется на системе знаний, умений и универсальных компетентностей, полученных бакалаврами и специалистами при изучении философии, педагогических дисциплин, общей психологии, поэтому организация курса выстраивается на фундаменте знаний и умений, полученных в процессе изучения философии и педагогических дисциплин. Материал курса основывается на знании основных положений философии, теории педагогической психологии, общей и социальной педагогики, теории социальной работы, создает необходимую теоретическую базу для выполнения заданий на практике, в исследовательской работе по социально-педагогической, психолого-педагогической и педагогической тематике. Дисциплина «Современные проблемы науки и образования» учитывает накопленный опыт практической работы магистрантов в образовательных учреждениях, расширяет рамки представлений о сущности образования через освоение подходов к современной классификации наук и месте образования в этой классификации, раскрывает философские проблемы становления человека, методы получения современного научного знания в области образования, а также образовательные инновации, проекты, критерии оценки их эффективности. Таблица 1 Взаимосвязь с предшествующими дисциплинами ООП
В результате освоения дисциплины выпускник должен обладать следующими компетенциями. Общекультурные компетенции: ОК-1 – способность развивать и совершенствовать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень; ОК-2 –готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач; ОК-3 – способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности; ОК-4 – способность формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач; Профессиональные компетенции: ПК-1 Способность применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях; ПК-3 способность формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики. Таблица 2 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения дисциплины «Современные проблемы науки и образования»
В результате изучения дисциплины «Современные проблемы науки и образования» магистрант должен: знать: - категориально-понятийный аппарат философии образования;- современные концепции естественнонаучного и гуманитарного знания, концепции образования, парадигмы в предметной области науки; - современные ориентиры развития образования; - теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности; - сущность инновационных процессов в образовании РФ и мира; уметь: - анализировать тенденции современной науки, определять перспективные направления научных исследований; давать обоснования категориально-понятийному аппарату наук; - соотносить содержание науки и содержание образования; - использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности; - адаптировать современные достижения науки и наукоемких технологий к образовательному процессу; владеть: - современными методами научного исследования в предметной сфере; самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных с педагогической деятельностью, расширять и углублять своё научное мировоззрение; - способами осмысления и критического анализа научной информации; - навыками совершенствования и развития своего научного потенциала. иметь опыт (навык): - демонстрировать знания фундаментальных и стыковых прикладных разделов философии науки и философии образования; - проектировать и проводить научные исследования, презентацию и апробацию их результатов; - работы в научном коллективе, способность порождать новые идеи (креативность).
Семестр 1. Форма промежуточной аттестации – экзамен (1). Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, общее количество часов – 108, из них 10 ч. – лекции, 10 ч. – практические занятия, 88 ч. – отводится на самостоятельную работу.
Таблица 3 Тематический план ОЗО
Таблица 4 Планирование самостоятельной работы студентов ОЗО
4. Взаимосвязь с последующими дисциплинами Таблица 5
5. Содержание дисциплины Раздел 1. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ (7 Ч.) В разделе характеризуются современное состояние науки и образования, основные этапы становления науки, задачи, теоретические основания, функции науки и образования, сценарии развития науки и образования. Тема 1.1. Современная классификация наук (1 ч.) Понятие науки. Наука и ее роль в развитии общества. Наука как система знания, наука как деятельность. Научное понятие, научный закон, предмет науки. Современная классификация наук и ее отражение в образовании. Междисциплинарный контекст образования. Контекст понятия «образование». Основные понятия: классификация наук, парадигма. Тема 1.2. Смена научных парадигм - закон развития науки (1 ч.) Понятие парадигмы. Циклы развития науки (по Куну). Естественные, социальные и гуманитарные науки. Этапы развития науки об образовании. Полипарадигмальность как парадигма современной науки и современного образования. Научные традиции и научные революции. Основные понятия: парадигма, полипарадигмальность. Тема 1.3. Методология современной науки и образования (2 ч.) Понятие методологии научного знания. Уровни методологии: философская методология – общие принципы познания; общенаучная методология (содержательные общенаучные концепции, воздействующие на достаточно большое число научных дисциплин – системный подход, кибернетический подход и др.); конкретно-научная методология (совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной научной дисциплине); методология данного конкретного исследования – методика и техника исследования, набор процедур, обеспечивающих получение эмпирического материала, его первичную обработку. Особенности образования. Основные понятия: методология, уровни методологии. Тема 1.4. Новые концептуальные идеи и направления развития науки и образования (1 ч.) Проблема оценки и сравнения научных теорий. Новые концепции научных исследований и практики. Роль социально-исторического этапа развития общества в формировании актуальной тематики науки. Актуальные вопросы в науке и образовании. Причины обращения к философскому рассмотрению проблем образования в наше время. Таксономия Б. Блума. Основные понятия: научная теория, концепция, таксономия. Тема 1.5. Ценностные аспекты науки и образования (1 ч.) Наука и образование как ценность. Философия труда и собственности в контексте образования. Образование и проблема совместимости науки и религии. Основные понятия: ценность, аксиология. Тема 1.6. Философские проблемы становления человека. Системоцентрическая и антропоцентрическая парадигмы науки (1 ч.) Постнеклассическая наука в контексте постиндустриального общества. Преемственность научных теорий, преемственность педагогического знания. Идея в научном поиске. Система «цель-знания»-целеполагание в педагогике. Отраслевая структура наук. Основные понятия: теория, целеполагание, структура наук. |
Рабочая программа учебной дисциплины б 1 Современные проблемы науки... Целью дисциплины «Современные проблемы науки» является формирование способностей анализа современного состояния науки, выделения... | Программа кандидатского экзамена по “Истории и философии науки” состоит... Экзаменационные билеты должны включать: два вопроса из раздела «Общие проблемы философии науки», один вопрос из разделов программы... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Современные проблемы науки и образования» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... М 79 Морева, Н. А. Технологии профессионального образования [Текст]: учеб пособие для студ вузов, обуч по спец. 030900 (050703) Дошкольная... | ||
Поиск Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | Программа дисциплины актуальные проблемы современной науки и журналистика... Актуальные проблемы современной науки. Современные научные концепции дальнейшего развития человечества | ||
Фирдауз и Камиль Уразаевы Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | Системные основы интеллекта Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | ||
Об предметной и ритуальной магии Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | I. физиология головного мозга человека 12 Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | ||
Robert L. Solso cognitive psychology Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | Пархоменко: «будущее за людьми с высоким iq» Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | ||
В журнале «Современные проблемы науки и образования» публикуются... В журнале «Современные проблемы науки и образования» публикуются научные обзоры, статьи проблемного и научно-практического характера... | «Современные проблемы науки и образования» Коробков С. С., зав кафедрой алгебры и теории чисел, к ф м н., доцент, математический факультет Ургпу | ||
Магия в мире Терн Чем плоха классика Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | Владимир леви охота за мыслью (заметки психиатра) Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... |