О. В. Морева современные проблемы науки и образования





Скачать 483.76 Kb.
НазваниеО. В. Морева современные проблемы науки и образования
страница1/4
Дата публикации23.11.2014
Размер483.76 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт психологии и педагогики

Кафедра общей и социальной педагогики



О.В. Морева

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 050100.68 «Педагогическое образование»,

профили подготовки: «Методология и методика социального воспитания», «Педагогика высшей школы», заочной формы обучения

Степень – магистр.

Нормативный срок обучения-2 года.

Тюменский государственный университет

О.В. Морева. Современные проблемы науки и образования. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для магистрантов направления 050100.68 «Педагогическое образование», профили подготовки: «Методология и методика социального воспитания», «Педагогика высшей школы», заочной формы обучения. Степень – магистр. Нормативный срок обучения-2 года. Тюмень, 2011. 38 с.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Современные проблемы науки и образования [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной педагогики. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: И.Н. Емельянова, д.п.н., профессор




© Тюменский государственный университет, 2011.

© О.В. Морева, 2011.

Оглавление




Стр.

1. Пояснительная записка……………………………………...........…….

3

2. Структура и трудоемкость дисциплины….............................................

3. Тематический план ………………………………………………...........

4. Взаимосвязь с последующими дисциплинами………………………..

7

8

11

5. Содержание дисциплины ……………………………………………...

6. Темы практических занятий с методическими рекомендациями……..

7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины…………………………………………………………………

12

18


22

8. Образовательные технологии…………………………………….…….

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (основная и дополнительная литература)……………………………..

32

32

10. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины…………………………………………….................................



38



1. Пояснительная записка

1.1. Цель дисциплины – формирование мировоззренческо-методологической общенаучной компетенции магистра в области образовательной деятельности в системе профессионального образования для решения образовательных и исследовательских задач, ориентированных на научно-исследовательскую и практическую деятельность в предметной области знаний.

Основные задачи дисциплины:

1) раскрыть философские представления о развитии науки и научного познания, сущности человека и его развитии и показать влияние этих представлений на развитие современной педагогики как науки и практики образования;

2) выделить проблемы ценностей, нравственности, труда и собственности в гуманитарных науках и их трансформации в теории и практике образования;

3) упорядочить методологические основания и структуру организации инновационной деятельности в образовании;

4) овладеть методами получения современного научного знания; активизировать самостоятельную научно-исследовательскую деятельность.

    1. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Учебная программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование», профили подготовки: «Методология и методика социального воспитания», «Педагогика высшей школы», очной формы обучения, общенаучный цикл (М.1.), базовая часть.

Изучение дисциплины базируется на системе знаний, умений и универсальных компетентностей, полученных бакалаврами и специалистами при изучении философии, педагогических дисциплин, общей психологии, поэтому организация курса выстраивается на фундаменте знаний и умений, полученных в процессе изучения философии и педагогических дисциплин.

Материал курса основывается на знании основных положений философии, теории педагогической психологии, общей и социальной педагогики, теории социальной работы, создает необходимую теоретическую базу для выполнения заданий на практике, в исследовательской работе по социально-педагогической, психолого-педагогической и педагогической тематике.

Дисциплина «Современные проблемы науки и образования» учитывает накопленный опыт практической работы магистрантов в образовательных учреждениях, расширяет рамки представлений о сущности образования через освоение подходов к современной классификации наук и месте образования в этой классификации, раскрывает философские проблемы становления человека, методы получения современного научного знания в области образования, а также образовательные инновации, проекты, критерии оценки их эффективности.
Таблица 1

Взаимосвязь с предшествующими дисциплинами ООП

п/п

Наименование дисциплины

Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин




Дисциплины цикла М.1 ОБЩЕНАУЧНЫЙ ЦИКЛ

Базовая часть

1.

Методология и методы научного исследования

Знание и применение современных научных подходов и методик научных исследований; формирование представления об основных методологических принципах и методах научных исследований; анализ актуальных методологических проблем; формирование умений и навыков исследовательской работы




Дисциплины цикла М.1. ОБЩЕНАУЧНЫЙ ЦИКЛ. Вариативная часть

(в том числе дисциплины по выбору магистра).

01

Нормативно-правовые основы образования

Знание нормативно-правовой базы современного отечественного и зарубежного образования, тенденций ее развития, проблем и противоречий

02

Философия воспитания

Знание основных концепций современного воспитания, методологических основ его функционирования, форм и методов организации в отечественной и зарубежной образовательной практике

03

Логика и методология гуманитарной науки

Знание механизмов, закономерностей развития гуманитарных наук, умение интерпретировать процессы, происходящие в современном гуманитарном образовании



    1. Компетенции выпускника ООП магистратуры, формируемые в результате освоения данной дисциплины

В результате освоения дисциплины выпускник должен обладать следующими компетенциями.

Общекультурные компетенции:

ОК-1 – способность развивать и совершенствовать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень;

ОК-2 –готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач;

ОК-3 – способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности;

ОК-4 – способность формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач;

Профессиональные компетенции:

ПК-1 Способность применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях;

ПК-3 способность формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики.
Таблица 2

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения дисциплины «Современные проблемы науки и образования»

Основные результаты освоения дисциплины

Личностные

(сложившаяся система отношений)

Метапредметные

(освоенные способы деятельности)

Предметные

(ЗУНы, опыт решения проблем и опыт

деятельности)

Способность и готовность к самообразованию посредством сознательного и активного присвоения нового опыта;

сформированность мотивации к дальнейшему профессиональному и личностному росту, научной деятельности в избранной профессиональной сфере;

рефлексивное отношение к профессиональной деятельности и к себе как ее субъекту;

формирование системы ценностных отношений к себе как профессионалу, к другим субъектам профессиональной деятельности и общения

Анализ и систематизация информации;

формулировка и решение теоретических проблем и практических задач;

интерпретация и творческая переработка информации;

рефлексия хода и результатов своей деятельности;

само- и взаимооценивание;

планирование собственной учебной и профессиональной деятельности;

межличностное взаимодействие и работа в команде (в группе);

умения планирования и проектирования педагогической деятельности

Понимание сущности и содержания современного образования;

знание теоретических основ организации и осуществления научных исследований;

умения и навыки анализа проблем и профессиональных задач,

опыт самостоятельной разработки, проектирования, моделирования, апробирования и презентации научных исследований


В результате изучения дисциплины «Современные проблемы науки и образования» магистрант должен:

знать:

- категориально-понятийный аппарат философии образования;- современные концепции естественнонаучного и гуманитарного знания, концепции образования, парадигмы в предметной области науки;

- современные ориентиры развития образования;

- теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности;

- сущность инновационных процессов в образовании РФ и мира;

уметь:

- анализировать тенденции современной науки, определять перспективные направления научных исследований; давать обоснования категориально-понятийному аппарату наук;

- соотносить содержание науки и содержание образования;

- использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности;

- адаптировать современные достижения науки и наукоемких технологий к образовательному процессу;

владеть:

- современными методами научного исследования в предметной сфере; самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных с педагогической деятельностью, расширять и углублять своё научное мировоззрение;

- способами осмысления и критического анализа научной информации;

- навыками совершенствования и развития своего научного потенциала.

иметь опыт (навык):

- демонстрировать знания фундаментальных и стыковых прикладных разделов философии науки и философии образования;

- проектировать и проводить научные исследования, презентацию и апробацию их результатов;

- работы в научном коллективе, способность порождать новые идеи (креативность).

  1. Структура и трудоемкость дисциплины

    Семестр 1. Форма промежуточной аттестации – экзамен (1). Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, общее количество часов – 108, из них 10 ч. – лекции, 10 ч. – практические занятия, 88 ч. – отводится на самостоятельную работу.

  1. Тематический план

    Таблица 3

    Тематический план

    ОЗО

    п/п



    Тема

    недели семестра

    Виды учебной работы и самостоятельная работа,

    в час.

    Итого

    часов по

    теме

    Из них в интерактивной форме

    Формы контроля




    Лекции

    Практические занятия

    Самостоятельная работа




    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9




    Раздел 1. Общие закономерности развития научного знания




    1.1

    Современная классификация наук




    1

    1

    7

    9

    1

    Участие в дискуссии

    Доклад

    1.2

    Смена научных парадигм - закон развития науки




    1

    1

    7

    9

    1

    Участие в дискуссии

    Эссе

    1.3

    Методология современной науки и образования




    1

    1

    10

    12

    2

    Участие в коллективном исследовании

    Сравнит. таблица

    1.4

    Новые концептуальные идеи и направления развития науки и образования




    1

    1

    7

    9

    -

    Доклад

    1.5

    Ценностные аспекты науки и образования




    0,5

    0,5

    7

    8

    1

    Доклад

    Эссе

    1.6

    Философские проблемы становления человека. Системоцентрическая и антропоцентрическая парадигмы науки




    0,5

    0,5

    6

    7

    1

    Участие в групповом исследовании

    Сравнит. таблица




    Всего:




    5

    5

    44

    54

    6




    Раздел 2. Современные направления развития науки и образования

    2.1.

    Интеграция отечественной системы образования с мировым образовательным пространством




    1

    1

    10

    12

    1

    Сравнит. таблица

    2.2.

    Современная стратегия обновления и развития образования




    0,5

    0,5

    7

    8

    1

    Участие в дискуссии


    2.3.

    Теоретические основы, проблематика и принципы психолого-педагогического исследования.




    1

    1

    7

    9

    1

    Доклад

    2.4.

    Природа и функции образовательных инноваций




    1

    1

    7

    9

    1

    Доклад

    Анализ программ

    2.5.

    Источники научно-педагогического творчества. Организационно-методические условия поиска




    1

    1

    6

    8

    1

    Реферат

    Участие в тренинге

    2.6.

    Апробация и оформление результатов исследования




    0,5

    0,5

    7

    8

    1

    Исследовательский проект




    Всего




    5

    5

    44

    54

    6







    Итого часов:




    10

    10

    88

    108










    Из них в интерактивной форме:




    6

    6







    12






    Таблица 4

    Планирование самостоятельной работы студентов

    ОЗО



Темы

Виды практической и СРС

Неделя семестра

Кол-во часов

(ауд.

/внеауд)

Обязательная

Дополнительная

1.1

Современная классификация наук

Дискуссия по теме: «Научная картина мира»

Подготовка доклада с презентацией в рамках проблемы «Взаимодействие функциональной, прикладной и вузовской науки».




2/7

1.2

Смена научных парадигм - закон развития науки

Дискуссия по теме: «Научные выводы Т.Куна и современность»

Написание эссе по проблеме «Социокультурная обусловленность научного познания». Подготовка к защите проекта по проблемам современной науки.




2/7

1.3

Методология современной науки и образования

Коллективное исследование: «Философские проблемы науки».

Разработка проекта.




2/10

1.4

Новые концептуальные идеи и направления развития науки и образования

Презентация и обсуждение докладов в рамках проблемы «Новейшие направления и концепции педагогики: теоретические и методологические предпосылки и основные положения».

Подготовка доклада с презентацией и эссе в рамках проблемы «Новейшие направления и концепции педагогики: теоретические и методологические предпосылки и основные положения».





2/7

1.5

Ценностные аспекты науки и образования

Доклад с презентацией: «Таксономия Б.Блума и современные технологии в образовании».

Эссе о гуманной педагогике





1/7

1.6

Философские проблемы становления человека. Системоцентрическая и антропоцентрическая парадигмы науки

Педагогика в круге научного знания. (Обсуждение результатов группового исследования)

Составление сравнительной таблицы по теме: «Основные положения системоцентрической и антропоцентрической парадигм науки»




1/6

2.1

Интеграция отечественной системы образования с мировым образовательным пространством

Презентация сравнительной таблицы по теме: «Образование в России и за рубежом»

Составление таблицы сравнения в рамках проблемы «Образование в России и за рубежом». Подготовка презентации.




2/10

2.2

Современная стратегия обновления и развития образования

Дискуссия по реализации гос. обр. политики


Подбор информации из Интернет-источников, подготовка к обсуждению в форме дискуссии темы: «Нац. проект «Образование», нац. инициатива «Наша новая школа» и их реализация в нашем регионе»




1/7

2.3

Теоретические основы, проблематика и принципы психолого-педагогического исследования.

Доклад с презентацией по теме: «Принципы психолого-педагогического исследования»

Анализ проблематики региональных и муниципальных программ развития образования




2/7

2.4

Природа и функции образовательных инноваций

Защита с презентацией реферата по теме: «Анализ инновационных процессов в современном образовании»

Подготовка реферата по теме: «Анализ инновационных процессов в современном образовании»




2/7

2.5

Источники научно-педагогического творчества. Организационно-методические условия поиска

Участие в тренинге исследовательских умений

Реферат по теме: «Источники педагогического творчества»




2/6

2.6

Апробация и оформление результатов исследования

Презентация исследовательского проекта

Составление исследовательского проекта




1/7




ИТОГО:

20/88


4. Взаимосвязь с последующими дисциплинами
Таблица 5


п/п

Наименование дисциплины

Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении последующих дисциплин и приобретенным в результате освоения дисциплины «Современные проблемы науки и образования»




Дисциплины цикла М.1 ОБЩЕНАУЧНЫЙ ЦИКЛ Модуль М.1 Вариативная часть (в том числе дисциплины по выбору магистра)

1.

Нормативно-правовые основы образования

Знание нормативно-правовой базы современного отечественного и зарубежного образования, тенденций ее развития, проблем и противоречий, нормативной базы проведения опытно-экспериментальной работы в образовательных учреждениях




Дисциплины цикла М.2 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ Модуль М. 2 Базовая часть

2.

Инновационные процессы в образовании

Знание о тематике, условиях организации опытно-экспериментальной работы в современных образовательных учреждениях




Дисциплины цикла М.4 ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ

3.

Подготовка и защита выпускной квалификационной работы

Готовность к научной исследовательской деятельности, к инновационной деятельности, к практической и профессиональной деятельности в целом



    5. Содержание дисциплины

    Раздел 1. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

    (7 Ч.)

В разделе характеризуются современное состояние науки и образования, основные этапы становления науки, задачи, теоретические основания, функции науки и образования, сценарии развития науки и образования.

Тема 1.1. Современная классификация наук (1 ч.)

Понятие науки. Наука и ее роль в развитии общества. Наука как система знания, наука как деятельность. Научное понятие, научный закон, предмет науки. Современная классификация наук и ее отражение в образовании. Междисциплинарный контекст образования. Контекст понятия «образование».

Основные понятия: классификация наук, парадигма.

Тема 1.2. Смена научных парадигм - закон развития науки (1 ч.)

Понятие парадигмы. Циклы развития науки (по Куну). Естественные, социальные и гуманитарные науки. Этапы развития науки об образовании. Полипарадигмальность как парадигма современной науки и современного образования. Научные традиции и научные революции.

Основные понятия: парадигма, полипарадигмальность.

Тема 1.3. Методология современной науки и образования (2 ч.)

Понятие методологии научного знания. Уровни методологии: философская методология – общие принципы познания; общенаучная методология (содержательные общенаучные концепции, воздействующие на достаточно большое число научных дисциплин – системный подход, кибернетический подход и др.); конкретно-научная методология (совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной научной дисциплине); методология данного конкретного исследования – методика и техника исследования, набор процедур, обеспечивающих получение эмпирического материала, его первичную обработку. Особенности образования.

Основные понятия: методология, уровни методологии.

Тема 1.4. Новые концептуальные идеи и направления развития науки и образования (1 ч.)

Проблема оценки и сравнения научных теорий. Новые концепции научных исследований и практики. Роль социально-исторического этапа развития общества в формировании актуальной тематики науки.

Актуальные вопросы в науке и образовании. Причины обращения к философскому рассмотрению проблем образования в наше время. Таксономия Б. Блума.

Основные понятия: научная теория, концепция, таксономия.

Тема 1.5. Ценностные аспекты науки и образования (1 ч.)

Наука и образование как ценность. Философия труда и собственности в контексте образования. Образование и проблема совместимости науки и религии.

Основные понятия: ценность, аксиология.

Тема 1.6. Философские проблемы становления человека. Системоцентрическая и антропоцентрическая парадигмы науки (1 ч.)

Постнеклассическая наука в контексте постиндустриального общества. Преемственность научных теорий, преемственность педагогического знания. Идея в научном поиске. Система «цель-знания»-целеполагание в педагогике. Отраслевая структура наук.

Основные понятия: теория, целеполагание, структура наук.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О. В. Морева современные проблемы науки и образования iconРабочая программа учебной дисциплины б 1 Современные проблемы науки...
Целью дисциплины «Современные проблемы науки» является формирование способностей анализа современного состояния науки, выделения...
О. В. Морева современные проблемы науки и образования iconПрограмма кандидатского экзамена по “Истории и философии науки” состоит...
Экзаменационные билеты должны включать: два вопроса из раздела «Общие проблемы философии науки», один вопрос из разделов программы...
О. В. Морева современные проблемы науки и образования iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Современные проблемы науки и образования»

О. В. Морева современные проблемы науки и образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
М 79 Морева, Н. А. Технологии профессионального образования [Текст]: учеб пособие для студ вузов, обуч по спец. 030900 (050703) Дошкольная...
О. В. Морева современные проблемы науки и образования iconПоиск
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
О. В. Морева современные проблемы науки и образования iconПрограмма дисциплины актуальные проблемы современной науки и журналистика...
Актуальные проблемы современной науки. Современные научные концепции дальнейшего развития человечества
О. В. Морева современные проблемы науки и образования iconФирдауз и Камиль Уразаевы
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
О. В. Морева современные проблемы науки и образования iconСистемные основы интеллекта
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
О. В. Морева современные проблемы науки и образования iconОб предметной и ритуальной магии
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
О. В. Морева современные проблемы науки и образования iconI. физиология головного мозга человека 12
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
О. В. Морева современные проблемы науки и образования iconRobert L. Solso cognitive psychology
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
О. В. Морева современные проблемы науки и образования iconПархоменко: «будущее за людьми с высоким iq»
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
О. В. Морева современные проблемы науки и образования iconВ журнале «Современные проблемы науки и образования» публикуются...
В журнале «Современные проблемы науки и образования» публикуются научные обзоры, статьи проблемного и научно-практического характера...
О. В. Морева современные проблемы науки и образования icon«Современные проблемы науки и образования»
Коробков С. С., зав кафедрой алгебры и теории чисел, к ф м н., доцент, математический факультет Ургпу
О. В. Морева современные проблемы науки и образования iconМагия в мире Терн Чем плоха классика
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
О. В. Морева современные проблемы науки и образования iconВладимир леви охота за мыслью (заметки психиатра)
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск