"Я гражданин (России)"





Скачать 119.05 Kb.
Название"Я гражданин (России)"
Дата публикации22.07.2013
Размер119.05 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы

"Я - гражданин... (России)"


Цель:

создать условия для размышления детей о человеческих ценностях; формировать представления учащихся о государственных символах России, о Конституции РФ, основных правах и обязанностях граждан.

Задачи:
формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству;
развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы, помочь детям осознать их значимость в достижении общей цели;

воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому наследию России.

Формы организации познавательной деятельности:

индивидуальная, групповая, фронтальная.

Ожидаемый результат:
учащиеся должны знать функциональное значение государственных символов России, основные права и обязанности граждан.

Оборудование:

слайды с видеоматериалом, с государственной символикой России, портрет В.В. Путина, карта России, запись на диске гимна РФ, карточки с гербами, флагами, таблички с человеческими ценностями.
Ход занятия

1.Вступительное слово.
- Я представлюсь: Фатихова Эльза Фагиловна, педагог дополнительного образования. Мы начинаем.

Кто по улице идет?

Необычный пешеход.

У него пятьсот имен:

На заводе слесарь он. В яслях он —
Родитель,
В кинотеатре —
Зритель.
А пришел на стадион —
И уже болельщик он.
Он кому-то
Сын и внук,
Для кого-то
Близкий друг.
Он мечтатель
В дни весны.
Он военный
В час войны.
И всегда, везде и всюду
Гражданин
Своей страны. (Р. Сеф)

- Прочитайте, пожалуйста, тему нашего занятия. (Я – гражданин…)

-Что интересного заметили? (Пропущено слово).

- Попробуйте догадаться, какое слово пропущено. (…России)
(Если не догадаются: не переживайте, после нашей работы вы обязательно сможете вставить это слово).
Тема наша «Я – гражданин России».

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня? (Ответы детей.
Каждый гражданин должен знать основные символы своего государства, законы, свои права и обязанности).

- Ребята, у нас сегодня необычный разговор. Он очень важен для каждого из нас, поэтому мне бы хотелось, чтобы вы были очень внимательны, и чтобы каждый открыл для себя что-то новое, интересное.

Каждый лучику подобен ученик
Лучик к лучику –
И солнце засияет вмиг
Солнце всех пусть обогреет
И тогда
По плечу любое дело
Будет вам друзья!

- Сегодня нашу с вами встречу освещает солнышко. И это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь.

2. Беседа о ценностях человека.

- Ребята, а как вы считаете, что для вас является самым дорогим? (Прикрепляю на доску таблички со словами: жизнь, здоровье, свобода, труд, жилище, имущество)

 - А без чего еще человек не может быть по-настоящему счастлив? Что же еще для него является очень важным? Послушайте одну историю.

Жил-был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже говорить стал не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ».
По его понятиям, его страна была бедная, народ ленивый. «Пусть они живут, как хотят, мне с ними не по пути», - решил Человек. Собрал вещи и поехал жить за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась, и деньги появились. Но только почему-то нерадостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочется отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри.

- Почему же Человек заскучал? (Вывешиваю табличку со словом «Родина»).
- Ребята, а что же такое Родина? ( Ответы детей)







- Наша с вами Родина – это Россия. Кто может показать нашу Родину на карте?

Россия – огромное государство, гражданами которого мы являемся. Как только маленький человек появляется на свет, он получает свой первый документ – свидетельство о рождении, в котором записано, что он является гражданином Российской Федерации. Многие из вас достигли 14-летнего возраста и получили паспорт.

- А что значит: быть гражданином своей страны? Что означает слово "гражданин”? (Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка).

- В чем разница между значением этого слова и понятием "гражданин по рождению”?

- Каждый гражданин любой страны должен знать и уважительно относиться к национальной символике.

- Я думаю, что для этого не достаточно иметь запись в свидетельстве о рождении. Быть гражданином – это значит – любить свою Родину, чувствовать ответственность за ее судьбу, ее будущее. Ну и, конечно, гражданин страны должен знать ее историю, ее государственные символы.

Сегодня мы и поговорим об отличительных знаках нашего государства.

- Назовите основные символы государства. (Герб, флаг, гимн).

3. Сообщения учащихся о гербе России

1 ученик. Наука, изучающая гербы, называется геральдикой.
Что такое герб? Вот как об этом пишет Владимир Иванович Даль. «Герб – род щита с изображением на нем знаков, присвоенных государству, городу, дворянскому роду».
2 ученик. У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый золотой орел на фоне российского флага. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия.
3 ученик. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств.
4 ученик. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это Святой Георгий Победоносец – на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которым он поражает дракона. Ужасный черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами.
Ученик 5. В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье: напал на него лютый змей – дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым, и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на морской берег и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его. И с тех давних пор стали люди звать Егория Святым Победоносцем. Вот какая замечательная история у нашего герба!
- Где можно увидеть изображение герба? (на печатях, паспортах, документах, денежных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей).

- Рассмотрите, пожалуйста, герб российской Федерации (Показываю).
- Как называется наука о гербах? (Геральдика (Вывешиваю табличку)).
- Когда появился первый российский герб? (Около 500 лет назад, в 1497 году).

- Итак, мы с вами познакомились с одним из символов Российской Федерации – гербом.
4. Сообщения учащихся о флаге.
- Следующий отличительный знак нашего государства – флаг (Показываю).
О флаге России нам расскажет вторая группа (Сообщения учащихся).
1 ученик. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Государственном флаге Российской Федерации» от 25.12.2000 г. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине – 2:3».
Флаг является символом объединения. Наука о флагах называется вексиллология. Флаг состоит из следующих частей: белый означает мир, чистоту, благородство; синий – честность, верность, безупречность; красный – силу и смелость, неустрашимость.
2 ученик. Государственный флаг постоянно находится на зданиях, где находятся органы всех ветвей и уровней государственной власти, в кабинетах высших должностных лиц государственной власти, на зданиях дипломатических представительств за границей. В дни праздников, торжественных мероприятий и памятных событий Государственный флаг вывешивается на зданиях предприятий и организаций, независимо от форм собственности, а также на жилых домах.
Государственный флаг Российской Федерации может быть поднят в знак траура, в этом случае в верхней части древка крепится черная лента, а сам флаг может быть приспущен. Лица, виновные в осквернении Государственного флага, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.
3 ученик. В августе 1991 года российский триколор снова был введен как государственный флаг, 22 августа – это День Государственного флага Российской Федерации.
Обобщающая беседа:
- Как называется наука о флагах? (Вексиллология).
- Когда отмечается День государственного флага Российской Федерации?
(22 августа).

- Итак, мы познакомились со вторым символом нашего государства – флагом.

5.Сообщения учащихся о гимне.
- Третьим символом нашего государства является гимн. На доску помещены слова гимна Российской Федерации. А расскажут о нем наши ребята.
(Сообщения учащихся третьей группы).
1 ученик. Государственным гимном России является музыкально-поэтическое произведение на музыку А.В. Александрова и стихи С.В. Михалкова.
2 ученик. Государственный гимн Российской Федерации исполняется при вступлении в должность Президента, руководителей местного самоуправления, при открытии и закрытии торжественных собраний, при проведении торжественных мероприятий, воинских ритуалов и спортивных соревнований.
3 ученик. При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины – без головных уборов..
4 ученик. Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает хвалебную торжественную песнь.
Обобщение.
- Что обозначает слово «гимн»?
- Назовите авторов  слов и музыки гимна РФ.
- А сейчас мы с вами прослушаем один куплет и припев Государственного гимна Российской Федерации.
(Включаю гимн. Дети слушают стоя).

- У каждого государства свой гимн. Наша республика тоже имеет свой гимн, флаг, герб. О них мы подробнее остановимся в следующий раз.
Итак, мы с вами познакомились с тремя основными символами нашего государства. К ним относятся герб, флаг, гимн.

6.Физминутка.




«Взгляд в будущее»

- Вы - граждане России, именно от вас зависит будущее. Вы когда-нибудь задумывались о том, какой бы вы хотели видеть свою Родину в будущем?
- Давайте заглянем в будущее. Я хотела бы, чтобы вы сейчас задействовали свою фантазию и представили, какой прекрасной станет Россия в будущем. Сядьте поудобней, закройте глаза, сделайте три глубоких вдоха.… Представьте себе, что вы спите и видите прекрасный сон. Вы видите свою Родину через много лет.…Представьте себе, как вы осязаете и ощущаете ее красоты.… Обратите внимание, как она развивается и процветает. Как хорошо живется в ней всем людям. Отметьте, как вы выглядите, чем занимаетесь.…В течение некоторого времени подумайте и постарайтесь понять, что вам потребовалось сделать, чтобы достичь такого результата? Какие шаги вы для этого предприняли?

Теперь вернитесь в настоящее. Потянитесь немного и расслабьте все свои мускулы, откройте глаза…

-Кто доволен увиденным образом будущего?

-Что там больше всего понравилось?

- Какие шаги хочется предпринять, чтобы будущее России было прекрасным? Спасибо, я думаю, что все ваши планы обязательно сбудутся.

7.Работа в группах.
1) - Выскажите свое мнение, можно ли назвать следующие действия гражданскими поступками:
•    жители одного из микрорайонов города собрались на митинг по поводу сноса детской площадки;
•    молодые люди участвуют в восстановлении храма;
•    ученики взяли шефство над госпиталем ветеранов войны и т.д. (дополните своими примерами);

•   ученики провели субботник по очистке рощи и подготовили обращение к жителям бережнее относиться к зеленым «островкам» своего города.
2) – Подготовьте письменное обращение

- к жителям города Агидель;

- к детям города.
Вывод: Гражданские поступки люди могут совершать и не в чрезвычайных обстоятельствах. Все зависит от самого человека, его гражданской позиции, стремления направить свои способности, чувства не только на собственное благо, но и на благо других людей. 

- Какой социально значимый проект вы могли бы реализовать сами или совместно со взрослыми?
8.Беседа о Конституции.

- А сейчас послушайте одну легенду.

Давным–давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно  все было разрешено: хочешь воровать - воруй, хочешь убивать - убивай, хочешь оскорблять - оскорбляй. Можно все.
В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя не платить налоги, грубить.
Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Что тут началось!
В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Государство Можно привело в упадок. И тогда правители государства Можно попросили помощи и государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию.
В государстве установился порядок, а все жители стали счастливы и довольны.

- Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы стали ее жители, почему они чувствуют себя в безопасности. (Жители стали жить по законам)

-У каждого государства есть свои законы. Где они прописаны? (в Конституции)

- Что же такое Конституция?
Это основной закон Российской Федерации. (Показываю Конституцию)

Гарантом Конституции является глава нашего государства – президент.
- Кто является президентом нашей страны? В.В. Путин

- А теперь вернемся к Конституции. Конституция – это главный закон, который определяет жизнь нашего государства, права и обязанности граждан.
- Какими же правами обладает человек?

Видео о мнениях разных людей о правах человека (34сек.)

- Граждане нашей страны равны перед законом независимо от происхождения, социального или имущественного положения, расовой, национальной принадлежности, пола, образования, языка, вероисповедания.
Давайте попробуем сформулировать некоторые права человека.
Самое главное, самое важное – право человека на жизнь.
Но так думали не всегда. Было в древности такое государство – Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали его судьбу: если крепкий, здоровый – пусть живет, а если родился слабым, больным – бросали его со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? (Ответы учащихся.)
- Физически слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым – помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В. Суворов родился слабым и больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.
- Итак, каждый гражданин нашей страны имеет право на жизнь. А какие еще права человека вы можете назвать? А какими правами вы уже пользуетесь?

Каждый ребенок имеет право:

  • на жизнь

  • на жизнь в семье со своими родителями

  • на получение образования

  • на отдых

  • на свободу слова и веры

  • на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь

  • на собственное мнение

Как вы считаете, мы назвали все права? (Нет. Когда вам исполнится 18 лет, вы будете пользоваться всеми правами, записанными в Конституции).

- Заключение трудового договора с 16 лет, с 14 лет – согласие одного из родителей, с 18 лет – право избирать, с 21 года – право быть избранным, с 35 лет – в президенты.

- Вы неплохо разбираетесь в правах, но не бывает прав без обязанностей. Какие обязанности граждан нашей страны вам известны? (Ответы детей).

1. Прилежно учиться.

2. Выполнять требования учителя, дежурных.

3. Соблюдать технику безопасности.

4. Беречь школьное имущество.

5. Выполнять распорядок дня.

6. Придерживаться правил культурного поведения.

7. Уважать права других.

- Какова ваша главная обязанность? (Хорошо учиться).

9. Рефлексия. Итог.

- Что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь? (Ответы детей)

- Могут ли люди совершать гражданские поступки в не чрезвычайных обстоятельствах?

- Никто из участников не остался равнодушным. Все, так или иначе, высказали и продемонстрировали свою гражданскую позицию. И мы с гордостью можем сказать: «Я – гражданин России».

В международной Конвенции о правах ребенка, говорится о правах детей всего мира от рождения до совершеннолетия. Эти права важны для жизни и здоровья детей, для их развития.

Давая гражданство, государство обязуется окружить своих граждан заботой и вниманием. Мы иногда этого не замечаем, потому что в нашей стране еще много нерешенных проблем. Но забота о своих юных гражданах является для нашего государства одним из самых главных приоритетов.
Мы должны понимать, что права человека – это не слова на бумаге, это не речи, не урок истории, не реклама, это выбор…
Видео об ответственности за выбор (1мин 2сек.)
- Благодарю за плодотворную работу!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

\"Я гражданин (России)\" iconКонкурс социальных проектов «Гражданин Воронежского края гражданин России»
Руководитель пректа, ответственная за связи с социальными партнерами, ответственная за презентацию
\"Я гражданин (России)\" iconМетодические рекомендации по проведению единого классного часа «Кузьма...
«Кузьма Минин – великий патриот и гражданин России» в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области 1 сентября 2011 года
\"Я гражданин (России)\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Акция «Я – гражданин России» торжественное вручение паспортов «Мы – граждане великой России»
\"Я гражданин (России)\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок обществознания в 6 классе. Тема: Гражданин Отечества достойный сын. Гражданин и коррупция
\"Я гражданин (России)\" iconПроект «Я – гражданин России»
Создать условия для формирования экономической грамотности у учащихся образовательного учреждения
\"Я гражданин (России)\" iconКонкурсное сочинение на тему: «Я гражданин»
У каждого человека на планете есть страна, которую он считает своей Родиной. Для меня таким местом является великая Россия. Я горжусь...
\"Я гражданин (России)\" icon«Конституция рф: права и обязанности граждан»
Для начала попробуем разобраться, что же обозначает слово «гражданин». Толковый словарь Ожегова трактует данное понятие следующим...
\"Я гражданин (России)\" icon«Я гражданин России»
Постановка проблемы: почему с 1991 года изменилось гражданство жителей нашего государства, хотя они никуда не переезжали?
\"Я гражданин (России)\" iconКонспект классного часа : «Я гражданин России»
Александра I, определить направления первых реформ императора, а также познакомить учащихся с реформаторской деятельностью М. М....
\"Я гражданин (России)\" iconУрок-праздник Гражданин России
Учитель: – Здравствуйте, ребята! Давайте начнем наш урок с пожелания добра друг другу
\"Я гражданин (России)\" iconПроект Школа здоровья. Городская акция «Я гражданин России»
Место проведения, организация, ответственная за проведение мероприятия (индекс, почтовый адрес, телефон, факс, e-mail)
\"Я гражданин (России)\" iconСценарий районного конкурса «Я гражданин, и этим все сказано»
Вед: Добрый день уважаемые гости и участники конкурса «Я гражданин, и этим все сказано»
\"Я гражданин (России)\" iconПлан основных мероприятий по проведению в Красноярском крае Года...
Проведение конкурсов социальных инициатив «Мой край – мое дело», «Я – гражданин России»
\"Я гражданин (России)\" iconТезисы IV областного конкурса социальных проектов «я гражданин россии»
Целью работы является: привлечь внимание учащихся и жителей посёлка Орлецы к проблеме утилизации твёрдых бытовых отходов
\"Я гражданин (России)\" iconПлан воспитательной работы на 2013-2014 учебный год №
Районный этап конкурса социальных проектов Всероссийской акции «Я — гражданин России»: презентация проектов
\"Я гражданин (России)\" iconУчитель, гражданин, патриот
Учитель как образцовый гражданин – это служитель храма, несущий на глазах детей свой крест на свою Голгофу и не ожидающий земного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск