Скачать 245.81 Kb.
|
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменская Государственная академия культуры и искусств» Театральная педагогика и организация студийного театрального процесса Учебная программа Тюмень 2008 Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменская Государственная академия культуры и искусств» Театральная педагогика и организация студийного театрального процесса Учебная программа Тюмень 2 008 Программа утверждена на заседании кафедры режиссуры и актерского мастерства 5. 10. 2007г., протокол №2 Составители: Жабровец М.В.,к.п.н., профессор кафедры РиАМ., Кутьмин С.П., засл.арт.РФ, засл.арт. республики Казахстан, профессор кафедры РиАМ., Галяветдинова М.М., ст. преподаватель кафедры РиАМ. Оглавление Пояснительная записка…………………………………………………… 3 Тематический план……………………………............................................. Содержание курса………………………………………………………….. Темы курсовых работ ………………………………………………….. …. Список литературы…………………………………………………………. Пояснительная записка Программа курса «Театральная педагогика и организация студийного театрального процесса» рассчитана на студентов режиссерской специализации - будущих руководителей театральных студий, режиссеров, преподавателей сценических дисциплин. Художественные и педагогические компоненты в деятельности руководителя театрального коллектива неразрывно связаны между собой. Театральная студия является школой воспитания творческой личности, а студийный спектакль - выражением внутреннего опыта коллектива, его духовных и эстетических ценностей. Театральное студийное движение на всех этапах своего существования способствовало обновлению и развитию театрального искусства. В связи с этим необходимо, чтобы выпускник вуза смог творчески реализовывать художественно- педагогический потенциал студийного театра – этой цели и служит курс «Театральная педагогика и организация студийного театрального процесса». Основные задачи курса «Театральная педагогика и организация студийного театрального процесса»:
В процессе обучения используются как теоретические формы занятий (лекции), так и практические (семинары, деловые игры, диспуты, тренинги, решение проблемных ситуаций, подготовка рефератов и докладов). Практикуется посещение репетиций театральных коллективов и открытых занятий педагогов кафедры, спектаклей профессиональных и любительских театров; проводится анализ их деятельности, изучается опыт мастеров студийной сцены, известных театральных педагогов, используются видеоматериалы. Знания и практические навыки, полученные в ходе освоения данного курса, закрепляются в процессе преддипломной производственной практики. Вопросы по театральной педагогике и организации студийного театрального процесса включены в междисциплинарный Государственный Аттестационный экзамен по специальности, и являются частью дипломного проекта. В завершении учебного процесса студент должен овладеть основными понятиями и терминами театральной педагогики, методологическими и теоретическими основами развития творческой личности средствами театра, научиться квалифицированно проектировать, организовывать и осуществлять художественно-педагогический процесс в студии, ориентироваться в современной студийной театральной жизни, особенностях организации любительского театра. Тематический план
Содержание курса
Раздел I. Специфика театральной педагогики и история ее становления. Раздел II. Художественно-педагогическая деятельность руководителя театральной студии. Раздел III. Организация студийного театрального процесса.
Раздел I. Специфика театральной педагогики и история ее становления Тема 1. Основные категории театральной педагогики Театральное искусство и театральная педагогика. Принципы и функции театральной педагогики. Основные категории театральной педагогики: развитие творческой личности художника; театральное образование; обучение и воспитание (в специальном и широком смысле). Целостный педагогический процесс – основной фактор всестороннего развития будущего художника. Педагогический потенциал театра. Взаимообусловленность развития театрального коллектива и личности. Требования, предъявляемые к театральному педагогу. Государственные образовательные стандарты в области культуры и искусства. Задание: Изучите государственный образовательный стандарт для вузов искусств и культуры, составьте профессиограмму режиссера театрального коллектива. Тема 2. История и традиции театральной педагогики Актерские школы в истории мировой театральной культуры. Педагогическая наука и практика как результат многолетних исследований закономерностей воспитания и развития артиста. Организация первой школы для подготовки русских артистов (1673). А.П.Сумароков, И.А. Дмитриевский, Н.И.Гнедич и их вклад в становление театральной педагогики (конец 18 - начало 19 века). Актер – главная фигура театра. М.С.Щепкин (1788-1853) – теоретик театра и учитель актеров, его идейно-эстетические принципы и творческие открытия. Истоки системы К.С. Станиславского. И.В.Самарин, Г.Н.Федотова, А.П.Ленский, А.И.Южин-Сумбатов – продолжатели традиций М.С.Щепкина в актерском искусстве и театральной педагогике. Психологический реализм российских писателей, художников, композиторов (конец 19 – начало 20 века). Система К.С.Станиславского – основа современной отечественной театральной школы. Цели, принципы, компоненты системы. Ученики и последователи К.С.Станиславского - выдающиеся театральные педагоги Л.А.Сулержицкий, Е.Б.Вахтангов, М.А.Чехов, М.О.Кнебель, А.Д.Попов и др. Известные театральные вузы России. Преемственность и творческий педагогический поиск в современном театральном образовании. Задание: Подготовьте доклад о педагогической деятельности одного из выдающихся театральных деятелей России (по выбору студента). Тема 3. Процесс воспитания и обучения актера Общие свойства и закономерности педагогического процесса. Взаимосвязь общего и профессионального образования. Единство духовно-этического воспитания и профессионального обучения – основа целостного формирования актера. Внимание и уважение к личности будущего художника. Критерии актерской одаренности. Содержание воспитания и самовоспитания актера. Принципы и методы артистического воспитания. Формирование и развитие ученического коллектива в театральном учебном заведении. Цели, структура и содержание процесса обучения актера. Этапы профессионального обучения. Элементы актерской техники. Методы, формы и средства обучения. Особенности теоретического обучения артиста. Психофизический тренинг и этюд в творчестве актера. Источники и предпосылки педагогического творчества. Сотворчество театрального педагога и учащегося в процессе его подготовки. Содержание театрального образования за рубежом. Тема семинара: Тренинг как средство развития способностей актера Вопросы семинара: 1.Психофизическое развитие актера с помощью тренинга. 2.Классификация и характеристика основных видов тренинга. 3.Организационно - педагогически принципы тренинговой работы. 4.Композиция тренинга. Задание: Составьте комплекс тренинговых упражнений, развивающих элементы актерской техники для актеров, которым предстоит участвовать в постановке детской сказки; - подростковой студенческой группы, где девушки и ребята поссорились между собой; - детской театральной группы (9-10 лет), отдыхающей в летнем загородном лагере. Обоснуйте построение тренинга. Какие технические средства, атрибуты потребуются для его проведения? Литература 1. Станиславский, К.С. Работа актера над собой. - М., 1991. 2.Кристи, Г.В. Воспитание актера школы Станиславского. - М., 1991. 3.Корогодский, З.Я. Начало. – СПб., 1996. 4.Фунтусов, В.П. Тренинг актерской психотехники. - М., 1989. 5.Жабровец, М.В. Тренинг в деятельности режиссера театральной студии / М.В. Жабровец, Р.И.Балабан – Тюмень: ТГИИК, 2002. 6.Шмайлов, М.Н. Мастерство актера: упражнения и игры начального этапа обучения. - М., 1990. Раздел II. Художественно-педагогическая деятельность руководителя театральной студии Тема 4. Театральная студия как школа воспитания личности Любительский театр – выражение национальной духовной потребности. Специфические черты любительского творчества. Взаимосвязь любительского и профессионального театрального искусства. Разнообразие видов и форм любительского театрального творчества. Студийность как специфическая форма жизнедеятельности театрального коллектива. Основные признаки студийности. Родоначальники студийного движения – К.С.Станиславский, Л.А.Сулержицкий, Е.Б.Вахтангов, В.Э. Мейерхольд. Этапы студийного движения. Обновление творческого процесса в профессиональном театре с помощью студии. Студия как своеобразная педагогическая система. Этические принципы студийности. Сущность студийного метода: единство учения и творчества, нравственного и профессионального становления личности. Театральная студия - среда для гармоничного, целостного формирования личности. Уровни творческого поведения: жизнь, студия, роль. Тема семинара: Театральные студии Е.Б.Вахтангова Вопросы:
Литература
3. Смирнов-Несвицкий, Ю.А. Евгений Вахтангов. -Л., 1987. 4. Шихматов, Л.М. От студии к театру. - М., 1970. 5. Захава, Б.Е. Современники. - М., 1969. 6. Иванов, О.К. Вахтангов и вахтанговцы /О.К.Иванов, К.Е.Кривицкий. – М., 1984. 7. Марков, П.А. О театре / П.А.Марков, П.А. Соч.: в 4 т. Т.1. – М.,1974. – С. 347-418. Тема 5. Единство художественных и педагогических компонентов в творчестве руководителя театральной студии Многофункциональность деятельности руководителя театральной студии. Проблема театрального лидера, его художественной и педагогической компетенции, человеческого авторитета. Педагогика как составная часть режиссуры в любительском и профессиональном театре. Формирование и развитие творческой личности исполнителя в процессе создания спектакля. Эволюция взглядов К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко на режиссерское творчество. Условия, цели, содержание и структура деятельности руководителя театральной студии. Механизмы соединения художественных и педагогических компонентов в его деятельности. Творческий опыт руководителей известных театральных студий – Н.Дубровина и Е.Сазонова (ТЮТ, г. Ленинград), А.Морозова («Манекен», г. Челябинск), В.Спесивцева ((театр-студия на Красной Пресне, г. Москва), Л.Ермолаевой (г. Омск) и др. Творческая индивидуальность руководителя театральной студии. Артистизм режиссера – педагога. Тема семинара: Изучение индивидуальных личностно-творческих качеств участников театрального коллектива Вопросы:
Задание: Используя методические материалы и рекомендации по психодиагностике выбрать и применить один из методов психолого-педагогического исследования в студенческой группе РТ. С помощью педагога систематизировать и интерпретировать полученную информацию. Примечание: Выбранная студентом методика не должна вызывать больших затруднений при использовании, т.е. не требовать узкоспециальных знаний и навыков. Литература 1.Петровский, А.В. Личность, деятельность, коллектив. - М., 1982. 2.Кнебель, М.О. Поэзия педагогики. – М., 1976. 3.Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М., 2001. 4.Джидарьян, И.А. Творческие коллективы в искусстве. Коллектив и личность. – М., 1975. - С. 204-222. 5.Налчаджан, А.А. Некоторые философские и психологические проблемы интуиции. – М., 1972. 6.Гуревич, К. М. Что такое психологическая диагностика?. – М., 2000. 7.Рождественская, Н.В. Творческая одаренность и свойства личности -Л., 1980. 8.О методах изучения внутреннего мира студента: метод. рек. для куратора студенческой группы / сост. П.А. Шавир. - Тюмень: ТГУ,1998. 9.Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения / под ред. И.Княжина. - М.,1997. Тема 6. Виды и формы деятельности в студийном театральном коллективе Разнообразие интересов, мотивов, потребностей участников театральной самодеятельности. Театральное студийное творчество как полифункциональное явление. Понятие о видах и формах деятельности. Целенаправленность, системность и комплексность в организации всех видов и форм работы. Учет интересов участников театрального коллектива. Художественно- творческая деятельность – основа жизни театральной студии. Концертная и гастрольная деятельность. Учебно-воспитательная и просветительская деятельность. Игровые формы обучения и воспитания. Профориентационная работа. Труд и самообслуживание в театральном коллективе. Организация совместного отдыха и праздников. Участие в социо - культурной жизни города, области. Формы сотрудничества театральной студии с другими творческими коллективами, учреждениями и организациями. Тема семинара: Воспитательный потенциал игры Вопросы: 1. Игра как основная форма деятельности в театральном коллективе. 2. Социально - психологический и воспитательный феномен игры. 3. Игра как метод вовлечения самодеятельного актера в творческую деятельность и стимулирования его творческой активности. 4. Диагностическая и обучающая функция игры. 5. Игра как школа общения. 6. Психотерапевтическая функция игры. Литература 1.Эльконин, Д.Б. Психология игры. – М., 1978. 2.Аникеев, Н.П. Воспитание игрой. – М.,1987. 3.Хейзинга, Й. Человек играющий. В тени завтрашнего дня. – М., 1992. 4.Шмаков, С.А. От игры к самовоспитанию: сб. игр – коррекций /С.А.Шмаков, Н.Безбородова. – М., 1993. 5. Игра как педагогическое средство: / метод. рек. / под ред. И.В. Батракова. – Волгоград: ВГПУ, 1998. 6.Театр, где играют дети / под ред. А.Б. Никитиной. – М., 2001. 7.Сазонов, Е.Н. Театр наших детей. – М., 1988. Тема 7. Работа над спектаклем в любительском театральном коллективе Репертуар театрального коллектива и принципы его формирования. Проблемы создания репертуарной линии театра. Педагогическая функция репертуара. Особенности зрительской аудитории любительского театра. Подготовительный этап работы режиссера и коллектива. Распределение ролей. Методы вовлечения исполнителей в творческий процесс. Спектакль как выражение внутреннего опыта коллектива. Специфика работы с актером-любителем. Приемы репетирования. Организация учебно-творческого процесса во время подготовки спектакля. Методика развития игровых навыков. Методика работы над ролью в любительском театре. Оформление спектакля. Планирование и организация подготовки спектакля и его проката. Фестивали и конкурсы театрального творчества. Вопросы и задания:
Раздел III. Организация студийного театрального процесса Тема 8. Методика и этапы создания студийного театрального Коллектива Коллектив, его признаки, структура, условия формирования. Социокультурное моделирование театрального студийного коллектива. Художественная программа театральной студии – идейная, эстетическая и нравственная. Набор в студию. Применение идей и методов А.С. Макаренко в коллективной театральной деятельности. Этапы становления студийного театра. Методические приемы организации новой театральной студии и внедрение студийности в традиционно организованные системы. Организационно-педагогические принципы и методы деятельности руководителя театральной студии в процессе ее развития. Методика организации самоуправления в театральном коллективе. Партнерские отношения руководителя и участников студии. Совет студии как орган самоуправления. Традиции и их значение в жизни театра- студии. Тема семинара: Сплочение студийного коллектива Вопросы: 1.Взамосвязь этики и творчества в театральном коллективе. 2.Отличия формально организованной группы от студийного коллектива. 3.Факторы, влияющие на процесс сплочения театрального коллектива. 4.Характер взаимоотношений в театральной студии в зависимости от уровня ее развития. Литература 1.Битянова, Р.М. Социальная психология. – М., 1995. 2.Робер, М.А. Психология индивида и группы /М.А.Робер, Ф.Тильман – М., 1988. 3.Донцов, А.И. Психология коллектива. – М., 1984. 4.Калашников, Ю.С. Театральная этика Станиславского. – М., 2001. 5.Табаков, О.П. Студийность. – М., 1982. 6.Розовский, М.Г. Самоотдача. – М., 1976. Тема 9. Материально-техническая организация творческого процесса Театральная студия как подразделение учреждения культуры или образования. Материально-техническая база театральной студии. Техническая организация - составная часть деятельности руководителя театрального коллектива. Обеспечение условий для творчества. Экономические аспекты деятельности театрального коллектива. Коммерческая и некоммерческая организация. Необходимость финансовой поддержки любительского творчества. Организация работы театральных служб и их подготовка. Специфика творческо-производственных отношений в любительском театре. Вопросы и задания:
Тема 10.Организационная подготовка руководителя театральной студии Организационный потенциал руководителя. Искусство управлять людьми. Творческие личность и коллектив как субъекты и объекты управления. Планирование и учет. Устав любительского театра. Права и обязанности студийцев. Методы стимулирования деятельности и контроля в театральной студии. Типы руководителей. Комплекс организационных качеств и умений руководителя театрального коллектива, художественно-педагогическая направленность его личности. Теоретическая и практическая подготовка к организационной деятельности. Формы повышения квалификации. Методическое обеспечение деятельности руководителя. Творческий поиск и стремление к самосовершенствованию - залог динамического развития руководителя и его театральной студии. Вопросы и задания:
Темы курсовых работ: 1.История и этапы студийного движения в XX - XXI веках. 2.Сравнительный анализ профессионального и любительского театрального творчества. 3.Театральная студия как школа творческого развития личности. 4.Этические принципы работы театральной студии. Роль личности руководителя в утверждении норм этики. 5.Репертуарная политика театра. Принципы формирования репертуара театрального коллектива. 6.Особенности и приемы работы с актером-любителем в процессе постановки спектакля. 7.Виды и формы тренинговой работы в театральном коллективе. Методика проектирования и проведения тренинга. 8.Методика организации самоуправления в театральном коллективе. 9.Традиции и их значение в жизни студийного театра. 10.Художественно-педагогические принципы и методы одного из руководителей театра-студии (по выбору студента). Литература
21. Корогодский, З. Я. Репетиции … репетиции… репетиции… / З.Я.Корогодский. - М., 1978. 22. Корогодский, З.Я. Начало / З.Я. Корогодский. – СПб., 1999. 23. Левшина, Е.А. Формирование зрительской аудитории / Е.А.Левшина. –Л., 1989. 24. Левочкин, В.Н. О проблемах театральной педагогики /В.Н. Левочкин. –СПб., 2002. 25. Мочалов, Ю.А. Первые уроки театра / Ю.А.Мочалов. – М., 1986. 26. Мочалов, Ю.А. Не мечтай о театре вслепую / Ю.А.Мочалов. – М., 1987. 27. Молочаевская, И.В. Этические аспекты метода действенного анализа / И.В. Молочаевская. – Л., 1991. 28. Никитина, А. Интегративный курс «Театр»: метод. пособие /А.Никитина, Е.Тюханова. – М., 1995. 29. От «живой газеты» до театра-студии: сб. трудов. – М., 1989. 30. Остривной, В.П. Психолого-педагогические условия формирования и развития творческих способностей подростков в театральной студии / В.П.Остривной. – М., 2000. 31. Петров, В.А. Нулевой класс актера / В.П.Петров. – М., 1985. 32. Петровский, А.В. Личность, деятельность, коллектив / А.В.Петровский. – М., 1989. 33. Розовский, М.Г. Самоотдача / М.Г. Розовский. – М., 1976.
35. Рубина, Ю.И. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельности / Ю.И.Рубина, Т.Ф.Завадская, Н.Н.Шевелев. – М., 1974. 36. Ремез, О.Я. Призвание студии / О.Я.Ремез. – М., 1983. 37. Родари, Дж. Грамматика фантазии / Дж. Родари. – М., 1885. 38. Сулимов, М.В. Режиссер- профессия и личность / М.В. Сулимов. – М., 1991. 39. Соловейчик, С.Л. Воспитание творчеством / С.Л.Соловейчик. – М., 1987. 40. Сазонов, Е.Ю. Театр наших детей /Е.Ю. Сазонов. – М., 1988. 41. Смирнов-Несвицкий, Ю.А. Евгений Вахтангов / Ю.В.Смирнов-Несвицкий. - Л., 1985. 42. Смирнов-Несвицкий, Ю.А. Еще одна жизнь / Ю.А.Смирнов-Несвицкий . - М., 1979. 43. Сценическая педагогика: сб. тр. / отв. ред. С.В. Гиппиус. – Л., 1973. 44. Сундстрем, Л.Г. Планирование и организация творческо-производственного процесса в театре (подготовка новых постановок) / Л.Г.Сундстрем. - Л., 1984. 45. Табаков, О.П. Студийность / О.П.Тобаков. – М., 1982. 46. Толстых, А.В. Психология юного зрителя / А.В.Толстых. – М., 1986. 47. Театр-студия «Дали»: программа, репертуар, уроки. – М., 1997. 48. Тришин, В.А. Формирование студийного коллектива в студенческих группах театрального отделения. / В.А.Тришин.- Улан-Уде, 1995. 49. Уроки театра на уроках в школе: театральное обучение школьников I – XI кл.: программы, рекомендации, упражнения. – М., 1992. 50. Чехов, М.А. О технике актера / М.А.Чехов. – М., 2002. 51. Чернецкая, Т. Как стать артистичным / Т.Чернецкая. – СПб., 2000. 52. Шихматов, Л.М. От студии к театру / Л.М.Шихматов. - М., 1970. 53. Шульгин, А.П. Воспитание творческой личности в молодежном театре / А.П.Шульгин. – М., 2004. 54. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра / ВЦХТ. – М., 1998. 55. Шмаков, С.А. Игры учащихся - феномен культуры / С.А.Шмаков. – М., 1997. 56. Общения, лидерства, межличностные отношения: энцикл. психологических тестов / под ред. И. Книгина. – М., 1997. 57. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин. – М., 1987. |
Программа дисциплины опд. В. 01 Театральная педагогика г. Томск 2010... Курс «Театральная педагогика» является дисциплиной по выбору и является важным звеном в подготовке студентов педагогического факультета... | Пояснительная записка программа курса «Научная организация труда студентов» Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика | ||
Пояснительная записка программа курса «Теория и история театра» России. Основные задачи курса заключаются в следующем: дать представление о развитии русского и зарубежного театрального искусства... | Пояснительная записка цели и задачи дисциплины: Цель курса Цель курса – изучение основных теоретических положений документоведения; методических рекомендаций по работе с архивными документами:... | ||
Основ театрального искусства в начальных классах общеобразовательной школы Андрей Иванович Фоминцев в 1985 году закончил Восточно-Сибирский государственный институт культуры по специальности "Театральная... | Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Цель : Курс «Сравнительная... ... | ||
Комитет театрального искусства общероссийской федерации искусств Программа курсов повышения квалификации в сфере театрального искусства включает в себя широкий спектр дисциплин театрального образования,... | Пояснительная записка Пояснительная записка рабочая программа дисциплины... Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения, 6-летний... | ||
Литвин Виктория Богдановна, к п. н., доцент кафедры литературы мгпу. 3 пояснительная записка Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности... | Программа по здоровьесбережению моу угодичской сош Пояснительная записка Поэтому гигиенические условия обучения, организация педагогического процесса, психологическое воздействие педагогов и другие факторы... | ||
Программы индивидуального развития одаренных учащихся. Русский язык.... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности... | Рабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном... | ||
Пояснительная записка Цели проведения промежуточной аттестации Получение... Формы контроля, которые необходимо выполнить студенту по специальностям, для которых читается | Пояснительная записка 1 Цели и задачи дисциплины Курс «Организация... Предмет курса – технологии секретарского обеспечения управления в организациях, учреждениях, органах государственной власти | ||
Пояснительная записка к курсовому проекту "разработка технологического... Цель курсового проекта систематизировать и закрепить теоретические знания, полученные при изучении данного курса | Пояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены |