1. Основные направления реализации антикоррупционной политики в России





Название1. Основные направления реализации антикоррупционной политики в России
страница1/24
Дата публикации05.01.2015
Размер3.89 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Право > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И КАДРОВ

Формирование навыков и умений антикоррупционного поведения

у сотрудников и государственных гражданскихслужащих органов внутреннихдел

Курс лекций

Допущено Министерством внутренних дел Российской Федерации
в качестве курса лекций для образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации


Москва

2011

УДК 343.359

ББК 67.628.111.7

Рецензенты:
Академия управления МВД России;

Главное управление собственной безопасности МВД России.

Формирование навыков и умений антикоррупционного поведения у сотрудников и государственных гражданских служащих органов внутренних дел: Курс лекций. – М.: ДГСКМВДРоссии, 2011. – 248с.


Коллектив авторов:

Аверинская А. С.,кандидат юридических наук, доцент– темы 1,3;

Аграфонов М. Ю., кандидат философских наук, доцент – темы 2, 9 (в соавторстве);

Ваньков А. В. – тема 5;

Гончар Е. А.,кандидат философских наук, доцент – тема 8 (в соавторстве);

Загайнов В. В., кандидат юридических наук, доцент– тема 7;

Кузнецов А. А.,кандидат исторических наук, доцент – тема 4 (в соавторстве), тема 9 (в соавторстве);

Новичкова Е. Е. – тема 6;

Опарина И.Г., кандидат философских наук – тема 4 (в соавторстве), тема 10 (в соавторстве);

Садохина Н.А. – тема 10(в соавторстве);

Смирнов А.Е.,кандидат философских наук, доцент – тема 8 (в соавторстве);

Старичков М. В., кандидат юридических наук, доцент – тема12;

Тамбовцев Е.А.– тема 11.

Курс лекций предназначен для преподавателей, курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Актуальность издания обусловлена необходимостью изучения средств и методов борьбы с коррупционными проявлениями в органах государственной власти Российской Федерации.В издании подробно рассказывается о специальных мерах профилактики коррупции, а также об особенностях воспитательной работы по формированию антикоррупционного поведения в служебной деятельности сотрудников ОВД.






© ДГСКМВДРоссии, 2011

Содержание



  1. Введение……………………………………………………………

  2. Тема 1. Основные направления реализации антикоррупционной политики в России……………………………………………….……………

  3. Тема 2. Антикоррупционное поведение как составляющая профессионального поведения сотрудников и служащих ОВД..

  4. Тема 3. Система противодействия коррупции в органах внутренних дел и формирования антикоррупционного поведения сотрудников и служащих ОВД……………………………………………………..………….

  5. Тема 4. Предпосылки проявлений коррупционного поведения сотрудников и служащих ОВД…………………………………….

  6. Тема 5. Организационно-правовые основания и пути формирования антикоррупционного поведения сотрудников и служащих ОВД

  7. Тема 6. Формирование антикоррупционного поведения сотрудников и служащих ОВД как управленческая задача…………………….

  8. Тема 7. Специальные меры профилактики проявлений коррупции и формирования антикоррупционного поведения ……………....

  9. Тема 8. Особенности воспитательной работы по формированию антикоррупционного поведения сотрудников и служащих ОВД

  10. Тема 9. Профилактика и преодоление коррупционного поведения сотрудников и служащих ОВД как проявления профессиональной нравственной деформации…………………………………………

  11. Тема 10. Психологические пути и методы формирования навыков и умений антикоррупционного поведения сотрудников и служащих ОВД…………………………………………………………………

  12. Тема 11. Методы и приёмы антикоррупционного поведения в служебной деятельности сотрудников и служащих ОВД……………………

  13. Тема 12. Условия, методы и приёмы противодействия попыткам криминальных и асоциальных лиц стимулировать коррупционные проявления у сотрудников и служащих ОВД.

14.Тестовые задания

Введение
Проблема борьбы с коррупцией сегодня в первую очередь предполагает чистоту рук, борющихся с ней. Свидетельством этого является масштабная кампания, санкционированная Президентом Российской Федерации и направленная на борьбу с коррупционными явлениями в органах государственной власти, в том числе и правоохранительной сфере. И это понятно, так как именно на правоохранительные органы в первую очередь ложится основная тяжесть борьбы со взяточничеством, вымогательством, подкупом, злоупотреблением служебным положением и иными формами коррупционного поведения.

Поэтому на государственном уровне осуществляется разработка мер и мероприятий по противодействию коррупции. В июле 2008 г. был утвержден «Национальный план противодействия коррупции». А в декабре этого же года принят и одобрен Федеральный закон РФ «О противодействии коррупции».

Целью настоящего курса лекций является обзор основных направлений реализации антикоррупционной политики в органах внутренних дел.

Данный курс предназначен для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД, а также отдельные его темы могут быть использованы в процессе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Составители курса лекций не в коей мере не претендуют на всесторонний и исчерпывающий охват столь сложной и структурированной формы девиантного поведения, коей является коррупция.

тема 1

Основные направления реализации антикоррупционной политики в России

План лекции:

Введение.

1. Понятие, содержание и виды коррупции.

2. Историческое представление о коррупции и борьбы с ней.

3. Причины и условия, способствующие существованию и возникновению коррупции.

4. Принципы государственной политики в сфере противодействия коррупции. Субъекты, осуществляющие противодействие коррупции.

Заключение

Введение
Коррупция относится к числу наиболее опасных негативных социальных явлений, приводящих к разрушению основ правопорядка и резко ослабляющих все государственные институты. Как свидетельствует мировой исторический опыт, распространенность коррупции значительно возрастает в периоды крупных социальных потрясений. К сожалению, социальные преобразования, начавшиеся во второй половине 80-х годов XX века, способствовали тому, что в современной России коррупция стала одной из характеристик современной российской действительности. На протяжении последних десятилетий в нашей стране наблюдается поступательный и интенсивный рост числа и видов коррупционных правонарушений. С каждым годом ситуация становится все более напряженной. Это связано, в первую очередь, с общим снижением духовно-нравственного потенциала общества, с господствующим в нем правовым нигилизмом, неверием в неотвратимость наказания, ослаблением государственного контроля и несовершенством законодательства.

Феномен коррупции очень стар. Он возник с появлением государства и делением людей на управляющих и управляемых. В последнее время коррупция поразила практически всю систему общественных отношений, структуру власти. Коррупция сковывает деловую жизнь страны и снижает эффективность государственного управления. Социальные последствия коррупции значительны – коррупция предполагает существенное различие между объявленными и реальными ценностями, формирует у членов общества «двойной стандарт» морали и поведения, коррупция способствует несправедливому перераспределению благ, дискредитирует право как инструмент регулирования жизни государства и общества, снижает доверие общества к власти.

Актуальность и злободневность этой проблемы признается как на международном, так и на российском уровне. На Саммите G8, состоявшимся в июле 2006 г в Санкт-Петербурге, говорилось о том, что масштабная коррупция среди работников исполнительной, судебной и законодательной власти оказывает разрушительное влияние на демократию, принципы верховенства закона и социально-экономическое развитие.

Первые лица государства неоднократно обращались к теме борьбы с коррупцией. Так, Президент РФ Д.А. Медведев отмечает, «коррупция - один из главных барьеров на пути нашего развития. Только за шесть месяцев текущего (2009) года рассмотрено свыше 4,5 тысячи дел коррупционной направленности. Среди осужденных - 532 представителя органов государственной власти и органов местного самоуправления, более 700 работников правоохранительных органов. Эти цифры, к сожалению, свидетельствуют о масштабах коррупции, поразивших наше общество»1.

Премьер-министр России Путин В.В. в пресс-конференции с гражданами в ноябре 2009 года не мог не затронуть проблему коррупции, он сказал: «Мы глубоко поражены этой «болезнью». Особенно остро проблема коррупции стоит в странах с переходной экономикой, потому что там существует очень много не отрегулированных законом "серых" зон. Я часто слышу: эффективности маловато в борьбе с коррупцией. Да, маловато. Но все-таки результаты в борьбе с коррупцией есть»2.

Особенно вопиющим фактом воспринимается коррупция в органах внутренних дел. Руководство МВД признает проблему коррупции, министр МВД Р.Г. Нургалиев отмечает: «Преодоление коррупции - вот основное содержание долгосрочной стратегии МВД по созданию атмосферы нетерпимости к превышению и злоупотреблению должностными полномочиями и формированию антикоррупционного климата в органах внутренних дел. В МВД России уже сделаны первые шаги по реализации этой стратегии»3.

1.Понятие, содержание и виды коррупции
Несмотря на частоту употребления понятия «коррупция» в профессиональной, периодической и массовой литературе в научном кругу нет единства относительно понимания термина и сути явления. Этимологически термин “коррупция” происходит от латинского слова corruptio, означающего “порча, подкуп”. В сущности, эти два слова определяют понимание коррупции и дают возможности для интерпретации этого явления.

Очень часто в среде профессиональных криминологов коррупцию олицетворяют с взяточничеством. Например, А.И. Долгова определяет коррупцию как “социальное явление, характеризующееся подкупом-продажностью государственных или иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо в узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей”1.

В подкупе одних лиц другими усматривает суть коррупции другой известный криминолог Н. Ф. Кузнецова2. Эта точка зрения согласована с восприятием коррупции в общественном сознании (так например, по данным ВЦИОМ 45% россиян понимают под коррупцией взяточничество чиновников3). Однако такой подход представляется зауженным и не позволяет охватить все многообразие форм коррупции, которые мы имеем в действительности.

Существуют в научном дискурсе точки зрения, в рамках которых коррупция оценивается неоднозначно отрицательно. Одним из ведущих специалистов в области исследования коррупции считается СюзанРоуз-Аккерман. Свои исследования она проводит в рамках экономического подхода и коррупцию рассматривает как форму социального обмена, а коррупционные платежи — как часть транзакционных издержек; в данном случае коррупция связывается с чрезмерным вмешательством государства в экономические процессы. В то же время, как известно, в некоторых странах с довольно высоким участием государства в экономике коррупция невысока (например, в Дании)4.

Существуют определения, в которых суть коррупции передается через образы, так например Г.Н. Борзенков, считает, что коррупция – это разложение управленческого аппарата, основанное на использовании чиновниками своего служебного положения в личных целях5. Или например, подход Кирпичникова А.В., который считает, что коррупция - это коррозия власти. Как ржавчина разъедает металл, так коррупция разрушает государственный аппарат и разъедает нравственные устои общества. Уровень коррупции - своеобразный термометр общества, показатель его нравственного состояния и способности государственного аппарата решать задачи не в собственных интересах, а интересах общества. Подобно тому, как для металла коррозийная усталость означает понижение предела его выносливости, так для общества усталость от коррупции означает понижение его сопротивляемости»6.

Ученые дают свои определения, спорят о содержании феномена, подчеркивая отдельные аспекты. Многие споры должен был разрешить принятый недавно долгожданный закон «О противодействии коррупции», но при ближайшем рассмотрении этого законодательного документа возникает вопросов больше, чем ответов.

Так, например, в законе сказано: «Коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу, другим физическим лицам либо совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица ….»1

Определение в законе дается через перечисление преступлений, не выявляя сущностных качеств этого явления. Кроме того, ученые отметили использование термина «коммерческий подкуп», деяние, которое может совершить лицо, работающее в коммерческих организациях, а к ним нельзя отнести сотрудника ОВД. В целом, по оценкам специалистов, определение, предложенное в законе, в большей мере коррупцию ассоциирует с взятками.

Есть и другие точки зрения относительно эффективности законодательно закрепленного определения коррупции. Григорьев В.В. отмечает, что понятие коррупции дается в законе на собирательном содержании, через отражение ряда деяний, выраженных в диспозициях ст. 201, 204, 285, 289, 290, 291 УК. В Законе не определено понятие коррупционного правонарушения, и это объясняется вовсе не экономией законодательного материала. Григорьев В.В. отмечает, что опыт антикоррупционного нормотворчества во всем мире свидетельствует, что законодатель постиг только один универсальный способ определения коррупции, который состоит в конструировании предельно общих норм, рассматривающих ее объективную сторону2.

Григорьев В.В. обращает внимание на то, что в качестве дополнения к перечню деяний (без привязки к каким-либо статьям) законодатель устанавливает еще один элемент коррупции, выражающийся в ином незаконном использовании физическим лицом "своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами". В указанном дополнении отражается достаточно широкое определение составляющих элементов понятия коррупции и основанных на ней связей. Законодатель определил понятие субъекта коррупционных правонарушений, совершаемых с использованием специального положения. Под таковым понимается не должностное лицо (по аналогии с определением, данным в прим. 1 к ст. 285 УК), а физическое лицо, незаконно использующее свое должностное положение. В данном подходе выражена позиция принципиального расширения круга лиц, на которых распространяется ответственность за совершение коррупционных деяний.

Такой подход связан с требованиями международных антикоррупционных договоров, в которых участвует Россия. Ими являются: Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (ETS N 173), заключенная Советом Европы 27 января 1999 г., и Конвенция ООН против коррупции, принятая 31 октября 2003 г. В них ключевое значение для эффективного противодействия коррупции на национальном уровне отводится максимально широкому определению субъектов коррупционных правонарушений. В частности, к ним относятся не только государственные служащие, но и лица, выполняющие публичные функции в целом, независимо от того, в какой сфере - частной, государственной или общественной (политической) - они заняты, и безотносительно к какой-либо определенной занимаемой должности (руководитель, исполнитель). Следует отметить, что Россия в имплементации конвенционных положений, касающихся определения субъекта коррупции из числа лиц, наделенных служебным статусом, более полно, в сравнении с иными государствами - членами ГРЕКО, отразила требуемые положения. Так, например, в соответствии с Законом Болгарии "О публичных должностных лицах" публичное должностное лицо - это лицо, которое в силу административного назначения занимает оплачиваемую должность в органе государственного управления и оказывает ему содействие в выполнении возложенных на этот орган функций. Реализованный в настоящем Законе подход к определению субъектов коррупции, по существу, закладывает идеологические и правовые основы для изменения сложившихся стереотипов о том, что коррупция характерна исключительно для сферы государственной службы.

Возвращаясь к определению термина, предлагаем в качестве рабочего использовать определением профессора Б.В. Волженкина: «коррупция – это социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах»1.

Поскольку в законе «О противодействии коррупции» не даны точные определения понятиям «коррупционное правонарушении» и «коррупционное преступление», можно опираться на эти понятия, закрепленные в Соглашении о сотрудничестве генеральных прокуратур государств - участников СНГ в борьбе с коррупцией, которое было заключено 25 апреля 2007 г. в г. Астане (Республика Казахстан). Так, стороны применили следующие понятия:

коррупционное правонарушение - не влекущее уголовной ответственности нарушение существующего порядка несения службы и исполнения своих профессиональных обязанностей, допущенное лицами, которые национальным законодательством государств сторон отнесены к категории должностных лиц или приравненных к ним, если такое нарушение содержит признаки коррупции, а равно невыполнение ими запретов, правил, установленных национальными нормативными правовыми актами;

коррупционное преступление - совершение лицами, которые национальным законодательством государств Сторон отнесены к категории должностных лиц или приравненных к ним, умышленного уголовно наказуемого деяния с использованием своего статуса, статуса представляемого ими органа, должностных полномочий или возможностей, вытекающих из данного статуса и полномочий, если такое деяние содержит признаки коррупции.

Тематика лекции обращает внимание на феномен коррупции применительно к системе МВД. В этом случае можно воспользоваться определением, данным в работе Тирских А.А.: «коррупция в ОВД – это негативное социальное явление, заключающееся в деформациях деятельности системы органов правопорядка, вследствие использования сотрудниками органов внутренних дел своих служебных полномочий, авторитета и статуса службы в интересах физических и юридических лиц для получения выгод материального или нематериального характера для себя лично либо в корпоративных интересах»1.

В приведенном определении подчеркивается, что коррупция – это форма девиантного поведения, с чем можно согласиться. Кроме того, в определении отмечается, что выгоды могут быть и нематериального характера, не для себя, то есть под явление подпадает и «телефонное право», (когда решается что-то по звонку) имеющее место в системе правоохранительных органов.

Коррупцию часто связывают с бюрократией, однако это не синонимичные понятия. Бюрократия – (от фр. bureau — бюро, канцелярия и греческого κράτος — господство, власть) — под этим словом подразумевают то направление, которое принимает государственное управление в странах, где все дела сосредоточены в руках органов центральной правительственной власти, действующих по предписанию (начальства) и через предписание (подчиненным); затем под бюрократией разумеют класс лиц, резко выделенный из остального общества и состоящий из этих агентов центральной правительственной власти2. Бюрократия – необходимая часть управления. М.Вебер доказал, что бюрократия одна из наиболее полезных идей в истории человечества.

Однако, следует отметить, что российская бюрократия, учитывая ее размеры и доходы чиновников особо склонна к коррупции. Наблюдается неуклонный рост численности чиновников в России, несмотря на то, что численность населения падает. По данным Федеральной службы государственной статистики, численность работников на государственных должностях и должностях гражданской службы в органах государственной власти РФ на 1 октября 2008 года составила 846,307 тысячи человек, увеличившись по сравнению с показателем на 1 января 1999 года в 1,74 раза. Количество муниципальных чиновников в России составило 367,62 тысячи человек, при этом их количество выросло с 1 января 1999 года по 1 октября 2008 года в 2,07 раза1.

Далее обратимся к рассмотрению видов коррупционных деяний. Любая классификация создается для упорядочивания объектов, для структурирования мира и отношения к этим объектам. Классификации коррупционных явлений, приведенные ниже, позволят выделить проблемы с криминализацией феномена коррупции и объяснить сложность выявления, расследования и предупреждения коррупции.

В зависимости от выбранного основания коррупционные действия могут быть разделены на бюрократическую и политическую коррупцию; принудительную и согласованную, централизованную и децентрализованную, чисто уголовную (в основном экономического характера) и политическую, которую, в свою очередь, делят на отклоняющееся и преступное поведение.

Более сложную классификацию предложил М. Джонстон. Он выделил несколько типов коррупции:

- взятки чиновников в сфере торговли (за продажу нелегально произведенной продукции, завышение качества товаров и т.д.);

- отношения в патронажных системах, в том числе покровительство "боссов" на основе земляческих, родственных, партийных принципов (явление, описанное еще М. Вебером, а затем Р. Мертоном);

- дружба и кумовство;

- а также так называемая кризисная коррупция, обусловленная тем, что предприниматели вынуждены работать в условиях чрезвычайного риска, когда решения органов власти могут привести к существенным для бизнеса изменениям и потому эти решения становятся предметом торговли

А. Хайденхаймер подразделил коррупцию на белую, серую и черную. Первая обозначает практики, относительно которых в общественном мнении существует согласие: данные действия не считаются предосудительными. Они, по существу, интегрированы в культуру и не воспринимаются как проблема.

Черная коррупция является объектом иного консенсуса: действия осуждаются всеми слоями общества. Серой коррупцией А. Хайденхаймер назвал те практики, относительно которых никакого согласия не существует. Именно вокруг серой коррупции возникают скандалы2.

Сложность коррупционных явлений может быть отражена в таблице3.


Таблица 1. ТИПОЛОГИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Основные направления реализации антикоррупционной политики в России iconОтчет об итогах реализации долгосрочной целевой программы «Основные...
Об утверждении отчёта за 9 месяцев 2013 года о реализации мероприятий долгосрочной целевой программы «Основные направления развития...
1. Основные направления реализации антикоррупционной политики в России iconОтчет мку «Администрация Советского района Исполнительного комитета...
Мку «Администрация Советского района Исполнительного комитета г. Казани» за 2014 год о реализации мер антикоррупционной политики
1. Основные направления реализации антикоррупционной политики в России iconИнформация моу сош №47 г. Ульяновска о мероприятиях по реализации антикоррупционной политики
Формирование идеологии просвещения, идеалы правового государства и гражданского общества
1. Основные направления реализации антикоррупционной политики в России iconОсновные направления деятельности фрг в ООН на современном этапе
Диссертация выполнена на кафедре внешней политики России и актуальных международных проблем Дипломатической академии мид россии
1. Основные направления реализации антикоррупционной политики в России iconРеспублики татарстан пресс-служба
Второй год подряд Министерством образования и науки Республики Татарстан совместно с Управлением Президента Республики Татарстан...
1. Основные направления реализации антикоррупционной политики в России icon«Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания...
Изучить основные приоритеты воспитательной деятельности в системе образования в условиях реализации фгос
1. Основные направления реализации антикоррупционной политики в России iconПрограмма дисциплины Основные направления экономической политики...
Цель курса – дать студентам представление об основных направлениях политики и современных проблемах Европейского союза наиболее важного...
1. Основные направления реализации антикоррупционной политики в России icon1. Основные направления внешней политики России во второй половине XIX века
Окончание Крымской войны (1853-1856 гг.) привело к коренному изменению ситуации в Европе. Поражение крепостной России подорвало ее...
1. Основные направления реализации антикоррупционной политики в России iconОтчет о состоянии коррупции и реализации антикоррупционной политики...
А в 2012 году информация о выявлении преступлений коррупционной направленности в органах местного самоуправления Высокогорского муниципального...
1. Основные направления реализации антикоррупционной политики в России iconУрок Россия в мировом сообществе Цель урока
Цель урока. Сформировать у учащихся общее представле­ние о роли России в современном мире, показать потенциаль­ные возможности страны...
1. Основные направления реализации антикоррупционной политики в России iconОсновные средства самосовершенствования — самовнушение и внушение
Приоритетные направления реализации стратегических партнерств гбоу впо сибгму минздрава России. Докладчик – и о проректора по срип...
1. Основные направления реализации антикоррупционной политики в России iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Реализация проектов и мероприятий государственной программы «Основные направления деятельности по реализации государственной политики...
1. Основные направления реализации антикоррупционной политики в России iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знать основные даты и события, объяснять причины успеха и основные направления внутренней политики Наполеона
1. Основные направления реализации антикоррупционной политики в России iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учащиеся должны уяснить геополитическую ситуацию в мире 1906 – 1914 гг., основные направления внешней политики России в 1906 – 1914...
1. Основные направления реализации антикоррупционной политики в России icon7. Перечень мероприятий Долгосрочной целевой программы «Основные...
«Основные направления развития молодежной политики на территории мо «Светогорское городское поселение» на 2011-2013 годы»
1. Основные направления реализации антикоррупционной политики в России icon«Опричнина» #
Основные направления внутренней и внешней политики России в период правления Ивана IV, Петра I, Екатерины II, Александра I, Александра...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск