Обсуждено
на педагогическом совете
ПРОТОКОЛ № _____________
« » __________ 20___г.
| УТВЕРЖДАЮ
ДИРЕКТОР МБОУ «СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»
_______________ Л.А.Трифонова
| ПОЛОЖЕНИЕ
О ВНУТРИШКОЛЬНОМ КОНТРОЛЕ 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Уставом школы
1.2. Внутришкольный контроль – главный источник информации для диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности школы .
1.3. Основным объектом ВШК является деятельность работников школы, а предметом – соответствие результатов образовательной деятельности действующему законодательству и локальным актам школы.
1.4. Проведение ВШК осуществляют административные работники школы в соответствии со своими должностными полномочиями.
1.5. ВШК может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок. ВШК в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с Планом ВШК, утвержденным директором школы, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок. Он доводится до работников школы в начале учебного года. ВШК в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся, их родителей (законных представителей) или других граждан, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса. Продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать 10 дней, а количество посещенных уроков, занятий или иных мероприятий – 5.
1.6. Структурирование ВШК в школе осуществляется по различным параметрам:
по форме контроля:
контрольная работа,
зачет,
тестирование,
общественный смотр знаний,
реферат,
творческий отчет,
зачетная аттестация;
по уровню контроля:
самоконтроль учащихся,
контроль учителя,
контроль независимой комиссией,
административный контроль;
по виду контроля:
персональный (изучение деятельности отдельных работников),
предметный контроль (изучение конкретной проблемы в деятельности отдельного работника или класса, группы работников или классов, или всех работников или классов школы в целом),
классно-обобщающий контроль (изучение состояния образовательного процесса в отдельном классе или параллели),
комплексный контроль (изучение всех проблем в каком либо подразделении или школе в целом);
по объекту контроля:
контроль деятельности учащихся,
контроль документации учащихся (тетрадей, дневников),
контроль работников,
контроль докуметации работников;
по объему контролируемого материала:
поурочный (отдельного урока, мероприятия),
тематический контроль (отдельной темы, вопроса, проблемы),
итоговый контроль (по учебному курсу, программе, классу);
по цели контроля:
предупредительный контроль (с возможностью предварительной корректировки),
срезовый контроль (по состоянию на какой-либо момент),
результирующий контроль (по результатам отчетного периода (триместра, четверти, года), этапа выполнения или завершения программы или работы).
1.7. В своей деятельности лица, осуществляющие ВШК, руководствуются нормативными правовыми актами, регламентирующими образовательную деятельность в РФ, Настоящим Положением и иными локальными нормативно-правовыми актами школы. 2. Основные функции ВШК
Основными функциями ВШК являются:
2.1. Контроль и диагностика образовательного процесса и деятельности его участников.
2.2. Анализ деятельности школы и отдельных участников образовательного процесса.
2.3. Корректировка и регулирование деятельности школы и отдельных участников образовательного процесса. 3. Задачи ВШК
3.1. Осуществление контроля за:
соблюдением законодательства РФ в области образования;
реализацией принципов государственной политики в области образования;
исполнением нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений;
соблюдением государственных образовательных стандартов;
использованием финансовых и материальных средств;
использованием методического обеспечения в образовательном процессе;
реализацией утвержденных образовательных программ и учебных планов;
соблюдением утвержденных учебных графиков;
соблюдением локальных нормативно-правовых актов школы.
3.2. Обеспечение:
защиты прав и свобод участников образовательного процесса;
выявления случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативных правовых актов и принятие мер по их пресечению;
совершенствования механизма управления качеством образования (формирование условий и результатов образования);
повышения эффективности результатов образовательного процесса;
развития принципов автономности образовательного учреждения с одновременным повышением ответственности за конечный результат;
проведения анализа и прогнозирования тенденций развития образовательного процесса.
анализа причин, лежащих в основе нарушений и принятие мер по их предупреждению;
анализа и экспертной оценки эффективности результатов деятельности работников;
инструктирования должностных лиц по вопросам применения действующих в образовании норм и правил;
изучения результатов педагогической деятельности, выявления отрицательных и положительных тенденций организации образовательного процесса и разработки на этой основе предложений по устранению негативных тенденций и распространению педагогического опыта;
анализа результатов реализации приказов и распоряжений по школе.
4. Права лиц, осуществляющих ВШК
В соответствии со своей компетенцией, установленной настоящим Положением и должностными инструкциями, лица, осуществляющие ВШК, имеет право: 4.1. Обращаться к:
проверяемым работникам, учащимся и их родителям (законным представителям) и получать информацию по результатам обращений;
директору школы с ходатайством о поощрении и наложении взысканий на участников образовательного процесса;
директору школы за консультациями по вопросам нормативно-правового обеспечения деятельности школы;
директору с предложениями об улучшении организации ВШК.
4.2. Принимать участие в:
разработке локальных актов школы в пределах своей компетенции;
подготовке предложений и рекомендаций на получение квалификационной категории учителями.
4.3. Рекомендовать:
к публикации разработки проверяемых работников;
повышение квалификации проверяемым работникам;
работников и учащихся для участия в конкурсах, олимпиадах и иных мероприятиях.
5. Ответственность лиц, осуществляющих ВШК
Лица, осуществляющие ВШК, несут ответственность за:
5.1. выполнение плана ВШК и программы конкретной проверки;
5.2. объективность и достоверность сделанных оценок и заключений;
5.3. соответствие предложений, рекомендаций и принятых решений действующему законодательству и локальным актам школы;
5.4. выполнение принятых решений и рекомендаций. 6. Организация работы лиц, осуществляющих ВШК
6.1. Лицо, ответственное за проведение конкретной проверки в рамках ВШК, может привлекать к работе других работников школы, а по согласованию с директором школы — любых сторонних специалистов.
6.2. Лица, осуществляющие ВШК, работают по плану, утвержденному директором школы.
6.3. Лицо, ответственное за проведение конкретной проверки:
ведет документацию;
координирует деятельность комиссии, осуществляющей проверку.
7. Делопроизводство
7.1. Лица, ответственные за проведение конкретной проверки, издают распоряжения (приказы) о составе комиссии, сроках и содержании проверки, а по ее итогам готовят справку или докладную записку директору школы в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в школе. При необходимости по итогам проверки издается приказ директора школы.
7.2. Документация о ВШК хранится в составе отдельного дела в канцелярии школы.
7.3. Ответственность за делопроизводство возлагается на ответственных за проведение проверок.
Положение о внутришкольном контроле
|
|
Утверждено
директором школы .
13.10.2006 г.
| 1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Уставом школы на основании Писем Минобразования РФ от 10.09.1999 № 22-06-874 «Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности» и от 07.02.2001 № 22 - 06 - 147 « О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений ».
1.2. Внутришкольный контроль – главный источник информации для диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности школы .
1.3. Основным объектом ВШК является деятельность работников школы, а предметом – соответствие результатов образовательной деятельности действующему законодательству и локальным актам школы.
1.4. Проведение ВШК осуществляют административные работники школы в соответствии со своими должностными полномочиями.
1.5. ВШК может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок. ВШК в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с Планом ВШК, утвержденным директором школы, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок. Он доводится до работников школы в начале учебного года. ВШК в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся, их родителей (законных представителей) или других граждан, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса. Продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать 10 дней, а количество посещенных уроков, занятий или иных мероприятий – 5.
1.6. Структурирование ВШК в школе осуществляется по различным параметрам:
по форме контроля:
· контрольная работа,
· зачет,
· тестирование,
· общественный смотр знаний,
· реферат,
· творческий отчет,
· зачетная аттестация;
по уровню контроля:
· самоконтроль учащихся,
· контроль учителя,
· контроль независимой комиссией,
· административный контроль;
по виду контроля:
· персональный (изучение деятельности отдельных работников),
· предметный контроль (изучение конкретной проблемы в деятельности отдельного работника или класса, группы работников или классов, или всех работников или классов школы в целом),
· классно-обобщающий контроль (изучение состояния образовательного процесса в отдельном классе или параллели),
· комплексный контроль (изучение всех проблем в каком либо подразделении или школе в целом);
по объекту контроля:
· контроль деятельности учащихся,
· контроль документации учащихся (тетрадей, дневников),
· контроль работников,
· контроль докуметации работников;
по объему контролируемого материала:
· поурочный (отдельного урока, мероприятия),
· тематический контроль (отдельной темы, вопроса, проблемы),
· итоговый контроль (по учебному курсу, программе, классу);
по цели контроля:
· предупредительный контроль (с возможностью предварительной корректировки),
· срезовый контроль (по состоянию на какой-либо момент),
· результирующий контроль (по результатам отчетного периода (триместра, четверти, года), этапа выполнения или завершения программы или работы).
1.7. В своей деятельности лица, осуществляющие ВШК, руководствуются нормативными правовыми актами, регламентирующими образовательную деятельность в РФ, Настоящим Положением и иными локальными нормативно-правовыми актами школы.
2. Основные функции ВШК.
Основными функциями ВШК являются:
2.1. Контроль и диагностика образовательного процесса и деятельности его участников.
2.2. Анализ деятельности школы и отдельных участников образовательного процесса.
2.3. Корректировка и регулирование деятельности школы и отдельных участников образовательного процесса.
3. Задачи ВШК.
3.1. Осуществление контроля за:
· соблюдением законодательства РФ в области образования;
· реализацией принципов государственной политики в области образования;
· исполнением нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений;
· соблюдением государственных образовательных стандартов;
· использованием финансовых и материальных средств;
· использованием методического обеспечения в образовательном процессе;
· реализацией утвержденных образовательных программ и учебных планов;
· соблюдением утвержденных учебных графиков;
· соблюдением локальных нормативно-правовых актов школы.
3.2. Обеспечение:
· защиты прав и свобод участников образовательного процесса;
· выявления случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативных правовых актов и принятие мер по их пресечению;
· совершенствования механизма управления качеством образования (формирование условий и результатов образования);
· повышения эффективности результатов образовательного процесса;
· развития принципов автономности образовательного учреждения с одновременным повышением ответственности за конечный результат;
· проведения анализа и прогнозирования тенденций развития образовательного процесса.
· анализа причин, лежащих в основе нарушений и принятие мер по их предупреждению;
· анализа и экспертной оценки эффективности результатов деятельности работников;
· инструктирования должностных лиц по вопросам применения действующих в образовании норм и правил;
· изучения результатов педагогической деятельности, выявления отрицательных и положительных тенденций организации образовательного процесса и разработки на этой основе предложений по устранению негативных тенденций и распространению педагогического опыта;
· анализа результатов реализации приказов и распоряжений по школе.
4. Права лиц, осуществляющих ВШК.
В соответствии со своей компетенцией, установленной настоящим Положением и должностными инструкциями, лица, осуществляющие ВШК, имеет право:
4.1. Обращаться к:
· проверяемым работникам, учащимся и их родителям (законным представителям) и получать информацию по результатам обращений;
· директору школы с ходатайством о поощрении и наложении взысканий на участников образовательного процесса;
· директору школы за консультациями по вопросам нормативно-правового обеспечения деятельности школы;
· директору с предложениями об улучшении организации ВШК.
4.2. Принимать участие в:
· разработке локальных актов школы в пределах своей компетенции;
· подготовке предложений и рекомендаций на получение квалификационной категории учителями.
4.3. Рекомендовать:
· к публикации разработки проверяемых работников;
· повышение квалификации проверяемым работникам;
· работников и учащихся для участия в конкурсах, олимпиадах и иных мероприятиях.
5. Ответственность лиц, осуществляющих ВШК.
Лица, осуществляющие ВШК, несут ответственность за:
5.1. выполнение плана ВШК и программы конкретной проверки;
5.2. объективность и достоверность сделанных оценок и заключений;
5.3. соответствие предложений, рекомендаций и принятых решений действующему законодательству и локальным актам школы;
5.4. выполнение принятых решений и рекомендаций.
6. Организация работы лиц, осуществляющих ВШК.
6.1. Лицо, ответственное за проведение конкретной проверки в рамках ВШК, может привлекать к работе других работников школы, а по согласованию с директором школы — любых сторонних специалистов.
6.2. Лица, осуществляющие ВШК, работают по плану, утвержденному директором школы.
6.3. Лицо, ответственное за проведение конкретной проверки:
· ведет документацию;
· координирует деятельность комиссии, осуществляющей проверку.
7. Делопроизводство.
7.1. Лица, ответственные за проведение конкретной проверки, издают распоряжения (приказы) о составе комиссии, сроках и содержании проверки, а по ее итогам готовят справку или докладную записку директору школы в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в школе. При необходимости по итогам проверки издается приказ директора школы.
7.2. Документация о ВШК хранится в составе отдельного дела в канцелярии школы.
7.3. Ответственность за делопроизводство возлагается на ответственных за проведение проверок.
|
| Положение
об инспекционно-контрольной деятельности АМС и внутришкольном контроле
1. Общие положения
Под инспекционно-контрольной деятельностью понимается анализ результатов труда учителя и состояние образовательного процесса.
2. Цели и задачи
2.1.Цель инспекционно-контрольной деятельности - получить полную и всестороннюю информацию о состоянии образовательного процесса в школе и своевременно внести коррективы в его ход.
2.2.Основными задачами инспекционно-контрольной деятельности являются:
проверка исполнения законодательства в области образования, нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность школы ;
систематический контроль результатов преподавания учебных дисциплин, соблюдения учителями научно-обоснованных требований к реализации содержания образования;
поэтапный контроль процессов усвоения учащимися знаний, овладения умениями и навыками, оказание помощи учителям в организации учебно-воспитательной работы;
изучение опыта работы педагогов.
3. Требования к инспекционно-контрольной деятельности
3.1.Инспекционно-контрольная деятельность в школе носит плановый, систематический и целенаправленный характер.
3.2.Проверяемый педагогический работник имеет право:
знать сроки проверки и критерии оценки его деятельности;
знать цель, содержание, виды, формы и методы проверки;
обратиться в конфликтную комиссию или вышестоящие органы управления образованием при несогласии с результатами проверки.
4. Алгоритм осуществления инспекционно-контрольной деятельности
4.1.Составляется единый план проверки состояния дел во всех структурных подразделениях школы .
4.2.По итогам проверки составляется итоговый документ (справка, доклад и т. п.), который должен отражать:
основание проверки (план работы школы , кафедры, приказ и т. д.);
источники получения информации (анкеты, перечень рассмотренных документов , контрольные срезы и т. п.);
информацию по проверяемым вопросам, выводы и предложения по итогам проверки.
5. Виды инспекционно-контрольной деятельности
5.1.Инспекционно-контрольная деятельность в школе осуществляется в виде внутришкольного контроля и инспектирования.
5.2.Задача инспектирования - проверка выполнения законодательства в области образования.
5.3. Предметом инспектирования являются результаты учебно-воспитательного процесса.
5.4.Ответственный за проведение инспекторской проверки - заместитель директора по УВР - составляет план-задание, утверждает его у директора школы. Директор школы издает приказ на проведение проверки (форма плана-задания, инструкция и правила прилагаются).
5.5.Для обеспечения периодичности, исключения нерационального дублирования составляется годовой план-график инспектирования (форма прилагается).
5.6.Инспектирование осуществляется по четырем вопросам:
вопросы всеобуча;
образовательные программы;
условия для организации образовательного процесса;
нормативно-правовое пространство школы.
По результатам инспектирования принимается управленческое решение.
5.7. Внутришкольное инспектирование осуществляется в виде:
плановых проверок;
оперативных проверок;
мониторинга;
административных работ.
5.8.Целью внутришкольного контроля является оказание методической помощи учителям.
5.9.Предметом внутришкольного контроля является педагогическая деятельность.
5.10.Внутришкольный контроль осуществляют заведующие кафедр, заместители директора школы.
5.11.Внутришкольный контроль проводится в форме:
тематического контроля (организует зав. кафедрами);
классно-обобщающего контроля (зам. директора), предметно-обобщающего контроля (зав. кафедрами)
персонального контроля (зав. кафедрами);
комплексного контроля (зам. директора).
5.12. При организации инспекционно-контрольной деятельности используются методы:
анкетирование;
тестирование;
изучение документации;
наблюдение;
проверка документации;
собеседование и т. п.
5.13.Результаты внутришкольного контроля и инспектирования могут учитываться при проведении аттестации педагогических работников, но не являются основанием для заключения экспертной группы.
5.14.Педагогические работники после ознакомления с результатами проверки должны поставить подпись под итоговым документом, удостоверяющую то, что они поставлены в известность о результатах проверки. |