МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ ОТРАСЛЕВЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
2011 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО)
270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (базовая и углубленная подготовка),
270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий (базовая подготовка),
270841 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения (базовая подготовка),
270813 Водоснабжение и водоотведение (базовая подготовка),
190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (углубленная подготовка). Организация-разработчик: Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Рязанский государственный колледж отраслевых технологий, экономики и права Разработчик:
Бобро Т. А. к.п.н., преподаватель Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Рязанского государственного колледжа отраслевых технологий, экономики и права Рекомендована предметной (цикловой) комиссией общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Рязанского государственного колледжа отраслевых технологий, экономики и права Протокол № ____________ от «____»__________ 20___ г. Председатель Т.И.Соболева
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4
| СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5
| условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
| 11
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 12
|
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО
270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (базовая и углубленная подготовка),
270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий (базовая подготовка),
270841 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения (базовая подготовка),
270813 Водоснабжение и водоотведение (базовая подготовка),
190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (углубленная подготовка).
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке (курсы повышения квалификации). 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
применять систему теоретических знаний по основным разделам социальной психологии;
корректно выражать и аргументировано обосновывать положения предметной области знаний;
использовать современные методы поиска, обработки и использования информации, интерпретировать и адаптировать информацию для адресата;
научно обосновывать собственную позицию при анализе социально-психологических явлений;
различать психологические и непсихологические тексты, критически работать с литературой;
пользоваться, обрабатывать и анализировать теоретический и эмпирический материал по изучаемой проблеме;
вести научную дискуссию.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
методологические основы современной отечественной и зарубежной социальной психологии;
основные направления, подходы, теории в социальной психологии и современные тенденции развития социально-психологического знания;
основные категории и понятия социальной психологии;
основные социально-психологические факты и их интерпретацию;
методы изучения личности в различных социокультурных средах;
систему знаний о закономерностях психического развития; факторах, способствующих личностному росту;
систему знаний о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой;
проблемы семьи и семейного воспитания.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося_48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов. 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 48
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 32
| в том числе:
|
| лабораторные занятия
| -
| практические занятия
| 16
| контрольные работы
| -
| курсовая работа (проект)
| -
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 16
| самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
| -
| Внеаудиторная самостоятельная работа (индивидуальное задание, реферат, доклад, презентация, творческая работа)
| 16
| Итоговая аттестация в форме зачета
|
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Социальная психология Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся, проектная работа
| Объем часов
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Тема 1.1
Общее понятие, задачи и значение социальной психологии
| Содержание учебного материала
| 1
|
| Понятие социальной психологии. Основные исторические вехи развития социальной психологии. Современные представления о предмете социальной психологии. Определение социальной психологии. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Место социальной психологии в системе наук.
Методы социальной психологии. Классификация по логическому основанию: универсальные, универсально-специфические, специфические. Функциональное различие: методы воздействия, методы исследования, методы контроля.
| 2
| Практические занятия по теме: «Общее понятие, задачи и значение социальной психологии»
| 1
| Самостоятельная работа обучающихся: составление развернутого (или сокращенного) плана основных положений по теме: «Общее понятие, задачи и значение социальной психологии»
| 2
| Тема 1.2
Социальная психология общения. Содержание, функции и виды общения
| Содержание учебного материала
| 1
| Понятие общения. Структура общения (коммуникативная, интерактивная, перцептивная). Виды общения. Функции общения (информационно-коммуникативная, регулятивно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная). Общение – интерсубъективный процесс: понимание, влияние, единая система кодификации и декодификации, коммуникативные барьеры. Аспекты общения: коммуникативный, информационный, аттракция. Общение и деятельность. Общение как сторона (организация, предметное содержание). Деловое общение в рабочей группе.
| 2
|
| Практические занятия по теме: «Социальная психология общения. Содержание, функции и виды общения»
| 1
| Тема 1.3
Закономерности процесса общения. Речь как средство коммуникации
| Содержание учебного материала
| 1
| Общение как обмен информацией. Проблема доверия в коммуникативном процессе. Психологический контакт. Констатирующая информация. Средства коммуникации. Невербальная коммуникация. Функции невербальной коммуникации. Средства невербальной коммуникации: визуальные, акустические, тактильные. Речь как средство коммуникации. Вербальные средства общения. Процесс передачи информации: интенция – смысл – кодирование – текст – декодирование.
| 2
| Практические занятия по теме: «Закономерности процесса общения. Речь как средство коммуникации»
| 1
|
| Тема 1.4
Психология межличностного взаимодействия
| Содержание учебного материала
| 1
| Общественные отношения. Индивидуальность. Социальная роль. Межличностные отношения. Место межличностных отношений (экономические, социальные, политические, идеологические). Межличностные отношения – эмоциональные проявления (аффекты, эмоции, чувства). Чувства – конъюктивные, дизъюктивные. Психологические механизмы межгруппового общения. Механизмы взаимопонимания: идентификация, эмпатия, рефлексия.
| 2
|
| Практические занятия по теме: «Психология межличностного взаимодействия»
| 1
| Тема 1.5
Группа как социально-психологический феномен
| Содержание учебного материала
| 1
| Понятие группы в социологии и социальной психологии. Группа как социально-психологический феномен. Параметры группы: композиция, структура, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций, индивид в группе (статус, роль, система групповых ожиданий). Классификация групп: условные и реальные, лабораторные и естественные, большие и малые, стихийные и устойчивые, становящиеся и развитые.
| 2
| Практические занятия по теме: «Группа как социально-психологический феномен»
| 1
|
| Тема 1.6
Социально-пси-хологическая характеристика общностей и социальных институтов
| Содержание учебного материала
| 1
| Понятие социальной общности. Подходы к классификации видов групп. Стратометрическая концепция коллектива.
Понятие социального института, его социально-психологические характеристики. Виды, функции социальных институтов.
Понятие стратификации общества. Социально-психологическая характеристика стратификации. Страты в истории. Образ жизни: понятие и виды. Стиль жизни.
| 2
| Практические занятия по теме: «Социально-психологическая характеристика общностей и социальных институтов»
| 1
|
| Самостоятельная работа обучающихся: доклады по теме: «Социально-психологическая характеристика общностей и социальных институтов»
| 2
| Тема 1.7
Психология малых групп: виды, развитие, лидерство, конформизм и групповое давление
| Содержание учебного материала
| 1
| Психология малой группы. Классификация малых групп: первичные и вторичные, формальные и неформальные, группы членства и референтные группы. Образование малой группы. Механизмы формирования малой группы: феномен группового давления (конформность) и процесс групповой сплоченности. Лидерство в малой группе. Теории лидерства. Стили лидерства. Принятие группового решения. Эффективность деятельности малой группы.
| 3
| Практические занятия по теме: «Психология малых групп: виды, развитие, лидерство, конформизм и групповое давление»
| 1
|
| Самостоятельная работа обучающихся: презентация, сообщение по теме: «Психология малых групп»
| 2
| Тема 1.8
Психология социальных организаций
| Содержание учебного материала
| 1
| Понятие организационной психологии. Признаки социальных организаций. Функции социальной организации. Эффективность социальной организации. Сферы усиления мотивации персонала.
Понятие организационной культуры. Структура организационной культуры. Соблюдение / несоблюдение организационных норм.
| 2
|
| Практические занятия по теме: «Психология социальных организаций»
| 1
| Тема 1.9
Психология больших социальных групп и массовых социальных движений
| Содержание учебного материала
| 1
| Большие социальные группы: классы, партии, нации, массовые движения. Признаки больших социальных групп и движений. Характеристика массовых социально-психологических явлений: общественное мнение, социальная оценка, массовое настроение, слухи. Феномен толпы. Крупные неформальные объединения. Механизмы воздействия людей друг на друга: заражение, внушение, подражание.
| 3
| Практические занятия по теме: «Психология больших социальных групп и массовых социальных движений»
| 1
|
| Самостоятельная работа обучающихся: доклад, презентация по теме: «Психология больших социальных групп и массовых социальных движений»
| 2
| Тема 1.10
Социально-психологический портрет личности
| Содержание учебного материала
| 1
| Сравнительные характеристики личности в социологии, общей психологии, социальной психологии. Личность в социальной психологии. Социально-психологические теории личности: психодинамические, бихевиористские, когнитивные, гуманистические, ролевые, экзистенциональные. Отечественные социально-психологические теории личности.
| 2
| Практические занятия по теме: «Социально-психологический портрет личности»
| 1
|
| Самостоятельная работа обучающихся: конспектирование по теме: «Социально-психологический портрет личности»
| 2
| Тема 1.11
Социализация личности. Социальная психология семьи и семейного воспитания
| Содержание учебного материала
| 1
| Понятие социализации. Стадии процесса социализации. Общая характеристика институтов и механизмов социализации. Подходы к определению основных этапов социализации: социологический, психоаналитический, компромиссный. Социальная психология семьи и семейного воспитания. Семья как институт социализации. Социальная установка.
| 2
| Практические занятия по теме: «Социализация личности. Социальная психология семьи и семейного воспитания»
| 1
|
| Самостоятельная работа обучающихся: доклады по теме: «Социализация личности. Социальная психология семьи и семейного воспитания»
| 2
| Тема 1.12
Социальная психология асоциального поведения
| Содержание учебного материала
| 1
| Понятия асоциализации, десоциализации, ресоциализации личности. Механизмы асоциализации (десоциализации). Этапы процесса ресоциализации: допенитенциарный, пенитенциарный, постпенитенциарный. Социальная адаптация.
| 2
| Практические занятия по теме: «Социальная психология асоциального поведения»
| 1
|
| Тема 1.13
Психология толпы
| Содержание учебного материала
| 1
| Социально-психологическая сущность толпы. Понятие толпы, ее социально-психологические особенности. Механизм развития толпы. Средства психологического воздействия. Виды толпы (окказиональная, экспрессивная, конвенциональная, действующая). Классификация участников толпы, ролевая структура.
| 2
| Практические занятия по теме: «Психология толпы»
| 1
|
| Тема 1.14
Социальная психология конфликта
| Содержание учебного материала
| 1
| Основы конфликтологии: понятие о конфликтах, проблема конфликта в историческом аспекте. Структура конфликта: участники, масштаб, предмет, образы конфликтной ситуации. Функции конфликтов. Стадии развития конфликта. Конфликты в различных общностях.
| 3
| Практические занятия по теме: «Социальная психология конфликта»
| 1
| Тема 1.15
Методы активного социально-психологического развития
| Содержание учебного материала
| 2
| Взаимосвязь фундаментальной, прикладной и практической психологий. Общая характеристика основных направлений прикладных исследований в практической социальной психологии (общественная, политическая, спортивная, массовая коммуникация и др.). Глобализация информационных процессов. Компьютерная революция, интернет; их социально-психологическое значение.
Активные методы социально-психологического развития. Социально-психологический тренинг, социально-психологическое консультирование. Значение и задачи повышения социально-психологической грамотности.
| 3
| Практические занятия по теме: «Методы активного социально-психологического развития»
| 2
|
| Самостоятельная работа обучающихся: доклад, рецензирование книг, статей по теме: «Методы активного социально-психологического развития»
| 4
| Всего:
| 48
|
| Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Социальная психология».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- стенды;
- учебно-методические пособия.
Технические средства обучения:
- компьютер лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
- обучающие видеофильмы.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Андреева Г.М. Социальная психология – М.: Наука, 2003.
2. Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А.Бодалева, А.Н. 3. Сухова. – М.: Академия, 2005.
4. Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология. – М.: ИНФРА-М, 2009.
5. Сухов А.Н. Социальная психология. – М.: Академия, 2002.
Дополнительные источники:
1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М.: Наука, 2009.
2. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Наука, 2009.
3. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2008.
4. Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. – М.: Смысл, СПб.: Питер, 2004.
5.. Кричевский Р.Л., Дубовская Е М. Социальная психология малой группы. – М.: Аспект Пресс, 2001.
6. Лабунская В.А. Невербальное поведение. – Ростов н /Д.: Феникс, 2001.
7. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология, СПб.: Речь, 2002.
8. Спивак Д.Л. Измененные состояния массового сознания. – СПб.: Ювента, 2000.
Эффективное деловое общение. Антология. – М.: Альпина бизнес букс, 2009.
Интернет-ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://www.allbest.ru/
http://www.bibliotekar.ru/reff2.htm
http://www.academy-continent.ru/
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
применять систему теоретических знаний по основным разделам социальной психологии;
корректно выражать и аргументировано обосновывать положения предметной области знаний;
использовать современные методы поиска, обработки и использования информации, интерпретировать и адаптировать информацию для адресата;
научно обосновывать собственную позицию при анализе социально-психологических явлений;
различать психологические и непсихологические тексты, критически работать с литературой;
пользоваться, обрабатывать и анализировать теоретический и эмпирический материал по изучаемой проблеме;
вести научную дискуссию.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
методологические основы современной отечественной и зарубежной социальной психологии;
основные направления, подходы, теории в социальной психологии и современные тенденции развития социально-психологического знания;
основные категории и понятия социальной психологии;
основные социально-психологические факты и их интерпретацию;
методы изучения личности в различных социокультурных средах;
систему знаний о закономерностях психического развития; факторах, способствующих личностному росту;
систему знаний о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой;
проблемы семьи и семейного воспитания.
| устный опрос;
письменная проверка
(конспект, подготовка и оформление рефератов, докладов, презентаций, составление тезисов, рецензий, плана)
стандартизированный контроль (тестирование с различными видами тестовых заданий:
альтернативный и
множественный выбор,
упорядочение,
задания со свободно конструируемым ответом,
завершение)
| |