Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учеб заведений 5 изд., испр и доп





Скачать 426.11 Kb.
НазваниеАндреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учеб заведений 5 изд., испр и доп
страница1/3
Дата публикации05.03.2015
Размер426.11 Kb.
ТипУчебник
100-bal.ru > Психология > Учебник
  1   2   3
Министерство образования и науки Российской Федерации

МОУ «Средняя общеобразовательная школа» № 30

г. Новоалтайска


«Рекомендовано» «Утверждаю»

Руководитель методсовета Директор МОУ СОШ № 30

Логачева Т.Д. Харламова Н.В.

Протокол № 13 От « » 2010 г.

От «26 апреля » 2010 г.
«Социальна психология для школьников»

Профильный курс по выбору

10 – 11 класс

Рецензент Автор программы:

педагог – психолог

МОУ СОШ № 30

Черданцева

Ольга Федоровна
Новоалтайск 2010 г.

Содержание

1.Пояснительная записка с. 2 - 5

2.Программа курса «Социальная психология для школьников» с.6 - 7

3.Тематический план и сетка часов по курсу «Социальная психология для школьников» с.8 - 13

4.Тематика рефератов по курсу «Социальная психология для школьников»

с. 14

5. Литература с. 15

Профильный элективный курс по социальной психологии

10 класс (34 часа)

Часть первая «Социальная психология для школьников»

Пояснительная записка
Социальная психология занимает особое место в системе научного знания. Она возникла на «перекрестке» двух наук: социологии и психологии, что породило немалые трудности, как в определении предмета, так и в выявлении круга ее проблем. Главная трудность заключается в том, что социальный психолог имеет дело с двумя рядами закономерностей: закономерностями общественного развития и закономерностями развития психики. В ряду психологических дисциплин социальная психология стоит на полюсе, ближе всего примыкающем к наукам об обществе. В определенном смысле слова социальная психология выступает как общественная наука, т. е. реальный социальный контекст во многом определяет проблематику ее научных исследований. Но любое общественное явление имеет свой «психологический» аспект, поскольку общественные закономерности проявляются через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей.

Данная программа является модифицированной программой « Программа

преподавания курса по выбору и профильных курсов по психологии в 9-

11-х классах»  педагога – психолога гимназии №152 Кировского района города Казани Павловой Оксаны Юрьевны, также при составлении программы использованы материалы: Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учеб. заведений – 5 изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 365 с., Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. Под ред. А. Л. Журавлева. – М.: Изд. «ПЕР СЭ», 2002. – 351 с. и др.

Актуальность. В ситуациях совместной деятельности между людьми возникают особые типы связей общения и взаимодействия, которые могут быть изучены только в системе психологического знания.

Потребности практики диктуют необходимость исследования таких пограничных проблем. Запросы на социально-психологические исследования поступают из всех сфер общественной жизни: из области промышленного производства, из различных сфер воспитания, области демографической политики, системы массовой информации, спорта, науки, управления, сферы обслуживания и т. д.

Становление социальной психологии связано с потребностями в организации и управлении группами людей, занятых выполнением каких-либо совместных функций.

Предметом социальной психологии является изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в
социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

Логика предлагаемого курса преследует цель –

Дать представление об основных проблемах социальной психологии, познакомить учащихся с новыми достижениями в области социальной психологии, социальной философии, а также выработка у учащихся своей точки зрения по изучаемым вопросам, способствование дальнейшей социализации выпускников школы.
Задачи курса:

  • помощь учащимся в оценке своих личных качеств

  • расширение знаний школьников в области социальных отношений в обществе

  • знакомство с закономерностями развития психики и закономерностями общественного развития

  • дать учащимся достаточный объем знаний, умений и навыков, которые могут потребоваться им в жизни

  • помочь в формировании и становлении как личности, ориентированной в реальной современной жизненной обстановке, умению ориентироваться в конфликтных ситуациях.


Весь курс включает две части «Социальная психология как область знаний о человеке» и «Психология управления», которые раскрывают основные направления:

1) введение, где даются характеристика предмета социальной психологии, история развития основных идей, методологические принципы;

2) закономерности общения и взаимодействия людей, где раскрывается связь между общественными отношениями и межличностными отношениями, а общение рассматривается как их реальное проявление; где анализируются структура, функции и механизмы общения;

3) социальная психология групп, где дается классификация групп, рассматриваются вопросы структуры, динамики, развития групп, анализируются формы и внутригрупповые эффекты взаимодействия;

4) проблема личности в социальной психологии, где рассматривается процесс социализации, формы активности и социально-психологические качества личности;

5) прикладная социальная психология, где рассматриваются основные направления прикладных исследований и реальные возможности социальной психологии в формулировании практических рекомендаций.

В результате выполнения данной программы учащиеся должны узнать сущность и содержание следующих понятий:

  • психологические особенности личности;

  • закономерности общения и взаимодействия людей



  • социально-психологические проблемы исследования личности

  • прикладная социальная психология

Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств.

Для реализации данной программы основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применить изученные понятие на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается вовлечение школьников в практическую деятельность, включающую в себя работу с диагностическими методиками, участие в различных упражнениях и ролевых играх. Предполагается также использование таких активных методов обучения как эвристическая беседа, семинар, проблемное изложение учебного материала. Используется различный дидактический материал: презентации, плакаты, видеоматериалы, информация из сети Интернет.

Программа обладает достаточной для проведения контроля конкретностью определения результатов подготовки по каждому разделу и по программе в целом. Контроль проводится для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности ЗУНов, а также выявления уровня развития учащихся с целью корректировки методики обучения.

Виды контроля - текущий, периодический, итоговый. Он проводится в форме тестирования, анкетирования, диагностики, реферата, творческого проекта. Периодический контроль поможет установить степень усвоения материала по каждой теме программы курса. Итоговый контроль проводится в форме небольшой конференции с выступлениями, защитой реферата – групповыми и индивидуальными, с последующим обсуждением (зачет). К рефератам учащихся установлены следующие требования:

1.объем не менее 10 страниц

2. наличие теоретической части по разбираемому вопросу

3. разработка и проведение практического исследования, по разбираемому 

вопросу

4. анализ полученных результатов

5.выводы
Ожидаемые результаты. В соответствии с ожидаемым уровнем образованности учащихся и строится определенная логическая последовательность освоения предмета, даются определенные знания в области социальной психологии.   По итогам прохождения программы, мы рассчитываем получить следующий уровень развития учащихся: общекультурная компетентность - уровень психологической образованности, достаточный для самообразования в области социальной психологии, ориентации в ее понятийном пространстве, определение своих позиций, умения принимать правильные решения в любой сложной жизненной ситуации. Методологическая компетентность - предполагает овладение методами исследовательской деятельности, формирование знаний о концепциях, определяющих современное развитие социальной психологии, знакомство с теоретическими работами ведущих психологов прошлого и современности.
Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированного результата. Дети в ходе изучения данного курса должны иметь представление об основных проблемах социальной психологии, о наиболее важных достижениях в области социальной психологии, социальной философии, иметь определенную позицию и свою точку зрения по изучаемым вопросам, приобретенные знания и умения должны способствовать более успешной социализации выпускников школы.

Программа профильного курса по выбору в зависимости от возможностей образовательного учреждения рассчитана на социально – экономический и гуманитарный профиль учащихся 10 класса, в объеме 34 часа.

УМК включает в себя презентации, видеоматериалы, компьтерные программы тестирования детей, информация из сети Интернет и пр.
 

Программа курса «Социальная психология для школьников»

Общее количество часов – 34
Часть 1. Социальная психология как область знаний о человеке

Тема 1. Психология социума (1 ч.)

Введение в социальную психологию как одну из областей знаний о человеке

Тема 2. Социальный контроль (1 ч.)

Социальный контроль. Признаки социальных норм. Виды санкций. Формы социального контроля. Переход внешней социальной регуляции во внутреннюю.

Тема 3. Социальное развитие человека (1 ч.)

Общее понятие социального развития человека. Стереотипы социального развития человека. Закономерности развития человека.

Тема 4.Социальная виктимология(1ч.)

Человек как жертва социализации в современном мире.

Тема 5.Социальные роли (1ч.)

Понятие социальной роли. Различные подходы к интерпретации социальных ролей

Тема 6. Социальные группы. «Я-концепция» самосознания(1ч.)

Понятие социальной группы. Типология групп. Саморазвитие и группа, самоэффективность, предрасположение в пользу своего «Я», самопрезентация

Тема 7. Межгрупповые отношения(1ч.)

Межгрупповые отношения: дифференциация и интеграция, доминирование, стратификация.

Тема 8. Интерпретация других (1ч.)

Ошибка атрибуции, наши суждения о других, убеждение самореализации.

Тема 9. Поведение и установки (1ч.)

Установки определяют поведение? Определяют ли поведение установки?

Тема 10. Общение (1ч.)

Понятие общения, виды общения, функции общения.

Тема 11. Социальная перцепция(1ч.)

Сущность, механизмы, эффекты восприятия

Тема 12. Конформизм(1ч.)

Сущность, механизмы, сопротивление социальному давлению

Тема 13. Убеждения (1ч.)

Слагаемые убеждения, сопротивление убеждению: прививка установок

Тема 14. Интерактивный аспект общения(1ч.)

Сущность интеракции. Психологическая совместимость.

Тема 15.Влияние группы (1ч)

Социальная фасилитация, деиндивидуализация

Тема 16. Предрассудки и неприязнь к другим (1ч.)

Природа предрассудков: социальные источники, эмоции, когниции
Тема 17. Агрессия и причинение вреда другим (1ч.)

Понятие, теории агрессии

Тема 18.Влечение и близость (1ч.)

Присоединенность и благополучие.

Тема 19.Альтруизм: помощь другим(1ч.)

Почему и когда мы оказываем помощь другим.

Тема 20.Конфликт и примирение (1ч.)

Социальные дилеммы, конкуренция, восприятие несправедливости

Тема 21.Изучение особенностей группы(1ч.)

Знакомство с проведением социометрических замеров

Тема 22. Практическое занятие
Часть 2 . Психология управления

Тема 1. Теоретические основы психологии управления(1ч.)

Предмет науки, этапы ее развития

Тема 2. .Личность руководителя(1ч.)

Руководство и лидерство как социальные феномены. Теории лидерства.

Тема 3. Я – будущий лидер(3 часа)

Выполнение творческого задания (практическое занятие)

Оценка предрасположенности к управленческой деятельности (практическое занятие)

Оценка способности к лидерству. Эффективность лидерства (опросники Немова Р.С.)

Тема 4. Стили управления(1ч.)

Знакомство с классификацией стилей управления

Тема 5 Изучение личностных особенностей

Опросник Г. Шмишека (практическое занятие)

Тема 6. Диагностика управленческого общения (1ч.)

Диагностика ведущего состояния «Я» в общении (практическое занятие)

Тема 7. Изучение эмпатии(1ч.)

Методика оценки эмпатийности (практическое занятие)

Тема 8. Ведущий или ведомый (1ч.)

Изучение оценки уверенности в себе (практическое занятие)

Тематическое планирование


Тематические занятия

Цель 

Форма проведения

Ожидаемый результат

Количество часов

1.Психология социума

Познакомить с современными представлениями о предмете социальная психология и о взаимоотношениях социальной психологии с другими науками

Беседа, с элементами игры

Расширение области знаний в представлениях о социальной психологии, о взаимосвязи ее другими науками

1час

2. Социальный контроль

Сформировать понятие о социальном контроле и функциях социальных установок в регуляции социального поведения

Беседа, с элементами игры

Осознание важности социальных норм и меры ответственности и пресечения при их нарушении

1час

3.Социальное развитие человека

Осветить социально-психологические социологические аспекты социализации, рассмотреть особенности социализации и детерминации социального поведения личности

Мини-лекция, с кинодемонстра-

циями

Расширение области познания о закономерностях развития человека

1 час

4.Социальная виктимология

Рассмотреть роль человека с точки зрения жертвы социализациии

Беседа

Осознание себя через размышление

1 час

5.Социальные роли

Познакомить с различными подходами к интерпретации социальных ролей

Беседа, с элементами игры

Осознание себя через размышление о собственных социальных ролей

1 час

6.Социальные группы. «Я-концепция» самосознания

Рассмотреть особенности реальных социальных групп для понимания детерминации социального поведения личности. Позиция, статус, роль личности в группе

Беседа, с элементами тренинга

Актуализация проблемы; воспроизведение опыта их решения; организация ситуаций решения проблемы на основе знаний членов группы о себе (Я- концепция и психологические защитные механизмы)

1 час

7.Межгрупповые отношения

Рассмотреть межгрупповые отношения как относительно новую область социальной психологии

Беседа, с элементами тренинга

Приобретение межгруппового опыта взаимодействия и взаимодействия в рамках класса и школы

1 час

8.Интерпретация других

Познакомить с понятиями: андрогиния, тендерные социальные роли, атрибуция и рассмотреть их в «интерпретации других»

Беседа, с элементами тренинга

Отработка в ходе занятий механизмов взаимопонимания в процессе общения

1 час

9.Поведение и установки

Познакомить с понятием социальная установка и рассмотреть некоторые подходы российских и зарубежных ученых в изучении социальных установок

Беседа, с элементами игры

Применение функции социальных установок в регуляции социального поведения личности

1 час

10.Общение

Расширить понятие общение через знакомство с классическим определением «общение»,его виды и функции

Игра, с элементами беседы

Улучшение взаимопонимания в процессе общения

1 час

11.Социальная перцепция

Ввести понятие о социальной и межличностной перцепции, познакомить с феноменом межличностной аттракции (симпатия, дружба, любовь)

Беседа, с показом слайд

презентации

Отработка в ходе занятий механизмов взаимопонимания в процессе общения: идентификация, эмпатия, рефлексия

1 час

12. Конформизм

Совершить обзор по различным интерпретациям понятий «конформизм», «конформность», «конформное поведение», «Феномен группового давления»

Беседа, с элементами игры

Нахождение внутренних ресурсов

1 час

13.Убеждение

Познакомить со специфической областью социальной психологии- «психологии воздествия», слагаемые убеждения, сопротивление убеждению: прививка установок

Беседа, с показом киноэпи-

зодов

Снятие внутренних зажимов в формировании своего «Я»

1 час

14.Интерактивный аспект общения

Расширить кругозор детей о характеристике взаимодействий и их месте в структуре общения и организации совместной деятельности

Беседа, с элементами тренинга

Организация совместных слаженных действий в зависимости от взаимопонимания в классе

1 час

15.Влияние группы

Познакомить со спецификой коммуникативных и интерактивных процессов в группах, об их психологической совместимости

Деловая игра

Применение полученных умений и навыков для повышения уровня самосознания личности

1 час

16.Предрассудки и неприязнь к другим

Продемонстрировать специфику коммуникативных и интерактивных процессов в группах, таких как заражение, подражание, общественное мнение на примерах предрассудков и неприязни к другим людям

Тренинг, с элементами лекции

Отработка в ходе занятий механизмов взаимопонимания в процессе общения:

1 час

17.Агрессия и причинение вреда другим

Продемонстрировать специфику коммуникативных и интерактивных процессов в группах, таких как заражение, подражание, общественное мнение как специфический феномен агрессивного поведения

Беседа, с элементами тренинга

Отработка в ходе занятий механизмов взаимопонимания в процессе общения:

1 час

18.Влечение и близость

Создать условия для формирования нравственных ценностей

Беседа, с показом фильма «Дитя человеческое»

Оценка внутренних потребностей и сохранение своего здоровья и зачимых других

1 час

19.Альтруизм: помощь другим

Предоставить право в выборе каждому желающему: быть или нет альтруистом

Беседа, с показом презентации «Милосердие»

Выработка приоритетности в выборе жизненных ценностей

1 час

20.Конфликт и примирение

 

Выяснить причины возникновения конфликтов и показать пути их разрешения

Беседа, с элементами тренинга

Выработка бесконфликтных форм поведения и позитивного реагирования на конфликтную ситуацию

1 час

21.Изучение особенностей группы

Познакомить с социологическими и социально-психологическими подходами к изучению групп

Практическое занятие

Осознание позитивного воздействия группы

1 час

22.Теоретические основы психологии управления

Сформировать положительное отношение к лидерам класса, кратко познакомить с теоретическими основами психологии управления

Беседа, с элементами игры

Формирование своей точки отсчета лидерства

1 час

23.Личность руководителя

Определить понятие «лидер» и «руководитель», «лидерство» и «руководство»

Мини-лекция, с элементами практического занятия

Формирование своей точки отсчета лидерства

1 час

24.Я – будущий лидер

Познакомить с теоретическими и практическими подходами к изучению лидерства

Практическое занятие

Формирование своей точки отсчета лидерства

1 час

25. Я- будущий лидер

Составить на основе теория черт лидерства свой прогноз руководителя

Практическое занятие

Создание копилки позитивных приемов для развития своих лидерских качеств

1час 

26.Я-будущий лидер

Оценить свою предрасположенность к управленческой деятельности

Практическое занятие

Осознание себя через размышление

1 час 

29.Стили управления

Познакомить с классификацией стилей управления

Беседа

Осознание себя через размышление

1 час

30.Изучение личностных особенностей

Познакомить с социально – психологическими качествами личности руководителя

Практическое занятие

Выявление способности влияния на других людей, особенностей характера

1 час

31. Диагностика управленческого общения

Осветить практическое значение совершенствования социально – психологических характеристик личности руководителя

Практическое занятие

Оценивание собственной коммуникабельности, определение уровня здоровья, на фоне отношения к критике

1 час

32. Изучение эмпатии

Оценить эмпатийность в ходе практического занятия

Практическое занятие

Нахождение способов улучшения взаимопонимания

1 час

33.Ведущий или ведомый

Оценить конкретные жизненные ситуации для понимания выбора линии поведения

Практическое занятие

Выработка приоритетности в выборе жизненных ценностей

1 час

34.Зачетное занятие

Предоставить возможность каждому ребенку раскрыть свою индивидуальность в ходе защиты творческой работы

Защита рефератов


Показ навыков самопрезентации

1 час



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учеб заведений 5 изд., испр и доп iconДано описание подвижных игр, обосновано их воспитательное воздействие....
С 79 Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб пособие для студ высш учеб заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова....
Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учеб заведений 5 изд., испр и доп iconУчебник для студентов высших медицинских учебных заведений. М.: Изд центр «Академия», 2006
Гигиена: Учебник 2-е изд., перераб и доп. / Под ред акад. Рамн г. И. Румянцева. М.: Гэотар-мед, 2001
Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учеб заведений 5 изд., испр и доп iconЛитература Педиатрия: учебник для медицинских вузов. 3-е изд., испр и доп
Педиатрия: учебник для медицинских вузов. 3-е изд., испр и доп. /под ред. Н. П. Шабалова. – Спб.: СпецЛит, 2005. – 895 с.: ил
Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учеб заведений 5 изд., испр и доп iconУчебник для средних медицинских учебных заведений
Акушерство : учебник для средних медицинских учебных заведений / под ред. Н. А. Гуськовой. 3-е изд., испр и доп. Спб. СпецЛит, 2008....
Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учеб заведений 5 изд., испр и доп iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
З-62 Зимняя, И. А. Педагогическая психология : [учебн для студентов высш учеб заведений, обучающихся по пед и психол направлениям...
Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учеб заведений 5 изд., испр и доп iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Текст] : учебник для студентов высш учеб заведений, обуч по специальностям 060101 "Леч дело", 060103 "Педиатрия", 060201"Стоматология"...
Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учеб заведений 5 изд., испр и доп iconУчебник для вузов / под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. 3-е...
Экономическая теория: Учебник [для вузов] / Борисов Евгений Филиппович. 3-е изд., перераб и доп. М.: Юрайт, 2004. 399с. Библиогр...
Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учеб заведений 5 изд., испр и доп iconУчебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. 4-е изд., испр и доп. М.: Аспект...
Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 368 с
Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учеб заведений 5 изд., испр и доп icon2004. 288 с. Isbn 5-7695-1782-4
Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб пособие для студ высш учеб заведений. 2-е изд., испр. М.: Издательский...
Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учеб заведений 5 изд., испр и доп iconУчебник для бакалавров (допущено Министерством высшего образования...
Новицкий И. Б. Римское право: учеб для юрид высш учеб заведений и фак. 2011. 298 с. 30 экз
Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учеб заведений 5 изд., испр и доп iconУчебник Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений....
Авт сост.: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 4-е изд., исправленное и доп. М: Ооо «тид «Русское слово рс», 2010
Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учеб заведений 5 изд., испр и доп iconКраснова О. В., Лидере а г. Социальная психология старения: Учеб...
С. П. Хлопушина от «1» 09 2012г протокол №1 от «22» 08 2012г
Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учеб заведений 5 изд., испр и доп iconУчебник для вузов / Ю. Д. Красовский. 3-е изд., перераб и доп. М., 2007. Гл. 18 С. 355-365
...
Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учеб заведений 5 изд., испр и доп iconУчебно-тематическое планирование по «Основам безопасности и жизнедеятельности» Классы
Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности: 8-й кл.: учеб. О-75 для общеобразоват учреждений / М. П. Фролов, Е. Н. Литвинов,...
Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учеб заведений 5 изд., испр и доп iconМетодические рекомендации Изд. 3-е, испр и доп
В 88 Вузовская книга: подготовка и правила оформления [Текст]: методические рекомендации / Сост.: А. Ю. Арутюнян; Алтайская гос академия...
Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учеб заведений 5 изд., испр и доп iconСавюкЛ. К. Правовая статистика: Учебник.— М.: Юристъ, 2004. — 588 с
Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 368 с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск