Скачать 426.11 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации МОУ «Средняя общеобразовательная школа» № 30 г. Новоалтайска «Рекомендовано» «Утверждаю» Руководитель методсовета Директор МОУ СОШ № 30 Логачева Т.Д. Харламова Н.В. Протокол № 13 От « » 2010 г. От «26 апреля » 2010 г. «Социальна психология для школьников» Профильный курс по выбору 10 – 11 класс Рецензент Автор программы: педагог – психолог МОУ СОШ № 30 Черданцева Ольга Федоровна Новоалтайск 2010 г. Содержание 1.Пояснительная записка с. 2 - 5 2.Программа курса «Социальная психология для школьников» с.6 - 7 3.Тематический план и сетка часов по курсу «Социальная психология для школьников» с.8 - 13 4.Тематика рефератов по курсу «Социальная психология для школьников» с. 14 5. Литература с. 15 Профильный элективный курс по социальной психологии 10 класс (34 часа) Часть первая «Социальная психология для школьников» Пояснительная записка Социальная психология занимает особое место в системе научного знания. Она возникла на «перекрестке» двух наук: социологии и психологии, что породило немалые трудности, как в определении предмета, так и в выявлении круга ее проблем. Главная трудность заключается в том, что социальный психолог имеет дело с двумя рядами закономерностей: закономерностями общественного развития и закономерностями развития психики. В ряду психологических дисциплин социальная психология стоит на полюсе, ближе всего примыкающем к наукам об обществе. В определенном смысле слова социальная психология выступает как общественная наука, т. е. реальный социальный контекст во многом определяет проблематику ее научных исследований. Но любое общественное явление имеет свой «психологический» аспект, поскольку общественные закономерности проявляются через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. Данная программа является модифицированной программой « Программа преподавания курса по выбору и профильных курсов по психологии в 9- 11-х классах» педагога – психолога гимназии №152 Кировского района города Казани Павловой Оксаны Юрьевны, также при составлении программы использованы материалы: Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учеб. заведений – 5 изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 365 с., Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. Под ред. А. Л. Журавлева. – М.: Изд. «ПЕР СЭ», 2002. – 351 с. и др. Актуальность. В ситуациях совместной деятельности между людьми возникают особые типы связей общения и взаимодействия, которые могут быть изучены только в системе психологического знания. Потребности практики диктуют необходимость исследования таких пограничных проблем. Запросы на социально-психологические исследования поступают из всех сфер общественной жизни: из области промышленного производства, из различных сфер воспитания, области демографической политики, системы массовой информации, спорта, науки, управления, сферы обслуживания и т. д. Становление социальной психологии связано с потребностями в организации и управлении группами людей, занятых выполнением каких-либо совместных функций. Предметом социальной психологии является изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп. Логика предлагаемого курса преследует цель – Дать представление об основных проблемах социальной психологии, познакомить учащихся с новыми достижениями в области социальной психологии, социальной философии, а также выработка у учащихся своей точки зрения по изучаемым вопросам, способствование дальнейшей социализации выпускников школы. Задачи курса:
Весь курс включает две части «Социальная психология как область знаний о человеке» и «Психология управления», которые раскрывают основные направления: 1) введение, где даются характеристика предмета социальной психологии, история развития основных идей, методологические принципы; 2) закономерности общения и взаимодействия людей, где раскрывается связь между общественными отношениями и межличностными отношениями, а общение рассматривается как их реальное проявление; где анализируются структура, функции и механизмы общения; 3) социальная психология групп, где дается классификация групп, рассматриваются вопросы структуры, динамики, развития групп, анализируются формы и внутригрупповые эффекты взаимодействия; 4) проблема личности в социальной психологии, где рассматривается процесс социализации, формы активности и социально-психологические качества личности; 5) прикладная социальная психология, где рассматриваются основные направления прикладных исследований и реальные возможности социальной психологии в формулировании практических рекомендаций. В результате выполнения данной программы учащиеся должны узнать сущность и содержание следующих понятий:
Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств. Для реализации данной программы основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применить изученные понятие на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается вовлечение школьников в практическую деятельность, включающую в себя работу с диагностическими методиками, участие в различных упражнениях и ролевых играх. Предполагается также использование таких активных методов обучения как эвристическая беседа, семинар, проблемное изложение учебного материала. Используется различный дидактический материал: презентации, плакаты, видеоматериалы, информация из сети Интернет. Программа обладает достаточной для проведения контроля конкретностью определения результатов подготовки по каждому разделу и по программе в целом. Контроль проводится для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности ЗУНов, а также выявления уровня развития учащихся с целью корректировки методики обучения. Виды контроля - текущий, периодический, итоговый. Он проводится в форме тестирования, анкетирования, диагностики, реферата, творческого проекта. Периодический контроль поможет установить степень усвоения материала по каждой теме программы курса. Итоговый контроль проводится в форме небольшой конференции с выступлениями, защитой реферата – групповыми и индивидуальными, с последующим обсуждением (зачет). К рефератам учащихся установлены следующие требования: 1.объем не менее 10 страниц 2. наличие теоретической части по разбираемому вопросу 3. разработка и проведение практического исследования, по разбираемому вопросу 4. анализ полученных результатов 5.выводы Ожидаемые результаты. В соответствии с ожидаемым уровнем образованности учащихся и строится определенная логическая последовательность освоения предмета, даются определенные знания в области социальной психологии. По итогам прохождения программы, мы рассчитываем получить следующий уровень развития учащихся: общекультурная компетентность - уровень психологической образованности, достаточный для самообразования в области социальной психологии, ориентации в ее понятийном пространстве, определение своих позиций, умения принимать правильные решения в любой сложной жизненной ситуации. Методологическая компетентность - предполагает овладение методами исследовательской деятельности, формирование знаний о концепциях, определяющих современное развитие социальной психологии, знакомство с теоретическими работами ведущих психологов прошлого и современности. Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированного результата. Дети в ходе изучения данного курса должны иметь представление об основных проблемах социальной психологии, о наиболее важных достижениях в области социальной психологии, социальной философии, иметь определенную позицию и свою точку зрения по изучаемым вопросам, приобретенные знания и умения должны способствовать более успешной социализации выпускников школы. Программа профильного курса по выбору в зависимости от возможностей образовательного учреждения рассчитана на социально – экономический и гуманитарный профиль учащихся 10 класса, в объеме 34 часа. УМК включает в себя презентации, видеоматериалы, компьтерные программы тестирования детей, информация из сети Интернет и пр. Программа курса «Социальная психология для школьников» Общее количество часов – 34 Часть 1. Социальная психология как область знаний о человеке Тема 1. Психология социума (1 ч.) Введение в социальную психологию как одну из областей знаний о человеке Тема 2. Социальный контроль (1 ч.) Социальный контроль. Признаки социальных норм. Виды санкций. Формы социального контроля. Переход внешней социальной регуляции во внутреннюю. Тема 3. Социальное развитие человека (1 ч.) Общее понятие социального развития человека. Стереотипы социального развития человека. Закономерности развития человека. Тема 4.Социальная виктимология(1ч.) Человек как жертва социализации в современном мире. Тема 5.Социальные роли (1ч.) Понятие социальной роли. Различные подходы к интерпретации социальных ролей Тема 6. Социальные группы. «Я-концепция» самосознания(1ч.) Понятие социальной группы. Типология групп. Саморазвитие и группа, самоэффективность, предрасположение в пользу своего «Я», самопрезентация Тема 7. Межгрупповые отношения(1ч.) Межгрупповые отношения: дифференциация и интеграция, доминирование, стратификация. Тема 8. Интерпретация других (1ч.) Ошибка атрибуции, наши суждения о других, убеждение самореализации. Тема 9. Поведение и установки (1ч.) Установки определяют поведение? Определяют ли поведение установки? Тема 10. Общение (1ч.) Понятие общения, виды общения, функции общения. Тема 11. Социальная перцепция(1ч.) Сущность, механизмы, эффекты восприятия Тема 12. Конформизм(1ч.) Сущность, механизмы, сопротивление социальному давлению Тема 13. Убеждения (1ч.) Слагаемые убеждения, сопротивление убеждению: прививка установок Тема 14. Интерактивный аспект общения(1ч.) Сущность интеракции. Психологическая совместимость. Тема 15.Влияние группы (1ч) Социальная фасилитация, деиндивидуализация Тема 16. Предрассудки и неприязнь к другим (1ч.) Природа предрассудков: социальные источники, эмоции, когниции Тема 17. Агрессия и причинение вреда другим (1ч.) Понятие, теории агрессии Тема 18.Влечение и близость (1ч.) Присоединенность и благополучие. Тема 19.Альтруизм: помощь другим(1ч.) Почему и когда мы оказываем помощь другим. Тема 20.Конфликт и примирение (1ч.) Социальные дилеммы, конкуренция, восприятие несправедливости Тема 21.Изучение особенностей группы(1ч.) Знакомство с проведением социометрических замеров Тема 22. Практическое занятие Часть 2 . Психология управления Тема 1. Теоретические основы психологии управления(1ч.) Предмет науки, этапы ее развития Тема 2. .Личность руководителя(1ч.) Руководство и лидерство как социальные феномены. Теории лидерства. Тема 3. Я – будущий лидер(3 часа) Выполнение творческого задания (практическое занятие) Оценка предрасположенности к управленческой деятельности (практическое занятие) Оценка способности к лидерству. Эффективность лидерства (опросники Немова Р.С.) Тема 4. Стили управления(1ч.) Знакомство с классификацией стилей управления Тема 5 Изучение личностных особенностей Опросник Г. Шмишека (практическое занятие) Тема 6. Диагностика управленческого общения (1ч.) Диагностика ведущего состояния «Я» в общении (практическое занятие) Тема 7. Изучение эмпатии(1ч.) Методика оценки эмпатийности (практическое занятие) Тема 8. Ведущий или ведомый (1ч.) Изучение оценки уверенности в себе (практическое занятие) Тематическое планирование
|
Дано описание подвижных игр, обосновано их воспитательное воздействие.... С 79 Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб пособие для студ высш учеб заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова.... | Учебник для студентов высших медицинских учебных заведений. М.: Изд центр «Академия», 2006 Гигиена: Учебник 2-е изд., перераб и доп. / Под ред акад. Рамн г. И. Румянцева. М.: Гэотар-мед, 2001 | ||
Литература Педиатрия: учебник для медицинских вузов. 3-е изд., испр и доп Педиатрия: учебник для медицинских вузов. 3-е изд., испр и доп. /под ред. Н. П. Шабалова. – Спб.: СпецЛит, 2005. – 895 с.: ил | Учебник для средних медицинских учебных заведений Акушерство : учебник для средних медицинских учебных заведений / под ред. Н. А. Гуськовой. 3-е изд., испр и доп. Спб. СпецЛит, 2008.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... З-62 Зимняя, И. А. Педагогическая психология : [учебн для студентов высш учеб заведений, обучающихся по пед и психол направлениям... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Текст] : учебник для студентов высш учеб заведений, обуч по специальностям 060101 "Леч дело", 060103 "Педиатрия", 060201"Стоматология"... | ||
Учебник для вузов / под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. 3-е... Экономическая теория: Учебник [для вузов] / Борисов Евгений Филиппович. 3-е изд., перераб и доп. М.: Юрайт, 2004. 399с. Библиогр... | Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. 4-е изд., испр и доп. М.: Аспект... Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 368 с | ||
2004. 288 с. Isbn 5-7695-1782-4 Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб пособие для студ высш учеб заведений. 2-е изд., испр. М.: Издательский... | Учебник для бакалавров (допущено Министерством высшего образования... Новицкий И. Б. Римское право: учеб для юрид высш учеб заведений и фак. 2011. 298 с. 30 экз | ||
Учебник Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.... Авт сост.: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 4-е изд., исправленное и доп. М: Ооо «тид «Русское слово рс», 2010 | Краснова О. В., Лидере а г. Социальная психология старения: Учеб... С. П. Хлопушина от «1» 09 2012г протокол №1 от «22» 08 2012г | ||
Учебник для вузов / Ю. Д. Красовский. 3-е изд., перераб и доп. М., 2007. Гл. 18 С. 355-365 ... | Учебно-тематическое планирование по «Основам безопасности и жизнедеятельности» Классы Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности: 8-й кл.: учеб. О-75 для общеобразоват учреждений / М. П. Фролов, Е. Н. Литвинов,... | ||
Методические рекомендации Изд. 3-е, испр и доп В 88 Вузовская книга: подготовка и правила оформления [Текст]: методические рекомендации / Сост.: А. Ю. Арутюнян; Алтайская гос академия... | СавюкЛ. К. Правовая статистика: Учебник.— М.: Юристъ, 2004. — 588 с Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 368 с |