Методические рекомендации Изд. 3-е, испр и доп





НазваниеМетодические рекомендации Изд. 3-е, испр и доп
страница1/4
Дата публикации22.05.2015
Размер0.54 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3   4


Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Алтайская государственная академия образования
имени В.М. Шукшина»

Вузовская книга:
подготовка
и правила оформления


Методические рекомендации
Изд. 3-е, испр. и доп.

Бийск
АГАО им. В.М. Шукшина
2013
ББК 76.17

В 88

Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Алтайской государственной академии образования
имени В.М. Шукшина


Научный редактор:

доктор пед. наук, профессор кафедры педагогики
АГАО им. В.М. Шукшина Л.А. Мокрецова.

Рецензент:

канд. пед. наук, д-р. философ. наук, профессор кафедры педагогики АГАО им. В.М. Шукшина В. А. Возчиков.
В 88 Вузовская книга: подготовка и правила оформления [Текст]: методические рекомендации / Сост.: А.Ю. Арутюнян; Алтайская гос. академия обр-я им. В.М. Шукшина. - Изд. 3-е, испр. и доп. - Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2013. - 57 с. - – 50 экз.
Издание предлагает наряду с официальными документами, регулирующими издательскую деятельность в АГАО им. В.М. Шукшина, термины и определения основных вузовских изданий, требования, предъявляемые к рукописи (оригинал-макету), подготовленному для воспроизведения на ризографе, рекомендации по оформлению сборников научных статей, материалов конференций, требования к учебным пособиям, содержит методические рекомендации по оформлению элементов издания.

Для авторов, редакторов и издателей вузовской книги.


 ФГБОУ ВПО «АГАО», 2013.

 Арутюнян А. Ю., 2013.

Содержание

Термины и определения основных вузовских изданий 4

Требования, предъявляемые к оригинал-макету 10

Параметры страницы 10

Правила набора текста 11

Выбор шрифта, правила размещения текста 13

Заголовки 13

Таблицы 15

Иллюстративный материал 16

Колонцифры. Колонтитулы 17

Формулы. Цитаты. Сноски 18

Правила библиографического описания 20

Употребление графических сокращений, дат 23

Допустимые сокращения 38

Перечень отраслей наук,
ученых степеней их званий и их сокращений 25

Рекомендации по оформлению
сборников научных статей,
трудов и материалов конференций 26

Требования, предъявляемые к учебным пособиям 29

Оформление элементов издания 35

Положение о редакционно-издательском отделе

Положение о редакционно-издательском совете

Инструкция о рассмотрении рукописей учебной, научной, методической литературы и электронных изданий

Порядок формирования плана издания

Порядок издания рукописи

Оригинал рукописи и электронного издания

Сопроводительные документы к оригиналу рукописи
и электронному изданию

Требования к рецензиям

Библиография
Приложения



Термины и определения
основных вузовских изданий1

Научное издание - издание, содержащее результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований, а также научно подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы.

Виды научных изданий

Монография - научное или научно-популярное книжное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или тому и принадлежащее одному или нескольким авторам.

Автореферат диссертации - научное издание в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования, представляемого на соискание ученой степени.

Препринт - научное издание, содержащее материалы предварительного характера, опубликованные до выхода в свет издания, в котором они могут быть помещены.

Тезисы докладов (сообщений) научной конференции (съезда, симпозиума) - научный непериодический сборник, содержащий опубликованные до начала конференции материалы предварительного характера (аннотации, рефераты докладов и (или) сообщений).

Материалы конференции (съезда, симпозиума) - непериодический сборник, содержащий итоги конференции (доклады, рекомендации, решения).

В зависимости от характера конференции различают: материалы научной конференции, материалы научно-практической конференции и т.п.

Труды конференции (съезда, симпозиума) - непериодический или продолжающийся сборник, который содержит труды конференции, предназначенные для публикации.

Сборник научных трудов - сборник, содержащий исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ.

Учебное издание - издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения в условиях определенной системы образования.

Виды
вузовских учебных изданий

Вузовские учебные издания в зависимости от целевого назначения подразделяются на учебно-программные; учебно-теоретические; учебно-практические; учебно-методические; учебно-справочные; учебно-наглядные; учебно-библиографические.

1. Учебно-программное издание - учебное издание, регламентирующее состав, объем, порядок, сроки изучения учебных дисциплин, предусмотренных для данного учебного заведения. Основными разновидностями учебно-программных изданий являются учебный план, тематический план, учебная программа, программа практики, программа междисциплинарного экзамена.

- Учебный план - учебно-программное издание, нормативный документ характеризующий основное содержание подготовки специалистов и их квалификацию; определяет состав изучаемых учебных дисциплин с указанием их объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса (лекций, семинарских, лабораторных и других занятий).

- Учебная программа - учебно-программное издание, нормативный документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины (ее части, раздела). Регламентирует деятельность как педагогов, так и учебную работу студентов.

2. Учебно-теоретическое издание - учебное издание, содержащее систематизированные научно-теоретические сведения, изложенные в форме, удобной для изучения и усвоения.

Основными разновидностями учебно-теоретических изданий являются учебник и учебное пособие.

- Учебник - учебно-теоретическое издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (предмета) или ее части, раздела, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

К учебникам относится букварь - первый учебник для обучения грамоте и чтению.

- Учебное пособие - учебно-теоретическое издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. Основные разновидности учебных пособий:

- Учебное пособие по части курса (частично освещающее курс) - учебно-теоретическое издание, содержащее подготовительный материал для создания учебника или материал, дополняющий уже имеющийся учебник; включает сведения в объеме, превышающем учебную программу, или, наоборот, отражает часть программы.

- Отдельная лекция - учебно-теоретическое издание, содержащее текст одной лекции. Отражает содержание, объем и форму изложения лекции, читаемой определенным преподавателем.

- Тексты лекций - учебно-теоретическое издание, полностью или частично освещающее содержание учебной дисциплины либо выходящее за рамки учебной программы. Отражает материал, читаемый определенным преподавателем.

- Курс лекций - учебно-теоретическое издание (совокупность отдельных лекций), полностью освещающее содержание учебной дисциплины. Отражает материал, читаемый определенным преподавателем.

- Конспект лекций - учебно-теоретическое издание, в компактной форме отражающее материал всего курса, читаемого определенным преподавателем.

- Введение - научное или учебно-теоретическое издание, содержащее первичные сведения и основные принципы какой-либо науки;

3. Учебно-практическое издание - учебное издание, содержащее систематизированные сведения научно-практического и прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и усвоения. Предназначено для закрепления материала, полученного из учебно-теоретических изданий, и проверки знаний. Основные разновидности:

- Практикум - учебно-практическое издание, предназначенное для закрепления пройденного материала и проверки знаний различными методами. Содержит практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного. Основные разновидности практикумов: сборники упражнений, сборники задач (задачники), сборники иностранных текстов, сборники описаний лабораторных работ, (сборники описаний практических работ, лабораторные практикумы), сборники планов семинарских занятий, репертуарные сборники, сборники партитур, сборники контрольных заданий.

- Сборник упражнений - учебно-практическое издание, содержащее упражнения и методические рекомендации по их выполнению в объеме определенного курса, способствующие усвоению и закреплению пройденного материала и проверке знаний.

- Сборник задач (задачник) - учебно-практическое издание, содержащее задачи и методические рекомендации по их выполнению в объеме определенного курса, способствующее усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний.

- Сборник иностранных текстов - учебно-практическое издание, содержащее иностранные тексты для изучения иностранного языка и методические рекомендации в объеме определенного курса, способствующее усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний.

- Сборник описаний лабораторных работ (сборник описаний практических работ, лабораторные практикумы) - учебно-практическое издание, содержащее тематику, задания и методические рекомендации по выполнению лабораторных и практических работ в объеме определенного курса, способствующее усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний.

- Сборник планов семинарских занятий - учебно-практическое издание, содержащее тематику семинарских занятий, порядок их подготовки и проведения, рекомендуемую литературу, способствующее усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний.

- Репертуарный сборник - учебно-практическое издание, предназначенное для формирования и развития профессиональных исполнительских умений и навыков содержащее специально подобранные произведения, соответствующие уровню и содержанию подготовки студентов определенной специальности.

- Сборник партитур - учебно-практическое издание, предназначенное для формирования и развития профессиональных умений и навыков по аранжировке или инструментовке музыкальных произведений, содержащее специально подобранные музыкальные произведения, предназначенные для студентов определенной специальности.

- Сборники контрольных заданий - учебно-практическое издание, практикум, содержащий перечень типовых контрольных заданий, обеспечивающих проверку знаний и умений студентов по конкретной учебной дисциплине или комплексу учебных дисциплин.

- Хрестоматия - учебно-практическое издание, содержащее систематически подобранные литературно-художественные, официальные, научные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины. Хрестоматия способствует усвоению, закреплению пройденного материала, дополняет и расширяет знания учащихся.

4. Учебно-методическое издание - учебное издание, содержащее систематизированные материалы по методике самостоятельного изучения учебной дисциплины, тематику и методику различных практических форм закрепления знаний (контрольных, курсовых, дипломных работ, изложенных в форме, удобной для изучения и усвоения. Основные разновидности:

- Учебно-методическое пособие - учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, части) или по методике воспитания;

- Методические указания (рекомендации, руководства) -

- по изучению курса (дисциплины) - содержат материалы по методике самостоятельного изучения студентами учебной дисциплины и подготовке к проверке знаний;

- по выполнению контрольных, курсовых, дипломных работ, к практическим (лабораторным, семинарским) занятиям включают тематику работ и методические указания по их выполнению, список рекомендуемой литературы.

- Рабочая тетрадь - учебно-методическое издание - разновидность учебного пособия, имеющая особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.

- Самоучитель - учебно-методическое издание, разновидность учебного пособия для самостоятельного изучения чего-либо без помощи руководителя.

5. Учебно-справочное издание - учебное издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке удобном для их быстрого отыскания, и предназначенные для обучения. Основные разновидности:

- Учебный толковый словарь - учебно-справочное издание, словарь, разъясняющий значение слов какого-либо языка, дающий их грамматическую и стилистическую характеристики, примеры употребления и другие сведения. Составляется в учебных целях, помогает организовать и направить преподавание и изучение лексического состава языка.

- Учебный терминологический словарь - учебно-справочное издание, словарь, содержащий термины какой-либо учебной дисциплины, (ее раздела, части), области знания и их определения (разъяснения).

- Учебный справочник - учебно-справочное издание, справочник, содержащий сведения по определенной учебной дисциплине (ее части, разделу) или комплексу дисциплин, предусмотренные учебной программой, помогающие изучению и освоению предмета. Включает комплекс сведений, имеющих прикладной практический характер.

6. Учебно-наглядное издание учебное издание, содержащее материалы в помощь изучению или преподаванию определенной дисциплины, содержание которого выражено изобразительно-графическими средствами с кратким поясняющим текстом или без него. Основные виды:

- Учебно-наглядное пособие - учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию (альбомы, атласы, картографические пособия и др.);

- Альбом - учебно-наглядное издание, книжное или комплектное листовое изоиздание, имеющее обычно пояснительный текст, служащее для учебных целей.

- Атлас - учебное издание, альбом, содержащий изображения различных объектов (карты, чертежи, рисунки и пр.), служащий для учебных целей.

7. Учебно-библиографическое издание - учебное издание, содержащее упорядоченную совокупность библиографических записей по определенной теме (проблеме, вопросу), изучаемой в определенном курсе, группе дисциплин, предназначенное для организации самостоятельной работы учащихся по изучению, усвоению и закреплению пройденного материала, дающее возможность дополнить и расширить их знания за счет изучения приведенных источников. Основные виды:

- Учебно-вспомогательное библиографическое пособие - учебно-библиографическое издание, рекомендательное библиографическое пособие, предназначенное для обеспечения учебной деятельности.

- Учебный библиографический справочник - учебно-библио-
графическое издание, справочник, содержащий библиографические сведения о каких-либо лицах, списки их трудов и литературы, освещающей их жизнь и деятельность. Предназначен для расширения и углубления знаний при изучении определенной учебной дисциплины.


Требования, предъявляемые к оригинал-макету,2

Оригинал для воспроизведения на ризографе (устройство с прямым выводом информации на специальный формный материал, с которого производится потом печать по типу трафаретной) изготавливается с отредактированной, вычитанной и технически подготовленной авторской рукописи.

Авторы представляют в Управление научной деятельностью сброшюрованный сигнальный экземпляр, подготовленный по правилам, размещенным в настоящих рекомендациях, который в случае необходимости, начальник отдела отправляет их на соответствующую доработку.
Параметры страницы

В редакторе «Word» в команде «Параметры страницы» при формате бумаги 210х297 мм рекомендуется установить следующие параметры:

ориентация - альбомная»; «2 страницы на листе».

поля:

верхнее - 2 см;

нижнее - 2 см;

внутри - 2 см;

снаружи – 1,5 см.

переплет - 0 см;

Формат набора при таких параметрах составит 11,2 см.

Количество страниц вместе с выходными сведениями предпочтительно должно быть кратно четырем.

Для распечатки рекомендуется воспользоваться программой «Печать книги» «BookPrnR», которая составит макет самостоятельно, дифференцируя лицевые, оборотные страницы: первая страница напечатается с последней, вторая - с предпоследней и т.д.
Например, если в книге 32 страницы, макет будет таким: на листе формата А-4 располагаются 2 страницы: четная (слева) и нечетная (справа):

1 (титул) - 32 (выходные данные)

2 (оборот титула) - 31

3 - 30

4 - 29

5 - 28

6 - 27

7 - 26

8 - 25

9 - 24

10 - 23

11 - 22

12 - 21

13 - 20

14 - 19

15 - 18

16 – 17
Правила
набора текста


Во всей работе обязательно печатать круглые скобки, а не косые.

Между словами делается пробел в один знак.

Если после слова следует пунктуационный знак (запятая, точка с запятой, многоточие, вопросительный или восклицательный знак - но не тире!), он ставится без пробела. Пробел делается после пунктуационного знака.

Рекомендуется использовать только полиграфические кавычки - «».

Необходимо различать тире и дефис, иначе возникают грубые ошибки. Машинописная черточка воспринимается как тире, если перед нею и после нее сделаны пробелы (в один знак); эта же черточка становится дефисом, если она связывает два слова без пробелов; она же используется как знак переноса, примыкая к предшествующей ей части слова без пробела.


Например:

Неправильно: студент - заочник. Знание-сила. Пе -
ренос.

Правильно: студент-заочник. Знание - сила. Пе-
ренос.
Между кавычками или скобками и заключенным в них текстом не допускаются пробелы:

Неправильно: « замыкание » ( замыкание ).

Правильно: «замыкание» (замыкание).

Инициалы от фамилии отделяются одним пробелом, между инициалами пробел не ставится.

Например: А.В. Сидоров.

Не рекомендуется помещать инициалы в конце строки, а фамилию давать в следующей строке.

Недопустимо разрывать (размещать в двух строках) сокращения типа: «т.е.», «и т.д.», «и т.п.».

Чтобы строка не оказалась слишком короткой, текст можно растянуть на 0,1-0,2 пункта (в команде «Шрифт, интервал» текстового редактора Word).

Нужно следить за размещением материала на странице. Нельзя, заголовок размещать на последней строке страницы.

В рукописях постоянно требуется рубрикация излагаемого, разбивка их на отдельные пункты. Независимо от того, начинается ли каждый новый пункт с красной строки или нет, следует учитывать правила пунктуационного оформления рубрик. Эти правила сводятся к следующему. Если после номера пункта (1, 2, 3… и т.д.) поставлена точка, тогда текст пункта должен начинаться с заглавной буквы и заканчиваться постановкой точки; такой пункт может состоять из нескольких предложений, разделяемых точками. Если же после номера пункта автор ставит скобку, тогда текст пункта начинается не с заглавной, а с обычной (строчной) буквы; в конце пункта ставится точка с запятой, а не точка (она ставится только в конце последнего пункта); пункт при этом, естественно, не может состоять из нескольких предложений, разделяемых точками (предложения внутри пункта можно разделять точкой с запятой).

Все это может быть отнесено к тем случаям, когда рубрики (пункты) озаглавлены не цифрами, а буквами - прописными (с последующей точкой) или строчными (с последующей скобкой).

Например:

1) текст начинается со строчной буквы; между предложениями и в конце пункта ставится точка с запятой;

1. Текст начинается с заглавной (прописной) буквы. Между предложениями и в конце пункта ставится точка.

а) то же самое;

А) То же самое.
Выбор шрифта,
правила размещения текста

Для основного текста рекомендуются следующие параметры:

- абзацный отступ - 0,5 см;

- выравнивание - по ширине и только автоматически (!); в данном случае недопустимо использование пробелов, табуляции и т.д.;

- междустрочный интервал (интерлиньяж) - одинарный;

- начертание (гарнитура) - Times New Roman;

- размер шрифта – 10-11 кегль.

Обязательно должны быть включены команды:

- «Автоматическая расстановка переносов» (максимальное число последовательных переносов - 2), категорически запрещается делать переносы вручную;

- «Запрет висячих строк», то есть, нельзя начинать страницу неполной концевой строкой и кончать страницу первой строкой абзаца.

После заголовка в конце страницы должно быть не менее трех строк текста.

Абзацный отступ (0,5 см) должен быть выдержан во всей работе.

При наборе текста необходимо помнить, что клавиша Enter (перевод строки) используется только в конце абзаца!

Для нумерации при перечислении не рекомендуется пользоваться командой «Список» (!).

Заголовки

Шрифт: Times New Roman, 11-12 кегль, полужирный, выравнивание: по центру; отступ сверху - 12 пунктов; отступ снизу - 6 пунктов.

При наличии подзаголовков они задаются по такому же принципу, но меньшим кеглем, как правило, - 10 кеглем с отбивкой по 3 пункта сверху и снизу.

В заголовках и подзаголовках не допускается (!) перенос слов.

Для оформления заголовков и подзаголовков допускается использовать различные варианты шрифтов и расположения, в том числе с выключкой, главное условие - едннообразность в оформлении и соподчиненность шрифтов рубрик.

Рубрик может быть мало: раздел —> глава—> параграф или много: часть —> подчасть —> раздел —> подраздел —> глава —> подглава —> параграф —> подпараграф и т.д. Для удобства ссылок заголовкам присваиваются порядковые номера.

Предпочтительна сквозная нумерация до трех цифр. Подзаголовок с трехзначной нумерацией в оглавление не включается. После последней цифры перед названием заголовка ставится точка.

Например:

1. Название

1.3. Название

1.3.5. Название

Заголовки могут быть:

- тематическими (например: Оценка результативности рекламной кампании).

- нумерационными (например: Глава вторая);

- смешанными; смешанный заголовок должен содержать номер главы и ее название (например: Глава 2. Требования, предъявляемые к рукописи).

По объему заголовок не должен быть громоздким, в случае если он не вмещается в одну строку, необходимо смысловое деление строк без переносов в словах.

В конце заголовков, расположенных над текстом, в конце заголовков таблиц и в конце подрисуночных подписей точка не ставится! Точка ставится после подзаголовков, которые расположены в начале строки, если за ними следует текст.

Оформлять заголовки глав и параграфов можно разными способами, главное, чтобы оформление было единообразным для всего текста работы.

Например:
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации Изд. 3-е, испр и доп iconЛитература Педиатрия: учебник для медицинских вузов. 3-е изд., испр и доп
Педиатрия: учебник для медицинских вузов. 3-е изд., испр и доп. /под ред. Н. П. Шабалова. – Спб.: СпецЛит, 2005. – 895 с.: ил
Методические рекомендации Изд. 3-е, испр и доп iconБреус Е. В. Основы теории и практики перевода с русского языка на...
Основы теории и практики перевода с русского языка на английский: Учебное пособие. 2-е изд., испр и доп. — М.: Изд-во урао, 2000....
Методические рекомендации Изд. 3-е, испр и доп iconМетодические рекомендации по подготовке и написанию реферата Вопросы для самоконтроля по курсу
История отечественного государства и права: Программа курса и методические рекомендации для студентов очно-заочного, заочного отделений...
Методические рекомендации Изд. 3-е, испр и доп iconУчебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. 4-е изд., испр и доп. М.: Аспект...
Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 368 с
Методические рекомендации Изд. 3-е, испр и доп iconСемакин И. Г и др. 2-е изд., испр и доп

Методические рекомендации Изд. 3-е, испр и доп iconУчебник для вузов / под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. 3-е...
Экономическая теория: Учебник [для вузов] / Борисов Евгений Филиппович. 3-е изд., перераб и доп. М.: Юрайт, 2004. 399с. Библиогр...
Методические рекомендации Изд. 3-е, испр и доп iconУчебник Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений....
Авт сост.: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 4-е изд., исправленное и доп. М: Ооо «тид «Русское слово рс», 2010
Методические рекомендации Изд. 3-е, испр и доп iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию и науке...
П 94 основы почвоведения и географии почв: учебное пособие / 2-е изд., испр и доп – Владивосток: Изд-во вгуэс, 2008. – 244 с
Методические рекомендации Изд. 3-е, испр и доп iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Немецкий язык. Базовый курс: Учебное пособие / Сост. Л. С. Ратнер. – 2-е изд, испр и доп. – Томск: Изд. Тпу, 2004.– 119 с
Методические рекомендации Изд. 3-е, испр и доп iconАвтореферат разослан
Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 368 с
Методические рекомендации Изд. 3-е, испр и доп iconAlkaline phosphatase
Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 368 с
Методические рекомендации Изд. 3-е, испр и доп iconLeading The Leaders
Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 368 с
Методические рекомендации Изд. 3-е, испр и доп iconЛаборатория Судьбы
Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 368 с
Методические рекомендации Изд. 3-е, испр и доп iconКак стать счастливым
Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 368 с
Методические рекомендации Изд. 3-е, испр и доп iconПроф. Столешников А. П. О вакцинации
Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 368 с
Методические рекомендации Изд. 3-е, испр и доп iconСоставитель М. Н. Бородин. 3-е издание, испр и доп
Икт автор Гейн А. Г утвержденной Министерством образования науки рф, которая вошла в сборник: Программа для общеобразовательных учреждений:...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск