Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» Оренбургский филиал
Кафедра: Гуманитарных и социально-экономических дисциплин УТВЕРЖДЕН
на заседании кафедры
протокол № 2 от «3» октября 2011 г. Заведующий кафедрой
_______________________ Аллагулов А.М.
(подпись)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «История государственного управления»
Направление подготовки
081100.62 – «Государственное и муниципальное управление»_______________
(код и наименование направления подготовки)
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр Заочная форма обучения
Оренбург 2011 г. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Оренбургский филиал
УТВЕРЖДАЮ
Директор _______________________ «_____»__________________20___ г.
Направление подготовки: 081100.62 - «Государственное и муниципальное управление»
Кафедра: гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Рабочая программа дисциплины История государственного управления
Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр Форма обучения: заочная
Срок обучения: 5 лет
Оренбург
2011 г.
Автор-составитель: к.п.н., доцент А.М. Аллагулов.
Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Оренбургского филиала РАНХиГС от 3 октября 2011 г. года, протокол № 2.
Рецензент: Ахтямов Камиль Шамильевич, кандидат исторических наук, доцент, декан исторического факультета ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» ФИО, ученое звание, кафедра ________________________________________
(наименование кафедры)
Согласовано:
ФИО, ученое звание, кафедра ________________________________________
(наименование выпускающей кафедры)
Согласовано:
ФИО, ученое звание, кафедра ________________________________________
(наименование выпускающей кафедры)
Заведующий кафедрой ГиСЭД,
к.п.н., доцент А.М. Аллагулов
АННОТАЦИЯ
к рабочей программе
учебной дисциплины
«История государственного управления»
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины: сформировать у бакалавров целостное представление о возникновении, развитии и преобразовании государства российского и его аппарата, всех элементов государственного механизма и соответствующих им учреждений и органов с учетом особенностей развития российского общества и национальных моделей власти и управления.
Задачи освоения дисциплины:
- осмыслить социально-экономические и политические предпосылки возникновения государства, всей системы его учреждений (государственного аппарата), их изменений и упразднений, объем полномочий, компетенции, направления деятельности и взаимопомощи;
- выявить общее и особенное в развитии Российского государства, специфики управления гигантской страной, в том числе ее окраинами;
- осмыслить историю российской государственности в контексте цивилизационного подхода исторического познания и на этой основе уяснить общие закономерности и национальные особенности процесса рационализации государственного управления;
- развить у будущих бакалавров чувство необходимости соблюдения единства исторического и логического, умения не только анализировать управленческие конкретные решения, но и теоретически обобщать такой материал, извлекать из прошлого исторический опыт, уроки;
- сформировать у обучающихся развитый понятийный аппарат, знания новых концептуальных подходов к осмыслению истории государственного управления в России. 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина относится к базовой части учебного цикла – Б3.Б.12. Профессиональный цикл
3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):
Компетенция
| Структурные элементы компетенции (знания, умения, навыки и опыт деятельности, получаемые в результате освоения дисциплины)
| Стремление работать на благо общества (ОК-1)
| Знает основные тенденции развития российского общества и его особенности
| Способен соотносить исторический опыт государственного управления с современными противоречиями
| Генерация идей на основе прошлого
| Понимание содержания, смысла, основных целей, социальной значимости профессии государственного и муниципального управления, стремлением к улучшению этого понимания через использование знаний в своей деятельности (ОК-5)
| Знает основные этапы в становлении и развитии профессии государственного и муниципального управления
| Способен определить ценностные основы профессии в различные исторические периоды
| Готов к совершенствованию своей профессиональной деятельности
| Способность и готовность к личностному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, саморегулированию, самоорганизации, самоконтролю, к расширению границ своих профессионально-практических познаний; умения использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии, для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня (ОК-13)
| Умеет ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций
| Умеет использовать разные формы познания, а также готов к реализации инновационных технологий для повышения общекультурного уровня
| На основе изучения профессионального роста государственных и политических деятелей готов к личностному и профессиональному росту
| Умение критически оценить информацию, переоценить накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе обобщения информации; способность к критическому анализу своих возможностей (ОК-14)
| Готов к принятию управленческого решения на основе исторического опыта
| Умеет выявлять причинно-следственные связи в прошлом
| Объективно оценивает прошлое государства
| Умение выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения (ПК-3)
| Умеет определять проблемы в истории государственного управления
| Выявляет альтернативы развития государственности в прошлом и настоящем
| Соотносит последствия принятых управленских решений с реальностью
| Способность анализировать состояние систем и процессов при сопоставлении с передовой практикой (ПК-20)
| Определяет организационную структуру государственного управления в различные исторические периоды
| Определяет основные предпосылки реформирования органов государственного управления
| Умеет выявлять преемственность в эволюции систем государственного управления
| 4. Общая трудоемкость дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).
5. Образовательные технологии
В ходе освоения дисциплины при проведении аудиторных занятий используются следующие образовательные технологии: лекции (вводная, обучающая, обобщающая, проблемная, лекция-консультация, лекция-беседа), семинарские занятия, кейс-технологии, дидактический диктант, работа в парах, взаимоконтроль, интерактивные технологии.
При организации самостоятельной работы занятий используются следующие образовательные технологии: конспектирования, реферирования, презентации, критического мышления при подготовке к семинарским занятиям, составление терминологического словаря, проектная технология
6. Контроль успеваемости
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды текущего контроля: понятийный диктант, контрольная работа, индивидуальные домашние задания, тестирование.
По данной дисциплине предусмотрена форма отчетности: экзамен
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки (специальности).
Автор(ы) рабочей программы учебной дисциплины: кандидат педагогических наук, доцент А.М. Аллагулов.
Рецензент(ы) Ахтямов К.Ш. кандидат исторических наук, доцент Программа одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Оренбургского филиала РАНХиГС протокол № 2 от 3 октября 2011 года.
СОДЕРЖАНИЕ
| С.
| 1 Цели и задачи дисциплины
| 7
| 2 Учебная программа
| 9
| 2.1 Содержание и структура дисциплины
| 9
| 2.1.1 Содержание разделов дисциплины
| 9
| 2.1.2 Структура дисциплины
| 11
| 2.1.3 Лекции
| 12
| 2.1.4 Практические занятия (семинары)
| 13
| 2.1.5 Курсовые работы (курсовые проекты)
| 13
| 2.1.6 Самостоятельное изучение разделов дисциплины
| 13
| 3 Образовательные технологии
| 15
| 2.1 Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы
| 15
| 2.2 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
| 16
| 4 Оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и реализуемых в дисциплине компетенций
| 17
| 4.1. Оценочные средства текущего контроля успеваемости
| 17
| 4.2 Оценочные средства промежуточной аттестации и реализуемых в дисциплине компетенций бакалавров
| 17
| 4.3 Критерии оценки формируемых в дисциплине компетенций
| 18
| 5 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
| 19
| 5.1 Основная литература
| 19
| 5.2 Дополнительная литература
| 19
| 5.3 Интернет-ресурсы
| 19
| 6 Материально-техническое обеспечение дисциплины
| 19
| Лист регистрации изменений и дополнений к рабочей программе учебной дисциплины
| 21
|
1 Цели и задачи дисциплины Основные принципы построения содержания дисциплины
Дисциплина «История государственного управления» занимает важное место в структуре образования и подготовки будущих государственных и муниципальных служащих. Ее предметом является изучение возникновения, развития и преобразования государства российского и его аппарата, всех элементов государственного механизма и соответствующих им учреждений и органов с учетом особенностей развития российского общества и национальных моделей власти и управления.
«История государственного управления» является базовым для изучения дисциплин «Основы государственного и муниципального управления», «Этика государственной и муниципальной службы» базовой части профессионального цикла, смежных курсов вариативной части данного цикла, всех видов практики и государственной итоговой аттестации.
Отбор содержания учебного материала и его организация обусловлены принципами развития высшего профессионального образования и задачами обучения бакалавра:
личностной ориентации образования (принцип предполагает выявление возможностей содержания для самовоспитания и самообразования);
гуманитаризации (принцип определяет тенденции интеграции знаний в сфере человекознания и обосновании ценностных основ теоретических построений, диалогичность учебного материала, ориентацию студентов на сопоставление различных точек зрения, позиций, концепций);
фундаментализации (принцип определяет концентрацию учебного материала вокруг «ядра» научной дисциплины как основы решения профессиональных задач и «задачное построение» содержания, предполагающего активизацию исследовательской деятельности);
практико-ориентированности (технологичности) (принцип направлен на реализацию методологической взаимосвязи науки и практики);
|