Скачать 180.43 Kb.
|
Методические рекомендации для общеобразовательных учреждений о преподавании ЛИТЕРАТУРЫ в 2012– 2013 учебном году 1. Нормативно-правовые документы Преподавание предмета в 2012 – 2013 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными документами: 1. Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». 2. Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. N 889, от 9 марта 2004 г. № 1312). 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год» (представлен на странице сайта Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/8267 ). Подробная информация о рекомендуемых учебниках представлена на сайте «Всё об учебниках федеральных перечней» – http://fp.edu.ru/asp . 4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195 , http://mon.gov.ru/files/materials/7195/1897.pdf . 1. Учебно-методическое обеспечение 2.1. Основное общее образование Согласно ст. 32 Федерального Закона «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266-1 (с изменениями и дополнениями) к компетенции образовательного учреждения относится определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях. Анализ УМК, используемых в преподавании предмета в городе и крае, показывает, что значительная часть педагогов-предметников ведёт обучение по УМК следующих авторов:
Подробная информация о современных УМК по литературе (с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах: «Просвещение»: www.procv.ru/info.aspx?ob_no=12782 «Дрофа» : www.drofa.ru/drofa/kopilka «Мнемозина» : www.mnemozina.ru/work/1104/1116/1118/1159 «Вентана-Граф»: www.vgf.ru/tabid/65/Default.aspx «Русское слово»: www.russkoe-slovo.ru/2009-06-14-19-02-00.html В помощь учителю литературы в преподавании предмета и подготовке к итоговой аттестации выпущены следующие издания: 1. Ерохина Е.Л.. «Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ» М., Экзамен, 2009 2. Ерохина Е.Л.. «Типовые тестовые задания по литературе».М., Экзамен, 2009. 3. Есин А.Б. «Сквозные темы в русской литературе XIX – XX веков» М., «Экзамен», 2009. 4. Зинин С.А.. «Литература. Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ» М., «Русское слово», 2010. 5. Кац Э.Э., Карнаух Н.Л.. «Малый жанр в новейшей русской прозе. Опыт рецензирования. 10-11 класс».М., Мнемозина, 2009. 6. Леденёв А.В., Кучина Т.А. «Литература. ЕГЭ: шаг за шагом». М., «Дрофа», 2011. 7. Роговик Т.Н., Никулина М.Ю. «ЕГЭ. Эффективная методика». М.,Экзамен, 2009. 8. Тралкова Н.Б. «Литература. Готовимся к ЕГЭ». М., «Дрофа», 2011. Дополнительную информацию можно найти на всех сайтах издательств. Федеральный базисный учебный план (ФБУП) для образовательных учреждений РФ для обязательного изучения учебного предмета «Литература» отводит следующее количество учебных часов в неделю: 385 часов на этапе основного общего образования: в V, VI, VII, VIII классах выделяется по 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю), в IX классе - 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю); 210 часов на этапе среднего (полного) образования (базовый уровень): X - XI классах выделяется по 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю). 350 часов на этапе среднего (полного) образования (профильный уровень): в X - XI классах выделяется по 175 часов (из расчета 5 учебных часа в неделю).
Дополнительные часы на изучение того или иного предмета могут быть добавлены из компонента общеобразовательного учреждения. Рабочие учебные программы по предмету должны быть составлены в соответствии с федеральным компонентом образовательного стандарта 2004 года. В связи с завершением перехода на Госстандарт 2004 года учителю при составлении рабочей программы необходимо учитывать особенности учебников и УМК по литературе, которые им используются в образовательном процессе. За последние годы подготовлены и внедрены в практику работы школы примерные, вариативные программы, учебники и учебные пособия по литературе. Выбор учебников и пособий необходимо осуществлять в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования»и имеющих государственную аккредитацию. Базисный учебный план позволяет увеличивать количество часов на изучение курса литературы при составлении региональных учебных планов и учебных планов образовательного учреждения: «часы, отведенные на компонент образовательного учреждения можно использовать для увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых и профильных учебных предметов федерального компонента». Контроль Формы текущей аттестации выбираются учителем с учётом контингента обучающихся, содержания учебного материала, используемых педагогических технологий и отражаются в рабочих программах. На преподавание предмета литература отводится 5 часов в классах социально-гуманитарного профиля. Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. Обязательным при составлении рабочих учебных программ и тематического планирования является выделение часов на развитие речи: - в V-VI классах учащиеся должны за учебный год написать не менее 4 сочинений (из них 3 аудиторных сочинения), - в VII-VIII классе - не менее 5 сочинений (из них 4 аудиторных сочинения), - в IX классе - не менее 6 сочинений (из них 5 аудиторных сочинений), - в X-XI классах – не менее 9 сочинений (из них 6 аудиторных сочинений). (Министерство образования РФ. Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный базисный учебный план. Примерные программы по литературе. . Дрофа, Москва, 2007 год.) ( ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ для ОУ с русским языком обучения )
Количество часов, предусмотренное для изучения литературы в 10-11 классах:
Особенности преподавания литературы в 2012-2013 учебном году В 2012-2013 учебном году в преподавании литературы обращаем внимание на следующие особенности: 1. обучать овладению приемами анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого; 2. обучать умению сопоставлять художественные произведения, находить аналогии в творчестве разных писателей; 3.выявлять историко - культурный контекст, в котором создавалось художественное произведение; 4. обращать особое внимание на опознавательную роль выразительных средств художественной речи в выявлении идеи произведения и авторской позиции. В рамках реализации практической части рекомендуем: 1. систематически включать в процесс обучения письменные задания небольшого объёма, требующие ответа на проблемный вопрос; 2. обучать умению анализировать готовые (опубликованные или ученические) сочинения с точки зрения их сильных и слабых сторон (сравнение двух сочинений на одну тему, создание вступления, дописывание заключения, «выравнивание» логики, моделирование перехода от одной мысли к другой и т.п.); 3.спланировать в конце каждого учебного года повторение изученного по темам, проблемам, мотивам и т.д. Планируя работу по литературе учитель должен ориентироваться на требования к уровню подготовки выпускников. Особое внимание при этом необходимо уделить развитию у старшеклассников способностей «контекстного» рассмотрения литературных явлений, умения сопоставлять литературные факты, проводить аналогии, выстраивать литературные параллели. Учебный процесс рекомендуется строить с использованием следующих приемов и методов, нацеленных на формирование умения создавать связный текст на литературную тему: 1. регулярное проведение классных сочинений на литературную тему; 2. письменное обоснование выставленной учителем отметки с указанием сильных и слабых сторон ученической работы (при написании краткой рецензии целесообразно опираться на критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом, разработанные для ЕГЭ по литературе); 3. реализация установки на доработку и переработку учеником текста сочинения по замечаниям учителя (всей работы или отдельных ее частей); 4. проведение на завершающем этапе изучения монографической темы уроков обобщающего типа, нацеленных на подготовку к сочинению (анализ перечня тем сочинений, обсуждение способов раскрытия конкретной темы, разработка вариантов вступления и заключения к сочинениям на разные темы и др.); 5. систематическое включение в процесс обучения письменных заданий небольшого объема, требующих ответа на проблемный вопрос, сопоставлений тех или иных литературных явлений, интерпретации текста или его фрагмента; 6. последовательное формирование навыка тезирования, конспектирования, реферирования, составления разного вида планов. Дополнительную информацию учитель может получить из методического письма «О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», опубликованного в журнале «Образование в современной школе», № 8(69), 2005 г. и размещенного на сайте Министерства образования и науки РФ. В помощь учителю литературы в преподавании предмета и подготовке к итоговой аттестации выпущены следующие издания: 1. Ерохина Е.Л.. «Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ» М., Экзамен, 2009 2. Ерохина Е.Л.. «Типовые тестовые задания по литературе».М., Экзамен, 2009. 3. Есин А.Б. «Сквозные темы в русской литературе XIX – XX веков» М., «Экзамен», 2009. 4. Зинин С.А.. «Литература. Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ» М., «Русское слово», 2010. 5. Кац Э.Э., Карнаух Н.Л.. «Малый жанр в новейшей русской прозе. Опыт рецензирования. 10-11 класс».М., Мнемозина, 2009. 6. Леденёв А.В., Кучина Т.А. «Литература. ЕГЭ: шаг за шагом». М., «Дрофа», 2011. 7. Роговик Т.Н., Никулина М.Ю. «ЕГЭ. Эффективная методика». М.,Экзамен, 2009. 8. Рыбась Е.И. «Методический анализ результатов ЕГЭ-2011 по литературе в Краснодарском крае». 9. Тралкова Н.Б. «Литература. Готовимся к ЕГЭ». М., «Дрофа», 2011. Дополнительную информацию можно найти на всех сайтах издательств. Рекомендации по работе с одарёнными детьми в рамках преподавания литературы в 2012-2013 учебном году При работе с одарёнными детьми необходимо обратить внимание на следующее: В каждом современном УМК в разделе «Вопросы и задания» условными обозначениями отмечены задания повышенной сложности, которые предназначены учащимся, желающим больше знать по данной теме. Это же относится и к рекомендательным спискам литературы после изучения каждой темы, а также к перечню тем рефератов для учащихся. За дополнительной информацией о работе с одарёнными детьми рекомендуется обратиться на сайт http://window.edu.ru (единое окно доступа к образовательным ресурсам). Рекомендуется использовать в работе материалы олимпиад прошлых лет, а также сборник: Л.А.Степанов, Е.А.Жиркова, Е.В.Сомова «Литературные олимпиады. Методическое пособие для учителей и учащихся», 2010г. Использование оборудования для оснащения кабинета литературы в 2012-2013 учебном году Эффективность усвоения учащимися учебного материала во многом зависит от того, как организован и осуществляется учебно-воспитательный процесс. Наряду с научно-обоснованной учебной программой курса, оптимальной методикой проведения занятий важной представляется наличие соответствующей современным тенденциям в образовании учебно-материальной базы (УМБ) необходимых передовых средств обучения. Под УМБ понимается прежде всего предметный кабинет и его оснащение различными материальными средствами обучения, соответствующими развитию науки, техники и педагогики, а также требованиям документов Министерства образования и науки РФ. Перечень оборудования для оснащения кабинета содержится в письме Министерства образования и науки РФ от 1 апреля 2005г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений», приказе Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. N 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений». Данный документ выполняет функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, федеральные требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений. В современных условиях происходит перестройка производственного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в практику преподавания принципиально новые носители информации (в первую очередь мультимедиа). Многие средства и объекты материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми, поскольку их использование призвано обеспечить не только преподавание конкретных предметных тем, но и развития умений и навыков учащихся. В целях рационального использования оборудования, повышения качества преподавания необходимо: 1. Сочетание в преподавании новейших информационных технологий и словесно-логического, наглядного способов передачи знаний. 2. Активизация применения информационно-компьютерных технологий на уроках. Компьютер должен рассматриваться как обучающая машина, открывающая новые возможности для преподавателя и учащихся. Использование готовых программных продуктов при проведении лекций, тестирования, изучения исторических источников, дидактических компьютерных сред и программных комплексов, содержащих справочники, обучающие и контролирующие блоки, динамическую графику с конкретной тематикой – идеальный вариант оптимизации обучения предмету. 3. Сохранение накопленного опыта, собранного методического материала, иллюстраций и текстовых подборок в электронном виде. 4. Наличие подключения к Интернету, что позволит регулярно пополнять собственную коллекцию цифровых ресурсов. При этом представляется необходимым обязательное копирование наиболее важных материалов. По статистике, средний срок жизни сайта в Интернете не превышает полутора-двух лет, и обнаруженный однажды качественный ресурс через некоторое время может оказаться недоступным. При наличии TV-тюнера возможно производить запись телевизионных программ и их кодировку в формат, пригодный для демонстрации на оборудовании, установленном в кабинете. 5. Наличие внутренней сети в ОУ, в которой могут быть выделены две отдельные папки (подраздела): «Методические материалы» (предоставляется только учителям) и «Ресурсы по литературе» (открыта для всех, но с дифференциацией возможностей: учащиеся могут открывать и копировать необходимые документы; учителя обладают правом размещать и удалять файлы). В целях рационального использования оборудования в кабинете литературы, повышения качества преподавания также необходимо: 1. Предусмотреть при составлении поурочного планирования систематическое обращение к таблицам по теории литературы. 2. Обучать учащихся умению составлять презентации жизни и творчества писателей-классиков. 3. Применять при наличии интерактивной доски новые педагогические технологии (см. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина «Современный урок», ч.1-. Ростов н/Д, Учитель, 2008). Школьным методическим объединениям рекомендуется сосредоточить внимание на требованиях к современному уроку русского языка и литературы. Методическая проблема «Современный урок как система деятельности субъектов образовательного процесса» станет основной в методической работе учителей русского языка и литературы в 2012/2013 учебном году.
Существенную помощь в работе учителю могут оказать следующие издания:
Методические рекомендации составлены методистом ГИМЦ Л.Н.Дубовицкой |
О преподавании информатики и икт в 2013- 2014 учебном году Нормативно-правовые... Группа № | Боу «Илезская средняя общеобразовательная школа» от 28 февраля 2013... Изучение нормативно-правовых документов по организации и проведению гиа в 2012-2013 учебном году. Организация и проведение гиа в... | ||
О преподавании учебного предмета «Информатика» в 1-4 классах общеобразовательных... В 2013-2014 учебном году преподавание информатики в начальной школе идет по буп 2004 г. (4 классы) и буп 2009 г. (для 1-3 классов... | О преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в... В целях установления единых требований к проведению в 2009/2010 учебном году государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших... | ||
Тема и задачи зоош на 2012-2013 учебный год. Педагогический коллектив... Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета информатика и икт областного базисного учебного плана в 2009 – 2010 учебном... | О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные... В целях подготовки к проведению в Санкт-Петербурге в 2013 году государственной (итоговой) аттестации в форме единого государственного... | ||
О преподавании учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных... ... | Доклад директора школы за 2012-13 учебный год мбоу «Калининская сош» В 2012-2013 учебном году в школе обучалось на конец года 56 чел это на 14 человек меньше, чем в 2011-2012 учебном году | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фгос ноо и с учетом рекомендаций методического письма иро «О преподавании отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях Ярославской... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фгос ноо и с учетом рекомендаций методического письма иро «О преподавании отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях Ярославской... | ||
Итоги реализации проекта "Модернизация общего образования" в 2012... В 2012- 2013 учебном году в рамках модернизации образования педагогический коллектив школы активно осуществлял мероприятия, направленные... | План работы Школы начинающего преподавателя на 2012-2013 учебный год «Нормативно-правовая база образовательного процесса в 2012-2013 учебном году. Ведение учебно-планирующей документации» | ||
Анализ работы школы в 2012-2013 учебном год Работа коллектива школы в 2012-2013 учебном году была направлена на решение следующих задач | Методическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в... «История», обновились только федеральные перечни учебников, рекомендованные и допущенные Министерством образования и науки Российской... | ||
Отчет работы шмо учителей гуманитарного цикла в 2012-2013 учебном году Школьное методическое объединение учителей русского языка, истории, крк, Мой город, чувашского слова, этики и музыки в 2012-2013... | Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика... «О преподавании предмета «Информатика и икт» в общеобразовательных учреждениях города Брянска в 2013-2014 учебном году» |