Правовая социализация учащейся молодежи в условиях социальной неопределенности российского общества





НазваниеПравовая социализация учащейся молодежи в условиях социальной неопределенности российского общества
страница1/6
Дата публикации14.02.2015
Размер0.77 Mb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3   4   5   6


На правах рукописи

Самыгин Петр Сергеевич
Правовая социализация УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА




22.00.04 – социальная структура,

социальные институты и процессы




АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора социологических наук


Ростов-на-Дону – 2007




Работа выполнена в Южном Федеральном университете,

Институте по переподготовке и повышению квалификации

преподавателей гуманитарных и социальных наук

на кафедре социологии, политологии и права.




Научный консультант – Заслуженный деятель науки

Российской Федерации,

доктор философских наук, профессор

Волков Юрий Григорьевич




Официальные оппоненты:





Доктор философских наук, профессор

Блинов Николай Михайлович, Центр исследований проблем безопасности РАН





Доктор социологических наук, доцент

Зубок Юлия Альбертовна, Институт социально-политических исследований РАН





Доктор социологических наук, профессор

Попов Михаил Юрьевич, Краснодарский университет МВД России







Ведущая организация


Ростовский юридический институт МВД России


Защита состоится «14» марта 2008 г. на заседании диссертационного совета Д. 212. 208. 01 по философским и социологическим наукам в Южном Федеральном университете (344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160, ИППК ЮФУ, ауд. 34).
С диссертацией можно ознакомится в научной библиотеке ЮФУ (344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148).
Автореферат разослан «…»…………..2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета М. Б. Маринов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.



Актуальность темы исследования. В качестве одной из важнейших стратегических целей системных реформ российского общества заявлено становление правовой государственности. В ходе радикальных преобразований экономики и соответствующей трансформации политико-правовой системы сформировалась и была зафиксирована в соответствующих нормативно-правовых актах институциональная основа правового государства. Тем не менее, как показал посттрансформационный период жизни российского общества, сами по себе институциональные преобразования являются необходимым, но не достаточным условием достижения цели. Необходим долговременный процесс формирования соответствующих установок общественного сознания, преобразования правового менталитета, развития правовой культуры, воспитания поколений с высоким правосознанием.

Более того, сам посттрансформационный период создает объективные препятствия этому процессу. Всестороннее реформирование общества естественным образом происходит через ломку существовавшего прежде типа социетальной интеграции, кризис ценностей, на длительное время приводит к утрате социальной определенности и создает ситуацию плюрализации и конфликта ценностей, кризиса формальной регуляции и аномии на уровне повседневных практик. В этой ситуации, которую исследователи с полным основанием называют ситуацией социальной неопределенности, рутинные социальные взаимодействия регулируются скорее посредством стихийно складывающихся на практике и быстро габитуализирующихся неформальных норм, чем через правовые регуляторы. Создается парадоксальное положение, когда политические и правовые институты существуют формально и отдельно от практической жизни рядовых акторов, которая сплошь и рядом приобретает иллегальный, а то и противоправный характер. Соответствующим образом изменяется система ценностей и представлений массового сознания, которое становится чрезвычайно терпимым к нарушениям как правовых, так и моральных норм.

Ситуация социальной неопределенности образует общий фон, на котором происходит правовая социализация молодого поколения. В то время, когда общество не предоставляет молодым людям четких ориентиров, когда ценности старшего поколения подверглись переоценке, и претерпевают существенные структурно-функциональные изменения традиционные агенты социализации – институты семьи и образования, на смену целенаправленному влиянию институтов социализации приходит влияние окружающей социальной среды, которая в условиях неопределенности предстает как стихия потенциально рисковых взаимодействий и зачастую предлагает модели противоправного достижительного поведения. К этому добавляется влияние коммерциализованных средств массовой информации (СМИ), предлагающих для подражания образцы массовой культуры, имеющие криминогенный потенциал. Дефицит целенаправленного воспитательного воздействия на молодежь стал главным фактором того, что в современном российском обществе социализация приобретает отклоняющийся характер, способствуя закреплению в сознании и поведении молодых людей асоциальных и антисоциальных представлений и моделей. Правовая социализация российской молодежи в настоящее время происходит, главным образом, в процессе стихийного общения со сверстниками, в том числе и подражания образцам противоправного, но ведущего к социальному успеху поведения, тесно связана с криминализацией подростковых групп.

Сложившаяся модель правовой социализации отличается доминированием спонтанной составляющей по отношению к целенаправленной, основанной на применении специально разработанной системы средств воздействия для формирования типа личности, поведение которой соответствовало бы целям и интересам общества. В результате вырастает поколение людей, которые в своем поведении не способны оправдывать социальных ожиданий, не руководствуются общественными интересами и не идентифицируют себя с обществом, в целом не считая себя обязанными всегда поступать в соответствии с требованиями закона. Отсюда вытекает неэффективность функционирования в российском обществе институциональных форм, ассоциируемых с правовой государственностью, а следовательно, реформы не достигают цели. Более того, закрепление отклоняющейся правовой социализации составляет угрозу самосохранению общества и национальной безопасности страны.

Этими соображениями и определяется социальная актуальность темы настоящего исследования. Она диктуется дефицитом рефлексии общества по отношению к устойчивым отклонениям правовой социализации молодого поколения; растущим противоречием между обновленной институциональной структурой пореформенного российского общества и одновременным ослаблением роли системообразующих государственно-правовых институтов под дестабилизирующим влиянием сложившегося контекста социальной неопределенности; нереализованностью в России цели формирования правовой государственности; необходимостью восстановления правовых доминант поведения акторов всех уровней в повседневных социальных взаимодействиях; угрозой, которую составляет устойчивость отклоняющихся моделей правовой социализации молодежи для национальной безопасности и социокультурного воспроизводства общества.

В то же время данная тема исследования обладает и значительной научно-теоретической актуальностью, которая обусловлена растущей необходимостью теоретического осмысления социальной неопределенности как ключевого фактора возникновения и закрепления отклоняющихся социализационных траекторий, фундаментальной концептуализации в социологии понятия правовых ценностей, создания теоретической базы для разработки конкретных способов и средств повышения эффективности правовой социализации российской молодежи.

Особую значимость приобретает специальное исследование в указанном ракурсе влияния социальной неопределенности на состояние правовой социализации именно учащейся молодежи. Хотя подлежащие изучению процессы и факторы имеют явный макросоциальный характер и затрагивают своим влиянием все категории населения, все страты общества, тем более молодежь как социально-возрастную группу, тем не менее, в рамках этой группы именно учащаяся, студенческая молодежь потенциально является интеллектуальной и духовной элитой будущего общества, в своей деятельности определяющей его лицо, и потому становление ее правовых ориентаций имеет особенную значимость. С другой стороны, степень проявленности отклонений процесса правовой социализации учащейся молодежи может служить косвенным индикатором масштабов социализационных отклонений в среде молодых людей, находящихся вне воспитательного воздействия образовательных учреждений.

Степень научной разработанности темы. Выбранный автором ракурс рассмотрения процесса правовой социализации молодежи в условиях социальной неопределенности развития российского общества вписывается в контекст общей теории социализации, которая традиционно является одной из приоритетных областей современной социологии. Понятие «социализация» впервые вводится в социологический и философский научный оборот в конце XIX – начале XX в., в частности, в работах Г. Тарда, Ф. Гиддингса и Г. Зиммеля1. В то же время заслуга разработки этого понятия принадлежит Э. Дюркгейму, который пользовался им, акцентируя отличие предмета «науки о воспитании» (специфический термин дюркгеймовской социологии) от предмета собственно педагогической науки2. Начиная с 70-х гг., в западной социологии прослеживается тенденция к расширению проблемного поля исследований, связанных с социализацией, и появлению специальных исследований по социализации молодежи. Эта тенденция окончательно укрепляется к 80-м гг. и является доминирующей вплоть до настоящего времени. При этом социализация чаще всего рассматривается в связи с конкретной проблематикой, в контексте более или менее частных вопросов: так, специально исследуются проблемы политической, правовой социализации молодежи, социализации в области спорта, профессиональной социализации, социализации молодежи в семье.

Теоретические основы изучения правовой социализации молодежи были заложены в трудах Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Р. Мертона3. В рамках структурно-функционального подхода правовая социализация трактуется как процесс адаптации личности к доминирующим в обществе правовым нормам, ценностям, идеалам и стереотипам. Предложенная Р. Мертоном типология личности оказала существенное влияние на дифференциацию уровней процесса социализации молодежи и периодизацию ее этапов (А. Мендра, Я. Щепаньский, Ж. Пиаже, Э.Эриксон)4. Такие современные зарубежные исследователи, как П. Абрамсон, Н. Боуверс, Р.Инглехарт, Т. Таннер, М. Хейкинен, В. Пууронен, анализируют правовую социализацию молодежи в контексте общества риска и приходят к выводу о росте социального исключения молодежи, кризисе традиционных институтов социализации, таких как семья, школа и СМИ, а также подчеркивают возрастание влияния на молодое поколение субкультурных оснований и критериев жизни, различных сообществ и ассоциаций молодежи5. Ряд европейских исследователей отмечает, что становление современной западной молодежи характеризуется неопределенностью жизненного старта, трудностями в реализации своих жизненных планов, что способствует частичному или полному отрицанию общественных норм и ценностей со стороны молодежи. По мнению Б. Коулза, данное обстоятельство обусловливает поворот в сторону альтернативного комплекса идентичностей, реализующихся в том числе и в криминальной деятельности6.

Современный этап исследований процесса социализации молодежи в отечественной социологической науке характеризуется наличием множества подходов, широтой и дифференцированностью анализа общих и частных проблем социализации молодежи как особой социально-демографической группы. В ряде работ проблематика правовой социализации молодежи обозначена на самом общем уровне в процессе рассмотрения авторами теоретических аспектов социализации молодого поколения (Ю.Г. Волков, В.П. Воробьев, В.И. Добреньков, А.И. Кравченко, Г.И. Ловецкий), политической социализации молодежи (В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко, С.И. Левикова), социальной и духовной модернизации российского общества (Т.И. Заславская, А.П. Манченко), правосознания и правовой культуры (А.С. Гречин, М.Б. Смоленский, В.М. Сырых, Ф.Э. Шереги)7. Отдельно необходимо отметить работу М.Б. Смоленского, в которой на базе применения элементов постструктуралистской методологии становление правовой культуры в масштабе общества рассматривается в неразрывной связи с формированием правовой культуры личности. Большой интерес представляет работа М.Ю. Попова, в которой автор осуществляет социологический анализ правовой социализации как ресурса становления социального порядка в российском обществе8. Однако специальных работ, посвященных правовой социализации молодежи в современной отечественной социологии в предложенном нами ракурсе исследования, нет. Это касается и такой категории молодежи, как учащаяся молодежь.

В исследованиях таких авторов, как Я.И Гилинский, А.А. Габиани, И.Ф. Дементьева, В.А. Лелеков, Е.В. Кошелева, раскрывается связь правовой социализации молодежи с институтами семьи, школы, производственного коллектива9. Социальные факторы правовой социализации молодежи рассматриваются В.М. Димовым, Н.И. Добрыниной, Л.А. Журавлевой, Ю.Г. Козловым, С.А. Мерзакановым, Е.А. Певцовой, В.В. Сергеевым, Ю.А. Тихомировым10. В исследованиях названных авторов, а также в некоторых других социологическое изучение проблем правовой социализации молодежи производится в неразрывной взаимосвязи с анализом функционирования института права в современном российском обществе, социальных механизмов правового регулирования, процесса криминализации в современной России. Некоторые исследователи затрагивают проблему правовой социализации молодежи в рамках общих работ, посвященных социализации и социальной адаптации российской молодежи в условиях переходного периода развития российского общества, находящего отражение в изменениях социального статуса и ценностных ориентаций представителей рассматриваемой социально-демографической группы. Так, в работах Ю.А. Зубок, О.И. Карпухина, А.И. Ковалевой, Д.Л. Константиновского, В.Н. Кузнецова, В.Т. Лисовского, В.В. Морозова, Б.А. Ручкина, В.И. Чупрова анализируются особенности включения молодежи в трансформационный процесс в современной России, детерминирующий характерные черты ее сознания и поведения, в том числе и отклонения в правовой социализации, деформации правового сознания11.

На преимущественно стихийный характер социализации молодежи в российском обществе обращает внимание Ю.А. Зубок, отмечающая такие факторы отклоняющегося развития молодых людей, как нарушение воспроизводства жизненных сил, неопределенность возможностей жизненного старта и неопределенность возможностей самореализации, ценностно-нормативную неопределенность, а также неопределенность идентичности, актуализирующиеся в условиях повышенного социального риска12. Солидаризируясь с точкой зрения Ю.А. Зубок, другой известный отечественный исследователь социализации А.И. Ковалева полагает, что утрата советской модели социализации в современном российском обществе была обусловлена трансформацией основных институтов социализации, деформацией ценностно-нормативного механизма социальной регуляции и становлением новой системы социального контроля, способствующего формированию дисбаланса организованных и стихийных процессов социализации в сторону стихийности13.

Многие отечественные ученые анализируют правовую социализацию учащейся молодежи сквозь призму ее правового поведения, отмечая рост различных проявлений делинквентного поведения, усиление воздействия на сознание молодого поколения криминальной субкультуры. Молодежным девиациям посвящены работы А.Д. Арефьева, В.М. Димова, С.В. Климовой, Т.В. Ковалевой, В.Н. Кузнецова, В.Т. Лисовского, Л.А. Погосян, В.Г. Попова, О.К. Степановой, Т.Г. Татидиновой14. В их исследованиях показаны специфика современной молодежной преступности, ее предпосылки, отмечается рост недоверия молодежи к правоохранительным органам, существующий на фоне активного проникновения в молодежную среду преступной лексики и других атрибутов криминального мира, укоренения в сознании молодежи ценностных установок правового нигилизма, высокого уровня конкретных правонарушений, совершаемых молодыми людьми.

Таким образом, современной социологической наукой накоплен большой опыт изучения отдельных аспектов правовой социализации учащейся молодежи, разработан социологический инструментарий исследования проблем формирования правового сознания и поведения различных групп молодежи. В то же время в массиве работ, связанных с анализом характера правовой социализации учащейся молодежи, доминируют исследования конативного компонента формирующейся в ходе данного процесса правовой культуры, а также посвященные наркомании, преступности в молодежной среде. Однако обобщающие работы, которые освещает правовую социализацию учащейся молодежи, практически отсутствуют, что свидетельствует об образовании своего рода «белого пятна» в этом исследовательском поле. В частности, нет специальных исследований, где бы ставилась и решалась проблема влияния на характер и направление правовой социализации современной российской учащейся молодежи всей группы факторов, связанных с состоянием социальной неопределенности в развитии российского общества. Все это придает теме диссертационного исследования проблемный характер.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правовая социализация учащейся молодежи в условиях социальной неопределенности российского общества iconПрограмма дисциплины «юридическая конфликтология, медиация и посредничество»...
Составители: В. И. Глазунов, директор регионального центра тестирования и профессиональной ориентации учащейся молодежи
Правовая социализация учащейся молодежи в условиях социальной неопределенности российского общества iconСоциальные нормы российской студенческой молодежи в условиях неопределенности:...
Охватывают молодых людей различного возраста, что вызывает в жизни отношения повелений и подчинения
Правовая социализация учащейся молодежи в условиях социальной неопределенности российского общества iconПояснительная записка Проблема патриотического воспитания молодежи...
Родины, гордость за принадлежность к Вооруженным силам, воинская честь и достоинство – эти понятия утрачивают в глазах призывной...
Правовая социализация учащейся молодежи в условиях социальной неопределенности российского общества iconМолодежная субкультура как способ социализации молодежи в условиях...
Защита состоится «23» декабря 2009 г в 13. 00 на заседании диссертационного совета д 212. 208. 01 по философским и социологическим...
Правовая социализация учащейся молодежи в условиях социальной неопределенности российского общества iconО проведении 64 городской выставки технического и декоративно-прикладного...
В целях развития технического и декоративно-прикладного творчества детей и учащейся молодежи, привлечения внимания общественности...
Правовая социализация учащейся молодежи в условиях социальной неопределенности российского общества iconО проведении 62 городской выставки технического и декоративно-прикладного...
В целях развития технического и декоративно-прикладного творчества детей и учащейся молодежи, привлечения внимания общественности...
Правовая социализация учащейся молодежи в условиях социальной неопределенности российского общества iconЛекция приемы разработки и выборов управленческих решений в условиях...
Пособствовать формированию у учащихся навыков экономического соперничества, психологии успеха, умений работать в группе, выступать...
Правовая социализация учащейся молодежи в условиях социальной неопределенности российского общества iconИдеологическая институционализация в контексте социальной интеграции...

Правовая социализация учащейся молодежи в условиях социальной неопределенности российского общества iconУрок эстетики для молодёжи февраль тиш «Информационно- правовая поддержка...
«Информационно- правовая поддержка социально- незащищенных групп населения и молодёжи»
Правовая социализация учащейся молодежи в условиях социальной неопределенности российского общества iconОбразовательная программа «Ратное дело». 4-32 3 Образовательная программа...
Вооруженных сил Российсикой Федерации в современных условиях реформирования; а также на сохранение определенных воиснких традиций...
Правовая социализация учащейся молодежи в условиях социальной неопределенности российского общества iconИсторическое самосознание российской молодежи в конце XX начале XXI...
...
Правовая социализация учащейся молодежи в условиях социальной неопределенности российского общества iconРефератов по дисциплине «Социальная политика»
Проблема определения приоритетов в социальной политике на современном этапе развития российского общества
Правовая социализация учащейся молодежи в условиях социальной неопределенности российского общества iconСостояние и роль корпоративной социальной ответственности в институциональной...
Нко) в решении социальных проблем и работе с определенными группами нуждающихся, недоиспользуется со стороны ксо (Доклад о состоянии...
Правовая социализация учащейся молодежи в условиях социальной неопределенности российского общества iconЗаседания Правления Российского Общества дерматовенерологов г. Нижний...
Президент Российского Общества дерматовенерологов, академик рамн, профессор Кубанова А. А
Правовая социализация учащейся молодежи в условиях социальной неопределенности российского общества iconРабочая программа по технологии 5 класс Пояснительная записка Цель предмета «Технология»
Цель предмета «Технология» заложить основы подготовки учащейся молодежи к трудовой деятельности в новых экономических условиях, способствовать...
Правовая социализация учащейся молодежи в условиях социальной неопределенности российского общества iconРеализация модернизации Российского образования в условиях муниципальной...
Социально-экономические преобразования, характерные для России последних десятилетий, резко изменили экономические и ценностные ориентиры...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск