Историческое самосознание российской молодежи в конце XX начале XXI века (на примере учащейся молодежи Пермского края)





Скачать 362.95 Kb.
НазваниеИсторическое самосознание российской молодежи в конце XX начале XXI века (на примере учащейся молодежи Пермского края)
страница1/4
Дата публикации16.07.2013
Размер362.95 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > История > Автореферат
  1   2   3   4



На правах рукописи


Шестакова Екатерина Николаевна

Историческое самосознание российской молодежи

в конце XX – начале XXI века

(на примере учащейся молодежи Пермского края)
Специальность 07.00.02 – Отечественная история

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук


Пермь, 2007

Работа выполнена на кафедре древней и новой истории России
ГОУ ВПО «Пермский государственный университет»



Научный руководитель


доктор исторических наук, профессор

Чагин Георгий Николаевич


Официальные оппоненты

доктор исторических наук, профессор

Мохов Виктор Павлович





кандидат исторических наук

Теленков Алексей Владимирович



Ведущая организация

ГОУ ВПО «Вятский государственный университет»


Защита состоится 30 мая 2007 года в 15:15 часов на заседании диссертационного совета К.212.189.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук при ГОУ ВПО «Пермский государственный университет» по адресу: 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15, корпус 2, ауд. 419.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Пермский государственный университет».


Автореферат разослан «___» апреля 2007 года.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат исторических наук, доцент А.В. Колобов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. Историческое самосознание – явление сложное, многогранное, не в полной мере изученное. Теория исторического самосознания требует уточнения и дальнейшей разработки. Мы же историческое самосознание понимаем как осознание человеком исторического процесса и самого себя в этом процессе. При этом неотъемлемой частью исторического самосознания является чувство сопричастности историческим событиям, фактам и личностям.

Резкие перемены, произошедшие в российском обществе на рубеже 1980–1990-х гг., привели к существенным изменениям в исторической науке. Отношение к истории широких масс населения во многом изменилось. Публикации шокирующих, долгое время скрываемых фактов вызывали небывалый интерес к событиям истории. Для многих граждан России в этот период становится характерным отрицательное отношение к истории советского государства, к истории России.

Существует ли сейчас интерес к истории? Как он проявляется? Какой уровень исторического самосознания характерен для современного российского гражданина и, в особенности, для современной молодежи? Что влияет на его формирование?

Эти вопросы вызывают большой интерес и достойны подробного изучения, т.к. знание истории своей страны, ее традиций, обычаев считается одним из главных консолидирующих факторов государства. При этом необходимо диагностировать характер изменений, произошедших в историческом самосознании россиян и, в частности, российской молодежи.

Изучению исторического самосознания российской молодежи следует уделять особое внимание, ведь от молодого поколения зависит будущее России. Это также делает актуальным исследование исторического самосознания молодежи.

Как известно, в начале XXI века по сравнению с более ранними периодами в целом повысился интеллектуальный и образовательный уровень людей. Способствует ли это лучшему пониманию российскими гражданами исторических событий и усиливает ли роль истории в формировании самосознания личности? Изучение этих вопросов, как и высказанных прежде, также становится актуальным и позволяет определиться с некоторыми особенностями современного исторического самосознания.

Объектом диссертационной работы является историческое самосознание. Предметом исследования – историческое самосознание учащейся молодежи Пермского края в конце XX – начале XXI века.

Территориальные границы исследования охватывают административную территорию Пермского края в начале XXI века. Этот регион находится на границе Европы и Азии, официально принадлежит Поволжскому федеральному округу и одновременно исторически является частью Урала. Здесь ощущается влияние запада, центра, востока России. Важно отметить, что Пермский регион с давних времен находился на пересечении важнейших торговых путей, в центре кросс-культурного взаимодействия. При этом, будучи полиэтничным регионом, для него характерна этническая и религиозная толерантность. Все это находит отражение в особенностях психологии, мировоззрения, самосознания его жителей.

Хронологические рамки исследования охватывают период конца XX – начала XXI века (1990–2000-е гг.). Этот период ознаменовался резкими изменениями во всех сферах жизни российского общества, сломом политической, социальной, экономической систем. Замечено, что именно в кризисные, переломные моменты происходит актуализация самосознания населения, перестройка жизненных позиций.

Степень изученности проблемы. Историография исторического самосознания имеет ряд особенностей, обусловленных прежде всего тем, что изучением его занимаются разные науки: история, философия, этнология, социология, психология, этносоциология, этнопсихология, у которых свои подходы и методики исследования. При изучении исторического самосознания необходим междисциплинарный взгляд, но мы будем рассматривать предмет изучения в большей степени с позиции исторической науки.

Вопросы исторического самосознания, связи человека и истории, проблема включенности человека в исторический процесс и причастности его к истории, его отношение к ней являются центральными вопросами философии истории.

Вопрос о связи человека и истории возник в давние времена. Так, в Средневековье Аврелий Августин считал, что «прошлое – это память, будущее– надежда; реально же только настоящее»1. По его мнению, история переживается человеком как актуальное бытие, из которого он с необходимостью мысленно переносится то в прошлое, то в будущее2.

Яркие представители французского Просвещения Гердер, Кондорсэ, Тюрго предпринимали попытку осмысления истории как прогресса разума. Тенденция философского осмысления исторической действительности присутствует и у представителей немецкой школы, в текстах Канта, Гердера, Шеллинга, Гегеля. Так, Гегель сущностью мировой истории называл развитие мирового духа (сверхчеловеческого разума), а всемирная история в его трудах представлена в виде последовательно чередующихся стадий прогресса3.

Первые размышления о значимости истории, исторической памяти в жизни человека, об исторических воззрениях запечатлены еще в работах первых русских историков М.В. Ломоносова4, Н.М. Карамзина5.

Проблема исторического самосознания, исторического пути России была одной из центральных проблем в работах славянофилов А.С. Хомякова,
И.В. и П.В. Киреевских, С.Т. Аксакова и др., а также западников – Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, К.Д. Кавелина и др. Своими рассуждениями о России, ее истории, судьбе в свое время всколыхнул общество П.Я. Чаадаев6.

В основе спора западников и славянофилов стояли существенные вопросы: что нового должна и может внести Россия во всемирную историю, каково ее место в современном цивилизационном процессе и как связано ее культурно-историческое прошлое с ее настоящим и будущим.

В середине XIX – начале XX века изучением исторического самосознания занимались философы, историки, писатели. Здесь следует назвать работы Н. Бердяева «Смысл истории»7, «Судьба России»8. В его трудах затрагивается проблема включенности человека в исторический процесс, связи человека и истории, вопрос «приобщения к историческому». Разработкой философии истории занимались также В.С. Соловьев9, Л.П. Карсавин10, С.Л. Франк11 и др. Рассуждения о духе народном, чувстве исторического самосознания встречаются и в произведениях Л.Н. Толстого. Яркий тому пример – роман «Война и мир».

Теория этногенеза и пассионарности Л.Н. Гумилева12 затрагивает важную проблему развития этноса и влияние личностей (пассионариев) на исторический процесс.

Проблемой влияния личностей, или «творческого меньшинства», на ход исторического процесса занимался и известный английский историк А. Тойнби. В своем труде «Постижение истории» в качестве наиболее деятельной части общества А. Тойнби выделяет «творческое меньшинство», мыслящую элиту, которая и берет на себя ответственность за дальнейшую судьбу цивилизации, принимая вызов, брошенный историей13.

О проблеме значимости истории в жизни человека размышлял Ф. Ницше в статье «О пользе и вреде истории для жизни». Его главный вывод – история должна служить жизни14. Размышления о смысле истории, ее связи с настоящим и будущим писал в своих трудах К. Ясперс15. Проблема исторического развития Европы была центральной в работах О. Шпенглера.

Результаты исследования аспектов исторического самосознания представлены и в публикациях современных ученых. Например, В.С. Полянский16, занимаясь изучением исторической памяти, дал ей определение, выделил структуру, определил уровни развития, характерные черты и виды памяти17.

Философские сборники и монографии раскрывают отдельные вопросы по теории самосознания человека и, в частности, исторического самосознания. Особое значение имеют теоретические сборники: «Самосознание в философии»18, «Место и роль обыденного сознания и познания в мировоззрении личности»19, а также монографии С.С. Гусева и Б.Я. Пукшанского20, В.И. Красикова21, Ф.Т. Михайлова22, Р.А. Смирновой23, В.Ф. Черноволенко24 и др.

Особенно много исследований по теории самосознания содержит философский сборник «Самосознание в философии»25, в котором Ю.А. Сулягиным26 и Г.Е. Стукаловой27 раскрывается процесс становления самосознания индивида. Кроме того в нем приводится несколько подходов к определению самосознания. В этом же сборнике В.В. Балахонским дается определение «исторического самосознания». Оно представлено как «осознание субъектом хода всемирно-исторического процесса, его закономерностей, определение своего места в системе общественных событий»28.

В новом свете самосознание рассматривают многие исследователи, но более структурированным подходом к нему выделяются работы философов В.М. Медведева и Н.М. Фоминых29. Авторами даются весьма приемлемые типологии самосознания, раскрываются его основные функции.

Авторской позицией по теоретическому подходу к анализу самосознания западных исследователей выделяется монография Гилберта Райла «Понятие сознания»30, один из разделов которой посвящен знанию о себе (self-knowledge).

Этническое самосознание рассматривалось в многочисленных сборниках и монографиях по этнологии, этнопсихологии, этносоциологии. В работах таких известных ученых, как Ю.В. Бромлей31, Л.Н. Гумилев32, изучается проблема этнического самосознания, рассматривается его структура, функции. Ю.В. Бромлей в своих трудах дает определение этносу, нации и выделяет самосознание как один из важных признаков этноса. В свою очередь Л.Н. Гумилев также рассматривает признаки этноса, в том числе и историю этноса, происхождение от одного предка.

В этнопсихологических исследованиях В.Ю. Хотинец «Этническое самосознание в структуре интегральной индивидуальности (на материале исследования студентов удмуртов)»33, «Этнопсихологический анализ особенностей развития гайнинских башкир»34, «Этническое самосознание»35 освещается проблема этнического самосознания с точки зрения психологии. Последняя работа представляет собой широкое обобщение, касающееся природы этноса и характера народов, но в ней не разграничивается понятие этнического и национального самосознания. В своей диссертации автор занималась изучением психологической структуры этнического самосознания, а также роли этнического самосознания в структуре интегральной индивидуальности, что и нашло отражение в обобщающей монографии.

В трудах современных этносоциологов встречаются новые подходы к определению этнического самосознания. Например, в работах Ю.В. Арутюняна36 выделяется структура этнического самосознания на основе данных этносоциологии, этнопсихологии, этнологии. В его работах затрагивается проблема формирования и актуализации этнического самосознания в современном обществе, в том числе при помощи идеологии, средств массовой информации. При этом этническое самосознание часто рассматривается вместе с историческим самосознанием народа, хотя автор и не использует этот термин.

А.В. Теленков в своей диссертационной работе 37 предложил новый подход к выделению структуры национального самосознания, согласно которому историческое самосознание наравне с этническим, потестарным, конфессиональным выделяется как часть национального самосознания. В этой работе представлено много сведений об исторических воззрениях русского населения Урала в конце XIX – начале XX века. Эти данные позволяют судить об уровне исторического самосознания народа на рубеже XIX–XX веков.

Имеются труды по этнографии, в которых проявление исторического мировоззрения и самосознания раскрывается на обыденном уровне, т.е. в повседневной жизни крестьян. Информация об этом содержится в этнографических трудах, например в сборнике «Русские»38, в монографии М.М. Громыко, А.В. Буганова «О воззрениях русского народа»39. В указанной монографии представлены результаты анкетного сбора материала по вопросам этнического самосознания, организованного в конце XIX века Этнографическим бюро Тенишева в городах Центральной России.

Если говорить о Пермском крае, здесь особо ценными являются труды Г.Н. Чагина40. Его работы содержат много интересных сведений об исторических легендах, преданиях нашего края, которые являются отражением исторического самосознания жителей Прикамья. Все эти сведения были собраны из архивных и опубликованных источников, а также во время многочисленных экспедиций по Пермской области.

Одной из особенностей историографии исторического самосознания является и то, что авторы занимаются изучением в основном только одного из аспектов исторического самосознания, например исторической памяти, исторических воззрений народа или отношения его к истории. В то же время теория «исторического самосознания» является слабо разработанной и основывается на общей теории самосознания человека.

Несмотря на большой объем публикаций, которые, как мы отметили, имеют обобщающий характер и написаны с позиций разных наук, в них отсутствуют разработки исторического самосознания на репрезентативном эмпирическом материале, что, несомненно, должно стать более доказательным для понимания состояния и значения исторического самосознания.

Цель исследования – углубить представление об историческом самосознании российской молодежи как многогранном явлении на основе современных комплексных методов исследования.

В ходе исследования перед нами стояли следующие задачи:

– уточнить содержание понятия «историческое самосознание» и определить факторы, влияющие на его формирование у молодежи;

– определить степень актуализации исторического самосознания учащейся молодежи в Пермском крае;

– диагностировать выраженность чувства гражданственности и чувства патриотизма у современной молодежи, определить связь этих чувств с историческим самосознанием;

– выявить общее и особенное в историческом самосознании учащейся молодежи Пермского края в контексте с динамикой развития его у населения других российских регионов.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Историческое самосознание российской молодежи в конце XX начале XXI века (на примере учащейся молодежи Пермского края) iconКафедра экологии и безопасности жизнедеятельности Лаборатория социальной...
«О премиях Пермского края в области науки» и на основании предложений Совета по присуждению премий Пермского края в области науки...
Историческое самосознание российской молодежи в конце XX начале XXI века (на примере учащейся молодежи Пермского края) iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по делам молодежи Международный...
Анализ работы общественных движений и объединений в области патриотического воспитания молодежи
Историческое самосознание российской молодежи в конце XX начале XXI века (на примере учащейся молодежи Пермского края) iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
На тему: «Внешнеэкономические связи Германии и стран Латинской Америки в конце XX – начале XXI века: проблемы и перспективы»
Историческое самосознание российской молодежи в конце XX начале XXI века (на примере учащейся молодежи Пермского края) iconОбразовательная программа по внеурочной деятельности «Умелые руки0»
Его гражданские социально-экономические изменения, в нашей стране в конце XX века и в начале XXI века привели к катастрофическому...
Историческое самосознание российской молодежи в конце XX начале XXI века (на примере учащейся молодежи Пермского края) iconРеферат по дисциплине: «Политология»
Европа: формирование новой геополитической обстановки в конце ХХ начале XXI века
Историческое самосознание российской молодежи в конце XX начале XXI века (на примере учащейся молодежи Пермского края) iconО проведении 64 городской выставки технического и декоративно-прикладного...
В целях развития технического и декоративно-прикладного творчества детей и учащейся молодежи, привлечения внимания общественности...
Историческое самосознание российской молодежи в конце XX начале XXI века (на примере учащейся молодежи Пермского края) iconО проведении 62 городской выставки технического и декоративно-прикладного...
В целях развития технического и декоративно-прикладного творчества детей и учащейся молодежи, привлечения внимания общественности...
Историческое самосознание российской молодежи в конце XX начале XXI века (на примере учащейся молодежи Пермского края) iconУрока по обществознанию. Учитель
А образовательные: обобщить знания учащихся о молодежи, о начале трудовой деятельности охарактеризовать молодёжную культуру, выявить...
Историческое самосознание российской молодежи в конце XX начале XXI века (на примере учащейся молодежи Пермского края) iconУчебно-методический комплекс дисциплины внешнеполитические коммуникации...
Внешнеполитические коммуникации в деятельности Евросоюза в конце XX – начале XXI вв
Историческое самосознание российской молодежи в конце XX начале XXI века (на примере учащейся молодежи Пермского края) iconПрограмма XIV межрегиональной конференции-фестиваля научного творчества...
«Если можешь, иди вперед века, если не можешь, иди с веком, но никогда не будь позади века»
Историческое самосознание российской молодежи в конце XX начале XXI века (на примере учащейся молодежи Пермского края) iconРеферат по дисциплине «Введение в профессию»
Академик Российской академии образования И. С. Кон говорил: "В социологии молодежи основное внимание уделяется исследованию проблем...
Историческое самосознание российской молодежи в конце XX начале XXI века (на примере учащейся молодежи Пермского края) iconПостановление 06. 12. 2012 № 588  о персональном составе лауреатов...
«О премиях Пермского края в области науки» и на основании предложений Совета по присуждению премий Пермского края в области науки...
Историческое самосознание российской молодежи в конце XX начале XXI века (на примере учащейся молодежи Пермского края) iconМинистерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального...
«О премиях Пермского края в области науки» и на основании предложений Совета по присуждению премий Пермского края в области науки...
Историческое самосознание российской молодежи в конце XX начале XXI века (на примере учащейся молодежи Пермского края) iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Инновационные физкультурно-оздоровительные технологии в физическом воспитании учащейся молодежи
Историческое самосознание российской молодежи в конце XX начале XXI века (на примере учащейся молодежи Пермского края) iconС. В. Кортунов глобализация и национальная идентичность
Стремительные изменения в мире в конце XX – начале XXI века, связанные в первую очередь с нарастающими и весьма противоречивыми процессами...
Историческое самосознание российской молодежи в конце XX начале XXI века (на примере учащейся молодежи Пермского края) iconПравовая социализация учащейся молодежи в условиях социальной неопределенности...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск