Министерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования





НазваниеМинистерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
страница1/10
Дата публикации26.06.2013
Размер1.53 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Министерство культуры Российской Федерации

Алтайский филиал федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

Кафедра прикладной информатики

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

Безопасность жизнедеятельности

Специальность:

080507.65 – «Менеджмент организации»

Барнаул

2010

Министерство культуры Российской Федерации

Алтайский филиал федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
Кафедра прикладной информатики

Учебно-методический комплекс дисциплины
Безопасность жизнедеятельности

АННОТАЦИЯ

1. Минимальные требования к содержанию дисциплины/модуля/спецкурс

Безопасность, жизнедеятельность. Основная цель безопасности жизнедеятельности.

Опасности, вредные и травмирующие факторы, опасности естественного происхождения, опасности антропогенного происхождения, опасности социального происхождения, роль опасностей в жизни человека.

Понятие химического оружия. Определение и виды отравляющих веществ.

Признаки поражения. Средства индивидуальной защиты. Правила пользования противогазом. Понятие гражданской обороны. Главная задача гражданской обороны. Необходимые знания и практические навыки по защите от оружия массового поражения. Понятие воинской обязанности. Определение и характеристика чрезвычайных ситуаций. Основные последствия чрезвычайных ситуаций. Здоровье, благополучие, счастье. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.

Понятие и виды трудных жизненных ситуаций. Типы критических ситуаций: стресс, фрустрация, конфликт, кризис. Группы напряженных ситуаций. Стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях. Понятие рационального питания. Характеристика болезни. Правила здорового питания. Основные типы питательных веществ: углеводы, белки, жиры, витамины, минеральные элементы, вода. Нарушение питания: анорексия, булимия. Форма действия при принятии сообщения об угрозе взрыва. Обеспечение личной безопасности. Предотвращение нападения. Уязвимые точки тела человека. Оказание помощи пострадавшему в результате нападения. Правила поведения при пожаре. Приемы тушения пожара. Первичные средства пожаротушения. Типы огнетушителей: водяной, порошковый, пеннохимический, углекислый. Первая доврачебная помощь при ожогах. Степени ожогов. Электробезопасность. Ядерное оружие и его характеристика. Виды ядерных взрывов: высотные, воздушные, наземные, подземные, надводные, подводные. Поражающие факторы ядерных взрывов: ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение, электромагнитный импульс. Защита. Очаги ядерного поражения. Ионизирующее излучение, единицы измерения. Действия населения по сигналу радиационная опасность.

Герметизация помещения. Цель йодной профилактики. Защитные сооружения, убежища и противорадиационные укрытия.

2. Взаимосвязь дисциплины/модуля/спецкурса с другими дисциплинами учебного плана специальности (сетов в ГОС ВПО).

Курс безопасность жизнедеятельности тесно взаимосвязан с вузовскими курсами: философией, экологией, концепцией современного естествознания.

3. Перечень элементов учебно-методического комплекса:

  • Нормативный блок: аннотация, рабочая учебная программа дисциплины.

  • Теоретический блок: содержание лекций.

  • Практический блок: планы и структура практических занятий.

  • Методический блок: методические рекомендации по дисциплине для преподавателей, методические рекомендации по дисциплине для студентов.

4. Список авторов элементов УМК: Наймушина Т.В., к.ф.н., доцент

5. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК дисциплины/модуля/спецкурса:

- ГОС ВПО по специальности.

Министерство культуры Российской Федерации

Алтайский филиал федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
Кафедра прикладной информатики

Учебно-методический комплекс дисциплины
Безопасность жизнедеятельности

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине

Безопасность жизнедеятельности

Специальность

080507.65 «Менеджмент организации»

Курс обучения II

Семестр 3

Всего часов по учебному плану: 100

В том числе по формам обучения: очная –100

- лекции 18

- практика 18

- самостоятельная работа 64

Формы итогового контроля знаний:

- зачет III сем.

Барнаул

2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Возрастание масштабов техногенной деятельности современного общества, увеличение частоты проявления разрушительных сил природы крайне обострили проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, сохранением экономического потенциала и окружающей среды в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций.

Растет число жертв от последствий чрезвычайных ситуаций – промышленных аварий, катастроф, чрезвычайных ситуаций локального характера. Анализ их причин приводит к выводу, что более чем в 80 % случаев возникновения чрезвычайных ситуаций связано с деятельностью человека и происходит из-за низкого уровня профессиональной подготовки, безответственности и неумения правильно определить свое поведение в экстремальных условиях.

Курс «Безопасность жизнедеятельности» предназначен для формирования у студентов сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них, а также ликвидировать негативные последствия и оказывать само- и взаимопомощь. В силу специфики своего содержания и индивидуальной направленности курс нацелен на приобретение студентами знаний, умений и навыков, ряда физических и психологических качеств личности, необходимых для ускорения адаптации к условиям среды обитания, а также внутренней готовности к потенциально наиболее опасным видам деятельности, в том числе к военной службе.

Учебный курс «Безопасность жизнедеятельности» занимает особое место в процессе подготовки студентов. Как наука безопасность жизнедеятельности находится в стадии своего формирования. Она должна опираться на научные достижения и практические разработки в области охраны труда, окружающей среды и защиты в чрезвычайных ситуациях, основываться на законах и подзаконных актах.

К предмету курса относятся такие жизненно важные вопросы, как: оказание необходимой первой медицинской помощи, выживание в трудных условиях, поведение в экстремальных ситуациях и многое другое.


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Основной целью данного курса является овладение фундаментальными и прикладными знаниями в области обеспечения безопасности и защиты человека, изучение всех явлений, связей и процессов, происходящих и формирующихся в современном мире в целом и системе образования в частности.

Задачи:

  1. Формирование у студентов знаний и умений по действиям в чрезвычайных ситуациях различного характера;

  2. Привитие студентам практических навыков в использовании средств коллективной и индивидуальной защиты в ситуациях различного характера;

  3. Воспитание у студентов ответственности и сознательного отношения к решению вопросов безопасности в различных ситуациях;

  4. Обучение студентов формам и методам организации и управления в области обеспечения безопасности.

Главная задача науки о безопасности жизнедеятельности – анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование их воздействия в пространстве и во времени, а также психологически подготовиться к различным опасным ситуациям, в которых можно оказаться.

Данная программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и согласована с комплексом других программ для данной специальности. Она имеет типовую для АФ МГУКИ структуру. Кроме того, приведен примерный список контрольных вопросов для проведения зачетов.

Обучение студентов курсу по данной программе организуется в форме лекционных и практических занятий. Самостоятельная работа студентов организована в виде занятий со специальной литературой, участия в прикладных исследованиях, самостоятельной разработке комплекта документов по обеспечению безопасности в образовательном учреждении.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

1. Требования к исходному уровню подготовки: для усвоения материала курса необходимо, чтобы студенты имели базовые знания безопасности жизнедеятельности в объеме школьного курса.

2. Требования к знаниям, умениям и навыкам, приобретенным в результате изучения дисциплины:

1. По окончании изучения этого курса студенты должны иметь твердое теоретическое представление об основных понятиях, указанных в этих программах.

2.Формы и методы работы по организации и управлению в области обеспечения безопасности.

3. Форму и методы организации мониторинга окружающей среды.

4. Определения, характеристики, причины и признаки, возможные последствия, правила и способы защиты от чрезвычайных ситуаций.

5. Прогнозировать возникновение чрезвычайной ситуации различного характера.

6. Владеть основными способами индивидуальной и коллективной защиты жизни и здоровья при авариях и катастрофах техногенного, природного и социального характера.

7. Применять на практике навыки обеспечения безопасности в конкретных ситуациях.

3. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение дисциплины.


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры







III




Общая трудоемкость дисциплины

100







100




Аудиторные занятия

18







18




Лекции
















Практические занятия (ПЗ)
















Семинары (С)

18







18




Лабораторные занятия (ЛЗ)
















Самостоятельная работа

64







64




Вид итогового контроля (зачет, экзамен)










Зач.





4. Содержание дисциплины.

4.1. Разделы и виды занятий


n/n

Разделы занятий

Лекции

ПЗ

Сам. раб.

1.

Введение в предмет основы безопасности жизнедеятельности


2

2

4

2.

Основы химической безопасности

2

2

8

3.

Оборона государства – важнейшее условие безопасности личности и общества


2

2

6

4.

Безопасность человека в чрезвычайных ситуациях

2

2

10

5.

Здоровый образ жизни – основа высокой работоспособности и здоровья человека


2

2

10

6.

Рациональное питание и его значение для здоровья человека


2

2

6

7.

Экстремальные ситуации криминального характера


2

2

6

8.

Меры безопасности в повседневной жизни


2

2

6

9.

Радиационная безопасность


2

2

8




Всего за 3-й семестр

18

18

64

4.2. Содержание разделов дисциплины

1. Введение в предмет основы безопасности жизнедеятельности

Безопасность, жизнедеятельность. Безопасность жизнедеятельности, основная цель безопасности жизнедеятельности, связь безопасности жизнедеятельности с будущей профессией, связь безопасности жизнедеятельности с экологией, объект экологии, экологическое знание, экология техносферы.

Опасности, вредные и травмирующие факторы, опасности естественного происхождения, опасности антропогенного происхождения, опасности социального происхождения, роль опасностей в жизни человека, опасности, подстерегающие человека дома, опасности, подстерегающие человека на работе.

2. Основы химической безопасности.

Понятие химического оружия. Определение и виды отравляющих веществ.

Отравляющие вещества нервно-паралитического действия, отравляющие вещества кожно-нарывного действия, отравляющие вещества удушающего действия, отравляющие вещества общеядовитого действия, раздражающие вещества, отравляющие вещества психохимического действия, психотропные вещества.

Пути проникновения отравляющих веществ внутрь организма.

Признаки поражения. Средства индивидуальной защиты. Первичная и вторичная зоны заражения. Правила пользования противогазом.

3. Оборона государства – важнейшее условие безопасности личности и общества.

История военной формы. Роль военной присяги в жизни российских воинов. Определение обороны. Понятие гражданской обороны. Главная задача гражданской обороны.

Необходимые знания и практические навыки по защите от оружия массового поражения. Участия в мероприятиях гражданской обороны.

Понятие воинской обязанности. Постановка на воинский учет. Правила получения отсрочки.

4. Безопасность человека в чрезвычайных ситуациях.

Исторический аспект возникновения чрезвычайных ситуаций. Предшественники Российской системы чрезвычайных ситуаций.

Определение и характеристика чрезвычайных ситуаций. Характерные черты чрезвычайных ситуаций. Основные последствия чрезвычайных ситуаций.

Стихийные бедствия. Транспортные, техногенные катастрофы.

Правила поведения при землетресениях. Последствия землетрясений.

Правила поведения при наводнениях. Последствия наводнения.

Правила поведения при урагане. Последствия ураганов.

Сели и грязевые оползни и их последствия.

Последствия лесных пожаров.

Правила поведения при снежных заносах, буранах. Роль психологического контроля.

5. Здоровый образ жизни – основа высокой работоспособности и здоровья человека.

Здоровье, благополучие, счастье. Условия сохранения и укрепления здоровья. Основные критерии здоровья. Общественное и индивидуальное здоровье.

Духовное и физическое здоровье. Здоровый образ жизни. Долголетие.

Основные правила личной гигиены и здоровья человека. Влияние окружающей среды на здоровье человека.

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.

Понятие и виды трудных жизненных ситуаций. Типы критических ситуаций: стресс, фрустрация, конфликт, кризис.

Группы напряженных ситуаций. Стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях.

6. Рациональное питание и его значение для здоровья человека.

Понятие рационального питания. Характеристика болезни. Правила здорового питания.

Основные типы питательных веществ: углеводы, белки, жиры, витамины, минеральные элементы, вода.

Нарушение питания: анорексия, булимия.

Болезни, при которых происходит потеря массы тела. Питание по группе крови.

Питание людей, занимающихся умственным трудом. Питание людей, занимающихся спортом. Питание людей разных национальностей. Соколечение. Проросшие злаки.

7. Экстремальные ситуации криминального характера.

Структура городской преступности. Терроризм. Террористическая акция. Цель терроризма.

Форма действия при принятии сообщения об угрозе взрыва. Обеспечение личеой безопасности. Женщина и самозащита. Юридическая сторона самозащиты.

Предотвращение нападения. Уязвимые точки тела человека.

Оказание помощи пострадавшему в результате нападения.

8. Меры безопасности в повседневной жизни.

Пожар и пожарная безопасность. Правила поведения при пожаре.

Приемы тушения пожара. Первичные средства пожаротушения. Типы огнетушителей: водяной, порошковый, пеннохимический, углекислый.

Первая доврачебная помощь при ожогах. Степени ожогов. Электробезопасность.

9. Радиационная безопасность.

Ядерное оружие и его характеристика. Виды ядерных взрывов: высотные, воздушные, наземные, подземные, надводные, подводные.

Поражающие факторы ядерных взрывов: ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение, электромагнитный импульс. Защита.

Очаги ядерного поражения. Ионизирующее излучение, единицы измерения.

Действия населения по сигналу радиационная опасность.

Герметизация помещения. Цель йодной профилактики. Защитные сооружения, убежища и противорадиационные укрытия.

5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

5.1. Рекомендуемая литература

Обязательная:

1. Арустамова Э.А. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. – Часть 2, М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999. – 304 с.

2. Белов С.В., Ильницкая А.В., Козьяков А.Ф. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 1999. – 448 с.

3. Кривошеин Д.А., Муравей Л.А., Роева Н.Н. Экология и безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 447 с.

Дополнительная:

1. Алексеева А.И., Васильев Ю.В. как защитить себя от преступников. – М.:Знание, 1990. – 64 с.

2. Айзман, Шумпина, Ширшова: Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие. – Сибирское университетское издательство. – Новосибирск, 2010. – 127 с.

3. Белов В.И. Жизнь без лекарств. СПб: Респекс, 1994. – 492 с.

4. Белых В.Т. Безопасность жизнедеятельности: теоретические понятия. – М., 2006. – 23 с.

5. Бэскинд Э. Энциклопедия личной безопасности. – М.: Аквариум, 1994. – 144 с.

6. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: мысль, 1983. – 223 с.

7.Гостюшина А.В., Шубина С.И. Азбука выживания. – М.: Знание, 1995. – 272 с.

Кириллов Н.П. Безопасность жизнедеятельности. – М, 2005. – 289 с.

Максимов С.П., Балакина Т.Б. Безопасность жизнедеятельности. – Челябинск, 2006. – 56 с.

8. Ненашев С.И., Устюгов В.С. как обеспечить безопасность жилища и личных вещей. – Барнаул, 1990. – 22 с.

9. Сергеев В.С. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс. – Академический проспект, Москва, 2010. – 558 с.

10. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. – С.-Петербург, 1992. – 156 с.

11.Цвилюк Г.Е. школа безопасности: пособие по выживанию. – М.: ЭКСМО, 1995. – 176 с.

12. Чеурин Г.С. Школа экологического выживания. Пособие по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». – Екатеринбург: Семейная жизнь, 1992. – 49 с.

13. Ягодинский В.Н. школьнику о вреде никотина и алкоголя: кн. Для учащихся. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986. – 96 с.

6. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

1. Компьютерные классы.
7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

7.1. Вопросы и задачи к зачёту

Представлены далее.

8. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля.

Самостоятельная работа – одна в семестр.

Зачет.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080507.65 – «Менеджмент организации».

Программу составили:

Наймушина Т.В.., к.ф.н, доцент

Программа одобрена и утверждена на заседании кафедры прикладной информатики Протокол № от 2010 г.
Заведующий кафедрой: ____________ Ю.И. Колюжов

Министерство культуры Российской Федерации

Алтайский филиал федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
Кафедра прикладной информатики

Учебно-методический комплекс дисциплины
Безопасность жизнедеятельности

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА

080507.65 – «Менеджмент организации».

Ведущий лектор

Наймушина Т.В., к.ф. н., доцент

Барнаул

2010
СТРУКТУРА КОНСПЕКТА ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

ТЕМА1. Введение в предмет основы безопасности жизнедеятельности

Безопасность – положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь, чему-нибудь (словарь русского языка С.И.Ожегова).

Жизнедеятельность – это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

Безопасность жизнедеятельности – наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой.

Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки – защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Прежде чем приступить к изучению основ безопасности жизнедеятельности человека в техносфере, следует определить, прежде всего, место БЖД в общем объеме знаний, изучаемых в науке экология. Коротко остановимся на рассмотрении собственно термина «экология».

Слово экология образовано от греческих ojkos, что означает дом, жилище, местообитание и logos – наука.

Экология – это наука о доме, наука об организмах у себя дома.

Ю. Одум назвал экологию междисциплинарной областью знания об устройстве и функционировании многоуровневых систем в природе и обществе в их взаимосвязи.

Объектами экологии являются биосфера, экосистемы, популяции организмов. В 19 веке экологи изучали в основном закономерности биологического взаимодействия в биосфере, причем роль человека в этих процессах считалась второстепенной.

В конце 20, начале 21 веков ситуация изменилась, экологов все чаще стала беспокоить роль человека в изменении окружающего нас Мира.

Биосфера постепенно утрачивала свое господствующее значение и стала превращаться в техносферу. Сейчас правомерно говорить о возникновении новой области знаний – Экология техносферы, главные действующие лица – человек и созданная им техносфера.

Первопричиной многих негативных процессов в природе и обществе явилась антропогенная деятельность, не сумевшая создать техносферу необходимого качества как по отношению к человеку, так и по отношению к природе. Во второй половине 20 века экология и все экологическое знание начали развиваться в системном направлении.

Сегодня экологическое знание – синтетическое образование. Оно охватывает смежные с биологией дисциплины – географию, физику, химию, различные инженерные отрасли, находит приложение за пределами естественных наук – в гуманитарных науках, философии и религии, экономике, политике, социологии, этике, праве, психологии.

Главная задача науки о безопасности жизнедеятельности – анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование их воздействия в пространстве и во времени, а также психологически подготовиться к различным опасным ситуациям, в которых можно оказаться.

Как наука БЖД находится в стадии своего формирования. Она должна опираться на научные достижения и практические разработки в области охраны труда, окружающей среды и защиты в чрезвычайных ситуациях, основываться на законах и подзаконных актах.

К предмету курса относятся такие жизненно важные вопросы, как: оказание необходимой первой медицинской помощи, выживание в трудных условиях, поведение в экстремальных ситуациях и многое другое.

Каждый из вас слышал и произносил слова опасность, опасный, вкладывая в них определенный смысл. Обычно эти слова связываются с объектами, событиями, явлениями, которые могут причинить человеку вред, - физические и психологические травмы, заболевания и даже смерть. С опасностями человек знаком с момента своего появления на Земле. Вначале это были природные опасности: пониженная или повышенная температура воздуха, атмосферные осадки, солнечная радиация, молнии, встречи с дикими животными, ядовитыми насекомыми и растениями, стихийные явления природы (землетрясения, наводнения, ураганы, лесные пожары).

С развитием человеческого общества к природным опасностям непрерывно прибавлялись техногенные опасности, т.е. рожденные техникой. К сожалению, научно-технический прогресс наряду с благами принес и неисчислимые бедствия как для человека, так и для окружающей природной среды.

Техногенные опасности могут проявляться в форме аварий технических систем, пожаров, взрывов и других трудно предсказуемых событий. Люди, попадая в зону действия этих событий, рискуют получить заболевание или травмы различной степени тяжести.

Нужно сказать, что и сам человек является источником опасности. Своими действиями или бездействием он может создать для себя и окружающих реальную угрозу жизни и здоровью.

Опасность – негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.

Опасность – центральное понятие в безопасности жизнедеятельности.

  1. О. природного происхождения: стихийные явления природы (землетрясения, наводнение, ураганы, пожары).

  2. О. техногенного происхождения: выбросы производств, запыленность и загазованность воздуха, шум.

  3. О.социальные: сам человек является источником опасности.

Опасности, создаваемые людьми, весьма разнообразны.

Войны, социально-политические конфликты, преступления, алкоголизм, наркомания, СПИД, голод, нищета, низкая культура общения между людьми.

Ученые утверждают, что какой бы деятельностью ни занимался человек, где бы он ни находился, всегда рядом с ним существуют скрытые силы, представляющие для него угрозу. Это – потенциальные т.е. возможные опасности. Наличие вокруг нас потенциальных опасностей вовсе не означает, что несчастье непременно произойдет. Для этого нужны определенные условия. Эти условия называют причинами.

Мы каждый день пьем чай. Кипяток – это потенциальная опасность. В любой момент мы можем ошпарить себя. Но это происходит крайне редко. Причиной несчастного случая обычно служит наша собственная беспечность или неосторожность окружающих.

Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, надо хорошо знать и своевременно устранять причины, при которых происходит превращение потенциальных опасностей в действительные. К сожалению, уберечься от несчастья удается не всегда. Потому что некоторые опасности не зависят от наших действий, проявляются внезапно, не оставляя времени на размышление, на подготовку, на спасение. Например, землетрясение, взрыв.

Но в большинстве случаев люди сами не придают должного значения скрытой опасности и поступают себе во вред. Характерный пример пренебрежительного отношения к опасности – нарушение правил дорожного движения. Вряд ли найдется пешеход, не знающий, для чего установлены светофоры. И тем не менее многие идут на красный свет. Итог этому – примерно половина дорожных происшествий происходит по вине пешеходов.

Почаще спрашивайте себя: хотите жить долго и счастливо? Или вам больше по душе нервные потрясения и лечение в больнице? Если нет, то нужно немного потрудиться, чтобы изменить свой взгляд на окружающий мир, свои привычки и поведение.

Чтобы предотвратить несчастье, необходимо знать опасности, причины их проявления и желать их избежать.

Чем выше преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число антропогенных опасностей – вредных и травмирующих факторов, отрицательно воздействующих на человека и окружающую его среду.

Вредный фактор – негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию.

Травмирующий фактор – негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу. Жизнедеятельность человека потенциально опасна.

Решение задач, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности человека – основа для решения проблем безопасности на более высоких уровнях: техносферном, региональном, биосферном, глобальном.

Таким образом, в настоящее время, чтобы решить возникающие проблемы, человек должен совершенствовать техносферу, снизить ее негативное влияние на человека и природу до допустимых уровней.
ТЕМА 2. Основы химической безопасности.

Химическое оружие – это оружие массового поражения, действие которого основано на токсических свойствах некоторых химических веществ.

Признаками применения противником химического оружия являются: глухой звук разрывов боеприпасов на земле и в воздухе и появление в местах разрывов дыма, который быстро рассеивается; темные полосы, которые тянутся за самолетом, оседая на землю, маслянистые пятна на листьях, грунте, зданиях, а также возле воронок разорвавшихся бомб и снарядов, изменение естественной окраски растительности (побурение зеленых листьев); люди при этом ощущают раздражение носоглотки, глаз, сужение зрачков, ощущение тяжести в груди.

Отравляющие вещества (ОВ) — это такие хи­мические соединения, которые при примене­нии способны поражать людей и животных на больших площадях, проникать в различ­ные сооружения, заражать местность и водоё­мы.

Ими снаряжаются ракеты, авиационные бомбы, артиллерийские снаряды и мины, химические фугасы, а также выливные авиационные приборы (ВАП).

Основными путями проникновения ОВ внутрь организма являются органы дыхания и кожные покровы. Первый путь называется ингаляционным, второй – резорбтивным.

Кроме того, возможно попадание ОВ в организм через раневые поверхности и через желудочно-кишечный тракт. Его называют пероральным.

Во всех этих случаях ОВ попадают в кровяное русло, разносятся кровью ко всем органам и тканям, что чаще всего сопровождается общим поражением или гибелью организма.

Многие ОВ оказывают на организм местное раздражающее действие, особенно на поверхностях слизистых оболочек глаз и верхних дыхательных путей.

По действию на организм человека отравляющие вещества делятся на: нервно-паралитические, кожно-нарывные, удушающие, общеядовитые, раздражающие и психохимические.

  1. Отравляющие вещества нервно-паралитического действия.

Группа ОВ нервно-паралитического действия вызывает нарушения функционирования нервной системы с появлением судорог, переходящих в параличи.

Зарин, зоман и ви-экс являются основными ОВ нервно-паралитического действия. Стойкость их летом более суток, зимой несколько недель и даже месяцев. Эти ОВ смертельного действия, они самые опасные.

Поражают нервную систему при действии на организм через органы дыхания, при проникании в парообразном и капельно-жидком состоянии через кожу, а также при попадании в желудочно-кишечный тракт вместе с пищей и водой.

Для поражения человека достаточно очень малого их количества. Признаками поражения являются: слюнотечение, сужение зрачков, затруднение дыхания, тошнота, рвота, судороги, паралич. При несвоевременном оказании медицинской помощи возможен смертельный исход. Примерно через 1 мин. наступает потеря сознания и наблюдаются сильные судороги, переходящие в параличи. Смерть наступает через 5-15 минут от парализации дыхательного центра и сердечной мышцы.

Средства индивидуальной защиты: противогаз и защитная одежда. Для оказания пораженному первой помощи на него надевают противогаз и вводят ему с помощью шприц-тю­бика или путем приема таблетки противоядие антропин, афин).

При попадании ОВ нервно-паралитического действия на кожу или одежду пораженные места обрабатываются жидкостью из индивидуального противохимического пакета.

3. Отравляющие вещества кожно-нарывного действия.

К ОВ кожно-нарывного действия относятся: иприт, люизит, азотистые иприты. В капельно-жидком и парообразном состоянии они поражают кожу и глаза, при вдыхании паров — дыхательные пути и легкие, при попадании с пищей и водой — органы пищеварения.

Характерная особенность иприта — наличие периода скрытого действия (поражение выявляется не сразу, а через некоторое время—4 часа и более).

Признаки поражения: покраснение кожи, образование мелких пузырей, которые сливаются в крупные и через двое-трое суток лопаются, переходя в трудно заживающие язвы.

При любом местном поражении вызывает общее отравление организма, которое проявляется в повышении температуры, недомогании. Очень чувствительны к иприту глаза, поражение может привести к потере зрения.

Средства индивидуальной защиты: противогаз и защитная одежда. При попадании капель ОВ на кожу или одежду пораженные места немедленно обра­батываются жидкостью из индивидуального противохимического пакета.

4. Отравляющие вещества удушающего действия.

К ОВ удушающего действия относятся фосген и дифосген. Они воздей­ствуют на организм через органы дыхания.

Признаки поражения: сладковатый, неприятный привкус во рту, кашель, голово­кружение, общая слабость.

Эти явления после выхода из очага зара­жения проходят, и пострадавший в течение 4—6 часов чувствует се­бя нормально, не подозревая о полученном поражении. В этот период (скрытого действия) развивается отек легких. Затем может резко ухуд­шиться дыхание, появиться кашель с обильной мокротой, головная боль, повышение температуры, одышка, сердцебиение.

При поражении на пострадавшего надевают противогаз, выводят его из зараженного района, тепло укрывают и обеспечивают ему покой. Ни в коем случае нельзя делать пострадавшему искусственное дыхание.

5. Отравляющие вещества общеядовитого действия.

ОВ общеядовитого действия (синильная кис­лота и хлорциан) поражают только при вдыхании воздуха, заражен­ного их парами (через кожу они не действуют).

Признаки поражения: ощущение запаха горького миндаля, металлический привкус во рту, раздражение горла, голо­вокружение, слабость, тошнота, резкие судороги, паралич.

Для за­щиты от них достаточно использовать лишь противогаз.

Для оказания помощи пострадавшему надо раздавить ампулу с противоядием и ввести ее под шлем-маску противогаза. В тяжелых случаях пострадавшему делают искусственное дыхание, согревают его и отправляют на медицинский пункт.

Отравляющие вещества раздражающего действия (С5 — си-эс, адамсит и др.) вызывают острое жжение и боль во рту, горле и в гла­зах, сильное слезотечение, кашель, затруднение дыхания.

6. Раздражающие вещества.

К раздражающим веществам относятся химические соединения, в незначительных концентрациях вызывающие кратковременную потерю способности вследствие раздражения слизистых оболочек глаз, верхних дыхательных путей и иногда кожных покровов.

Смертельное действие для ирритантов возможно только при поступлении в организм очень высоких доз этих веществ. К раздражающим веществам относятся вещества си-эс и си-ар.

Раздражающие вещества относятся к быстродействующим веществам. В то же время они являются кратковременно действующими, т.к. после применения соответствующих средств защиты или после выхода из зараженной атмосферы признаки отравления проходят через минуты, десятки минут.

Часто поражение сопровождается носовыми кровотечениями, коньюнктивитом и покраснением кожи.

7. Отравляющие вещества психохимического действия.

би-зед специфически действуют на центральную нервную систему и вызы­вают психические (галлюцинации, страх, подавленность) или физи­ческие (слепота, глухота) расстройства.

При поражении зараженные участки тела обрабатывают мыльной водой, глаза и носоглотку тщательно промывают чистой водой. Пострадавших следует вывести с зараженного участка и оказать ему медицинскую помощь.

Территория, в пределах которой в результате воздействия химического оружия произошли массовые поражения людей и сельскохозяй­ственных животных, называется очагом химического поражения. Раз­меры его зависят от масштаба и способа применения ОВ, типа ОВ, ме­теорологических условий, рельефа местности и от других фак­торов.

Психотропные вещества – это токсичные вещества и яды, временно выводящие из строя. Эти вещества вызывают умственные и психические нарушения, это проявляется в резком изменении поведения человека. Имеется вероятность использования в военных целях веществ успокаивающего действия (транквилизаторов), они вызывают апатию, безразличие, вялость, отрицательно действуют на способность к сосредоточению.

Длительность поражающего действия ОВ тем меньше, чем сильнее ветер и восходящие потоки воздуха. В лесах, парках, оврагах, на узких улицах ОВ сохраняются дольше, чем на открытой местности.

Территория, подвергшаяся непосредственному воздействию химического оружия противника, и территория, над которой распространилось облако зараженного воздуха в поражающих концентрациях, называется зоной химического поражения.

Различают первичную и вторичную зоны заражения.

Первичная зона образуется в результате воздействия первичного облака зараженного воздуха, источником которого являются пары и аэрозоли ОВ, появившиеся непосредственно при разрыве химических боеприпасов,

Вторичная зона – в результате воздействия облака, которое образуется при испарении капель ОВ, осевших после разрыва химических боеприпасов.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования iconМинистерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального...
Методические указания к семинарским занятиям, практикум, контрольные работы и задания
Министерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования iconМинистерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального...
Начальник управления имущественных и земельных отношений администрации Мошковского района
Министерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования iconМинистерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального...
На основании Письма от 08. 02. 2013 302-02/02/277 Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края
Министерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования iconМинистерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального...
Разработчик программы: кандидат военных наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга вавт кочетков Владимир Викторович
Министерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования iconМинистерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального...
Физическое лицо как субъект гражданских правоотношений. Правоспособность и дееспособность гражданина. Документы, удостоверяющие личность...
Министерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования iconМинистерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального...
Цель урока: формирование умений применять понятие симметрии в различных областях науки и жизни, сформировать навыки построения симметричных...
Министерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования iconМинистерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального...
Муниципальное общеобразовательное учреждение Избердеевская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза В. В. Кораблина...
Министерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования iconМинистерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального...
Рф как обязательная дисциплина. Учебный курс посвящен изучению гражданского права, устанавливающего и регулирующего имущественно-стоимостные...
Министерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования iconМинистерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального...
Включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст...
Министерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования iconМинистерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального...
Умк учебно-методический комплекс Кафедры теории права и сравнительного правоведения для студентов 1 курса Факультета Права // Автор-составитель...
Министерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Алтайский филиал федерального государственного...
Минимальные требования к содержанию дисциплины/модуля/спецкурса: Информационная безопасность
Министерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Алтайский филиал федерального государственного...
Тема 10. Методологические проблемы сохранения культурного наследия в электронном виде 11
Министерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Алтайский филиал федерального государственного...
Минимальные требования к содержанию дисциплины (определены содержанием гсэ. Ф. 02 «Иностранный язык»)
Министерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Алтайский филиал федерального государственного...
Петра I; государст- венное и региональное управление в середине и второй половине 18 века
Министерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования iconМинистерство сельского хозяйства российской федерации томский сельскохозяйственный...
Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Министерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Алтайский филиал федерального государственного...
Взаимосвязь дисциплины/модуля/спецкурса с другими дисциплинами учебного плана специальности (сетов в гос впо)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск