Российской Федерации Алтайский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования





Скачать 493.83 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Алтайский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
страница1/4
Дата публикации14.02.2015
Размер493.83 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4
Министерство культуры Российской Федерации

Алтайский филиал федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

Кафедра экономики и менеджмента
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

История государственного управления в России


Специальность:

080507.65 – «Менеджмент организации»

Барнаул

2010
Содержание

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В 3

РОССИИ» 3

2. ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕН-
ДАЦИИ 3

2.1. ЦЕЛИ И ЗАДА ЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 3

2.2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИС-
ЦИПЛИНЫ 4

3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. 5

3.1. ТЕМЫ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ. 5

3.2. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ. 10

4. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУ-
ДЕНТОВ. 16

4.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 16

4.2. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (РЕФЕРАТОВ) ПО ДИСЦИ-
ПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОС-
СИИ» 17

5. КОНТРОЛЬНЫЙ БЛОК 20

5.1 ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ 20

«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ» 20

5.2 ТЕСТЫ 23

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИ-
ПЛИНЫ 30

6.1 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

7. ГЛОССАРИЙ 32



1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В


РОССИИ»

Становление государственности и государственного управления в Киев-
ской Руси (9 - 11 вв.); государственное управление в древнерусских княже-
ствах 12 - начала 13 вв.; система государственного и местного управления в
период монголо-татарского ига и Золой Орды (13 - 16 вв.); становление рос-
сийской государственности в период смутного времени (конец 16 - начало 17
вв.); преодоление последствий смуты и развитие государственного и регио-
нального управления в 17 веке; политические реформы Петра I; государст-
венное и региональное управление в середине и второй половине 18 века;
реформы и контрреформы государственного управления в России во второй
половине 19 века; государственное и региональное управление в Российской
империи в начале 20 века; становление системы государственного управле-
ния в послереволюционный период; система государственного устройства в
30-40-х годах; попытки реформирования государственного управления в 50-
60-е годы; предпосылки, условия и тенденции современного развития госу-
дарственного управления.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕН-
ДАЦИИ


2.1. ЦЕЛИ И ЗАДА ЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью изучения дисциплины «История государственного управления в
России» является формирование у студентов целостной системы представ-
лений о развитии и функционировании центральной и местной власти в Рос-
сии на протяжении 9 - 20 веков и особенностях этих систем в сравнительном
сопоставлении с европейскими, восточными и американской системами вла-
сти и управления.

Задачи курса:

      1. Формирование теоретических знаний об эволюции государства
        и государственной власти в России;

      2. Приобретение знаний о формировании и функционировании
        систем государственной власти и управления в Древней Руси; в
        эпоху раздробленности русских княжеств; в эпоху золотоор-
        дынского ига на Руси; в эпоху создания великого княжества
        Московского; в эпоху Московского царства 16 - 17 вв.; в эпоху
        Российской империи 18 - 19 вв.; в эпоху пореформенной Рос-
        сии конца 19 - начала 20 вв.; в эпоху Советского Союза 1917 -
        1991 гг.; в современной Российской Федерации с 1991 г.

      3. Формирование способа анализа явлений и особенностей, при-
        сущих системе власти и управления на каждом этапе развития;

      4. Формирование способов источниковедческого анализа при ра-
        боте с письменными историческими источниками, содержащи-
        ми информацию об истории развития власти и управления в
        России.

2.2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИС-
ЦИПЛИНЫ


При освоении материала учебной дисциплины «История государствен-
ного управления в России» студент должен:

Знать:

        1. основные термины и категории дисциплины;

        2. основные проблемы и особенности формирования и функционирова-
          ния власти и управления на каждом этапе развития;

        3. принципы и задачи систем государственной власти и управления на
          каждом этапе;

4. причины создания и разрушения систем власти и управления в Рос-
сии.

Уметь:

          1. определять роль и задачи систем власти и управления;

          2. создавать схемы органов власти и управления в России, присущих ка-
            ждой эпохе;

          3. давать целостную характеристику каждой управленческой системе;

          4. выявлять особенности, достоинства и недостатки каждой управленче-
            ской системы, в том числе и в сопоставительной характеристике;

          5. определять причины создания, реформирования и разрушения систем и
            органов власти и управления.

          6. определять факторы внутреннего и внешнего воздействия на развитие
            тех или иных систем и органов власти и управления.

Владеть навыками:

            1. самостоятельной организации общего, схематичного представления о
              каждой изучаемой системе власти и представления;

            2. работы с историческими источниками, содержащими материалы по
              истории формирования систем и органов власти и управления в Рос-
              сии;

            3. сравнительного анализа систем власти и управления разных эпох;

            4. сопоставительной характеристики систем управления в России, стра-
              нах западной и восточной цивилизаций на протяжении истории;

            5. проведения дискуссий и «круглых столов» по проблемам изучаемой
              дисциплины.



3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

3.1. ТЕМЫ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ.

Тема 1. Становление государственности и государственное управ-
ление в Киевской Руси 9 - 11 вв.


Предпосылки для создания государственности. Рост государственной
власти в условиях территориальной общинной организации власти родовыми
старейшинами. Структура племенной знати. Вечевой строй. Этапы склады-
вания системы государственного управления. Старшая и младшая дружины.
Система полюдья и погостов. Кормления. Тиуны, вирники, мытники, пятен-
щики. Функции великого князя как главы государства, управления, армии.
Система лествичного наследования. Особенности княжеской власти в Древ-
ней Руси. Функции общины. Роль церкви в организации государственного
управления. Деление территории страны на церковные епархии. Появление
десятины.

Тема 2. Государственное управление в древнерусских княжествах
12 - нач. 13 вв.


Центробежные и центростремительные тенденции в управлении Русью.
Причины раздробленности. Управление вотчинами. Противоречия между бо-
ярством и младшей дружиной. Система власти в удельной феодальной мо-
нархии. Характеристика власти удельного князя. Особенности управления во
Владимиро-суздальском и Галицко-волынском государствах. Структура
управления в Новгородской боярской республике и принципы функциониро-
вания административного деления города и страны: стороны и пятины.
Функции новгородского вече. Посадник. Тысяцкий. Структура новгородско-
го боярства. «Владыка Новгородский» - епископ, архиепископ как министр
иностранных дел феодальной республики. Особенности положения князя в
Новгороде.

Тема 3. Система государственного и местного управления в период
монголо-татарского ига и Золотой Орды (13 - 16) вв.


Русь - часть Золотой Орды. Система ярлыков. Система отношений
«хан - князь». Дань (выход) и виды дани: запросы, подарки, поминки. Баска-
ки. Ямская повинность. Влияние восточного (китайского) способа властвова-
ния на историю государственного управления в России. Система управления
в Московской Руси. Концентрация власти в руках князей. Великие и удель-
ные князья и вотчинники - бояре. Бояре большие, введенные, путные. Фео-
дальный иммунитет, тарханные грамоты. «Дети боярские», «слуги вольные».
Тысяцкие и окольничие. Волости и кормление. Монастырское управление.
Государственная деятельность Ивана III и ликвидация московской удельной
системы и русских удельных княжений.

Тема 4. Становление российской государственности 15 - 16 вв.

Понятие и содержание государственного управления. Положение и
функции великого князя. Боярская дума и ее функции в вопросах внутренней
и внешней политики. Думские дьяки. Положение боярина. Конюшие, околь-
ничие бояре. Возникновение и становление дворянства. Думный дворянин.
Земские соборы и их состав. Выборы в Земский собор. Освященный собор,
его состав и функции. Центральные государственные учреждения. Характе-
ристика приказной системы. Посольский, разрядный, поместный, разбойни-
чий, земский, тайных дел, большой казны и большого прихода, разрядные,
четвертные приказы. Военные, дворцовые, территориальные приказы. Дья-
ки, подъячие, приставы, сторожи, толмачи. Местное управление - уезды, во-
лости и станы. Губная реформа. Городовые приказчики, губные старосты.
Система опричнины и земщины. Государственные учреждения опричнины.
Факторы Смуты, повлиявшие на государственное управление.

Тема 5. Развитие государственного и регионального управления в
Московском государстве 17 в.


Система сословно - представительной монархии в Московском царстве
17 в. Компетенция царской власти. «Именные указы». Функции приказа тай-
ных дел. Счетный приказ. Думные люди четырех степеней в составе бояр-
ской думы. Ближняя («тайная») дума. Причины созыва Земских соборов.
Структура служилого сословия. А.Л. Ордин - Нащокин, А.С. Матвеев,
В.В.Голицын. Система местничества. Приказы 17 в.: думные чины, дьяки,
подъячие, служилые люди. Воеводское управление в 17 в. Уезды и разряды.
Кризис системы центрального и местного управления в 17 в.

Тема 6. Государственный аппарат Российской империи в I полови-
не 18 в.


Упразднение боярской думы и создание консилии министров. Создание
«кабинета» монархов. Правительствующий сенат и его подразделения. Пер-
вая и вторая губернские реформы, провинции и дистрикты. Создание систе-
мы коллегий и порядок их работы. Генеральный регламент. Табель о рангах.
Указ о единонаследии как попытка привлечь дворянское сословие к управле-
нию страной. Превращение России в империю. Бюрократизация, милитари-
зация, секуляризация как основные черты государственного аппарата эпохи
становления абсолютизма. Функции герольдмейстерской конторы. Создание
святейшего синода. Изменения в управлении страной при преемниках Петра
I. Создание Верховного тайного совета. Кабинет министров Анны Ивановны
и сущность «бироновщины». Возврат к управленческой политике Петра I при
Елизавете Петровне.

Тема 7. Управление Российской империей в эпоху «просвещенного
абсолютизма».


Императорский совет Петра III. Новый сенат и его департаменты. Ре-
форма синода и секуляризация. Идеологическое обоснование «просвещенно-
го абсолютизма». Совет при высочайшем дворе как законосовещательный
орган. Канцелярия статс-секретарей. Явление фаворитизма и роль личности
фаворитов Екатерины II в истории управления. Уложенная комиссия. Тайная
экспедиция. Реформа местного управления: «Учреждения о губерниях». На-
местничества и генерал-губернаторы. Городское управление. Принципы го-
сударственной кадровой политики: манифест о вольности дворянства, жало-
ванная грамота дворянству. Контрреформы Павла I.

Тема 8. Структура государственного управления России в I поло-
вине 19 в.


Создание Непременного совета и Негласного комитета. Ревизия пав-
ловских преобразований. «Общее учреждение министерств» и создание ко-
митета министров. Реформаторские идеи М.М.Сперанского в области госу-
дарственного управления. Государственный совет и его департаменты. Се-
нат как высший судебный орган империи. Попытки создания механизма
управления, основанного на законе. Становление вертикальной исполнитель-
ной власти. Собственная Е.И.В. канцелярия, ее отделения и роль в эпоху ни-
колаевской России. Жандармский корпус и жандармские округа. Управление
губерниями: губернское правление, губернские и уездные собрания и пред-
водители дворянства. Структура городского управления при Николае I. Сис-
тема подготовки управленческих кадров.

Тема 9. Государственное управление России в эпоху буржуазных
реформ II половины 19 в.


Предпосылки реформ Александра II. Реформа по отмене крепостного
права. Характеристика судебной и военной реформ. Земская реформа.
Принципы земского самоуправления. Функции земств. Земское управление
народным образованием, здравоохранением, агрономией, ветеринарией. Зем-
ская статистическая служба. Земское самофинансирование. Институт зем-
ских начальников. Городская реформа. Городские дума и управа. Создание
совета министров. Госсовет и сенат при Александре II. Попытки создания
нового законосовещательного органа. Полиция. Характеристика мини-
стерств. Контрреформы Александра III в области управления страной.

Тема 10. Система управления России в начале 20 в. Трансформация
власти в эпоху Февральской революции и Октябрьского переворота
большевиков в 1917 г.


Кризис системы управления. Создание объединенного правительства.
Введение института премьер-министра. Малый совет министров. Госсовет
как верхняя палата парламента. Петергофские совещания. Создание I Госу-
дарственной думы и ее программа. Выборгское воззвание. II Государствен-
ная дума. Третьеиюньская монархия и III Государственная дума. IY Государ-
ственная дума. Создание Временного комитета Государственной думы и
формирование Временного правительства.

Попытка создания конституционной монархии. Деятельность Петро-
градского совета рабочих и солдатских депутатов. Установление диктатуры
Временного правительства. Система двоевластия. Комиссары Временного
правительства. Местное управление. Общественные исполнительные коми-
теты, советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Организация
советов на местах. Коалиции во Временном правительстве. Диктаторский
режим правительства А.Ф. Керенского. Корниловский мятеж как путь к во-
енной диктатуре. Октябрьский переворот большевиков и создание совнарко-
ма. II съезд Советов. Учредительное собрание.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации Алтайский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Алтайский филиал федерального государственного...
Тема 10. Методологические проблемы сохранения культурного наследия в электронном виде 11
Российской Федерации Алтайский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Алтайский филиал федерального государственного...
Минимальные требования к содержанию дисциплины/модуля/спецкурса: Информационная безопасность
Российской Федерации Алтайский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Алтайский филиал федерального государственного...
Минимальные требования к содержанию дисциплины (определены содержанием гсэ. Ф. 02 «Иностранный язык»)
Российской Федерации Алтайский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования iconМинистерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального...
Начальник управления имущественных и земельных отношений администрации Мошковского района
Российской Федерации Алтайский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования iconМинистерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального...
Методические указания к семинарским занятиям, практикум, контрольные работы и задания
Российской Федерации Алтайский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Алтайский филиал федерального государственного...
Взаимосвязь дисциплины/модуля/спецкурса с другими дисциплинами учебного плана специальности (сетов в гос впо)
Российской Федерации Алтайский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования iconМинистерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального...
На основании Письма от 08. 02. 2013 302-02/02/277 Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края
Российской Федерации Алтайский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Алтайский филиал федерального государственного...
Определение безопасности и жизнедеятельности. Основная цель безопасности жизнедеятельности
Российской Федерации Алтайский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования iconМинистерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального...
Разработчик программы: кандидат военных наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга вавт кочетков Владимир Викторович
Российской Федерации Алтайский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования iconМинистерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального...
Физическое лицо как субъект гражданских правоотношений. Правоспособность и дееспособность гражданина. Документы, удостоверяющие личность...
Российской Федерации Алтайский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования iconМинистерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального...
Рф как обязательная дисциплина. Учебный курс посвящен изучению гражданского права, устанавливающего и регулирующего имущественно-стоимостные...
Российской Федерации Алтайский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования iconМинистерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального...
Муниципальное общеобразовательное учреждение Избердеевская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза В. В. Кораблина...
Российской Федерации Алтайский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования iconМинистерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального...
Цель урока: формирование умений применять понятие симметрии в различных областях науки и жизни, сформировать навыки построения симметричных...
Российской Федерации Алтайский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования iconУчебно-методический комплекс
Алтайский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Российской Федерации Алтайский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования iconМинистерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального...
Включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст...
Российской Федерации Алтайский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Алтайский филиал федерального государственного...
Взаимосвязь дисциплины с другими дисциплинами учебного плана специальности: в процессе преподавания используются межпредметные связи...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск