Министерство культуры Российской Федерации
Алтайский филиал федерального государственного образовательного
учреждения высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
Кафедра экономики и менеджмента УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
История государственного управления в России
Специальность:
080507.65 – «Менеджмент организации»
Барнаул
2010 Содержание
1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В 3
РОССИИ» 3
2. ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕН- ДАЦИИ 3
2.1. ЦЕЛИ И ЗАДА ЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 3
2.2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИС- ЦИПЛИНЫ 4
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. 5
3.1. ТЕМЫ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ. 5
3.2. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ. 10
4. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУ- ДЕНТОВ. 16
4.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 16
4.2. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (РЕФЕРАТОВ) ПО ДИСЦИ- ПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОС- СИИ» 17
5. КОНТРОЛЬНЫЙ БЛОК 20
5.1 ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ 20
«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ» 20
5.2 ТЕСТЫ 23
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИ- ПЛИНЫ 30
6.1 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
7. ГЛОССАРИЙ 32
1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В
РОССИИ»
Становление государственности и государственного управления в Киев- ской Руси (9 - 11 вв.); государственное управление в древнерусских княже- ствах 12 - начала 13 вв.; система государственного и местного управления в период монголо-татарского ига и Золой Орды (13 - 16 вв.); становление рос- сийской государственности в период смутного времени (конец 16 - начало 17 вв.); преодоление последствий смуты и развитие государственного и регио- нального управления в 17 веке; политические реформы Петра I; государст- венное и региональное управление в середине и второй половине 18 века; реформы и контрреформы государственного управления в России во второй половине 19 века; государственное и региональное управление в Российской империи в начале 20 века; становление системы государственного управле- ния в послереволюционный период; система государственного устройства в 30-40-х годах; попытки реформирования государственного управления в 50- 60-е годы; предпосылки, условия и тенденции современного развития госу- дарственного управления. 2. ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕН- ДАЦИИ
2.1. ЦЕЛИ И ЗАДА ЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью изучения дисциплины «История государственного управления в России» является формирование у студентов целостной системы представ- лений о развитии и функционировании центральной и местной власти в Рос- сии на протяжении 9 - 20 веков и особенностях этих систем в сравнительном сопоставлении с европейскими, восточными и американской системами вла- сти и управления.
Задачи курса:
Формирование теоретических знаний об эволюции государства и государственной власти в России;
Приобретение знаний о формировании и функционировании систем государственной власти и управления в Древней Руси; в эпоху раздробленности русских княжеств; в эпоху золотоор- дынского ига на Руси; в эпоху создания великого княжества Московского; в эпоху Московского царства 16 - 17 вв.; в эпоху Российской империи 18 - 19 вв.; в эпоху пореформенной Рос- сии конца 19 - начала 20 вв.; в эпоху Советского Союза 1917 - 1991 гг.; в современной Российской Федерации с 1991 г.
Формирование способа анализа явлений и особенностей, при- сущих системе власти и управления на каждом этапе развития;
Формирование способов источниковедческого анализа при ра- боте с письменными историческими источниками, содержащи- ми информацию об истории развития власти и управления в России.
2.2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИС- ЦИПЛИНЫ
При освоении материала учебной дисциплины «История государствен- ного управления в России» студент должен:
Знать:
основные термины и категории дисциплины;
основные проблемы и особенности формирования и функционирова- ния власти и управления на каждом этапе развития;
принципы и задачи систем государственной власти и управления на каждом этапе;
4. причины создания и разрушения систем власти и управления в Рос- сии.
Уметь:
определять роль и задачи систем власти и управления;
создавать схемы органов власти и управления в России, присущих ка- ждой эпохе;
давать целостную характеристику каждой управленческой системе;
выявлять особенности, достоинства и недостатки каждой управленче- ской системы, в том числе и в сопоставительной характеристике;
определять причины создания, реформирования и разрушения систем и органов власти и управления.
определять факторы внутреннего и внешнего воздействия на развитие тех или иных систем и органов власти и управления.
Владеть навыками:
самостоятельной организации общего, схематичного представления о каждой изучаемой системе власти и представления;
работы с историческими источниками, содержащими материалы по истории формирования систем и органов власти и управления в Рос- сии;
сравнительного анализа систем власти и управления разных эпох;
сопоставительной характеристики систем управления в России, стра- нах западной и восточной цивилизаций на протяжении истории;
проведения дискуссий и «круглых столов» по проблемам изучаемой дисциплины.
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
3.1. ТЕМЫ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ.
Тема 1. Становление государственности и государственное управ- ление в Киевской Руси 9 - 11 вв.
Предпосылки для создания государственности. Рост государственной власти в условиях территориальной общинной организации власти родовыми старейшинами. Структура племенной знати. Вечевой строй. Этапы склады- вания системы государственного управления. Старшая и младшая дружины. Система полюдья и погостов. Кормления. Тиуны, вирники, мытники, пятен- щики. Функции великого князя как главы государства, управления, армии. Система лествичного наследования. Особенности княжеской власти в Древ- ней Руси. Функции общины. Роль церкви в организации государственного управления. Деление территории страны на церковные епархии. Появление десятины.
Тема 2. Государственное управление в древнерусских княжествах 12 - нач. 13 вв.
Центробежные и центростремительные тенденции в управлении Русью. Причины раздробленности. Управление вотчинами. Противоречия между бо- ярством и младшей дружиной. Система власти в удельной феодальной мо- нархии. Характеристика власти удельного князя. Особенности управления во Владимиро-суздальском и Галицко-волынском государствах. Структура управления в Новгородской боярской республике и принципы функциониро- вания административного деления города и страны: стороны и пятины. Функции новгородского вече. Посадник. Тысяцкий. Структура новгородско- го боярства. «Владыка Новгородский» - епископ, архиепископ как министр иностранных дел феодальной республики. Особенности положения князя в Новгороде.
Тема 3. Система государственного и местного управления в период монголо-татарского ига и Золотой Орды (13 - 16) вв.
Русь - часть Золотой Орды. Система ярлыков. Система отношений «хан - князь». Дань (выход) и виды дани: запросы, подарки, поминки. Баска- ки. Ямская повинность. Влияние восточного (китайского) способа властвова- ния на историю государственного управления в России. Система управления в Московской Руси. Концентрация власти в руках князей. Великие и удель- ные князья и вотчинники - бояре. Бояре большие, введенные, путные. Фео- дальный иммунитет, тарханные грамоты. «Дети боярские», «слуги вольные». Тысяцкие и окольничие. Волости и кормление. Монастырское управление. Государственная деятельность Ивана III и ликвидация московской удельной системы и русских удельных княжений.
Тема 4. Становление российской государственности 15 - 16 вв.
Понятие и содержание государственного управления. Положение и функции великого князя. Боярская дума и ее функции в вопросах внутренней и внешней политики. Думские дьяки. Положение боярина. Конюшие, околь- ничие бояре. Возникновение и становление дворянства. Думный дворянин. Земские соборы и их состав. Выборы в Земский собор. Освященный собор, его состав и функции. Центральные государственные учреждения. Характе- ристика приказной системы. Посольский, разрядный, поместный, разбойни- чий, земский, тайных дел, большой казны и большого прихода, разрядные, четвертные приказы. Военные, дворцовые, территориальные приказы. Дья- ки, подъячие, приставы, сторожи, толмачи. Местное управление - уезды, во- лости и станы. Губная реформа. Городовые приказчики, губные старосты. Система опричнины и земщины. Государственные учреждения опричнины. Факторы Смуты, повлиявшие на государственное управление.
Тема 5. Развитие государственного и регионального управления в Московском государстве 17 в.
Система сословно - представительной монархии в Московском царстве 17 в. Компетенция царской власти. «Именные указы». Функции приказа тай- ных дел. Счетный приказ. Думные люди четырех степеней в составе бояр- ской думы. Ближняя («тайная») дума. Причины созыва Земских соборов. Структура служилого сословия. А.Л. Ордин - Нащокин, А.С. Матвеев, В.В.Голицын. Система местничества. Приказы 17 в.: думные чины, дьяки, подъячие, служилые люди. Воеводское управление в 17 в. Уезды и разряды. Кризис системы центрального и местного управления в 17 в.
Тема 6. Государственный аппарат Российской империи в I полови- не 18 в.
Упразднение боярской думы и создание консилии министров. Создание «кабинета» монархов. Правительствующий сенат и его подразделения. Пер- вая и вторая губернские реформы, провинции и дистрикты. Создание систе- мы коллегий и порядок их работы. Генеральный регламент. Табель о рангах. Указ о единонаследии как попытка привлечь дворянское сословие к управле- нию страной. Превращение России в империю. Бюрократизация, милитари- зация, секуляризация как основные черты государственного аппарата эпохи становления абсолютизма. Функции герольдмейстерской конторы. Создание святейшего синода. Изменения в управлении страной при преемниках Петра I. Создание Верховного тайного совета. Кабинет министров Анны Ивановны и сущность «бироновщины». Возврат к управленческой политике Петра I при Елизавете Петровне.
Тема 7. Управление Российской империей в эпоху «просвещенного абсолютизма».
Императорский совет Петра III. Новый сенат и его департаменты. Ре- форма синода и секуляризация. Идеологическое обоснование «просвещенно- го абсолютизма». Совет при высочайшем дворе как законосовещательный орган. Канцелярия статс-секретарей. Явление фаворитизма и роль личности фаворитов Екатерины II в истории управления. Уложенная комиссия. Тайная экспедиция. Реформа местного управления: «Учреждения о губерниях». На- местничества и генерал-губернаторы. Городское управление. Принципы го- сударственной кадровой политики: манифест о вольности дворянства, жало- ванная грамота дворянству. Контрреформы Павла I.
Тема 8. Структура государственного управления России в I поло- вине 19 в.
Создание Непременного совета и Негласного комитета. Ревизия пав- ловских преобразований. «Общее учреждение министерств» и создание ко- митета министров. Реформаторские идеи М.М.Сперанского в области госу- дарственного управления. Государственный совет и его департаменты. Се- нат как высший судебный орган империи. Попытки создания механизма управления, основанного на законе. Становление вертикальной исполнитель- ной власти. Собственная Е.И.В. канцелярия, ее отделения и роль в эпоху ни- колаевской России. Жандармский корпус и жандармские округа. Управление губерниями: губернское правление, губернские и уездные собрания и пред- водители дворянства. Структура городского управления при Николае I. Сис- тема подготовки управленческих кадров.
Тема 9. Государственное управление России в эпоху буржуазных реформ II половины 19 в.
Предпосылки реформ Александра II. Реформа по отмене крепостного права. Характеристика судебной и военной реформ. Земская реформа. Принципы земского самоуправления. Функции земств. Земское управление народным образованием, здравоохранением, агрономией, ветеринарией. Зем- ская статистическая служба. Земское самофинансирование. Институт зем- ских начальников. Городская реформа. Городские дума и управа. Создание совета министров. Госсовет и сенат при Александре II. Попытки создания нового законосовещательного органа. Полиция. Характеристика мини- стерств. Контрреформы Александра III в области управления страной.
Тема 10. Система управления России в начале 20 в. Трансформация власти в эпоху Февральской революции и Октябрьского переворота большевиков в 1917 г.
Кризис системы управления. Создание объединенного правительства. Введение института премьер-министра. Малый совет министров. Госсовет как верхняя палата парламента. Петергофские совещания. Создание I Госу- дарственной думы и ее программа. Выборгское воззвание. II Государствен- ная дума. Третьеиюньская монархия и III Государственная дума. IY Государ- ственная дума. Создание Временного комитета Государственной думы и формирование Временного правительства.
Попытка создания конституционной монархии. Деятельность Петро- градского совета рабочих и солдатских депутатов. Установление диктатуры Временного правительства. Система двоевластия. Комиссары Временного правительства. Местное управление. Общественные исполнительные коми- теты, советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Организация советов на местах. Коалиции во Временном правительстве. Диктаторский режим правительства А.Ф. Керенского. Корниловский мятеж как путь к во- енной диктатуре. Октябрьский переворот большевиков и создание совнарко- ма. II съезд Советов. Учредительное собрание.
|