Скачать 1.29 Mb.
|
Министерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ» Кафедра экономики и менеджмента УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Организационное поведение Специальность: 080801.65 – «Прикладная информатика (в менеджменте)» Барнаул 2009 Министерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ» Кафедра экономики и менеджмента Учебно-методический комплекс дисциплины Организационное поведение АННОТАЦИЯ 1. Минимальные требования к содержанию дисциплины/модуля/спецкурса Теория поведения человека в организации; личность и организация; коммуникативное поведение в организации; мотивация и результативность организации; формирование группового поведения в организации; анализ и конструирование организации; управление поведением организации; лидерство в организации; изменения в организации; персональное развитие в организации; управление; управление нововведениями в организации; поведенческий маркетинг; организационное поведение в системе международного бизнеса. 2. Взаимосвязь дисциплины/модуля/спецкурса с другими дисциплинами учебного плана специальности (сетов в ГОС ВПО). Курс «Организационное поведение» тесно взаимосвязан с вузовскими курсами: теория организации, психология управления, социальная психология, деловое общение, управление персоналом, менеджмент. 3. Перечень элементов учебно-методического комплекса:
4. Список авторов элементов УМК: Березуцкая Ю.П., к.п.н., доцент 5. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК дисциплины/модуля/спецкурса:
Министерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ» Кафедра экономики и менеджмента Учебно-методический комплекс дисциплины Организационное поведение УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дисциплине Организационное поведение Специальность 080801.65 – «Прикладная информатика (в менеджменте)» Курс обучения 4 Семестр VII Всего часов по учебному плану: 150 В том числе по формам обучения: очная – 150 - лекции 28 - практика 26 - самостоятельная работа 96 Формы итогового контроля знаний: - зачет 7 сем. Барнаул 2009 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Научная дисциплина «Организационное поведение» (ОП) изучает поведение работников организационных структур с целью оказания действенного влияния на результативность деятельности организаций. Она направлена на разработку методов изучения поведения людей в различных организационных ситуациях, обобщение практического опыта в объяснении причин поступков работников, разработку вероятной модели поведения работника и управление его поведением. По существу, организационное поведение является приложением психологии к решению проблем менеджмента — «адаптированная психология». Понимание людей и управление людьми и составляет суть организационного поведения. Таким образом, можно заключить, что организационное поведение занимается изучением и использованием человеческого фактора в организации и в менеджменте. Организационное поведение аккумулирует опыт не только прикладной психологии, но и опыт менеджмента (а еще шире — науки управления) в решении проблем поведения человека на рабочем месте. Основная проблематика вопросов, рассматриваемых в рамках организационного поведения, включает: эффект группы и групповую динамику, лидерство и связанные с этим эффектом стили руководства, проблемы трудовой мотивации, межличностное и деловое общение в трудовом коллективе, конфликты, их причины и способы разрешения конфликтов, проблемы строения организации, проблемы адаптации, проблемы проектирования рабочего места и т.д. 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Цель преподавания дисциплины – изучение закономерностей и особенностей организационного поведения работников, результативных форм и методов воздействия на их поведение для управления эффективностью всей организации. Задачи: • сформировать представление о современном состоянии и тенденциях развития теории организационного поведения; • изучить возможности организационного проектирования таких систем, в которых работник, его способности и потребности поставлены в центр внимания; • сформировать представление о сущности и содержании труда руководителя и научиться вносить изменения в систему управления поведением личности, группы, организации; • проанализировать причины поведения работников, изучить методы, методику описания их поведения в условиях постоянно изменяющейся внешней среды; • развить навыки современного управления поведением работника и рабочей группы в соответствии с критериями эффективности деятельности организации. Данная программа составлена в соответствии с государственным стандартом и согласована с комплексом других программ для данной специальности. Она имеет типовую для АФ МГУКИ структуру. Кроме того, приведен примерный список контрольных вопросов для проведения экзаменов и зачетов. Обучение студентов по данной программе организуется в форме лекционных и практических занятий. Самостоятельная работа заключается в изучении соответствующих учебных пособий и выполнении индивидуальных заданий с последующим контролем преподавателя. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины По окончании изучения этого курса студенты должны:
3. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение дисциплины.
4. Содержание дисциплины. 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
4.2. Содержание разделов дисциплины
Организационные процессы и организационные отношения в системе менеджмента. Предмет, цели и основные задачи дисциплины «Организационное поведение». Человек в системе современного менеджмента. Появление дисциплины «Организационное поведение» в 60-е годы XX века как новый подход в обучении руководителей. Сущность и содержание труда руководителя, специалиста, работника. Управляющий и его социальная значимость. Методы, используемые в исследовании организационного поведения. Использование знаний ОП в практическом управлении организацией. Значение дисциплины «Организационное поведение» в подготовке современных руководителей и специалистов. Организационное поведение и другие науки, изучающие поведение личности. Развитие тенденции по превращению ОП в конкретную область знаний, связанную с эффективностью управления организацией и ее персоналом. 2. Личность и организация. Теории поведения личности в организации. Сущность организации, ее виды. Цели и задачи организации. Причинность и взаимосвязь поведения личности, группы, организации. Эффективность деятельности личности. Эффективность деятельности группы. Эффективность деятельности организации. Индивидуальное поведение как основа коллективного поведения. Диалектика эффективности деятельности личности, группы, организации. Составляющие репутации личности, группы, организации. Формирование репутации фирмы как элемента стратегии организации. Формирование репутации личности как элемента жизненной стратегии. Выделение репутационно значимых черт организации и доведение их до потребителей. Конечный критерий эффективности личности – самореализация. Конечный критерий эффективности организации – ее выживание на рынке. Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные критерии личной и организационной эффективности. Показатели личной и организационной эффективности. Временная модель эффективности. Формирование привлекательного ОП. Формирование организационного поведения для создания, поддержания и развития организационной и личной репутации. Развитие взглядов на поведение личности в организации: классическая теория управления (Тейлор, Уорвик, Файоль); школа «человеческих отношений» (Э. Мэйо, М. Фоллет), концепция «менеджмента персонала» (М. Блюмфилда), бихевиоризм (Д. Уотсон), школа поведенческих наук (Д. МакГрегора, Ф. Герцберга, К. Арджириса, Ф. Ротлисберга), теория социального научения (Бандуры, Д. Роттера, Скиннера). Индивид, личность, индивидуальность. Личность как центр и основа организационного поведения. Теория компетенции и ее значение для понимания индивидуального поведения. Особенности личности, определяющие ее поведение. Факторы, влияющие на поведение личности в организации. Понимание внутреннего мира человека как основа для понимания мотивации индивидуального поведения. Личностная и социальная идентичность. Представление о себе (Я-концепция). Я-концепция личности и психологические механизмы защиты. Структура сознания личности. Оценка и самооценка личности. Выражение ценностных ориентаций. Природа, функции и основные характеристики понятия «установки» в ОП. Компоненты установок. Модель самоопределения личности. Способы изменения установок. Страх как один из регуляторов поведения индивида. Применение теории когнитивного диссонанса для устранения несоответствия между установками и поведением. Типология поведения личности. Деформация поведения личности. Преданность организации. Восприятие реальности и развитие личности. Влияние культурных различий на рабочее поведение. 3.Коммуникативное поведение в организаци Понятие коммуникации и коммуникабельности. Основные понятия теории коммуникации («коммуникативные нормы и правила», «роли», «коммуникативные сети», «коммуникативное поведение» и пр.). Роль и место коммуникации в системе организационных отношений. Организационные коммуникации: понятие, сущность, классификация. Двухсторонний коммуникативный процесс. Коммуникационные процессы в организации. Функционирование коммуникаций в организациях: трансляция организационного социокультурного опыта. Коммуникативное поведение. Влияние коммуникационного поведения на эффективность управления. Нисходящие и восходящие коммуникации. Коммуникативные потребности. Понятие коммуникативной компетентности. Виды и формы общения. Направленность общения. Невербальные компоненты коммуникации. Слухи. Проблема отношения к незнакомому в традициях различных организационных культур. Межличностные коммуникации в организации. Доверие как основа развития способностей межличностного взаимопонимания. Барьеры эффективного общения. Обучение общению. Развитие форм прямого общения. Формы делового общения. Деловое общение с руководством: формы, регламентация, эффективность. Влияние стиля управления на формы делового общения. Общение и уединение как фундаментальные потребности человека и их удовлетворение в условиях различных организационных культур. Отношение «Я – другие» как универсальный историко-культурный способ регуляции уединенности. 4. Мотивация и результативность организации. Понятия мотив, мотивация, мотивационный процесс. Мотивация поведения и деятельности работника в организации. Мотивация личности работника – основа формирования организационного поведения. Понимание человеческой «потребности» как основы мотивации индивидуального поведения. Содержательные и процессуальные теории мотивации: сравнительный анализ. Использование содержательных теорий мотивации. Использование процессуальных теорий мотивации. Модель мотивации. Мотивационный механизм формирования организационного поведения личности. Мотивационные побуждения. Важность внутреннего удовлетворения. Социокультурная ориентация личности работника в организации. Корпоративная культура в системе мотивации личности работника. Влияние организационной структуры на систему мотивации. Мотивация и эффективность управления. Прикладное значение теорий мотивации. Экономическое стимулирование работника. Обыденное понимание как способ интерпретации повседневных явлений в организации. Зависимость между удовлетворением и производительностью. Поведение работника при постоянном неудовлетворении работой. Деньги в контексте мотивационных теорий. Социальные блага в контексте мотивационных теорий. Ограниченность групповых стимулирующих систем. Оценка результативности. Создание эффективной системы вознаграждений в организации. 5. Формирование группового поведения в организации. Понятие и характеристики группы. Задачи и принципы формирования групп. Теории группообразования. Виды групп и факторы их создания. Условия достижения синергетического эффекта в группе. Степень сплоченности группы. Методы определения сплоченности группы. Факторы, определяющие групповое поведение в организации, групповую работоспособность. Организационные основы формирования группового поведения. Групповые нормы поведения как регулятор поведения личности. Этапы формирования групп. Появление общественного мнения в группе. Явление конформизма. Внутренний и внешний конформизм. Поведение личности в условиях группового давления. 6. Анализ и конструирование организации. Индивидуальное планирование работы. Анализ отношений в организации. Конструирование организации. Конструирование организационных отношений и их регламентирование. Понятие организационной патологии. Этапы организационного конструирования. Проектирование работы в организации. Факторы проектирования организации: состояние внешней среды, технология работы в организации, стратегический выбор целей развития организации, поведение работников. Элементы проектирования организации: разделение труда, кооперация, связи, масштаб управляемости, распределение полномочий, дифференциация и интеграция, процесс принятия решений, формы взаимосвязи структурных подразделений (структурно-функциональные связи). Степень централизации и децентрализации организации. Качество трудовой жизни и проектирование. Возникновение в организации пространства, где существует представление о ценности индивидуальности. Современные способы конструирования организации и организационное поведение. Многообразие стилей жизни людей и культурные отличия трудовых жизненных форм. Влияние организационной структуры на индивидуальное и групповое поведение. Способы (критерии) оценки реальности. Влияние организационного пространства на эмоционально-психологические состояния человека (агрессивность, страх, тревога, радость и т.д.). Принципы управления (первичность целей, координация и делегирование полномочий и ответственности, диапазон контроля, соответствие полномочий и контроля, влияние основных структурных решений) на поведение индивидуума. Роль дивизиональных структур в расширении свободы поведения личности. Анализ индивидуальной деятельности и планирование личной работы. Пересмотр и перераспределение работ посредством их укрупнения и ротации. Повышение качества индивидуальной работы путем интенсификации труда. Техника учета бюджета времени. Типичные отвлекающие факторы и их устранение. Определение и исправление своих трудовых навыков. Системы планирования. Влияние гибкого графика работы на индивидуальное поведение. Подходы к оценке эффективности поведения личности. Стилевые особенности повседневной жизни в организации. Стиль как индивидуальный или групповой «почерк жизни». 7. Особенности организационного поведения на разных этапах развития организации Формирование поведения работников в соответствии со стратегией развития организации. Определение наиболее привлекательного поведения работников для повышения эффективности деятельности организации. Типология поведения сотрудников. Пределы роста культурных систем: модель волновых процессов в культуре. Особенности организационного поведения на стадии формирования организации. Конструирование новых организационных отношений и коммуникативных связей. Особенности организационного поведения на стадии интенсивного роста организации. Особенности организационного поведения на стадии стабилизации. Зрелость организации, формализация правил и отношений. Поддержание стабильной комплексной структуры и изменение требований к работникам и внутриорганизационным отношениям. Особенности организационного поведения на стадии спада (ситуация кризиса). Порядок консервации организационного поведения отдельных работников, рабочих групп. 8. Формальные и неформальные группы и их виды Основные системные факторы функционирования формальных групп. Разновидности формальных групп. Рабочие группы как формы функционирования личности в организации. Принципы создания рабочих групп и роли отдельных личностей. Регламенты организационного поведения в рабочих группах. Рабочие группы и эффективность работы. Опыт формирования рабочих групп в различных организациях. Групповая «спаянность» и групповая производительность. «Мозговой центр» группы и его влияние на эффективность работы группы. Команды в условиях современных организаций. Особенности самоуправляемых команд. Причины присоединения индивида к группе. Функции неформальных групп. Разновидности неформальных групп. Преимущества и недостатки неформальных групп. Управление неформальными группами и организациями. Особенности создания неформальных групп в различных организациях. Влияние неформальных групп на эффективность деятельности организации. 9. Преодоление межгрупповых конфликтов и стресс на рабочем месте Современный взгляд на конфликты в организации. Понятие конфликта. Противоречия и конфликты. Функции и виды конфликтов (функциональные и нефункциональные конфликты). Типы конфликтов (внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые конфликты). Конфликт как процесс. Причины межгрупповых конфликтов. Последствия конфликтов в организации. Руководство межгрупповыми конфликтами как средство их разрешения. Методы разрешения конфликта (разъяснение требований к работе, координации и интеграции, комплексных целей, системы вознаграждений). Межличностные стили разрешения конфликтов (уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, разрешение проблемы). Переговоры - универсальный метод разрешения конфликтов. Причины внутригрупповых конфликтов. Смягчение отрицательных последствий внутригрупповых конфликтов. «Кружки качества» и решение проблем единства группы. Стресс и синдром общей адаптации. Стресс как результат нововведений. Сущность стресса. Причины стрессов в организации. Влияние стресса на эффективность деятельности организации. Организационные и личностные факторы стресса. Групповой фактор стресса. Индивидуальный, организационный, «событийный» (повседневный) стрессы. Фрустрация. Виды стрессов: хронический, острый, физиологический, психологический. Стадии стресса. Управление стрессом: на уровне личности и на уровне организации. Признаки стойкой (не подверженной) стрессам личности. Стресс и показатели выполнения производственных заданий. Индивидуальные и организационные способы преодоления стресса. 10. Лидерство в организации Сущность лидерства. Понятие лидерства в управлении организацией. Сравнительный анализ моделей лидерства. Истоки и классические исследования лидерства. Формальное и неформальное лидерство. Авторитет. Влияние лидера на поведение личности, группы, организации в целом в организациях разного типа. Проблемы формирования лидера в организации (малые, средние, крупные организации, быстрорастущие организации, организации различных форм собственности и т.п.). Особенности лидерства и его формы на разных этапах развития организации. Формальное лидерство и его природа. Власть и полномочия как условия формального лидерства. Особенности формального лидерства в организациях разного типа. Условия неформального лидерства. Разновидности неформального лидерства. Особенности неформального лидерства в организациях разного типа. Взаимоотношения формальных и неформальных лидеров. Возможные конфликты между формальными и неформальными лидерами. Формы и методы их преодоления. 11. Изменения в организации и индивидуальное поведение. Управление нововведениями в организации. Изменения, с которыми сталкиваются организации в своем развитии. Изменения как норма функционирования организации. Синергетическая модель изменения организационной культуры. Механизм изменения личности и ее моделей поведения как главный источник изменения организационной культуры. Понятие организационного развития. Ценности организационного развития. Модель управления организационным развитием. Направления и формы организационного поведения. Меры по осуществлению эффективного руководства процессом преобразований. Принципы обучения в рамках организационного развития. Организационные изменения как угроза личной свободе. Групповые стратегии жизни как способы реализации жизненных стилей в организации. Сопротивление изменениям. Бессознательные формы поведения в организации и проблема их коррекции. Подготовка работников к необходимости изменений. Изменения в процессе труда. Участие работников в реорганизации как способ преодоления их сопротивления нововведениям. Критерии успешного осуществления изменений. Концепция научения поведению: подкрепление и наказание. Позитивное и негативное подкрепление. Типы поведения индивида в организации и типы научения поведения. Управление поведением: выявление форм поведения, связанных с трудовой деятельностью; измерение поведенческих событий; функциональный анализ поведения; разработка стратегий интервенций; оценка для улучшения деятельности. Жизненный путь человека как предмет организационно-поведенческого исследования. Поведенческий маркетинг. 12. Организационное поведение в системе международного бизнеса. Общая характеристика организационного поведения в системе международного бизнеса. Особенности организационного поведения представителей западноевропейского бизнеса. Особенности организационного поведения представителей азиатского бизнеса. Характеристика организационного поведения представителей российского бизнеса. Сравнительный анализ отечественной и зарубежных моделей организационного поведения в бизнесе. 5. . Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 5.1. Рекомендуемая литература: Основная:
Дополнительная: 1.Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1991.
5.2. Дополнительные средства обеспечения освоения дисциплины: Для освоения учебной дисциплины «Организационное поведение» необходимы: Электронное пособие «Психология делового общения», учебное пособие Березуцкая Ю.П. Межличностное общение в трудовом коллективе: психологические аспекты деловых взаимоотношений. – Барнаул: БГПУ, 2002г. 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины. Для обеспечения данной дисциплины необходимы:
технические средства обучения: компьютер, принтер, ксерокс; учебно-наглядные пособия, доска. 7. Содержание текущего и промежуточного контроля 7.1. Текущий контроль Текущий контроль по курсу «Организационное поведение» реализуется в форме контрольных заданий и вопросов по темам, в процессе осуществления анализа и разрешения проблемных ситуаций, проведения деловых игр, выполнения тестовых заданий, обсуждения актуальных аспектов дисциплины. Контрольные работы не предусмотрены. 7.2. Промежуточный контроль Промежуточный контроль реализуется в форме зачёта в 6 семестре и экзамена в 7 семестре. Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080801.65 – «Прикладная информатика (в менеджменте)». Программу составили: Березуцкая Ю.П., к.п.н., доцент Программа одобрена и утверждена на заседании кафедры экономики и менеджмента Протокол № от 2009 г. Заведующий кафедрой: ____________ Министерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ» Кафедра экономики и менеджмента Учебно-методический комплекс дисциплины Организационное поведение КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА 080801.65 – «Прикладная информатика (в менеджменте)» Ведущий лектор Березуцкая Ю.П., к.п.н., доцент Барнаул 2009 СТРУКТУРА КОНСПЕКТА ЛЕКЦИЙ по дисциплине «Организационное поведение» |
Министерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального... Методические указания к семинарским занятиям, практикум, контрольные работы и задания | Министерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального... Начальник управления имущественных и земельных отношений администрации Мошковского района | ||
Министерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального... На основании Письма от 08. 02. 2013 302-02/02/277 Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края | Министерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального... Разработчик программы: кандидат военных наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга вавт кочетков Владимир Викторович | ||
Министерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального... Физическое лицо как субъект гражданских правоотношений. Правоспособность и дееспособность гражданина. Документы, удостоверяющие личность... | Министерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального... Муниципальное общеобразовательное учреждение Избердеевская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза В. В. Кораблина... | ||
Министерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального... Рф как обязательная дисциплина. Учебный курс посвящен изучению гражданского права, устанавливающего и регулирующего имущественно-стоимостные... | Министерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального... Включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст... | ||
Министерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального... Умк учебно-методический комплекс Кафедры теории права и сравнительного правоведения для студентов 1 курса Факультета Права // Автор-составитель... | Министерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального... «О премиях Пермского края в области науки» и на основании предложений Совета по присуждению премий Пермского края в области науки... | ||
Российской Федерации Алтайский филиал федерального государственного... Минимальные требования к содержанию дисциплины/модуля/спецкурса: Информационная безопасность | Российской Федерации Алтайский филиал федерального государственного... Тема 10. Методологические проблемы сохранения культурного наследия в электронном виде 11 | ||
Российской Федерации Алтайский филиал федерального государственного... Минимальные требования к содержанию дисциплины (определены содержанием гсэ. Ф. 02 «Иностранный язык») | Российской Федерации Алтайский филиал федерального государственного... Петра I; государст- венное и региональное управление в середине и второй половине 18 века | ||
Министерство сельского хозяйства российской федерации томский сельскохозяйственный... Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования | Российской Федерации Алтайский филиал федерального государственного... Взаимосвязь дисциплины/модуля/спецкурса с другими дисциплинами учебного плана специальности (сетов в гос впо) |