ЯОУНБ имени Н. А. Некрасова
Информационно-библиографический отдел
Конституционно-правовые ценности в формировании личности Информационный список литературы
Ярославль, 2013
1 Конституционно-правовые ценности
Соловьев В. С. Право и нравственность / В. С. Соловьев. – Минск : Харвест ; М. : АСТ, 2001. – 191 с. 87.3(2) С60 к 823714 М ч/з
Витрук Н. В. Конституция Российской Федерации как ценность и конституциональные ценности: вопросы теории и практики // Конституционные ценности: содержание и проблемы реализации. Т. 1. / Н. В. Витрук. – Москва : ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», 2012. – С. 9-14. – Библиогр. в сносках ; То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://my-shop.ru/_files/product/pdf/116/1152802.pdf (12.08.13).
Ройзман Г. Б. Ценности в конституционном праве Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 / Ройзман Григорий Борисович ; [Место защиты: Челяб. гос. ун-т]. – Челябинск, 2012. – 198 с.
Право XX века: идеи и ценности : [сб. обзоров и рефератов] / Ин-т науч. информ. по обществ. наукам ; Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам ; [отв. ред. Ю. С. Пивоваров]. – Москва : [б. и.], 2001. – 327 с. – Библиогр. в конце ст. 67.0 П68 к 820068 к/х ; к 821089 ч/з
***
Автономов А. С. Ценности Конституции // Государство и право. – 2009. – № 3. – С. 5-11. – Библиогр. в сносках. В статье рассматривается Конституция как ценность, в которой закреплена система общественных ценностей и нацелена на формирование соответствующих воззрений каждого члена общества. Автор анализирует Конституции, принятые и действовавшие на протяжении XX века в России, определяя ценность каждой.
Бузуверова Н. В Конституционные ценности – основа развития современного российского общества // Вопросы управления. – 2009. – № 6. – С. 11-14. – Библиогр.: с. 14 ; То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://vestnik.uapa.ru/ru-ru/issue/2009/01/02/ (12.08.13). Статья раскрывает смысл основных ценностей, закрепленных Конституцией Российской Федерации. Эти конституционные ценности служат правовой основой развития современной российской государственности. Григорьева Н. А. Государственная образовательная политика в условиях становления гражданского общества: сравнительно-исторический аспект // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2007. – № 4. – С. 25-30. – Библиогр.: с. 30 (5 назв.). Гражданское общество поддерживается и совершенствуется соответствующей моделью гражданского образования и воспитания. Образованию отводится роль транслятора социального опыта (знаний, традиций, норм и ценностей). Гражданское образование предполагает усвоение основных норм и ценностей гражданского общества. Определены основные ценности современного российского общества: общественное благо, права человека, свобода, справедливость, равенство, плюрализм, патриотизм. В мировой практике гражданское образование рассматривается в русле социоцентрического, антропоцентрического либо культуроцентрического подходов.
Гуляихин В. Н. Генезис теории правовой социализации // Журнал российского права. – 2013. – № 5. – С. 48-56. – Библиогр.: с. 56. Рассматриваются основные этапы зарождения и становления теории правовой социализации. Выделены два ее наиболее влиятельных концептуальных направления: когнитивное развитие и социальное обучение.
Ерофеев А. А. Ценности в современном конституционном праве Российской Федерации: теоретико-методологические подходы к определению понятий // Вестник Челябинского государственного университета. – 2008. – № 22. – С. 41-45. – Библиогр.: с. 44-45 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: (http://www.lib.csu.ru/vch/123/007.pdf) (12.08.13). Рассматриваются особенности категориально-понятийного аппарата юридической науки. Анализируется не только смысловое содержание некоторых терминов, но и их практическое применение в юриспруденции. Пресняков М. В. Конституционная аксиология: к вопросу о сущности конституционных ценностей // Современное право. – 2009. – № 10. – С. 13-17. В статье рассматриваются специфика аксиологического подхода в праве, признаки и особенности правовых ценностей и механизмы воздействия конституционных ценностей на законодательный и правоприменительный процесс. Делается вывод, что процесс перевода юридических норм на язык ценностей дает возможность интерпретировать конституционные нормы с учетом их идеального смысла и социального назначения.
Снежко О. Правовая природа конституционных ценностей современной России // Сравнительное конституционное обозрение. - 2005. - N 2. - С. 13-19. - Библиогр.: с. 18-19 (38 назв.). Автор рассматривает правовую природу конституционных ценностей, их функции, признаки.
Шустров Д. Г. Иерархия конституционных ценностей // Конституциональное и муниципальное право. – 2013. – № 6. – С. 6-15. Настоящая статья посвящена анализу сложной теоретической проблемы «конституционных ценностей». На основе изучения конституционного материала и основных теоретических подходов к проблеме автор показывает иерархию конституционных ценностей, согласно Конституции РФ 1993 г.
2 Формирование гражданственности
Воспитание гражданина : материалы для кл. часов в ст. кл. / [Светлана Дьячкова и др.]. – Москва : Чистые пруды, 2008. – 29 с. ; 21 см. – (Библиотечка «Первого сентября» ; вып. 10. Классное образование). 74.2 В 77 к 871190 ч/з
Воспитание гражданина в педагогике А. С. Макаренко : [сборник] / [ред.-сост. С. С. Невская]. – Москва : Акад. проект : Альма Матер, 2006. – 973 с., [32] л. ил. – Библиогр. в примеч. 74.03 В 77 к 856044 Б к/х
Вульфсон Б. Л. Нравственное и гражданское воспитание в России и на Западе : актуальные проблемы / Б. Л. Вульфсон ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. – Москва, 2008. – 332 с. – Библиогр.: с. 323-331. 74.2 В 88 к 873352 ч/з
Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 2011. – 23 с. – Библиогр. в подстроч. примеч.
74.2 Д 18 к 885478 аб
Завадская Ж. Е. Гражданином быть обязан / Ж. Е. Завадская, Л. В. Шевченко. – Минск : Нар. асвета, 1987. – 56 с. 74.200.52 З-13 к 523498 М к/х
Зосимовский А. В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте / А. В. Зосимовский. – М. : Изд-во МГУ, 1982. – 200 с. 74.200.52 З-87 к 313406 к/х
Как воспитать гражданина : [сб. ст.] / ред.-сост. И. Д. Чернышенко. – Минск : Нар. асвета, 1980. – 96 с. 74.905.2 К 16 к 2499699 к/х
Кузнецова Л. В. Истоки гражданственности / Л. В. Кузнецова. – 2-е изд., доп. – Минск : Педагогика, 1986. – 160 с. 74.905.2 К89 к 468436 к/х
Личность и гражданское общество : альманах / Рос. акад. естествен. Наук ; [ гл. ред. Б. И. Коваль]. – Москва : СОВЕРО-ПРИНТ, 1999. – 68с. – Библиогр. в примеч. 87.0 Л66 к 801983 Б ч/з
Мошер Р. Воспитание гражданина: демократические школы : [пер. с англ.] / Р. Мошер, Р. Кенни, Э. Гаррод. – М. : Журн. «Нар. образование», 1996. – 232 с. 74.200.52 М87 к 756870 ч/з
Мы - сограждане : [сборник] / Междунар. благотвор. фонд им. Д. С. Лихачева ; под общ. ред. Л. И. Семиной. – Москва. : Бонфи, 2002. – 501 с. – (Толерантность: объединяем усилия). – Библиогр. в подстроч. примеч. 74.2 М94 к 838101 к/х
Современная российская цивилизация : сер. науч. тр. / [А. Н. Аринин и др. ; редкол.: А. Н. Аринин и др.] ; Ин-т федерализма и гражд. о-ва. – Москва : СОВЕРО-ПРИНТ, 2000 – Кн. 1 : Личность. Общество. Федерация. – 2000. – 235 с. – Библиогр. в конце гл. 87.6 С 56 к 801977 ч/з ; Кн. 2 : Личность. Экономика. Гражданское общество. – 2000. – 191 с. 87.0 Л 66 к 801978 ч/з
***
Арламов А. А. Методологические ориентиры воспитания личности гражданина России // Педагогика. – 2010. – № 6. – С. 27-30. – Библиогр.: с. 30 (7 назв.). В статье предпринимается попытка определить методологические ориентиры воспитания гражданственности как личностного качества.
Бароненко А. Как воспитать гражданина // Российская Федерация сегодня. – 2011. – № 3. – С. 27-29. Автор статьи говорит о проблемах создания гражданского общества и правового государства. В тесной связи с этими проблемами находятся педагогические проблемы гражданского воспитания молодежи.
Боголюбов Л. Н. Роль курса обществознания в воспитании гражданственности и патриотизма // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2009. – № 4. – С. 1722. Актуальная задача воспитания гражданственности и патриотизма может успешно решаться путем соединения усилий различных общественных сил: семьи, школы, средств массовой информации, общественных организаций. Особое место в гражданском и патриотическом воспитании занимает учитель обществознания. Курс обществознания позволяет учащимся овладеть знаниями, умениями, системой жизненных ценностей, социальными нормами, которые необходимы любому гражданину в его отношениях с другими людьми, институтами гражданского общества, государством.
Гаврилычева Г. Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы // Воспитание школьников. – 2010. – № 4. – С. 3-7. Опыт работы по воспитанию у школьников гражданственности, любви к Родине.
Гаврилюк В. В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи / В. В. Гаврилюк, В. В. Маленков // Социологические исследования. – 2007. – № 4. – С. 44-50. – Библиогр.: с. 50 (4 назв.). Приведены результаты исследования с целью определения степени гражданственности молодежи, ее проявления в структуре сознания и деятельности личности.
Загидуллина С. Х. Формирование гражданина и социализация школьников в условиях профильного лицея / С. Х. Загидуллина, Г. М. Назмиева, Т. А. Рассказова // Вестник образования России. – 2009. – № 15. – С. 31-35. Опыт работы лицея милиции.
Иоффе А. Н. Роль образования в гражданском становлении личности // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2011. – № 8. – С. 19-25. – Библиогр. в сносках. –Истоки, сущность, факторы становления, характеристики гражданственности и их диагностируемые проявления у педагогов и учащихся. Факторы готовности учителя к формированию гражданственности.
Красникова Е. Модели гражданского образования: практические рекомендации школьным администраторам и учителям // Управление школой – Первое сентября. – 2012. – № 10. – С. 48-57. Даны рекомендации для помощи школьным администраторам и учителям, как в плане обеспечения мотивации учащихся, так и в плане помощи школе в реализации ее социальной ответственности перед государством и местным сообществом - в сфере социализации подрастающего поколения. Представлены пять моделей (форм) гражданского образования, которые в настоящее время реализуются в России и в чистом, и в смешанном вариантах.
Крылова Н. Б. Гражданское образование как новое и хорошо забытое старое // Народное образование. – 2012. – № 1. – С. 48-55. Школа призвана помочь становлению у школьников, помимо общеучебных умений и компетенций, гражданской ответственности, мотивации и навыков гражданской активности, чувства собственной причастности к гражданскому действию.
Лихачев Б. Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания // Педагогика. – 2007. – № 9. – С. 60-65. В статье рассматриваются основные компоненты, которые преобразуются в национальную идею.
Лутовинов В. И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня // Педагогика. – 2006. – № 5. – С. 52-59. В статье идет речь о необходимости интеграции гражданского и патриотического воспитания, то есть о сближении и соединении ярко выраженного социального и правового компонента гражданского воспитания с духовно-нравственной составляющей, стержнем патриотического воспитания.
Метлик И. В. Духовно-нравственное и гражданское воспитание в школе: особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе // Воспитание школьников. – 2012. – № 2. – С. 9-18. – Библиогр.: с. 18 (9 назв.). Сущность духовно-нравственного воспитания школьников и его роль в учебно-воспитательном процессе в современной России.
Семенова О. В. Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся «Мы патриоты» на 2011-2015 годы // Классный руководитель. – 2013. – № 1. – С. 22-32. –Предложена программа «Мы патриоты» по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся на 2011-2015 года. Приведены паспорт, содержание, условия реализации, оценка эффективности программы. Даны принципы организации гражданско-патриотического воспитания и направления программы: историческое краеведение; правовое воспитание; туризм; литературное краеведение; экологическое воспитание.
Семыкина Е. Н. Гражданско-нравственное становление школьников в процессе воспитания // Воспитание школьников. – 2011. – № 5. – С. 21-25. – Библиогр.: с. 25 (3 назв.). Приведены примеры учебной и внеучебной деятельности школьников по гражданско-нравственному воспитанию.
Синельников И. Ю. Гражданское воспитание в российской школе в свете опыта отечественной педагогики // Основы государства и права. – 2009. – № 1. – С. 38-45. –Гражданско-воспитательное воздействие школы на молодежь.
Сухомлинский В. А. Воспитание гражданина // Воспитание школьников. – 2011. – № 7. – С. 3-9. Статья известного советского педагога, заслуженного учителя Василия Александровича Сухомлинского из первого номера журнала «Воспитание школьников» за 1966 год о воспитании гражданственности в молодом поколении.
Филиппова Л. Эффективность гражданского воспитания: проблема критериев // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. – 2007. – № 1. – С. 180-182. – Библиогр. в примеч. О значении гражданского воспитания при функционировании демократического режима.
Филонов Г. Н. Воспитание и демократия // Педагогика. – 2006. – № 8. – С. 3-10. – Библиогр.: с. 10 (6 назв.). В статье рассматривается весьма актуальный вариант социальных, правовых и культуросообразных условий и факторов, определяющих оптимальное взаимодействие управляемых систем воспитания в духе демократии с позиций обновления духовно-нравственных устоев и ценностей гражданского общества.
Филонов Г. Н. Свобода личности и воспитание // Педагогика. – 2005. – № 9. – С. 25-33. – Библиогр.: с. 33 (4 назв.). В статье предпринята попытка рассмотреть ряд ключевых теоретико-методологических аспектов свободы личности во взаимосвязи с процессами фомирования базовых устоев гражданственности.
Харланова Г. А. Воспитание гражданственности и патриотизма // Специалист. – 2009. – № 5. – С. 21-22. Работа по воспитанию гражданственности и патриотизма в Орловском строительном колледже.
3 Патриотическое воспитание учащихся
Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен: теоретико-методологические и прикладные основы / А. Н. Вырщиков [и др. ; под общ. ред. С. В. Дармодехина, А. К. Быкова] ; Федер. гос. учреждение «Гос. науч.-исслед. ин-т семьи и воспитания». – Москва : Гос. НИИ семьи и воспитания, 2007. – 327 с. – Библиогр.: с. 316-[325] (165 назв.), библиогр. в подстроч. примеч. 74.2 В77 к 866793 к/х
Кудряшева Л. А. Формы воспитания патриотизма : материалы для внекл. мероприятий / Л. Кудряшева, М. Проскурина. – Москва : Чистые пруды, 2008. – 31 с. – (Библиотечка «Первого сентября» / общ. ред.: С. Л. Островский ; вып. 12: Классное руководство). 74.2 К88 к 871081 к/х
Патриотическое воспитание : сб. сценариев для педагогов ср. шк. / отв. ред. С. В. Петрова – Москва : Либерея-Бибинформ, 2008. – Вып. 3. - 112 с. 74.2 П20 к 876391 аб
Патриотическое воспитание детей и подростков в образовательных учреждениях Ярославской области : (из опыта работы) : сборник / Деп. образования адм. Яросл. обл. ; сост.: А.Е. Наумова [и др.]. – Ярославль : [б. и.], 1999. – 68 с. 74.2Яр П20 к 793443 кр ; к 793441 кр ; к 793442 кр
Патриотическое воспитание молодежи и юношества в современных условиях : материалы межрегион. науч.-практ. конф. / Деп. культуры и туризма Адм. Яросл. обл., Яросл. обл. юнош. б-ка им. А. А. Суркова ; [отв. за вып. Н. Н. Щепеткова, ред. И. В. Сычева]. - Ярославль : [б. и.], 2004. – 85 с. 78.38Яр П20 к 888405 нмо
Растим патриотов России : материалы межрегион. науч.-практ. конф. / Деп. культуры и туризма Яросл. обл., Гос. учреждение культуры Яросл. обл. «Обл. юнош. б-ка им. А. А. Суркова» ; [ред.-сост. С. С. Иванова ; отв. за вып. Н. Н. Щепеткова]. – Ярославль : [б. и.], 2007. – 100 с. – Библиогр. в подстроч. примеч. 74.2Яр Р24 к 870857 кр ; 870858 кр ; к 870859 кр
С чего начинается личность : сборник / Р. И. Косолапов [и др.] ; под общ. ред. Р. И. Косолапова. – 2-е изд. – Москва : Политиздат, 1983. – 360 с. – Библиогр. в подстроч. примеч. 87.7 С11 к 385635 аб ; к 392162 к/х
***
Белова С. В. Быть патриотом и гражданином своей страны / С. В. Белова, С. О. Бачурина, Е. А. Власова // Народное образование. – 2012. – № 9. – С. 69-57. О путях и методах патриотического воспитания, а также о современных проблемах воспитания.
Горбунов В. С. Воспитание гражданина-патриота: системный подход // Воспитание школьников. – 2010. – № 1. – С. 10-20. – Библиогр.: с. 20 (5 назв.). Методическая разработка теоретической модели педагогики патриотизма, акцентированной на воспитание патриотизма у школьников.
Греченев В. П. Патриотизм как стержень гражданского воспитания // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2013. – № 1. – С. 20-22. Организация внеклассных занятий по ОБЖ и основам воинской службы.
Елистратова Н. С. Патриотическое воспитание учащихся // Начальная школа. – 2012. – № 12. – С. 7-8. – Библиогр.: с. 8 (3 назв.). Учитель начальных классов делится опытом патриотического воспитания учеников.
Калуцкая Е. Как воспитать гражданственность : просвещенный патриотизм и современная школа // История - Первое сентября. – 2012. – № 3. – С. 50-53. Методический материал по правовому образованию учащихся 8-11 классов на тему «Гражданин и патриот – понятия взаимосвязанные».
Кузнецова Л. П. Программа по патриотическому воспитанию «Стань гражданином» / Л. П. Кузнецова, С. Н. Цыкина, Т. А. Фоминых // Классный руководитель. – 2012. – № 7. – С. 7-15. Представлена цель, содержание, формы, мероприятия программы по патриотическому воспитанию «Стань гражданином». Приведены содержание, задачи и мероприятия по реализации подпрограммы «Мой город».
Куликова О. С. Программа нравственно-патриотического воспитания / О. С. Куликова, Н. А. Сиротина // Классный руководитель. – 2012. – № 7. – С. 15-20. Представлена программа по нравственно-патриотическому воспитанию учащихся в интернате семейного типа. Приведены цели, задачи, формы и методы воспитательной работы. Даны четыре направления нравственно-патриотической программы и диагностики, используемые для изучения коллектива воспитанников интерната семейного типа.
Провоторова В. П. Педагогическое взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании // Начальная школа. – 2013. – № 4. – С. 19-21. – Библиогр.: с. 21 (5 назв.). Об организации взаимодействия школы и семьи в патриотическом воспитании.
Савельев А. О патриотическом сознании // История - Первое сентября. – 2012. – № 7. – С. 3. Нужно иметь патриотическое сознание, чтобы различить истинное благо Отечества от ложного.
Фирсова Е. В. Система патриотического воспитания на уроках истории и внеклассных мероприятиях : (из опыта работы) // Воспитание школьников. – 2013. – № 3. – С. 40-43. Опыт работы учителя истории в воспитании гражданственности и патриотизма подростков.
Циулина М. В. Патриотическое воспитание школьников: возможности социообразовательной среды // Народное образование. – 2013. – № 1. – С. 252-259. – Библиогр. в сносках.
Шайденко Н. А. Идеи патриотизма в истории отечественной педагогики : от дореволюционного периода к современной России // Alma Mater: Вестник высшей школы. – 2012. – № 1. – С. 49-53. – Библиогр.: с. 53 (11 назв.). Проанализирована смысловая структура понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание» в источниках разного типа. Дана характеристика сущностных компонентов данных понятий.
4 Правовое сознание. Правовая культура
Агешин Ю. А. Политика, право, мораль / Ю. А. Агешин. – Москва : Юрид. лит., 1982. – 160 с. – Библиогр. в примеч.: с. 153-159. 67.032 А23 к 341779 к/х
Агешин Ю. А. Правовые знания и культура человека / Ю. А. Агешин. – Москва : Юрид. лит., 1973. – 64 с. 67.05 А23 998733
Аграновская Е. В. Правовая культура и обеспечение прав личности / Е. В. Аграновская ; отв. ред. Е. А. Лукашева ; АН СССР, Ин-т государства и права. – Москва : Наука, 1988. – 144 с. 67.05 А25 к 565000 ч/з ; к 553280 к/х
Алексеев С. С. Тайна права. Его понимание, назначение, социальная ценность : резюме с претензией / С. С. Алексеев. – Москва : Норма, 2001. – 162 с. 67.0 А 47 к 817668 к/х
Альхименко В. В. Правовое воспитание молодого поколения / В. В. Альхименко, А. Б. Козловский. – Москва : Моск. рабочий, 1985. – 95 с. 67.05 А59 к 465770 М ч/з ; к 449104 М к/х
Арутюнян М. С. Образ и опыт права: правовая социализация в изменяющейся России / М. Арутюнян, О. Здравомыслова, Ш. Курильски-Ожвэн. – Москва : Весь Мир, 2008. – 207 с. – Библиогр. в подстроч. примеч. 67.0 А 86 к 869918 ч/з ; к 872456 ч/з
Карташов В. Н. Правовая культура: понятие, структуры, функции : монография / В. Н. Карташов, М. Г. Баумова ; редкол.: В. Н. Карташов [и др.], М-во образования и науки РФ, Федер. агентство по образованию, Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2008. – 200 с. – Библиогр. в конце гл. 67.0мп К 27 к 871799 к/х ; к 871800 к/х
Организация работы по повышению правовой культуры молодежи : [материалы на конкурс] / Избират. комис. Яросл. обл. ; [под ред.: Г. Е. Степенко, отв. за вып. - Карнюхина В. А.]. – Ярославль : [б. и.], 2010. – 42 с. 67.6Яр О-64 к 888797 пцпи
Певцова Е. А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX-XXI веков / Е.А. Певцова ; Рос. фонд правовых реформ. – Москва : Новый учеб., 2003. – 415 с. – Библиогр.: с. 342-372. – Библиогр. в подстроч. примеч. 67.0 П23 к 835006 ч/з
Правовое воспитание подростков и молодежи : опыт регионов: учеб.-метод. пособие / Е. Ю. Дан-Чин-Ю, А.А. Мерзлякова; ред. совет: С. В. Зуева и др. ; Мэрия г. Ярославля, Яросл. гор. науч.-метод. центр соц. политики, Комис. по делам несовершеннолет. и защите их прав г. Ярославля. – Ярославль : МУ «Гор. науч.-метод. центр соц. политики», 2005. – 68 с. – Библиогр.: с. 64-66. 74.2мп П 68 к 841998 к/х ; к 841999 пцпи
Сидельников И. П. Доступность закона: правовое информирование граждан / И. П. Сидельников ; под ред. В. А. Круталевич а; АН Беларуси, Ин-т философии и права. – Минск : Навука i тэхнiка, 1992. – 125 с. 67.05 С34 к 711267 к/х
Татаринцева Е. В. Правовое воспитание: методология и методика / Е. В. Татаринцева. – Москва : Высш. шк., 1990. – 175 с. 67.05 Т23 к 644754 к/х
Чефранов В. А. Правовое сознание как разновидность социального отражения : (филос.-метод. очерк) / В. А. Чефранов. – Киев : Вища шк. 1976. – 210 с. – Библиогр. : с. 204-209 (192 назв.). 67.05 Ч-55 к 82002 к/х
Щербакова Н. В. Правовая установка и социальная активность личности / Н. В. Щербакова. – Москва : Юрид. лит., 1986. – 127 с. 67.0 Щ61 к 516966 ч/з ; к 505379 к/х
Щербакова Н. В. Социально-психологические основы правомерного поведения личности в СССР : учеб. пособие / Н. В. Щербакова. – Ярославль : ЯрГУ, 1984. – 82 с. 67.032.3мп Щ61 к 453696 к/х ; к 453697 к/х ; к 452852 к/х
***
Бутенко И. В. Конституционные права и свободы: интерактивное занятие в IX классе / // Преподавание истории в школе. – 2009. – № 4. – С. 14-17. : схема, табл. Ожидаемые результаты и план занятия. Даны вопросы и задания к данному уроку.
Карнизова Н. В. Я – гражданин России : интегрированный урок / Н. В. Карнизова, М. С. Лахман // Читаем, учимся, играем. – 2009. – № 9. – С. 45-48. : ил. Сценарий урока на тему – Конституция России.
Саввин Д. Конституционная прописка // Молодая гвардия. – 2013. – № 4. – С. 209-213. Автор обращается к проблеме отсутствия в Конституции РФ специального раздела о русском народе и выражает собственное мнение по этому поводу.
Лескова И. В. Социокультурная идентичность и правовое воспитание личности // Государство и право. – 2007. – № 4. – С. 91-98. – Библиогр. в сносках. В статье автор проводит анализ генезиса социокультурной идентичности и правового воспитания личности.
Попов М. Ю. Правовая культура как элемент социального порядка // Власть. – 2006. – № 6. – С. 13-18. – Библиогр. в сносках. Приводится комплексный анализ правовой культуры в контексте ее связи с социальным порядком. Отмечается, что правовая культура является одной из основных характеристик любого правового института или системы.
5 Школьное правовое образование
Граждановедение : пособие для учащихся 5–9-х кл., их родителей и учителей / Я. В Соколов, Е. С. Корольков – Москва : Изд-во правл. о-ва «Знание» РСФСР, 1992. – Ч. 2. - 96 с. 74.263.8 Г75 к 693817 к/х
Гражданское образование : материалы междунар. семинара / М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации. Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. Междунар. центр образоват. инноваций; [Редкол.: Г. А. Бордовский и др.]. – Санкт-Петербург : Образование, 1997. - 155 с. 74.263.8 Г75 к 780430 к/х
Ищенко В. М. Изучаем Конституцию Российской Федерации : учеб.-метод. пособие для преподавателей обществ. дисциплин, учащ. старших классов, студ. высш. и сред. спец. учеб. заведений / В. М. Ищенко. – Чебоксары : Изд-во «КЛИО», 1997. – 107 с. 74.266.7 И98 к 778404 ч/з
Конституционное право Российской Федерации : учеб. материалы / [сост. В. В. Калинин ; вступ. ст. Г. А. Жилина]. – Москва : Омега-Л, 2002. – 669с. 67.400 К65 к 822112 ч/з
Морозова С. А. Методика преподавания права в школе / С.А. Морозова ; [науч. ред. В. В. Спасская] ; Рос. фонд правовых реформ, Проект «Правовое образование в школе». – Москва : Новый учеб., 2002. – 220 с. – Библиогр.в конце ст. 74.266.7 М80 к 824559 ч/з ; к 824560 аб
Никитин А. Ф. Права человека : учеб. пособие для сред. шк. / А. Ф. Никитин. – Москва : Б. и., 1993. – 127 с. 74.2 Н62 к 731491 к/х
Никитин А. Ф. Права человека в школе : дайджест / А. Ф. Никитин ; НМО «Творч. педагогика», МП «Новая шк.». – Москва : Б. и., 1993. – 77 с. 74.2 Н62 к 731494 к/х
Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности / Л. И. Петражицкий ; сост., авт. вступ. ст. и коммент.: А. Н. Медушевский ; Ин-т обществ. мысли, НП «Благотвор. орг. «Искусство и спорт». – Москва : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. – 798 с. – Библиогр.: с. 789-790. – Указ.: с. 791-794. 67.0 П30 к 885857 к/х
Правовое образование в школе : концепция, стандарты, программы / Рос. фонд правовых реформ ; авт.-сост. В. В. Спасская, С. И. Володина. – Москва : Новый учеб., 2003. – 60с. 74.266.7 П68 к 834992 к/х
Теоретические и методические основы преподавания права в школе : курс лекций / Т. В. Болотина ; Рос.фонд правовых реформ. – Москва : Новый учеб., 2002. – 487 с. 74.263.8 Т 33 к 824651 к/х ; к 824652 аб
***
Акчурин Т. Правовое образование школьников: обсуждаем перспективы развития // Народное образование. – 2009. – № 10. – С. 199-202. Выводы и рекомендации из проведенного исследования правовой культуры несовершеннолетних.
Ивонина А. Современный урок права // Учитель. – 2011. – № 3. – С. 34-37. – Библиогр. в сносках. Методика ведения урока права.
Идерова И. В. О правовом образовании школьников // Российский юридический журнал. – 2008. – № 4 (июль-август). – С. 190-192. – Библиогр.: с. 192 (5 назв.). О правовом обучении в общеобразовательных учебных заведениях как важнейшем условии формирования активной жизненной позиции, законопослушности и правоуважения школьников.
Калуцкая Е. К. Формирование гражданско-правовой активности молодежи при изучении политико-правовых изменений в современной России: (опыт работы со старшеклассниками) // Основы государства и права. – 2009. – № 2/3. – С. 71-75. Формирование правовой культуры старшеклассников посредством изучения ими всех политических процессов, происходящих в стране.
Кожин Ю. А. Становление доктрины правового образования школьников в современной России // Преподавание истории в школе. – 2009. – №8. – С. 33-39. – Библиогр. в примеч. – Библиогр.: с. 38. Попытки формирования и становления целостной системы формирования правового сознания, правовой культуры школьников посредствам государственной политики в области правового образования с четким определением целей, содержания, форм и методов целенаправленного воздействия на сознание и поведение подрастающего поколения.
Кропанева Е. М. Правовая культура опирается на чувство собственного достоинства / Е. М. Кропанева, М. Р. Москаленко // Народное образование. – 2013. – № 4. – С. 273-277. – Библиогр. в сносках. О правах и обязанностях школьника и их повседневной культуре поведения.
Мазыр З. Эффективный способ формирования гражданской компетенции // Внешкольник. – 2005. – № 12. – С. 13-15. Об эффективном способе формирования гражданской компетенции учащихся - Всероссйской акции «Я - гражданин России».
Певцова Е. А. Воздействие современной социальной среды на правовое сознание школьной молодежи: (теоретико-правовые аспекты) // Государство и право. – 2006. – № 12. – С. 109-115. – Библиогр. в сносках. Влияние современной социальной среды на формирование правового сознания и правовое воспитание школьников и молодежи в России.
Певцова Е. А. Право. Основы правовой культуры : 10-11 класс / Е. А. Певцова // Основы государства и права. - 2005. - N 5. - С. 5-31. Рассматриваются структура Конституции РФ; порядок приобретения и прекращения российского гражданства; основные права и обязанности человека и гражданина, а также виды избирательных систем и проблемы избирательного процесса.
Рехлецкая Е. А. Программа по гражданско-правовому воспитанию для 8-9-х классов // Классный руководитель. – 2009. – № 1. – С. 45-47.
6 Проблемы гражданско-правового воспитания
Бароненко А. Как воспитать гражданина // Российская Федерация сегодня. – 2011. – № 3. – С. 27-29. Автор статьи говорит о проблемах создания гражданского общества и правового государства. В тесной связи с этими проблемами находятся педагогические проблемы гражданского воспитания молодежи.
Быкова Р. Важный фактор развития младшеклассников // Учитель. – 2010. – № 3. – С. 11-12. – Библиогр.: с. 12. О проблеме обучения правовой социализации младших школьников.
Васильев Ф. П. Современное правовое воспитание как необходимый фактор в образовательной политике России / Ф. П. Васильев, Л. А. Булатова // Административное право и процесс. – 2013. – № 4. – С. 36-38.
Иоффе А. Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. – № 9. – С. 19-24. Проблемы гражданского образования в оценках учителей.
Кузнецова Л. В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ в. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. – № 9. – С. 10-18. Проблемы гражданского воспитания в современных условиях.
Метлик И. В. Духовно-нравственное и гражданское воспитание в школе: особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе // Воспитание школьников. – 2012. – № 2. – С. 9-18. – Библиогр.: с. 18 (9 назв.). Сущность духовно-нравственного воспитания школьников и его роль в учебно-воспитательном процессе в современной России.
Метлик И. В. Ценностное ядро гражданского воспитания школьников // Воспитание школьников. – 2011. – № 8. – С. 3-10. – Библиогр.: с. 10 (8 назв.). О проблеме воспитания сознательного и ответственного гражданина в современной России.
Никандров Н. Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности // Педагогика. – 2007. – № 1. – С. 3-14. – Библиогр.: с. 14 (14 назв.). Об отрицательном влиянии массовой культуры на систему воспитания и социализации подрастающего поколения и возможностях избежания рисков, связанных с формируемым образом человека.
Никандров Н. Д. Воспитание и социализация молодежи: проблемы гармонизации // Социальная педагогика. – 2012. – № 1. – С. 8-17. – Библиогр.: с. 17 (34 назв.). Выступление на заседании Международной научно-практической конференции «Институт воспитания в современной России: модернизация, динамика и стратегия развития» о гражданском воспитании молодежи, необходимого для успешного развития государства и общества.
Певцова Е. А. Теория правосознания молодежи: современные правовые вопросы // Гражданин и право. – 2007. – № 3. – С. 9-21. Результаты социологического исследования правовой культуры молодежи. Сравнение уровня состояния правовой системы в сознании российских и белорусских подростков. Предложен механизм решения проблем формирования правосознания молодых.
Певцова Е. А. Теория правосознания молодежи: современные правовые вопросы // Гражданин и право. – 2007. – № 3. – С. 9-21. Результаты социологического исследования правовой культуры молодежи. Сравнение уровня состояния правовой системы в сознании российских и белорусских подростков. Предложен механизм решения проблем формирования правосознания молодых.
Прутченков А. Парадоксы гражданского образования в современной России / А. Прутченков, Т. Новикова // Воспитание школьников. – 2006. – № 10. – С. 2-5. Рассмотрены противоречия гражданского образования в условиях построения гражданского общества.
Самсонов Т. Н. О гражданском воспитании в условиях институциональных изменений в современной России // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. – 2012. – № 2. – С. 37-51. – Библиогр.: с. 50-51. Анализируется проблема становления гражданского общества в современной России, а также рассматривается система гражданского образования и воспитания, факторы и направления формирования гражданских качеств россиян.
Самсонова Т. Н. Проблемы гражданского образования в России // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. – 2007. – № 4. – С. 47-56. – Библиогр. в примеч.
Самсонова Т. Н. Формирование гражданской культуры в современной России // Философские науки. – 2013. – № 1. – С. 55-62. – Библиогр. в примеч. – Примеч.: с. 61-62. Автор исследует проблему формирования гражданской культуры в России, необходимости совершенствования гражданского образования и воспитания, повышения уровня политических знаний и привития навыков политического участия.
Следзевский И. В. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2007. – № 7. – С. 9-15. Автор статьи поднимает некоторые актуальные проблемы гражданско-патриотического воспитания и приглашает принять участие в их обсуждении.
Чанышев А. Х. Воспитание подрастающего поколения - приоритет образования // Воспитание школьников. – 2013. – № 4. – С. 68-70. О проблеме воспитания подрастающего поколения в современном российском обществе, требования к молодежи.
|