Новости исследовательского комитета





НазваниеНовости исследовательского комитета
страница1/11
Дата публикации18.02.2015
Размер1.52 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



ББК 66.0

Д31


    Редакционная коллегия:

  1. Сморгунов Л. В. (ответственный редактор – Санкт-Петербург)

  2. Гусев Н. В. (ответственный секретарь – Санкт-Петербург)

  3. Баранов Н. А. (Санкт-Петербург)

  4. Ильин М. В. (Москва)

  5. Попова О. В. (Санкт-Петербург)

  6. Фадеева Л. А. (Пермь)

  7. Морозова Е. В. (Краснодар)

  8. Грибанова Г. И. (Санкт-Петербург)

  9. Панкратов С. А. (Волгоград)


Редактор книжных обзоров:

А. В. Арсентьева (английский язык)



    Редактор обзоров научных журналов:

    Е. А. Лобачёва (английский язык)

    Редактор обзоров научных ста-тей:

    В. В. Кунашко


Редактор обзоров эмпирических данных:

Н. В. Гусев

Редакторы рефератов научных статей:

А. В. Арсентьева, В. П. Ёлкина,

О. В. Николенко, А. С. Стародубцева
Редактор рубрики «Представляем журнал»:

А.В. Арсентьева


Д31 ДЕМОКРАТИЯ И УПРАВЛЕНИЕ: Информационный бюллетень исследовательского комитета РАПН по сравнительной политологии № 1 (9). – СПб., 2010. – 77 с.

ISSN 1991-6051








Издание бюллетеня осуществляется при содействии факультета политологии

Санкт-Петербургского государственного университета







ISSN 1991-6051

    © Исследовательский комитет РАПН по сравнительной политологии, 2010

СОДЕРЖАНИЕ



НОВОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КОМИТЕТА……………………………………………...................

3

СТАТЬИ




Игнатова А. М. Основные подходы к построению моделей организации центров предоставления

государственных услуг по принципу «одного окна» в зарубежных странах …………..................................

4

    Коверзнева С. А. Публичная политика и способности гражданского общества и государства……….

10

Сморгунов Л. В. Методогические проблемы сравнительной политологии и категория

«политическое событие»……………………………………………………………………………………..

13

Степакова И. В. Взаимодействие государства и конфессий в условиях трансформации публичной сферы………………………………………………………………………………………………………………

19

РЕФЕРАТЫ СТАТЕЙ

МЕТОДОЛОГИЯ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ………………………..




А. Дюссо. Законодательство, политический контекст и поведение групп интересов (реферат)………...

39

Дж. Скотт Мэттьюс, Р. Джонсон. Динамика экономического голосования во время

избирательной кампании (реферат)……………………………………………………………………………...

42

Ф. Левиц, Г. Поп-Элчес. Почему нет отступления от прежних убеждений? Влияние Европейского Союза на демократию и управление до и после вступления (реферат)……………………………………….

44

П. Зельб, С. Питактин. Методологические проблемы исследования появления и электорального

успеха новых партий (реферат)………………………………………………………………………………….

46

ОБЗОР НОВЕЙШИХ КНИГ ПО СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТОЛОГИИ……………………………...

50

ОБЗОР ЗАРУБЕЖНЫХ ЖУРНАЛОВ ПО СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТОЛОГИИ………………….

52

ОБЗОР СТАТЕЙ ПО СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТОЛОГИИ………………………………………….

71

ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЖУРНАЛ. Сравнительная европейская политика (Comparative European Politics).....

73

ЭМПИРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ……………………………………………………………………………….

74


НОВОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КОМИТЕТА РАПН

ПО СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТОЛОГИИ

ОТЧЁТ О ВСЕРОССИЙСКОМ НАУЧНОМ СЕМИНАРЕ «ТРАНСФОРМАЦИЯ ПУБЛИЧНОЙ СФЕРЫ И СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НОВЫХ ФЕНОМЕНОВ ПОЛИТИКИ», ПОС. ГУЗЕРИПЛЬ (РЕСПУБЛИКА АДЫГЕЯ), 4-7 ФЕВРАЛЯ 2010 г.

4-7 февраля в поселке Гузерипль (Республика Адыгея) прошел VI Всероссийский научный семинар «Трансформация публичной сферы и сравнительный анализ новых феноменов политики». Организаторами семинара выступили факультет политологии СПбГУ, НИИ социально-гуманитарных проблем Кубанского государственного университета, Адыгейский государственный университет и Исследовательские комитеты РАПН по сравнительной политологии и по публичной политике и гражданскому обществу.

Приветствия в адрес участников семинара направили ректоры Кубанского и Адыгейского ГУ – М.Б. Астапов и Р.Д. Хунагов, политологов приветствовали президент РАПН О.Ю. Малинова, руководители исследовательских комитетов РАПН Л.В. Сморгунов и Л.И. Никовская, а также зам. главы муниципального образования «Майкопский район» Г.А.Храмова.
В рамках семинара состоялось 4 заседания:
1. Особенности публичной сферы, публичной политики и политические идентификации.
2. Действующие лица публичной политики: элиты, партии, массы.
3. Культура, информация, коммуникация и публичная сфера: конфликты, мобилизация и манипуляция.
4. Публичное пространство публичной политики.
Участники семинара заслушали и обсудили 17 докладов и 8 выступлений. Кроме того, было представлено 16 стендовых докладов. Участники представляли более 20 академических институтов и вузов из 9 регионов Российской Федерации. В докладах и выступлениях рассматривались тенденции развития современной публичной сферы, их влияние на публичную политику, роль государства, партий, политических элит, инновационной личности, средств массовой информации (в том числе Интернет), религиозных организаций, театра в трансформационных процессах публичности. Особое внимание уделялось проблемам политической идентификации, лояльности, мобилизации и поддержке в современной публичной сфере. Были представлены доклады по проблемам эмпирического анализа современной публичной политики на основе ЯН-индекса.
Состоялось организационное собрание Исследовательского комитета РАПН по сравнительной политологии, на котором были избраны председатель ИК (Сморгунов Л.В.) и Совет (Сморгунов Л.В., Баранов Н.А., Фадеева Л.А., Морозова Е.В., Панкратов С.А., Гусев Н. В.) и, а также определены ближайшие перспективы его деятельности.
Участники семинара ознакомились с культурными и природными достопримечательностями горной Адыгеи.

На основе докладов, изложенных в ходе конференции, опубликован сборник научных трудов: «Трансформация публичной сферы и сравнительный анализ новых феноменов политики» / Под ред. Л. В. Сморгунова, Е. В. Морозовой. Краснодар.: Кубанский государственный университет, 2010. 370 с.

СТАТЬИ
А. М. Игнатова

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ МОДЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕНТРОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ПО ПРИНЦИПУ «ОДНОГО ОКНА» В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Усложнение и дороговизна государственного управления во многих странах мира стали одной из важнейших осознаваемых проблем во второй половине ХХ века. Необходимость снижения издержек на осуществление функций государственного управления привела к внедрению социально-управленческих инноваций, основанных на реализации принципов результативности, эффективности, конкурентоспособности и прозрачности, оформленных в концепциях new public management, good governance и state capacity. Реформы, направленные на повышение эффективности государственного сектора, часто имеют под собой масштабные цели и задачи. Они предполагают проведение комплексных мер по трансформации и формированию нового поколения государственных служащих, вовлеченных в этот процесс на всех уровнях, а также разрушение стереотипов, укоренившихся в обществе на протяжении многих лет и формирование нового образа государственной службы, создание новых форм взаимодействия между государством и обществом. При этом необходимо учитывать достижения научно-технического прогресса, который способствует внедрению новых принципов, форм и механизмов в сфере предоставления государственных услуг населению. Одной из важнейших задач проводимых реформ является предоставление государственных услуг на основе равного доступа к ним всех граждан, а также их качества. Особое внимание при этом уделяется экономической эффективности и администрированию процесса предоставления услуг в соответствии с едиными стандартами.

Во многих странах мира органы государственного управления стали использовать опыт частного сектора, в котором способы общения с клиентами оказались более эффективными. К числу простых и действенных способов снижения издержек в государственном секторе, повышения качества управления и предоставления государственных услуг гражданам и негосударственным организациям относится организация работы государственных органов по принципу «одного окна». Центры предоставления государственных услуг являются перспективным и наиболее распространенным способом предоставления государственных услуг населению в государственном управлении в мире. Они дают возможность усовершенствовать процесс предоставления государственных услуг и повысить их качество, а также существенно сближают поставщиков услуг и граждан.

На сегодняшний день в зарубежных странах накоплен значительный опыт и отработаны технологии перехода от неповоротливой бюрократии к эффективным методам государственного управления. В тех регионах и государствах, где в системе государственного и местного управления внедрен принцип «одного окна», граждане и предприятия действуют более эффективно и оказываются более конкурентоспособными. Опыт зарубежных государств очень разнообразен, но существуют некоторые общие черты в реализации намеченных преобразований.

Правительства зарубежных государств связывают достижение повышения эффективности управления и качества государственных услуг с повышением и результативностью активного сотрудничества с гражданами. Для определения нужд и предпочтений населения постоянно проводится мониторинг мнения граждан об эффективности и результативности преобразований, прозрачности и качества предоставляемых государственных услуг. К числу общих задач реализации реформ государственного управления относится разработка систем стандартов и регламентов работы с потребителями услуг, организация деятельности органов государственного, регионального и местного управления на новых принципах управления.

Также успешное внедрение принципов государства «одного окна» требует сильного лидерства на самом высшем уровне руководства, наличия адекватных ресурсов, четкого определения критериев успеха, хороших навыков управления проектами, а также доступа к экспертам для получения консультаций, поддержки политиков различного уровня и бизнес-организаций для преодоления естественного сопротивления существующей бюрократии происходящим изменениям. Характерной чертой реформирования системы предоставления государственных услуг в зарубежных странах является длительность и постепенность этого процесса. Во многих зарубежных странах, таких как Великобритания, США, Малайзия и ряде других, этот процесс идет больше 10 лет, что объясняется сложностью процессов социокультурных изменений в части разрушения существующих в обществе стереотипов относительно государства, бюрократии и их взаимодействия с гражданами, проведением системной комплексной трансформации, направленной на создание положительного образа государственной службы и формирование нового поколения государственных служащих, а также установления новых форм взаимодействия между государством и гражданами.

Эти общие правила проведения реформ государственного управления образуют систему, которая позволяет учитывать приоритеты граждан в каждом конкретном случае и максимально адаптировать изменения к нуждам и потребностям граждан и государств.

Подчеркнем, что государство одного окна – в первую очередь НЕ технологический проект. Это проект управления изменениями, который должен качественно преобразовать подход государственных служащих к работе с клиентами и предоставить этим государственным служащим инструменты, необходимые для создания положительного опыта общения с клиентами.

Существует несколько моделей универсального государства «одного окна».

  1. С точки зрения сложности услуг, степени интеграции и добавленной стоимости.

Предоставление услуг по принципу «одного окна» часто создает необходимость внутренней межведомственной интеграции, хотя многие услуги могут предоставляться через одно окно одним ведомством. Существует различие между простыми системами «одного окна», не требующими сотрудничества с другими ведомствами, и сложными системами «одного окна», требующими межведомственного сотрудничества и обмена данными.

1. Модель первого шага: работает как справочная служба и не предполагает значительных затрат на ее создание или большого количества предоставляемых услуг. Это самая простая стадия развития государства одного окна и дает ограниченные результаты, поскольку всегда требуется второй, третий шаг и т.д.

2. Модель магазина повседневного спроса: объединяет простые электронные услуги отдельных ведомств, не предполагая сложного внутреннего реинжиниринга и интеграции (в основном вертикальная интеграция и почти полное отсутствие горизонтальной). Это модель государства одного окна средней сложности. По такой модели построены большинство Правительственных порталов и Центров обслуживания населения.

3. Полностью интегрированная модель: объединение простых и комплексных услуг, значительный реинжиниринг внутренних процессов, полная интеграция (как вертикальная, так и горизонтальная). Это модель государства одного окна высокой сложности, модель объединенного интегрированного правительства в будущем. Лишь немногие страны приближаются к этой стадии, среди них Сингапур, Корея, Великобритания и Канада, но им еще понадобится много лет, чтобы осуществить эту цель.

  1. С точки зрения охвата и специализации:

1. Универсальная модель («супермаркет»): предоставление доступа к большинству государственных услуг в большинстве ведомств.

2. Специализированная модель: универсальное обслуживание в определенной сфере или секторе (регистрация предприятий, содействие развитию торговли и т.д.)

Наиболее интересной моделью является комбинация А3 и В1: модель универсального интегрированного государства одного окна. Такая модель обладает наибольшими возможностями по улучшению качества предоставления услуг в долгосрочной перспективе, но также является наиболее сложной и требует больших затрат.

Термин «государство одного окна» подчеркивает ориентацию на предоставление услуг населению, на внешний результат, а не на внутренние инвестиции в информационные технологии1.

Основываясь на опыте зарубежных стран в направлении повышения степени удовлетворения населения получаемыми услугами, в качестве основных направлений совершенствования управления качеством бюджетных услуг, можно выделить следующие:

1. Необходимо ориентировать государственных служащих на переход к системе управления, ориентированной на результат, путем разработки и проведения соответствующих учебных программ, консультаций, семинаров.

2. Следует создавать специализированные службы помощи населению для оказания консультационной помощи по вопросам оказания государственных услуг.

3. Необходимо создавать электронную систему предоставления услуг, с размещением на официальных сайтах министерств правил, требований, порядка оказания соответствующих услуг, необходимых электронных бланков и форм, а также иных сопутствующих документов.

4. При каждом министерстве следует создавать службы контроля качества услуг, полномочиями которой стали бы: опрос населения, постоянный мониторинг степени удовлетворенности населения предоставляемыми услугами, разработка и совершенствование систем индикаторов оценки качества услуг, аудит и разработка рекомендаций для подотчетных ведомств.

В оценке эффективности и качества бюджетных услуг можно выделить:

1. Исследование и анализ функций и непосредственной деятельности каждого органа исполнительной власти.

2. Разработка стратегических целей и задач каждого министерства в зависимости от приоритетов экономической политики государства.

3. Разработка комплекса мероприятий, непосредственно ведущих к достижению поставленных целей.

Таким образом, повышение качества бюджетных услуг должно определяться следующими его составляющими: сроками удовлетворения требований предоставления услуги; оперативностью; доступностью для всех групп населения; ясностью и прозрачностью процесса оказания услуги; обеспечением прав пользователей; персональным подходом к клиентам; последовательностью политики оказания услуги; возможностью без ограничений получить доступ к необходимой достоверной информации; надежностью (предсказуемость, уровень информированности об изменениях, обоснованность принимаемых решений); качеством культуры обслуживания и общечеловеческой культурой и так далее2.

Из мирового опыта видно, что созданию центров предоставления услуг в любой стране предшествовало формирование специализированного государственного органа (комиссия, постоянно действующая рабочая группа и т.п.), ответственного за определение основных направлений реформы в сфере предоставления государственных услуг. Основной задачей, которую были призваны решить такие структуры, являлась разработка рекомендаций по повышению качества государственных услуг через создание центров обслуживания населения по принципу «единого окна». Также она разрабатывала общие подходы к формированию центров обслуживания населения, включая ведомственную подчиненность центра(ов) (центральному или местному органу государственного управления), их организационную структуру, юридический статус, набор услуг и каналы их предоставления, механизмы взаимодействия между создаваемым центром и соответствующими государственными учреждениями и ведомствами, источники и механизмы финансирования, механизмы мониторинга и контроля работы центра(ов), кадровое обеспечение, разработку концепции и пилотного проекта по созданию центра(ов). К этой работе активно привлекался экспертный и аналитический потенциал научно-исследовательских организаций и опыт частного сектора.

Зарубежный опыт показывает, что центры могут создаваться по инициативе центрального уровня государственного управления, но непосредственное создание чаще всего осуществляется местными органами власти и местными органами самоуправления. Следует отметить, что к моменту создания центров предоставления услуг многие страны прошли определенный путь в реализации административной реформы и внедрения элементов электронного правительства. В них уже были созданы реестры государственных услуг, разработаны и приняты, и законодательно закреплены стандарты предоставления государственных услуг населению.

Необходимо отметить, что разработка и внедрение стандартов не являлись самоцелью для успешной работы государства «одного окна», а служили и служат инструментом для быстрого и качественного предоставления услуг населению. В первую очередь они ориентированы на интересы потребителя, а не поставщика услуг. При этом регламенты и стандарты одинаково работают как на уровне гражданин - государственный служащий, так и на уровне – государственный служащий – государственный служащий (госорганизация), что создает основу для упорядочивания предоставления услуг и возможности оценки и контроля их качества.

Все это дало положительный эффект при создании центров обслуживания населения в этих странах, реформирующих систему государственного управления.

На первых порах набор предоставляемых услуг центром или центрами определялся исходя из первоочередных потребностей населения, а затем уже из существующих институциональных, правовых и технических возможностей центра(ов).

В зависимости от степени сложности предоставляемых услуг центры функционируют как front-office или как головная организация (back-office). В первом случае центры принимают заявления потребителей от имени соответствующей организации, проводят их первичную обработку, переправляют в головную организацию и предоставляют необходимую информацию потребителю. Во втором случае центры сами выступают в роли головной организации, оказывая услуги потребителям на месте.

Сотрудниками центра могут быть государственные служащие соответствующих государственных организаций (при этом они остаются сотрудниками своих организаций), а также могут привлекаться сотрудники на контрактной основе, которые не являются государственными служащими. Особое внимание уделяется подготовке и обучению сотрудников для работы с потребителями и программным обеспечением. Приобретение необходимых навыков сотрудниками и получателями государственных услуг экономит большое количество времени и освобождает сотрудников от лишней работы, а также избавляет граждан от потери своего свободного времени в очередях.

Постоянный мониторинг качества предоставляемых услуг, оценивание количественных и качественных аспектов работы центра, изучение мнения не только потребителей услуг, но и сотрудников центра, предоставляющих эти услуги, дает возможность вовремя вносить изменения и корректировки в процесс предоставления услуг.

Предоставляемые государственные услуги должны соответствовать требованиям граждан и осуществляться при низких затратах. Возможность оценить финансовый «вес» тех или иных услуг позволяет сопоставить стоимость услуг в бюджетном секторе и на конкурентном рынке. Поэтому бюджетные расходы носят целевой характер и ориентированы на достижение определенного результата, они «привязываются» к определенным государственным услугам. Таким образом, выявляется стоимость всех государственных услуг, включая даже те, которые государственные органы оказывают друг другу. В результате происходит переход к экономическому управлению, которое фиксирует размеры распределения бюджетных средств по видам предоставляемых государственных услуг.

В некоторых странах, например, в Австралии, существует Агентство по предоставлению государственных услуг, которое является самостоятельным государственным учреждением, работающим по принципу «одного окна». Оно не финансируется напрямую из бюджета, а получает средства за счет контрактов на предоставление услуг. Такой подход является хорошей мотивацией для обеспечения качества предоставляемых услуг. В случае неудовлетворенности качеством услуг, Министерства, объединенные данным агентством, имеют право расторгнуть контракты с ним. Эффективность выполнения контрактов с соответствующими министерствами-клиентами оценивается количественными и качественными данными, которые собираются каждый месяц. Внутренний контроль качества обеспечивается спецотделом Агентства, который собирает качественные и количественные данные от потребителей и сотрудников, занятых в предоставлении услуг, анализирует их и разрабатывает предложения по повышению качества предоставляемых услуг.

На основе проведенного анализа зарубежного опыта можно сделать вывод, что центры обслуживания населения, работающие по принципу «одного окна», являются наиболее распространенным и простым способом повышения качества государственных услуг и их количества на основе внедрения новых форм взаимодействия между государством и гражданами. Центры предоставления услуг способствуют развитию человеческого потенциала как государственных служащих, так и получателей услуг.

Использование стандартов и наилучшей мировой практики предоставления гражданам государственных услуг по принципу «одного окна» помогает сократить издержки и способствует обмену информацией и опытом между странами, реформирующими систему государственного управления.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Новости исследовательского комитета iconРуководство по использованию передовых методов в работе мба и доставке...
Новости Российского комитета ифла", с 2007 г. — журнал "Новости Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений". 6...
Новости исследовательского комитета iconНовости
В центре внимания | Новости | Анонсы | Конкурсы | Вести нко | Новости из округов Москвы
Новости исследовательского комитета iconНовости (официальные новости, анонсы конференций и семинаров, новые технологии, новости портала)
Сайт целиком посвящен профильному обучению и имеет рубрики: эксперимент по предпрофильной подготовке, содержание и методическое обеспечение...
Новости исследовательского комитета iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пресс-конференция «Зеленый взгляд» в Петербурге: особенности фестиваля экологических фильмов – 2013» (риа “Новости” ул. Жуковского,...
Новости исследовательского комитета iconГлавные новости номера
Спортивные новости (с. 3). День бегуна в школе (с ) Итоги пушкинской недели (с. 4)
Новости исследовательского комитета iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
С. Шойгу рассказал, кто виноват в пермском пожаре (Новости рбк (главные новости), 11-12-2009) 8
Новости исследовательского комитета iconНовости 20 марта на площадке риа новости состоялось обсуждение единого...
Методические указания составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
Новости исследовательского комитета iconТв “риа -новости”, 26. 03. 2013 г. Риа”Новости”:”Робота-няню и очки...
«областной центр информационного и материально-технического обеспечения образовательных учреждений»
Новости исследовательского комитета iconО заседании рабочей сессии Европейской экономической комиссии ООН по гендерной статистике
Америке и странам Карибского бассейна, Межгосударственного статистического комитета снг1, Исследовательского института Социального...
Новости исследовательского комитета iconИсходный файл "Новости Афонтово" "Новости Афонтово", 08. 10. 2012
Это технология доступа в аудиторию, технология, когда в компьютерных классах пользователь может положить карту на специальное устройство,...
Новости исследовательского комитета iconПервый канал, 15. 10. 2004, Время, 21: 00: 00, Агалакова Жанна; Новости,...
Нтв, 15. 10. 2004, Сегодня, 19: 00: 00, Белова Ольга; Сегодня, 16: 00: 00, 13: 00: 00, Поздняков Кирилл 11
Новости исследовательского комитета iconОб утверждении реестра заказа Комитета по образованию на программы...
Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга, на 2013 год и в соответствии с Протоколом №1 заседания Экспертной...
Новости исследовательского комитета iconНовости всех видов спорта в Украине. Советы для маленьких предпринимателей
Английский язык — изучение он-лайн, игровая форма. Украинские словари. Он-лайн переводчик. Детский портал: новости, общение, развлечения,...
Новости исследовательского комитета iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Риа новости президент Ассоциации детских психологов и психиатров России Александр Кузнецов. С какими трудностями сталкиваются школьники,...
Новости исследовательского комитета icon«Организация поисковой и исследовательской деятельности на уроках технологии»
Умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, это нужно каждому человеку....
Новости исследовательского комитета iconРекомендации по использованию инновационных образовательных технологий...
Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Национального исследовательского технологического университета...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск