ФГОУ ВПО
«Московский государственный институт
международных отношений (Университет)
МИД России»
Программа курса
“Европейское финансовое право”
Москва 2008
Программу курса разработал Касьянов Рустам Альбертович, к.ю.н., ст. преподаватель © Касьянов Р.А.
© МГИМО (У) МИД России
Раздел 1. Организационно-методический 1.1 Место курса в образовательной программе.
Курс "Европейское финансовое право" предназначен для студентов магистратуры Международно-правового факультета МГИМО (У) МИД России, Института европейского права МГИМО (У) МИД России. Данный курс может также читаться для студентов IV курса бакалавриата Международно-правового факультета и в рамках второго высшего образования. Предполагается, что слушатели данного курса предварительно прослушали общий курс по дисциплине "Европейское право", имеют базовые знания в области правового регулирования рынка ценных бумаг, а также хорошо владеют английским или французским языком. Курс "Европейское финансовое право" (или "Финансовое право ЕС") целесообразно читать одновременно или после ряда связанных с ним курсов: "Банковское право ЕС", "Акционерное право ЕС", "Финансовое право зарубежных стран". 1.2. Цели и задачи курса. Образовательные результаты (знания и компетенции).
Знание и понимание
| Знание и понимание:
Понятие, источники, субъекты, основная задача европейского финансового права.
Основные документы, регулирующие политику ЕС в сфере оказания финансовых услуг.
Процесс Ламфалусси и его реформа.
Организационно-правовая структура процесса Ламфалусси: структура комитетов и отношения с национальными регулятивно-надзорными органами государств-членов ЕС.
Гарантии прозрачности и интегрированности финансовых рынков в ЕС.
Инвестиционные услуги и регулируемые рынки в ЕС.
Правовое регулирование деятельности инвестиционных фондов в ЕС.
| Образовательные методики (формы проведения занятий)
Лекционные занятия с использованием презентаций в формате PowerPoint и комплекта мультимедийных материалов.
Занятия в рамках научно-практического семинара с представлением слушателями результатов собственных исследований (презентация проекта, представление аналитической записки, реферата) по различным вопросам финансово-правового регулирования в ЕС, а также последующий анализ и обсуждение полученных результатов в группе. Широкое использование практикумов и рассмотрение конкретных ситуаций.
| Форма проверки знаний
Устные выступления на семинарских занятиях с сообщениями, докладами, презентациями. Участие в дискуссии по устным сообщениям других слушателей. Письменные работы (проект, аналитическая записка, реферат).
Собственные отзывы преподавателя о презентации проектов, качества их анализа и итогов обсуждения в группах.
Выполнение промежуточных контрольных работ.
Отчеты об участии студентов в учебном процессе в целом.
Итоговый письменный диф. зачет.
| В соответствии с назначением основной целью курса является формирование теоретических и практических знаний в сфере правового регулирования финансовых услуг в Европейском союзе. В связи с этим ставится ряд задач, реализация которых позволит слушателям:
понимать сущность, предмет, значение финансового права ЕС, а также основные тенденции его развития на современном этапе;
свободно ориентироваться в финансовом законодательстве ЕС и применять на практике отработанные навыки анализа нормативно-правовой базы;
проводить оценку норм финансового права ЕС с позиций российского законодателя (совершенствование правовой базы по отдельным вопросам), либо с позиций представителя российского бизнеса (развитие бизнеса, выход на европейские финансовые рынки);
излагать проблему и подходы к ее решению в устной (сообщение, доклад) и письменной (аналитическая записка, реферат) форме;
самостоятельно расширять полученные знания, в том числе посредством теоретического обобщения практического опыта, создания собственной базы данных.
Образовательные результаты курса:
КОМПЕТЕНЦИИ
| Аналитические компетенции:
Слушатели курса, успешно окончившие программу, приобретут определенный комплекс знаний, умения и навыки, а также сформированные на их базе компетентности, и, соответственно:
смогут проводить сравнительный анализ и синтез правовых норм и методов правового регулирования в области финансового права ЕС, а также излагать различные доктринальные течения в данной области;
смогут соединять разнодисциплинарные инструменты в приложении к решению конкретной задачи;
научатся самостоятельно расширять портфель аналитических инструментов;
научатся эффективно работать с основными онлайновыми финансовыми (биржевыми) инструментами;
усовершенствуют навыки общения (письменного и устного).
| Образовательные методики (формы проведения занятий)
Лекционные занятия с использованием презентаций в формате PowerPoint и комплекта мультимедийных материалов.
Занятия в рамках научно-практического семинара по решению конкретных задач и принятию решений с представлением слушателями результатов собственных исследований, а также последующий анализ и обсуждение полученных результатов в группе. Широкое использование практикумов и рассмотрение конкретных ситуаций.
| Форма проверки развития (степени овладения) компетенции
Выполнение промежуточных контрольных работ.
Письменные задания (проект, реферат, аналитическая записка).
Устные доклады (презентация, выступление на семинаре).
Собственные отзывы преподавателя о презентации проектов, качества их анализа и итогов обсуждения в группах.
Отчеты об участии студентов в учебном процессе в целом.
| Системные компетенции:
Слушатели курса, успешно окончившие программу, смогут:
продемонстрировать свои способности по использованию теоретического языка знаний применительно к анализу конкретных ситуаций;
применить навыки проведения индивидуальных и коллективных научных исследований;
смоделировать командную работу, вычленяя знания, необходимые для качественного анализа, и распределяя ответственность в их получении;
проявить свою финансовую и деловую проницательность.
| Образовательные методики (формы проведения занятий)
Занятия в рамках научно-практического семинара по решению конкретных задач и принятию решений. Широкое использование практикумов и рассмотрение конкретных ситуаций.
Коллективная работа слушателей в группе (3-4 человека) по подготовке проспекта эмиссии ценных бумаг своей компании при их размещении на европейских финансовых рынках. Представление результатов исследования в формате PowerPoint (1-ый вид презентаций).
Коллективная работа слушателей в группе (3-4 человека) по подготовке проекта российского закона в области использования инсайдерской информации, исходящего из опыта и принципов регулирования аналогичных вопросов в праве ЕС. Представление результатов исследования в формате PowerPoint. (2-ой вид презентаций).
| Форма проверки развития (степени овладения) компетенции
Письменные задания (реферат или аналитическая справка).
Устные доклады (презентация, выступление на семинарах).
Собственные отзывы преподавателя о презентации проектов, их анализа и обсуждения в группах.
Итоги промежуточных контрольных работ. Отчеты об участии студентов в учебном процессе в целом.
Итоговый письменный диф. зачет.
| Коммуникационные компетенции:
У слушателей будут развиты новые компетенции, которые им позволят:
проявить знания особенностей ведения бизнеса и государственного управления в разных государствах-членах ЕС;
эффективно представить свой проект или компанию в рамках международных выставок и конференций;
публично выступать на различные профессиональные темы;
работать с широким кругом научной литературы, в том числе на иностранных языках.
| Образовательные методики (формы проведения занятий)
Лекционные занятия с использованием презентаций в формате PowerPoint и комплекта мультимедийных материалов.
Занятия в рамках научно-практического семинара по решению конкретных задач и принятию решений. Широкое использование практикумов и рассмотрение конкретных ситуаций.
Коллективная работа слушателей в группе (2-3 человека) по переводу и анализу нормативно-правовых актов в области финансового регулирования в ЕС с последующей презентацией результатов в формате PowerPoint (3-ий или языковой вид презентаций).
| Форма проверки развития (степени овладения) компетенции
Собственные отзывы преподавателя о презентации проектов, качества их анализа и итогов обсуждения в группах.
Итоги промежуточных контрольных работ.
Результаты по письменным заданиям. Отчеты об участии студентов в учебном процессе в целом.
Итоговый письменный диф. зачет.
|
1.3. Критерии оценки знаний и компетенций. Итоговый контроль академической успешности слушателей и оценка выхода их на запланированные образовательные результаты осуществляется преподавателем на основе:
оценки подготовленной слушателями одной из трех (по выбору) промежуточных коллективных проектов-презентаций. Оценка ставится всей группе (группы от 2-4 человек в зависимости от типа презентации). Объем: 12-15 слайдов на презентацию;
результатов проведения двух промежуточных контрольных работ;
работы на семинаре;
оценки подготовленной слушателем одной итоговой письменной работы (реферат, аналитическая записка). Работа подготавливается слушателем индивидуально и внеаудиторно. Объем: 35-40 тыс. печатных знаков (с пробелами, без учета изображений);
итогов заключительного письменного дифференцированного зачета.
Итоговая оценка по курсу складывается из следующих оценок по разным видам работы студента:
Вид работы
| Знания и компетенции, проверяемые в процессе выполнения данного вида работы
| Доля вида работы в итоговой оценке
| Промежуточная коллективная проект-презентация (группы от 2-4 человек в зависимости от вида презентации).
| Знания:
инвестиционные услуги в ЕС.
биржевое регулирование в ЕС.
правовое регулирование деятельности инвестиционных фондов в ЕС.
Компетенции: аналитические, системные и коммуникационные. Особое внимание уделено умению:
соединять разнодисциплинарные инструменты в приложении к решению конкретной задачи;
эффективно работать с основными онлайновыми финансовыми (биржевыми) инструментами;
применять навыки проведения индивидуальных и коллективных научных исследований;
смоделировать командную работу, вычленяя знания, необходимые для качественного анализа, и распределяя ответственность в их получении;
проявить свою финансовую и деловую проницательность.
| 20%
| Контрольная №1
| Знания:
понятие, источники, субъекты, основная задача финансового права ЕС.
интеграционное регулирование рынка ценных бумаг в ЕС: особенности нормативной базы и организационно-правового регулирования.
Компетенции: аналитические, системные и коммуникационные. Особое внимание уделено умению:
проводить сравнительный анализ и синтез правовых норм и методов правового регулирования;
проявить знания особенностей ведения бизнеса и государственного управления в разных государствах-членах ЕС.
| 15%
| Контрольная №2
| Знания:
гарантии прозрачности и интегрированности финансовых рынков в ЕС.
Компетенции: аналитические, системные и коммуникационные. Особое внимание уделено умению:
продемонстрировать свои способности по использованию теоретического языка знаний применительно к анализу конкретных ситуаций.
| 15%
| Работа на семинаре
| Все виды знаний и компетенций, упомянутых в п.1.2.
| 10%
| Самостоятельная итоговая письменная работа (реферат, аналитическая записка)
| Все виды знаний и компетенций, упомянутых в п.1.2.
| 10%
| Итоговый письменный зачет
| Все виды знаний и компетенций, упомянутых в п.1.2.
| 30%
| Итог
|
| 100%
|
Раздел 2. Содержание курса. 2.1. Организационно-методические данные курса.
Вид работы
| Трудоемкость
(в акад. часах)
| Общая трудоемкость
| 138
| Аудиторная работа
| 44
| Лекции
| 24
| Практические занятия/семинары
| 20
| Самостоятельная работа
| 94
| Проект (поиск материала, анализ‚ оформление в группе)
| 12
| Курсовые работы (при наличии)
| ─
| Рефераты (аналитические записки)
| 8
| Внеаудиторные самостоятельные работы (в группах)
| 10
| Самоподготовка (самостоятельное изучение лекционного материала и материала учебников, подготовка к практическим занятиям, текущему контролю и т.д.)
| 64
| Виды текущего контроля (2 контр. работы) контрольные)
| 4
| Вид итогового контроля (письменный диффер. зачет)
| 2
|
2.2. Тематический план курса.
Наименование разделов и тем
| Дневная и вечерняя формы обучения
| Количество часов (в акад. часах и/или кредитах)
| Лекции
| Практические занятия
| Самостоят. работа
| Всего часов по теме
| Глава 1. "Европейское финансовое право" как наука и учебная дисциплина.
це
(наименование раздела)
| 2
| -
| 6
| 8
| Глава 2. Основные этапы развития политики ЕС в сфере финансовых услуг.
|
|
|
|
| Тема 2.1 План действий в сфере финансовых услуг в период 1999-2005 гг.
| 2
| -
| 8
| 10
| Тема 2.2. Политика ЕС в области финансовых услуг в период 2005-2010 гг..
| 2
| 2
| 8
| 12
| Глава 3. Процесс Ламфалусси и его реформа.
|
|
|
|
| Тема 3.1. Общая характеристика процесса Ламфалусси.
| 2
| -
| 6
| 8
| Тема 3.2. Реформа процесса Ламфалусси.
| 2
| -
| 6
| 8
| Глава 4. Общая характеристика деятельности коммунитарных и нац. регулятивно-надзорных органов.
|
|
|
|
| Тема 4.1. Создание КРЦБ и ЕКЦБ.
| 2
| -
| 6
| 10
| Тема 4.2. Общая характеристика деятельности национальных регулятивно-надзорных органов в ЕС.
| 2
| 2
| 8
| 12
| Глава 5. Гарантии прозрачности и интегрированности европейских финансовых рынков.
|
|
|
|
| Тема 2.1 Директива "о злоупотреблениях на рынке".
| 2
| 4
| 10
| 16
| Тема 2.2. Директива "о проспектах эмиссии".
| 2
| 4
| 10
| 16
| Тема 2.3. Директива "о прозрачности".
| 2
| 2
| 8
| 12
| Глава 6. Инвестиционные услуги в ЕС.
| 2
| 4
| 10
| 16
| Раздел 7. Правовое регулирование деятельности инвестиционных фондов в ЕС.
| 2
| 2
| 8
| 12
| Итого по курсу:
| 24
| 20
| 94
| 138
|
2.3. Содержание курса. Глава 1. "Европейское финансовое право" как наука и учебная дисциплина.
Тема 1.1. Наука "европейского финансового права": обзор основных доктринальных течений.
Сочетание частного и публично-правового в понимании европейского финансового права. Обзор современной научной и учебной литературы.
Тема 2.2. Учебная дисциплина "европейского финансового права".
Понятие, источники, субъекты европейского финансового права.
Глава 2. Основные этапы развития политики ЕС в сфере финансовых услуг.
Тема 2.1. План действий в сфере финансовых услуг в период 1999-2005 гг..
Анализ и комментарии трех стратегических целей ПДСФС.
|