Скачать 0.7 Mb.
|
ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» Волгоградский филиал Кафедра Экономики и финансов Семикин Д. В. (фамилия, инициалы автора (ов) ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ (наименование учебной дисциплины) Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» (код специальности) (наименование специальности ).
Волгоград 2011 Содержание
РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины 1.1. Требования образовательного стандарта по учебной дисциплине «Территориальная организация населения» Территория и границы РФ как фактор развития российского государства. Природные предпосылки социально-экономического развития России. Экономическая оценка природных условий и природных ресурсов России. Территориальные особенности демографического и этнонационального развития России. Территориальные факторы и особенности развития расселения. Закономерности территориальной организации производства. Основные особенности размещения и территориальной организации промышленности и ее отраслей в России; межзональное разделение труда. Особенности территориальной организации транспортной системы РФ. Основные факторы и особенности развития и размещения сельского хозяйства РФ. Основные тенденции и особенности формирования единого экономического пространства на постсоветской территории; проблемы экономической интеграции. Россия в системе международного (мирового) разделения труда. Тенденции и особенности социально-экономического развития севера России. Основные направления развития приграничных районов России. Особенности территориальной организации экономических районов. Дидактические единицы по учебной дисциплине «Территориальная организация населения» Не разработаны. 1.2. . Цели учебной дисциплины. В соответствии с государственным стандартом в курсе предмета «Территориальная организация населения» изучаются: Территория и границы РФ как фактор развития российского государства. Природные предпосылки социально-экономического развития России. Экономическая оценка природных условий и природных ресурсов России. Территориальные особенности демографического и этнонационального развития России. Территориальные факторы и особенности развития расселения. Закономерности территориальной организации производства. Основные особенности размещения и территориальной организации промышленности и ее отраслей в России; межзональное разделение труда. Особенности территориальной организации транспортной системы РФ. Основные факторы и особенности развития и размещения сельского хозяйства РФ. Основные тенденции и особенности формирования единого экономического пространства на постсоветской территории; проблемы экономической интеграции. Россия в системе международного (мирового) разделения труда. Тенденции и особенности социально-экономического развития севера России. Основные направления развития приграничных районов России. Особенности территориальной организации экономических районов. Основная задача предмета «Территориальная организация населения» - дать студентам знания о современном состоянии и тенденциях изменений в размещении производительных сил России, ознакомить с основными закономерностями территориальной организации экономики и трудовых ресурсов. Формирование навыков анализа и оценки размещения производительных сил региона в зависимости от природных, исторических и экономических факторов размещения производства. Студенты должны обратить внимание на региональные особенности проявления научно-технического прогресса, формирующиеся рыночные отношения и экологию региона. 1.3. Требования к уровню освоения дисциплины. В результате изучения предмета «Территориальная организация населения» студент должен знать:
Студент, прошедший курс обучения, должен уметь:
Студент должен приобрести следующие навыки:
Дисциплина «Территориальная организация населения» является базовой общегуманитарной дисциплиной, опирающейся на знания студентов по физической географии, философии, экономики, демографии, экологии, математики, статистики географии населения и других наук. Прежде чем рассматривать проблемы Территориальной организации населения, студенты в курсе «Экономическая теория» изучают такие категории, как издержки производства, прибыль, риски, индекс цен, валовой внутренний продукт, уровень инфляции и другие. Знание этих категорий позволяет студентам в курсе «Территориальной организации населения» сопоставлять уровни социально-экономического развития разных регионов страны, что напрямую связано с миграционной привлекательностью регионов. Курс «Территориальной организации населения» опирается также на знание таких дисциплин, как «Экономика предприятия», «Маркетинг», «Менеджмент», «Статистика», «Физическая география», «Экономическая география», «История». Не повторяя их содержания, «Территориальной организации населения» дает базисные знания в области географии населения, региональной экономики и предоставляет возможность применить эти знания в сфере экономической деятельности. Дисциплина «Территориальной организации населения» является одной из основ для изучения проблем регионального менеджмента, управления макроэкономической деятельности фирм и административных органов власти. Совокупность этих знаний позволит выпускникам Академии государственной службы эффективно участвовать в региональном и общероссийском бизнесе и успешно использовать потенциал России и Волгоградской области в общенациональных интересах. 1.4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «Территориальная организация населения» на 2011 – 2012 уч. год. для студентов УЗ-200 (116 часов), УЗ-300 (128 часов)
1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины Лекция 1. Территориальная организация населения. Территория и границы РФ как фактор развития российского государства. Предмет, методология и задачи дисциплины Территориальная организация населения» и ее связь с другими науками. Методы исследования, используемые территориальной организацией населения. Основные понятия учебного курса. Методы учета населения. Показатели территориального размещения населения. Методы территориальная организация населения. Территориальный аспект исследований. Исторический анализ в предмете. Сравнительный и картографический метод. Применение экономико-математических методов. Системный подход к изучаемым процессам и явлениям. Теоретические основы территориальная организация населения специфика размещения населения на территории Р.Ф. Территория и границы РФ как фактор развития российского государства. Понятие экономического потенциала и факторы его определяющие. Приоритетные задача региональной политики социально-экономического развития России. Конституция Российской Федерации. Федеральное устройство Р.Ф. Современное политико-административное деление России. Проблемы. Экономическое районирование как метод экономико-географических исследований. Иерархия и таксонометрические единицы экономического районирования. Объективный характер районов Основные понятия теории территориальной организации на населения. Народ. Народонаселение. Население постоянное и наличное. Структура населения. Демографические изменения населения России за последнее десятилетие. Перспективы демографического развития России и ее территориальная организация. Поселение и его типы. Естественноисторическая концепция территориальной организации населения В.В. Анненкова. Теоретические основы территориальная организация населения Территория и границы РФ как фактор развития российского государства. Основные понятия: Рыночная экономика; территориально производственная организация населения; территориальные различия в размещении населения по территории Р.Ф.; соседи первого порядка Р.Ф. их влияние на размещения население; территориальная структура. Лекция 2. Современная территориальная организация пространства России. Приграничные районы Российской Федерации. Экономико-географическое положение России. Факторы, влияющие на ЭГП Российской Федерации. Геополитическое положение России как фактор размещения населения и хозяйства страны. Федеральные округа Российской Федерации. Современное пространство России. Экономико-географический подход к оценке значимости приграничных регионов Российской Федерации. Этническая и социальная структура территорий Российской Федерации.Тенденции и особенности социально-экономического развития севера России. Основные направления развития приграничных районов России Тенденции и особенности социально-экономического развития севера России. Основные направления развития приграничных районов России Политическое и административное деление северных территорий как фактор, влияющий на территориальную организацию хозяйства. Принципы экономического районирования. Специализация и комплексное развитие хозяйства северных и приграничных районов в условиях перехода к рыночной экономике. Российская Федерация – крупный экономический район мирового хозяйства. |
Учебно-методический комплекс Для специальности: 080504 Государственное... Учебно-методический комплекс «Организационное поведение» составлен в соответствии с требованиями Примерной программы по дисциплине... | Учебно-методический комплекс для специальности 080504 − Государственное... Общепрофессиональный курс «Информатизация муниципальных органов» предназначен для студентов четвертого курса дневной, вечерней и... | ||
Государственное и муниципальное управление В. В. Ивочкин. Законодательный процесс, законодательная техника: Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080504... | Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080504 Государственное... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080504 государственное... Социальная политика государства: учебно-методический комплекс. Уфа: рио багсу, 2008. 103 с | Программа по дисциплине «Логика» для студентов специальности «Государственное... Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» Тюменского государственного... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080504 Государственное... Рабочая программа учебной дисциплины Иностранный язык профессионального общения | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080504 Государственное... Система национального счетоводства: учебно-методический комплекс / сост. Г. И. Япарова-Абдулхаликова. – Уфа: багсу, 2008. 72 с | Учебно-методический комплекс дисциплины управление общественными... Специальность 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» Форма подготовки (очная/заочная) | ||
И. Н. Ильина управление крупнейшими городами учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс. Для студентов Института управления, обучающихся по специальности 08050465 «Государственное и муниципальное... | Программа дисциплины «Государственное и муниципальное управление» Учебно-методический комплекс «Организационное поведение» составлен в соответствии с требованиями Примерной программы по дисциплине... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине экономика предприятия... Гос впо по специальности 08050465 Государственное и муниципальное управление, утвержденными 17 марта 2000, №233 эк/сп | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Рассмотрено на заседании кафедры менеджмента, маркетинга и логистики «05» 09. 2013 г., протокол №1 | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины исследование систем управления... Специальность 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» Форма подготовки (очная/заочная) | Учебно-методический комплекс дисциплины информационные технологии... Специальность 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» Форма подготовки (очная/заочная) |